2010.04.014. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЕЦБ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА.
The ECB's monetary policy stance during the financial crisis // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2010. - N 1. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/mobu/mb201001en.pdf
Совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) оценивает основные направления своей денежно-кредитной политики в условиях нынешнего финансового кризиса на основе глобального прогнозного подхода, который позволяет надежно оценить риски политики с точки зрения среднесрочной стабильности цен в условиях растущей неопределенности.
Меры денежно-кредитной политики ЕЦБ влияют на рыночные процентные ставки и цены, а также на развитие реальной экономики и инфляцию. При оценке политики ЕЦБ учитываются два основных элемента: а) оценка среднесрочных перспектив в области инфляции и рисков нарушения стабильности цен; б) оценка влияния денежно-кредитной политики на развитие экономики и поддержание стабильности цен.
Главным показателем, устанавливаемым ЕЦБ, является ставка рефинансирования. Кроме того, определяется ставка по краткосрочным кредитам, предоставляемым ЕЦБ, а также ставка по банковским депозитам в ЕЦБ. Политика ЕЦБ в области коммуникации также является важной частью его стратегии и существенным элементом передачи импульсов денежно-кредитной политики в реальную экономику.
Даже в относительно спокойные времена оценивать эффективность денежно-кредитной политики трудно, и тем более это сложно делать в условиях финансового кризиса, когда ситуация меняется очень быстро и неопределенность усиливается. В этих условиях невозможно получать надежные данные о многочисленных экономических и финансовых переменных, как это было в спокойные времена. Классические модели, построенные на основе таких переменных, утратили свою надежность и потому не могут использоваться, как прежде.
Преимущества широкого подхода ЕЦБ к оценке изменений в направлении денежно-кредитной политики, имеющей две опоры, проявились в условиях финансового кризиса. Первая опора - это экономический анализ, позволяющий ЕЦБ понять влияние внеш-
них факторов (например, изменения цен на нефть и рынка ипотечных кредитов в США) на экономику зоны евро, а также на связи между финансовой сферой и реальной экономикой. Кроме того, экономический анализ помогает понять эволюцию инфляционных тенденций, связанных с повышением цен на энергоносители. Вторая опора - монетарный анализ, который позволяет понять среднесрочные перспективы, учитывая более долгосрочные фундаментальные связи между деньгами и инфляцией, эволюцию денежных агрегатов и рынков, банковских балансов, цен активов и потоков займов.
В чрезвычайных условиях финансового кризиса денежно-кредитная политика ЕЦБ не сводится к установлению процентной ставки рефинансирования, а включает меры нетрадиционного (non conventionnelles) характера. Еще в самом начале финансового кризиса, когда стала ощущаться нехватка ликвидности, ЕЦБ и Евроси-стема приняли меры, направленные на удовлетворение потребностей банков в ликвидных средствах. После краха американского инвестиционного банка «Lehman Brothers» в сентябре 2008 г. кризис быстро охватил всю мировую финансовую систему и вызвал серьезное снижение темпов экономического роста в зоне евро. В ответ на это Совет управляющих ЕЦБ принял решение о некоторых традиционных и нетрадиционных мерах с учетом рисков, угрожающих стабильности цен: до 1% была снижена официальная процентная ставка (снижение составило 325 базисных пунктов), т.е. до самого низкого за весь послевоенный период уровня. В дополнение к этому Евросистема приняла нетрадиционные меры по усиленной поддержке кредитного рынка.
Как известно, главную роль в финансировании экономики в зоне евро играют банки. Именно поэтому принятые меры были направлены на то, чтобы гарантировать банкам доступ к ликвидным средствам центральных банков, а также к межбанковскому рынку иностранных валют. С этой целью ЕЦБ заключил соглашение с ФРС США об обмене валютой (своп). В целом усиленная поддержка кредитов включала пять следующих мер:
- вливание ликвидности в банки зоны евро в неограниченных объемах по фиксированным процентным ставкам под определенное гарантийное обеспечение;
- увеличение максимальных сроков операций по рефинансированию с докризисных трех месяцев до одного года;
- расширение списка активов, принимаемых в качестве гарантийного обеспечения получаемых кредитов;
- предоставление ликвидности в иностранной валюте (особенно в долларах);
- приобретение обеспеченных облигаций.
Все эти нетрадиционные меры, адресованные в основном банкам зоны евро, не сопоставимы с мерами, принятыми ФРС, Банком Англии и Банком Японии. Вместе с тем меры ЕЦБ способствовали сохранению ориентации его денежно-кредитной политики на обеспечение среднесрочной стабильности цен. В процессе восстановления нормального хода экономического развития нетрадиционные меры должны постепенно отменяться. При этом соответствующие решения должен принимать ЕЦБ. На заседании 3 декабря 2009 г. Совет управляющих ЕЦБ решил начиная с первого квартала 2010 г. постепенно отменять некоторые меры, например численность и частоту операций по долгосрочному рефинансированию. Так, последняя операция по рефинансированию на срок в один год была осуществлена в декабре 2009 г., а сроком в шесть месяцев -в марте 2010 г. Однако отказ ЕЦБ от некоторых нетрадиционных мер не должен негативно влиять на условия финансирования реальной экономики. Следует также помнить, что излишняя ликвидность может побудить банки брать на себя чрезмерно высокие риски.
В условиях улучшения экономического и финансового положения постепенная отмена нетрадиционных мер не должна приводить к ужесточению денежно-кредитной политики ЕЦБ. В долгосрочном плане стратегия отказа от нетрадиционных мер позволит вернуться к классическим способам и мерам денежно-кредитной политики и восстановить четкое различие между решениями в области этой политики и мерами по их реализации.
Таким образом, чтобы ослабить влияние финансового кризиса на реальную экономику, ЕЦБ быстро и значительно снизил ключевую ставку рефинансирования и принял ряд нетрадиционных мер, в том числе таких, как усиленная поддержка кредитования домашних хозяйств и предприятий. Поскольку эти меры имеют чрезвычайный характер, они постепенно должны быть отменены, когда ситуация на финансовых рынках нормализуется и механизмы пе-
редачи денежно-кредитной политики начнут функционировать нормально.
Л.А. Зубченко
2010.04.015. ЦЕНТРЫ СОДЕЙСТВИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ.
Des centres d'aide pour les PME à travers le monde. - Mode of access: http://www.euractiv.com/fr/enterprise-jobs/-188922
В середине января 2010 г. было объявлено о планах Европейской комиссии (ЕК) открыть за границей ряд новых отделений по поддержке малых и средних предприятий (МСП), стремящихся обосноваться на новых рынках. При этом Брюссель не намерен посягать на полномочия национальных учреждений и частных организаций, которые уже предоставляют такие услуги МСП. Эти меры принимаются во исполнение Закона о малом бизнесе (Small Business Act), который нацеливает государства - члены ЕС на помощь МСП в освоении рынков сбыта за пределами Евросоюза.
К настоящему времени ЕК создала «группы доступа на рынок» (équipes d'accès au marché) на 31 ключевом экспортном рынке -от Аргентины до Вьетнама. Европейская сеть поддержки предприятий (Réseau de soutien européen aux entreprises), которая оказывает услуги МСП и другим компаниям, представлена в 17 странах за пределами ЕС.
Европейские МСП уже давно жаловались на трудности с проникновением на некоторые зарубежные рынки, связанные с правовыми, языковыми и культурными различиями, а также с отсутствием необходимой информации, особенно в странах с формирующимися рынками. Протекционистские тенденции, усиливающиеся в условиях финансового кризиса, также все чаще становятся проблемой для экспортирующих предприятий. Именно поэтому миллионы евро будут направлены на создание консультационных центров за рубежом, чтобы помочь европейским компаниям преодолевать указанные выше трудности.
Европейский центр торговли и технологии открылся в конце 2008 г. в Нью-Дели (Индия) с общим бюджетом в 14,5 млн. евро (на ближайшие восемь лет); подобные центры будут открыты еще в трех индийских городах. В 2010 г. будет открыт такой же центр в Бангкоке (Таиланд) с бюджетом в 2,2 млн. евро, который будет об-