щественное значение для механизма передачи денежно-кредитной политики; 2) обладая возможностью постоянно следить за эволюцией финансовых рынков и экономических циклов, ЦБ могут получать необходимую информацию для анализа; 3) независимость ЦБ позволяет им выявлять и беспристрастно оценивать риски; 4) близость ЦБ к банковской системе дает им возможность получать глубокие знания об эволюции финансовой сферы.
Как показал нынешний кризис, страны, где ЦБ отвечали за банковский надзор, смогли быстро и своевременно отреагировать на кризисные явления и их последствия. Чтобы гарантировать успех макропруденциального надзора, нужно, чтобы все участвующие в нем органы сотрудничали между собой. Вместе с тем надзор за системными рисками должны осуществлять ЦБ.
Л.А. Зубченко
2010.02.033. РОЛЬ ОЖИДАНИЙ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.
Expectations and the conduit of monetary policy // Month. bull. of ECB. -Frankfurt a. Main, 2009. - N 5. - Mode of access: http://www.ecb. int/pub/pdf/mobu/mb200905en.pdf
В статье рассматривается роль мониторинга ожиданий частного сектора и управления ими в разработке и проведении денежно-кредитной политики центральными банками (ЦБ) в современных условиях. Существуют две главные причины, заставляющие ЦБ учитывать ожидания (в том числе инфляционные) частного сектора и постоянно следить за ними.
Во-первых, меры денежно-кредитной политики ЦБ воздействуют на положение реальной экономики и инфляцию с определенным временным лагом. Как показывают эмпирические исследования, монетарные импульсы «достигают» реальной экономики через несколько кварталов, а инфляции - через еще больший период времени. По этой причине ЦБ должны тщательно выверять свои действия, чтобы воздействовать на макроэкономические результаты, которые ожидаются через несколько кварталов.
Во-вторых, ЦБ постоянно следят за ожиданиями частного сектора, так как изменения экономических переменных (цен и объемов) могут существенным образом повлиять на поведение экономических субъектов через многочисленные каналы, например через
требования наемных работников о повышении заработной платы, что может заставить предпринимателей повысить цены для компенсации расходов на увеличение оплаты труда.
Дополнительным аргументом в пользу постоянного слежения ЦБ за ожиданиями частных экономических субъектов является наличие тесной связи между формированием цен активов, экономическим выбором и ожиданиями частного сектора.
ЦБ должны постоянно следить за восприятием широкой публикой их способности поддерживать стабильность цен. Доверие к денежно-кредитной политике ЦБ является важным условием повышения эффективности этой политики. Нестабильная динамика инфляционных ожиданий может проявляться тогда, когда рыночные операторы теряют доверие к способности ЦБ поддерживать стабильность цен и верно прогнозировать перспективы экономического роста.
В зоне евро используются различные показатели для оценки инфляционных ожиданий. Так, Европейский центральный банк (ЕЦБ) широко применяет результаты анкетирования профессиональных прогнозистов Enquêtes auprès des prévisionnistes professionnels, EPP). В зоне евро долгосрочные инфляционные ожидания составляли в период после 1999 г. 1,8-2%, в том числе в 2003-2008 гг. - 1,9-2%, достигая в отдельные периоды 2008 г. 2,5%. В то же время инфляционные ожидания в США были в рассматриваемый период более высокими, чем в зоне евро, составляя 2,3-3,5%.
Только в идеальном мире рациональных ожиданий все экономические субъекты формируют свои ожидания эффективно и гомогенно (однородно), используя всю имеющуюся информацию об экономике. В реальном мире ограниченной рациональности и несовершенного знания дело обстоит совсем иначе, и потому ЦБ приходится применять меры, позволяющие эффективно устранять нестабильность ожиданий. В настоящее время все большее число ЦБ заранее объявляют количественные цели, что является важным элементом их стратегии.
Что касается среднесрочных целей денежно-кредитной политики ЕЦБ, то они, как правило, не квантифицируются, поскольку механизмы передачи денежно-кредитной политики характеризуются разнообразием и сравнительно долгой продолжительностью.
Отбор мер этой политики зависит от экономической ситуации, природы структурных трудностей и разнообразия экономического поведения.
Кроме количественного определения целей денежно-кредитной политики, ЦБ влияют на долгосрочные инфляционные ожидания экономических субъектов через укрепление доверия последних к способности ЦБ выполнять свои основные функции. Если ЦБ удается убедить экономических субъектов в обоснованности анализа перспектив развития экономики и оценки рисков, влияющих на стабильность цен, они могут повлиять и на инфляционные ожидания экономических субъектов, которые соответствуют динамике фундаментальных макроэкономических показателей.
Чтобы улучшить механизмы формирования ожиданий и уменьшить - насколько это возможно - разрыв между ожиданиями частного сектора и прогнозами ЦБ, некоторые специалисты предложили, чтобы ЦБ сообщали рыночным операторам довольно точные количественные показатели о будущей вероятной эволюции ключевых процентных ставок. Однако в период усиления неопределенности и экономических потрясений точно и надежно определить масштабы и календарь будущих изменений и направлений денежно-кредитной политики ЦБ очень трудно. К тому же существует риск того, что рынки и широкая публика не будут полностью уверены в обоснованности объявленных ЦБ возможных изменений. В результате может возникнуть разрыв между показателями объявленной и действительной денежно-кредитной политикой, что скомпрометирует надежность ЦБ и ослабит доверие широкой публики к их способности прогнозировать будущую эволюцию и выполнять свои обещания.
Таким образом, вероятные недостатки, связанные с публикацией прогнозов изменения ключевых процентных ставок, могут превысить связанные с этим преимущества.
В периоды формирования на некоторых сегментах рынка капиталов «нетипичных цен» (prix atypiques) ЦБ могут столкнуться с вызовом, связанным с так называемыми «неразумными ожиданиями» («anticipations déraisonnables») в отношении будущей конъюнктуры. Так, экономические субъекты, получая недостаточную информацию, могут проявлять чрезмерный оптимизм в отношении будущего повышения производительности и доходности, связанно-
го с техническим прогрессом, это может заставить их ускоренными темпами накапливать капитал, что, в свою очередь, приведет к повышению цен активов. Когда оказывается, что эти ожидания не оправдались, происходит значительное снижение объема инвестиций и общая переоценка цен активов, что ухудшает экономические перспективы. Нынешний финансовый кризис продемонстрировал необходимость учета диспропорций в ценах активов в проведении денежно-кредитной политики ЦБ.
Международная финансовая стабильность зависит от макроэкономической политики. Разрешение проблем, связанных с про-цикличностью макроэкономической политики, требует разработки механизмов автоматических стабилизаторов, действующих в финансовой сфере. При этом следует избегать так называемых «ловушек ожиданий» (trappes à anticipations), которые могут вызвать чрезмерно высокие темпы инфляции и даже возникновение дефляции.
Л А. Зубченко
2010.02.034. ОЖОЗ И. ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ДОЛЛАРИЗАЦИИ БАНКОВСКИХ ДЕПОЗИТОВ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
OZSOZ E. Evaluating the effects of deposit dollarization in financial intermediation in transition economies // Eastern europ. economics. -Armonk (N.Y.), 2009. - Vol. 47, N 4. - P. 5-24.
В статье приводятся результаты эмпирического исследования влияния долларизации банковских депозитов на функционирование банковской системы в странах с переходной экономикой (СПЭ).
Понятие «долларизация» в общих чертах можно определить как использование иностранной валюты в экономике той или иной страны в качестве счетной денежной единицы, средства накопления и обмена. Процесс долларизации может быть целью государственной политики. Например, в таких странах, как Эквадор и Сальвадор речь фактически идет об официальной, де юре, или полной долларизации. Этот процесс может носить неофициальный характер, когда экономические агенты используют иностранную валюту при заключении сделок или как средство сбережений, т.е. де факто имеет место неофициальная или частичная долларизация. Хотя не-