надзора в отношении собственного капитала и ликвидности банков, а также механизмов структурного урегулирования.
Состав нормативного капитала. БК пересматривает вопрос о роли состава капитала и о включении в него конвертируемых инструментов, что предполагает изменение состава капитала первого (Tier 1) и (или) второго (Tier 2) порядка.
Ликвидность. На основе информации, полученной путем количественных оценок, БК должен детально разработать минимальные глобальные стандарты ликвидности, включая 30-дневный коэффициент покрытия ликвидности и долгосрочные структурные коэффициенты ликвидности.
Л.А. Зубченко
2010.03.032. ДЕВАТРИПОН М., РОШЕ Ж.-Ш. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ БАНКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ.
DEWATRIPONT М., ROCHET J.-Ch. Le traitement des banques en difficulté // Rev. de la stabilité fi n. - Р., 2009. - N 13. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/publications/telechar/rsf/2009/ etude00_rsf_0909.pdf
М. Деватрипон, профессор экономики Свободного университета в Брюсселе, и Ж.-Ш. Роше, профессор экономики Экономической школы Тулузы, в статье, написанной для «группы 20» (G20), формулируют ряд предложений для реформы системы банковского регулирования и надзора.
Нынешний финансовый кризис имеет многосторонний характер, затрагивая различные аспекты регулирования финансово-банковской сферы. Действия государственных органов регулирования в отношении банков, испытывающих трудности (banques en difficulté), должны быть направлены на достижение двух главных целей: а) гармонизации подхода разных стран к таким банкам для поддержания финансовой стабильности на глобальном уровне; б) углубления международного сотрудничества в области регулирования трансграничных банков, находящихся в трудном положении.
Нынешняя система регулирования весьма уязвима из-за того, что в разных странах существуют разные подходы к банкам, испытывающим трудности, несмотря на то что положения Базеля-1 и
Базеля-2 содержат общие требования к собственным капиталам банков.
Базельские соглашения о достаточности капиталов (Базель-1 и Базель-2) призваны способствовать гармонизации правил банковского регулирования и практики управления банковскими рисками, но начало этого процесса совпало с финансовым кризисом, что потребовало пересмотра положений Базеля-2. Такой пересмотр может осуществляться в следующих направлениях.
• Введение специального режима банкротства банков. Некоторые эпизоды нынешнего кризиса показали, что органы банковского надзора многих стран - членов 020 не располагают достаточными правовыми инструментами для быстрого и эффективного регулирования банков, столкнувшихся с серьезными трудностями. К тому же правила регулирования значительно различаются по странам. Это обусловливает необходимость гармонизации законов о банкротстве банков.
• Создание сильного и действительно независимого органа надзора. В дополнение к реформе системы регулирования банкротства банков следует освободить органы надзора от давления со стороны государственных властей и иных групп интересов. Это можно сделать только путем создание сильного и действительно независимого органа надзора, в котором заняты квалифицированные и хорошо оплачиваемые специалисты, осуществляющие консолидированный контроль над кредитными учреждениями, вклады в которые гарантируются государством.
• Разработка совокупности простых правил прежде, чем будет разработан единый и сложный коэффициент достаточности собственного капитала. Базельский комитет по банковскому надзору сделал слишком сильный акцент на достаточности капитала. Органы надзора не должны решать, каким должен быть уровень нормативного капитала и какова должна быть стратегия всех коммерческих банков в области управления рисками. Эти решения должны приниматься руководством банков, а орган надзора может и должен вмешиваться только тогда, когда он установит, что то или иное учреждение может в ближайшем будущем столкнуться с трудностями, которые затронут вкладчиков или финансовую систему в целом.
Во время кризиса государственная рекапитализация банков может осуществляться в различных формах, в числе которых: полная или частичная национализация банков, гарантирование банковских займов, скупка «токсичных» активов специальными структурами (так называемыми «плохими банками» - «bad bank»). Хотя консенсус относительно лучшей формы рекапитализации отсутствует, этот процесс должен предусматривать в первую очередь защиту интересов вкладчиков, а не акционеров и руководства банков.
В условиях глобализации необходимо международное сотрудничество в регулировании банков, испытывающих трудности. Пока в таком регулировании наблюдаются значительные различия между странами. Авторы формулируют ряд общих принципов международного сотрудничества в области надзора.
• Даже если создание глобального органа надзора и глобальной системы страхования депозитов является пока недостижимой целью, следует продолжать серьезные размышления об этом, поскольку интеграция банковского рынка будет продолжаться. Кроме того, следовало бы усилить компетенции таких органов, как Базельский комитет по банковскому надзору.
• Если полная централизация надзора представляется пока невозможной и нежелательной, то следует, по крайней мере, предусмотреть серьезные меры по совместному управлению кризисом, чтобы достичь двух важных целей: избежать эффекта заражения и не допустить практики банковского арбитража по регулированию (arbitrages réglementaires), т. е. перемещения в страны с более мягкими правилами надзора.
• Для продолжения глобальной интеграции банковского рынка следует предусмотреть хотя бы частичную централизацию надзора и гарантирования вкладов.
• Необходимо распространять наилучшую практику, что в конечном счете приведет к заключению соглашений о трансграничном управлении банковским кризисом. В этом соглашении должны быть детально представлены права и обязанности сторон в области соблюдения порога государственного вмешательства и гарантирования вкладов.
Л.А. Зубченко