Научная статья на тему 'Эволюция международных регламентов по банковскому капиталу'

Эволюция международных регламентов по банковскому капиталу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА (КАПИТАЛ) БАНКА / ДОСТАТОЧНОСТЬ КАПИТАЛА / СТАНДАРТЫ КАПИТАЛА / БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ / МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА / BANK'S OWN RESOURCES (CAPITAL) / SUFFICIENCY OF CAPITAL / STANDARDS OF CAPITAL / BASEL COMMITTEE ON BANKING SUPERVISION / METHODOLOGY TO DEFINE BANK'S OWN RESOURCES (CAPITAL)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Алла Вячеславовна

В статье рассмотрены основные положения регулятивных документов Базельского комитета по банковскому надзору, затронута основная тема, вокруг которой концентрируются усилия комитета, адекватность капитала. Кроме того, описаны основные положения по достаточности собственных средств банков, действующие в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with basic provisions of regulating documents of the Basel Committee on banking supervision. It touches upon the main topic, the focus of the Committee's efforts, i.e. adequacy of capital. Apart from this the author describes the key provisions for sufficiency of banks' own resources which are effective in the Russian Federation at present.

Текст научной работы на тему «Эволюция международных регламентов по банковскому капиталу»

А. В. Егорова

ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПО БАНКОВСКОМУ КАПИТАЛУ

В статье рассмотрены основные положения регулятивных документов Базельского комитета по банковскому надзору, затронута основная тема, вокруг которой концентрируются усилия комитета, - адекватность капитала. Кроме того, описаны основные положения по достаточности собственных средств банков, действующие в Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: собственные средства (капитал) банка, достаточность капитала; стандарты капитала; Базель-ский комитет по банковскому надзору; методика определения собственных средств (капитала) банка.

В современной мировой экономике, основанной на принципах предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, банк выступает важным элементом функционирования финансовой системы.

Банки являются главным каналом финансового посредничества, основным инструментом стабилизационных усилий, а также одним из главных источников уязвимости финансовой системы. Банковское дело основано на доверии заемщика и вкладчика к собственникам и менеджменту кредитного учреждения. Отсутствие доверия к банковским институтам приводит к «бегству капитала», дезорганизации денежной системы и социальной напряженности.

Как правило, не имея достаточного капитала, участники финансовых отношений с целью поднять собственные обороты и прибыль прибегают к использованию заемного капитала. Финансовый рычаг позволяет вести бизнес, который в случае недостатка заемных средств замыкается автоматически, что приводит к несостоятельности большого количества участников финансовой системы. Массовая торговля с использованием финансового рычага выступает потенциальной предпосылкой для финансового кризиса, так как всегда имеет место риск уменьшения стоимости каких-либо финансовых инструментов и (или) потери их ликвидности.

Потребность в регулировании банковской деятельности возникла в мире после Великой депрессии 30-х гг. прошлого века, когда вкладчики банков начали массовое изъятие вкладов, спровоцировав волны банкротств банков. За период с 1929 по 1933 г. объем депозитов банковской системы США сократился на 37% (с 46,3 до 29,1 млрд. долларов). За тот же период объем ссуд сократился с 36 до 16,2 млрд. долларов, т. е. в 2,2 раза. Банковский кризис США начал свое шествие с февраля 1933 г., когда в Детройте обанкротился один из крупных банков. Волна закрытий банков прокатилась по многим штатам. В

1921 г. общее число коммерческих банков составляло 29788, в 1929 г. - 24026. Но уже в 1933 г. количество банков составляло 14404, уменьшившись примерно на 9600. Таким образом, за период с 1929 по 1933 г. прекратили деятельность около 40% всех банков1. Выжившие банки избегали выдачи новых кредитов, банковский мультипликатор2 резко снизился, кредитно-депозитная эмиссия банков была фактически парализована. С целью оздоровления банковской системы был принят ряд важных законов, среди которых законы о страховании вкладов3 и создании Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation - FDIC). Предусматривалось, что FDIC в случае банкротства банка должен осуществлять его санацию и производить выплаты вкладчикам санируемого банка в пределах установленного законом лимита на вклад в одном банке. Именно эта мера во многом позволила в итоге стабилизировать ситуацию с «бегством вкладчиков».

В 1974 г. управляющими центральных банков группы развитых стран (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), в которую в настоящее время (наряду с Люксембургом, Испанией, Австралией, Бразилией, Китаем, Индией, Кореей, Мексикой) входит и Банк России, был создан Базельский комитет по банковскому надзору, главная задача которого - разработка мер совершенствования систем раннего оповещения о проблемах в банках4.

Важнейшая тема, вокруг которой концентрируются усилия комитета, -адекватность капитала. Базельским комитетом по банковскому надзору в июле 1988 г. был представлен отчет по обеспечению гармонизации нормативных актов надзорных органов, устанавливающих достаточность капитала международных банков. Первоначальное Базельское соглашение (Базель I)5 оказало огромное влияние на индустрию банковских и финансовых услуг. В Базеле I основное внимание инвесторов и руководителей банков направлялось на целесообразность соблюдения прочной позиции по капиталу. Соглашение устанавливало минимальное требование к капиталу, равное 8% активов, взвешенных по степени риска, включая минимум 4% по акционерному капиталу, известному как капитал первого уровня (Tier 1). К существенным недостаткам рекомендаций Базеля I можно отнести то, что банки должны были выделять одинаковую сумму капитала - 8% от величины кредита, независимо от того, кредитуют ли они компанию с рейтингом ААА, присвоенным ей рейтинговым агентством Standard and Poor's6, или же компанию с более низким рейтингом того же агентства. Кроме того, Базель I обозначил риски дефолтов по государ-

1 Смирнов А. В. Великая Американская Депрессия: биржевой крах и дефляционный коллапс // http://bankir.ru/publication/article/1367652

2 Банковский мультипликатор - процесс изменения размера денежных средств на счетах в коммерческих банках путем изменения нормы резервирования. Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя денежно-кредитное регулирование.

3 Закон Гласа - Стигалла от 16 июня 1933 г.

4 См.: www.bis.org/bcbs/index.htm

5 См.: www.bis.org/list/bcbs/tid_21/index.htm

6 См.: www.standardandpoors.com/home/en/eu

ственным облигациям как нулевые, игнорируя рыночные риски. Это поощряло банки развивающихся стран вкладывать средства в государственные облигации. Результат - банковские кризисы развивающихся стран: Восточная Азия в 1997 г., Россия в 1998 г., Турция в 2001 г.1

С 26 июня 2004 г. Базельским комитетом одобрен документ под названием «Международная совместимость измерения капитала и стандарты капитала: обновленная схема» («International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: Revised Framework»), известный как Базель II. В указанном соглашении установлено, что банки должны создавать у себя системы внутреннего рейтинга предполагаемых кредитов, исходящих из оценки качеств потенциального заемщика, условий и залогов. На основе таких рисковых рейтингов исчисляются соответствующие резервы под каждый из кредитов: займы с наивысшим рейтингом требуют самых низких ставок капитального резервирования, и наоборот. Система оценки адекватности капитала банка должна обеспечивать приемлемую защиту от рисков-опасностей и позволять разумно пользоваться рисками-шансами. Базель II состоит из трех компонентов: расчета минимальных требований по капиталу; надзорного процесса; рыночной дисциплины. Это соглашение лучше охватывает забалансовые виды деятельности, такие как секьюритизация, и даже предусматривает особую трактовку этого термина: секьюритизация - техника управления рисками.

Следует отметить, что секьюритизацию стали использовать в последнее время в качестве одной из форм привлечения финансирования в банковской практике. Речь идет о механизме, при котором владельцы портфелей активов, генерирующих стабильные денежные потоки (например, банки, имеющие портфели ипотечных кредитов), списывают их со своих балансов и передают финансовому посреднику, который затем осуществляет рефинансирование посредством выпуска ценных бумаг. С позиции банка разумно после выдачи кредита продать свои права кредитора на фондовом рынке, предварительно обратив их в ценные бумаги, и привлечь тем самым дополнительные средства для выдачи новых кредитов. Кроме того, при секьюритизации ссуды передаются за баланс банка, что снижает нагрузку на капитал и улучшает показатели ликвидности банка. И наконец, продавая обязательства по ссудам, банк перекладывает с ними часть кредитного риска на инвестора.

Говоря о секьюритизации, первом делом стоит затронуть Соединенные Штаты Америки, в которых еще во времена Франклина Рузвельта начала складываться разветвленная система ипотечного кредитования жилищного строительства и приобретения жилья в собственность. С целью перераспределения финансовых ресурсов, поступающих на вторичный ипотечный рынок, были созданы специализированные организации - Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Association - Fannie Mae), Корпорация жилищного кредитования (Federal Home Loan Mortgage Corporation - Freddie Mac), Правительственная национальная ипотечная ассоциация (Government National Mortgage Association - Ginnie Mae). Указанные

1 См.: Эртюк И. Вопрос цены. [Электронный ресурс] // Коммерсант. - 2010. - № 193/П (4493).

компании по настоящее время занимаются поддержкой вторичного рынка ипотеки. Они скупают ипотечные кредиты у банков, консолидируют их в пулы, а затем выпускают под их обеспечение ипотечные ценные бумаги, которые продают на открытом рынке. Таким образом, обеспечивается финансирование для выдачи новых кредитов.

С начала 1990-х гг. широкое применение получили производные финансовые инструменты - деривативы, цены или условия которых базируются на соответствующих параметрах другого финансового инструмента, являющегося базовым. Обычно целью покупки дериватива является не получение базового актива, а извлечение прибыли от изменения его цены. Отличительная особенность деривативов состоит в том, что их количество не обязательно совпадает с количеством базового инструмента, в результате чего при торговле производными финансовыми инструментами происходит своего рода раздувание финансовых обязательств, величина которых значительно превышает сумму реальных сделок. Именно деривативы, связанные с американскими ипотечными облигациями, сдетонировали мировой финансовый кризис 2008 г., причины которого, безусловно, более фундаментальные. Банки США давали гражданам ипотечные кредиты, под них выпускали производные бумаги. Заемщики высокорисковых ипотечных кредитов subprime1 реальные деньги вовремя не вернули - началась цепная реакция.

Возвращаясь, однако, к правилам по капиталу банков, следует затронуть следующий момент. На заседании Группы управляющих центральных банков и глав надзорных органов (GHOS) 26 июля 2010 г. был достигнут ряд соглашений относительно пакета реформ в части усиления регулирования капитала и ликвидности, разработанных Базельским комитетом. Соглашения затрагивают вопросы определения капитала, миноритарного участия, вложения в иные финансовые институты, применения МСФО, кредитного риска на контрагента, показателя левериджа, регулятивных буферов и мер, направленных на снижение цикличности, а также системного риска, резервирования на основе концепции ожидаемых потерь, глобальных стандартов ликвидности. Базель-ский комитет опубликовал текст Базеля III в декабре 2010 г.2

Появление новых стандартов Базеля - это реакция на глобальный финансовый кризис, основной причиной которого является неэффективное регулирование деятельности банков и других финансовых посредников, так как в условиях углубления финансовой глобализации национальные стандарты организации, функционирования и регулирования их деятельности перестали отвечать современным требованиям.

Базельский комитет банковского надзора, в состав которого, как было указано выше, входит и Банк России, рекомендовал банкам начиная с 2013 г. в течение последующих шести лет (до 1 января 2019 г.) ввести в структуру собственного капитала банка ряд изменений, в частности, за счет чистой

1 Subprime - вид ипотечных кредитов для заемщиков с небезупречной кредитной историей. Ставка по этому виду кредитов превышает прайм-рейт на несколько пунктов. Прам-рейт - ставка, публикуемая банками по краткосрочным кредитам первоклассным заемщикам.

2 См.: www.bis.org/publ/bcbs189.htm

прибыли создать буферный капитал на уровне 2,5% (формируемый равными долями - 0,625%) с 2016 г.; изъять из состава собственного капитала I уровня 15%-ную «подушку», включающую отложенные налоги и секьюритизирован-ные активы (до 1 января 2018 г.); увеличить долю капитала I уровня до 6% (на 1 января 2015 г.), а долю акционерного капитала - до 4,5% (на 1 января 2015 г.). Необходимый уровень достаточности капитала I и II уровней определяется как отношение соответствующего капитала к активам, взвешенным по уровню рисков (рыночного, кредитного и операционного). Это отношение должно составить 8% (на 1 января 2013 г.), а с учетом буферного капитала -10,5% (на 1 января 2019 г.).

Одновременно в указанный период будут вводиться нормативы, нацеленные на ограничение финансового рычага (левериджа, т. е. соотношения заемного и собственного капитала), который допустим для финансовых посредников. В частности, речь идет о пересмотре нормативов текущей и долгосрочной ликвидности. В то же время регуляторы предусматривают и некоторые послабления для банков - возможность отнесения своей миноритарной доли (до 10%) в капитале других финансовых институтов к собственному капиталу.

В Российской Федерации в настоящее время действует Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций от 10 февраля 2003 г. № 215-П, разработанное Центральным банком Российской Федерации. Величина капитала банков в соответствии с указанной методикой определяется как сумма основного и дополнительного капитала.

В состав источников основного капитала банка включаются уставный капитал; эмиссионный доход; резервный фонд, сформированный за счет прибыли, подтвержденной аудитом; прибыль, подтвержденная аудиторской проверкой; субординированный кредит, который должен быть не более 15% от суммы источников основного капитала1. При этом основной капитал уменьшается на такие показатели, как нематериальные активы; деловая репутация; собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников) общества; непокрытые убытки предшествующих лет; убыток текущего года; инвестиции банка, которые составляют более 20% от величины уставного капитала объекта инвестирования; вложения в уставный капитал кредитных организаций-резидентов в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества; вложения в уставный капитал кредитных организаций-резидентов в организационно-правовой форме открытого акционерного общества, за исключением вложений, не превышающих 1% от величины уставного капитала объекта инвестирования, при одновременном соблюдении следующих условий: акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг, инвестор и объект инвестирования не явля-

1 Указанием Центрального банка Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 2241-У расширен перечень источников собственных средств, включаемых в состав основного капитала. Данная мера была обусловлена неблагоприятной рыночной конъюнктурой.

ются одной банковской группой, вложения банка не превышают 5% капитала инвестора; ненадлежащие активы1.

Дополнительный капитал определяется как сумма следующих источников: прирост стоимости имущества банка за счет переоценки; резервный фонд, сформированный за счет прибыли, не подтвержденной аудитом; прибыль текущего года, не подтвержденная аудитом; субординированный кредит, который должен составлять не более 50% от суммы основного капитала; выпущенные привилегированные акции и др.

В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» минимальный размер собственных средств (капитала) банка устанавливается в сумме 180 млн. рублей, однако в случае если по состоянию на 1 января 2007 г. капитал банка составлял менее 180 млн. рублей, такой банк вправе продолжать свою деятельность при условии, что размер его капитала не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 г. При этом с 1 января 2010 г. капитал такого банка должен быть не менее 90 млн. рублей, а с 1 января 2012 г. - не менее 180 млн. рублей.

Важным показателем деятельности банков-резидентов Российской Федерации является обязательный норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1), порядок расчета которого определен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Норматив Н1 регулирует риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственного капитала банка. Указанный норматив определяется как отношение капитала банка к активам, взвешенным по уровню риска, а его минимальное значение установлено на уровне 10% - для банков с капиталом не менее 180 млн. рублей и 11% - для банков с капиталом менее 180 млн. рублей. Активы, взвешиваемые по уровню риска, подразделяются на пять групп, при этом первой группе соответствует коэффициент риска, равный 0%; коэффициент риска по второй группе активов - 20%; по третьей - 50%; по четвертой -100% и по пятой - 150% (к примеру, если у банка имеется требование к Белоруссии, а эта страна имеет страновую оценку «7»2, то такое требование взвешивается на коэффициент 1,5 и в увеличенном, по сути, объеме включается в знаменатель показателя достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1), ухудшая, таким образом, его значение).

Наиболее ликвидные активы банка, номинированные и фондируемые в рублях, относятся к первой группе активов, например: наличные деньги; средства на корреспондентском счете в Банке России; требования к Российской

1 Под ненадлежащими активами в целях реализации указанного выше Положения 215-П следует понимать денежные средства или иное имущество, прямым или косвенным источником которого является имущество, предоставленное самой кредитной организацией, или имущество, предоставленное другими лицами, в случае, если кредитная организация прямо или косвенно приняла на себя риски понесения потерь, возникшие в связи с предоставлением указанного имущества.

2 См.: www.oecd.org/dataoecd/47/29/3782900.pdf

Федерации, Министерству финансов, Банку России, к правительствам стран со страновыми оценками «0» и «1», к международным финансовым организа-циям1 и международным банкам развития2; требования, обеспеченные залогом собственных долговых ценных бумаг банка, и др. К активам с риском 20% относятся следующие требования: к субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации; к банкам - резидентам России сроком размещения до 90 календарных дней; к брокерам и биржам; к центральным банкам и правительствам стран, имеющих страновую оценку «2»; к кредитным организациям

- резидентам стран со страновой оценкой «0» и «1» и др. Третьей группе активов с риском 50% соответствуют следующие требования: номинированные и (или) фондируемые в иностранной валюте, отнесенные к первой группе активов; к центральным банкам и странам, имеющим страновой рейтинг «3»; к кредитным организациям - резидентам стран со страновым рейтингом «2». Все прочие активы отнесены к четвертой группе активов с риском 100%, за исключением требований к странам, имеющим страновую оценку «7», так как они оцениваются с риском 150% и относятся к пятой группе активов.

В целом принцип построения системы оценки достаточности капитала банка в Российской Федерации ориентирован на стандарты Базельского комитета. Кроме того, Банк России для усиления рыночной дисциплины внедрил стандарты Базель II, учитывающие операционные риски3. Что же касается надзорного процесса, то здесь Центральный банк вводит новые методы проверок. Он создал институт индивидуальных кураторов и заявил о готовности оценивать риск в целом по каждому банку. Однако для содержательной оценки рисков необходимы соответствующая квалификация специалистов и длительное время, чтобы настроить параметры финансового регулирования.

Список литературы

1. Организация деятельности центрального банка : учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова; под общ. ред. Г. Г. Фетисова. -3-е изд., стер. - М. : КноРус, 2008.

2. Сергеева О. И., Трофимов Д. В. Сравнение нормативных документов Банка России и рекомендаций Базельского комитета в области процентного риска // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова.

- 2009. - № 3 (27).

1 Международные финансовые организации: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк.

2 Международные банки развития: Мировой банк, Международный банк реконструкции и развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Межамериканский банк развития, Европейский инвестиционный банк, Северный инвестиционный банк, Карибский банк развития, Исламский банк развития, Банк развития Совета Европы.

3 Положение о порядке расчета размера операционного риска, утвержденное Центральным банком Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. № 346-П, обязывает банки включать в расчет норматива достаточности собственных средств (капитал) банка (Н1) операционный риск в размере 40% от его рассчитанной величины с 1 августа 2010 г.; в размере 70% - с 1 августа 2011 г.; в размере 100% - с 1 августа 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.