К 2008 г. удельный вес женщин-военнослужащих увеличился до 22%. В 2006 г. из 10 военнослужащих, получивших звание бригадного генерала, 4 были женщинами, из 55, получивших звание полковника, 17 были женщинами. В 2007 г. из 11 получивших звание бригадных генералов, 8 были женщинами. В 2005 г. более 3 тыс. военнослужащих ЮАР принимали участие в миротворческих операциях (с. 72).
Усиление роли и численности женщин в вооруженных силах стран САДК требует постоянной законодательной работы и отчетности, как на уровне государств, так и на уровне международных организаций.
В.С. Олишевко
2010.03.024. МЛАМБО Н. МЕЖДУ ГРАЖДАНСКИМИ ПРАВАМИ И ПРАВАМИ СОБСТВЕННОСТИ: ОБСУЖДЕНИЕ ВЫБОРОЧНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЗИМБАБВЕ.
MLAMBO N. Between civil rights and property rights: debating the selective application of human rights in Zimbabwe // Africa insight. -Pretoria, 2009. - Vol. 38 (4). - P. 94-111.
Автор (Отдел исследований мира и безопасности Института Африки, ЮАР), рассматривая основные проблемы защиты прав человека в Зимбабве в 2000-2008 гг., утверждает, что «гражданские и политические права активно обсуждаются, между тем социальные чаще всего игнорируются» (с. 94).
В 1980 г. после достижения независимости Зимбабве приняла Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ), при этом конституция 1979 г. не позволяла реализовать их полностью. В 1986 г. правительство Зимбабве подписало Африканскую хартию прав человека и народов (АХПЧН). В 1990 г. была ратифицирована Конвенция прав ребенка (КПР), в 1991 г. произошло присоединение к Международной конвенции гражданских и политических прав (МКГПП), и к Международной конвенции экономических, социальных и культурных прав (МКЭСКП).
Первые годы правления Мугабе были отмечены ростом общественной защищенности граждан; так, было гарантировано «всеобщее бесплатное начальное образование и питание в школах» (с. 96). В 1989 г. именно в зимбабвийской столице была подписана
Харарская декларация прав человека (с. 97). В 1984-1987 гг. представитель Зимбабве входил в Комитет ООН по правам человека. Черные городские жители получили право покупать дома, принадлежавшие городскому совету, десятилетиями арендовавшиеся без заключения договоров. Несмотря на формальные гарантии медицинского обслуживания, с 1985 г. среди зимбабвийцев доля зараженных СПИДом составила 20,1%. По мнению автора, снижение до 17% к 2006 г. «объясняется смертью многих зимбабвийцев от голода и болезней, а также массовым исходом в соседние страны» (с. 97). В 2008 г. в стране разразилась эпидемия холеры, с которой долгое время не могли справиться.
Наиболее впечатляющими, по мнению автора, являются улучшения правовой защищенности женщин. В 2004 г. вторым вице-президентом Зимбабве стала Джойс Муйуру. В образовании был взят курс на полную доступность для женщин. В 2002 г. в Хараре двумя зимбабвийками - докторами наук был открыт Женский африканский университет, предоставлявший доступ к высшему образованию для женщин из Зимбабве и других африканских стран. В 1991 г. правительство Зимбабве ратифицировало без ограничений Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (с. 97). Также государство присоединилось ко всем африканским декларациям и конвенциям, касающимся защиты прав женщин. В 1982 г. все зимбабвийки старше 18 лет были признаны дееспособными гражданами, в частности им позволялось обладать собственностью. В 1985 г. было признано право на равный раздел имущества разводящихся супругов. В 1987 г. женщинам было разрешено наследовать собственность супругов или других родственников. В 1981, 1982 гг. были также приняты специальные поправки, обязывавшие мужчин содержать детей, рожденных в законном браке или сожительстве (с. 98).
Одновременно существовали и традиционные законы, а также многочисленные юридические противоречия, из-за которых права женщин очень сильно ограничивались. При рассмотрении в Верховном суде в 1999 г. дела «Магайя против Магайя» судьи отказали женщине в праве наследования земельного участка отца в пользу ее сводного брата. Основаниями были «отсутствие в конституции ограничений на дискриминацию по половому признаку... и невозможность дочерей содержать семью отца после того, как
они обзаведутся собственной» (с. 98). Автор указывает на то, что 70% сельского населения Зимбабве составляют женщины, но при распределении участков между безземельными крестьянами они получали только 20% земли. В 2003 г. президент основал Президентский комитет оценки земли, призванный, помимо прочих задач, исправить существующее положение.
По мнению автора, «эти славные годы торжества прав человека омрачались существованием смертной казни в зимбабвийском законодательстве» (с. 98). Согласно законодательству 1979 г., смертной казнью карались девять преступлений, сейчас осталось три: убийство, государственная измена и мятеж. 18 декабря 2007 г. представитель Зимбабве в ООН на Генеральной Ассамблее ООН проголосовал против Резолюции ООН о моратории на смертную казнь. В 1980-2001 гг. было вынесено 244 смертных приговора, приведено в исполнение 76, другие были заменены пожизненным заключением, меньшими сроками заключения или отменены. Последний раз смертная казнь применялась в 2003 г., в середине 2008 г. казни ожидали 26 человек.
По мнению автора, самыми тяжелыми и многочисленными видами нарушения прав человека в Зимбабве являются: пытки и убийства сторонников оппозиционных партий, аресты без ордера, подделка результатов выборов, выборочное распределение медицинской и продовольственной гуманитарной помощи. Автор выделяет пять основных периодов нарушения прав человека. Первый период: столкновения в 1981-1985 гг. в провинциях Матабеле и Мидлэндс между бывшими ветеранами освободительного движения, часть из них поддерживала Джошуа Нкомо, другие - президента Мугабе. Потерпев поражение, сторонники Нкомо отступили в безлюдные районы, где нападали на представителей силовых структур, гражданских, фермеров, священников и туристов-европейцев. Второй период: 2000-2002 гг., когда шел активный захват земель белых фермеров. Третий период: 2005 г., так называемая «Операция Мурамбатсвина», в ходе которой из городских трущоб были переселены более 700 тыс. человек. Официально власти «стремились придать городам Зимбабве их первоначальный роскошный облик» (с. 100). Четвертый период: январь-март 2007 г., многочисленные аресты и нападения на лидеров и членов оппозиционных политических организаций, а также поджоги и взрывы
домов, машин, автобусов и поездов. Пятый период: апрель-июнь 2008 г., новые вспышки насилия и многочисленные незаконные применения силы со стороны властей в связи с проводившимися президентскими выборами. Правительство и оппозиция обвиняли друг друга в нарушении избирательного законодательства, за этот период были убиты около 100 сторонников Движения за демократические перемены (ДДП) (с. 100).
В январе 1999 г. по обвинению в распространении информации о произошедшем, но подавленном военном мятеже, были арестованы редактор и журналист газеты «Стандарт». Оба подвергались избиениям, пыткам с применением тока и воды. Когда дело было передано в суд, журналистов освободили, но редактор «Стандарта» умер в 2002 г. «во многом из-за ран, полученных во время пыток» (с. 102).
Многочисленные нарушения были связаны с переделом крупной земельной собственности. В 1980-1990 гг. проведение земельной реформы основывалось на принципе «желание покупателя, желание продавца» (с. 104). Правительство, покупая землю у белых фермеров, передавало ее безземельным крестьянам по программе «минда мирефу» - «длинные поля» (там же). Частью получателей такой помощи стали городские скваттеры, многие из них вскоре вернулись в бидонвили. К 1987 г. правительство переселило 65 тыс. семей, выделив им 3,6 млн. га. Для осуществления этой программы Великобритания предоставила 37 млн. фунтов стерлингов. Крупнейшие фермы страны: Килларни возле г. Булавайо, Чуру и Порта возле г. Хараре были разрушены под предлогами отсутствия водопровода и канализации, на самом же деле их владельцами были состоятельные лидеры оппозиции, бывшие соратники Мугабе, часто предоставлявшие землю для расселения своих сторонников.
Впервые насильственный захват земли был осуществлен в Зимбабве в 1980 г., когда группой ветеранов войны за независимость под руководством министра правительства Мугабе Эдгара Текере был убит белый фермер Адамс. Пик насилия пришелся на 2000-2002 гг., когда из-за земли были убиты более 100 человек, включая 6 белых фермеров, происходили массовые поджоги, людей вынуждали покинуть землю. Боевики аргументировали свои действия тем, что «более 100 лет белые получали землю черных, применяя силу, теперь пришло время исправить ситуацию»
2010.03.025-026
(с. 106). Правительство при этом принимало многочисленные законодательные акты, закрепляющие новых собственников участков, когда-то принадлежавших белым.
В 1980 г. 4,5 тыс. белых фермеров владели 80% сельскохозяйственных земель Зимбабве. В 2000 г. в результате перераспределения земли, часто насильственного, 800 черных фермеров стали владельцами 10% земли, при этом 1 млн. фермеров владели 20% земли, 300 тыс. домохозяйств не имели земли вообще или испытывали острую нехватку (с. 107). Крупные фермеры владели 75% земли, располагали 90% сельскохозяйственной инфраструктуры.
Международное сообщество, заключает автор, избирательно рассматривает существующие правительства как единственно возможные структуры поддержания безопасности и обеспечения прав граждан, воспринимая повстанцев в одних случаях как борцов с человеконенавистническими режимами, в других как террористов. «Требуется прекратить избирательное применение прав человека, сбалансировать гражданские и политические права с экономическими и общественными... при рассмотрении нарушений прав человека в Зимбабве необходимо, чтобы при рассмотрении всех прошлых и нынешних преступлений предъявлялись равные требования» (с. 109).
В. С. Олишевко
ЭКОНОМИКА
2010.03.025-026. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ АФРИКИ.
2010.03.025. Delapalme N. Dynamiques africaines // Commentaire. - P., 2009. - Vol.32, N 125. - P. 83-93.
2010.03.026. ^PSTEIN E.B. Africa's capitalist revolution // Foreign affairs. - N.Y., 2009. - Vol. 88, N 4. - P. 119-128.
Французский специалист по международным отношениям Натали Делапалм (025) указывает на новые тенденции в развитии Африки.
Последние десять лет ознаменовались прекращением ряда длительных конфликтов: Антола, Конго (Киншаса), Бурунди, Сьерра-Леоне, Либерия, Судан, Кот-д'Ивуар. Разумеется, ситуация во многих местах еще остается нестабильной: Сомали, Дарфур, Чад, ЦАР, район Великих озер и др. Однако тенденция к прекра-