Научная статья на тему '2010. 03. 018. Беккер Ю. , Вагнер У. Гендер для женщины: отношение женщин к сексизму в зависимости от степени их гендерной идентификации и содержания гендерной идентичности. Becker J. , Wagner U. doing gender differently: the interplay of strength of gender identification and content of gender identity in predicting women's endorsement of sexist beliefs // European J. of social psychology. - Chichester, 2009. - Vol. 39, n 4 - p. 487-508'

2010. 03. 018. Беккер Ю. , Вагнер У. Гендер для женщины: отношение женщин к сексизму в зависимости от степени их гендерной идентификации и содержания гендерной идентичности. Becker J. , Wagner U. doing gender differently: the interplay of strength of gender identification and content of gender identity in predicting women's endorsement of sexist beliefs // European J. of social psychology. - Chichester, 2009. - Vol. 39, n 4 - p. 487-508 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРГ / ДИСКРИМИНАЦИЯ ГЕНДЕРНАЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ ГЕНДЕРНАЯ / СЕКСИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 018. Беккер Ю. , Вагнер У. Гендер для женщины: отношение женщин к сексизму в зависимости от степени их гендерной идентификации и содержания гендерной идентичности. Becker J. , Wagner U. doing gender differently: the interplay of strength of gender identification and content of gender identity in predicting women's endorsement of sexist beliefs // European J. of social psychology. - Chichester, 2009. - Vol. 39, n 4 - p. 487-508»

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

2010.03.018. БЕККЕР Ю., ВАГНЕР У. ГЕНДЕР ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ: ОТНОШЕНИЕ ЖЕНЩИН К СЕКСИЗМУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ИХ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

BECKER J., WAGNER U. Doing gender differently: The interplay of strength of gender identification and content of gender identity in predicting women's endorsement of sexist beliefs // European j. of social psychology. - Chichester, 2009. - Vol. 39, N 4 - P. 487-508.

Юлия Беккер и Ульрих Вагнер (Марбургский университет, ФРГ) задаются вопросом о причинах такого парадоксального явления, как зафиксированное в литературе одобрение сексизма современными европейскими женщинами1. «Тот факт, что женщины как социальная группа служат объектом гендерной дискриминации, сам по себе не мешает им одобрять и даже активно поддерживать несправедливый гендерный порядок» в западных обществах, констатируют авторы (с. 487). Как показывают исследования, сегодня женщины склонны поощрять гендерные предрассудки самой разной идеологической природы, начиная с модных «благожелательных» форм сексизма и заканчивая откровенно предвзятым отношением общества к прекрасному полу. Благожелательный тип сексизма - это «сексизм лицемеров»: под видом патерналистско-протекционистского отношения к женщине он проповедует традиционный тип гендерной дискриминации (место женщины - дома; ее добродетели, которых лишены мужчины, лучше всего проявля-

1 См., например: Benokraitis N.V., Feagin J.R. Modern sexism: Blatant, subtle, and covert discrimination. - Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1995; Judgments of sexism: A comparison of the subtlety of sexism measures and sources of variability in judgments of sexism / Swim J.K., Mallett R., Russo-Devosa Y., Stangor Ch. // Psychology of women quart. - Oxford, 2005. - Vol. 29, N 4. - P. 406-411.

ются в домашней среде; для женщины возможны только гетеросексуальные отношения, она удовлетворяет романтические потребности мужчины). Антиподом благожелательного сексизма выступает сексизм откровенно враждебный, утверждающий, что задача женщины - всегда и везде взять верх над мужчиной (в форме сексуального его порабощения либо путем феминистских социальных эскапад). С социально-психологической точки зрения этот тип сексизма является крайним выражением описанной Г. Оллпортом «антипатии, основанной на ригидных и ложных обобщениях» (цит. по: с. 487). Новейший сексизм заключается в отрицании факта гендер-ного неравенства в современном западном обществе; для него характерны неприятие любых социальных и законодательных мер, которые направлены на ликвидацию дискриминации по признаку пола, и враждебное отношение к тем, кто считает сексизм реальностью наших дней.

Одобрение сексизма женщинами также проявляет себя по-разному; откровенно истерическая защита подобных предрассудков встречается сегодня крайне редко, гораздо популярнее латентные (завуалированные) формы поощрения сексизма, в особенности его новейших разновидностей. Эти формы конкурируют с активным и неприкрытым неприятием любых типов гендерной дискриминации. В литературе, посвященной социопсихологическому анализу предрасположенности женщины к сексизму, основное внимание уделяется собственно социальным параметрам этого явления (приверженность протестантской этике и религиозность вообще, ориентация на социальное доминирование мужчины, авторитаризм и т.п.). Беккер и Вагнер в серии проведенных ими эмпирических исследований опирались на теорию социальной идентичности Тэджфела и Тернера и социально-ролевую теорию. На базе этих классических концепций социальной психологии они разработали модель гендерной идентичности и верифицировали ряд гипотез, связанных с социопсихологическими детерминантами неоднозначного отношения женщин к сексизму.

Гендерная идентификация, пишут немецкие психологи, имеет как объективный, так и субъективный аспекты. Первый связан с неоспоримым фактом принадлежности женщин к определенной социальной категории / гендерной группе; второй касается субъективного ощущения своего членства в данной группе. Очевидно, что

это ощущение может варьироваться в зависимости от личностной идентификации женщины со своей гендерной ин-группой. Беккер и Вагнер назвали это степенью (интенсивностью) гендерной идентификации. Социальная идентификация есть следствие субъективной значимости избранной группы для того или иного Я и его эмоциональной вовлеченности в это членство. В таком случае важность гендерной дискриминации для женщины определяется тем, насколько значим для нее сам факт ин-групповой гендерной принадлежности, предопределенный объективными (биологическими и социальными) факторами. «Иначе говоря, - поясняют свою мысль Беккер и Вагнер, - все женщины являются членами группы "женщины", но не все придают этому одинаковое значение» (с. 488). В зависимости от степени своей гендерной идентификации с ин-группой, женщины могут демонстрировать особую чувствительность к фактам дискриминации по признаку пола, проецируя общественное отношение к женщине на свое собственное Я, либо проявлять полную индифферентность к гендерным предрассудкам как не имеющим значения для них лично. В первом случае перед нами предстает потенциальная феминистка / защитница сексизма, во втором - представительница слабого пола, для которой ин-групповая гендерная принадлежность совершенно неважна.

Степень гендерной (ин-групповой) идентификации является необходимым, но недостаточным условием того или иного отношения к современному сексизму, заключают авторы. Второй составляющей этого процесса выступает содержание гендерной идентичности, связанное с социально-ролевыми предпочтениями женщин. Идентификация как таковая мотивирует поведение индивидов «от имени группы». Сказанное означает, что индивид ассоциирует с ин-группой те или иные прототипические ценности и нормы, которые регулируют его собственные поступки. Очевидно, что женщины, которые связывают со своей гендерной группой традиционные ценности и поведенческие нормы (женщина - домашнее, «подчиненное» и зависимое существо), в своих мыслях и действиях остаются сторонницами гендерной асимметрии в обществе; те же представительницы слабого пола, которые ассоциируют со своей ин-группой прогрессивные ценности (женщина - равноправный член общества, способный делать карьеру, участвовать в политической жизни и т.п.), предпочитают совершенно противополож-

ный тип жизненных устремлений и идеологических убеждений. Таким образом, «если степень идентификации выступает катализатором поведения, то содержание идентичности определяет его направление» (с. 489). Важнейшим источником содержания идентичности Беккер и Вагнер считают гендерно-ролевые предпочтения (соответственно «прогрессивные» либо «традиционные»). «Более того, в зависимости от степени своей гендерной идентификации женщины склонны приписывать интернализованную ими роль своей гендерной категории в целом». Этот тезис составляет «существо предлагаемой модели гендерной идентичности» (с. 489).

Вслед за С. Кондор1 авторы выделяют четыре возможных типа идентификации женщин со своей ин-группой, которые опосредованы содержанием гендерной идентичности и избранной соци-ально-гендерной ролью:

1) прогрессивная идентификация высокой степени, отрицание «традиционных прочтений феминности», стремление «переосмыслить гендер в своих собственных терминах»; осознание себя как члена социальной группы «низкого статуса» (по сравнению с противоположным полом), стремление к изменению существующей гендерной асимметрии; к этому типу относятся (но не исчерпывают его) активные сторонницы феминизма и движений социального протеста;

2) традиционная идентификация высокой степени: одобрение и сознательное приятие традиционных представлений о назначении и социальной роли женщины - супруги, матери, хранительницы семейных ценностей; при этом статус женщины не рассматривается как «более низкий» по сравнению с мужчинами (женщина «позитивно отличается от мужчины»); стремление сохранить существующий в обществе гендерный порядок, где каждому полу обеспечено «надлежащее место»; к этому типу относятся (но не исчерпывают его) домохозяйки и антифеминистки;

3) прогрессивная не-идентификация (или идентификация низкой степени): сознательное отделение себя от прочих членов гендерной ин-группы; маскулинная социопсихологическая ориентация, стремление добиться успеха на профессиональном поприще

1 См.: Condor S. Womanhood as an aspect of social identity: Group identification and ideology: Expanded paper presented at the British psychological society conference. - L.: Univ. of London, December 1983. - Unpublished.

(преимущественно в «мужских» сферах деятельности); оценка «просто женщин» как существ низшего порядка;

4) традиционная не-идентификация (или идентификация низкой степени): оценка своей объективной принадлежности к ин-группе как нерелевантной внутреннему Я (на фоне принятия традиционно гендерной роли); одобрение существующего гендерного порядка с поправкой на индифферентное восприятие своего членства в ин-группе; психологическая ассоциация с супругом (спутником жизни, бой-френдом и т.п.) в противовес объективной гендерной принадлежности; к этому типу относятся те домохозяйки, для которых «быть женщиной ничего не значит».

Предложенная модель гендерной идентичности позволяет выдвинуть следующие гипотезы. Одобрение женщинами сексизма, с одной стороны, и участие в коллективных движениях протеста против гендерного неравенства - с другой, обусловлены «взаимными связями между степенью идентификации женщины и содержанием ее идентичности, или гендерными ролевыми предпочтениями» (с. 490). Женщины, демонстрирующие высокую степень идентификации со своей ин-группой (типы 1 и 2), являются (потенциальными) поборницами феминизма / сексизма. Представительницы слабого пола, у которых степень ин-групповой идентификации невелика (типы 3 и 4), т.е. те, кому не важна их принадлежность к определенной социально-гендерной группе, безразличны к позитивным / негативным аспектам сложившегося в обществе гендерного порядка как не имеющего лично к ним никакого отношения. Таким образом, «связь между гендерно-ролевыми предпочтениями, с одной стороны, и поощрением сексизма / участием в протестных действиях - с другой, опосредуется идентификацией женщин с их ин-группой» (там же).

Серия опросов, проведенных Беккер и Вагнером, в целом подтвердила их предположение о том, что высокая степень прогрессивной / традиционной ин-групповой гендерной идентификации может служить предпосылкой (или даже детерминантой) активного одобрения женщинами феминизма / сексизма (на фоне отрицательного значения этих факторов применительно к типам 3 и 4).

На материале предварительного эксперимента (70 участниц в возрасте 20-68 лет, произвольная выборка, не студентки) немецкие психологи разработали шкалу измерений гендерно-ролевых пред-

почтений, которая послужила основным инструментом их дальнейшей эмпирической работы. В экспериментальном опросе I (250 женщин-добровольцев, не студентки, в возрасте 20-65 лет, 22% с полным средним образованием, 31% - с университетским образованием, 82% работали, из них 53% - неполную неделю, преимущественно немки гетеросексуальной ориентации) выяснению подлежали факторы поощрения / неприятия женщинами трех форм сексизма, описанных выше. Полученные результаты продемонстрировали «первостепенную роль дифференциации глубины ген-дерной идентификации и содержательных аспектов итоговой идентичности для адекватного осмысления поддержки сексизма» представительницами слабого пола (с. 495). Однако в данном опросе измерению подлежала преимущественно традиционная гендер-но-ролевая ориентация (из 8 вопросов лишь один имел отношение к прогрессивным концепциям дискриминации по признаку пола).

Этот недостаток авторы статьи попытались компенсировать в экспериментальном опросе II (222 женщины в возрасте 16-66 лет, 97% назвали себя немками, 57% являлись студентками, 50% работали, 75% имели высшее образование, 115 человек - ученую степень). Опрос II носил характер виртуального квазиэксперимента с использованием тематических веб-страниц в женских журналах. Авторы прибегли к скрытой манипуляции типом гендерно-ролевой идентичности участниц онлайнового опроса. Одной группе женщин предложили текст, описывающий преимущества традиционных толкований социального назначения женщины, другой - статьи в защиту прогрессивного феминизма; оба текста носили «констатирующий» характер. Экспериментаторы предположили, что женщины типов 1 и 2 (в рамках их модели гендерной идентичности) выразят более определенное и устойчивое отношение к предложенной им информации в защиту того или иного варианта гендерной роли, чем представительницы слабого пола 3 и 4-го типов («не-идентификаторы»). Результаты подтвердили ожидания Беккер и Вагнера и продемонстрировали жесткое неприятие всех типов сексизма (и, соответственно, всех разновидностей протест-ных действий) теми участницами, которые четко ассоциировали себя со своей ин-группой и имели определенные гендерно-ролевые установки.

Эксперимент III повторял предыдущий онлайновый опрос - с той разницей, что теперь манипуляции подлежало содержание ген-дерной идентичности виртуальных участниц (106 женщин в возрасте 16-60 лет, 98% назвали себя немками, 57% работали, 63% имели полное среднее, 17% - университетское образование). Участницам опроса было предложено поразмышлять на тему гендер-ных социальных ролей и преимуществ / недостатков своей гендер-ной ин-групповой принадлежности. Одной группе опрашиваемых были предложены вопросы о преимуществах традиционной роли женщины в обществе, другой - об издержках современного феминизма. Участницы имели возможность не согласиться / одобрить ряд суждений, имеющих отношение к теме «сексизм / феминизм». Задача этого опроса состояла в том, чтобы получить информацию от добровольных участниц, не навязывая им представления о том, что в современном (немецком) обществе уже осуществлен идеал гендерного равноправия (авторы сочли это «ненамеренным» скрытым воздействием на субъектов эксперимента, имевшим место в онлайновом опросе II).

Данные трех экспериментальных опросов, пишут в заключение Беккер и Вагнер, можно расценивать как «эмпирическое подтверждение справедливости нашей модели гендерной идентичности» (с. 504). Совокупный результат экспериментов на базе этой модели предлагает более убедительное, чем прежде, социально-психологическое обоснование приверженности многих современных женщин гендерным предрассудкам прежних эпох и их новейшим модификациям. Полученные сведения имеют также практическую ценность, так как доказывают необходимость трансформации гендерной идентичности женщин не только в плане углубления их ин-групповой солидарности, но и с содержательной точки зрения -путем внедрения прогрессивных ценностей и гендерных ролей, созвучных современной эпохе.

Е.В .Якимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.