Научная статья на тему 'Феминизм и проблемы гендерной лингвистики'

Феминизм и проблемы гендерной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3832
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ФЕМИНИЗМ / СЕКСИЗМ / ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбунова Марина Юрьевна

В данной статье рассматривается одна из характеристик гендерной лингвистики, которая наиболее полно раскрывает сущность индивида в социуме. Цель исследования рассмотрение глубоких пластов личности, в том числе и принадлежность к определенному полу; задача изучение роли языка в репродукции социальной поведенческой модели неравенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феминизм и проблемы гендерной лингвистики»

УДК 801 : 316.346.2

ББК 81. 001.2

Г 67

М. Ю. Горбунова

Феминизм и проблемы гендерной лингвистики

(Рецензирована)

Аннотация:

В данной статье рассматривается одна из характеристик гендерной лингвистики, которая наиболее полно раскрывает сущность индивида в социуме. Цель исследования -рассмотрение глубоких пластов личности, в том числе и принадлежность к определенному полу; задача - изучение роли языка в репродукции социальной поведенческой модели неравенства.

Ключевые слова:

Гендер, социальная коммуникация, феминизм, сексизм, гендерная лингвистика, гендерные стереотипы.

Повышенный интерес к гендерным проявлениям в социальной коммуникации не случаен. Гендер является одной из характеристик, наиболее полно раскрывающих сущность индивида в социуме, а гендерная самоидентификация, затрагивающая самые глубокие пласты личности, - важнейшим аспектом ее формирования. Как показывает И. Гоффман, «наиболее глубокой, внутриположенной чертой человека является его принадлежность к определенному полу» [1: 7]; «женственность и мужественность в определенном смысле суть предшественники и изначальные способы выражения сущности - того, что может быть моментально передано в любой социальной ситуации, того, что попадает в самую цель при характеристике человека» [1: 19].

Социологический термин «феминизм» со значением «одно из направлений женского движения, стремящегося к новому пониманию женщинами своей самости, к устранению традиционного распределения социальных ролей между мужчиной и женщиной», является сегодня семантическим неологизмом. Другой неологизм, термин «сексизм», образованный от латинского sexsus (биологический род), называет относительно новое социокультурное понятие, за которым скрывается ряд феноменов, представляющих прямо или опосредованно дискриминацию личности по половому признаку, прежде всего, дискриминацию женщины со стороны мужчины (так называемый «мужской шовинизм»). Оба вышеназванные социокультурные понятия нашли свое применение и в лингвистике, а именно, в ее новом направлении, получившем в европейских странах и в США название «гендерная лингвистика».

Сферами деятельности феминисток - языковедов оказываются: изучение роли языка в репродукции социальной поведенческой модели неравенства; анализ своеобразия речевого поведения женщин; реформирование языкового употребления с целью устранения дискриминации женщин через язык; развитие языковой теории, связанной с вопросами языковой политики; интерпретация особенностей языка так называемой женской литературы.

Сложное переплетение культурных, психологических и социальных аспектов делает гендер предметом исследования разных наук и дисциплин.

Как считает профессор Халеева И. И., гендер, если и не спасет мир, то примирит и сфокусирует многие науки о человеке. Гендер - междисциплинарная интрига, в центре которой личность, обусловленная социальным и культурным статусом, а гендерология -сущностный признак при сравнении культур [2: 13].

Исследования гендера в лингвистике прошли два этапа:

1. До 60-х годов - нерегулярные попытки установления символико-семантической природы пола для объяснения экстралингвистической мотивировки категории рода,

например, приписывание именам существительным мужского рода семантики силы, активности, энергии, а именам женского рода - пассивности, подчинения, слабости. Одно из открытий - категория рода сама способна влиять на восприятие соответствующих слов и понятий.

Стимулом в развитии гендерных исследований стало открытие экзотических языков с мужским и женским вариантами языка. Исследование этих языков навело на мысль о наличии гендерных противопоставлений в цивилизованных языках. Европейские ученые, в частности О. Есперсен, исследовали особенности мужской и женской речи, установили специфику языковой компетенции мужчин, которая проявляется в употреблении ненормативной лексики, в творческом использовании языковых ресурсов, на синтаксическом уровне - в употреблении сложноподчиненных предложений и периодов; у женщин - в большом числе иноязычных слов, склонности к эвфемизмам, большей консервативности использования языковых ресурсов, на синтаксическом уровне - в употреблении сложносочиненных предложений и эллиптических конструкций. Общая теденция - формирование дефицитности женского языка по сравнению с мужским.

2. С 60-х годов гендерные исследования связаны с социолингвистикой, данные которой объективно доказали, что пол влияет на языковую компетенцию. Мощным стимулом развития гендерных исследований стало феминистское движение в США и Германии. В феминистской лингвистике выявилось два направления:

• исследование языка с целью выявления ассиметрий - языковой сексизм, навязывающий носителям языка определенную картину мира, в которой женщинам отводится второстепенная роль, и им приписываются негативные качества;

• исследование особенностей коммуникации в однополых и смешанных группах.

Теорией социальной ситуации занимаются многие отечественные и зарубежные авторы (К. А. Долинин [3], С. М. Эрвин - Трипп [4] и др.). Они предлагают разные модели ситуации и различное количество компонентов, составляющих ситуацию. Традиционно три фактора признавались основными компонентами коммуникативной ситуации -говорящий, слушающий и тема.

При исследовании речи двух или более индивидов нужно принимать во внимание так называемые статусно - ролевые признаки коммуникантов, проявляющиеся в симметрии / ассиметрии социальных ролей, исполняемых говорящими в той или иной ситуации, а именно: «нижестоящий», «вышестоящий», «равный». При симметрии ролевых отношений ни один из коммуникантов не имеет каких-либо преимуществ, обусловленных характером роли.

Кроме ролевых отношений, к числу параметров социальной ситуации, оказывающих влияние на ситуативную вариативность, относится и обстановка или место коммуникативного акта, однако наиболее интересными с точки зрения изучения гендерных различий нам представляются ролевая структура, статусность, степень успешности коммуникативного акта и его ритуальность.

Наличие единой системы гендерных стереотипов в коммуникационном пространстве облегчает взаимопонимание в социуме в вопросах о значении понятий мужского и женского и создает предпосылку для эффективного межличностного общения, поскольку позволяет раскрывать в общении не общие значения мужского и женского, а индивидуальные особенности коммуникаторов. Можно сказать, что общность стереотипа обеспечивает «понимание с полуслова».

Таким образом, позитивное значение функционирования гендерных стереотипов в коммуникационном пространстве состоит в обеспечении взаимопонимания между представителями социальных групп мужчин и женщин, а также в создании условий преемственности такого взаимопонимания. Особенно важно это в современных гражданских обществах, где традиционные объединительные идеи - этнические, идеологические, культурные и религиозные - постепенно утрачивают свое собирательное

значение, а гендерный аспект концепции гражданского общества еще не до конца прояснен. Общество не будет стабильным, если транслируемые гендерные стереотипы не будут соответствовать действительным представлениям мужчин и женщин друг о друге и о себе. В последнем случае межличностная коммуникация будет включать обмен гендерными значениями, то есть в большой степени сведется к взаимному выяснению значений мужского и женского, а не к общению индивидов. Если же такого выяснения происходить не будет, то может возникнуть отчуждение как между мужчинами и женщинами, так и между поколениями, так как гендерные стереотипы перестанут обновляться в процессе коммуникации, а значит, не будут воспроизводиться; процесс коммуникации, не основанный на общности гендерных стереотипов и при этом не сопровождающийся интенсивным обменом гендерных значений, может быть только поверхностным, механическим, утилитарным.

Примечания:

1. Гоффман И. Гендерный дисплей // Введение в гендерные исследования. Ч. 2 / отв. ред. С.В. Жеребкин. 2001.

2. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешения. Минск, 1996. 279 с.

3. Долинин К.А. Имплицитное содержание высказывания // Вопросы языкознания. 1983. № 6. С. 37-47.

Эрвин-Трипп С.М. Язык. Тема. Слушатель. Анализ взаимодействия. М., 1975. 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.