СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
2010.03.004. ЛЕПИН Д. «ВОЗВЫШЕННАЯ ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ»: ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ДУХОВЕНСТВА В ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ. Lepine D. «High solemn ceremonies»: the funerary practice of the late medieval English higher clergy. / J. of ecclesiastical hist. - Cambridge, 2010. - Vol. 61, N 1 - P. 18-33.
Ключевые слова: позднесредневековая Англия, XIV-XV вв., высшее духовенство, погребальные церемонии.
Статья профессора Эксетерского ун-та (Великобритания) Дэвида Лепина представляет собой детальное исследование 10 погребальных церемоний представителей английского высшего духовенства, умерших во второй половине XIV - начале XV в. Источниками для исследования послужили приходно-расходные книги душеприказчиков умерших.
В кратком общем введении, предваряющем конкретный анализ, Д. Лепин отмечает, что погребальные церемонии в средневековом обществе исполняли двоякую роль. С одной стороны, они рассматривались как весьма важный фактор, влияющий на посмертную судьбу умершего; с другой стороны, - служили мерилом и отражением его социального статуса.
Исследователь выделяет три стадии в формировании позднес-редневековых погребальных практик. На первом этапе (IX-XII вв.) погребальные церемонии становятся более протяженными во времени, дополняются новыми элементами, такими как поминовение умершего в течение нескольких недель. Д. Лепин связывает эти изменения с формированием представления о том, что соответствующие ритуалы и молитвы могут облегчить участь души усопшего и снискать ей прощение. На втором этапе (XII-XIII вв.) уже сложившиеся практики получают богословское обоснование исходя из доктрины чистилища, официально принятой церковью в это время. Это, в свою очередь, приводит к увеличению количества молитв и месс, сопровождающих погребение, предшествующих и последующих ему.
На третьем этапе (XIV-XV вв.) погребальные практики становятся более формализованными, символическими и зрелищны-
ми; в них включаются факельное шествие, одетые в ливреи плакальщики, колокольный звон и др. Эта линия развития погребальных ритуалов, отмечает исследователь, нашла свое законченное выражение в так называемых «геральдических погребениях», во время которых умершего сопровождала к месту упокоения процессия со знаменами и штандартами, гроб украшался родовыми гербами и пр.
Д. Лепин указывает также, что новые погребальные практики обычно зарождались в среде светской элиты, но со временем распространялись среди высших церковных иерархов (в первую очередь - епископов), а затем перенимались представителями светской знати и высшего духовенства.
Материалом для конкретно-исторического исследования послужили документы душеприказчиков 10 духовных лиц: пятеро из них были канониками кафедрального собора Йорка, один - каноником в Солсбери, двое - деканами (соборы Эксетера и Чичестера) и один - главой канцелярии собора в Личфилде. Все они были людьми весьма богатыми, имели священнический сан и репутацию ученых; все, за исключением двоих, жили при своих соборах.
Воссоздавая на основании финансовых документов детали конкретных погребений, Д. Лепин выделяет ряд сходных черт.
Все похоронные церемонии были достаточно дорогостоящими; стоимость варьирует от 10 до 90 фунтов и сопоставима со стоимостью погребальных церемоний представителей светской сельской аристократии.
Сразу же после смерти над умершим читали поминальные молитвы, после чего тело обряжали, заворачивали в саван и несли в церковь. Поминальные богослужения начинались вечером в канун погребения и нередко повторялись затем в течение недели, месяца, а то и года. Иногда, судя по всему, имело место бальзамирование тела; подтверждением этого служит и тот факт, что в ряде случаев погребение происходило спустя пять дней, а в одном случае -спустя неделю после смерти.
Все время до похорон вокруг гроба горели свечи, и специально приглашенные люди, чаще всего вдовы бедняков, читали молитвы.
Важное место среди элементов погребальных церемоний занимала процессия плакальщиков, сопровождавших гроб. На эту
роль приглашали обычно бедняков и даже нищих, которых одевали в специально сшитые для этого случая ливреи. Как правило, ливреи были черные, но в одном из документов фигурируют белые ливреи, а в другом - черные с белым. Это действие имело и литургический, и филантропический аспекты, поскольку бедняков, участвующих в процессии, в дальнейшем приглашали на погребальный пир и одаривали, помимо ливреи, деньгами или подарками.
Д. Лепин указывает также на стремление организаторов погребальных церемоний привлечь к участию в процессии как можно больше людей. Помимо плакальщиков, родственников умершего и его собратьев-каноников, в ней участвовали городское духовенство и просто горожане, привлеченные перспективой раздачи милостыни.
Раздача пожертвований являлась непременным атрибутом погребального шествия, но обычно раздаваемые суммы были не очень велики во избежание сумятицы и драк. В трех завещания специально оговаривалось привлечение к участию в процессии членов нищенствующих орденов (в двух случаях - доминиканцев, в одном - францисканцев) и устанавливалась сумма, которую следовало им пожертвовать за эту «услугу». Крайне важным (и самым дорогостоящим) элементом погребальных церемоний был поминальный пир, который обставлялся с необычайной роскошью. Подготовка к пиру длилась несколько дней, нередко приглашались специальные повара и готовились самые изысканные яства.
Исследователь обращает особое внимание на практику использования в погребальных церемониях свечей, факелов, колоколов.
Рассматривая непосредственно практику захоронения и надгробья, автор отмечает, что «геральдические погребения» не получили, судя по всему, большого распространения в среде высшего клира, рангом ниже епископата, и даже изображения на надгробных плитах встречаются редко.
Подводя итог своему исследованию, Д. Лепин указывает, что «погребальные практики высшего духовенства и богатых мирян были во многом сходными; они строились по одной литургической схеме, непременно включали в себя большой элемент зрелищности и были весьма дорогими» (с. 38). При этом погребальные церемонии должны были способствовать благоденствию души усопшего и одновременно напомнить всем о его социальном статусе и важной
роли в жизни местного сообщества. К отличиям автор относит «большую разработанность богослужений и присутствие большего количества клира» при погребениях представителей духовенства, особый акцент на благотворительности, выражением которого являются более щедрые пожертвования по время процессии, а также существенно более дорогие по сравнению со светскими погребальные пиры.
З.Ю. Метлицкая
2010.03.005. ЛОУД Г. АРХИВ И ГРАМОТЫ КОРОЛЕЙ СИЦИЛИИ, (1130-1212 гг.).
LOUD G. The Chancery and Charters of the Kings of Sicily, (11301212) // English hist. rev. - Oxford, 2009. - Vol. 124, N 509. - P. 779810.
Ключевые слова: короли Сицилии, XII-XIII вв., королевская канцелярия, королевские документы, механизмы фальсификации документов.
Статья профессора Грэма Лоуда (университет г. Лидса, Великобритания), специалиста по средневековой итальянской истории, «Архив и грамоты королей Сицилии (1130-1212 гг.)» посвящена изучению проблем создания, хранения, механизмов фальсификации грамот королевского архива королей Сицилии с 1130 по 1212 г.1
Несмотря на то что административная система королей Сицилии XII в. была «одной из самых передовых в современном им христианском мире», от этого периода сохранилось сравнительно немного документов. Автор статьи, анализируя свидетельства сохранившихся источников, пытается ответить на вопрос: почему уцелело такое небольшое количество королевских грамот и есть ли убедительные основания полагать, что значительная часть безвозвратно утерянных грамот когда-то существовали в принципе?
1 Выбор автором хронологических рамок обусловлен следующими соображениями: 1130 г. - основание Сицилийского королевства, до 1212 г. королем Сицилии был Фридрих II Штауфен, в 1212 г. он отправился в Германию предъявлять права на престол и стал ее королем (с 1220 г. - императором Священной Римской империи).