Научная статья на тему 'Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица'

Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица»

МЖКК: Пропавшие без вести 2002

75

Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица

Сильвен Фруадево*

Несмотря на то что гуманитарные и религиозные благотворительные организации выступают в наши дни как разноплановые учреждения, развивающиеся параллельно, каждое в соответствии со своей собственной логикой, и преследуют различные цели, у них остается общая сфера деятельности и приложения усилий: помощь жертвам, страждущим и самым обездоленным.

Однако есть реалии, в равной степени присущие деятельности сотрудников гуманитарных организаций и духовных лиц1, явления, с которыми они постоянно сталкиваются в силу возложенной на них миссии. Это — страдание и смерть людей.

В самом деле, как тем, так и другим неизбежно приходится иметь дело со смертью (другого человека, жертвы, ближнего). Такая уж у них работа. Смерть вообще, причем независимо от присутствия или отсутствия на месте представителя гуманитарной организации или духовного лица, предполагает тот или иной взгляд на это явление, определенные в таких случаях высказывания, подход и порядок действий, которые существенно разнятся в зависимости от принимаемых философских и религиозных концепций.

Рассмотрение вопроса о смерти и ее смысле в человеческой судьбе возможно с двух противоречащих друг другу точек зрения. Первая точка зрения,

* Сильвен Фруадево - антрополог, доктор общественных наук Лозаннского университета. Настоящая статья отчасти основана на исследовании, посвященном проблематике смерти, траура и поминальных обрядов, проведенном автором в 2002 г. по заказу МККК в рамках проекта «Пропавшие без вести». Объектом изучения стали сотрудники гуманитарных организаций и представители различных конфессий в Женеве: Траур и поминальные обряды - Исследование, доклад и рекомендации (Processus de deuil et commemorations - Etude, rapport et recommandations, CICR, Geneve, juiL-Let 2002).

76

Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица

которую разделяют все опрошенные духовные лица, состоит в том, что смерть — не конец всему, поскольку нечто (личность, душа, дух) продолжает существовать и после прекращения жизнедеятельности организма и не подвластно тлению.

Согласно второй точке зрения, смерть видится как уничтожение, то есть не только как конец земной жизни конкретного человека, но и исчезновение бытия или сознания. Такое, агностического толка, видение может послужить основанием жизненной философии, для которой «важен только сегодняшний день». Однако оно породило и активное неприятие1 2 любых посягательств на жизнь, достоинство и неприкосновенность личности, любого порабощения или принижения человека. Это активное неприятие стало фундаментом гуманитарного мышления, ставящего человека и человеческие ценности превыше всего3, а также гуманитарной деятельности, направленной на достижение благосостояния человечества и улучшение жизни людей на земле4.

Кроме этого, в зависимости от условий, культурного, социального и семейного аспектов смерть заставляет людей, окружавших покойного при жизни, занять определенную позицию и порождает характерные типы поведения. Событиям, связанным со смертью, в большинстве обществ и религий придается ритуальный и сакральный характер.

Сотрудникам гуманитарных организаций приходится думать о том, как лучше сообщить членам семьи и друзьям о смерти близкого им человека. Случаи, когда люди пропадают без вести в ситуациях вооруженных конфликтов, репрессий или разного рода катастроф, ставят перед сотрудниками наиболее сложные проблемы, решать которые приходится с учетом реакции (часто негативной) семей, которые склонны отвергать сообщение о смерти родственника, пока не увидят его останки, что отдаляет начало периода траура.

В каких обстоятельствах, при помощи каких средств и с какого момента может начаться траур в том случае, когда нет тела умершего? Какие меры

1 Под «духовным лицом» мы понимаем лицо, принадлежащее к духовенству, ордену или конгрегации, которое было назначено, посвящено или возведено в сан, чтобы преподавать вероучение, возглавить собрание верующих или руководить совершением обряда.

2 Alain Destexhe, L'humanitaire impossible ou deux siecles d'ambiguites, Paris, Armand CoLin, 1993, p. 213.

3 Guillaume d'AndLau, L'action humanitaire, Paris, Presses universitaires de France, 1998, p. 13.

4 Philippe Ryfman, La question humanitaire - Histoire, problematiques, acteurs et enjeux de I'aide humanitaire, Paris, Editions ELLipses, 1999, pp. 16-17.

МЖКК: Пропавшие без вести 2002

77

предосторожности должны быть приняты, как следует себя вести и что нужно говорить, если смерть засвидетельствована, но останки не могут быть переданы семье?

Во всех религиях отсутствие тела, будь то в военное или в мирное время, вносит некоторые изменения в жесты и ритуалы, обычно сопутствующие смерти. В рамках разных традиций устанавливаются различные сроки, по истечении которых пропавший без вести может считаться умершим. Когда потеряна всякая надежда, иногда проводятся ритуалы, заменяющие обряды и похороны без покойного, чтобы символически обозначить расставание с усопшим и позволить семье его оплакать.

Действия сотрудников гуманитарных организаций связаны с оказанием чисто практической помощи и признанием сакрального характера смерти, с которой им приходится сталкиваться. Многое (частота контактов со смертью и сострадание, которое ими движет) роднит сотрудников гуманитарных организаций с духовными лицами, но между ними неизбежны различия (проявляющиеся в самом отношении к смерти другого человека, в том, что они говорят и делают).

Смерть с точки зрения различных религий

Характерным для различных религий5 является, в частности, то, что они отмечают важные вехи в жизни человека, такие, как рождение, достижение совершеннолетия, бракосочетание и кончину. Духовные лица отличаются особым кодексом поведения, манерой говорить, держаться и особенностями одежды, которые делают их легко узнаваемыми.

Не удивительно, что все моменты, связанные со смертью, от последнего напутствия, когда это осуществимо, до погребения или кремации и до конца периода траура, являются объектом пристального внимания во всех религиях. Поскольку объем данной статьи не позволяет детально разобрать все этапы, мы приводим сравнительную таблицу похоронных ритуалов и обычаев в различных религиях6.

5 В рамках исследования были опрошены двенадцать представителей различных религий - по одному от каждой из Церквей или общин, а именно, Протестантской церкви Женевы, Католической церкви, Православной церкви, Евангелического альянса, ислама (шиизма и суннизма), иудаизма, бахаизма, индуизма, буддизма тхеравады (Шри-Ланка) и ваджраяны (Тибет) и гаитянского вуду.

6 См. таблицу.

78

Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица

Смысл смерти и похоронных обрядов

Конечно, духовные лица дают очень разнящиеся между собой ответы на вопросы о происхождении смерти и ее смысле в судьбе человека. Существует множество описаний и толкований посмертия, в которые мы не будем вдаваться. Однако все опрошенные духовные лица сходились, по крайней мере, в одном смерть — не конец пути. Конечно, она означает прекращение земного существования, но она не более чем переходное состояние. Смерть выступает как временное исчезновение или превращение, позволяющее существу или духу продолжить свой путь в потустороннем мире, возродиться в виде тонкого тела или, как принято толковать в восточных религиях, возвратиться на землю в другой жизни.

Такие представления о смерти влияют на различные связанные с ней моменты, которые можно классифицировать следующим образом:

• последние мгновения жизни или последнее напутствие умирающему;

• обмывание тела и его помещение в гроб;

• похороны, включающие в свою очередь три момента:

— вынос тела;

— религиозные обряды или церемонии прощания с умершим;

— погребение или кремация;

• годовщины смерти и поминальные обряды.

Параллельно с обрядами прощания с момента смерти и похорон для семьи начинается период траура. Его продолжительность, сопутствующие ему обряды в значительной степени варьируют в различных религиозных традициях и в зависимости от характера (более или менее драматического) смерти и степени родства с усопшим.

Похоронные обряды (в том числе и связанные с трауром), как правило, обращены к двум категориям лиц — к живым и мертвым. Опять же в зависимости от религиозных традиций и местных верований, к которым с большей или меньшей гибкостью приспосабливается официальная литургия, эти обряды могут быть обращены в первую очередь к первым или ко вторым.

Запреты, ритуальные обязанности и молитвы предназначены для того, чтобы живые могли проститься с умершим, собраться в семейном кругу, мысленно обратиться к нему, задуматься о том, что и сами они смертны.

В момент сбора родственников и друзей образ усопшего еще очень жив. Весь период траура предназначен для того, чтобы те, кого он оставил, могли вспомнить о проведенных с ним днях и о ценностях, в которые он верил. Мы еще связаны с ним, но уже учимся жить без него.

МЖКК: Пропавшие без вести 2002

79

Похоронные обряды позволяют выразить скорбь по умершему, не предаваясь ей безраздельно, а потом и преодолеть ее посредством символических жестов, молитв и аскезы.

Солидарность между живыми и мертвыми никогда не ставится под вопрос. Издавна считается, что у первых есть обязанности перед вторыми. От живых даже зависит загробная участь умершего, например, его будущее счастливое перерождение. И наоборот, ненадлежащее совершение обрядов и несоблюдение традиций может навлечь горе и позор на всю семью.

Несмотря на узы, продолжающие связывать живых и мертвых, они принадлежат к разным планам бытия. В некоторых религиях (например, в индуизме), похоронные обряды призваны также оградить живых от «нечистоты», связанной со смертью.

Обряды прощания, обрамляющие, сопровождающие и облегчающие траур, символизируют победу жизни над смертью, победу моральной и общественной упорядоченности над распадом и хаосом, вызванными драмой потери дорогого существа, — победу, которую утверждают и усиливают возлияния на поминальной трапезе. Поминальные обряды выступают как общественные по своей сути, а траур является коллективным процессом. Община (верующие, семья, клан) подтверждает таким образом свои принципы, связывающие ее узы, свою солидарность и самобытность.

Сакральный характер останков

Во всех религиях большое внимание уделяется тому, чтобы погребальные обряды проводились в присутствии тела покойного. Об этом ясно свидетельствуют и знаки внимания, которые ему оказываются, — от обмывания тела до погребения или кремации.

При этом причины, обосновывающие необходимость ритуального обмывания тела, не всегда теологического или догматического свойства, но вписываются в культурные обычаи данной страны. И все же обычаи очищения тела связаны с древнейшим представлением, согласно которому смерть заразна, и потому необходимы определенные меры предосторожности.

Сакральное отношение к телу усопшего становится еще более очевидным, когда духовные лица начинают обсуждать вопрос о причинении повреждений трупам.

Вскрытие, удаление органов и ампутации осуждаются, особенно в регионах, где господствуют монотеистические религии, придерживающиеся

80

Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица

догмы возрождения. Так же обстоит дело и с эксгумацией, которая иногда приравнивается к осквернению (ислам). Однако эксгумация может быть и разрешена — по криминалистическим и гуманитарным соображениям — после консультаций с представителями духовенства.

В исламе, который предписывает хоронить мертвых без гроба, при погребении очень заботятся о том, чтобы земля, насыпаемая поверх савана, не раздавила тело умершего, для обеспечения безопасного для окружающих разложения останков.

В иудаизме поврежденное (например, в результате террористического акта) тело хоронят, в принципе, без ритуального обмывания. Погребают в одежде, которую покойный носил при жизни, чтобы избежать еще одного осквернения. Так же поступают с останками мусульманских муджахидов, погибших в бою, во время джихада, чтобы они могли предстать перед Богом «со своей кровью», что гарантирует им отпущение грехов.

Вообще, поврежденное тело погребают или кремируют без особых церемоний. Если от тела остался лишь один фрагмент, с ним обращаются как с целым телом. Считается, что непременно следует собрать и захоронить вместе фрагменты тела, если это возможно.

Кроме этого, все религии рекомендуют не выставлять публично поврежденное тело либо максимально скрыть повреждения одеждой или саваном.

Обряды и обычаи в ситуациях исчезновения людей

Позиция духовных лиц в отношении пропавших без вести зависит от двух различных ситуаций:

• особые обряды, совершаемые для лица, пропавшего без вести, и его семьи, то есть для человека, от которого некоторое время не поступает никаких известий, но не известно, жив он или нет;

• обряды, которые совершаются, когда смерть официально подтверждена, но останки не удалось найти или доставить на родину.

Большинство религий, представители которых были опрошены, исходят из предписаний гражданского кодекса, вынося решение о том, чтобы признать умершим лицо, пропавшее без вести, и провести церемонию прощания. Несколько по-иному выглядит ситуация в исламе, поскольку в различных течениях ислама существуют расхождения между нормами законодательства, на основании которых гражданские кодексы мусульманских стран определяют понятие ««пропавшего без вести». Как правило, человек, от кото-

МЖКК: Пропавшие без вести 2002

81

рого не поступает никаких известий, в суннизме объявляется мертвым после четырех лет отсутствия. В Иране (шиизм) принят семилетний срок, если религиозные власти не выносят иного заключения (фатва). В этом случае время ожидания может быть сокращено.

В иудаизме принятие решения о совершении погребального обряда и о начале траура в случае исчезновения человека определяется гражданским законодательством, но раввину предлагается высказать свое мнение по этому вопросу. В христианских церквях верующие могут заказать поминание за литургией или сами помянуть пропавшего без вести в своих молитвах и без проведения специального обряда прощания. В индуизме дело обстоит иначе. Члены семьи возносят молитвы за пропавшего без вести, но, если нет тела, не проводятся никакие похоронные обряды. Как правило, совершение обрядов откладывается, пока не будет абсолютной уверенности в кончине пропавшего без вести и не будут исчерпаны все возможности розыска, а у семьи не останется никакой надежды на то, что исчезнувший жив.

В суннитском исламе принято, что скорбящая семья пропавшего без вести, чья смерть была удостоверена, но тело не найдено, может попросить произнесение специальной ««молитвы за отсутствующего». У иудаистов, когда потеряна последняя надежда найти пропавшего среди живых, совершается обряд начала траура и оплакивания. В христианских церквях допускаются заупокойные богослужения и молитвы за усопшего в утешение близких, однако речь не идет о собственно похоронах.

Индуизм тоже запрещает проведение похорон без тела. Если кто-либо умирает на чужбине и его останки не могут быть доставлены семье, родственники совершают обряд очищения в виде ритуального омовения. В Шри-Ланке (буддизм, тхеравада) погребальный обряд в отсутствие тела совершается, как если бы останки были на месте. Единственное отличие касается кремации. Иногда тело символически заменяется фотографией покойного. В буддизме ваджраяна (Тибет) совершение особых молитв делает возможными своего рода «заочные похороны», если человек скончался за границей и его останки не могли быть возвращены на родину.

Проведенный нами краткий обзор погребальных обрядов в различных религиях позволяет сделать вывод, что вся совокупность церемоний, окружающих смерть, этапов протекания траура и сопутствующих ему запретов призвана:

• обозначить расставание с усопшим (или создать условия для прощания, оплакивания и переживания боли утраты);

82

Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица

• облегчить уход усопшего, подготовить и обеспечить его переход в иной мир (то есть помочь его новому воплощению или возврату к Богу, в зависимости от эсхатологических представлений);

• укрепить узы, связывающие общину, живых верующих, подчеркивая значимость социальной и семейной солидарности (иногда и солидарности с мертвыми).

Кроме этого, ситуации, когда люди пропадают без вести и невозможно найти останки, вызывают необходимость внесения изменений в религиозные правила и погребальные обряды, чтобы семья могла предаться скорби по пропавшему близкому человеку, молиться за него и совершать соответствующие обряды.

Все опрошенные духовные лица были единодушны в том, что останки святы и продолжают символически представлять личность после смерти. Действия и слова при проводах усопшего в последний путь имеют большое значение, поскольку они обеспечивают ему достойную кончину, ««легкий» переход в мир иной и позволяют близким оплакать свою потерю, опираясь на солидарность родственников и других членов общины.

Смерть с точки зрения сотрудников гуманитарных организаций

Отношение гуманитарного персонала к смерти и трауру отличается большой сложностью и варьирует в широких пределах в зависимости от мироощущения конкретного сотрудника, обстоятельств, в которых произошла смерть, ее типа, а также от личности жертвы или жертв7. Так что, в отличие от духовных лиц, сотрудники гуманитарных организаций не выработали в своей среде какого-либо протокола, кодификации или обрядности для случаев, когда они сталкиваются со смертью других людей, если не считать ряда элементов, выросших из практики.

За редкими исключениями, сотрудники гуманитарных организаций мало знакомы с культами и верованиями стран, в которые их командируют. Кроме того, они очень редко присутствуют на похоронах жертв (независимо

7 Настоящее исследование не претендует на полноту освещения проблемы. Из-за временных и бюджетных ограничений исследование основывается только на материалах девяти интервью, продолжительностью около двух часов каждое, которые были проведены в апреле - мае 2002 г. с лицами, имеющими опыт работы в одной или нескольких гуманитарных организациях в регионах вооруженных конфликтов. Все опрошенные-опытные сотрудники, имеющие за плечами многолетнюю работу в полевых условиях. Выводы настоящей статьи не обязательно отражают мнение опрошенных и организаций, в которых они работают.

МЖКК: Пропавшие без вести 2002

83

от того, были ли они знакомы с ними при жизни) — только в тех случаях, когда получают специальное приглашение от властей или родственников. В принципе, организация похорон, присутствие на них и поддержка скорбящих родственников не входят в число их обязанностей. Наконец, участие в похоронах руководителя или члена одной из группировок, участвующих в вооруженной борьбе, было бы отступлением от нейтралитета, которого сотрудники должны придерживаться.

При этом проведенные собеседования выявили ряд периодически возникающих тем и ситуаций, связанных с проблематикой смерти и траура8.

• Первая тема имеет отношение к проблеме пропавших без вести и сообщениям членам семьи о смерти их родственника. Здесь сотрудники гуманитарных организаций сталкиваются с двумя серьезными трудностями: каким образом передать эту информацию, максимально избегая травмирования родственников, и как их заставить в нее поверить, когда останков нет, а есть только письменное или устное свидетельство.

• Еще один аспект гуманитарной работы, о котором говорили опрошенные, связан с обменом останками между различными лагерями или противоборствующими сторонами в конфликте. В дополнение к политическим и техническим проблемам, связанным с такими обменами, встает вопрос о дурном обращении с трупами со стороны тех воюющих, которые намеренно наносят повреждения телам, предназначенным для передачи противной стороне.

Объявление о смерти

Передать информацию

Одним из направлений работы гуманитарных организаций в районах, охваченных войной, или в послеконфликтных ситуациях является розыск

8 Мы не будем рассматривать частный случай смерти родственника и коллеги, хотя этот вопрос поднимался во время проведенных бесед. Такие случаи представляются нам слишком специфическими для того, чтобы стать предметом рассмотрения и комментариев в рамках настоящего исследования. Поэтому интересующимся данным вопросом мы рекомендуем ознакомиться с научной работой Фабь-ены Бонжур, где он рассматривается: Une lumiere dans les tenebres. Le deuil institutionnel suite au dices par faits de guerre de collaborateur(s), collaboratrice(s) au Comite International de la Croix-Rouge (CICR), Sion, Memoire Institut Universitaire Kurt Biisch 2001 («Свет во тьме. Официальные траурные церемонии по случаю кончины в результате военных действий сотрудников Международного Комитета Красного Креста (МККК)»).

84

Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица

пропавших без вести. Эта деятельность включает в себя составление списков пропавших без вести, установление контактов со сторонами в конфликте, поиск информации и свидетельств, а также передача полученных сведений семьям и, когда не остается никакой надежды на то, что пропавший без вести жив, сообщение о его смерти родственникам.

Сообщить людям о смерти близкого никогда не бывает просто. Если достоверность информации не вызывает сомнений (например, когда она основывается на нескольких совпадающих свидетельствах или на официальном докладе), но останки не могут быть предъявлены семье, задача еще больше усложняется. Пока тело не найдено, у семьи будет теплиться надежда на то, что информация могла оказаться ошибочной. Так что в подобной ситуации существует риск, что семья откажется верить в смерть пропавшего без вести.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот аспект часто упоминался опрошенными: «Люди нам не верят, пока не увидят труп».

Как бы там ни было, информацию передавать надо: «Мы же не можем сохранять ее только для себя».

Найти нужные слова

Способы объявления о смерти кого-либо и реакции на это сообщение в разных странах мира отличаются очень большим разнообразием и обилием оттенков. Разобраться в них непросто, особенно учитывая тот факт, что здесь многое зависит от человека, конкретной ситуации, культурного и политикорелигиозного контекста и т. д. Так, в исламских странах не рекомендуется сообщать о смерти прямо, без подготовки.

В некоторых странах Дальнего Востока близкие покойного ведут себя сдержанно и стараются избегать внешних проявлений своего горя. Несдержанность там считается предосудительной и воспринимается как признак плохого тона. В других регионах мира родственники покойного должны, наоборот, громко стенать, кататься по земле и даже публично наносить себе раны, чтобы их не заподозрили в том, что они недостаточно скорбят, а может быть, в тайне даже радуются смерти близкого.

Так как же «правильно» объявить о смерти? Как следует держаться с человеком, который только что узнал о постигшем его горе — потере дорогого существа? Конечно, не существует каких-то универсальных рецептов, однако опыт опрошенных, которым доводилось оказываться в подобных ситуаци-

МЖКК: Пропавшие без вести 2002

85

ях, говорит о том, что есть ряд мер предосторожности, которые нужно принимать, чтобы не оскорбить чувства скорбящих семей9:

• старайтесь не вести себя развязно и вызывающе, сообщая о смерти;

• если сообщение о смерти делается в лагере или какой-либо общине, для начала, не привлекая ничьего внимания, отведите в сторону родственников покойного; постарайтесь, чтобы при этом не было любопытствующих и детей;

• в некоторых регионах мира (исламские государства, Северная Африка, Африка к югу от Сахары) не рекомендуется сообщать о смерти сразу, без подготовки. Первым делом следует обращаться не к матери или жене покойного, а к родственнику мужского пола, но не слишком дальнему, или к человеку, пользующемуся доверием семьи;

• по возможности, объявляйте о смерти в присутствии медработника или психолога, умеющего сглаживать травмирующий эффект такого сообщения;

• никогда не проявляйте невнимательности к просьбам семей, не закрывайте преждевременно дело, если семья продолжает надеяться на то, что пропавший без вести жив.

Отводить для работы с людьми столько времени, сколько требуется, проявлять интерес к их проблемам — часто лучший способ помочь им справиться с горем. Как сказал один из опрошенных: «Хуже нет, когда потерпевший страдает от невнимания к себе». Семьям больше всего нужны опора и поддержка.

Скорбящие могут получить поддержку, совет или помощь в деликатной ситуации и от местного населения (местного персонала гуманитарных организаций, духовных лиц, старейшин деревень, полицейских, учителей, общин, ассоциаций семей пропавших без вести и т. д.) — при условии, конечно, что соответствующие лица или организации не приложили руку к массовым убийствам и не участвуют в конфликте.

Свидетельства о смерти

Вопрос о свидетельствах о смерти вызывает много споров среди сотрудников гуманитарных организаций. В некоторых ситуациях, например, в

9 Этот перечень не является исчерпывающим. См. также рекомендации, содержащиеся в исследовании Processus de deuil et recommandations - Ёtude, rapport et recommandations, CICR, Geneve, juiLLet 2002 («Траур и поминальные обряды - исследование, доклад и рекомендации»).

86

Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица

Боснии, МККК направил женам, сестрам и матерям пропавших без вести сотни писем, в которых сообщалось о смерти мужа, брата или сына. Иногда реакция этих женщин была резко отрицательной, вплоть до полного неприятия. Однако некоторые потом возвращались и просили выдать им данный документ. Причины такого изменения позиции так и остались не вполне ясными.

Конечно, выдача свидетельства о смерти, когда семье не могут быть переданы останки, не решает всех проблем, но она может помочь смириться с трагической потерей. При этом нужно, чтобы данный документ был официально выдан признанными и законными властями, которые пользуются доверием родственников умерших. Так что объявлять о смерти, особенно в драматических для всего населения условиях, как в Боснии, имеет смысл только при условии, что создаются структуры для поддержки скорбящих семей и налаживается сотрудничество с местной администрацией, ассоциациями вдов или семей пропавших без вести, которые подключаются к переговорам с представителями политических или военных властей.

Хотя присутствие останков и не является абсолютно обязательным для проведения похоронных обрядов, отсутствие тела делает необходимыми приспособление обрядов, принятие мер предосторожности и проведение дополнительной работы. Как мы могли убедиться выше, у духовных лиц есть более или менее точные ответы на вопросы о совершении погребальных обрядов в тех случаях, когда нет останков. Нужно выдержать определенные сроки, когда у семьи не остается ни малейшей надежды на то, что пропавший родственник жив, и когда есть уверенность в том, что все возможности розыска исчерпаны. Совершаемые затем погребальные обряды как бы окончательно подтверждают сообщение о смерти и означают начало траура.

При этом важен не только религиозный аспект. Определенную роль играют также обстоятельства смерти (коллективная, индивидуальная, героическая и т. д.) и общественно-политический аспект. Разрушение общинной среды в результате войны, раздробление семей и вынужденные перемещения людей относятся к числу факторов, мешающих нормальному протеканию траура. Гуманитарные организации должны учитывать все эти факторы, чтобы надлежащим и уважительным образом реагировать на трагическое положение семей. Символические жесты типа возложения букета цветов, посадки дерева в каком-либо значимом месте, создания мемориала с фотографиями пропавших без вести часто заменяют религиозный обряд.

МЖКК: Пропавшие без вести 2002

87

Как следует поступать с останками

Есть серьезное опасение, что у сотрудников гуманитарных организаций, часто имеющих дело со смертью, разовьются привыкание и определенное безразличие к останкам, нередко безымянным.

Отношение к телу покойного носит сакральный характер, и с ним нельзя обращаться как с ««вещью». После смерти оно продолжает символизировать покинувшего или покинувшую этот мир. Кстати сказать, вокруг тела усопшего может возникнуть целый ряд напряженных ситуаций, имеющих в своей основе страх, возмущение, желание отомстить. Когда с телом обращаются без должного уважения и оно доставляется в ненадлежащем виде, с большими повреждениями, это может вызвать резкую реакцию со стороны родственников, членов общины или соратников.

С другой стороны, воюющие нередко играют на уважении, которое принято проявлять к останкам, чтобы унизить или спровоцировать противника, оставляя труп без надлежащего ухода, нанося ему повреждения, выставляя его напоказ в непристойном виде либо используя в своего рода «парадах смерти».

Так что же делать, если трупу были намеренно причинены повреждения или он был доставлен в виде фрагментов? Сотрудниками гуманитарных организаций был разработан ряд рекомендаций на этот случай:

• прежде всего, необходимо самому осознать и убедить конфликтующие стороны в том, что дурно обращаться с останками и умышленно наносить им повреждения бесчеловечно;

• в случае преднамеренного нарушения целостности трупа нужно, по возможности, скрыть повреждения, обрядив покойника как полагается, прежде чем передать его семье;

• не следует доставлять и показывать тело родственникам в обнаженном виде — его заранее нужно завернуть в саван или прикрыть набедренной повязкой.

Что касается эксгумации в целях установления личности:

• если требуется участие членов семьи (оно никогда не должно быть принудительным) либо если они сами выразили пожелание присутствовать при эксгумации, их следует заранее предупредить о том, что данная процедура может оказаться для них эмоционально травмирующей;

• не оставлять родственников без присмотра (желательно со стороны психологов и медработников) во время этой операции;

• не допускать к месту эксгумации любопытствующих, чтобы родственники могли поклониться праху в семейном кругу.

88

Смерть глазами сотрудника гуманитарной организации и глазами духовного лица

Заключение

Вопрос о смерти с неизбежностью заставляет нас задуматься о жизни и ее смысле, о том, что мы сами смертны, о неповторимости каждой личности, о солидарности между живыми и мертвыми. Он побуждает к размышлениям о нашей принадлежности к человечеству и о содержании, которым мы наполняем понятие «гуманитарная миссия».

Однако смерть по определению воплощает конечность человеческого существования. Это придает ее переживанию драматический характер, заставляет нас усомниться в себе, погружает в тоску, порождает цинизм и желание отстраниться от проблем, переступив через них.

Вместе с тем смерть — момент, когда, оказавшись перед лицом угрозы хаоса, распада (личности, телесной оболочки, отношений), индивидуумы, семьи и группы людей, чувствующие себя уязвимыми в самом своем существе, испытывают потребность заявить о своей солидарности, укрепить узы внутри сообщества и подтвердить цементирующие его ценности.

Отношение к смерти сотрудников гуманитарных организаций сложно и даже двойственно. С одной стороны, они задаются вопросами об источниках насилия, ненависти, несправедливости и страданий, которые мы причиняем другим людям. С другой стороны, им всегда трудно иметь дело со смертью человека, особенно с отчаянием людей, которые все потеряли.

Что касается духовных лиц, которые, без всякого сомнения, не менее чувствительны к людским страданиям и смерти, они опираются на совокупность установок, речений и обрядов, которые помогают удерживать эмоции в определенных рамках и выступают в качестве вех, знаменующих различные, более или менее болезненные, моменты, связанные со смертью и трауром.

К тому же и в наших обществах, носящих выраженный светский характер, где сама жизнь все меньше воспринимается как священное таинство в результате всепроникающего влияния науки и биомедицинских исследований, многие из нас в трудные моменты и сегодня обращаются к священнику, пастору, раввину, имаму или монаху. Это чаще всего бывает, когда наступает его или ее смертный час либо когда умирает друг или родственник. Некоторые в эти ключевые моменты иногда ищут утешения в духовности, в возобновлении связей с религиозной общиной, к которой они принадлежат от рождения, в совершении обрядов, смысл которых они не всегда понимают.

МЖКК: Пропавшие без вести 2002

89

Религиозные обряды, несмотря на всю их сложность, а иногда и непонятность для непосвященных, оказываются ««эффективными». По крайней мере, считается, что они воздействуют на ментальность участников10.

Каналы этого воздействия — чувства присутствующих, символика их представлений, выразительность слов и жестов во время церемоний и обрядов. Цель погребальных обрядов — обозначить и официально подтвердить расставание с покойным и облегчить его переход в потусторонний мир. Они создают обстановку, позволяющую родственникам проститься с усопшим и высвободить эмоции, которые они до сих пор сдерживали. Иногда на похоронах нагнетание драматизма (крики, рыдания, речи, литургия и торжественная музыка) уступает место умиротворению поминальной трапезы, во время которой проявляется семейная, общественная солидарность.

Сотрудники гуманитарных организаций, ищущие ответ на вопрос, как следует объявить семье о смерти пропавшего без вести родственника, могли бы позаимствовать эту действенность, присущую религиозным обрядам. Конечно, они действуют на основании иных (светских) критериев и не должны вмешиваться в религиозные дела, но им нужно проникнуться священным характером смерти и понять ее значение как перехода в иное состояние. В мире настолько велико разнообразие культурных и религиозных обычаев, что напрашивается следующий вывод: похоронные обряды могут быть практически любыми, лишь бы не принижалось значение смерти, не отрицалась важность сакрального характера останков и не проявлялось неуважение к чувствам, к скорби людей, потерявших близкого.

Поддержка общины, выражения сочувствия, ритуализация события, присутствие представителей, признанных законными, властей — светских или религиозных — очень важны для конкретизации трудного перехода от предполагаемой смерти (смерти, в которую отказываются верить) — к смерти, засвидетельствованной и признанной.

Таким образом, чтобы траур мог начаться, нужно, чтобы между гуманитарным персоналом и семьями жертв существовало взаимное доверие и признание, необходимы диалог и сотрудничество11 с ассоциациями или представляющими их учреждениями.

10 Fran$ois Isambert: Rite et efficacite symbolique. Ёssaid'anthropologiesociologique, Paris, Editions du Cerf, 1979, p. 24.

11 В смысле «совместной работы ради общих целей и интересов».

Протестантская

церковь

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СМЕРТИ

Плата за жизнь, за знание

УЧАСТЬ В ПОСМЕРТИИ

Возвращение к Отцу небесному / Победа жизни над смертью

Индуизм

(ведантизм)

Прекращение земного существования, перерождение

Кратковременное существование тонкого тела и последующее перевоплощение

САВАН / ЕРОБ ТУАЛЕТ П0К0ЙН0Е0

ПОЕРЕБЕНИЕ/

КРЕМАЦИЯ

Гроб — туалет покойного согласно местным обычаям

Согласно пожеланиям покойного или семьи

Ритуальное обмывание (для мужчин), новая одежда (белая ткань), гроб, носилки

Кремация (за исключением монахов), развеивание праха над водой / погребение

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ТРАУРА

Различная, как правило, 3 дня

В зависимости от касты, от 10 до 30 дней

Католическая

церковь

Врата в «подлинную жизнь»

Чистилище (очищение), Страшный суд, Воскрешение

Гроб, новая или мало ношенная одежда, макияж лица

Согласно пожеланиям покойного или семьи

Различная в разных семьях — 7 дней, 1 месяц, 1 год

ЗАПРЕТЫ

НА ПЕРИОД ТРАУРА/ ЧЕЕО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ

Особых запретов для семьи нет — избегать молитв о душе покойного

Не бриться (мужчинам), носить дхоти, не есть мяса, яиц, рыбы, воздерживаться от половых сношений

Особых запретов нет — не придавать церемонии слишком официальный характер обязательно упоминать имя покойного

поврежденияТела

Особых обрядов нет

Особых обрядов нет

Особых обрядов нет

ЭКСЕУМАЦИЯ

ПРОПАВШИЕ

БЕЗ ЕСТИ/П0ВТ0РН0Е

БРАКОСОЧЕТАНИЕ

ПОХОРОНЫ В ОТСУТСТВИЕ П0К0ЙН0Е0________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ

ЦЕРЕМОНИИ

ПОМИНАЛЬНЫЕ

ЦЕРЕМОНИИ

По требованию закона

Согласно гражданскому законодательству

По желанию семьи

Возможны (катастрофы, войны), специальных обрядов нет

Не предписаны, но возможны

Если имело место погребение

Нет предписаний

трехдневный траур, ритуальное омовение

Как правило, не проводятся

Ежегодно в день кончины

По требованию закона

Согласно гражданскому законодательству

Проведение обряда по просьбе

Возможны в дополнение к индивидуальным похоронам

Заупокойная месса, в День поминовения усопших (2 ноября) и в годовщину смерти

Ассамблея Бога Община бахай Православная церковь

Расставание души с телом Переход в иное состояние Расставание души с телом

Вечная жизнь для праведников / Суд и ад для нечестивых Приближение/ отдаление от Бога Страшный суд Воскрешение души и тела; рай/ад

Гроб, туалет покойного согласно местным обычаям Тело в саване из ткани помещается в гроб Ритуальный туалет покойного, иногда бальзамирование, чистая одежда, гроб

Погребение Погребение Погребение

Различная, в зависимости от местных обычаев Нет специальных правил от 40 дней до 1 года

Особых запретов нет — уважение останков — главное, ничего не навязывать семье Особых запретов нет — уважение останков — простые обряды — кремация не допускается Черная или темная одежда — отказ от зрелищ и развлечений — скромные прически

Особых обрядов нет Особых предписаний нет Особых обрядов нет

По требованию закона Нет правил Ритуал эксгумации

Согласно гражданскому з акон одатель ству Повторное бракосочетание возможно через 9 — 12 месяцев Развод возможен через 7 _ 10 лет, в зависимости от страны

Поминальный обряд Нет предписаний Похоронный обряд не проводится

Возможны, если согласны родственники Возможны при чтении бахаистских молитв Каждое имя должно упоминаться отдельно

Поминальная служба не проводится Годовщины мученической смерти Баба, вознесения Бахи-Уллы и кончины Абдула-Бахи 40-й день, 6-й и 9-й месяцы, 1-я годовщина, 3-я годовщина + 2 субботы в год

Буддизм

тхеравада

Тибетский

буддизм

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЕРТИ

Временная разлука

Этап в непрерывном существовании энергии мысли

УЧАСТЬ В ПОСМЕРТИИ

Возрождение в зависимости от кармы

Переход в бардо, затем перевоплощение

САВАН / ЕРОБ ТУАЛЕТ П0К0ЙН0Е0

ПОЕРЕБЕНИЕ/КРЕМАЦИЯ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ТРАУРА____________

ЗАПРЕТЫ НА ПЕРИОД ТРАУРА/ЧЕЕО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ

ПОВРЕЖДЕНИЯ ТЕЛА

Туалет покойного, белые одежды, гроб

Кремация

от 3 месяцев до 1 года

Не готовить пищу, повернуть фотографии изображением к стене

Тело не выставляется публично

Туалет, новая одежда, деревянный гроб (ящик)

Кремация (погребение в исключительных случаях)

49 дней

Стараться не касаться тела покойного в течение трех с половиной дней после смерти.

Не ставить гроб на землю

Нет особых обрядов

ЭКСЕУМАЦИЯ

ПРОПАВШИЕ

БЕЗ ВЕСТИ/ПОВТОРНОЕ

БРАКОСОЧЕТАНИЕ

Невозможна

Нет обрядов/личное или семейное решение

Практикуется крайне редко

По выбору супруга

ПОХОРОНЫ В ОТСУТСТВИЕ П0К0ЙН0Е0

Тот же обряд, с фото- Молитвы — «заочные» графией похороны

КОЛЛЕКТИВНЫЕ

ЦЕРЕМОНИИ

ПОМИНАЛЬНЫЕ

ЦЕРЕМОНИИ

Нет различий Нет противоречия

с индивидуальными похоронами

7-й день, 3-й месяц, Ежегодно в годовщину

ежегодно в годовщину смерти

смерти

Гаитянский

воду

Переход через мост либо в «страну счастья», либо в «страну мертвых»

Мертвые остаются среди живых в виде духов

Ритуальный туалет, белые одежды, гроб

Погребение

Различная, в зависимости от семьи и пожеланий покойного

Цвет траура: черный для одежды членов семьи, белый для дома — не оставлять усопшего одного

В некоторых случаях наносятся повреждения

Резко осуждается (зомби)

Как правило, по решению семьи

Невозможны

Возможны, но погребение всегда раздельное

В день поминовения усопших (2 ноября), церемонии Геде, годовщины, праздники святых, юбилеи

Суннитский ислам Шиитский ислам Иудаизм

Предначертание Аллаха, призыв к Богу Начало вечной жизни Углубление сущего, глубокое единение с сущим

Переход в барзах, суд, воскрешение, рай или ад на вечные времена Переход в барзах, суд, воскрешение, рай или ад на вечные времена Шеол, воскрешение — очищение тела, освященного душой

Ритуальный туалет, белый хлопковый саван, без драгоценностей Туалет (3 омовения) хлопковый саван (из 3 частей) Туалет, белый саван или гроб, без драгоценностей и т. д.

Погребение головой к Мекке Погребение головой к Мекке Погребение головой к Иерусалиму

3 дня 4 месяца и 10 дней — по супругу 3 дня, 7 дней, 40 дней 7 дней, 30 дней, 1 год

Избегать чрезмерных проявлений горя (криков, плача), могила без имени покойного Члены семьи носят черные одежды; запрет на работу в течение 7 дней, трехдневный пост 7 дней: не работать, не менять одежду, запрет на вино, мясо, половые сношения и т. д.

Погребение без туалета покойного, та же одежда, что и в момент смерти Погребение без туалета покойного, та же одежда, что и в момент смерти Погребение без туалета покойного, та же одежда, что и в момент смерти

С разрешения священнослужителей С разрешения священнослужителей С разрешения священнослужителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После развода, по судебному решению (1-4 года) Супруга обретает свободу через 7 лет (если фатва не предписывает иного) Супругу разрешается повторное бракосочетание, если не остается никакой надежды — решение религиозных властей

Молитва за отсутствующего Молитвы+поминание Молитвы+поминание

То же — общая молитва за всех Коллективная молитва, могилы отдельные Молитва за каждого, имена не называются

Не проводятся 3-й, 7-й, 40-й день, годовщины, поминовение мучеников и духовных вождей 7-й день, 1-й месяц, 1-я и последующие годовщины со дня смерти,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.