Научная статья на тему 'Похоронно-поминальный ритуал китайцев в г. Харбине'

Похоронно-поминальный ритуал китайцев в г. Харбине Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
474
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙЦЫ / CHINESE / ОБРЯД / RITE / ПОХОРОННЫЙ РИТУАЛ / FUNERAL / ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / OBIT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белая Евгения Григорьевна

В статье на основе полевого материала, собранного автором, и анализа литературы рассматривается похоронно-поминальная обрядность китайцев в современном Харбине. Показаны особенности похоронных ритуалов в различных конфессиональных средах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNERAL RITUAL OF TNE CHINESE IN HARBIN CITY

In the article funeral and obit customs and rites in contemporary Harbin are studied according to author’s field work material. The peculiarities of rites in different confessions.

Текст научной работы на тему «Похоронно-поминальный ритуал китайцев в г. Харбине»

Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2011 № 2 (7)

07.00. 00 Исторические науки

УДК 008/13.19 (510)

Е.Г. Белая

Белая Евгения Григорьевна - канд. ист. наук, доцент кафедры социальной антропологии ДВГТУ, г. Владивосток. E-mail: [email protected].

ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЙ РИТУАЛ КИТАЙЦЕВ В г. ХАРБИНЕ

В статье на основе полевого материала, собранного автором, и анализа литературы рассматривается похоронно-поминальная обрядность китайцев в современном Харбине. Показаны особенности похоронных ритуалов в различных конфессиональных средах.

Ключевые слова: китайцы, обряд, похоронный ритуал, поминальная обрядность.

Eugenia G. Belaya,

Far-Eastern National Technical University, Vladivostok, Russia FUNERAL RITUAL OF TNE CHINESE IN HARBIN CITY

In the article funeral and obit customs and rites in contemporary Harbin are studied according to author's field work material. The peculiarities of rites in different confessions.

Key words: Chinese, rite, funeral, obit.

Обрядам и верованиям, связанным с погребением покойников, уделяется много внимания во всех религиях. Термином «погребальный культ» принято обозначать совокупность религиозных обрядов, совершаемых в отношении умерших людей [6, с. 153].

В традиционной китайской культуре имеется целый пласт философских и религиозных воззрений, касающихся смерти. После смерти не прекращались отношения и взаимодействия между родственниками и умершим. Более того, целью погребальных и поминальных ритуалов является сохранение этих отношений. Живые потомки обеспечивают умерших предков пищей, деньгами и вещами, они обязаны поддерживать духов умерших предков (морально и материально) и содержать в порядке их могилы [4, с. 65-78].

Традиционный обряд похорон в Китае - последняя в человеческой жизни церемония. Он означает, что человек закончил свой жизненный путь и переходит из этого мира в иной. В традиционном мировоззрении и в народных верованиях было широко распространено мнение, что после смерти человека его душа еще некоторое время остается в теле, последний вздох человека - это момент расставания души с телом. Верили также, что после реинкарнации душа может вновь вернуться в мир в новом теле. Основанная на этих знаниях церемония похорон среди всех остальных жизненных обрядов отличается торжественностью, величественностью и довольно большой степенью таинственности.

В Китае всегда уделяли большое внимание церемониалу похорон, особенно похоронам родственников. В произведении Конфуция «Лунь юй» есть такая фраза: «Тщательно выполняй обряд похорон родителей, выполняй все необходимые действия до конца и увеличится добродетель народа» [2, с. 24]. Обряд передавался из поколения в поколение, и хотя он местами упрощался и видоизменялся, однако основные моменты церемонии остались неизменны.

Похоронно-поминальные традиции имеют развитую структуру и отличаются устойчивостью обычаев и обрядов, предписаний в употреблении ритуальных принадлежностей, живучестью представлений (порой весьма архаичных) о смерти и обязанностях живых перед памятью об ушедших из жизни. Относясь к числу сильных этнических традиций, похоронно-поминальная обрядность занимает важное место в системе традиционных связей.

В Китае был распространен обычай, когда на 59-летие родителей дети дарили им похоронную одежду. Это считалось проявлением глубокого сыновнего почтения. Получившие такой подарок родители надевали эту одежду и при жизни, но только в торжественные дни. Самым почетным считалось темно-синее шелковое одеяние с вышитым иероглифом шоу (долголетие), считалось, что он обладает магическими способностями продлевать жизнь.

В традиционном Китае представители отдельных этносов имели свои погребальные обряды. Большинство населения (ханьцы) поручали организацию похорон буддийским монахам и исполняли все требования соблюдения траура,

связанные с конфуцианским каноном. Этот погребальный комплекс является основой современных погребальных обрядов, хотя и в измененном виде.

В 2005-2007 гг. нами был проведен социологический опрос населения г. Харбина. 300 респондентов (50 % женщин и 50 % мужчин) представляли 150 семей. 7 % опрошенных респондентов предпочитают ритуал погребения, связанный с буддийским мировоззрением, а именно с представлением о перерождении души. Считается, что рождение - медленное продвижение к смерти, что смерть неизбежна. Поэтому приверженцы буддизма готовятся к ее приближению всю свою жизнь, творя добро и стараясь не совршать зла, чтобы переродиться в высшем мире. Примером обычно служит жизнь и смерть Будды.

По буддийскому (и ламаистскому) погребальному ритуалу первые три дня нельзя двигать тело умершего, чтобы не вспугнуть душу. Во время обряда погребения кто-то из родственников обязан дотронуться до его тела, а кому-то вообще нельзя принимать участие в погребении. Все это определяется обычаем и предписаниями астролога. В день погребения проводится специальная служба, читаются молитвы и осуществляется сам обряд погребения.

Непременным условием обряда погребения является освящение места погребения священнослужителем или, согласно обрядовой формуле, испрошение земли для умершего. Если захоронение будет проведено без этого обряда, могут возникнуть плохие последствия для родственников умершего. Беременным женщинам и тем, у кого есть маленькие дети, запрещается посещать кладбище. После захоронения все участники должны проходить обряд очищения: мыть руки и лицо и окуриваться благовониями. Спиртное во время похорон употреблять запрещается. На могиле в изголовье ставят длинный шест, на котором крепится молитва на тибетском языке, а у ног - обелиск с заклинаниями. Важно, чтобы тело покойного находилось в таком положении: голова - на запад, а ноги -на восток [3, с. 105].

Если покойный перешагнул семидесятилетний рубеж, считается, что нет повода горевать, хотя похоронная процессия сопровождается громкими ритуальными причитаниями.

Каждый месяц 8-го числа в буддийских храмах читают молитву по усопшим, в которой необходимо упомянуть имя умершего. После 49 дней проводится служба, где во время чтения молитвы делают подношения окружающей природе и всем высшим существам во имя счастливого перерождения души умершего. Ринпоче (духовный учитель) по просьбе родственников дает ответ, где находится душа покойного и во что она может переродиться [5, с. 185].

Несмотря на все усилия коммунистов и модернизацию, многие верования и обычаи, связанные со смертью, в Китае благополучно перекочевали в XXI в. И даже неверующие обычно заказывают поминальные молитвы в буддийском или даосском храме и выполняют все положенные церемонии, чтобы умилостивить дух мертвого. Существует много ритуальных фирм, предлагающих свои услуги (перевозка тела, кремация, доставка цветов и т.д.). Прах после кремации помещают в урну и хранят в колумбарии или хоронят в земле. Согласно китайским верованиям, умерший должен уйти в мир иной «целым». В перенаселенных крупных городах это порождает серьезные проблемы: места для кладбищ просто не хватает, поэтому кремация все больше распространяется среди городского населения.

Буддистам предлагают отвезти вазу с прахом в буддийский городок Шу-ан, недалеко от Харбина, и поставить в 9-этажную башню. Размещение на первом этаже стоит 1500 юаней, на втором - 3000 юаней, на третьем - 4000 юаней, на пятом, шестом и седьмом этажах - 5000 юаней, восьмом и девятом - 6000 юаней.

Основой современного погребального обряда в г. Харбине являются традиции Северного Китая, хотя и в сильно модернизированном виде.

По нашим наблюдениям, пока идут приготовления к похоронам, покойник находится в морге, куда его увозят сразу после наступления смерти. В доме завешивают все зеркала белой тканью, убирают все предметы красного цвета (настенные иероглифы и т. д.) и все предметы, напоминающие о радости; портрет покойника помещают на столик, покрытый белой скатертью, рядом ставят венки от друзей, родственников, знакомых с надписью «Останешься с нами в

сердцах». Обязательно ставят свечи по двум сторонам портрета, кладут фрукты и сладости, зажигают благовонные палочки (рис. 1). Родственники сидят всю ночь, не смыкая глаз, и следят за тем, чтобы свечи и благовонные палочки не гасли, на место сгоревших ставят новые. На следующий день приходят в дом все знакомые, друзья, близкие и дальние родственники (кто-то приезжает издалека), соседи и все, кто знал и кому не безразлична потеря этого человека. Все идут обязательно с соболезнованиями, дают деньги - кто сколько может. Целый день посвящен тому, что люди, знавшие покойника, приходят в дом почтить его память. Обязательно записывают, кто сколько принес денег. В обмен на конверт выдают белый цветок, который прикалывают к одежде.

Рис. 1. Прощание с усопшим

В Харбине в семьях верующих православных или мусульман хоронят покойника традиционным способом. Но в связи с нехваткой земли все чаще тело покойного кремируют. Прах можно захоронить в земле, поставить в нишу на стене кладбища, в колумбарии. Место на кладбище стоит примерно 10 000 юаней.

В зависимости от количества родственников и друзей заказывают несколько автобусов. Впереди на автобусе вешают большой бант из ткани белого или черного цвета. Иногда выше банта вывешивают портрет умершего, на заднем окне автобуса прикрепляют лист бумаги, на котором указан возраст усопшего. В автобус помещают венки из искусственных или живых цветов и фигуру

лошади или коровы из цветов около метра высотой. Когда умирает женщина, делают фигуру коровы (она якобы пьет грязную воду, помогая хозяйке очистить дом), а когда умирает мужчина - фигуру лошади (на ней дух умершего поскачет на работу). На лентах на венках пишут чхэнь тон (горечь, скорбь), дао ненъ (почтим память со скорбью). Кладут также предназначенные для сжигания вещи покойного или бумажные копии этих вещей [7, с. 370].

Похороны обычно проходят рано утром. Все родственники и знакомые собираются в одном месте (дома или в офисе), принято приносить деньги в белом конверте. Родные покойного повязывают белые широкие пояса, на верхнюю часть руки одевают повязку из черной ткани - все это знаки траура. После того, как все собрались, едут в морг. Покойного выносят из холодильной камеры в картонном гробу. По квитанции получают гроб, обитый красивой тканью с изображением денег, куда помещают тело покойного. На покойных часто одеты красивые тапочки, национальная курточка, шапочка, брюки или юбка, ноги повязаны красной лентой.

Затем все проходят в траурный зал для кремации. В зале под стеклянным колпаком в открытом гробу покойный выставляется для прощания и проводов в последний путь. Собравшиеся по очереди кладут цветы в специальную вазу и, подходя к близким умершего, жмут им руки, обнимают и приносят соболезнования. После этой церемонии тело покойного уносят на кремирование; приблизительно через 45 минут на специальном подносе приносят прах - кости и пепел. После остывания прах укладывают в специальный красный бархатный мешочек, при этом произносят ритуальные слова, мешочек плотно закрывают и помещают в красивую урну из дорогого дерева, в углы и на середину которой предварительно кладут монеты, произносят заклинания, после чего родственники получают урну с прахом. Затем начинается завершающая процессия на кладбище, где говорят последние слова для умершего. Урну помещают в небольшую могилу, туда же кладут уменьшенные копии предметов повседневной жизни, вещей, которые любил покойный. Могила плотно закрывается сверху мраморной плитой, которая по краям еще и замазывается специальным клеем (рис. 2).

Рис. 2. Кладбище в г. Харбине

Вдоль могил стоят небольшие печи. В них сжигают чучело, ритуальные вещи, пищу, ритуальные деньги. Во время сжигания с банкнотами обходятся, как с настоящими деньгами, - их не перевязывают, а помещают в виде развернутых стопок. При этом считается, что сжигание настоящих денег взамен жертвенных приносит несчастье. Банкноты с печатью банка Преисподней обычно имеют очень высокую номинацию - 10 000, 100 000, 1 000 000 или 500 000 000 долларов. На банкнотах помещается изображение Нефритового императора и его подпись (Yu Wong), а также подпись буддийского владыки ада - Яньло-вана (Yen Loo), причем нередко ставятся латинские подписи. На обороте банкноты -изображение банка Преисподней (рис. 3, 4).

Иногда ритуальные деньги изображают восемь бессмертных из даосского пантеона, Будду, Яньло-вана, драконов или знаменитых умерших людей, даже Джона Кеннеди или Мэрилин Монро. Их продают пачками по 30-50 купюр в целлофановой обертке. Нередко сложенные из золотистой или серебристой бумаги бутафорские ямбы (слитки золота или серебра) сжигаются вместе с ритуальными деньгами.

В завершение церемонии близкие родственники совершают тройной поклон. Покидая кладбище, привязывают к веткам деревьев белые цветочки.

Рис 3. Распространенная банкнота в $10 000. На передней стороне — Нефритовый император и печать банка Преисподней. На печати — изображение банка

Рис. 4. Современная банкнота Загробного банка на миллиард долларов с изображением Нефритового императора

В последнее время из-за высокой стоимости земли хоронят по современным светским обрядам. В самом центре Харбина находится двухэтажный колумбарий. Если умер один член семьи, его хоронят на первом этаже. Второй этаж считается семейным. Если умирает второй член семьи, то прах предыдущего усопшего переносят на второй этаж. Внутри прозрачных ячеек стоят коробочки с прахом в основном из красного дерева, мрамора или камня, рядом лежат китайские ритуальные деньги (деньги преисподней, а также деньги Загробного банка), сделанные из золотистой или серебристой бумаги бутафорские ямбы (слитки золота или серебра), у кого-то - денежное дерево, у кого-то -сигареты, маленькая бутылочка водки, искусственные цветы, фрукты. Многие ставят в ячейку фотографии родственников в молодом и пожилом возрасте. На каждой ячейке наклеен лист бумаги, на котором родственники сами записывают имя и фамилию, даты рождения и смерти человека (рис. 5). Все ячейки закрываются на замочки, а ключи хранятся у близких родственников. Рядом с ко-

лумбарием стоит маленький киоск, где можно купить плиточку с пожеланием. Перед входом в колумбарий продают ритуальные деньги, домики, золотые слитки, машинки и т.д. Посещают родственников после захоронения через 9 дней, на 49 день, через год, через 3 года и в праздник Цинмин (день поминовения усопших).

Рис. 5. Колумбарий г. Харбина. Урны с прахом

После похорон проводится поминальный обед, чаще всего в ресторане. Количество блюд должно быть нечетным, на столе должен быть обязательно рис, одно из блюд - доуфу (соевый творог), овощные и мясные блюда, нельзя подавать рыбу ни в каком виде и супы. Количество еды, положенное в тарелку, непременно нужно съесть; добавку брать нельзя. Вечером ближайшие родственники собираются дома на ужин.

Длительность траура зависит от степени родства, все родные должны не меньше месяца носить траурную черную повязку, в определенные дни ездить на кладбище. Для тех, кто носит траур, участие в общественной жизни приостанавливается, причем срок тем продолжительнее, чем, во-первых, теснее была связь с покойным (вдовые, родственники) и, во-вторых, чем более высоким было общественное положение умершего.

На 9-й, 49-й день и на год со дня смерти по традиции на перекрестках дорог необходимо было жечь ритуальные деньги и поминать умерших в кругу

близких за совместным ужином. В Харбине на перекрестке улицы Цинминцзе собирается большое количество людей, которые сжигают ритуальные деньги, бумажные дома, замки, машины, «золотые» слитки, после чего остаются горы пепла. С 4 по 6 апреля в праздник поминовения усопших (Цинмин) каждая китайская семья обязана посетить могилу своих предков и привести ее в порядок. В этот день все члены семьи собираются вместе и готовят жертвоприношения.

В 2010 г. в крупных городах, таких как Пекин, Далянь, Шэньян, появился новый вид захоронения праха умерших - в море. Осуществить обряд погребения в море означает развеять прах вместе с лепестками свежих цветов над морем, в зоне, расположенной далеко от берега. Считается, что похороны в море представляют собой вполне цивилизованный вид погребального обряда и что в этом проявляется современная культура; к тому же такое захоронение не наносит ущерба окружающей среде и способствует экономии земли.

В заключение отметим, что современное погребение, хотя и европеизировано, сохраняет многие традиционные черты. Это, прежде всего, проявление семейно-общественного характера - стремление, чтобы в церемонии участвовало как можно больше людей и возложение особых требований на родственников.

В церемонии также ярко проявляются две доминирующие черты китайской культуры - прагматизм и верность ритуалу. Прагматизм проявляется в том, что даже в погребальном обряде материальная сторона жизни играет огромную роль: многократно используются настоящие и ритуальные деньги, тщательно приготовляются еда, питье и одежда для покойного, украшения, предметы повседневного обихода и прочее. Ритуально-символическая сторона погребальной обрядности также сохраняет всю свою значимость. Обязательность и строгая последовательность ритуальных действий, символика цвета (белый и черный траурные цвета и т.д.), пространственно-временная символика (выбор места и времени погребения, ориентация тела и т.д.), цифровая символика, буддийская и даосская народная мифология (фигуры лунного гороскопа и т.д.) широко представлены в погребально-поминальных обрядах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермаков М.Е. Магия Китая. Введение в традиционные науки и практики. СПб. : Петербургское востоковедение, 2003. 345 с.

2. Конфуций. Луньюй. Изречения. М. : Эксмо, 2003. 324 с.

3. Почагина О.В. Китайская молодежь: отношение к семье и браку // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 6. С. 109-124.

4. Почагина О.В. Социокультурные и социопсихологические аспекты старения населения в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 3. С. 65-78.

5. Стариков В.С. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М. : Наука, 1967. 255 с.

6. Токарев С.А. Ранние формы религии. М. : Политиздат, 1990. 622 с.

7. Чжу Нинхун. Ритуальная жизнь. Пекин : Изд-во «Китай», 2005. 418 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.