Научная статья на тему 'Гражданско-церковная церемония: позиции священников'

Гражданско-церковная церемония: позиции священников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
334
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ЦЕРКОВНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ / СВЕТСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ РИТУАЛ / ПРОЩАНИЕ / ОТПЕВАНИЕ / СВЯЩЕННИК / ОТНОШЕНИЕ / МАЛЫЙ ГОРОД / ЗАПОЛЯРЬЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Змеева О. В.

Статья посвящена проблеме соотношения церковного и светского компонентов ритуала в городской культуре. Особый интерес представляют позиции церковнослужителей по данному вопросу. В качестве частного случая в статье рассматривается совмещение традиционных и современных, религиозных и гражданских действий, сопровождающих стадии погребального ритуала, а также организация индивидуальных и коллективных похорон в условиях малого города. Рассматриваются точки зрения священников малых городов Мурманской области в отношении светско-религиозного ритуала, сформированные на основе116персонального опыта проведения процедуры отпевания. Статья выполнена по материалам полевого исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-RELIGIOUS CEREMONY: THE POSITION OF THE PRIESTS

The article is devoted to the problem of correlation of religious and secular components of ritual in the urban culture. Of particular interest are the positions of clergy on this issue. As a particular case of the article examines the combination of traditional and modern, religious and civic action, accompanying stage funerary ritual, and the organization of individual and collective burial in a small town. Considers the perspective of the priests in small towns of the Murmansk region in relation to secular ritual, formed on the basis of personal experience of the procedure of the funeral. The article is made on materials of field study

Текст научной работы на тему «Гражданско-церковная церемония: позиции священников»

Харузин Н. Н. Очерк истории развития жилища у финнов. М.: Товарищество А. А. Левинсон, 1895. 99 с.

Шабалов С. Энциклопедия Русского Севера [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://ЫЬ.гц/Классика.

Шангина И. И. Давид Алексеевич Золотарев - исследователь культуры народов Северо-Запада и Центрального региона Европейской России (к 125-летию со дня рождения) // Традиционное хозяйство в системе культуры этноса: материалы Девятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2010. С. 11-15.

Шашков В. Я. Спецпереселенцы на Мурмане: роль спецпереселенцев в развитии производительных сил на Кольском полуострове (1930-1936 гг.). Мурманск: Издательство МГПИ, 1993. 139 с.

Шашков В. Я. Спецпереселенцы // Мурман, Хибины до и после... Апатиты: Хибинское общество «Мемориал», 2002. С. 26-29.

Шашков В. Я. Репрессии против финнов и других спецпереселенцев // Наука и бизнес на Мурмане. 2003. № 3 (История и право). С. 46-53.

Шефферус И. Lapponia. Франкфурт: Издание Х. Вольфа, 1674. 334 с. Шлыгина Н. В. Финны // Народы России; Большая Российская энциклопедия. М., 1994. С. 370-373.

Энгельгардт А. П. Русский Север: путевые записки. М.: ОГИ, 2009. 256 с. Юрченко А. Ю. Этнические аспекты колонизации побережья Баренцева моря в середине XIX - начале XX веков // Наука и бизнес на Мурмане. 2001. № 2 (История и право). С. 5-12.

Сведения об авторе

Бусырева Елена Владиславовна,

младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН

Busyreva Elena Vladislavovna,

Junior Research Fellow of the Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre, RAS

УДК 393:27-726.3(470.21) О. В. Змеева

ГРАЖДАНСКО-ЦЕРКОВНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ: ПОЗИЦИИ СВЯЩЕННИКОВ

Аннотация

Статья посвящена проблеме соотношения церковного и светского компонентов ритуала в городской культуре. Особый интерес представляют позиции церковнослужителей по данному вопросу. В качестве частного случая в статье рассматривается совмещение традиционных и современных, религиозных и гражданских действий, сопровождающих стадии погребального ритуала, а также организация индивидуальных и коллективных похорон в условиях малого города. Рассматриваются точки зрения священников малых городов Мурманской области в отношении светско-религиозного ритуала, сформированные на основе

персонального опыта проведения процедуры отпевания. Статья выполнена по материалам полевого исследования.

Ключевые слова:

гражданско-церковная церемония, светско-религиозный ритуал, прощание, отпевание, священник, отношение, малый город, Заполярье.

O. V. Zmeyeva

CIVIL-RELIGIOUS CEREMONY: THE POSITION OF THE PRIESTS

Abstract

The article is devoted to the problem of correlation of religious and secular components of ritual in the urban culture. Of particular interest are the positions of clergy on this issue. As a particular case of the article examines the combination of traditional and modern, religious and civic action, accompanying stage funerary ritual, and the organization of individual and collective burial in a small town. Considers the perspective of the priests in small towns of the Murmansk region in relation to secular ritual, formed on the basis of personal experience of the procedure of the funeral. The article is made on materials of field study.

Key words:

dvil and church ceremony, secular-religious ritual, parting, burial service, Priest, attitude, small town, Polar region.

Во все времена и у всех народов почиталась последняя воля умирающего. <....>.

Да если бы и не было высказано Степанидой Ивановной ее последнее земное желание, то и без этого мы, ее дети, знали, что лежать она должна только в Алепине и что хоронить ее, глубоко религиозную, страстно верующую, нужно по церковному православному обряду, то есть, с ее точки зрения, по-человечески.

В. Солоухин «Похороны Степаниды

Ивановны»

Ритуал прощания: адаптация к обстоятельствам

В исполнении современного погребального ритуала объединяются светские и религиозные процедуры прощания. Так называемая гражданская панихида нередко заканчивается церковным отпеванием. Для удобства участников обе процедуры проводят в одном помещении, не меняя пространства. Подобные церемонии Г. А. Носова назвала «смешанными светско-религиозными ритуалами» [Носова 1993: 165-166]. В этом случае священника, как правило, приглашают в светское помещение, в котором и происходит прощание. Гражданская панихида-отпевание проводится в общественных местах, чаще всего в городских ритуальных залах, отдельных помещениях Домов / Дворцов Культуры, а при их отсутствии - в залах кинотеатров и др. Использование городских объектов для проведения гражданских церемоний было принято и нередко осуществлялось в советский период [Геродник, 1964: 69].

Наблюдая смешанный светско-религиозный ритуал в ноябре 2013 года [подробнее см.: Змеева, 2014, 2015], мы обратили внимание на то, что приглашенный в светское пространство священник оказывается вынужденным приспосабливаться к конкретной ситуации и соответствующим обстоятельствам. В частности, непривычными могут быть организация пространства, расположение предметов и т.д. Например, если гроб расположен определенным образом, то по окончании гражданской церемонии его не будут передвигать в соответствии с ритуальными правилами. Выездное отпевание имеет свою специфику: священник находится вне храма, он может испытывать неудобства, быть недовольным подготовкой к ритуальному мероприятию, поведением присутствующих и т.д., но вынужден смириться и провести необходимую процедуру.

Мы провели ряд интервью со священниками малых городов Мурманской области с тем, чтобы выяснить их отношение к совмещению светской и церковной процедур прощания с умершими, а также к трансформации обряда

9

отпевания в городской среде .

Священники настаивали на единстве чина отпевания вне зависимости от места его проведения. По их мнению, чин остается неизменным, но он может варьировать, дополняться некоторыми действиями священника в зависимости от типа поселения и поселенческой общности. Так, в сельской местности возможны ситуации, когда священник на протяжении всех погребальных мероприятий сопровождает покойного. Существует традиционная схема передвижения: дом - храм - кладбище. Ритуал может дополняться:

...Крестным ходом к дому покойника, положением его во гроб в этом доме, отнесением во храм, с остановками на перекрестках, с совершением заупокойных литий, и дальше следует непосредственно само отпевание. После отпевания опять же крестным ходом тело усопшего несется на кладбище, после чего совершается поминальная трапеза, в которой, как правило, обязательно, но если не участие, то, по крайней мере, чтобы священник благословил заупокойную трапезу молитвой10.

В городских условиях такое поведение служителя церкви практически невозможно. Количество отпеваний в городе значительно больше, чем в сельской местности, занятость проводящего обряд выше, у городского священника остается меньше свободного времени. Важным фактором различий является также социальная дистанция между сельчанами или горожанами и священником. В селе она минимизирована, поэтому участники процедуры прощания могут претендовать на личное участие священника. Сопровождение на протяжении всего прощания в городе практически невозможно по той же причине - отсутствия времени.

В качестве еще одной причины редукции обрядовых действий священники указали на локально специфические климатические условия.

9 Интервьюирование осуществлялось по разработанному автором вопроснику. Благодарю за помощь в собирании материала старшего преподавателя КФ ПетрГУ (г. Апатиты) П.Е. Котляренко.

10 В данной статье при цитировании мы не указываем персональные данные информантов, поскольку не располагаем на это их согласием.

По высказыванию информанта, «северные условия не позволяют осуществить вспомогательные действия».

Малые города Мурманской области имеют известную историческую специфику: большинство из них построено в советский период, у них нет «до-городской» истории. В большинстве городов никогда, с начала строительства, не было действующих храмов, за исключением города Кировска и областного центра; церкви начали появляться только в постперестроечный период. Это сказывалось на церковно-религиозных практиках. Еще в 1990-е годы один священник работал сразу в нескольких местах, он служил, как минимум, в трех городах центральной части полуострова, и отпевал, и крестил, и венчал, и исполнял другие требы. В данном случае его деятельность осуществлялась так же, как в крупном селе, когда священник окормлял соседние села, с выездами по определенным дням, проводя массовые крещения и т.д.

К 2010-му году в каждом малом городе области функционировала церковь (о храмостроении в регионе см.: [Давыдова, 2014, 2015]). Тем не менее поток жаждущих отпеваний не увеличивается с количеством новых построек. Н. А. Митрохин, анализируя опросы священников в российских регионах, отмечает, что лишь «над примерно 30-40 % покойников совершается ритуал "отпевания"» [Митрохин, ЭР]. В некоторых городах Мурманской области жителей приучили к тому, что отпевания проводят, как правило, в храме и в определенное время (например, в Мончегорске). В отличие от крупных городов и мегаполисов, где отпевание могут совершать в морге или в крематории, в малом городе ситуация несколько иная. Священники это отмечают. В частности, они не отпевают в морге (такой случай был единственный в практике и только у одного священника), не отпевают одновременно несколько человек (только в случае коллективной гибели).

Еще одним отличием городской процедуры от сельской священники считают присутствие «помощников» на городском отпевании:

Все будет одинаково, что там, что здесь. Там только что не будет хора, будет один священник отпевать, и петь и отпевать. Сам будет все проводить.

Вообще присутствие хора, по мнению информантов, возможно только в городе. Хор делает церемонию торжественной, пение ее украшает. Певчие не только помогают священнику торжественно совершить отпевание, но и осуществляют функцию эмоционально-психологического воздействия на присутствующих:

Но я стараюсь, чтобы отпевание всегда происходило с хором. Потому что, как бы там ни было, это молитва, которая должна быть на пользу не только усопшему, но и впечатлить, так сказать, тех, которые там присутствуют. Чтобы они тоже взяли что-то полезное для себя, своей души, для своей жизни.

То же делает и дьякон, если он присутствует в церкви и участвует в отпевании. Функции дьякона заключаются еще и в подготовке отпевания, если оно будет осуществлено в храме. Если же планируется выездное отпевание, то, как правило, организацией и подготовкой занимаются близкие или родственники покойного:

У них там свои порядки, свои обычаи, чтобы они все подготовили.

По мнению священников, отпевания часто являются формальными для родственников, которые не связывают церковный обряд с заботой о душе умирающего:

Он еще живой, а они уже думают, как его будут хоронить, вместо того чтобы подумать о том, чтобы пригласить священнослужителя к умирающему. И судя по количеству вызовов на дом для причащения больных, диспропорция есть какая-то, то есть отпеваний больше, чем вызовов на дом к умирающему.

Таким образом, в отличие от причащения, таинства соборования отпевания могут рассматриваться как дань «массовой традиции». Священники вынуждены адаптироваться к ситуации. Противоречащий официальной церковной позиции «заочный» обряд отпевания широко распространен в ритуальных действиях практикующих священников (см. напр., [Соколова, 2011: 194, прим. 1]). Священник Георгий Эдельштейн, осуждая «заочное отпевание», интерпретирует этот «новый диковинный обряд» как сотрудничество представителей духовенства и чиновников по «разваливанию» института Церкви: «Приезжают родные или соседи покойника в храм, дают им "земельки" в бумажный кулечек или в конверт почтовый, они эту землю, если успеют, в гроб зачем-то благоговейно положат, не успеют - на могилку высыпать можно. Вот и все. А то, что человека без церковного пенья, без ладана, просто так, словно скотину, закопали - это нас не волнует. <...>. Даже районные оркестры пожарных не додумались еще до "заочного отыгрывания" покойников, за гробом идут и на могиле играют. А Церковь в передних рядах прогресса бежит» [Эдельштейн, 2005: 30-31]. Специфические знания священников, как и погребально-поминальная атрибутика, в современном мире парадоксально остаются лишними или только по необходимости формально востребованными со стороны определенных социальных и возрастных групп. Исследования И. А. Разумовой и Л. А. Барабановой, нацеленные на изучение нового социального опыта современной молодежи и анализ обоснований проведения «достойного обряда», подтверждают неоднозначность отношения молодых горожан к погребальным традициям. Разнообразие мнений связано с типом смерти, статусом и возрастом умершего, ролевыми позициями и функциями участников ритуальных мероприятий [Барабанова, Разумова: 2013; Разумова, 2014: 118-121].

В случае «очного» выездного отпевания более отчетливо выражены функции заказчика (потребителя услуг) и исполнителя. Священник вновь принимает предлагаемые ему условия. Место проведения отпевания не является нормативным ритуальным пространством, оно «не свое». Священники осознают и принимают роль «исполнителя услуг». Для них главное, что человек, пусть даже в роли заказчика, приходит в церковь. В подобной ситуации даже несведущие в религиозных вопросах посетители оказываются значимыми, ведь для того, чтобы заказать отпевание, оговорить условия, им необходимо «зайти вовнутрь». Это, в свою очередь, означает, что они могут быть потенциальными прихожанами. В такой ситуации священники могут избрать две формы поведения: просветительскую или охранительную. Обе отвечают социальным функциям церкви. Если ориентироваться на типологию, предложенную М. Е. Добрускиным, они соответствуют «мировоззренческой»,

«компенсаторной» и «морально-этической» функциям [Добрускин, 2002]. Два

названных типа поведения отчетливо проявляются в ситуации подготовки и проведения отпевания. Первый, просветительский, нацелен на максимальное информирование пришедших. Такие священники организуют проповеди, рассказывают о процедуре, наставляют участников:

Тут у нас было как-то: пришел человек - сильно плачет. Дети расплакались, просто невозможно было отпевать. Остановились, спокойно, думаю, что проповедь скажу раньше. И я стал говорить о том, что, вот например, когда мы плачем за усопшим, то это является даже неким нарушением, потому что мы беспокоим душу усопшего, да. А здесь нужно не плакать, а помолиться за него - вот это будет польза.

Конечным результатом проповедей и напутствий становится привлечение новых прихожан. Основной целью представителей второго типа поведения является строгое соблюдение всех православных правил «по умолчанию». Подразумевается, что все присутствующие на отпевании не нуждаются в комментировании происходящего:

Это каждый христианин должен знать. Как дважды два в школе», «Он не обязан этого делать <давать разъяснения - О.З.>. В данном случае задача приходского священника - это совершить чин погребения, чин отпевания.

Таким образом священники охраняют свою паству. Если человек не воцерковлен, то ему не нужны подробности, он все равно что «дикий»:

Вообще очень редко, кто знаком, и то, скажем, из двадцати пришедших на отпевание, один-два, кто может грамотно перекреститься, остальные все, кто-то левой, кто-то справа налево, кто-то слева направо, ну кое-как. Ведут себя, по крайней мере, тихо.

Конечно, указанные типы священнослужителей весьма условны. Любой священник считает своей обязанностью выполнить воспитательную функцию -может остановить отпевание, объяснить присутствующим недопустимость поведения и т.д.

Процедура отпевания адаптируется не только к поселенческой общности, но и к требованиям времени. Для расширения круга православных, возможного увеличения числа прихожан церковь вынуждена идти на некоторые уступки. Определяя свое положение как подчиненное, в сомнительных случаях священники апеллируют к более высокому чину для принятия решений. В целом же они стараются адаптировать процедуру к меняющимся условиям, упрощают ее, многое допускают. Все это выражается в одной фразе: «Стараемся, чтобы войти в положение людей». Приходское духовенство идет навстречу тем, кто к нему обращается, причем здесь важен субъективный фактор. Священники основываются не только на правилах и церковных канонах, но и на личном опыте, представлениях о современном мире, обществе.

Церковные требования и «гибкость» священника

Какими нормами руководствуется священник при совершении ритуала, и на какие уступки может пойти церковь в ситуации отпевания?

Известно, что непреложен запрет отпевать некрещеных, человек должен умереть в вере и покаянии. Естественно, для правильного заключения о наличии

крещения необходимо материальное подтверждение. Первым признаком «пребывания человека в вере» является крестик. Вместе с тем на вопрос о том, были ли случаи отпевания некрещеных, мы получили утвердительные ответы. Предварительная группировка вариантов ответов позволяет выявить ситуации возможного отклонения от нормы.

1) Случаи коллективного отпевания. Самым актуальным прецедентом для местных священников остается гибель 118 человек на борту АПРК «Курск»: «И в подводной лодке "Курск" тоже там были некрещеные. Отпевали всех». Пример требует пояснения. Позиции духовенства в отношении «крещения в морской воде» погибших подводников представлены в исследовании И. А. Разумовой: «Руководство Мурманской и Мончегорской епархии с самого начала заняло однозначную позицию в оценке статуса погибших как православных мучеников - независимо от прижизненного отношения к вере и вероисповедания конкретных людей. <...>. Одним из подтверждений святомученичества стало активное бытование устных легендарных текстов жанра видений, в которых визионерам являлись моряки с "Курска"» [Разумова, 2015: 55].

2) Отсутствие информации о погибшем:

Вот, смотрите, конечно, например, скажем, к примеру: ребенок в детском доме. Мы не знаем - крестили ли его родители, его бывшее родители или нет. Крещение бывает всего один раз в жизни. Может быть он некрещеный, но никто не знает. Поэтому разрешается совершить обязательно второй раз крещение. Тоже самое, если человек погибает в ДТП, вот например, да, никто не знает, крещеный он или нет - допускается церковью совершать отпевание ради такого случая, если вдруг человек крещеный остался без молитвы.

3) Просьбы близких:

Таких случаев было очень много. И я, в принципе, всегда отношусь к этому очень положительно. Близкие там переживают - как быть. Я говорю: «Если никто не знает, то, конечно, мы будем совершать отпевание.

При этом практически всегда священник озвучивает официальную позицию: Чтобы я знал, что человек некрещеный и я его отпел, такого не было, или У меня не было, но я знаю, что были случаи.

Нарушение правила оправдывается, во-первых, незнанием или отсутствием информации, во-вторых, переживанием за умершего и страданием близких. В-третьих, для некрещеного совершенная процедура ничего не будет значить, в ней нет смысла. Это важно, в первую очередь, для священника, поэтому и ему иногда лучше не знать о религиозном статусе умершего. В конечном счете, при возникновении спорных случаев вся ответственность лежит на том, кто заказывал отпевание, а не на священнике. Он же не знал. Если есть сомнения, как в случаях коллективной гибели людей, когда всех погибших отпевают при отсутствии информации об их вероисповедании, могут использоваться и другие аргументы: «люди стали заложниками ситуации» (в случае с погибшими в шахте горняками), «они крещены в крови мученичества, за веру» (в случае с подводниками), или они «все русские люди». В первых двух высказываниях оправдание связано со статусом умерших как

«жертв». Последнее замечание автоматически приравнивает русских к православным и прямо соотносится с названием - Русская православная церковь. Обратимся к размышлениям священника: «С какого времени и почему наша Церковь стала официально именоваться Русской Православной Церковью? В "Своде законов Российской империи" и во всех документах Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов мы встречаем термин "Православная Российская Церковь". Украинец, белорус, татарин, якут выходят из Святой Купели такими же украинцами, белорусами, татарами, якутами, не становясь русскими. Каждый из нас имеет равное право сказать: "Это моя Церковь"» [Эдельштейн, 2005: 10].

Церковнослужителям не положено отпевать алкоголиков, наркоманов. Это правило также не всегда выполняется, но на несоблюдение запрета требуется соответствующая санкция. Священник - человек подчиненный. Есть церковная иерархия, поэтому необходим совет старшего. А родственники всегда могут утаить сведения о греховных наклонностях усопшего, чтобы отпеть крещеного.

Если был, скажем, таким заядлым наркоманом и это, известно об этом, то, алкоголиком, ну в общем, если у него были какие- то пристрастия, то тоже отпевание можно проводить, но с разрешения архиерея.

Нарушение запретов имеет основания. Считается, что покойнику все равно, а священник свои функции обязан выполнять. Некоторые считают, что необходимо позаботиться о живых - близких умершего, его родственниках, друзьях - их еще можно привлечь к вере, они еще могут стать православными:

Бывает, иногда люди боятся, скажем, заходить в храм на отпевание, некрещеные. Они говорят: «А можно нам войти?» -я разрешаю - «Входите». А для чего - чтобы они немного воцерковлялись заранее, чтобы они видели, что это необходимо. На отпевании произносится проповедь обязательно, да, вот у нас так. И всё равно, они что-то для себя, да возьмут полезное. И тут же встанет вопрос о том, чтобы и покреститься, конечно...

Таким образом, отпевание выполняет и сопутствующую функцию -привлекать новых прихожан.

Основными местами отпевания являются три - храм, дом, кладбище. Кто-то из священников утверждает, что отпевать можно везде, «хоть в лесу», в любом месте. Другие придерживаются однозначно противоположной позиции - отпевать только в храме. Категоричные высказывания содержат достаточно простое объяснение: «Человек трижды должен побывать в храме обязательно: В крещении, венчании и отпевании. Если мы похоронили, то у него этой возможности уже никогда не будет», - это христианская традиция. Распространенное отрицательное отношение священников к отпеванию в больнице, в морге, в ритуальном зале утверждает необходимость соблюдения религиозных традиций. Отпевание на кладбище строго регламентировано и возможно в трех случаях: 1) если на кладбище есть часовня, 2) в сельской местности при отсутствии в населенном пункте храма или часовни, 3) в случае «давней» смерти (то есть «испорченности» тела умершего), когда нет возможности занести гроб в храм безопасно для других участников ритуала. Те же требования соблюдаются при совершении процедуры на дому.

Таким образом, священники сами, исходя из своего опыта, определяют, где им удобнее отпевать. При отсутствии конкретного заказа первостепенными остаются вопросы удобства живых. Один из священников поделился опытом, который оказался необходим для «воспитания» прихожан. Отказавшись удовлетворять массовые потребности населения, священники временно пожертвовали и собственными - экономическими и профессиональными -интересами во имя «стратегической» цели:

Вот, когда я сюда приехал, был такой момент - отпевание совершалось только или на дому, или на кладбище. Практики не было отпевать в храме <...>. И как-то мы один раз объявили, что отпевание на дому совершаться не будет, но это не совсем правильно. Вот. Какое-то время даже не было отпеваний, а потом, ну заочно как-то так отпевали, а потом, у нас сейчас: пожалуйста - люди поняли ситуацию и в храм отпевают, это уже привычное дело. Люди поняли, что это уже необходимо.

Священники идут на уступки и в отношении продолжительности проведения церемонии. Они редуцируют процедуру по просьбе заказчиков отпевания, сокращая текст службы. При этом уверяют, что убирают не очень нужные моменты, которые якобы допустимо не читать:

Бывают такие исключительные моменты, когда, например, находят останки. И то я помню, когда в Алакуртти как-то совершал семьдесят человек, да, группа «Поиск» там обнаружила. Очень много людей из-за границы, и немцы приехали, вот, чтобы принять участие в этой молитве. И когда меня спросили: «Сколько это будет длиться?» - ну я сказал - «Вот, по времени так». Меня попросили, что, если можно, чтобы вот это немножко сжато было. Единственное, что мы немного сжали канон, чтение канона, а остальное - ну как, например, Евангелие не выкинешь, апостольское послание тоже не выкинешь, потому что это же молитва.

Корректируются установки священника в отношении правил поведения участников. Посетителям многое разрешается (использовать мобильные телефоны и т.п.), на отпевание пускают всех желающих, могут присутствовать даже выпившие.

Траурный митинг - церковное отпевание: возможности совмещения

В целом священники не критикуют светские церемонии и допускают объединение процедур. Выделяются случаи, когда такое объединение оправдано типом смерти, отношением к объекту или участникам, а также выполнением церковью своих прямых функций в особых обстоятельствах.

Высказывания священников о степени формализации и возможности проведения гражданско-церковной церемонии группируются в зависимости от отношения к объекту погребения, участникам ритуала, предписанным нормам и сложившимся обстоятельствам, от представлений о типе смерти, социальных и религиозных традициях, социальных функциях церкви. При принятии решения священники обязаны учитывать ряд обстоятельств.

1) Тип смерти

Совмещение процедур возможно в случае массовой трагедии, коллективной гибели, что предполагает присутствие большого количества

людей. Поскольку церковное помещение не позволяет одновременно вместить много народа, обряд отпевания можно осуществить и в другом, более удобном, пространстве. Священники считают основной проблему организации церемонии. Поведение участников они не оценивают, полагая, что люди в данном случае прощаются как умеют. Собственные действия священники рассматривают как исключительно функциональные - церковь только совершает предписанный ритуал.

2) Социальные традиции

Траурный митинг остается наследием советской эпохи. Поскольку эта традиция уже утвердилась, нет необходимости сейчас ее перестраивать:

И много было (в советское время) таких традиций, которые порой противоречили церкви, и, в том числе, эти гражданские панихиды. Они произошли еще из того времени. Священников у них не хватало, не было, поэтому они что - ну вот, панихида, ну или возле дома гражданская панихида. у подъезда. Ну, или где-то там в ДК, или в клубах. Ну, я считаю, что оно не то, что нужно это отстранять -наверное, нет.

Главное, чтобы церемония была закончена, осуществилось прощание с умершим. Таким образом, церковные и светские ритуальные действия можно осуществлять последовательно, каждое в «своем» пространстве - сначала отпевание, а потом гражданская панихида (или наоборот, если затем следует погребение):

Если кто-то требует там гражданскую панихиду, я говорю: «Ребята, пожалуйста - привезем в храм, отпоем, запечатывать я не буду, всё дам, всё объясню, как делать, и Вы там потом хоть до утра, хоть три дня подряд там не уходите, говорите, сколько хочется, а потом посыпьте по покрывалу, уже прощен, запечатайте, загребите и всё.

3) Удобство проведения ритуала для всех его участников (православных / не православных, крещеных / некрещеных и т.д.)

Гражданская панихида не приносит пользы душе умершего. А вот если она дополняется отпеванием, тогда процедура оказывается полезной всем участникам ритуала: и близким покойного, и ему самому, и священнику. Основное внимание, конечно, уделяется объекту отпевания. Проведение траурного митинга не приносит ни пользы, ни вреда покойному. Он имеет значение для присутствующих, поскольку в гражданской панихиде принимают участие все желающие, а не только православные.

4) Место проведения ритуала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Священники уверены, что невозможно объединять гражданскую и религиозную церемонии в одном месте. Поведение во время ритуала в церкви должно соответствовать определенным правилам. В храме не принято говорить, как это требуется на гражданской панихиде, необходимо молиться и т. д.:

Кроме молитвы по уставу не положено говорить ни шепотом, ни как. В храме должна быть молитва. А лишние слова - иди за забор, там говори, сколько хочешь.

5) Функции гражданской и религиозной формы прощания

Гражданская церемония, с точки зрения духовенства, лишняя, поскольку

церковное отпевание предусматривает и гражданское прощание. В церкви дают возможность высказаться, если будет желание:

Совершается отпевание, и люди подходят и прощаются. Вот как раз этот маленький промежуток времени во время отпевания, когда прощаются, как раз напоминает гражданскую панихиду.

Как сказал один из участников исследования, «сейчас смешались многие традиции, сейчас смесь разных традиций». Действительно, совмещение гражданских и церковных процедур - обычная городская практика. Современная молодежь нередко устраивает виртуальное прощание - обращается к умершему, его родственникам и близким в социальной сети. Становясь участниками виртуальной церемонии, пользователи не произносят речи на реальной гражданской панихиде, поскольку уже высказались в сетевом пространстве. Гражданская панихида может быть проведена, таким образом, и без каких-либо выступлений.

В данной статье мы не касались социально-демографических характеристик священников. Биографические и личностные особенности, жизненный проект и путь к рукоположению, безусловно, отражаются на службе, исполнении обязанностей, представлениях священника, а значит, и на возможностях приспособления, адаптации к структурным изменениям общества и социальным потребностям. Н. А. Митрохин предсказывает усиление «конфликта между молодым и лучше образованным духовенством и духовенством поколения 1990-х», поскольку архиереям выгодно привлекать «более энергичных и образованных людей». При этом исследователь подчеркивает принципиальную разницу между «новым» и «старым духовенством»: «Они <молодые священники - О.З.> чувствуют уверенность в "правильности" своей веры и могут опираться в своих действиях на знакомую с детства сеть поддержки. Этого было во многом лишено предыдущее поколение духовенства, которое буквально за два-три года проходило путь от начала своих "духовных исканий" до рукоположения» [Митрохин, ЭР].

На фоне разнообразия современных практик церковь занимает достаточно устойчивую и одновременно гибкую позицию. Пока церковь как организация не превратилась в сообщество успешных менеджеров, поколение «старых» священников идет навстречу потенциальным «клиентам», возможно, будущим прихожанам. Священники уверены, что в ситуации погребения у них (а значит, и у церкви) больше возможностей, чем у других институтов, организующих церемонии прощания. Сегодня церковь объединяет и виртуальное прощание, и траурный митинг, и церковное отпевание. Снимается противоречие в организации и проведении светско-религиозного ритуала. В то же время церковь не забывает и о своих интересах - привлечении к вере граждан. Гражданская панихида может стать для кого-то стимулом к воцерковлению, была бы потребность.

Список литературы

Барабанова Л. А., Разумова И. А. Современный погребальный ритуал с позиций его участников // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. 2013. № 5 (134). С. 45-50.

Геродник Г. Дорогами новых традиций. М.: Издательство политической литературы, 1964.

Давыдова А. С. Кольский Север как территория для храмостроения: отношения и оценки // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 5. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2014. С. 165-179.

Давыдова А. С. Строительство православных храмов: легенды и представления жителей малых городов Мурманской области (на примере г. Кировск) // Сборник материалов международной научной конференции «Ситуация постфольклора: городские тексты и практики». Лаборатория теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС. М.: ФОРУМ, 2015. С. 154-166.

Добрускин М. Е. О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) // Социологические исследования. № 4. 2002. С.76-86.

Змеева О. В. Жертвы «дороги смерти»: история и следствия одного ДТП // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 5. 2/2014 (21). Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2014. С. 123-136.

Змеева О. В. «Был в сети вчера ...»: смерть журналиста в малом городе // Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре / Сост. А. Д. Соколова, А.Б. Юдкина; отв. ред. Д.В. Громов. М.: ИЭА РАН, 2015. С.217-240.

Митрохин Н. А. Русская православная церковь в России в 2000-2008 годах: очерк некоторых структурных проблем // Неприкосновенный запас. 2009. No 1 (63). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2009/1/mi13.html.

Носова Г. А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки. М.: ИЭА РАН, 1993. 254 с. (Российский этнограф. Альманах. № 6).

Разумова И. А. В условиях «духовного кризиса» и «информационной войны»: о ритуале прощания с моряками «Курска» // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 5. 2/2014 (21). Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2014. Вып. 7 (27) / 2015 С. 47-58.

Разумова И. А. «Чем проще, тем лучше» (отношение современной молодежи к погребальному обряду) // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 5. 2/2014 (21). Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2014. С.107-122.

Соколова А. Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 187-202.

Эдельштейн Г. Записки сельского священника. М.: РГГУ, 2005. 368 с.

Сведения об авторе

Змеева Ольга Васильевна

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Zmeyeva Olga Vasilyevna

PhD (History), Senior Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre, RAS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.