Научная статья на тему '2010.02.055. ВАН ДЕ ВЕЛДЕ С. НЕЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЫХ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - ЭТО ДЕЛО ГОСУДАРСТВА? VAN DE VELDE C. L`AUTONOMIE DES JEUNES ADULTES, UNE AFFAIRE D`ÉTAT? // PROBLèMES éCON. - P., 2009. - N 2972. - P. 26-31'

2010.02.055. ВАН ДЕ ВЕЛДЕ С. НЕЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЫХ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - ЭТО ДЕЛО ГОСУДАРСТВА? VAN DE VELDE C. L`AUTONOMIE DES JEUNES ADULTES, UNE AFFAIRE D`ÉTAT? // PROBLèMES éCON. - P., 2009. - N 2972. - P. 26-31 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.02.055. ВАН ДЕ ВЕЛДЕ С. НЕЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЫХ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - ЭТО ДЕЛО ГОСУДАРСТВА? VAN DE VELDE C. L`AUTONOMIE DES JEUNES ADULTES, UNE AFFAIRE D`ÉTAT? // PROBLèMES éCON. - P., 2009. - N 2972. - P. 26-31»

так как получает деньги от своих родителей, но в то же время молодые люди тратят деньги своих будущих детей, потребляя все больше и больше и получая кредиты (будущие деньги) для удовлетворения своих потребностей. Вопрос состоит в том, как будут жить будущие поколения, когда современные поколения окажутся в таких долговых тисках и такой нестабильной ситуации занятости, что они не смогут оказывать какую-либо поддержку своим детям.

В настоящее время за относительно благополучными макроэкономическими показателями Испании (по ним она занимает 8 место в мире) скрываются нестабильные и низкооплачиваемые рабочие места, спекуляция, которая сделала жилье недоступным, и необузданное потребление, которое усложнит перспективы для будущих поколений.

С.Н. Куликова

2010.02.055. ВАН ДЕ ВЕЛДЕ С. НЕЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЫХ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - ЭТО ДЕЛО ГОСУДАРСТВА? VAN de VELDE C. L'autonomie des jeunes adultes, une affaire d'État? // Problèmes écon. - P., 2009. - N 2972. - P. 26-31.

Пути к независимости молодежи, указывает автор, неодинаковы в разных странах. В то время как в Италии молодежь покидает родительский кров в среднем в 28 лет, в Дании это происходит в 20-летнем возрасте. Политика властей стран Европы в отношении молодежи значительно различается в том, что касается роли семьи и государства в финансовом обеспечении молодых совершеннолетних. Уровень помощи, пособий, предоставляемых государством и позволяющих выйти на рынок труда, является определяющим фактором ухода из родительского дома и начала самостоятельной жизни. На примере Дании, Великобритании, Франции и Испании автор рассматривает пути, приводящие к самостоятельности и независимости молодежи, которые обусловлены культурным, религиозным и финансовыми факторами.

Политика в области финансовой поддержки молодежи является одним из основных объяснений различий в путях получения самостоятельности. В Дании государство предоставляет всем студентам довольно большую стипендию независимо от семейных доходов, что способствует раннему отделению молодых людей от семьи. В Великобритании всем студентам предоставляются образо-

вательные кредиты, по которым молодые люди несут индивидуальную ответственность и которые обеспечивают их независимость во время учебы. Для Франции характерен гибридный способ оказания помощи: здесь применяются меры поддержки семей, где есть дети в возрасте до 20 лет, в том числе предоставляются пособия родителям на содержание детей-студентов, однако уровень этих пособий не обеспечивает их самостоятельности. Власти Испании не оказывают почти никакой помощи, и все расходы по содержанию учащейся молодежи в основном лежат на семье. В Дании и Великобритании молодежь, начиная с 18-летнего возраста, имеет право на получение минимального гарантированного дохода, в то время как во Франции и Испании молодежь, которая не учится и не работает до 25 лет находится на обеспечении семьи.

Однако наличие государственных пособий не исключает другой потенциальный источник финансирования молодых совершеннолетних - трудовую деятельность.

Сочетание этих двух источников финансирования - государственной помощи и доходов от трудовой деятельности - является более распространенным в странах Северной Европы, чем Южной. Так, молодые датчане располагают двойным источником потенциального финансирования - от государства и от наемного труда, что является причиной их раннего перехода к самостоятельной жизни. Для молодых британцев «отлучение от семьи», благодаря помощи государства, имеет небольшое значение, но их независимость базируется преимущественно на доходах от трудовой деятельности. Во Франции и Испании проживание молодых людей отдельно от семьи при отсутствии заработка возможно только при наличии семейной поддержки. Ситуация на рынке жилья в этих странах, особенно в Испании, делает крайне затруднительным самостоятельное проживание молодежи отдельно от родителей. В связи с этим доля семейной поддержки в бюджете студентов здесь исключительно высока: в 2005г. она достигала 40% в бюджете студентов, покинувших родительский дом во Франции против 6% в бюджете британских студентов и 11% - финских студентов (с. 28).

Большое значение для отдельного проживания молодежи от своих родителей имеют религиозные и культурные традиции страны. Так, европейские страны католического вероисповедания -Франция и Испания - отличаются в этом вопросе от протестант-

ских стран - Великобритании и Дании. Ирландия как католическая страна примыкает к средиземноморским странам. Северные страны характеризуются предпочтением, которое отдается холостой жизни или гражданскому браку. Молодежь стран Южной Европы и Ирландии значительно позже покидает родительский дом, как правило, после заключения брака и создания своей семьи. Автор приходит к выводу, что гармонизация молодежной политики на европейском уровне не обязательно приведет к конвергенции в вопросе отдельного проживания молодежи в странах Европы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.

С.Н. Куликова

2010.02.056. СТОИМОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ВО ФРАНЦИИ В

1975-2004 гг.

Le coût du travail en France, 1975-2004 // Futuribles. - P., 2009. -N 350. - P. 98-99.

В статье рассматриваются факторы, обусловившие повышение стоимости рабочей силы во Франции в последние десятилетия, а также вопрос о том, каким образом экономика смогла приспособиться к такой динамике производственных затрат.

В 2004 г. стоимость одного часа работы наемных трудящихся в промышленности, торговле и финансах во Франции в 2,2 раза превысила соответствующий показатель 1975 г. Стоимость рабочего часа полностью занятого наемного работника возросла с 13,10 до 28,70 евро. Сокращение продолжительности рабочего времени является причиной 1/3 этого роста. В 1975 г. наемный работник, занятый полный рабочий день, в течение года трудился 1960 часов, а в 2004 г. - только 1490 часов (с. 98). Этому способствовало повышение квалификации, которое требуется для выполнения работы, а также снижение доли служащих и особенно рабочих в общей численности занятых при увеличении доли дипломированных специалистов, которые в среднем получают более высокую заработную плату.

Кроме того, доля социальных отчислений в затратах на рабочую силу увеличилась - с 32% в 1975 г. до 39% в 1985 г. - в связи с процессом старения населения и ростом безработицы.

Промышленность Франции смогла противостоять такому росту стоимости рабочей силы, несмотря на ужесточение международной конкуренции, особенно в 1990-х годах, благодаря высоким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.