2013.01.048
2013.01.048. ДЕФОРЖ Д. ЧЕТЫРЕ МОДЕЛИ ОКАЗАНИЯ ВЛИЯНИЯ НА МОЛОДЕЖЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЕВРОПЕ. DESFORGES D. Quatre façons d'intervenir en Europe auprès de la jeunesse // Problèmes écon. - P., 2012. - N 3036. - P. 18-24.
К 2050 г. доля молодежи в совокупном населении ЕС должна уменьшиться с 20% до 15%, но «продолжительность» молодости увеличивается. Характеризуя положение молодежи в европейских странах, автор указывает на то, что она сталкивается со сложными ситуациями, связанными с трудностями в школьном образовании, бедностью, безработицей и т.д. В 2007 г. доля бедняков среди 1824-летних достигла 20% (с. 18). Среди молодых европейцев очень распространено чувство нестабильности и деклассированности.
В Европе выделяются четыре основные модели того, как власти влияют на положение молодежи.
Универсальная модель, используемая в Скандинавских странах, заключается в предоставлении помощи вне зависимости от возраста и социальной категории. Молодежь рассматривается как социальный ресурс будущего, который надо развивать.
Британская модель сосредоточена на молодежи, испытывающей трудности. Молодежь воспринимается как проблема, а не как ресурс будущего.
В странах Центральной Европы в категорию молодежи входит довольно широкая группа населения, включающая детей, молодых людей и молодые семьи.
Целью средиземноморской модели является прежде всего оказание помощи семье. В этих странах все больше растет роль органов местного самоуправления в проведении молодежной политики.
Анализируя модели перехода к взрослой жизни молодых европейцев, автор рассматривает опыт Дании, Великобритании, Испании и Франции.
В Дании преобладает схема «личного развития». Молодость рассматривается как довольно длительный период экспериментов. Покидая семью своих родителей в возрасте 21 года, молодежь до 30 лет чередует периоды учебы, профессионального опыта, холостого образа жизни и совместного проживания парой. Национальная политика Дании заключается в универсальном и гибком финансировании молодежи с целью ограничения сверхзадолженности студентов. Молодежь получает пособие, позволяющее удовлетво-
2013.01.048
рить свои потребности, не прибегая к помощи родительской семьи. В результате 70% 15-24-летних получают образование в школе. Позднее возвращение к учебе довольно распространено, и параллельно довольно велико участие в рынке труда, особенно путем совмещения занятости и учебы.
В Великобритании получила распространение схема «индивидуальной эмансипации». Британцы расценивают молодость как довольно короткий период достижения независимости и завоевания соответствующего семейного и социального статуса. Национальная политика Великобритании имеет целью привить индивиду ответственность. Для этого, не используя предоставление непосредственной помощи студентам, государство стимулирует самофинансирование через предоставление займов, которыми пользу -ются большинство студентов. В результате срок учебы молодежи довольно непродолжителен, и молодежь быстро включается в трудовую жизнь.
Во Франции подход к этой проблеме характеризуется схемой «социальной интеграции». В стране, где очень сильна связь между дипломом и занятостью, молодость является периодом инвестиций в формирование будущего экономического и социального статуса. Власти предоставляли пособия как родителям для детей до 20 лет, так и непосредственно студентам или молодым безработным (например, на жилье).
В Испании преобладает схема «принадлежности к семье». В стране, где очень велик уровень безработицы, молодость рассматривается как период создания и организации в рамках родительского дома условий, необходимых для стабильного обустройства во взрослой жизни. Национальная политика в Испании характеризуется отсутствием пособий для молодежи и стимулированием поддержки молодежи родителями.
Эти четыре примера показывают, что в ЕС сосуществуют различные модели молодежной политики. Авторы считают, что в настоящее время, когда образовательная система и рынок труда носят международный характер, политика в отношении молодежи в рамках ЕС также должна быть гармонизирована.
С.Н. Куликова