Научная статья на тему '2010. 02. 031. Уорш К. Длиннее рабочие дни, короче выходные. Warsh K. longer days, fewer weekends. Speech at the 12th annual International banking Conference, Chicago, Illinois. September 25, 2009. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/ speech/warsh20090925a. Htm'

2010. 02. 031. Уорш К. Длиннее рабочие дни, короче выходные. Warsh K. longer days, fewer weekends. Speech at the 12th annual International banking Conference, Chicago, Illinois. September 25, 2009. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/ speech/warsh20090925a. Htm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семеко Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 031. Уорш К. Длиннее рабочие дни, короче выходные. Warsh K. longer days, fewer weekends. Speech at the 12th annual International banking Conference, Chicago, Illinois. September 25, 2009. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/ speech/warsh20090925a. Htm»

2010.02.031. УОРШ К. ДЛИННЕЕ РАБОЧИЕ ДНИ, КОРОЧЕ ВЫХОДНЫЕ.

WARSH K. Longer days, fewer weekends. Speech at the 12th Annual International Banking Conference, Chicago, Illinois. September 25, 2009. - Mode of access: http://www.federalreserve.gov/newsevents/ speech/warsh20090925a.htm

Член Совета управляющих Федеральной резервной системы К. Уорш в своем выступлении на 12-й ежегодной международной конференции по банковскому делу в Чикаго (штат Иллинойс) (25 сентября 2009 г.) подвел итоги политики Федеральной резервной системы (ФРС) за последние два годы и дал некоторые рекомендации монетарным властям.

Основные выводы из событий двух последних лет заключаются в следующем: во-первых, кризис на финансовых рынках имел серьезные последствия для экономики; во-вторых, ФРС действовала иначе, чем в аналогичных ситуациях в прошлом, приняв экстраординарные меры для ограничения экономических рисков. В настоящее время основная проблема состоит в том, что пока не ясно, какими будут долгосрочные последствия данных мер. Если говорить о краткосрочных итогах, то условия на финансовых рынках улучшились, экономика оживилась, инфляция стабилизировалась.

В экономической истории США и других стран можно найти много примеров того, когда монетарные власти неправильно оценивали такие вопросы, как передача информации о своей стратегии выхода из кризиса, распределение времени различных действий и применяемая степень принуждения. В одних случаях монетарные власти предпочли максимально отложить отмену политики «дешевых денег», в других - они действовали слишком внезапно и резко, упорядочивая затем свою политику, по мере того как экономика восстанавливала способность к росту. При нормальном проведении монетарной политики ошибки каждой из стратегий либо неизвестны, либо неожиданны. В условиях нормального течения бизнес-цикла последствия политических ошибок для экономики несущественны - замедление роста производства, повышение безработицы, угрозы стабильности цен и т. д. В нынешних условиях все процессы развиваются ненормально. Траектория экономической динамики после финансового кризиса и рецессии в высшей степени неопределенна. Также непредсказуемы и последствия действий ФРС.

Несмотря на улучшение ситуации летом 2009 г. среднесрочные риски сохраняются. Стратегии, нацеленные на обеспечение стабильности на макроэкономическом уровне, таят в себе риск сокращения производственного потенциала в перспективе. Неопределенность в отношении реаллокации капитала и рабочей силы, состояние глобальной торговли и изменения в механизмах регулирования также содержат в себе риски сокращения производства. В этих условиях необходимо придерживаться оптимальной стратегии, которая предполагает ответы на следующие три вопроса: когда ФРС должна отменить чрезвычайные меры по приспособлению спроса? как политика ФРС должна эволюционировать? как на монетарную политику ФРС могут повлиять действия других стран в рамках макроэкономической политики?

Руководство ФРС отвечает на первый вопрос так: когда это позволят экономические условия. По заявлению Комитета по операциям на открытом рынке ФРС (Federal open market committee), экономические условия будут оправдывать чрезвычайно низкий уровень процентной ставки по краткосрочным кредитам в течение продолжительного периода. По мнению К. Уорша, нельзя дать более точное определение временного периода. Если ФРС будет настаивать на ожидании того момента, когда экономика вернется к нормальному режиму функционирования, то придется ждать слишком долго.

Что касается второго вопроса, то в период паники на финансовых рынках ФРС приняла нетрадиционные программы регулирования, направленные на улучшение ситуации на ключевых финансовых рынках, с целью восстановить движение кредитного потока в направлении экономики. Они были успешными и по мере улучшения ситуации были свернуты, в частности летом 2009 г., но потребность в одной программе пока сохраняется, и она продолжает действовать - это программа срочного кредитования ценных бумаг, обеспеченных активами (Term Asset-Backed Securities Loan Facility, TALF).

Чтобы ответить на третий вопрос, руководство ФРС должно принимать во внимание мнения и позиции фискальных властей по всему миру. Тенденция к отклонению перспектив развития экономики США от остального мира, по-видимому, пошла на спад. Прогнозы экономического роста США в значительной степени корре-

лируют с прогнозами ближайших торговых партнеров этой страны. Если возродится прежнее единство экономической динамики, торговых потоков, обеспечивающих позитивный торговый баланс, и лучших методов фискальной и регулирующей политики, то мир выйдет из кризиса с более сильной, интегрированной глобальной экономикой и более гибкими финансовыми рынками.

Г. В. Семеко

2010.02.032. НУАЙЕ К. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА.

NOYER Chr. Les banques centrales dans la crise financière. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/discours/2009/paris_europlace. pdf

В выступлении К. Нуайе, генерального управляющего Банка Франции, анализируется роль центральных банков (ЦБ) в условиях финансового кризиса. С самого начала кризиса ЦБ играли ведущую роль в борьбе с его последствиями.

Сторонники положения о том, что ЦБ несут ответственность за кризис, поскольку слишком долго удерживали официальную процентную ставку на весьма низком уровне. Это заставило инвесторов брать на себя чрезмерные риски, приобретая рискованные активы и увеличивая эффект рычага (левериджа). Обилие ликвидности позволяло получать дешевые средства для финансирования. ЦБ не стремились противостоять формированию «пузырей»; это заставляло инвесторов думать, что в трудные времена ЦБ всегда придут к ним на помощь. По мнению К. Нуайе, эти аргументы не полностью убедительны по трем причинам:

- во-первых, причины нынешнего кризиса имеют корни не столько в денежной, сколько в реальной экономике;

- во-вторых, формирование «пузыря» было частично связано с таким структурным» фактором, как асимметрия в финансовой эволюции стран с формирующимися рынками и развитыми странами; мир страдал от нехватки надежных и ликвидных активов, основными поставщиками которых были США, привлекавшие по этой причине внешние капиталы, что еще больше увеличивало мировые диспропорции; со временем спрос на активы приводит к повышению цен на них, что способствовало формированию финансового «пузыря»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.