2010.02.031. УОРШ К. ДЛИННЕЕ РАБОЧИЕ ДНИ, КОРОЧЕ ВЫХОДНЫЕ.
WARSH K. Longer days, fewer weekends. Speech at the 12th Annual International Banking Conference, Chicago, Illinois. September 25, 2009. - Mode of access: http://www.federalreserve.gov/newsevents/ speech/warsh20090925a.htm
Член Совета управляющих Федеральной резервной системы К. Уорш в своем выступлении на 12-й ежегодной международной конференции по банковскому делу в Чикаго (штат Иллинойс) (25 сентября 2009 г.) подвел итоги политики Федеральной резервной системы (ФРС) за последние два годы и дал некоторые рекомендации монетарным властям.
Основные выводы из событий двух последних лет заключаются в следующем: во-первых, кризис на финансовых рынках имел серьезные последствия для экономики; во-вторых, ФРС действовала иначе, чем в аналогичных ситуациях в прошлом, приняв экстраординарные меры для ограничения экономических рисков. В настоящее время основная проблема состоит в том, что пока не ясно, какими будут долгосрочные последствия данных мер. Если говорить о краткосрочных итогах, то условия на финансовых рынках улучшились, экономика оживилась, инфляция стабилизировалась.
В экономической истории США и других стран можно найти много примеров того, когда монетарные власти неправильно оценивали такие вопросы, как передача информации о своей стратегии выхода из кризиса, распределение времени различных действий и применяемая степень принуждения. В одних случаях монетарные власти предпочли максимально отложить отмену политики «дешевых денег», в других - они действовали слишком внезапно и резко, упорядочивая затем свою политику, по мере того как экономика восстанавливала способность к росту. При нормальном проведении монетарной политики ошибки каждой из стратегий либо неизвестны, либо неожиданны. В условиях нормального течения бизнес-цикла последствия политических ошибок для экономики несущественны - замедление роста производства, повышение безработицы, угрозы стабильности цен и т. д. В нынешних условиях все процессы развиваются ненормально. Траектория экономической динамики после финансового кризиса и рецессии в высшей степени неопределенна. Также непредсказуемы и последствия действий ФРС.
Несмотря на улучшение ситуации летом 2009 г. среднесрочные риски сохраняются. Стратегии, нацеленные на обеспечение стабильности на макроэкономическом уровне, таят в себе риск сокращения производственного потенциала в перспективе. Неопределенность в отношении реаллокации капитала и рабочей силы, состояние глобальной торговли и изменения в механизмах регулирования также содержат в себе риски сокращения производства. В этих условиях необходимо придерживаться оптимальной стратегии, которая предполагает ответы на следующие три вопроса: когда ФРС должна отменить чрезвычайные меры по приспособлению спроса? как политика ФРС должна эволюционировать? как на монетарную политику ФРС могут повлиять действия других стран в рамках макроэкономической политики?
Руководство ФРС отвечает на первый вопрос так: когда это позволят экономические условия. По заявлению Комитета по операциям на открытом рынке ФРС (Federal open market committee), экономические условия будут оправдывать чрезвычайно низкий уровень процентной ставки по краткосрочным кредитам в течение продолжительного периода. По мнению К. Уорша, нельзя дать более точное определение временного периода. Если ФРС будет настаивать на ожидании того момента, когда экономика вернется к нормальному режиму функционирования, то придется ждать слишком долго.
Что касается второго вопроса, то в период паники на финансовых рынках ФРС приняла нетрадиционные программы регулирования, направленные на улучшение ситуации на ключевых финансовых рынках, с целью восстановить движение кредитного потока в направлении экономики. Они были успешными и по мере улучшения ситуации были свернуты, в частности летом 2009 г., но потребность в одной программе пока сохраняется, и она продолжает действовать - это программа срочного кредитования ценных бумаг, обеспеченных активами (Term Asset-Backed Securities Loan Facility, TALF).
Чтобы ответить на третий вопрос, руководство ФРС должно принимать во внимание мнения и позиции фискальных властей по всему миру. Тенденция к отклонению перспектив развития экономики США от остального мира, по-видимому, пошла на спад. Прогнозы экономического роста США в значительной степени корре-
лируют с прогнозами ближайших торговых партнеров этой страны. Если возродится прежнее единство экономической динамики, торговых потоков, обеспечивающих позитивный торговый баланс, и лучших методов фискальной и регулирующей политики, то мир выйдет из кризиса с более сильной, интегрированной глобальной экономикой и более гибкими финансовыми рынками.
Г. В. Семеко
2010.02.032. НУАЙЕ К. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА.
NOYER Chr. Les banques centrales dans la crise financière. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/discours/2009/paris_europlace. pdf
В выступлении К. Нуайе, генерального управляющего Банка Франции, анализируется роль центральных банков (ЦБ) в условиях финансового кризиса. С самого начала кризиса ЦБ играли ведущую роль в борьбе с его последствиями.
Сторонники положения о том, что ЦБ несут ответственность за кризис, поскольку слишком долго удерживали официальную процентную ставку на весьма низком уровне. Это заставило инвесторов брать на себя чрезмерные риски, приобретая рискованные активы и увеличивая эффект рычага (левериджа). Обилие ликвидности позволяло получать дешевые средства для финансирования. ЦБ не стремились противостоять формированию «пузырей»; это заставляло инвесторов думать, что в трудные времена ЦБ всегда придут к ним на помощь. По мнению К. Нуайе, эти аргументы не полностью убедительны по трем причинам:
- во-первых, причины нынешнего кризиса имеют корни не столько в денежной, сколько в реальной экономике;
- во-вторых, формирование «пузыря» было частично связано с таким структурным» фактором, как асимметрия в финансовой эволюции стран с формирующимися рынками и развитыми странами; мир страдал от нехватки надежных и ликвидных активов, основными поставщиками которых были США, привлекавшие по этой причине внешние капиталы, что еще больше увеличивало мировые диспропорции; со временем спрос на активы приводит к повышению цен на них, что способствовало формированию финансового «пузыря»;