Научная статья на тему '2010. 02. 029. Бернанке Б. Размышления о годе кризиса. Bernanke B. reflections on a year of crisis. Speech at the Federal reserve Bank of Kansas city's annual Economic Symposium, Jackson hole, Wyoming. August 21, 2009. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/speech/bernanke20090821a. Htm'

2010. 02. 029. Бернанке Б. Размышления о годе кризиса. Bernanke B. reflections on a year of crisis. Speech at the Federal reserve Bank of Kansas city's annual Economic Symposium, Jackson hole, Wyoming. August 21, 2009. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/speech/bernanke20090821a. Htm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКОВ РЕГУЛИРОВАНИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 029. Бернанке Б. Размышления о годе кризиса. Bernanke B. reflections on a year of crisis. Speech at the Federal reserve Bank of Kansas city's annual Economic Symposium, Jackson hole, Wyoming. August 21, 2009. - Mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/speech/bernanke20090821a. Htm»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

2010.02.029. БЕРНАНКЕ Б. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГОДЕ КРИЗИСА. BERNANKE B. Reflections on a year of crisis. Speech at the Federal Reserve Bank of Kansas City's Annual Economic Symposium, Jackson Hole, Wyoming. August 21, 2009. - Mode of access: http://www. federalreserve.gov/newsevents/speech/bernanke20090821a.htm

Глава ФРС Б. Бернанке в своем выступлении на ежегодном экономическом симпозиуме в Федеральном резервном банке Канзас Сити (21 августа 2009 г.) сосредоточил внимание на чрезвычайных финансовых и экономических событиях прошедшего года, а также на ответных действиях на кризис властей США и других стран мира.

С точки зрения стандартов прошлых десятилетий экономическое окружение за прошедший год совершенно изменилось. Один из уроков года состоит в том, что мощный финансовый кризис сопряжен с огромным ущербом для людей и экономики; второй урок -финансовые потрясения не признают границ: кризис является глобальным, ни одно крупное государство не смогло его избежать.

В отличие от прошлых финансовых кризисов, когда реакция руководства стран часто была замедленной и неадекватной, сейчас монетарные власти США и других стран действовали быстро и с напором, чтобы приостановить стремительное ухудшение ситуации.

Начало 2008 г. было отмечено разрастающимся кризисом на финансовых рынках и в экономике. Национальное бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research) установило, что рецессия началась в декабре 2007 г. К июлю 2008 г. безработица в США повысилась до 5,75% (это на один процентный пункт выше уровня декабря 2007 г.), расходы домашних хозяйств сократились. Продолжающиеся спад в жилищном строительстве и снижение цен на жилье, увеличение числа дефолтов по ипотеке и

арестов собственности за неуплату долга по-прежнему нависали над экономикой США.

Несмотря на эти серьезные проблемы мало кто из участников рынка ожидал еще большего ухудшения финансовой ситуации. Между тем кризис резко усилился в начале сентября 2008 г., ему не смогли противостоять меры по поддержке «Fannie Mae», «Freddie Mac» и других фирм. ФРС продолжала придерживаться мнения, что беспорядочные банкротства крупных финансовых учреждений в условиях финансового кризиса могут иметь очень неблагоприятные последствия для финансовой системы и экономики в целом. А потому ФРС принимала меры для предотвращения таких банкротств.

Чрезвычайные меры в отношении финансовых учреждений, оказавшихся в трудном положении, принимались в сентябре и начале октября 2008 г. не только в США. Так, в Великобритании 18 сентября банк ипотечного кредитования HBOS с активами более 1 трлн. долл. был вынужден осуществить слияние с «Lloyds TSB». 29 сентября правительства Бельгии, Люксембурга и Нидерландов успешно национализировали «Fortis» - фирму, занимающуюся банковскими операциями и страхованием, с активами около 1 трлн. долл. В тот же день власти Германии оказали помощь крупному банку «Hypo Real Estate», занимающемуся кредитованием коммерческой недвижимости, а правительство Великобритании национализировало еще один ипотечный банк «Bradford and Bingley».

Ответом на новую фазу кризиса стали быстрые действия властей США и других стран; при этом стратегии отдельных стран имели свою специфику, обусловленную особенностями финансовой системы.

В США ФРС создала новые программы кредитования ликвидности с целью восстановления работы важнейших финансовых рынков. Так, 19 сентября ФРС объявила о кредите, предназначенном для стабилизации взаимных фондов денежного рынка, а Казначейство сообщило о временной программе страхования этих фондов. 7 октября ФРС сообщила о программе поддержки рынка коммерческих бумаг (векселей). Эти меры помогли замедлить отток капитала из взаимных фондов и стабилизировать рынок коммерческих бумаг.

В этот период иностранные коммерческие банки предъявляли повышенный спрос на финансирование в долларах США, что создавало дополнительное напряжение на глобальном рынке банковского финансирования и ограничивало кредитные возможности в США. Чтобы решить эту проблему, ФРС расширило временные соглашения о свопах, которые были заключены ранее с Европейским центральным банком (ЕЦБ) и швейцарским центральным банком - «Swiss National Bank», а также подписало новые временные соглашения о свопах с семью другими центральными банками в сентябре и еще с пятью - в октябре, в том числе с центральными банками стран с формирующимся рынком. Следующей скоординированной акцией стало одновременное сокращение 8 октября ФРС и пятью центральными банками ведущих стран мира краткосрочных процентных ставок (policy rates) на 50 базисных пунктов.

Банкротство «Lehman Brothers» показало, что только с помощью вливания ликвидности ФРС не сможет остановить кризис; необходимы существенные фискальные ресурсы. 3 октября по рекомендации Администрации Президента США и при сильной поддержке ФРС Конгресс принял решение о создании программы помощи несостоятельным должникам - Troubled Asset Relief Program (TARP), в рамках которой для стабилизации финансовой системы США было разрешено оказать поддержку в размере до 700 млрд. долл.

10 октября 2008 г. в Вашингтоне собрались министры финансов и главы центральных банков «семерки» для выработки общей стратегии стабилизации глобальной финансовой системы. Они договорились, в частности, о предотвращении банкротств крупных финансовых учреждений; обеспечении финансовым учреждениям адекватного доступа к финансированию и на рынок капитала, в том числе государственного; создании системы страхования депозитов и других гарантий для восстановления доверия вкладчиков. В последующие дни многие страны по всему миру объявили о комплексных программах спасения банковской системы, основанных на принципах, выработанных в ходе встречи «семерки» в Вашингтоне. Для стабилизации финансирования в течение октября более 20 стран мира расширили свои программы страхования депозитов, и многие страны также объявили о предоставлении гарантий по недепозитным обязательствам банков. К концу октября более

12 стран сообщили о планах вливания государственных средств в банковскую систему, а также о планах покупки активов банков или предоставления гарантий по активам банков. Комплексный ответ властей США на кризис был дан 14 октября. Он включал вливания капитала Казначейством в крупные и мелкие банки; программу, позволяющую банкам и холдинговым банковским компаниям за плату эмитировать «старший долг» (т.е. долговые обязательства, имеющие приоритет перед другими долговыми обязательствами данного лица) под гарантии FDIC; расширение страхования депозитов, касающееся всех беспроцентных трасакционных депозитов (noninterest-bearing transactions deposits) любого размера, и обязательство ФРС продолжать осуществлять вливания ликвидных средств по мере необходимости с целью стабилизации ключевых финансовых учреждений и рынков.

Такой сильный и беспрецедентный международный ответ на кризис показал свою эффективность. Он предотвратил неизбежный коллапс глобальной финансовой системы, который участники встречи в Вашингтоне 10 октября посчитали вполне возможным следствием кризиса. Однако хотя сила кризиса стала ослабевать под давлением действий различных государств, финансовые условия продолжали оставаться сложными, необходимость в мерах поддержки финансовых учреждений и рынков сохранялась. Очень схожие меры поддержки были приняты в отношении ряда крупных европейских финансовых учреждений, в том числе в Великобритании и Нидерландах.

В ответ на сокращение экономической активности ФРС расширила использование традиционного инструмента монетарной политики - постепенное снижение ставок по краткосрочным кредитам, а также приняло некоторые дополнительные меры. В частности, 25 ноября 2008 г. ФРС объявила о намерении купить долговые обязательства на сумму более 100 млрд. долл., имитированные финансируемыми государством компаниями (government-sponsored enterprises, GSEs), и ценные бумаги, обеспеченные ипотеками и гарантированные агентством (agency-guaranteed mortgage-backed securities), на сумму более 500 млрд. долл.; эти программы были расширены за счет программы покупки ценных бумаг Казначейства в марте 2009 г. Целью всех этих приобретений было оказание

дополнительной поддержки частным рынкам кредитов, в частности ипотечному рынку.

25 ноября 2008 г. ФРС также сообщила о создании программы кредитования срочных ценных бумаг, обеспеченных активами, -Term Asset-Backed Securities Loan Facility (TALF). Эта программа нацелена на расширение кредитных ресурсов и доступа к ним для домашних хозяйств и малого бизнеса, а также на облегчение финансирования и рефинансирования коммерческой недвижимости. Она помогла возобновить работу рынков секьюритизации для различных типов потребительского кредита и кредита для малого бизнеса. Кредиты были предоставлены 121 заемщику. С момента начала программы TALF было профинансировано около 3 млн. кредитов, предоставленных домашним хозяйствам (без учета заимствований по кредитным картам), и около 400 тыс. кредитов, выделенных малому бизнесу.

Центральные банки других стран также проводили политику снижения процентных ставок и применяли нетрадиционные монетарные меры. Например, Банк Японии начал покупать коммерческие бумаги (векселя) в декабре 2008 г. и корпоративные облигации в январе 2009 г. В марте Банк Англии сообщил о покупке государственных ценных бумаг, коммерческих бумаг и корпоративных облигаций, а «Swiss National Bank» - о покупке корпоративных облигаций и иностранной валюты.

10 февраля 2009 г. Казначейство США и федеральные банковские агентства сообщили об основных направлениях новой стратегии, целью которой является создание стимулов для того, чтобы банковские учреждения продолжали кредитование бизнеса и домашних хозяйств в условиях кризиса. Центральным компонентом этой стратегии является так называемое стресс-тестирование банков. В рамках этой инициативы агентства, регулирующие банковскую деятельность, проводят перспективную одновременную оценку капитальных позиций (capital positions) 19 крупнейших холдинговых банковских компаний США, а Казначейство берет на себя обязательство предоставить государственный капитал в случае необходимости.

В целом предпринятые в последние месяцы меры помогли стабилизировать ключевые финансовые рынки в США и других регионах, в частности рынок краткосрочного кредитования, корпо-

ративных облигаций, рынки секьюритизации. Цены активов пошли вверх, ставки по ипотеке снизились в сравнении с осенью 2008 г., опасения финансового краха существенно ослабли. После резкого падения в 2008 г. экономическая активность стала расти в США и других странах; прогнозы на ближайшее будущее достаточно благоприятны.

Как можно объяснить экстраординарные события прошедшего года, в частности резкое усиление финансового кризиса в сентябре и октябре 2008 г.? Конечно, фундаментальные экономические законы сыграли критическую роль в таком развитии событий. Одновременно в событиях сентября и октября проявились некоторые черты классической паники, описанной Уолтером Бейджхотом (Walter Bagehot) и другими авторами.

Предположение о том, что финансовый кризис, особенно в наиболее острый период, имеет элементы классической паники, позволило мотивировать многие инициативы ФРС. Следуя совету У. Бейджхота, согласно которому в ответ на панику институты, имеющие возможность увеличить совокупную ликвидность финансовой системы, должны это делать щедро, кредитуя под надежное обеспечение, с самого начала кризиса ФРС (как и другие центральные банки) предоставила значительный объем краткосрочной ликвидности финансовым учреждениям. Хотя само по себе увеличение ликвидности не решает проблемы кредитного риска и риска потерь, оно помогает восстановить доверие инвесторов и, следовательно, содействует стабильности. Примечательно, что с начала 2009 г. ФРС резко сократило размер «вливаний» ликвидных средств; для рынка это послужило сигналом об улучшении положения с ликвидностью и нормализации работы финансовой системы.

Г. В. Семеко

2010.02.030. ЭЛЛИОТ Д.Дж. ПРОЕКТ ФИНАНСОВОЙ РЕФОРМЫ В США.

ELLIOT D.J. Reviewing the administration's financial reform proposals. - Mode of access: htpp://www.brookings.edu/papers/2009/ 0617_financial_reform_elliot.aspx

Специалист Брукингского института рассматривает основные положения разработанного администрацией США проекта финансовой реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.