ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ
2014.01.018. НУАЙЕ К. КОНЕЦ ДИКТАТУРЫ ФИНАНСОВ? NOYER Chr. La fin de la dictature de la finance?: Introduction de la session 5. Rencontres économiques d'Aix-en-Provence. - 2013. - 6 juillet. - 3 p. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fileadmin/ user_upload/banque_de_france/La_Banque_de_France/Discours-CN-rencontres-economiques-aix-en-provence-06-07-2013.pdf
Глава Банка Франции, выступая на совещании по экономическим проблемам (июль 2012 г.), поставил под сомнение тезис о существовании диктатуры сферы финансов в мире, где «правят деньги».
Несомненно, указывает К. Нуайе, сфера финансов обладает способностью оказывать сильное влияние на экономические процессы. С одной стороны, финансы поддерживают экономическое развитие, снабжая экономику капиталами; это ключевая, созидательная функция финансов. С другой стороны, финансовая сфера может выступать как разрушительная сила: неконтролируемое использование сложных финансовых инструментов (деривативов) стало причиной финансового кризиса 2007-2008 гг. Впоследствии финансовый кризис трансформировался в экономический, политический и социальный кризисы, негативно повлияв на все стороны общественной жизни во многих странах. Чрезмерное распространение субстандартных кредитов в конечном счете привело к сокращению миллионов рабочих мест во всем мире. Во время финансового кризиса взаимосвязь между финансами и реальной экономикой проявилась с особой силой.
Вместе с тем, считает автор доклада, финансы не обладают «всей полнотой власти»: их политическая мощь - это лишь та власть, которую им дает государство. Хотя давление финансовых рынков способствовало усилению трудностей в отдельных странах, в частности в странах зоны евро, это давление было спровоцирова-
но властями, которые финансировали свои дефициты путем привлечения частных финансовых ресурсов, в том числе и в периоды экономического роста. Действительно, начиная с 2009 г. все кризисные ситуации в зоне евро характеризовались резкой реакцией финансовых рынков, однако такая реакция основывалась на вполне обоснованных ожиданиях, вызванных, например, огромным госдолгом Греции, неэффективными решениями ЕС по поводу валютного союза, различиями в конкурентоспособности отдельных стран-членов зоны евро. Именно по причине того, что правительства не предприняли необходимых усилий (касающихся бюджетной дисциплины, поддержания конкурентоспособности, институциональной унификации финансовых систем стран ЕС), эти страны оказались под сильнейшим давлением финансовых рынков.
Правительства списывают свои ошибки на сферу финансов вместо того, чтобы контролировать финансовую сферу, проводить политику жесткой бюджетной дисциплины.
Финансы должны не господствовать в экономике, а ее обслуживать. Для этого необходимо подтвердить значимость регулирования и надзора. Период с начала 1990-х до середины 2000-х годов, который часто именуют периодом Великой умеренности (Grande Modération), так как инфляция в эти годы была умеренной, а темпы роста экономики устойчивыми, был, по сути, временем накопления финансовых излишков, что привело к кризису. По большей части эти излишки уходят корнями в догму о саморегулировании, которая в свою очередь подпитывается определенной сакрализацией финансовых рынков: считается, что они по своей природе «эффективны» и способны устанавливать «правильные» цены.
Последний кризис показал ошибочность данного утверждения. Непрозрачность отдельных сегментов финансовых рынков, в частности рынка облигаций, обеспеченных долговыми обязательствами (collateralized debt obligation, CDO), стал основной причиной потери доверия клиентов в самом начале кризиса. Из-за недостаточного объема резервного капитала многие финансовые учреждения не смогли компенсировать потери, вызванные кризисом, и оказались на грани банкротства. Государства были вынуждены прийти им на помощь, что обошлось правительству слишком дорого: «социализация» финансовых игроков, исправление их
ошибок привели к тому, что снизилась их ответственность за принимаемые решения.
События кризиса отчетливо подтвердили, что саморегулирование финансов «не работает» отчасти из-за несовершенств некоторых финансовых рынков, которые отличаются непрозрачностью и неэффективностью и создают масштабные негативные экстерна-лии. После кризиса вопросы ужесточения регулирования финансовой сферы и надзора над ней вновь вышли на первый план. Главный принцип, которым руководствуются регуляторы в настоящее время, в частности Базельский комитет, состоит в том, что государственное регулирование и надзор должны поставить финансы на службу экономике. Новые регламентации направлены на достижения пяти целей (с. 3):
1) укрепление устойчивости банков к внешним возмущениям, поддержание их способности к восстановлению функций (показатель платежеспособности и ликвидности);
2) предотвращение чрезмерного использования левериджа (показатель левериджа и долгосрочной ликвидности);
3) снижение рыночных рисков и уменьшения непрозрачности рынков (реформа рынка деривативов, положения соглашения «Ба-зель-2.5» о регулировании рыночного риска);
4) ограничение системных рисков (макропруденциальное регулирование, выработка особых норм регулирования для системно значимых финансовых учреждений);
5) борьба против финансовых спекуляций.
При разработке новых правил регуляторы не хотят «задушить» банки, устанавливая бесполезные ограничения; они поставили задачу градуировать (сортировать) правила с учетом реального положения финансовых учреждений, а также задачу выработать такие правила, которые не будут стимулировать вывод отдельных видов банковской деятельности за рамки поля регулирования. Так, Франция стремится не допустить чрезмерного регламентирования банковской деятельности, которая обеспечивает финансирование экономики; здесь никогда не шла речь о запрете финансовых инноваций. К. Нуайе не разделяет мнения бывшего главы Федеральной резервной системы США П. Волкера (1979-1987) о том, что «единственная финансовая инновация, которая когда-либо обслуживала интересы экономики, это банкомат». По мнению К. Нуайе, как и в
2014.01.019-020
любой другой отрасли, инновации и конкурентоспособность должны поощряться. Со времени появления первых сырьевых фьючерсов в Чикаго финансовые инновации приносили пользу экономике, в частности позволяя компаниям реального сектора лучше управлять рисками. Однако, учитывая возможность вредных для экономики последствий развития финансовых инноваций, этот процесс следует держать под контролем.
С 2009 г. уже многое сделано в области контроля в сфере финансов, однако не следует останавливаться и снижать бдительность. Кроме того, необходимо уделить больше внимания регулированию небанковских сегментов, таких как теневая банковская деятельность, хедж-фонды, оффшорные зоны и др.
Г. В. Семеко
2014.01.019-020. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ФРС Б. БЕРНАНКЕ О МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКЕ США И ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВКАХ. (Сводный реферат).
2014.01.019. Bernanke B.S. Monetary policy and the global economy: Speech at the Department of economics and STICERD (Suntory and Toyota international centres for economics and related disciplines) public discussion in association with the Bank of England, London School of Economics. - L., 2013. - 25 March. - 8 p. - Mode of access: http:// www.federalreserve.gov/newsevents/speech/bernanke20130325a.htm
2014.01.020. Bernanke B.S. Long-term interest rates: Speech at the annual monetary/macroeconomics conference: The past and future of monetary policy, sponsored by Federal reserve bank of San Francisco. -San Francisco, 2013. - 1 March. - 18 p. - Mode of access: http://www. federalreserve.gov/newsevents/speech/bernanke20130301a.htm
Председатель ФРС США Б. Бернанке в своих выступлениях в марте 2013 г. основное внимание уделил особенностям современной глобальной монетарной политики и монетарной политики США, а также такому важному инструменту этой политики, как долгосрочные процентные ставки.
Монетарная политика и глобальная экономика. В основе современной монетарной политики лежат уроки, извлеченные правительствами из финансового кризиса 2008-2010 гг. Как считает автор, недавний глобальный кризис по своим основным характеристикам представляет собой «классическую финансовую панику», т.е. «бег-