Научная статья на тему 'Компаративный анализ антикризисной денежно-кредитной политики центральных банков развитых стран'

Компаративный анализ антикризисной денежно-кредитной политики центральных банков развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компаративный анализ антикризисной денежно-кредитной политики центральных банков развитых стран»

мике применяются в основном два показателя -величина государственной собственности и доля государственных расходов в ВВП страны.

Таким образом, два основных обстоятельства определяют специфику функций государственной собственности в трансформационной экономике. Первое обстоятельство связано с тем, что сама роль государства в период перехода от командно-административной экономики к рыночной системе хозяйствования своеобразна. Государство должно не только осуществлять традиционные для него в рыночной экономике функции регулирования, но и

обеспечивать осуществление рыночных преобразований с правовой, экономической и социальной точки зрения. Второе обстоятельство связано с тем, что государственная собственность, являясь материальной основой функционирования государства, претерпевает серьёзные изменения. С одной стороны её доля в общем объёме общенациональной собственности необходимо сокращается, с другой стороны понятие государственной собственности наполняется новым содержанием, позволяющим ей продуктивно взаимодействовать с другими формами собственности.

Abdulaeva E. Д.

THE FUNCTION OF STATE PROPERTY IN TRANSFORMATIONAL ECONOMY

The two main circumstances determine the specificity of the function of state property in transformational economy is pointed out in the article. The first property is connected with that the state would implement not only traditional market economy in regulation of the functions and also provide the implementation of market reorganisation with legal economic and social point of view. The second circumstances is connected with the state property, undergo the serious changes. It is necessary to shorted the share in general volume of common national property in the one hand, the idea of state property is fulfiled with the new content, allowing the productive interrelation with the other forms of property in the other hand.

Keywords: state property, market economy, regulation of economy, functions of state, state sector, transition economy, enterpreneurship.

УДК 330

Рыбчинская И. В.

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ АНТИКРИЗИСНОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ РАЗВИТЫХ СТРАН

Необходимость переосмысления принципов дальнейшего развития денежного регулирования определила потребность в изучении опыта антикризисного регулирования экономики центральными банками развитых стран. В настоящей работе проведён сравнительный анализ различных аспектов антикризисной политики центральных банков в США, странах Европейского союза, Японии, Китае. Сделан вывод о том, что национальные центральные банки в условиях кризиса используют стандартные инструменты регулирования, а также выбирают такой режим денежно-кредитной политики, который максимально соответствует социально - экономическим условиям развития страны, специфики проявления в ней кризисных явлений, различиями в полномочиях центральных банков и исторически сложившимися функциями в условиях финансового кризиса.

Ключевые слова: антикризисная политика, центральный банк, кризис, процентная ставка, денежно-кредитное регулирование

Современный этап развития мировой экономики можно охарактеризовать как один из самых сложных и значимых за последние десятилетия. В настоящее время стало очевидным, что глобальный финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. мож-

но назвать наиболее серьёзным со времён Второй мировой войны, а, учитывая масштабы распространения кризисных явлений и специфику их воздействия на международные и национальные рынки - худшим в современной исто-

© Рыбчинская И. В., 2011

Экономика образования ♦ № 5, 2011

101

рии. Так, в наиболее острой фазе кризиса сокращение номинального ВВП США было максимальным с IV квартала 1949 года, количество рабочих мест в США уменьшалось непрерывно 20 месяцев подряд, чего не случалось за весь период ведения статистики (с 1939 года), объем мировой торговли в июне 2009 снизился на 25% по сравнению с июнем 2008 года, что является максимальным снижением за всю послевоенную историю, ВВП Великобритании во II квартале 2009 года показало снижение на 5,6% в годовом исчислении - худший результат с 1955 года1. Беспрецедентные антикризисные меры, предпринятые во многих странах помогли избежать тотального коллапса мировой финансовой системы, тем не менее, кризис стал причиной снижения объема производства и торговли в развитых и развивающихся странах, то есть глубокой рецессии, из которой экономики большинства стран только начинают выходить.

По масштабам и глубине финансово-экономический кризис превзошел все ожидания, а его причины, механизмы и последствия являются предметом широких дискуссий учёных и практиков. Среди главных причин кризиса подавляющее большинство экспертов называют: сложность системы деривативов, ошибки регулирования финансовых рынков, непрозрачность финансовых компаний, недобросовестность рейтинговых агентств и т. д. Неизбежный характер наступления кризиса обосновывают с помощью теории «финансовой хрупкости» Д. Мински, «гипотезы инновационной паузы» В. М.Полте-ровича и т.д. Предпринимается немало попыток найти виновных в сложившейся ситуации: в январе 2009 года «The Guardian» составила список лиц, действия которых спровоцировали финансовый кризис: на первом месте бывший глава ФРС США Алан Гринспен; в ходе социологического опроса, проведенного «Financial Times», выяснилось, что европейцы считают центральные банки виновниками кризиса. Действительно, масштаб и скорость распространения кризисных явлений свидетельствуют о том, что центральные банки большинства стран не сумели в полной мере противостоять развёртыванию кризисных явлений в экономике. Финансово-экономический кризис убедительно продемонстрировал несовершенство надзорной деятельности центральных банков большинства стран мира и создал необходимость совершенствования инст-

рументов денежно-кредитной политики в обеспечении не только ценовой, но и финансовой стабильности. Кризисные явления привели к переоценке функций центрального банка и предопределили изменения в инструментах, целях, методах и механизме денежно-кредитной политики. В сложившихся условиях возникла необходимость пересмотреть методологию ее разработки и реализации на основе анализа особенностей монетарного регулирования, применяемого центральными банками развитых стран в условиях кризиса.

Денежно-кредитная политика

центральных банков в период глобального финансового кризиса

Федеральная резервная система США

Антикризисную политику США можно разделить на два этапа: 1) декабрь 2007, когда государство активизировалось на пике второй волны ипотечного кризиса2; 2) вторая половина 2008 года - меры предпринятые в период острой стадии кризиса.

На первом этапе в США была разработана законодательная база, регулирующая деятельность агентств по регулированию рынков. Например, были установлены «потолки» финансовых полномочий ФРС, Федеральной комиссии по финансированию жилищного сектора (Federal Housing Finance Agency), позволяющие конгрессу путём принятия соответствующего закона расширять спектр полномочий этих агентств и выделять финансирование для осуществления антикризисных действий.

На втором этапе, по мере нарастания кризиса, в связи с угрозой рецессии ФРС США предприняло меры, связанные с регулированием процентной политики. Так, 18 сентября 2007 года Комитет по Открытым Рынкам ФРС (FOMC) по результатам двухдневного заседания впервые с 2006 года принял решение понизить учетную ставку сразу на 0,5% до уровня 4,75%. В официальном заявлении члены комитета объясняли данное решение необходимостью ограничить негативное влияние дестабилизации финансовых рынков и «поддержать умеренный рост экономики в будущем». Результатом предпринятой меры был бурный рост фондового рынка США: все основные биржевые индексы по итогам торгов прибавили более 2,5%. Позитивный эффект заявления Комитета по открытым рын-

кам объясняется тем, что впервые за долгое время члены комитета выделяли возможное замедление экономического роста и говорили о снижении инфляционных рисков. В рамках дальнейшего смягчения монетарной политики ставка неоднократно снижалась и к середине декабря 2008 года целевая ставка была установлена практически на минимальном возможном значении - в диапазоне от 0 до 0,25%. Снизив ставку практически до нуля ФРС исчерпала традиционные меры монетарной политики. Дальнейшее стимулирование экономики потребовало использования новых инструментов, которые получили название нетрадиционные.

Председатель ФРС США Бен Бернанке классифицировал нетрадиционные инструменты монетарной политики, выделив три группы инстру-ментов3:

1) Краткосрочное кредитование надёжных финансовых организаций. Эти займы выдавались коммерческим банкам с устойчивым финансовым состоянием и первичным дилерам4 под обеспечение, на срок не более 90 дней. Для кредитования первичных дилеров дополнительно были созданы программы, облегчающие их доступ к кредитам центрального банка: Кредиты Первичным дилерам (PDCF) и Срочные Кредитные Аукционы Ценных бумаг (TSLF). В целях активизации доступа к краткосрочной ликвидности коммерческих банков ФРС запустила в конце 2007 года Программу Срочных Аукционов (TAF), направленную на предоставление фиксированной суммы срочных займов депозитарным институтам через механизм аукционов. На 1 апреля 2009г. задолженность по займам через дисконтное окно составляла примерно $525 миллиардов, из них $470 миллиардов было выдано через аукционы и остальное - через стандартное дисконтное окно5. Чтобы обеспечить долларовой ликвидностью зарубежные страны ФРС США совместно с другими центральными банками ввёл своповые линии по предоставлению валютной ликвидности. На начало апреля 2009 года сумма денежных средств, представленных в рамках программ взаимного обмена валютами была равна 310 миллиардов долларов, впоследствии её увеличили в 7 раз до 2170 миллиардов долларов.

2) Предоставление ликвидности напрямую конечным заёмщикам и крупным инвесторам, занимающим ключевое положение на кредит-

ном рынке. Для этих целей ФРС США разработала набор программ, включающих Программу Финансирования Коммерческих бумаг (CPFF), призванную кредитовать эмитентов коммерческих бумаг на срок до трёх месяцев и Программу Срочного Кредитования ценными бумагами (TALF), направленную на восстановление рынков секьюритизации. PDCF в 2009 году имело выданных и непогашенных кредитов на $20 миллиардов6.

3) Крупномасштабные покупки долгосрочных высококачественных ценных бумаг7 в целях снижения стоимости и увеличения доступности кредитов домохозяйствам и предпринимателям.

Эти три набора инструментов денежно-кредитной политики ФРС США представляют собой меры, направленные на увеличение ликвидности кредитного рынка. Впервые эта тактика монетарной политики, которая получила название «количественное смягчение» (quantitative easing) была применена Банком Японии в 2001 году. В то же время, политика «количественного смягчения» в США имела ярко выраженную специфику. По словам председателя ФРС Бена Бернанке8 подход ФРС он бы назвал «кредитным смягчением» (crédit easing) и «он похож на японский в одном аспекте: он связан с расширением баланса центрального банка страны. Однако при чистой накачке ликвидности упор делается на количество банковских резервов, т.е. обязательств центробанка на его балансе; состав займов и ценных бумаг в активах баланса является вторичным. Наоборот, политика ФРС по «накачке кредитов» делает упор именно на сочетание программ займов и ценных бумаг, которые находятся у него на балансе, и на том, как это сочетание активов влияет на условия кредитования домохозяйств и бизнеса. Эта разница не говорит о доктриналь-ном различии, а скорее свидетельствует о несоответствии финансовой и экономической ситуации в этих двух случаях»9.

В рамках антикризисной политики ФРС впервые после Великой депрессии 1929—1932 гг. напрямую выдавала кредиты организациям, представляющим собой важнейшие элементы финансовой системы страны - «слишком большие, чтобы банкротиться». Такую помощь получили Citigroup, AIG, Lehman Brothers, Merrill Linch и др. Общая сумма поддержки составляет 12.8% ВВП США10.

Европейский центральный банк.

Главной особенностью монетарного регулирования Европейского центрального банка является склонность к продефляционной политике. Это объясняется тем, что ЕЦБ находится под преобладающим влиянием Германии, в лице Бундесбанка, традиционно устанавливающего в качестве стратегической цели достижение ценовой стабильности. Другая особенность монетарной политики в Евросоюзе определяется неоднородностью его состава и, как следствие, сильной взаимозависимостью экономик, входящих в него стран, что делает задачу центрального банка особенно сложной.

С начала кризиса Европейский Центральный Банк понизил ставку рефинансирования до 2,5% в мае, что во многом способствовало улучшению ситуации на рынке кредитов предприятиям и населению. После того, как влияние кризиса стало очевидным, ЕЦБ сократил свою ставку, уменьшив ее до беспрецедентно низкого уровня в 1% в начале 2009 года. Для обеспечения банкам доступа к ликвидности ЕЦБ активно использовал операции на открытом рынке, ставшие основным средством его антикризисной политики. Начали активно применяться и неиспользуемые ранее операции, а именно увеличение ликвидности посредством стандартных недельных тендеров и суточных кредитов. Сроки кредитования по операциям длительного рефинансирования были расширены до 12 месяцев. Для увеличения возможности банков получать кредиты были снижены требования к залоговым активам и увеличен список принимаемых в обеспечение ценных бумаг.

Нетрадиционные меры монетарной политики ЕЦБ, или "расширенная кредитная поддержка" включали в себя несколько ключевых моментов. Когда во второй половине 2007 года межбанковский кредитный рынок испытал давление, ЕЦБ немедленно отреагировал внесением существенных корректив в свою деятельность по управлению ликвидностью (позже за ним последовали и другие банки). Эти действия обеспечили значительное расширение ликвидности, особенно для более длительных сроков погашения. Когда же в середине сентября 2008 года межбанковская торговля пришла к фактической остановке, ЕЦБ предпринял дальнейшие существенные коррективы в своих регулярных операциях, расширив уже и так большой список заложенных активов, существен-

но увеличив долю активов частного сектора в этих процессах. Тем временем, уже и так большое количество контрагентов, участвующих в операциях ЕЦБ по рефинансированию, выросло с 1700 до начала кризиса до 2200, так как рефинансирование через рынки краткосрочных кредитов стало более проблематичным. В мае 2009 года, ЕЦБ расширил сроки погашения долгосрочных операций по рефинансированию до 12 месяцев и анонсировал программу по покупке облигаций, охватывающей до 60 миллиардов евро. Учитывая важность участия банковского сектора в кредитовании еврозоны, действия ЕЦБ были направлены на обеспечение банков достаточной ликвидностью на гибкой основе.

Президент Европейского Центробанка Жан-Клод Трише указал11, что баланс ЕЦБ за 2008 год увеличился более чем на 55 процентов благодаря тому, что центробанк вливал ликвидность в финансовую систему, взамен принимая у банков разнообразные долговые инструменты в качестве обеспечения кредитов.

Банк Японии.

Со второго квартала 2008 г. в Японии началось ухудшение всех экономических показателей, и в конце ноября 2008 года Статистическое управление Японии официально зафиксировало рецессию. Снижение ВВП за июль - сентябрь 2008 г. составило 0,4% (в годовом исчислении), а по уточненным в начале декабря официальным данным - на 0,5% к предыдущему кварталу. Два квартала снижения ВВП соответствует техническому определению рецессии. В годовом исчислении темпы роста экономики страны снизились на 1,8%, а в первом квартале 2009 г. реальные темпы роста составили почти минус 4% по сравнению с четвертым кварталом 2008 г. (в реальном выражении)12. Падение ВВП в Японии оказалось более значительным, чем в других развитых странах, что потребовало неотложных антикризисных мер. В качестве первоочередной меры по стимулированию долгосрочных стратегий роста было произведено снижение ставки овернайт, которую Банк Японии устанавливает для осуществления денежно-кредитной политики. С 2001 года по 2006 год процентная ставка была равна нулю. С февраля 2007 года по октябрь 2008 года была установлена ставка в 0,5 %, с 1 ноября 2008 года по 18 декабря 2008 года - 0,3 %, с 19 декабря 2008 года по 4 октября 2010 года - 0,1 %. 5 октября 2010 года

Банк Японии снизил процентную ставку до диапазона 0 - 0,1 %.

Во время глобального финансового кризиса было принято 5 пакетов финансового стимулирования экономики (последний - в декабре 2009 г.), общей стоимостью свыше 80 трлн. Иен13. Состав антикризисных мер включал поддержку финансового сектора и обеспечение нормального финансирования реального сектора, включая малый и средний бизнес, финансирование общественных работ.

Помимо Банка Японии финансовые антикризисные меры опосредованно осуществлялись и через другие финансовые институты - Японскую финансовую корпорацию, Японский банк развития, Японский банк международного сотрудничества, Центральный банк промышленных и торговых кооперативов и Ассоциацию доверительного страхования, которые оказывали прямую помощь компаниям, оказавшимся в кризисной ситуации. Например, крупнейшей японской авиакомпании «Japan Airlines Corp.» (JAL), было выделено около 180 млрд. иен в качестве «ссуды-моста» - краткосрочного кредита до получения основного финансирования14. В результате антикризисных мер, включающих использование нетрадиционных инструментов денежно-кредитного регулирования, государственный долг Японии в августе 2010 года достиг рекордной отметки в 904 трлн иен (10,5 трлн долл), впервые превысив уровень 900 трлн иен15.

Народный Банк Китая.

Со второй половины 2008 года в связи с усилением глобального финансового кризиса и ухудшением экономической ситуации в мире, увеличилась возможность замедления темпов роста китайской экономики (экономический рост в 2008 году составил 9%, в то время как в 2007 году -13%). Начиная с октября 2008 года, негативное влияние международного финансового кризиса на экономику Китая быстро нарастало. В четвертом квартале 2008 года значительно снизились темпы роста промышленного производства, был отмечен отрицательный рост экспорта КНР. В целях обеспечения дальнейшего роста экономики ЦК КПК и Госсовет КНР приняли решение о проведении активной финансовой и умеренно мягкой денежно-кредитной политики. Антикризисная политика включала десять мер, направленных на расширение внутреннего спроса: до конца 2010 года предполагалось инвестировать в экономику

4 трлн. юаней - примерно 16% ВВП Китая, что составляло почти весь объем расходов центрального и местных правительств Китая в 2006 году. Инвестиции направлялись на ускоренное строительство жилья социального обеспечения; развитие здравоохранения, образования и культуры; увеличение темпов строительства арендного жилья; ускорение сноса трущоб, реализацию проектов по обеспечению постоянным жильем населения, придерживающегося кочевого образа жизни; увеличение экспериментальных работ по реконструкции аварийных домов на селе; усиление инфраструктурного строительства - гидро-объктов, железных дорог, шоссейных дорог и аэропортов; содействие экономии энергоресурсов и экологическое строительство; организацию восстановительных работ после землетрясения. Для достижения этой цели использовались следующие меры: увеличение кредитной квоты для основных китайских банков на 100 млрд юаней (около 14,5 млрд. долларов); приостановка продаж трехлетних облигаций китайского центробанка; поддержка предприятий, планирующих операции по слиянию и поглощению через фондовые рынки, разрешение зарубежным банкам выдавать кредиты китайским компаниям для этих целей и т.д. Для пополнения ликвидности банковской системы Банк Китая выпустил трёхлетние векселя (к концу 2008 года общий объём выпуска составил 4,65 миллиардов юаней)16. С сентября 2008 года Банком Китая были вдвое снижены депозитные и кредитные ставки. Ставка рефинансирования (1-year central bank liquidity lending rate) была снижена c 4,68% до 3,33% на 1,35 процентных пункта17. С точки зрения большинства экспертов, на снижение процентных ставок и норм обязательных резервов Центробанк Китая пошел с учетом ситуации в других странах, включая США и Японию, снизивших процентные ставки практически до нуля. Снижение ставок направлено на ограничение притока в Китай, где экономическая ситуация относительно благополучна, "горячих денег".

Выводы

1. На начальном этапе развития кризисных явлений центральные банки развитых стран использовали традиционные методы денежно-кредитной политики, к которым относится, прежде всего, регулирование процентной ставки. Процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики функционирует в соответствии

Рис. 1. Процентные ставки в ведущих странах мира по состоянию на 01.01.2009г.

с кейнсианской моделью, которая объясняет трансмиссионное воздействие на объёмы производства и совокупного спроса следующим образом: предложение денег влияет на ставку процента, которая в свою очередь оказывает воздействие на инвестиционные расходы, что приводит к изменению уровня совокупного спроса и совокупных расходов18. Если центральные банки развитых стран изменяют процентную ставку, признанную в качестве основ-ной19, коммерческие банки и другие финансовые институты обычно тоже изменяют процентные ставки по активным и пассивным операциям в том же направлении, что в конечном итоге оказывает влияние на инвестиционную активность и объём производства.

2. Первые традиционные антикризисные меры, которые реализовывали ЦБ развитых стран, оказались в новых условиях недостаточно эффективными. В условиях, когда процентная ставка была снижена практически до нуля, центральные банки были вынуждены расширить используемый инструментарий денежно-кредитной политики и использовать «нетрадиционные» меры, связанные с расширением форм, методов, сроков и условий предоставления ликвидности. Их называют "нетрадиционные", потому что они выходят за рамки изменений процентной политики, которая

представляет собой традиционный инструмент денежно-кредитного регулирования.

Практически все центральные банки в рамках использования «нетрадиционных» инструментов денежно-кредитной политики реализовывали политику «количественных ослаблений», в частности расширили количество ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения при операциях на открытом рынке и увеличили количество контрагентов центрального банка. Последнее особенно касалось антикризисной политики ФРС США, где доступ к ликвидности получили не только банки, но и участники рынка ценных бумаг.

1. Центральные банки англосаксонских стран, традиционно ориентированные на финансовый рынок, реализовали масштабные программы по поддержке этого сектора экономики. В качестве примера можно назвать введение ФРС США серии новых программ или программу по покупке активов Банка Англии20. Напротив, экономики Германии и Китая в большей степени зависят от состояния банковской системы, поэтому центральные банки этих стран при проведении антикризисной политики осуществляли наиболее активные меры по обеспечению доступа банков к дополнительной ликвидности. Например, ЕЦБ, проводивший до

кризиса свои основные операции по рефинансированию в рамках аукциона с плавающей процентной ставкой, с октября 2008 года стал применять аукционы с фиксированной ставке, за счёт чего банки зоны евро получили неограниченны доступ к ликвидности по основной ставке центрального банка21.

2. Стимулирование кредитования малого и среднего бизнеса в рамках антикризисных мероприятий центральных банков развитых стран осуществлялось ФРС США преимущественно путём покупки активов, обеспеченных определёнными видами займов (программа TALF), в том время как в Германии и Китае путём повышения уровня плохих долгов и предоставления гарантий по кредитам.

3. Мощным катализатором мирового экономического кризиса стало банкротство системообразующих финансовых институтов Lehman Brothers, Merrill Linch и др., поэтому особенностью антикризисной политики ФРС США является наиболее масштабное по сравнению с другими странами вливание ликвидности для поддержки отдельных финансовых институтов.

4. Отличительной чертой антикризисной политики ФРС США является дополнительное финансирование центральных банков путём предоставления валютных свопов. В декабре 2007 года подобные соглашения были заключены с ЕЦБ и Швейцарским национальным банком, в дальнейшем лимиты по этим соглашениям были увеличены, а круг участников расширен за счёт центральных банков других развитых стран.

Таким образом, проведенный анализ особенностей антикризисного регулирования денежно-кредитной сферы в развитых странах в период кризиса показал, что центральные банки совместно с правительствами основывались в период кризиса на стандартных экстренных мерах денежно-кредитного регулирования, а затем, по мере исчерпания возможностей выбирали такой режим денежно-кредитной политики, который максимально соответствовал социально - экономическим условиям развития страны, специфики проявления в ней кризисных явлений, различиям в полномочиях центральных банков и их исторически сложившимися функциями.

Примечания

1 Мир достойно встретил кризис // ЦМЭИ компании БДО Юникон. - URL: http://www.bdo.ru/rus/ index.php

2 Национальное Бюро Экономического Анализа определило декабрь 2007г., как начало рецессии // Ben S. Bernanke (2009) «Reflections on a Year of Crisis» speech given аt the Federal Reserve Bank of Kansas City's Annual Economic Symposium, Jackson Hole, Wyoming, August 21, 2009

3 Ben S. Bernanke (2010). "Monetary Policy and the Housing Bubble," speech given at the annual meeting of the American Economic Association, Atlanta Georgia, January 3, 2010. - URL: http://www.federalreserve.gov/ newsevents/speech/bernanke20100103a.htm.

4 Брокеры-дилеры, которые напрямую с ФРС торгуют ценными бумагами Министерства финансов США

5 Bernanke, Ben S. (2009). "Gradualism," speech delivered at an economics luncheon co-sponsored by the Federal Reserve Bank of San Francisco (Seattle Branch) and the University of Washington, held in Seattle, May 20.

6 Там же.

7 Бумаги Министерства финансов США (treasures), долговые бумаги агентств и MBS.

8 Speech Chairman Ben S. Bernanke At the Stamp Lecture, London School of Economics, London, England -January 13, 2009 The Crisis and the Policy Response. -URL: http://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/ bernanke20090113a.htm

9 Ben S. Bernanke (2010). "Monetary Policy and the Housing Bubble," speech given at the annual meeting of the American Economic Association, Atlanta Georgia, January 3, 2010. - URL: http://www.federalreserve.gov/ newsevents/speech/bernanke20100103a.htm.

10 Mishkin, Frederic S. (2010). The Economics of Money, Banking, and Financial Markets, 9th ed. Boston: Addison-Wesley.

11 The ECB's monetary policy stance During the financial crisis ECB Monthly Bulletin January 2010

12 Statistical Handbook of Japan-Chapter 3. Economy. - URL: http://www.stat.go.jp/english/data/ handbook/index.htm

13 Speech on Fiscal Policy by Minister of Finance Yosano at the 171st Session of the National Diet - April 27, 2009. - URL: https://www.mof.go.jp/english/budget/ e20090427.htm

14 Правительство Японии поможет крупнейшей авиакомпании страны. - URL: http://www.pnme-tass.ru/news/0/%7B83D7C7F1-1253-4DC2-A188-ABDCEC717C08%7D.uif

15 Государственный долг Японии превысил 10 трлн долл. - URL: http://www.prime-tass.ru/news/0/ %7B12D9538E-8FE3-4636-AD21-EC92C4369DDB% 7D.uif

16 China Monetary Policy Report Quarter Four, 2008 (February 23, 2009). - URL: www.pbc.gov.cn

17 Там же.

18 Иванченко И. С., Наливайский Ю. В., Рыбчинс-кая И. В. Особенности функционирования процентного канала денежно-кредитной трансмиссии в России // Финансы и кредит. - 2007. - № 9 (249)

19 В России это - ставка рефинансирования, для США - ставка по федеральным фондам, для Японии -ставка по ссудам до востребования «овернайт», для зоны евро - основная ставка рефинансирования, для Великобритании - базовая ссудная ставка, для Канады - базовая ставка по кредитам «овернайт» денежного рынка.

20 Bank of England (various years). Minutes of the Monetary Policy. - URL: Committee, www.bankofengland. co.uk/publications/minutes/mpc.

21 Adrian, Tobias, Emanuel Moench and Hyun S. Shin, "Macro Risk Premiums and Intermediary Balance Sheet Quantities," Federal Reserve Bank of New York Staff Report No. 428.

Rybchinskaya I. V.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ANTI-RECESSIONARY MONETARY POLICY OF CENTRAL BANKS IN DEVELOPED COUNTRIES

This paper examines what we have learned and how we should change our thinking about monetary policy strategy in the aftermath of the 2007-2009 financial crisis. It starts with a discussion how the crisis has changed the thinking of both macro/monetary economists and central bankers. Finally, it looks how much of the science of monetary policy needs to be altered and draws implications for monetary policy strategy.

Keywords: monetary policy strategy, central bank, crisis, interest rate, monetary policy.

УДК 330.112.1

Берендеева А. Б., Когаловская А. С., Берендеева О. С.

«ВЕКТОРЫ» РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Рассмотрены тенденции в потреблении продовольственных и непродовольственных товаров, факторы развития потребностей. Более подробно внимание остановлено на влиянии доходов и демографической структуры на потребности человека и характер потребления.

Ключевые слова: потребности человека, потребление населения, дифференциация в потреблении товаров, факторы потребностей.

Потребности людей непрерывно возрастают. С ростом доходов люди больше покупают предметов потребления, полнее удовлетворяя свои потребности. Вместе с тем меняется структура их расходов и соответственно структура потребления. Немецким статистиком Э. Энгелем еще в XIX в. доказано, что с ростом доходов люди прежде всего насыщают потребности в продовольственных товарах. Однако по мере наращивания доходов доля расходов в семейном бюджете на покупку продовольствия снижается.

Потребление основных видов продовольствия, таких как хлеб, молоко, мясо и других, имеет естественные границы, лимитирующие их покупку. Поэтому применительно к основным видам продуктов питания вряд ли можно говорить о безграничности потребностей. Следовательно, в рамках отдельной страны по мере раз-

вития ее экономики и производства сельскохозяйственной продукции появляется возможность более или менее полного удовлетворения этих потребностей [6, с. 86].

Д. Михеев отмечает, что ни в условиях советской экономики, ни в прошедшие годы перехода к рынку потребности в основных продуктах питания в нашей стране не удовлетворялись. Более того, разрыв между потребностями и потреблением только возрастал [6, с. 87]. В ходе наших расчетов были определены следующие тенденции в потреблении продовольственных и непродовольственных товаров [7; 9, с. 121-127, 138-140].

1) В Ивановской области имеет место тенденция сокращения потребления основных продуктов питания с 1990 г.: по мясу и мясопродуктам -в 1,4 раза, молоку и молочным продуктам - в 2,2 раза, хлебным продуктам - в 1,1 раза. По потреб-

108

© Берендеева А. Б., Когаловская А. С., Берендеева О. С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.