Научная статья на тему '2010. 02. 030. Телешовские «Среды»: Москва - Малаховка / авт. -сост. Логинова Л. Ю. - М. : русский импульс, 2009. - 192 с'

2010. 02. 030. Телешовские «Среды»: Москва - Малаховка / авт. -сост. Логинова Л. Ю. - М. : русский импульс, 2009. - 192 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 030. Телешовские «Среды»: Москва - Малаховка / авт. -сост. Логинова Л. Ю. - М. : русский импульс, 2009. - 192 с»

Уайльд уже прочел первый том Джона Эддингтона Саймондса «Исследование греческих поэтов». Сочинения Саймондса были столь же важны для эстетического образования Уайльда, как и «Очерки по истории Ренессанса» (1873) Уолтера Пейтера.

Изучив документы Государственного архива, Т. Райт установил, что между 1888 и 1895 гг. лондонский книготорговец Дэвид Натт совершил с Уайльдом семьдесят сделок и в период его банкротства потребовал оплаты. Из накладных Натта видно, что среди книжных покупок Уайльда были прозаические переводы «Рубайя-та» Омара Хайяма, опубликованные Джастином Хантли Маккарти в 1893 г., антология «Цветы из персидского сада» (1890) У.Э. Клоустона и «Индийская поэзия» (1886) Эдвина Арнолда, что свидетельствует о сильной «струе ориентализма» в культуре конца XIX в., важной и для Уайльда.

В магазине, специализирующемся на продаже иностранных книг, Уайльд купил французский перевод романа И.С. Тургенева «Новь», а также журнал Макмиллана (Macmillan's Magazine) 1886 г. со своим переводом на английский тургеневского рассказа «Пожар на море» (1883).

Сознавая неполноту своего исследования, Т. Райт видит его цель в том, чтобы представить историю жизни писателя на основе анализа круга его чтения.

Т.Н. Красавченко

ЛИТЕРАТУРА XX-XXI вв.

Русская литература

2010.02.030. ТЕЛЕШОВСКИЕ «СРЕДЫ»: МОСКВА - МАЛАХОВКА / Авт.-сост. Логинова Л.Ю. - М.: Русский импульс, 2009. -192 с.

В книге приводятся редкие материалы из жизни знаменитых людей, организовавших литературные «Среды», которые получили название «Телешовских». Н.Д. Телешов (1867-1957) - коренной москвич, купец по происхождению, автор рассказов и очерков из народной жизни, сказок и былин, оказавшийся современником множества событий отечественной культурной истории. Основатель музея Московского художественного академического театра

(1923) Телешов более 25 лет был бессменным директором музея. Литературно-художественный кружок «Среда» возник по инициативе Телешова в октябре 1899 г. и просуществовал вплоть до 1922 г. Членами кружка были И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн,

B.Г. Короленко, М. Горький, И.А. Белоусов, А.А. Карзинкин и другие писатели и поэты. Председателем литературных «Сред» более двух десятилетий был Ю.А. Бунин (1857-1921), известный в свое время литературно-общественный деятель, публицист и редактор. Почетными членами объединения являлись Ф.И. Шаляпин,

C.В. Рахманинов, А.П. Чехов и др. Зимой кружок собирался в Москве, а летом - в подмосковной Малаховке. Телешовская «Среда» имела свой устав, совет, пользовалась всеми правами и обязанностями юридического лица. Права и обязанности имели и члены кружка. Не случайна связь «Среды» с книжным товариществом «Знание» и Московским литературно-художественным кружком. На фоне бурной литературно-артистической жизни начала ХХ в. «Среда» не затерялась, пишет Л.Ю. Логинова. Напротив, к 1908 г. именно это объединение стало центром молодых литературно-художественных сил Москвы реалистического направления. Слово «Среда» воспринималось уже не столько как название дня недели, сколько как синоним «обстановки», «микроклимата», отражения литературной ситуации тех лет (с. 14).

«Книгоиздательство писателей в Москве», организованное кружками «Среда» и «Молодая среда», просуществовало до 1923 г. Оно выпускало популярные серии: «Народно-школьная библиотека», «Библиотека иностранных писателей», «Дешевая библиотека», «Культурно-просветительская библиотека» и т.п. И за всей обширной деятельностью издательства стоял Телешов, всегда внимательный к творчеству своих собратьев по перу, в том числе и начинающих писателей.

Через «Среды» проходили в рукописях многие новинки писателей. В большинстве случаев читали свои произведения сами авторы. Первое чтение пьесы Горького «На дне» происходило на одной из «Сред». Там же прочитывались Л. Андреевым и обсуждались почти все его произведения. На «Средах» были также прочитаны многие пьесы Найдёнова, едва ли не все рассказы и повести И. А. Бунина, Скитальца (псевдоним Степана Гавриловича Петрова).

В течение четверти века не было или почти не было в Москве ни одного общественного дела, ни одного культурного начинания, где бы так или иначе не принимала ближайшего участия «Среда» -если не как коллектив, то в лице своих отдельных членов. Авторитет «Среды» стоял высоко, и нередко к ней обращались общественные группы, когда возникали серьезные, принципиальные конфликты и требовалось беспристрастное третейское решение. В таких случаях «Среда» указывала на одного из своих сотоварищей, и его избирали в судьи. Члены «Среды» имели возможность влиять на самые разнообразные стороны жизни. Через Литературно-художественный кружок они помогали писателям, артистам, художникам и просто людям труда, попавшим в бедственное положение.

Культурной жизни Малаховки отведен специальный раздел книги. Эта подмосковная местность благодаря супругам Телешовым стала местом обитания творческих людей своего времени. Л.Ю. Логинова рассказывает, в частности, о связи телешовских «Сред» и малаховского театра. Построенное на рубеже Х1Х-ХХ вв. здание театра в 1910 г. сгорело, но к началу следующего сезона было отстроено вновь по проекту архитектора Л.Ф. Даукша на средства землевладельца П.А. Соколова. Автором рисунка фасада здания являлся Ф.И. Шаляпин. Малаховского зрителя знакомили с лучшими спектаклями Художественного театра, театра Корша, оперетты, театра «Летучая мышь», театра Незлобина, Малого театра. На сцене был представлен почти весь репертуар Островского. Шли пьесы Чехова, Шекспира, Б. Шоу, Бомарше, Мольера, Л. Андреева, Ибсена, Гауптмана. В театре выступали выдающиеся мастера драматического искусства: А.А. Яблочкина, династия Садовских, М.М. и В. А. Блюменталь-Тамарины, И.Н. Певцов, Б.М. Шатрова, В.Н. Пашенная, А.А. Остужев, А.Г. Коонен. Прекрасная акустика позволяла слушать оперных певцов: Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Нежданову, В.Р. Петрова. Танцевала прима-балерина Большого театра Е.В. Гельцер. Свои дружеские связи с миром искусства Н.Д. Телешов мобилизовал, чтобы привлечь артистов к участию в благотворительных концертах и спектаклях.

«Среды» Телешова, его благотворительная деятельность, вклад в духовную жизнь Москвы и подмосковной Малаховки породили мощную культурную традицию. И сегодня потомки старой

российской интеллигенции сохранили память о своих истоках. Импульсы, идущие из далекого «московско-малаховского» окружения Телешовых к современности, материализовались, как отмечает Л.Ю. Логинова, в непростых жизненных судьбах людей, причастных к телешовскому кружку. Поэтому значительная часть реферируемой книги - серия очерков о людях, близких к «Средам»: о Ф.И. Шаляпине, И.А. Бунине, Н.Н. Златовратском, П.Д. Боборы-кине, об А.Е. Грузинском и И.А. Белоусове, о С.Г. Скитальце, И.С. Шмелёве, А.И. Куприне, Н.Г. Гарине-Михайловском, В.Г. Короленко, Л.Н. Андрееве. В отдельных главах прослеживается история семьи Телешовых. Публикуются рассказы и мемуары самого Телешова, его потомков и писателей, близких к его кругу. Из художественных произведений Телешова в книге представлены рассказы: «Слепцы», «Верный друг», «Золотая осень», «Весна-красна», а также шуточная поэма «Кому из "Среды" жить хорошо». Печатается стихотворение И.А. Бунина, посвященное Н.Д. Телешову - «В степи». Приводятся также обширные выдержки из документальных и мемуарных свидетельств, краеведов - знатоков истории Малаховки. В книгу вошли произведения жителей и уроженцев Малаховки - наших современников.

О.В. Михайлова

2010.02.031. КОМЛИК Н.Н. НАРОДНАЯ РОССИЯ И ПОЭТИКА ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Е. ЗАМЯТИНА. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 226 с.

В монографии доктора филол. наук Н.Н. Комлик рассматриваются особенности восприятия и изображения Е. Замятиным России, русского характера и бытия в контексте традиций народной культуры. Кардинальная черта художественного сознания писателя -его мифологизм. Это свойство творческого дарования писателя носит глубоко внутренний, духовно-органический характер и вместе с тем находится в соответствии с ведущей тенденцией литературного процесса рубежа Х1Х-ХХ вв., названного «временем торжества мифа» (Ю. Лотман, З. Минц). Обращаясь к мифу, к образам и мотивам фольклора, писатель стремился выразить коренные проблемы человеческого бытия, исторический опыт русского народа, судьбу России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.