Научная статья на тему 'Личность в истории отечественной культуры: бытописатель, консолидатор, хранитель (к 150-летию со дня рождения и 60-летию со дня кончины Н. Д. Телешова)'

Личность в истории отечественной культуры: бытописатель, консолидатор, хранитель (к 150-летию со дня рождения и 60-летию со дня кончины Н. Д. Телешова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / БЫТ / LIFE / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанов Сергей Александрович

Статья посвящена яркому представителю русской культуры рубежа ХІХ-ХХ веков Н. Д. Телешову. Будучи талантливым прозаиком-реалистом, он вошёл в историю русской литературы прежде всего как организатор писательского кружка «Среды», ставшего в предреволюционные десятилетия консолидирующим началом для реалистического направления, оказывавшего большое влияние на культурную жизнь в целом. Достаточно заметной фигурой Телешов был и в послереволюционные годы. Оставшись в родной стране, он очень мало обращался к художественной прозе, полностью посвятил свою жизнь сохранению культурного наследия. В качестве хранителя русской культуры Н. Д. Телешов работал в течение четверти века директором музея Художественного театра, а также подготовил книгу воспоминаний «Записки писателя». В мемуарах Телешова интересно и объективно рассказывается как о культуре и искусстве конца XIX начала ХХ века, так и о повседневном быте дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY IN THE HISTORY OF RUSSIAN CULTURE: THE PORTRAYER OF ORDINARY LIFE, THE CONSOLIDATOR, THE GUARDIAN (the 150th anniversary of birth and 60th anniversary of the death of N. D. Teleshov)

The article is devoted to the bright representative of Russian culture at the turn of the XIX-XX centuries N. D. Teleshova. Being a talented writer-realist, he entered the history of Russian literature as the organizer of the literary circle “Environment”, which became in the pre-revolutionary decades the consolidating element for the realistic, had great impact on cultural life in general. Teleshov was a fairly prominent figure in the post-revolutionary years. Remained in his native country, he did not turned to prose, he has completely devoted his life to the preservation of cultural heritage. As the guardian of Russian culture N. D. Teleshov were working for a quarter century as Director of the Museum of Art theater, as well as preparing a book of memoirs "Notes of a writer”. In his memoirs Teleshov was interested and objectively described the culture and art in the end of the XIX century and in the beginning of XX century and also daily life of pre-revolutionary Russia.

Текст научной работы на тему «Личность в истории отечественной культуры: бытописатель, консолидатор, хранитель (к 150-летию со дня рождения и 60-летию со дня кончины Н. Д. Телешова)»

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: БЫТОПИСАТЕЛЬ, КОНСОЛИДАТОР, ХРАНИТЕЛЬ (к 150-летию со дня рождения и 60-летию со дня кончины Н. Д. Телешова)

Сергей Александрович СТЕПАНОВ

кандидат культурологии, доцент кафедры литературы факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: klit@mguki.ru

Статья посвящена яркому представителю русской культуры рубежа XIX-XX веков Н. Д. Телешову. Будучи талантливым прозаиком-реалистом, он вошёл в историю русской литературы прежде всего как организатор писательского кружка «Среды», ставшего в предреволюционные десятилетия консолидирующим началом для реалистического направления, оказывавшего большое влияние на культурную жизнь в целом. Достаточно заметной фигурой Телешов был и в послереволюционные годы. Оставшись в родной стране, он очень мало обращался к художественной прозе, полностью посвятил свою жизнь сохранению культурного наследия. В качестве хранителя русской культуры Н. Д. Телешов работал в течение четверти века директором музея Художественного театра, а также подготовил книгу воспоминаний «Записки писателя». В мемуарах Телешова интересно и объективно рассказывается как о культуре и искусстве конца XIX - начала ХХ века, так и о повседневном быте дореволюционной России.

Ключевые слова: культура, быт, литература.

PERSONALITY IN THE HISTORY OF RUSSIAN CULTURE: THE PORTRAYER OF ORDINARY LIFE, THE CONSOLIDATOR, THE GUARDIAN (the 150th anniversary of birth and 60th anniversary of the death of N. D. Teleshov)

S. A. Stepanov, Ph. D. (Cultural Studies), Associate Professor of Department of literature, Faculty of Mass Media and Audiovisual Arts, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: klit@mguki.ru

The article is devoted to the bright representative of Russian culture at the turn of the XIX-XX centuries N. D. Teleshova. Being a talented writer-realist, he entered the history of Russian literature as the organizer of the literary circle "Environment", which became in the pre-revolutionary decades the consolidating element for the realistic, had great impact on cultural life in general. Teleshov was a fairly prominent figure in the post-revolutionary years. Remained in his native country, he did not turned to prose, he has completely devoted his life to the preservation of cultural heritage. As the guardian

of Russian culture N. D. Teleshov were working for a quarter century as Director of the Museum of Art theater, as well as preparing a book of memoirs "Notes of a writer". In his memoirs Teleshov was interested and objectively described the culture and art in the end of the XIX century and in the beginning of XX century and also daily life of pre-revolutionary Russia.

Key words: culture, life, literature.

Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957), двойной юбилей которого приходится на нынешний год, в настоящее время упоминается достаточно редко. Между тем его место в истории отечественной культуры очень значимо. Будучи одной из ключевых фигур культурной жизни рубежа XIX-XX веков, Телешов позднее стал фактически связующим звеном между этим периодом и послереволюционными десятилетиями. Изначально Н. Д. Телешов - профессиональный писатель, прозаик-реалист. Он пришёл в литературу одновременно с А. М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, Л. Н. Андреевым. Не достигнув такой высоты и известности, как они, Телешов, однако, оставил достаточно яркое литературное наследие. Занимая активную демократическую позицию, он в своих художественных произведениях подвергал жёсткой критике негативные социальные явления дореволюционной России. Например, в рассказах «Петля», «Крамола» писатель показывал агрессию черносотенцев, в рассказах «Петух», «Мещанская драма», «Чужой человек» осуждал «затхлость мещанского быта и мораль хапуг [6, с. 6]». Выступая в качестве социального обличителя, Телешов воссоздавал русскую жизнь очень детально, находил в ней далеко не только негативное. Его проза насыщена колоритными бытовыми и пейзажными зарисовками (торжественный молебен в Охотном ряду, зимняя Волга, представление в провинциальном оперном театре). Мастерству бытописателя Телешов, по его собственному свидетельству, учился прежде всего у А. П. Чехова. На склоне лет писатель с благодарностью вспоминал чеховские мысли о том, что сюжетом прозаического произведения может стать любой бытовой эпизод - от утреннего чаепития в дешёвом трактире, где лимон пахнет селёдкой и луком, до монаха, собирающего пожертвования на строительство храма [5, с. 29]. Следуя совету Чехова, Телешов в 1894 году совершил длительное путешествие по землям Сибири и Урала. Богатые впечатления от увиденного во время поездки стали основой для циклов рассказов и повестей «За Уралом», «По Сибири», «Переселенцы», получивших высокую оценку у профессиональных литераторов и читающей публики.

Будучи заметным прозаиком, в историю русской литературы Н. Д. Телешов вошёл прежде всего в качестве организатора литературного процесса. Он стал инициатором писательского кружка «Среды», функционировавшего с конца XIX века по первые послереволюционные годы. Этот кружок сплотил лучших представителей реалистического направления в лите-

ратуре. Среди постоянных участников «Сред» Телешова - А. И. Куприн, И. А. и Ю. А. Бунины, Л. Н. Андреев, С. А. Найдёнов, А. С. Серафимович, С. Г Скиталец, Е. Н. Чириков. С кружком поддерживали тесные отношения А. М. Горький, А. П. Чехов, В. Г Короленко, Б. К. Зайцев, И. С. Шмелёв. «Сре-дисты» стали первыми слушателями знаменитой горьковской пьесы «На дне». Нередко посещали заседания «Сред» и представители других видов искусства: художники И. И. Левитан, А. Я. Головин, А. М. Васнецов, мастера драматического театра А. И. Южин и В. И. Качалов. Сохранились воспоминания о том, как на одном из собраний кружка Ф. И. Шаляпин пел романсы и арии под аккомпанемент С. В. Рахманинова [1, с. 84; 3, с. 51].

Кружок «Среды» известен как сильное консолидирующее начало в творческой и общественной жизни предреволюционных десятилетий. Его участники стали ключевыми фигурами в основанном Горьким в 1900 году книгоиздательском товариществе писателей «Знание», деятельность которого продолжалась до 1912 года. «Знание» объединило лучшие писательские силы того времени. Издательство выпускало собрания сочинений, сборники, «дешёвую библиотеку» для народа, благодаря которой лучшие произведения реалистической литературы XIX и ХХ веков распространялись по деревням и маленьким городам. Важный аспект деятельности «Сред» - материальная поддержка и защита прав писателей. Например, в 1902 году, в связи с двадцатипятилетием литературной деятельности А. П. Чехова, кружком было подготовлено коллективное письмо группы писателей к владельцу частного издательства А. Ф. Марксу, в котором содержалось требование освободить Чехова от навязанного ему издателем многолетнего кабального договора на публикацию произведений.

Важное место в жизни Н. Д. Телешова занимала благотворительная деятельность. Им была основана первая в России сельская гимназия для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. В этом учебном заведении бесплатно либо за сниженную плату получали среднее образование дети из бедных семей. В гимназии практиковалось редкое для того времени совместное обучение мальчиков и девочек. В годы Первой мировой войны на средства семьи писателя был организован госпиталь в Малаховке, построена сельская лечебница [6, с. 9]. После Октябрьской революции Н. Д. Телешов не покинул родную страну, однако художественную литературу почти оставил. Немногочисленные произведения, написанные Телешовым в советские годы, основаны либо на дореволюционных событиях, либо на сказочных сюжетах.

Свою жизнь в Советской России Н. Д. Телешов посвятил сохранению культурного наследия. В течение почти четверти века он возглавлял основанный в 1923 году музей Московского Художественного театра. О необходимости создания театрального музея К. С. Станиславский писал ещё в 1907 году. Великий режиссёр искренне сокрушался из-за «варварского»

непонимания художественной ценности использованных в спектаклях антикварных вещей, а также архивных документов постановок. По его мнению, «библиотека и музей для этих вещей и архивных документов должны были бы быть предметом заботы и гордости. Ими должны бы пользоваться не только при последующих постановках, но и для школы, которая могла бы изучать все эпохи [цит. по: 5, с. 250]». На практике оказывается, что «наш театр не дорос даже до сознания важного значения музея [цит. по: 5, с. 250]». В 1922 году, готовясь к празднованию 25-летнего юбилея МХАТа, В. И. Немирович-Данченко подготовил обращение ко всем работникам театра следующего содержания: «У частных лиц находится необходимого материала больше, чем сей час находится в архиве, а потому каждый, кому дорог Художественный театр, пусть внесёт свою лепту или хоть укажет, где такой материал есть... [цит. по: 5, с. 251]». Открывшийся музей Немирович-Данченко предложил возглавить Н. Д. Телешову как «старому другу театра с момента его возникновения». Телешов с энтузиазмом обратился к новому делу, которое полюбил не меньше писательской работы. Позднее он писал: «Последние четверть века я отдал Художественному театру, отдал с удовольствием и увлечением. Вообще мне кажется, что работа при театре всегда увлекательна. Я говорю не о той театральной жизни, которую, приходя на спектакль, видит публика, - я говорю о трудовом, будничном дне, когда повсюду, во всех залах и комнатах кипит работа [5, с. 254]».

Работая в музее МХАТа, Н. Д. Телешов не ограничивался миссией собирателя и хранителя. Как и в дореволюционные годы, он неоднократно выступал в качестве организатора. Например, в 1929 году благодаря прежде всего Телешову и «старикам» Художественного театра было основано «Общество А. П. Чехова». Много было сделано Телешовым и для музея-усадьбы Чехова в Мелихово. В том же 1929 году, вспомнив опыт «Сред», Телешов пытался организовать «Общество друзей музея МХАТа». По замыслу инициатора, это общество должно было не только содействовать развитию музея, но и стать консолидирующим началом для московской интеллигенции. Однако реализовать проект не удалось из-за негативного отношения к нему властей [2, с. 52-54].

Очень мало обращаясь в послереволюционные годы к художественной прозе, Н. Д. Телешов ярко проявил себя в мемуарном жанре. Им была написана книга воспоминаний «Записки писателя». Над ней Телешов работал с 1920-х годов практически до конца жизни, подготовив несколько новых редакций. Начав повествование с рассказа об открытии в 1880 году памятника А. С. Пушкину на Тверском бульваре, автор в последней редакции завершает его серединой 50-х годов ХХ века - описанием литературных мероприятий, посвящённых 85-летию со дня рождения И. А. Бунина. В «Записках писателя» даётся подробная панорама культурной жизни

рубежа Х1Х-ХХ веков, рассказывается об очень многих ярких представителях искусства.

Что кардинально важно, Телешов, работая над воспоминаниями в советские годы, почти не учитывал существовавшие тогда идеологические требования. Людей и события мемуарист оценивал не с партийно-классовых позиций, но с точки зрения писателя-реалиста и демократического интеллигента, каким он был всегда. Обратимся, например, к рассказу о представителях антагонистичного автору воспоминаний лагеря декадентов. В советском литературоведении отношение к декадентам было чаще всего уничижительным. Телешов же о них отзывается критически, но, скорее, с незлобливой иронией: «Перед империалистической войной поэтов всевозможных разновидностей стало достаточно много. Вспоминается поэтесса Лохвицкая с её красивыми стихами, получившими даже Пушкинскую премию. Но в этих стихах, почти во всех, воспевается "жажда знойных наслаждений во тьме погашенных свечей" ... Был ещё поэт, Еме-льянов-Коханский, сам себя называвший "первым русским декадентом". Он напечатал книгу стихов, почему-то на розовой бумаге, и посвятил её, тоже неведомо почему, "самому себе и египетской царице Клеопатре" .... [5, с. 41]». Н. Д. Телешов отмечает, что на «Средах» «не чуждались тогдашнего нового направления - декадентов, модернистов и иных, - и на "больших" собраниях можно было встретить Брюсова, Бальмонта, Белого, Сологуба ... Но их считали гостями, а не членами "Среды" [5, с. 37]». Много тёплых слов в «Записках писателя» было сказано о людях, находившихся в эмиграции. Например, упоминание об И. С. Шмелёве: «... Иван Сергеевич Шмелёв, человек талантливый и яркий, написавший немало сильных рассказов и повестей [5, с. 34]».

Проблематикой культуры и искусства «Записки писателя» не ограничиваются. В большом разделе «Москва прежде» Н. Д. Телешов, талантливый бытописатель, подробно и увлекательно рассказывает о дореволюционной Москве. Мемуарист воссоздаёт самые разные картины старомосковского быта, много внимания уделяет православной жизни: великопостные службы, празднование Вербного воскресения и т.д. Описывалось это без каких-либо идеологических комментариев. Важно учитывать, что в то время, когда Телешов работал над мемуарами, в Москве, как и во всей стране, осуществлялось интенсивное уничтожение не только православных памятников и традиций, но и вообще старой архитектуры, предметов материальной культуры, бытового обихода. Такого рода мероприятия активно пропагандировались в литературе и прессе. Например, в начале 30-х годов ХХ века почти в каждом номере «Вечерней Москвы» публиковались карикатурные изображения старомосковских пейзажей. Вскоре после публикации Н. Д. Телешовым первых глав воспоминаний в номере упомянутой выше газеты «Вечерняя Москва» от 25 декабря 1931 года появилась

разгромная статья М. Ежовой «Белоэмигрантская контрабанда под флагом литературных воспоминаний»: «... Каким образом Московское товарищество писателей могло решиться издать литературные воспоминания

H. Телешова без единого слова комментариев? Они насквозь проникнуты антисоветским, антиреволюционным духом ... Телешов на полутораста страницах тоскует по старому, прошедшему ... Телешов не хочет настоящего, он хочет вернуть прошлое. А Московское товарищество писателей? Оно как, за прошлое или за настоящее? [4]» Несмотря на появление столь уничижительных отзывов, Н. Д. Телешов продолжал работу над воспоминаниями, готовил новые редакции, содержащие ещё более интересный материал. Как и в музейной работе, Телешов-мемуарист выступал в качестве хранителя русской культуры. Он воссоздал в своей книге огромный пласт дореволюционной жизни, в том числе многое из того, что в советские десятилетия сознательно подвергалось забвению. Завершая статью, вновь отметим, что Н. Д. Телешов, в настоящее время упоминаемый достаточно редко, является во многом ключевой фигурой в истории русской культуры. Заметный прозаик-реалист, талантливый публицист и бытописатель, блестящий организатор культурного процесса до революции, в послереволюционные годы он посвятил свою жизнь сохранению культурного наследия. Будучи одним из последних представителей культуры рубежа XIX-XX веков в новой стране, он смог интересно и объективно рассказать о своём времени последующим поколениям.

Литература

I. Бунин И. А. Воспоминания // Собрание сочинений : в 9 томах / под общ. ред. А. С. Мясникова [и др. ; вступ. статья А. Т. Твардовского ; примеч. О. Н. Михайлова и др.]. - Москва : Художественная литература, 1965-1967. - Том 9 : Освобождение Толстого ; О Чехове ; Избранные биографические материалы, воспоминания, статьи. - 1967. - 622 с.

2. Гельман В. Я. История становления и развития музея МХАТа. - Москва, 1992. - 90 с.

3. Горький А. М. Мать. Воспоминания. - Москва : Художественная литература, 1982. - 510 с.

4. Ежова М. Белоэмигрантская контрабанда под флагом литературных воспоминаний // Вечерняя Москва. - 1931. - 25 декабря.

5. Телешов Н. Д. Записки писателя. - Москва : Художественная литература, 1956. - 453 с.

6. Трегубов А. Л. Жизнь и творчество Н. Д. Телешова // Телешов Н. Д. Рассказы, повести, легенды. - Москва : Советская Россия, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.