Научная статья на тему '2010. 02. 027. Хлебников Г. В. Теологические, религиозные и оккультные взгляды И. Ньютона. (аналитический обзор)'

2010. 02. 027. Хлебников Г. В. Теологические, религиозные и оккультные взгляды И. Ньютона. (аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / НЬЮТОН И. / ОККУЛЬТИЗМ / ТЕОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 027. Хлебников Г. В. Теологические, религиозные и оккультные взгляды И. Ньютона. (аналитический обзор)»

2010.02.027

- о5

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

2010.02.027. ХЛЕБНИКОВ Г.В. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ,

РЕЛИГИОЗНЫЕ И ОККУЛЬТНЫЕ ВЗГЛЯДЫ И. НЬЮТОНА.

(Аналитический обзор).

Поисковая система Google предлагает по этой теме свыше 30 500 веб-документов. Даже с учетом повторов, случайных совпадений и ошибок - впечатляющая интенсивность представления информации по этой ранее малоизвестной и узкоспециальной теме, которая сейчас обретает совершенно иную интерпретацию. В свете результатов, полученных при изучении работ Ньютона в этой области, пересматриваются не только мотивы и инспирации его научной деятельности, но и само значение ученого получает в некоторых текстах парадоксальную оценку: он, например, начинает рассматриваться уже прежде всего как теолог, алхимик и мистик, а затем уже как математик и естествоиспытатель. И для подобных заключений как будто есть некоторые основания. Действительно, в личной библиотеке Ньютона, насчитывавшей к моменту его смерти 1752 тома, было 477 книг по теологии, 169 по алхимии, четыре книги, имевшие отношение к астрологии, 126 по математике, 52 по физике, 33 по астрономии (11).

Это была странная библиотека. В ней, например, были сочинения Платона, Ямвлиха, Прокла, Архимеда, Евклида, Плутарха, Иринея, Иоанна Златоуста, Фотия, Агриппы, Я.Б. ван Гельмонта и Ф.М. ван Гельмонта, двухтомник Каббалы, изданный Кнором фон Розенротом, книги Ф. Бэкона, А. Арно, Р. Гука, Н. Мальбранша, Р. Декарта, Т. Гоббса, П. Гассенди, Дж. Рафсона, И. Барроу, кембриджских платоников Р. Кедворта, Н. Кемберленда, Г. Мора (с маргиналиями Ньютона). Но при этом не было ни одной работы Аристотеля, ни одного трактата Альберта Великого, Фомы, Бона-вентуры или еще кого-либо из великих схоластов (7).

Согласно Лу Верлэ, известные произведения Ньютона насчитывают 1,4 млн. слов в теологии, 550 тыс. - в алхимии, 150 тыс. - в монетном деле и 1 млн. - в научных вопросах. Поэтому, считает этот исследователь, скрывая свои секреты, Ньютон-маг сокрыл также алхимическое, герметическое и эзотерическое измерения, которые освещали его исследования. С этой точки зрения побеждающая наука спрятала свою сложную генеративную матрицу (12). Но Ньютон и сам говорил, что занимается математикой и физикой только для того, чтобы развить свой ум до настоящего интересного дела - теологии (3).

Л. Кнорина также отмечает (5), что один из крупнейших современных исследователей работ английского гения, Попкин (Pop-kin, 1988), ставит вопрос именно так: «Почему столь крупному теологу, каким являлся Ньютон, понадобились физико-математические исследования?» Более того, крупнейший знаток манускриптов Ньютона лорд Кейнс (Keynes) даже называет его «иудейским монотеистом школы Маймонида» (по: McLachlan, 1950). Указывается также, что существенная часть наследия Ньютона посвящена экзегезе Библии, причем в своих интерпретациях Ньютон активно ссылается на иудейскую традицию (включая Талмуд).

Однако анализ этих «ненаучных» интересов ученого затрудняется тем, что полностью труды Ньютона до сих пор не опубликованы. Нет даже общего описания всех сохранившихся рукописей. При этом, отмечает Кнорина, начиная с самого Ньютона нежелание публиковать его теологические труды нельзя считать случайным.

При жизни их публиковать было небезопасно, так как взгляды Ньютона расходились с общепринятыми и могли быть сочтены преступными из-за близости к унитаризму (противнику догмата Троицы), официально запрещенному в 1572 г., но унитариями в эпоху Реформации называли и иудеев. Аналогичные опасения препятствовали публикациям и после смерти Ньютона. Известно, что сразу после смерти Ньютона в 1727 г. его рукописное наследие было просмотрено д-ром Томасом Пеллетом, назначенным для подготовки его к печати, который на 84 из 85 объектов просмотра поставил резолюцию «not fit to be printed. Tho. Pelet» (непригодны к печати) (5).

Тем не менее уже в 1728 и 1733 гг. были опубликованы две его ранее не издававшиеся книги, посвященные анализу текста Библии. После этого, несмотря на многочисленные попытки родственников Ньютона, публикации прекратились. Лишь еще один манускрипт вышел в пятитомном (так называемом «полном») собрание сочинений Ньютона 1777 г.

Кнорина отмечает, что подобное, длящееся вплоть до середины XX в., отношение к «ненаучным» рукописям Ньютона вызвано несоответствием между сложившимся представлением о фигуре Ньютона и его подлинными интересами. И аналогичное пренебрежение к подлинному Ньютону проявляли не только издатели, но и научные библиотеки, постоянно «не находившие» места для его неопубликованного наследия. Поэтому после неоднократных отказов научных библиотек принять на хранение рукописи, а также после возврата части уже хранившихся текстов из кембриджской библиотеки, родственники Ньютона продали остававшиеся у них рукописи.

Тогда собрание неопубликованных работ Исаака Ньютона было выставленно на аукцион Сотсби (Sotheby) Джеральдом Уол-лопом (Gerard Wallop), девятым графом Портсмутским, унаследовавшим их от внучатой племянницы Ньютона. Известные как «Портсмутские бумаги» (Portsmouth Papers), эти материалы составляли 329 лотов манускриптов английского гения, более трети которых были алхимическими. Признанные «негодными для публикации» сразу после его смерти, они пролежали в безвестности вплоть до этого аукциона.

Многие из них приобрел один из самых компетентных экономистов XX в. лорд Кейнс (John Maynard Keynes), всю жизнь собиравший алхимические работы Ньютона. Отрывки из его коллекции, со временем частично перешедшей в библиотеку Кембриджского университета, были опубликованы в 1950 г. (13). Большая часть коллекции была приобретена библеистом профессором Ягудой (A.S. Yahuda), который затем купил и большую часть коллекции Кейнса. Он тщетно пытался подарить их в библиотеки ряда известных американских университетов, но предложения были отвергнуты (несмотря на ходатайство Эйнштейна!) за «недостатком места». Впоследствии - по завещанию Ягуды - это собрание попало в Национальную библиотеку Израиля (5).

Всего же, замечет Ф. Моррисон (8), существуют пять крупных собраний его рукописей. Ньютон упорно работал на протяжении всей своей долгой жизни, не давая себе ни дня отдыха. Ньютон умер в возрасте 86 лет. 15 лет потратил он на то, чтобы очистить свои труды по теологии, предназначенные для печати, от неканонических утверждений. Перед смертью, однако, он отказался от святого причастия (8).

В статье из Википедии «Оккультные штудии Исаака Ньютона» (13) эти последние классифицируются как исследования в области хронологии, алхимии и Библии, особенно Апокалипсиса. Здесь указывается, что научные исследования, по-видимому, были для английского гения субъективно менее важны, так как он большее внимание уделял раскрытию оккультной мудрости древних. После покупки и изучения алхимических работ Ньютона, в 1942 г., Дж.М. Кейнс высказал предположение, что «Ньютон был не первым из века разума, а последним из магов» («Newton was not the first of the age of reason, he was the last of the magicians»). Действительно, кроме алхимии, с помощью которой он разыскивал философский камень, его библейские исследования фокусируются на Храме Соломона, пророчествах, он предсказывает конец мира. Его хронология включает в себя Атлантиду, он общался с членами тайных обществ: розенкрейцеров, масонов, возможно, других.

При этом хотя подход Ньютона к этим занятиям не может считаться «научным», он писал так, словно его открытия были результатом основанных на очевидности исследований.

Большая часть того, что известно как оккультные штудии И. Ньютона, может быть атрибутирована его занятиями алхимией. Ученый глубоко интересовался всеми формами естественных наук и теорией материи, что и привело его к некоторым из наиболее известных естественно-научных открытий. Однако химия в это время находилась еще in statu nascendi, поэтому в своих экспериментальных исследованиях он использовал эзотерический язык и терминологию, которые больше связаны с алхимией и оккультизмом, чем с собственно наукой (13).

Бауэр пишет (12), что согласно Ричарду Уэстфоллу (Richard Westfall), Ньютон погрузился в алхимическую литературу в 1669 г. Бетти Джо Титер Доббс (Betty Jo Teeter Dobbs) утверждает, что он прочел по этой теме все, что когда-либо было напечатано, и многое

из того, что не печаталось. Так, многочисленные рукописи из окружения Хартлиба копировались самим Ньютоном. Его друг Р. Бойл служил связывающим звеном с другими кругами - розенкрейцеров и алхимиков.

Ньютон даже создал из своего имени псевдоним, сделав из Isaacus Neuutonus - Jeova sanctus unus, что позволило ему обмениваться манускриптами со своими корреспондентами, оставаясь анонимным. В личном архиве гения огромное количество рукописей несут на себе его пространные комментарии: Филалета «Secrets Reveal'd» (1669), Сендивогия (Sendivogius) Novum Lumen Chymicum, Эспанета (Espagnet) «Arcanum hermeticae philosophiae», Майера «Symbola aureae mensae duodecim», «Сочинения» (the Opera) знаменитого английского алхимика Г. Рипли (George Ripley), «Triumphal Chariot of Antimony» Базиля Валентина (Basil Valentine) и т.д. Английский ученый был заворожен идеей трансмутации металлов. «Далекий от поисков золота, он стремился познать природу», -пишет о Ньютоне Жак Бламонт. Он хотел также выделить ртуть -базовый элемент, это, вероятно, и стало причиной его смерти (12).

В.Н. Порус (10) также отмечает, что великий англичанин с конца 1660-х годов занимался алхимическими исследованиями. В рукописях этого периода он отмечал, что механика должна быть дополнена «более глубокой натурфилософией», исследующей действующие начала природы помимо движущихся частиц материи. В конце 1670-х годов Ньютон работал над алхимическими трактатами «Разделение элементов» и «Ключ» (в последнем рассматривалась связь между движениями звезд и разложением металлов, включая золото). Но они не были опубликованы. В это время Ньютон пришел к выводу о недостаточности механических принципов для построения исчерпывающей картины природы; в письме к Р. Бойлю (1679) Ньютон высказывал сомнения в существовании эфира, игравшего столь существенную роль в механистическом мировоззрении.

Законы природы, полагал Ньютон, вечны и неизменны, они выражают собой установленный Творцом порядок вещей; чтобы завести мировой механизм, Бог должен был придать ему первоначальный импульс, сообщить исходное количество движения. Этот поразительный по красоте и совершенству гармонический меха-

низм является лучшей демонстрацией существования Бога, его создателя (10).

Многое из его работ по алхимии погибло во время пожара в лаборатории Ньютона, поэтому подлинные размеры трудов ученого в этой сфере должны быть обширнее, чем известно сейчас. Согласно преданию, в огне, вызванном собакой Ньютона (13), погибли результаты 20-летних исследований. Из работ ученого следует, что одной из главных целей его алхимических занятий должно было стать открытие философского камня (субстанция, которая, как предполагалось, обращает металлы в золото) и, в несколько меньшей степени, нахождение эликсира жизни. Некоторые алхимические практики во времена Ньютона в Англии были запрещены -частично из-за жуликов, которые обещали своим состоятельным клиентам нереалистичные результаты. Кроме того, Корона, опасаясь возможного обесценивания золота, если философский камень все же откроют, сделала кару за несанкционированные занятия алхимией чрезвычайно суровой: в некоторых случаях за это полагалась публичная казнь через повешение на позолоченном эшафоте. Возможно, именно поэтому Ньютон добровольно оставил свои работы в этой области неопубликованными. Наконец, будучи пер-фекционистом по природе, он воздерживался от публикации материалов, которые, как ему представлялось, были еще не завершены.

Из материалов, проданных на аукционе 1936 г., ряд документов обозначают интерес Ньютона к философскому камню. Из них наиболее известны «Тайная Книга» Артефия, «Послание Иоанна Понтануса, в котором он дает свидетельство о книге Артефия», которые являются выписками из более обширного труда, озаглавленного: «Николас Фламель, его изложение иегоглифических фигур, которые он велел изобразить на арке церковного двора Св. Девственников в Париже. Вместе с Тайной Книгой Артефия и Посланием Иоанна Понтануса: содержащие как теорию, так и практику философского камня». Эта работа имелась у Ньютона и в латинской версии внутри труда Лазаря Зецнера «Химический театр» (Lazarus Zetzner, «Theatrum Chemicum»). Никола Фламель (Nicolas Flamel) был известной, хотя и таинственной фигурой, которой часто приписывали открытие философского камня, иероглифических фигур, ранней формы карт Таро и эзотеризм. На этом же аукционе фигурировал еще один 28-страничный алхимический

трактат из коллекции Ньютона: «Эпитоме сокровища здоровья, написанное знаменитым англичанином Эдвардом Великодушным, жившим Anno Domini 1562», посвященный философскому камню, Животному, или Ангелическому камню, предсказательному, или магическому камню Моисея, и вегетативному, или растущему камню. Это сочинение оканчивалось алхимической поэмой (13).

В статье «Ньютон и алхимия» (15) приводятся аргументы в пользу того, что алхимия в мышлении выдающегося английского ученого была внутренне связана с его другими, в том числе научными, занятиями. Указывается, что лабораторные записные книжки Ньютона, даже та, что содержит первое полное описание его блистательного открытия того, что белый цвет является смесью неизменных спектральных цветов, заполнены рецептами, терпеливо выработанными из тех же алхимических источников, которыми полны рукописи, проданные на Сотсби в 1936 г. И здесь, рядом с трезвыми объяснениями оптических и физических феноменов, таких как замерзание и кипение, находятся «трезубец Нептуна», «ка-дуцеев жезл Меркурия», «зеленый лев», - обозначая субстанции, вычитанные Ньютоном в алхимических штудиях. Таким образом, делается логичный вывод, что «какой бы ни была ультимативная цель алхимических исследований Ньютона, невозможно возвести водонепроницаемую дамбу, отделяющую их от других его научных устремлений» (цит. по: 15).

Храм Соломона

Ньютон интенсивно изучал храм Соломона и пространно писал о нем, посвятив целую главу своей «Хронологии древних царств» заметкам о этом последнем. Главным источником информации для него была Первая Книга Царей еврейской Библии, которую ученый сам перевел с иврита. В дополнение он также пользовался различными древними и современными ему источниками, веря, что во многих античных текстах заключена сакральная мудрость и что сами пропорции во многих храмах также священны. Эта концепция, часто обозначаемая термином «prisca sapientia» («древняя мудрость»), была общим убеждением многих ученых в его время. Ньютон в поисках оккультного знания изучал архитек-

турные творения и тексты как эллинистической Греции, так и Рима, например Витрувия (13).

Как ученый, изучающий Библию, Ньютон вначале интересовался сакральной геометрией Соломонова храма: золотым сечением, коническими сечениями, спиралями, ортографическими проекциями и другими гармоничными конструкциями, однако при этом полагал, что эти измерения и пропорции репрезентируют и нечто большее. Он отмечал, что размеры храма, данные в Библии, являются математическими проблемами, связанными с величинами п и объемом полусферы V = (2 / 3) пг3, а в более широком значении они соотносятся с размерами Земли, местом человека и его пропорциональным отношением к ней (там же).

Ньютон верил, что храм был спланирован царем Соломоном, которым руководило Божественное провидение. Для английского гения геометрия храма репрезентирует нечто большее, чем только математическую кальку, она также дает рамочную хронологию еврейской истории. Именно по этой причине он включил главу, посвященную храму, в «Хронологию древних царств», раздел, который первоначально казался не связанным с историческим характером этой книги как целого.

Ньютон чувствовал, что как и произведения античных философов и ученых, библейские фигуры содержат неведомую священную мудрость, и что это же справедливо для архитектуры. Он верил, что эти персоны скрыли свое знание в комплексном коде символического и математического языка, который, если его расшифровать, раскроет неведомое знание о том, как действует природа.

В 1675 г. Ньютон делает заметку на экземпляре анонимного трактата «Манна - исследование природы алхимии», полученного от коллеги-ученого Езекиеля Фокскрофта (Е2еИе1 Рохогой). В ней он размышляет о причинах своего изучения храма Соломона и пишет: «Эта философия, одновременно спекулятивная и активная, должна быть открыта не только в книге природы, но и в сакральной скульптуре, книге Бытия, Иова, Псалмах, Исайи и других. Знанием этой философии Бог сделал Соломона величайшим философом в мире» (цит. по: 13).

С.Я. Лурье (6) отмечает, что Ньютон полемизирует с Мар-шэмом и Спенсером, утверждавшими, что евреи научились сооружению храмов у египтян, и доказывает это тем, что «он нигде не

встречал пышных храмов ранее дней Соломона»; поэтому он считает храм Соломона прототипом всех храмов мира. Причиной этой ошибки Лурье считает, с одной стороны, преувеличенную веру в авторитет Библии, а с другой - сокращенную хронологию английского ученого, также основанную на вере в ее непререкаемость. Лурье приводит фрагмент беседы Стекелея с Ньютоном у Л.Т. Мора, в которой Ньютон говорил: «Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию» (цит. по: 6).

Пророчество Ньютона

Библия была величайшей страстью Ньютона, который сам писал об этом: «Я имею фундаментальную веру в Библию как Слово Божье, записанное теми, кто был вдохновлен. Я изучаю Библию ежедневно» (цит. по: 14). Он тратил массу времени, пытаясь найти в ней скрытые послания. После 1690 г. ученый пишет ряд религиозных трактатов, посвященных буквальному прочтению Книги книг.

Ньютон рассматривал себя как одного из избранной группы индивидов, селектированных Богом для лучшего понимания Писания, и был убежденным сторонником профетической интерпретации Библии, что побудило его написать несколько трактатов на эту тему, в том числе неопубликованное руководство, озаглавленное «Правила интерпретации слов и языка в Писании» («Rules for interpreting the words & language in Scripture»). В этой работе он детализирует необходимый аппарат для того, что считает подлинным пониманием Св. Писания (13).

В дополнение к этому, Ньютон провел значительную часть жизни (50 лет) в поисках библейкого кода, фокусируя особое внимание на интерпретации Книги Откровения, о которой много писал.

Законы мира, которые он открыл, для него были законами временного, имеющего конец мира. К Апокалипсису он относился как к истине, указывающей ближайшее будущее. Свое пустое пространство он рассматривал как атрибут Бога и в нем допускал «как бы мгновенное» действие сил тяготения на расстоянии, что казалось для науки его времени невозможным (и кажется таким те-

перь). В действительности он ввел в науку теологическую мысль, допуская «чудо», постоянно существующее и непрерывно действующее проявление атрибута единого Бога.

Знаменитый физик и математик считал, что ему удалось постичь этот код. Ньютон был убежден, что можно проникнуть в тайны божественного замысла, найти ключи хотя бы к некоторым из них. Он пытался понять природу через Священное Писание и в нем найти отражение законов природы, движения небесных сфер и планет. (9).

В статье «Сэр Исаак Ньютон и Святой Храм» (16) также указывается, что английский ученый был убежден в существовании в текстах еврейских Писаний кода, который скрывает знания, утраченные человечеством, и посвящал его поискам больше времени и интеллектуальных усилий, чем всей работе в естественных науках. Для этого он исследовал пророчества на иврите и часто обращался к экзегезам и комментариям Маймонида, Талмуда, Зогара и иным, менее известным трактатам, вроде Seder Olam Rabati, и другим древним и современным ему еврейским источникам, чтобы найти это сокрытое знание. Он писал о конце времен и о Третьем Храме, как он описан в книге Иезекииля. Некоторые из этих документов содержат записи на иврите, сделанные рукой Ньютона, включая и фразы, заимствованные из Сидура - еврейского молитвенника (там же).

Так, под схемой Храма на рисунке Ньютона, помещенном на этом сайте (16), отчетливо читаются слова на иврите: «Благословенно имя славы царства Его во веки вечные» (перевод мой. -Г. Хлебников).

Он также делал зарисовки Храма, стремясь определить его точные размеры и положение, явно убежденный, что его базовые пропорции репрезентируют микрокосм того самого Универсума, в котором он сам заключен.

В отличие от собственно пророков, великий англичанин пророчествовал не сам, а полагался на имеющиеся тексты, которые - в собственной интерпретации - пророчествовали за него. Ученый верил, что его прочтение «столь мало понятого» само по себе станет убедительным свидетельством истины. Пример того, что Ньютон имел в виду под распространенным непониманием Писания, дает трактат «О двух важных искажениях текста Священного Писания» («An Historical Account of Two Notable Corruptions of Scrip-

ture»), написанный, как указывает С.И. Вавилов (2), в начале 90-х годов XIX в. Этот мемуар через Локка попал в Голландию, но был опубликован только в 1754 г., через 27 лет после его смерти. Содержание его - историко-филологическая критика латинских переводов двух текстов из апостольских посланий, являющихся опорой церковного догмата троичности. Л.Т. Мор также нашел много неизвестных до сих пор рукописей Ньютона, посвященных главным образом догмату троичности и спору Ария с Афанасием на Никей-ском вселенском соборе. Из этих документов, по словам Мора, явствует, что Ньютон был арианцем, т.е. отрицал божественную природу Христа (2).

А. Бауэр также констатирует, что Ньютон развивал еретические идеи. Вначале восхищавшийся Троицей, он начал изучать конфликт IV в., происшедший между ортодоксией, возглавляемой Афанасием, и учениками Ария и, согласно Р. Уэстфоллу, постепенно убедился, что «массивный обман извратил наследие ранней Церкви», и стал рассматривать поклонение Христу вместо Бога как идолатрию. Но живя в абсолютно ортодоксальном Кембридже, где его собственный наставник, Барроу, защищал триединство, Ньютон не мог публично выражать свои взгляды (12).

В Рунете есть специальная статья, посвященная анализу работы Ньютона «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания» (4), в которой отмечается, что этот трактат представляет собой обзор всех доступных Ньютону античных доказательных текстов, имеющих отношение к двум спорным отрывкам из христианской Библии, а именно: стихам с пятого по седьмой пятой главы первого послания апостола Иоанна и шестнадцатому стиху третьей главы первого послания апостола Павла к Тимофею. В английском переводе Библии, известном как «Версия Короля Иакова» (англ. King James Version), стих 1 Иоан. 5:7 выглядит следующим образом: For there are three that bear record in heaven, the Father, the Word, and the Holy Ghost: and these three are one. В русском Синодальном переводе Библии этот стих практически такой же: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (цит. по: там же). Однако в новом русском переводе Российского библейского общества (2000) этот стих дан уже иначе: «...есть три свидетеля: Дух, вода и

кровь...», причем в комментарии указано, что вариант Синодального перевода основан на более поздних рукописях (4).

Используя писания ранних Отцов Церкви, манускрипты на греческом и латыни и свидетельства первых версий Библии, Исаак Ньютон показывает, что слова «на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино», обычно используемые для подтверждения истинности доктрины о Троице, отсутствовали в греческих оригиналах Писания. Затем Ньютон прослеживает путь, которым данное подложное толкование вкралось в латинские версии Писания сначала в комментарии на полях, а затем и в сам текст.

Ньютон показал, что оно впервые было принято частью греческого текста только в 1515 г. кардиналом Сиснеросом под влиянием одного позднего греческого манускрипта, исправленного под воздействием латинского текста Писаний. Наконец, Ньютон касается смысла и контекста данного стиха, делая заключение, что эта вставка прерывает понятный до того текст Писания и искажает его смысл.

Другая часть данного трактата Ньютона посвящена стиху 1 Тим. 3:16: And without controversy great is the mystery of godliness: God was manifest in the flesh, justified in the Spirit, seen of angels, preached unto the Gentiles, believed on in the world, received up into glory (версия Короля Иакова).

И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (рус. Синодальный перевод).

Однако перевод Российского библейского общества 2000 г. опять иной: «Да, бесспорно, велика тайна нашего богопочитания: это Тот, кого Бог явил в человеческом теле, кого Дух оправдал, кого видели ангелы, о ком возвестили народам, в кого поверили в мире и кто вознесен был во славе» (цит. по: там же). Ньютон показал, как, при помощи незначительного изменения греческого текста, в него было вставлено слово «Бог», чтобы текст прочитывался как «Бог явился во плоти». Ньютон также продемонстрировал, что ранние писатели Церкви ничего не знали о подобном изменении текста.

В статье также отмечается, что Ньютон не опубликовал свой трактат при жизни, вероятно, из-за политического климата, царив-

шего в Англии в годы его жизни. Законодательный акт 1698 г. «О подавлении богохульства и нечестия» (the Act for the Suppression of Blasphemy and Profaneness) приравнивал отрицание любого из лиц Троицы к деяниям, наказуемым поражением в гражданских правах, а при повторении данного деяния - к тюремному заключению. В 1693 г. по приказу палаты лордов был предан сожжению памфлет, содержащий отрицание истинности доктрины Троицы. В 1697 г. в Эдинбурге (Шотландия) за отрицание Троицы и других религиозных доктрин был казнен через повешение сын эдинбургского врача Томас Эйкенхед. Друг Ньютона Уильям Уистон (переводчик трудов Иосифа Флавия) в 1710 г. был лишен профессорского звания и изгнан из Кембриджского университета за свои утверждения о том, что вероисповеданием ранней Церкви было арианство (4).

Предсказание конца мира

Что касается его предсказания «конца» света в 2060 г. (ведь Ньютон называл и много других возможных дат этого события, например, 2034) (14), о чем писали в начале 2003 г. мировые масс-медиа, в том числе крупнейшие газеты (английская «Daily Telegraph», канадская «National Post», израильские «Maariv» и «Yediot Aharonot» и т.п.) и такой авторитетный научный журнал, как «Nature», то вычисления Ньютона не содержат конкретной даты Апокалипсиса (13). Речь идет, во-первых, о событии, которое должно произойти «не ранее» 2060 г., и наступление которого он вычислял не только по Писаниям, но и основываясь на своей теологической точке зрения относительно специфических дат и событий. Во-вторых, Ньютон понимал это событие после 2060 г. не как некий деструктивный акт, результирующий в аннигиляцию Земли и ее обитателей, а как такое, в котором мир, каким мы его знаем, должен замениться новым, основанным на переходе к эре Богом установленного мира. В Христианской и исламской теологиях эта концепция обычно понимается как Второе Пришествие Иисуса Христа и установление на Земле Царствия Божия. В иудаизме это время называют мессианской эрой или «днями Мошиаха» («Yamei Moshiach»), то есть Днями Мессии.

В особом манускрипте английский гений, парафразируя Откровение 21 и 22, так описывает эти события после 2060 г.: «Новые небеса и новая земля. Новый Иерусалим спустится с небес, приуготовленный как невеста, украшенная для ее жениха. Брачный пир. Бог пребывает с людьми, утирает все слезы с их глаз, дает им фонтан живой воды, и создает все тонкие вещи, новую речь (creates all thin things new saying). Это сделано. Слава и блаженство Нового Иерусалима представлены дворцом из золота и драгоценных камней, освещенных славой Бога и Агнца и орошаемой водой реки Рая, на берегу которой произрастает древо жизни. В этот град цари Земли понесут свою славу и славу народов, и святые воцарятся на веки веков» (цит. по: 13).

Атлантида Ньютона

В «Хронологии древних царств» имеется ряд пассажей, которые прямо упоминают страну Атлантиду (13). Из первого следует, что Ньютон верил, что Улисс Гомера покинул остров Огигию в 896 г. до Р.Х. В греческой мифологии Огигия - это родина Калипсо, дочери Атласа (по имени которого и названа Атлантида). Некоторые ученые полагают, что Огигия и Атлантида были территориально связаны или, возможно, это один и тот же остров. Из записей Ньютона видно, что он разделял это убеждение. В качестве возможных кандидатов для Огигии он называет также Cadis или Cales, но не сообщает оснований для таких предположений. В этом же тексте ученый пишет, что согласно античным источникам Атлантида была величиной как Европа, Африка и Азия, но затонула в море.

Хронология Ньютона

Как показал С.Я. Лурье (6), одной из основных задач книги Ньютона «Хронологии древних царств» была борьба с неверующими: путём устранения противоречий в древней истории и нового толкования отдельных мест Ньютон (как и Локк) хотел спасти веру в божественное откровение и библейские чудеса в непререкаемость Библии в целом. В детстве Ньютон воспитывался в религиозной атмосфере; а когда он вырос, решил посвятить себя священнической деятельности. И впоследствии, отмечает этот ученый, когда он писал свои «Principia» и «Оптику», он вовсе не имел в виду до-

казать, что в мире господствует механическая закономерность: наоборот, он хотел раскрыть природу Бога и показать, как мудро устроил Бог мир, сделав излишним свое непрерывное вмешательство в ход вещей.

Так, Порус указывает (10), что гипотеза абсолютного пространства (симптоматизирующего присутствие в мире метафизического начала) выступает для Ньютона философско-теологической предпосылкой, на которой строится физическая теория: абсолютное пространство обладает особой активностью (является Sensorium Dei - «чувствилищем Бога»), наполняющей Вселенную единой жизнью. В понятии абсолютного пространства соединены черты мировой души неоплатоников и эфира из натурфилософских концепций Ренессанса, а также магико-оккультных представлений о тайных силах, которыми наделена природа в целом и ее отдельные элементы. Ньютон размышлял о возможностях такого расширения сферы опыта, которое позволило бы осуществлять эмпирическое познание этих сил (отсюда его интерес к алхимии и герметизму) (10).

По мнению С. Лурье, Ньютон не только не думал отрицать возможность чудес и пророчеств, но считал, что на первой стадии мировой истории Бог постоянно должен был прибегать к чудесам и приостанавливать действие законов природы, чтобы демонстрировать людям свое всемогущество, тогда как в наше время это излишне. Таким образом, «Principia» и «Оптику» Ньютон посвятил изучению законов, на основании которых Бог управлял уже готовым миром (6). Хронологический же его труд должен был показать, как создавалось человеческое общество в ту эпоху, когда Бог еще приходил в тесное соприкосновение с людьми, открываясь им в чудесах и пророчествах: отдельных людей он одарял чудесной силой, при помощи которой эти люди могли изменять движение светил и приостанавливать действие естественных законов. Эта сила была отнята у людей, после того как им было дано откровение полностью - через смерть и воскресение помазанника Божия. Итак, люди, действительно, когда-то обладали даром пророчества; когда-то в мире, действительно, происходили чудеса, нарушавшие естественные законы. Поэтому, считал Ньютон, ничто не препятствует тому, чтобы в Библии все с начала до конца было истиной. Подобно тому, как в основу своих «Principia» он кладет как аксиому закон инерции, так в его историческом труде такой же исходной ак-

сиомой является непререкаемость Библии. Задача историка состоит в том, чтобы привести всю гражданскую историю в согласие с историей священной (6).

Но признавать непререкаемость Библии, подчеркивает С. Лурье, еще не значит признавать непререкаемость дошедшего до нас текста Библии. Священен лишь текст, написанный в ту эпоху, когда Бог еще открывался непосредственно людям; изменения, внесенные в этот текст в более позднюю эпоху, от кого бы они ни исходили, есть лишь человеческие изменения, а не божие откровения. Поэтому задача серьезного историка и верующего христианина - одна и та же: восстановить Библию в том виде, какой она имела в ту эпоху, когда она была дана людям как откровение.

Любя человечество, Бог не стал бы открываться людям в туманных, запутанных и спорных выражениях: слово Божие может поражать своей чудесностью и сверхъестественностью, но оно не может не быть ясным. Эту мысль Спинозы проповедует и Ньютон. То, что не ясно, запутано, что не может быть понято разумом, то не от Бога. Так, по поводу, стиха 7 «Послания апостола Иоанна», который Ньютон справедливо считает подложным, он говорит: «Пусть тот, кому это по силам, найдёт здесь логический смысл. Я этого сделать не умею. Говорят, что наш собственный разум не в состоянии определить, что есть Священное Писание, а что не является им. Что касается мест, не вызывающих никаких споров, я согласен с этим; но в спорных местах я предпочел бы ограничиться тем, что я могу уразуметь. Для взбалмошной и суеверной части человечества характерна как раз страсть ко всему таинственному и непонятному, и поэтому этим людям нравится больше всего то, что они меньше всего понимают» (цит. по: 6). Все это - те принципы, которые легли в основу протестантского движения, те принципы, с которыми интенсивно боролась католическая церковь. Не удивительно, замечает С.Я. Лурье, что Ньютон теряет спокойствие и уравновешенность учёного, когда говорит о ней: он пылает негодованием и возмущением. Поэтому цель его «Хронологии» не только борьба со скептиками, которые в его время начали уже сомневаться в чудесах и пророчествах Библии, но и замена авторитета римской церкви авторитетом подлинного текста Библии.

Он стремится показать, что власть, доставшаяся римской церкви, не дана ей Богом, а узурпирована ею. Эпоха чудес и проро-

честв окончилась, по мнению Ньютона, с нисхождением на землю Христа. Поэтому постановления соборов и папские буллы имеют для верующего человека не большее значение, чем постановление всяких иных земных властей. «Слово императоров, королей и князей - от людей. Слово соборов, епископов и священников - от людей. Слово пророков - от Бога, и в нем заключена вся религия, причём Моисея и апостолов я тоже считаю пророками. Но если ангел придет с неба, чтобы проповедовать какое-либо иное Евангелие, чем то, что нам дали пророки, то пусть он будет проклят» (цит. по: там же).

Не случайно, замечает С.Я. Лурье, что в четвертом звере пророчества Даниила Ньютон видит Римскую империю, а в малом роге этого четвертого зверя предсказание о римской церкви. Все ужасы, которые рассказаны об этом «малом роге» в пророчестве Даниила, Ньютон относит к римской церкви и для этой цели дает подробный обзор ранней истории церкви и ее отношений со светской властью, причем проявляет глубокую эрудицию в этих вопросах. Но его основная задача - показать, что уже Даниилом было предсказано крушение папской власти и грядущее господство святых на земле. В самом начале трактата «О двух замечательных искажениях текста Священного Писания» находятся знаменательные слова о практиковавшихся римской церковью с благочестивой целью подделках текста Библии: «Для вас, хорошо знающего те многочисленные злоупотребления, которые применяли господа из Римской церкви, вряд ли будет лишним убедиться еще на одном примере в том, что общеизвестно... Если мы выступаем с протестом против благочестивой лжи (р1а йташ) Римской церкви и считаем своим религиозным долгом презирать и отвергать все подобные приемы, то мы должны признать, что попустительство таким приемам с нашей стороны является еще большим преступлением, чем со стороны папистов, которых мы так ругаем за это; поступая так, они действуют согласно своим религиозным взглядам, а мы - вопреки нашим взглядам» (цит. по: 6). Не удивительно поэтому, что Ньютон уделяет много внимания истории Никейского собора, постановления которого имели первенствующее значение для формирования католической религии. Он показывает, что постановления этого Собора были приняты под давлением императора и благода-

ря махинациям Афанасия; поэтому авторитет его у католиков совершенно незаслуженный.

Ньютон не только принадлежал к протестантской оппозиции против католической опасности, но и находился на крайнем, радикальном крыле этой оппозиции. Л.Т. Мор также показал, что Ньютон был близок к так называемой арианской ереси, он был унитаристом, отрицая основной христианский догмат триединства божества. Таким образом, он был единомышленником Уистона; но в то время как Уистон открыто проповедывал свои взгляды, желая принять мученическую кончину, Ньютон искусно вуалировал их, делая упор на научную, филологическую сторону вопроса. Отрицание триединства божества Ньютон обосновывал филологическими и логическими соображениями (6).

Разбирая ньютоновский анализ истории текста двух мест из «Посланий апостольских», С. Лурье отмечает, что Ньютон вполне владел методами научной филологической критики текста. Стих 7 «Послания Иоанна» он считает, как и Р. Симон, позднейшей вставкой, исходя из следующих аргументов: он указывает, что этот стих не встречается в текстах, более древних, чем 385 год, и никогда не цитируется у более ранних христианских писателей, хотя в ряде мест ожидалась бы такая цитата. И еще более важный довод: во время дебатов на Никейском соборе в 325 г. между сторонниками и противниками триединства первые ни разу не ссылаются на этот стих, хотя он сразу же положил бы конец спорам, ибо здесь однозначно сказано: «Ибо есть трое единомышленных в небе: Отец, Слово и Святой Дух, и эти трое суть одно». Очевидно, в 325 г. этот стих еще не читался в Евангелии, а был подделан после этого года тринитарианцами, чтобы обосновать их новый догмат текстом Священного Писания (6).

Ньютон понимал, таким образом, как ведется критика текста. К сожалению, он плохо знал, как указывает и Л. Мор, греческий язык; обычно он пользовался латинским переводом, обращаясь к греческому тексту только в сомнительных случаях. С другой стороны, замечает С. Лурье, он так увлекался своей теорией, что из всех разночтений и толкований склонен был отдавать предпочтение тому, которое наиболее соответствовало его теории.

В неопубликованной до сих пор, но известной по цитатам в книге Л. Т. Мора рукописи Ньютона приводятся и логические воз-

ражения против триединства: «Сын назван "словом", значит он не бог, а только как бы рупор бога, через который бог обращается со своим словом к людям; так как Иисус был зачат богом, то он не мог существовать до зачатия, а следовательно, не извечен, подобно богу; так как сказано, что отец превыше сына; так как сказано, что сын не знал своего последнего часа; так как сын получил все от отца; так как сын мог быть облечен в бренную плоть» (цит. по: 6).

На основании всех рассуждений, констатирует С.Я. Лурье, Ньютон приходит к выводу, что Иисус - один из пророков божьих, пророк, наиболее любимый богом и обладающий наибольшей духовной силой и наибольшим пророческим даром. В той же неопубликованной рукописи Ньютон писал: «Иисус Христос - это пророк; единственный из пророков, которому бог открылся сразу и который поэтому и называется Словом Бога. Поэтому он в смысле, употребляемом в Писании, называл себя Богом, не совершая этим богохульства; тем более он имел право называть себя Сыном Бо-жиим» (цит. по: там же).

Существование святого духа как особой отделенной от Бога ипостаси Ньютон отрицал. Поскольку в Иисусе он видел, как следует из вышеприведенного, только одного из пророков, Ньютон отрицал и то, пишет С. Лурье, что в книге Даниила содержится предсказание пришествия Христа (6).

Ньютон и тайные общества

Исаак Ньютон часто считался членом различных тайных обществ и братских орденов. Однако ввиду скрытой природы подобных организаций, недостатка подтверждающих материалов и сомнительных мотивов, побуждающих утверждать членство в них великого ученого, трудно доказать его участие в какой-либо из них (13).

Независимо от собственного статуса, Ньютон был известен как человек, связанный со многими персонами, которые сами часто называли себя членами различных эзотерических групп. Неясно, то ли эти связи были результатом его выдающегося социального положения и научного статуса (член и президент Королевского общества, директор монетного двора, рыцарь, член палаты) или же Ньютон действительно сам искал членства в этих тайных организациях. Учитывая природу и законность алхимических практик во

время его жизни, а также различные манускрипты и материалы алхимического характера, находившиеся в его владении, Ньютон вполне мог быть членом какой-либо группы аналогично мотивированных мыслителей и коллег. Однако организационный ранг подобной группы (если она действительно существовала), уровень ее секретности, как и глубина его вовлечения в нее, - остаются неясными.

Хотя сам Ньютон считался замкнутой личностью, не склонной к социализации, в то время быть членом каких-либо «обществ» или «клубов» было чрезвычайно популярной формой межличностного общения и сотрудничества. Учитывая его высокое положение, не исключено, что Ньютон мог иметь, по меньшей мере, контакты различного уровня с подобными группами (13).

Ньютон и розенкрейцеры

Возможно, наибольшее влияние на Исаака Ньютона оказали розенкрейцеры, особенно в отношении его философских идей и алхимических работ. Розенкрейцеры верили, что они специально избраны для общения с ангелами или духами, что перекликается с некоторыми мыслями ученого. Кроме того, розенкрейцеры утверждали, что могут жить вечно, используя elixir vitae, и производить неограниченное количество золота, применяя философский камень, на обладание которым они претендовали. Как и Ньютон, они были глубоко религиозны, убежденными христианами, антикатоликами и при этом высокополитизированы. Английский ученый мог также иметь глубокий интерес не столько в их алхимические занятия, сколько в их веру в существование эзотерических истин далекого прошлого и веру в просвещенных индивидов, обладающих способностью глубокого понимания природы, физического универсума и духовного царства (13).

Ко времени смерти, в библиотеке Ньютона было 169 книг, посвященных алхимии, и, по-видимому, их было еще больше во время его нахождения в Кембридже, который он оставил, уезжая в Лондон в 1696 г. Для того времени это было одно из самых замечательных собраний алхимической литературы в мире. Кроме того, в библиотеке английского гения имелся испещренный его заметками персональный экземпляр «The Fame and Confession of the Fraternity

R.C.», Thomas Vaughan, представлявший собой английский перевод Манифеста розенкрейцеров. У него также имелись книги ученого-алхимика Микаэля Майера «Themis Aurea» и «Symbola Aurea Men-sae Duodecium» - обе считаются примечательно ранними работами о розенкрейцеровском движении и обе же обильно помечены примечаниями Ньютона (13).

Тем не менее все это отнюдь не доказывает членство в нем ученого. Кроме того, учитывая, что личные алхимические усилия Ньютона фокусировались на получении материалов, в обладании которыми розенкрейцеры признавались задолго до его рождения, первого следует исключить из их числа. В течение жизни Ньютона публично обвиняли в принадлежности к розенкрейцерству, как и многих других членов The Royal Society. В то же время, хотя достоверно не установлено, что ученый был розенкрейцером и он сам публично никогда не признавался в этом, из его текстов следует, что он мог разделять их многие верования и чувства.

Ньютон и масонство

Нет достоверных записей, подтверждающих масонство Ньютона. Несмотря на это он часто идентифицируется как член нескольких ранних масонских лож, включая Великую Ложу Англии. В Кембриджском университете и сейчас действует масонская ложа под названием «Университетская Ложа Исаака Ньютона», но это, разумеется, не значит, что он был ее основателем или хотя бы членом, так как существует много светских и ученых собраний и клубов, просто носящих его имя (13).

Тем не менее, принимая во внимание секретный характер раннего фримасонства и убеждение, что современная структура этой организации была частично установлена во время жизни Ньютона в Лондоне и поблизости от него, продолжаются спекуляции относительно той роли, которую Ньютон мог играть в формировании масонских орденов. Тот факт, что он был членом Королевского научного общества, многие члены которого идентифицированы как ранние масоны, побуждает многих верить, что он и сам был масоном. Несомненно, что Ньютон глубоко интересовался архитектурой, сакральной геометрией и структурой храма Соломона, кото-

рый играет важную роль в ранней масонской мифологии. И все же нет прямых свидетельств связи ученого с масонством (13).

Ньютон и еврейская традиция

Для понимания внутреннего мира Ньютона Кнорина (5) обращается к интересам современного ему научного сообщества, указывая, что еврейская традиция занимала в то время заметное место: древнееврейский язык изучался в университетах, а с XVI в. его изучение вместе с латинским и греческим вошло в программу trilingual colledges, распространившихся по всей Европе. Издается «универсальная» грамматика - латинского, греческого и еврейского языков (Helvicus, 1619). Благодаря Реформации, обратившейся, в частности, к библейским первоисточникам, интерес к еврейской традиции интенсифицировался еще больше. Она становится важной составляющей «нового образования», а усилившийся интерес к изучению природы и стремление найти скрытые причины существования Вселенной оказались связанными с еврейским мистическим учением - каббалой, в которую входит поиск связей между элементами мирового единства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кнорина указывает (5), что характерная для нового образования систематизация знаний развивается на фоне представлений о соответствии между Божественными знаками, явленными в природе, и знаками Божественного текста - Святого Писания, а каббала представлялась источником научного подхода к пониманию скрытого смысла, ключом к будущей гармонии, к восстановлению утраченного древнего единства. Возникает и христианская каббала. Каббалистическими идеями проникнута утопия Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида», в Англии печатаются каббалистические труды Агриппы, действует орден розенкрейцеров, призывавший к универсальной реформации через каббалу. Известно, что у Ньютона был экземпляр издания розенкрейцеров (Manuel).

Ожидали прихода Мессии, наступления «миллениума» - золотого тысячелетия - эти настроения царили в среде английских ученых. Большой популярностью во время английской революции пользовались толкования Писания, особенно пророчеств Книги Даниила, предрекавшей «царство, которое вовеки не разрушится» (Дан., 2:44). Эти трактовки основывались на сочетании традиций

каббалы и рационального подхода, а также на применении точных математических понятий. Расчетами, основанными на пророчествах, много занимался учитель Ньютона, математик Джон Барроу (Barrow), который был учеником Джозефа Мида (Mede), автора трактата, также интерпретирующего библейские пророчества, а на работах Мида основывался впоследствии и Ньютон.

В связи с ожидаемым наступлением всеобщей гармонии обсуждалась необходимость единого для всего человечества языка. В качестве кандидата на роль совершенного языка рассматривался и древнееврейский язык, «лучше других языков отражающий суть вещей» (5).

Все эти настроения отразились на творчестве Ньютона, который рано знакомится с древнееврейским языком - в первой известной записной книжке, которую он вел еще до поступления в университет, содержатся заметки по транскрипции, в которых используются буквы еврейского алфавита.

Первой научной работой Ньютона, написанной в 1661 г. (в 18-летнем возрасте, в первый год его обучения в Кембридже), оказывается проект универсального языка, впервые опубликованный только в 1957 г. (перевод на русский язык 1986 г.). В ней также заметно влияние древнееврейского языка. При этом тексту проекта предпослан странный заголовок «The site of this is as a kiss», который исследовательница переводит как «Вид этого похож на поцелуй», указывая, что в каббалистической традиции поцелуй символизировал слияние души с Богом. А Ньютону был известен сборник латинских переводов каббалистических сочинений «Kabbala denu-data» (5).

Кнорина замечает, что в дальнейшем Ньютон не возвращается к идее создания совершенного языка, однако постоянно обращается к анализу библейских текстов. Он, по-видимому, разделяет представления своих современников о соответствии между строением Вселенной и Святым Писанием. По крайней мере, утверждает ученая, «задача понимания текста Библии действительно была для Ньютона равной задаче понимания устройства Вселенной». Эти тексты он цитирует обычно в переводе, но часто это его собственный перевод, отличающийся от канонического. Так, обвинение христианской традиции в ошибочном понимании пророчества Даниила (Дан., 9 : 24-27) о приходе Мессии, в неверном отождеств-

лении Мессии с Христом Ньютон основывает на собственном тщательном переводе текста и его сравнении с употреблениями слова messiah (буквально - помазанник) в других частях Библии.

Но кроме изучения оригиналов, Ньютон обращается и к богатой еврейской традиции комментирования Священных Писаний. В собственных многочисленных экзегезах библейских текстов Ньютон постоянно сопоставляет еврейскую и христианскую интерпретации, упрекая традиционные переводы в незнании еврейской традиции. В том же незнании «раввинистического учения» Ньютон упрекает и христианских теологов. Его собственные «Наблюдения над пророчествами» наполнены отсылками к Талмуду, а также к авторитетной энциклопедии того времени по еврейским вопросам - книге известного христианского гебраиста Иоганна Буксторфа (Buxtorf) «Synagoga Judaica». Множество ссылок на рав-винистические авторитеты, на еврейских комментаторов Библии содержится в неопубликованных рукописях, в одной из них рассматривается и творчество знаменитого еврейского философа Маймонида (5).

Кнорина также отмечает, что по стилю произведения Ньютона по библейской тематике близки скорее не к теологическим, а к филологическим сочинениям, иногда напоминая более поздние работы критической школы. Это подробный текстологический анализ с фиксацией отрывков, относящихся к разным источникам, с установлением времени написания по отдельным деталям текста. Чисто филологичны и упреки в незнании традиции: Ньютон отмечает, что текст Нового Завета часто неверно толкуется из-за незнания деталей еврейских обрядов и что для его адекватного понимания необходимо знать соответствующее словоупотребление. Так, например, Ньютон обращается к описанию церемоний Дня Очищения для понимания слова «печать» в Апокалипсисе.

Вторая глава его «Наблюдений» производит впечатление современного филологического сочинения. Она посвящена анализу языка пророков. Этот язык Ньютон называет образным или символическим (figurative и hieroglific), а источники образов объясняет аналогией, устанавливаемой между миром природы (world natural) и миром общественной жизни (world politic). Несколько страниц занимают приводимые Ньютоном длинные списки подобных соответствий - соответствий метафор и символов явлениям обозначае-

мого ими «общественного мира»: слово «огонь» обозначает войну, «печь» - рабство, зло символизируется запятнанной одеждой, а суд -весами и т.п. Аналогичный поиск скрытых символов, продолжает автор статьи, был в то время характерен также для каббалистических кругов. И судя по подробным пояснениям, ссылкам на естественность ассоциации, аналогиям с обыденным языком, приводимым Ньютоном в одной из рукописей по языку пророков (Jahuda MS 1, National Library of Israel), точка зрения Ньютона представляется вполне рационалистической (5).

Для понимания текста Писания существенен подход, возможно также почерпнутый Ньютоном в еврейской традиции комментирования, согласно которому отмечаемые им соответствия не случайны, и все Писание пронизано единой поэтической, как ее называет Кнорина, - а по словам Ньютона «мистической» - системой, представляет собой единый поэтический контекст. Эта концепция достаточно ясно артикулирована в произведении Ньютона, специально посвященном анализу языка пророков, первая глава которого была опубликована в 1950 г.: «Иоанн не писал на одном языке, Даниил на другом, а Исайя на третьем, все они писали на одном и том же мистическом языке... столь же четком и определенном в обозначениях, как обыденный язык любой нации» (цит. по: 5).

При этом Ньютон, как и некоторые современные исследователи, сравнивает библейские образы с образами египетской и другой восточной поэзии - точно так же «как критики, для понимания еврейского привлекающие тот же корень в других восточных языках» (там же). Ньютон уточняет, что именно символичность, свойственная языку пророков, близка «египетским священникам и восточным мудрецам».

Ньютон резко критикует христианство за его пренебрежение еврейской традицией, однако, утверждает исследовательница, безусловно не солидаризируется и с евреями, упрекая их так же, как и христиан, в отходе от истинной веры, имея в виду, судя по примерам, идолопоклонство, в котором столь часто упрекали свой народ еврейские пророки. В одном месте Ньютон разъясняет, что антихристами Иоанн называл гностиков, а гностики - это «сорт таких людей, которые впитали метафизическую философию язычников и каббалистических евреев» (5).

А. Алленби (1) пишет, что, по Ньютону, и евреи и христиане в конце концов должны обратиться в одну новую религию, состоящую из двух главных заповедей. Буквально трактуя пророчества Даниила и св. Иоанна, он пророчески предсказывал возврат «лучшего остатка» евреев в Эрец Израиль. Этот автор полагает, что единственной причиной их возвращения (поскольку от роли крестьян они отвыкли или их отучили) могло быть только восстановление Храма и предполагает, что в будущем Ньютон мог видеть евреев в роли священников Третьего Храма, хотя отмечает, что сам Ньютон ничего о нем не говорил (1).

Кнорина, далее, приводит слова Попкина, по определению которого Ньютон сочетал подход современного библеиста с твердым убеждением, что «при надлежащем чтении текста Писания он сможет разгадать Божий замысел» (Popkin, 1990). Вероятно, вера в собственную способность разгадать Божий промысел сопровождала Ньютона во всех его занятиях, включая и его отношение к еврейской традиции.

Теизм и религия Ньютона

Анализу религиозных концепций Ньютона в Интернете также посвящена особая статья (14), в которой указывается, что религиозные взгляды Ньютона влияли на все дело его жизни. Он был английским ученым, естествоиспытателем, математиком, астрономом, философом, теологом и алхимиком. Хотя его слава происходит от научных работ, больше всего он любил свои занятия библейской герменевтикой и написал много работ, которые могут классифицироваться как оккультные.

Ричард Уэстфолл (Richard Westfall), ведущий биограф английского гения, утверждает: «Значительно раньше 1675 г. Ньютон стал арианцем в собственном значении этого слова», т.е. он не верил, что Иисус - Бог. И эти его взгляды «остались неизменными до его смерти»... и «Он идентифицировал себя с Арием как интеллектуально, так и эмоционально» (там же).

Ньютон не принимал также ортодоксальные доктрины о бессмертии души, о демоне как личности, и демонах как таковых. Хотя ученый не был социанином, он разделял с ними многие похожие

верования. Посланная Дж. Локку рукопись, в которой он оспаривает существование Троицы, никогда не была опубликована (там же).

Ньютон отвергал тезис Лейбница, согласно которому Бог по необходимости должен был создать совершенный мир, который не будет нуждаться во вмешательстве своего Творца. В 31 пункте своей «Оптики» он прибегает к следующему аргументу: «Поскольку кометы движутся по чрезвычайно эксцентричным орбитам во всевозможных положениях, и слепая судьба никогда не сможет принудить все планеты двигаться по одному и тому же пути концентрических орбит, могут возникать из-за взаимного влияния комет и планет друг на друга незначительные нерегулярности, которые способны углубляться, пока эта система не потребует реформирования» (цит. по: 14). Это место вызвало саркастическую критику Лейбница, который писал, что, согласно Ньютону и его последователям, «Всемогущий Бог желает время от времени заводить свои часы: иначе они перестанут двигаться. Как кажется, у Него нет достаточного предвидения, чтобы дать им непрерывное движение» (там же). Это вызвало переписку между другом и учеником Ньютона С. Кларком (Samuel Clarke), который писал, пользуясь советами первого, и Лейбницем. Кларк утверждал, что концепт Бога как сверхмирового Разума, устанавливающего «предустановленную гармонию», находится всего в шаге от атеизма (там же). В личной переписке Ньютон иногда намекал, что и сила тяготения существует благодаря постоянному действию Бога. Его взгляды считаются близкими к деизму с тем различием, что он упоминал Бога как особую физическую причину, чтобы держать планеты на их орбитах. Он предупреждал против использования закона тяготения, чтобы видеть в Универсуме только машину, вроде гигантских часов. Он говорил, что гравитация объясняет движения планет, но не может пояснить, кто привел планеты в движение, «Бог правит всеми вещами и знает все, что делается или может быть сделано. Наипрекраснейшая система солнца, планет и комет может возникнуть лишь благодаря разуму и власти разумного Существа. Это Существо правит всеми вещами не как душа мира, но как Господин всего; и на основе этого господства он желает именоваться «Господь Бог», navxoKpaxrap («пантократор»), или «Всеобщий Правитель» («Universal Ruler»). Высший Бог - Существо вечное, бесконечное и абсолютно совершенное» (14).

Оппозицию теизму Ньютон называл атеизмом в теории и идолатрией на практике, он полагал, что атеизм настолько бес-смысленен и отвратителен, что никогда не имел много последователей.

Епископ Беркли активно критиковал идеи Ньютона. Лейбниц обвинял последнего в философском оккультизме. Ньютон отреагировал публикацией своего «General Scholium» в новом издании «Принципов», где писал: «Истинный Бог - это живое, разумное и могущественное Существо... его длительность простирается от вечности к вечности; Его присутствие - от бесконечности к бесконечности; Он правит всем» («The true God is a living, intelligent, and powerful Being; ...his duration reaches from eternity to eternity; his presence from infinity to infinity; he governs all things») (12).

Едва ли можно сомневаться в том, что такие теология и вера Ньютона не могли не формировать основание эвристической синтагмы его мировоззрения.

Список литературы

1. Алленби А. Исаак Ньютон и Владимир Соловьёв о евреях и Израиле. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/a/ari_a/newton.shtml

2. Вавилов С.И. Богословские и исторические работы Ньютона и его религиозные воззрения. - Режим доступа: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/fomenko/ newtvav.htm

3. Исаак Ньютон. - Режим доступа: http://www.astromyth.tau-site.ru/History/ Newton.htm

4. Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Историческое_прослеживание_двух_ заметных_искажений_Священного_Писания

5. Кнорина Л. Ньютон и еврейская традиция. - Режим доступа: http://www. lechaim.ru/ARHIV/86/knorina.htm

6. Лурье. С.Я. Ньютон - историк древности. - Режим доступа: http://hbar.phys. msu.ru/gorm/fomenko/newthist.htm

7. Matigor. Неизвестный Ньютон. - Режим доступа: http://physics.nad.ru/rusboard/ themes/35116.html

8. Моррисон Ф. Жизнь великого Ньютона. - Режим доступа: http://www.ega-math.narod.ru/Singh/Newton.htm

9. Ньютон Исаак. - Режим доступа: http://www.istorya.ru/person/newton.php

10. Порус В.Н. Ньютон. - Режим доступа: http://wiki.ru/philosophy/elem.php? ELEMENT ID=5832

2010.02.028-030

11. Сурдин В. «Астрология и наука». - Фрязино, 2007. - 96 с. - Режим доступа: http://elementy.ru/lib/430708

12. Bauer A. The Alchemy of Science and Mysticism. - Mode of access: http://www. freemasons-freemasonry. com/book_bauer.html

13. Isaac Newton's occult studies. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/ Isaac_Newton's_occult_studies

14. Isaac Newton's religious views. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/ Isaac_Newton's_religious_views

15. Newton and Alchemy. - Mode of access: http://webapp1.dlib.indiana.edu/ newton/about.do

16. Sir Isaac Newton & the Holy Temple. - Mode of access: http://www.templeinstitute. org/isaac_newton_holy_temple.htm

2010.02.028-030. ВО ЧТО ВЕРИТ ЗАПАД? (Сводный реферат).

2010.02.028. ПЭЛЛИ М. Дуэль парадоксов. Замечания по теме «Религия в США и Европе» // Internationale politik. - 2005, март-апрель. -С. 112-127.

2010.02.029. ВОЛЬФЕ А. Примирение и раскол. О различиях между религией в теории и на практиках // Там же. - С. 128-142.

2010.02.030. ФОИГТ К.Д. Во что верит Запад? США и Европа: Общие исторические корни, различные пути // Там же. - С. 143152.

В реферате представлены три точки зрения на положение религии и отношение к ней со стороны государств в США и Европе в 2005 г. Карстен Д. Фойгт (член СДПГ, с 1999 г. - координатор германо-американского сотрудничества в Федеральном министерстве иностранных дел Германии) излагает этот вопрос, как он видится из Германии, а Марша Пэлли (преподает культурологию в Нью-Йоркском университете) - как он видится из США.

С точки зрения К. Фойгт, Европу и США по-прежнему связывают общие ценности. Однако существуют большие различия в вопросах религии. Pew-Центр в своем анализе (2003) констатировал: «Американцы и европейцы по-разному подходят к внешней политике и другим темам, но эти разногласия меркнут в сравнении с расхождением мнений трансатлантических партнеров по вопросам религии и морали» (цит. по: 030, с. 146).

В Германии и США делаются различные выводы из демократического принципа отделения государства от церкви. В Германии, в отличие от Соединенных Штатов, широко распространена прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.