27. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.08)
27.1. АРХИТЕКТУРА ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА КАК КЛЮЧ К АПОКАЛИПСИСУ: ГЕРМЕНЕВТИКА СЭРА ИСААКА НЬЮТОНА
Шаров Константин Сергеевич, кандидат философских наук, старший преподаватель философского факультета Место работы: Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: в работе на основе исследования архивных рукописей Исаака Ньютона проведен анализ точки зрения английского ученого на архитектуру и ритуалы Иерусалимского Храма в связи с возможной трактовкой Апокалипсиса.
Установлено, что Ньютон разработал уникальную идею в контексте герменевтики Апокалипсиса, согласно которой все события в Откровении происходили в Иерусалимском Храме. Показано, что, по Ньютону, схема Откровения Иоанна Богослова - это видения пророка о событиях в физическом Храме, но сообщенные читателям в загадочной, зашифрованной форме, которая предназначена для того, чтобы скрыть описание основных событий апокалиптической истории от непосвященных.
Изучена реконструкция Ньютоном архитектуры Иерусалимского Храма и продемонстрирована ее прямая связь с видениями Апокалипсиса. В контексте данного исследования герменевтика Ньютона может быть отнесена к иудо-христианской традиции. Дополнительно отмечено последующее использование достижений Ньютона в традиции европейского масонства.
Для установления точных размеров и пропорций Храма Исаак Ньютон исследовал меру священного еврейского локтя. Одной из наиболее значительных находок Ньютона является его историографическое доказательство дифференциации между обычными локтями и священными локтями у евреев, а также локтями и другими стандартными измерениями разных народов.
Ключевые слова: Ньютон, ньютонианство, христианство, Иерусалимский Храм, Апокалипсис, Откровение, храм, священная архитектура, масонство, пророчества, Иисус, апостол Иоанн, богослужение, ритуал, первосвященник, герменевтика, Иудея, иудаизм.
JERUSALEM TEMPLE'S ARCHITECTURE AS A KEY TO APOCALYPSE: HERMENEUTICS OF SIR ISAAC NEWTON
Sharov Konstantin S., PhD (Philosophy), Senior Lecturer of Philosophy Department Place of employment: M. V. Lomonosov Moscow State University
Abstract: in the paper, on the basis of the study of Isaac Newton's archival manuscripts, an analysis of the viewpoint of the English scientist on the architecture and rituals of the Jerusalem Temple in connection with the possible interpretation of the Apocalypse, is carried out.
It is stated that Newton developed a unique idea in the context of hermeneutics of the Apocalypse, according to which all events of the Revelation took place in the Temple of Jerusalem. It is shewn that, according to Newton, the scheme of the Revelation of St John is a vision of the prophet about the events in the physical space of the Temple, but reported to the readers in a mysterious, encrypted form, and that is made to hide the description of the main events of Apocalyptic history from the uninitiated public.
The reconstruction of the architecture of the Jerusalem Temple by Newton is studied and its direct connection with the visions of the Apocalypse is demonstrated. In the context of this study, the hermeneutics of Newton can be attributed to the Judeo-Christian tradition. Additionally it is noted that the subsequent use of Newton's achievements in the tradition of European Freemasonry took place.
To establish the exact size and proportions of the Temple, Isaac Newton explored the measure of the sacred Jewish cubit. One of Newton's most significant findings is his historiographical proof of the differentiation between ordinary cubit and sacred cubit of the Jews, as well as cubits and other standard measure units of different peoples.
Keywords: Newton, Newtonianism, Christianity, Jerusalem Temple, Apocalypse, Revelation, Temple, sacred architecture, Freemasonry, prophecy, Jesus, Apostle John, worship, ritual, high priest, hermeneutics, Judea, Judaism
Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего.
Плач Иеремии 2: 7.
Изучение Храма английским ученым и богословом сэром Исааком Ньютоном связано как с необходимостью его собственного понимания пророческого языка,
так и с пониманием отношения ньютоновской герменевтики пророчеств к тенденциям европейской мысли ХУИ-ХУШ вв. Фактически, многие из этих тенденций являются продолжением, развитием герменевтики Ньютона. В контексте английской теологической мыс-
Социально-политические науки
2'2018
ли XVIII в. исследования Ньютона о символике Храма являются основополагающими для пяти поколений исследователей.
Жан Теофиль Дезагюльер, ученик Ньютона в период с 1718 г., разрабатывал вопросы институционализации символов Храма, и включил результаты своей работы в философскую часть активно набиравшего обороты нового европейского движения - масонства. Несмотря на многочисленные искусственные попытки окрестить самого Ньютона масоном [3; 14], такие заявления беспочвенны: Ньютон на протяжении всей жизни неоднократно высказывал как публично, так и в приватных беседах, свое неодобрение и презрение ко всякого рода тайным обществам, в том числе вольным каменщикам [15, с. 265]. Именно из-за крайнего неодобрения масонства Ньютон в конце концов поссорился с Дез-агюльером, одним из своих наиболее талантливых учеников, и порвал с ним всякие отношения, поскольку того полностью поглотили идеи вольных каменщиков и их символизма, и он захотел использовать идеи сэра Исаака для создания масонских ритуалов.
Однако неявную роль исследований Храма Ньютоном для масонства трудно переоценить. Движение масонов было основано в значительной степени на мифологии и герметической интерпретации символики, связанной со строительством, структурой и ритуалами поклонения в Иерусалимском Храме. Поэтому они с большим энтузиазмом восприняли многие идеи Исаака Ньютона и интегрировали в свои собственные представления о Храме уже после смерти сэра Исаака.
Ньютон разработал интересную идею в контексте герменевтики Апокалипсиса, согласно которой все события в Откровении происходили в Иерусалимском Храме, и исследование этой идеи будет составлять главную цель данной работы.
В то время как большинство англиканских богословов знало, что некоторые отрывки из Апокалипсиса (например, Откр. 15: 5) ссылаются на Скинию или Храм [15, с. 56], Ньютон считал, что все пророчество Иоанна полностью связано с Храмом. В примечаниях к Апокалипсису в своих рукописях «Трактат об Откровении» [11, ч.2] и «Два незавершенных трактата о пророчествах» [12] Ньютон объясняет с помощью своего герменевтического метода, что представленные в Апокалипсисе символы являются, фактически, доказательствами того, что апостол Иоанн находился в своем видении в пространстве Храма. Ньютон исследует главу 1, затем, минуя послания к церквям в главах 2-3, останавливается на главе 4, объясняя шаг за шагом вход св. Иоанна Богослова в притвор Храма, его видение различных церемониальных объектов и его наблюдения за церемонией ежедневного богослужения, Дня искупления и Праздника поставления кущей. Каждый аспект Храма - его физическое пространство, структура, расположение священных сосудов и иных деталей интерьера, равно как и обрядов, - таким образом, становится крайне важным для распутывания секретов, содержащихся в Апокалипсисе.
Ньютон начинает рассуждения, содержащиеся во второй части манускрипта «Трактат об Откровении» с объяснения того, каким образом церемонии Храма могут служить ключом к Апокалипсису: «Ибо Храмы и церемонии закона были образами и тенями грядущих событий. Аллюзии на закон [в Откровении] частично описывают христианское богослужение и отчасти предсказывают будущее. Первое делается по отсылкам к еврейскому ежедневному богослужению, второе
- по отсылкам к Празднику седьмого месяца» [11, ч. 2, л. 1г, вирр!. Р].
Далее Ньютон пишет: «Почему все происходит в Храме? Земля Иудеи и Храм в ней - это общая сцена всех апокалиптических видений, поскольку Храм -место пребывания Бога и воспроизведения небесных откровений (Евр. 8: 5, 9: 9, 23, 24), и он в Апокалипсисе служит символом Небес» [11, ч. 2, л. 6г]. Как утверждает Ньютон, нас не должно вводить в заблуждение отсутствие прямых указаний апостола Иоанна на Храм как место развертывания апокалиптических видений: «Не вызывает никакого удивления тот факт, что Храм не упоминается здесь, поскольку это, безусловно, должно быть понято в 4-й и 5-й главах Апокалипсиса безо всякого открытого упоминания. Скиния или Храм
- обычная сцена пророческих видений [начиная с давних ветхозаветных времен], поэтому присутствие в Храме следует понимать здесь, как и в других местах, также исходя из традиции пророчеств» [11, ч. 2, л. 2г]. Схема Откровения, в концепции Ньютона, - это видения пророка о событиях в физическом Храме, но сообщенные читателям в загадочной, зашифрованной форме, которая предназначена для того, чтобы скрыть описание основных событий апокалиптической истории от непосвященных. Таким образом, видение действует, по мнению Ньютона, на трех разных уровнях: конкретная физическая сцена Храма; закодированный способ, с помощью которого нахождение Иоанна в Храме описано в Откровении; и собственно само пророчество, которое это загадочное описание пытается передать тем, кто его поймет. Конкретное основание для изучения Откровения - для Ньютона это знание физического пространства и ритуала Храма; и это дает английскому богослову материал (своего рода уравнение), чтобы понять пророчество Апокалипсиса, решив его, как математическую проблему.
По мере того, как развивается пророчество, Иоанн Богослов движется в Храме подле Сына Человеческого. С одной стороны, каждая крупная фигура представляет собой конкретный объект в Храме, и некоторые апокалиптические концепции или события - с другой. Например, первая фигура, увиденная пророком, фигура, «подобная Сыну Человеческому», одета в длинную мантию (подир) и золотой пояс (Откр. 1: 13). Ньютон понимает, что это намек на одеяние первосвященника в Храме (у этого видения, по Ньютону, смысл в том, что Сын Человеческий (и^ av9pшпou) -Иисус Христос - имеет статус и превосходство иудейского Первосвященника, поэтому Он может принести жертву за весь израильский народ). Ключи, удерживаемые Сыном Человеческим (Откр. 1: 18), представляют собой физические ключи Храма и пророческие ключи Небес; когда Сын Человеческий говорит «ключи ада», Он имеет в виду ключи от воскрешения.
Семь звезд, которые Он держит в правой руке (Откр. 1: 16), относятся к физическим лампадам (семисвеч-никам в Храме) и в пророческом смысле к семи церквям (как поясняет сам Иоанн, Откр. 1: 20).
Здесь Ньютон очень подробно доказывает, почему звезды представляют собой лампады, а также референцию на церкви, используя различные богословские отрывки, чтобы связать между собой подсвечники, звездный свет и ангелов. Он отдает предпочтение той точке зрения, что Иоанн видит семисвечники в Храме ранним утром, когда еще темно, на достаточно большом расстоянии, так как он видит их с его точки зрения у входа в Храм, а они стоят в святилище. Поэтому, как
объясняет Ньютон, лампады в темном Храме будут выглядеть на таком расстоянии как звезды и будут описаны именно таким образом в видении. Почему рано утром, когда еще темно? Ньютон поясняет, потому что это происходит до того, как будет «отверста дверь» с трубным гласом в начале главы 4 Откровения, поскольку открытие двери на Небеса связано, по Ньютону, с ежедневным открытием двери Храма при появлении зари, сопровождающемся трубными фанфарами [13, ч. 5, л. 37r]. К тому же, добавляет Ньютон, убедительность такой точке зрения придает еще и то, что апостол Иоанн как избранный в измерении видения удостоен быть допущенным во внутренний двор Храма затемно, пока ворота еще закрыты [8, л. 18v].
Иоанн Богослов утверждает, что его видение в Храме произошло в «День Господень». Это служит ключом к тому, чтобы Ньютон воспринимал все происходящее в пророчестве как скрытую проповедь, пояснение о правильном характере христианского богослужения (которое еще не было создано как таковое, когда иудейский Храм все еще стоял до 70 г.). Ньютон по этому поводу рассуждает так: «Предназначение пророчества здесь в том, чтобы очертить новое христианское поклонение Богу по аллюзиям к иудейскому богослужению, и поэтому он [пророк] говорит нам вначале, что это произошло в День Господень (the Lords day) (в день нашего поклонения), когда появились эти видения. Во-первых, посланиями к ангелам церквей, чтобы они научили людей, он описывает и дает указания для христиан, которые будут проповедовать в День Господень, во всю продолжительность служения Богу. И во-вторых, в другом месте, он продолжает описывать христианское поклонение в церквях» [11, ч. 2, л. 3г].
Любопытно, что русскому читателю трудно оценить здесь глубину Ньютона, поскольку в синодальном переводе Библии (сейчас считающемся самым точным, каноническим) соответствующая строфа из Апокалипсиса звучит как «я был в духе в день воскресный». Обратимся к греческому первоисточнику. 10-ая строфа 1-ой главы следующая: «EY£v6jr|v ¿v nvsujan ¿v тр киргакр П|£Р9> Kai ркоиаа oniaw jou 9u>vnv j£YaAr|v ш; aaAniYYoc;». Действительно, ¿v тр киргакр П|£Р9 - в дословном переводе с греческого «в День Господа», поэтому логика Ньютона становится вполне понятной. День Господень - это не просто некое воскресенье, это весь период существования христианской церкви с момента ее образования до конца времен.
Далее Ньютон аргументирует так: «Таким образом, под видом иудейского ежедневного богослужения в Храме... имелись в виду истинная христианская проповедь и служение, что расшифровывается в посланиях, или проповедях, к семи церквям, а также поклонение в сакральных славословиях и гимнах Богу и Христу за создание и искупление человека, [поклонение] в молитвах святых, представленных благоуханиями, исходящими от золотых чаш. Так как животные и старейшины намекают на иудейскую церковь и означают христианскую церковь, под видом еврейского ежедневного богослужения понимается христианское богослужение» [11, ч. 2, л. 14г].
Вся эта концепция является важным моментом в иудохристианской теологии Ньютона: Откровение, происходящее в Иерусалимском Храме, демонстрирует форму христианского богослужения, связав его с традициями ветхозаветной религии.
Ньютон минует вторую и третью главы Апокалипси-
са, содержащие послания к церквям, и начинает вторую главу своей работы «Утренняя жертва» с видения открытой двери в начале четвертой главы. Конкретный смысл труб, услышанных Иоанном (в Откр. 1: 10, а затем снова в Откр. 4: 1), - это трубный звук в Храме, который всегда сопровождал открытие ворот Храма [11, ч. 2, л. 14г-15г]. Пророческий смысл, указанный апостолом, заключался в открытии Двери на Небесах так же, как дверь была открыта в Храме, куда в своем видении попал Иоанн. В этот момент пророк действительно входит в Храм через восточные ворота, после чего видит трон, соответствующий месту Ковчега Завета в Храме (Откр. 4: 1-3), на котором восседает Бог. Это соответствие престола в Откровении Ковчегу Завета из англиканских богословов XV11-XVIII в. мы находим только у Ньютона, его нет ни у Мида, ни у Финча, ни у Кадверта, ни у Генри Мора, ни у Ричарда Камберленда, ни у менее известных теологов.
Итак, детали первого видения Иоанна на Небесах Ньютон связывает с еврейской церемонией в Храме: «Здесь, рядом с Троном, также у нас есть священные предметы и части Храма, а именно, семь огненных светильников (лампад), горящих перед ним, что означает Большую Менору (Откр. 4: 5), Большая омывальница, или Медное море кристально чистой воды, называемое здесь стеклянным морем, похожим на хрусталь (Откр. 4: 6), золотой жертвенник, на котором фимиам воскуряется перед Троном с золотой кадильницей (Откр. 8: 3-4 и 9: 13), великий алтарь (Откр. 6: 9 и 11: 1), Ковчег Завета (11: 9) и внешний двор Храма (Откр. 11: 1). Все это ясно показывает сцену видения, а именно, Иудею и конкретно в Иудее - Храм» [11, ч. 2, л. 7г].
Среди символических соответствий, установленных Ньютоном в таком понимании, - это связь четырех животных тераморфа (Откр. 4: 6-7) со штандартами евреев в Скинии. Ньютон оставил наиболее полный отчет своего понимания новозаветного тетраморфа в своем сочинении «Неозаглавленный трактат об Откровении» [13]. Он знал о православной традиции, согласно которой животные отсылают к апостолам [1, 4; 13, ч. 5], однако утверждал, что эти животные, или, более точно, живые существа (в оригинале у Иоанна «тёааара ^фа»), символизируют всю Христианскую Церковь (в пророческом смысле), а также народ Израиля, который собирался в Храме [11, ч. 2, л. 9г-10г]. Затем он рисует параллель между Апокалипсисом и пророчеством Иезекииля, а также использованием символики тетраморфа евреями при возведении Скинии в пустыне во время сорокалетнего странствования (Книга чисел, главы 1-2).
Продолжая дискуссию о важности этого комментария для понимания взглядов Ньютона на Храм и связанные с ним вопросы философии истории, несомненно, будет целесообразным изучить мнение Ньютона в отношении физического пространства Скинии и Храма.
После исследования рукописей Ньютона, посвященных Апокалипсису, становится очевидной причина точного анализа пространства Храма. Каждый шаг, который делает апостол Иоанн в Апокалипсисе, привносит в рассмотрение тот или иной аспект Храма, и Ньютон акцентирует наше внимание на том, что мы должны заранее знать, что Иоанн мог видеть в каждой точке Храма, чтобы правильно перевести послание Иоанна с символического языка на физический.
Ньютон развернуто объясняет свою точку зрения: «Итак, представьте, что Сын Человеческий стоит в
Социально-политические науки
2 '2018
Храме в районе семисвечников (Откр. 1: 10-13), и что пророк, стоящий перед Храмом, видит Его там сквозь огонь алтаря, как написано, с ногами, как халколиван, раскаленный на огне - ка! о! п6б£$ аитои орою1 ХаЛкоЛ^смш их; ¿V кар^ш п£пири>|^г||; (Откр. 1: 15), и на его лицо падали отблески огня алтаря (Откр. 1: 16). С этой целью пророк описывает Его глаза как пламя огня, и Его лицо как солнце, сияющее в полдень, и Его ноги, как раскаленные в огне (Откр. 1: 12-15). Семь золотых светильников (Откр. 1: 12), как вы можете себе представить, - это главный семисвечник святилища... Эти светильники были поставлены с южной стороны святилища Храма на небольшом расстоянии от стены, образуя точную линию, направленную к Ковчегу. Если первосвященник в облачении стоял между ними и Святая Святых, именно так выглядело бы Его лицо, глаза и ноги, обращенные к пророку, стоящему за огнем великого Алтаря. Как сказано, Он появляется и идет посреди этих светильников (Откр. 1: 13)» [11, ч. 2, л. 1 г-2г].
Итак, здесь мы видим детальное доказательство Ньютона, что в Апокалипсисе фигура, названная Сыном Человеческим - это Иисус Христос, и что в видении Иоанна Он был реальным иудейским первосвященником, служившим в Храме, и это вовсе не метафора и не простой символ, как пытались доказать ряд еврейских экзегетов [2; 16]. Далее, из объяснения Ньютона становится понятно, что описание Иоанном Христа вовсе не такое уж странное и страшное, каким обычно кажется при чтении Апокалипсиса. Блещущие огнем глаза, ноги, как раскаленный добела сплав хал-коливан, сияющее солнечным светом лицо, белые волосы - только такой фигура Христа и могла показаться Иоанну, который видел Спасителя стоящим за огнем Великого жертвенника в полумраке Храма.
Есть еще один аспект важности исследования физического пространства Храма, который мог бы объяснить интерес как самого Ньютона, так и многих ньюто-нианцев к истинным размерам Храма. Апостол Иоанн сообщает: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь Храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем, а внешний двор Храма исключи, и не измеряй его (Откр. 11: 1-2). Мы не только можем увидеть важность измерений Храма из этого отрывка, как говорит Ньютон, а надо идти намного дальше. Для него измерение - это пророческий код для строительства, и пророк на самом деле ссылается на историческую реконструкцию Храма Соломона Зо-ровавелем, в котором были отличия от Храма Соломона [11, ч. 2, л. 25г-28г]. На самом деле не только физическое пространство Храма Соломона важно для понимания этой части Откровения, но и различия между Скинией, Первым и Вторым Храмом, поскольку эти различия являются ключами к правильному пониманию многих апокалиптических событий, что является последней целью пророчества.
Поэтому для открытия ключа к Откровению Иоанна, по Ньютону, «мы должны рассмотреть мир иудеев, и смысл частей и церемоний Храма должен быть подробно объяснен [6, ч. 3, л. 1г]. И, прежде всего, мы должны взглянуть на святилище, в котором был установлен закон, и которое имело трехчастное воплощение: Скиния до времен Соломона, Первый Храм до вавилонского плена и Второй Храм до римского плена. Мы должны понять форму этих трех святилищ, если мы хотим правильно истолковать Апокалипсис» [11, ч. 2, л. 28г].
Ньютон осторожно указывает на различия между этими тремя структурами и чувствует себя обязанным
упомянуть неудачи предыдущих ученых в деле реконструкции Храма [11, ч. 2, л. 7r-8r]. Далее Ньютон описывает свою концепцию этих святилищ и различия между ними [11, ч. 2, л. 25r-27r].
Ньютон фактически посвятил целую отдельную работу архитектуре Скинии и двум Храмов Иерусалима -Prolegomena ad lexici prophetici partem secundam in quibus agitur de forma sanctuarij ludaici («Пролегомены к пророческим словам, часть вторая, в которой рассмотрены дизайн и форма иудейского святилища») [8]. Этот трактат находится в Бабсоновском архиве Ньютона в Калифорнии. Если это часть вторая, закономерно возникает вопрос: где же часть первая? К сожалению, ответа на этот вопрос научное сообщество пока не имеет: либо первая часть навсегда утеряна, либо тщательно скрывается от посторонних глаз в чьей-либо частной коллекции ньютоновских работ.
Урезанная версия этой работы была опубликована как глава 5 «Хронологии древних царств» [9; 10]. Другие части появились на английском языке в качестве опубликованной посмертно работы «Священный локоть евреев».
Бабсоновский манускрипт № 434 очень подробный и несколько необычный. Во-первых, Ньютон в нем подчеркивает различия между тремя священными структурами. Затем он пытается сделать сразу две вещи, каждая из которых является сложной задачей сама по себе: он пытается примирить архитектуру и географию Храма из 3 Книги Царств, Книги пророка Иезекииля, описаний Иосифа Флавия и Талмуда, а также пытается выстроить картину Храма, которая была бы абсолютно симметричной в рамках квадратуры, и таким образом, Ньютон аргументирует, что квадратура Храма, или симметрия ¿4v, дает математически идеальный иероглиф космологии Вселенной, о чем я упоминал в свое время [1]. В то время как технические детали архитектурных и богословских реконструкций Ньютона для примирения источников и доказательства симметричного совершенства Храма было подробно рассмотрено мной в упомянутой работе, в заключение настоящей статьи уместно несколько расширить аргументацию.
Чтобы достичь первой цели, Ньютон, по существу, создает некоторую иерархию авторитетов, в которой библейские источники занимают наиболее важное место, труды Иосифа Флавия и Филона Иудейского идут на следующем месте, затем добавляются археологические свидетельства, а Талмуд идет последним, будучи отвергнутым всякий раз, когда данные в нем противоречат другим источникам, поскольку, как подчеркивал Ньютон, в Талмуде присутствуют сильные искажения многих вопросов о таинствах и символах, поэтому талмудистские свидетельства можно признавать, когда они совпадают хотя бы с одним источником более высокой иерархии. В данном контексте самой важной из находок Ньютона является его историографическое доказательство дифференциации между обычными локтями и священными локтями у евреев [5; 7], а также локтями и другими стандартными измерениями разных народов. Для второй цели, чтобы исследовать симметрию, Ньютон отвергает ряд талмудистских источников, которые располагают святилище в одном конце квадратного двора - такой образ Храма в XVII в. отстаивали, например, л'Эмперер и Леон Темпло [15, с. 290-292]. Ньютон в своей реконструкции, которая опирается на интегральный синтез около десяти исторических, теологических и археологических источников, размещает Великий алтарь прямо посередине внутреннего двора [10, гл. 5].
Это взаимодействие между авторитетом текстуальных доказательств и инновациями, необходимыми для достижения согласия и симметрии, характерно для всей исторической теологии Ньютона.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,67%.
Список литературы:
1. Шаров К. С. Ньютон, Иерусалимский Храм и пророчество Иезекииля // Ценности и смыслы. - 2018. - № 4. - В печати.
2. Alemanno Y. Sha'ar Ha-Heshek. - Livorno, 1790. - 778 p.
3. Bauer A. Isaac Newton's Freemasonry: The Alchemy of Science and Mysticism. - New York, 2007. - 160 p.
4. Charbonneau-Lassay L. The Symbolic Animals of Christianity. London, 1970. - 496 p.
5. Newton I. A Dissertation upon the Sacred Cubit of the Jews and the Cubits of the several Nations // John Greaves. Miscellaneous Works of Mr. John Greaves, Professor of Astronomy in the University of Oxford. Vol. 2. - London, 1737. - P. 405-433.
6. Newton I. Fragments on the kingdoms of the European tribes, the Temple and the history of Jewish and Christian Churches. - Yahuda Ms. 28. - 1677.
7. Newton I. Notes on the Temple of Solomon and a tabular comparison of measurement systems. - Ms. 132 Harry Ransom Humanities Research Center. - University of Texas, Austin, USA. - 1690s.
8. Newton I. Prolegomena ad lexici prophetici partem secundam in quibus agitur de forma sanctuarij ludaici. - Ms. 434 The Babson College Grace K. Babson Collection of the Works of Sir Isaac Newton, Huntington Library. - San Marino, California, USA.
9. Newton I. Seven drafts of Newton's defence of the Chronology of Ancient Kingdoms. - Yahuda Ms. 27. - 1725.
10. Newton I. The Chronology of Ancient Kingdoms Amended. - London, 2017. - 96 p.
11. Newton I. Treatise on Revelation. - Yahuda MS 9. -1680s.
12. Newton I. Two incomplete treatises on prophecy. -Keynes Ms. 5, King's College Library, Cambridge, UK. - Mid-1680s.
13. Newton I. Untitled treatise on Revelation. - Yahuda Ms. 1. - National Library of Israel, Jerusalem, Israel. - 1670s.
14. Robinson J. J. Born in Blood: The Lost Secrets of Freemasonry. - New York, 1989. - 376 p.
15. Rosenau H. Vision of the Temple: The Image of the Temple of Jerusalem in Judaism and Christianity. - London, 1979. - 340 p.
16. Sasson Y. ben. The Philosophical System of R. Moses Isserles. - Jerusalem, 1984.