Научная статья на тему 'Учебная программа по Библейской истории Ветхого Завета для 1-го курса'

Учебная программа по Библейской истории Ветхого Завета для 1-го курса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1106
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Библейской истории Ветхого Завета для 1-го курса»

Учебная программа по Библейской истории Ветхого Завета для 1-го курса

Составитель: П.П. Шитихин

-+-

РАЗДЕЛ I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Понятия «Священное Писание» и «Священное Предание». Библия. Разделение Священных книг по времени написания, содержанию. Богодухновенность. Понятие о каноне Священного Писания; книги канонические и неканонические. Формы и методы выражения смысла в Священном Писании. Способы уяснения смысла Священного Писания. Языки-оригиналы Библии. Основные переводы Библии.

РАЗДЕЛ II. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА ДО ПОТОПА

1. Сотворение мира

Сотворение духовного и материального мира. Дни творения. Совершенство мира. Сотворение человека. Совершенство человека. Блаженная жизнь прародителей в раю.

2. Грехопадение и его последствия

Заповедь Божия о древе познания добра и зла. Грехопадение Евы и Адама. Последствия грехопадения для человека и мира. Первое мессианское обетование.

3. Допотопное и послепотопное человечество

Каин и Авель. Потомки Каина и Сифа. Долголетие допотопных патриархов. Смешение племен.

РАЗДЕЛ III. ВТОРОЙ ПЕРИОД БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: ОТ ПОТОПА ДО АВРААМА

4. Всемирный потоп Праведный Ной. Всемирный потоп. Жертвоприношение Ноя после потопа. Ноевы заповеди. Потомки Ноя. Пророчество Ноя о судьбе его сыновей. Сим, Хам, Иафет — родоначальники человечества.

5. Вавилонское столпотворение

Постройка Вавилонской башни. Смешение языков. Расселение людей. Появление идолопоклонства.

РАЗДЕЛ IV. ТРЕТИЙ ПЕРИОД БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: ОТ ИЗБРАНИЯ АВРААМА ДО СМЕРТИ ИОСИФА

1. Патриарх Авраам

Призвание Богом Аврама. Переселение в землю Ханаанскую. Второе Богоявление. Аврам в Египте. Разлучение с Лотом. Третье Богоявление. Освобождение Лота из плена. Мелхиседек — царь Салимский. Четвертое Богоявление. Рождение Измаила. Пятое Богоявление. Завет Аврама. Новое имя. Шестое Богоявление Аврааму. Казнь Содома и Гоморры. Рождение Исаака. Неприязнь Сарры к Агари. Седьмое Богоявление. Восьмое Богоявление. Принесение Исаака в жертву. Смерть Сарры. Женитьба Исаака. Последние годы жизни Авраама.

2. Патриархи Исаак и Иаков

Исав и Иаков. Продажа первородства. Хитрость Ревекки и благословение Иакову. Бегство Иакова в Месопотамию и видение им таинственной лестницы. Жизнь Иакова у Лавана. Лия и Рахиль. Сыновья Иакова. Бегство из Харрана. Встреча с Исавом. Насилие Сихема над Диной. Месть Симеона и Левия. Жертвенник в Вефиле. Смерть Рахили. Преступление Рувима. Смерть Исаака.

3.Сын Иакова Иосиф

Продажа Иосифа братьями в Египет. Жизнь Иосифа в Египте. Сны фараона и истолкование их Иосифом. Возвышение Иосифа. Манассия и Ефрем. Первое свидание Иосифа с братьями. Второе свидание Иосифа с братьями. Хитрость Иосифа. Иосиф открывается братьям.

4. Переселение евреев в Египет

Переселение Иакова в Египет. Встреча Иакова с фараоном. Усыновление Иаковом Ефрема и Манассии. Пророчество Иакова о своих сыновьях. Завещание и смерть Иакова. Смерть Иосифа.

РАЗДЕЛ V. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: ОТ СМЕРТИ ИОСИФА ДО РАССЕЛЕНИЯ ЕВРЕЕВ В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ

5. Исход евреев из Египта. Вождь Моисей

Положение евреев в Египте после смерти Иосифа. Рождение и воспитание Моисея. Бегство Моисея из Египта и жизнь в земле Мадиамской. Призвание Богом Моисея. Возвращение в Египет. Ходатайство перед фараоном. Казни египетские. Установление праздника Пасхи. Исход евреев из Египта. Переход через Чермное море.

6. Путь евреев от Чермного моря до Синая

Воды Мерры. Пустыня Син. Манна небесная. Рефидим. Изведение воды из скалы. Битва с амаликитянами. Встреча Моисея и Иофора. Упорядочение системы судопроизводства. Синайское законодательство. Заключение Завета. Повеление Божие о построении скинии. Священная иерархия Ветхозаветной Церкви. Одежды первосвященника. Нарушение и восстановление Завета. Построение скинии.

7. Путь евреев от Синая к Ханаану

Гробы прихоти. Асироф. Наказание Мариам. Пустыня Фаран. 12 соглядатаев. Наказание евреев за неверие. Неудачная попытка завоевания Ханаана. Возмущение Корея, Дафана и Авирона. Жезл Аарона прозябший. Смерть Мариам. Сомнения Моисея и Аарона. Наказание Моисея и Аарона. Отказ царя Едомского на просьбу евреев. Смерть Аарона. Медный змий. Валак и Валаам. Благословение Израиля. Развращение евреев. Ревность Финееса. Наказание Божие. Народоисчисление. Война с мадианитянами. Просьба колен Гадова, Рувимова и части Манассиина. Раздел земли. Последние дни Моисея.

8. Вождь Иисус Навин

Призвание Господом Иисуса Навина. Первый приказ Иисуса о походе. Соглядатаи в Иерихоне. Переход евреев через Иордан. Памятник

на берегах Иордана. Обрезание. Празднование Пасхи. Явление Архистратига Господня Иисусу Навину. Взятие Иерихона. Неудачное нападение на Гай. Казнь Ахана. Взятие Гая. Жертвенник Гевальский. Хитрость гавонитян. Союз Амморейских царей против Гаваона и чудесное поражение их Иисусом Навином. Окончательное завоевание и раздел обетованной земли. Предсмертное завещание Иисуса Навина. Смерть Иисуса и Елиазара.

РАЗДЕЛ VI. ПЯТЫЙ ПЕРИОД БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: ЭПОХА СУДЕЙ

1. Состояние Израиля после смерти Иисуса Навина

Характеристика эпохи Судей. Понятие «судьи». Судьи Израильские: Гафониил, Аод, Варак и Девора, Гедеон, Иеффай, Самсон.

2. Судья и пророк Самуил

Рождение пророка Самуила и воспитание его при скинии. Первосвященник Илий и его дети. Призвание Самуила к пророческому служению. Суд Божий над домом Илия. Пленение и возвращение ковчега. Самуил — пророк и судья.

РАЗДЕЛ VII. ШЕСТОЙ ПЕРИОД БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: ЭПОХА НЕРАЗДЕЛЕННОГО ИЗРАИЛЬСКОГО ЦАРСТВА

1. Воцарение Саула

Изменение правления в Израиле. Встреча Самуила с Саулом. Избрание и помазание Саула на царство. Поражение Нааса, царя Аммонитского. Сложение Самуилом судейских обязанностей и его прощальная речь к народу. Война Саула с филистимлянами. Дерзость Саула и отвержение его Самуилом. Доблесть Ионафана. Необдуманный обет Саула. Нарушение Саулом повеления Божия об истреблении амаликитян. Окончательное отвержение Богом Саула.

2. Взаимоотношения Саула и Давида. Конец царствования Саула

Помазание Давида на царство. Давид — музыкант Саула. Победа над Голиафом. Вражда Саула к Давиду. Давид — зять Саула. Бегство Давида к Самуилу. Пророчествование Саула. Союз дружбы Давида и Ионафана. Бегство Давида в Номву. Давид у Анхуса, царя Гефского. Скитальчество Давида. Казнь священников Номвы. Спасение Давидом Кеиля. Преследование Давида Саулом в пустыне Зиф. Великодушный поступок Давида в пустыне Эн-Гадди. Брак Давида с Авигеей. Великодушный поступок Давида в пустыне Зиф. Давид под покровительством царя Гефского. Война с филистимлянами. Саул у Аэндорской волшебницы. Давид в войске филистимском. Разорение Секелага амаликитянами. Погоня Давида, возвращение пленных. Подарки старейшинам Иудиным. Поражение израильтян. Гибель сынов Сауловых. Самоубийственная смерть Саула. Услуга жителей Иависа. Извещение Давида о смерти Саула и Ионафана. Междоусобная брань между домом Сауловым и Давидовым. Гибель Авенира. Смерть Иевосфея.

3. Царь Давид

Воцарение Давида над всем Израилем. Устройство столицы. Перенесение ковчега в Иерусалим. Намерение Давида построить храм. Пророчество о славе дома Давидова. Завоевания и победы Давида. Великодушие Давида к Мемфивосфею. Падение Давида. Суд Божий над Давидом и его раскаяние. Бесчестие Фамари и смерть Амнона. Примирение Давида с Авессаломом. Бунт Авессалома. Бунт Савея. Народоисчисление и трехдневная моровая язва. Последние годы жизни Давида. Замыслы Адонии овладеть престолом отца.

4. Царь Соломон

Воцарение Соломона. Завещание Давида Соломону. Смерть Давида. Укрепление Соломоном царского престола. Жертвоприношение в Гаваоне. Молитва о мудрости. Суд Соломона. Построение храма. Второе Богоявление Соломону. Положение Израиля в годы царствования Соломона. Царица Савская. Пороки Соломона и предсказания о разделении его царства. Смерть Соломона.

РАЗДЕЛ VIII. СЕДЬМОЙ ПЕРИОД БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: ЭПОХА РАЗДЕЛЕННЫХ ЕВРЕЙСКИХ ЦАРСТВ

1. Разделение царства

Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское. Характеристика царств. Обзор истории двух царств. Падение Израильского царства.

2. Деятельность пророков в Израильском и Иудейском царствах

Пророки Илия и Елисей. Пророки Иона, Амос, Осия, Исаия, Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония.

РАЗДЕЛ !Х. ВОСЬМОЙ ПЕРИОД БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: ЭПОХА ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА

1. Падение Иудейского царства

Религиозно-нравственное состояние иудейского общества. Политическое состояние Иудейского царства. Деятельность пророка Иеремии. Гибель Иерусалима.

2. Вавилонский плен

Состояние иудеев в плену. Пророк Иезекииль. Пророк Даниил. Анания, Азария и Мисаил. Наказание Навуходоносора. Захват Вавилона мидо-персами. Даниил во рву со львами. Положение иудеев при царе Кире. Указ Кира об освобождении пленников.

РАЗДЕЛ Х. ДЕВЯТЫЙ ПЕРИОД БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЛЕНА ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

1. Послепленная история иудеев

Возвращение иудеев из плена. Построение второго храма. Пророки Аггей и Захария.

Деятельность священника Ездры. Деятельность Неемии. Александр Македонский в Иерусалиме. Иудея под властью египетских царей. Септуагинта. Иудея под властью царей сирийских. Освободительная война под предводительством Маккавеев. Правление Маккавейской династии. Иудея под римским владычеством. Царь Ирод Великий.

2. Мир перед Рождеством Христовым

Религиозно-нравственное состояние иудеев в послепленный период. Богослужение. Управление. Иудейские секты в послепленный период. Иудеи рассеяния. Состояние языческого мира. Общее ожидание Спасителя.

Рекомендуемая литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (на славянском и русском языках).

2. N.G. [Рецензия на:] Священная десятина, или этюды по вопросу о древнем обычае давать десятину. The Sacred Tenth: or Studies in Acent Tithe-Giving, by Henry Lansdeff // Странник. 1904, I.

3. А.В.П. [Рецензия на:] Скарданицкий Г. Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религиозной жизни иудейства пред явлением Христа. Киев, 1905 // Странник. 1905, декабрь.

4. А.В.П. [Рецензия на:] Феофан, архим. Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя. СПб., 1905 // Странник. 1906, январь.

5. А.В. Семейный быт древних евреев по Пятикнижию // Труды КДА. 1866. Т. III.

6. А. Л-н. Нравственные понятия в правила до времен Моисея // Странник. 1904, I, июнь.

7. А. Фараон, Моисей и Исход // Труды КДА. 1875. Т. IV.

8. Авербарх И. Сходство обрядов и постановлений Православной Церкви с обрядами и постановлениями Церкви ветхозаветной // Странник. 1870, II.

9. Авраам, ходатайствующий перед Богом о помиловании жителей Содома и Гоморры. (Быт. 18:17-33) // Христианское чтение. 1842, I.

10. Адам, обличаемый в своей совести и голосом Божиим. (Быт. 3:7-13) // Христианское чтение. 1845, II.

11. Алексий, архим. Ветхозаветное учение о таинстве Пресвятой Троицы // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1849. № 8.

12. Архангельский В. Святая земля // Православный собеседник. 1907. Т. II.

13. Он же. Библейская космогония // Православный собеседник. 1889. Т. II.

14. Б.М. Моральный прогресс и регресс по библейским данным (Пятикнижие) // Вера и разум. 1909. № 9-10.

15. Барановский С. Дни творения мира в библейском повествовании // Странник. 1889. III, декабрь.

16. Беликов В., прот. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа в период трех царей (Саула, Давида и Соломона) // Православный собеседник. 1911. Т. II, июль-октябрь.

17. Беляев А.Д. Современное состояние вопроса о значении расовых особенностей семитов, хамитов и иафетитов в деле религиозного развития этих трех народов // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1880. № 26-27; 1881. № 28.

18. Он же. О покое воскресного дня // Вера и разум. 1890. № 15-17.

19. Он же. Мерзость запустения, стоящая на святом месте // Богословский вестник. 1893. Т. IV. С. 401-431; 1894. Т. I. С. 193-228; С. 379-417; Т. III. С. 9-54; С. 419-455.

20. Библейская энциклопедия. М., 1891.

21. Бирюков Н. Объяснение библейских ветхозаветных повествований в богослужебных книгах Православной Церкви // Православный собеседник. 1916. Т. II, июль; 1917, I—II, июнь.

22. Богородский Я., проф. [Рецензия на:] Олесницкий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. // Христианское чтение. 1894. Т. I. С. 516; Т. II. С. 148.

23. Он же. Всемирный потоп // Православный собеседник. 1906. Т. I. С. 494-510; Т. II. С. 3-32.

24. Он же. Еврейские цари // Православный собеседник. 1882. Т. I. С. 3-39, 91-137, 297-337; Т. III. С. 3-48; 1883. Т. I. С. 38-75, 97-138, 273-295, 327-344; Т. II. С. 309-344; Т. III. С. 45-78, 166-197, 271-300.

25. Он же. Жизнь первозданных людей в раю // Православный собеседник. 1904. Т. III.

26. Он же. Начальные черты истории рода человеческого после грехопадения // Православный собеседник. 1905. Т. III.

27. Богородский Я., проф. Начальные черты рода человеческого // Православный собеседник. 1906. Т. II.

28. Он же. Об Иосифе, библейском патриархе // Православный собеседник. 1891. Т. II.

29. Он же. Падение человека и его последствие // Православный собеседник. 1905. Т. I.

30. Он же. Первоначальное жилище человека на земле. Рай в Эдеме // Православный собеседник. 1904. Т. III.

31. Он же. Происхождение мира // Православный собеседник. 1901. Т. I. С. 398-416; Т. II. С. 508-568; Т. III. С. 489-507.

32. Он же. Соломон внебиблейский // Православный собеседник. 1884. Т. III.

33. Он же. Что такое Библейская история. По поводу сочинения А. Лопухина «Библейская история в свете новейших исследований и открытий» // Православный собеседник. 1890. Т. II.

34. Богословский М. Священная история Ветхого Завета. М., 1886.

35. Болотов В.В. Валтасар и Дарий Мидянин. Опыт решения экзегетической проблемы // Христианское чтение. 1896, II.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Брак и соединение по законам Моисея // Христианское чтение. 1879, I.

37. Буткевич Т., свящ. Язычество и иудейство во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа // Вера и разум. 1886. № 22, 24; 1887. № 1, 3, 6, 10, 14, 16, 18.

38. В чем сущность еврейства (анализ Книги Иудифь) // Вера и разум. 1907.

№ 3.

39. Василий Великий, свт. Беседа на шестоднев. Ч. 1. М., 1845.

40. Введенский. Библейские данные о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов // Богословский вестник. 1910.

41. Он же. Сокровища ветхозаветного храма // Богословский вестник. 1911. Т. III, ноябрь.

42. Вениамин (Пушкарь), еп. Священная Библейская история. Т. 1. Чебоксары,

1995.

43. Вержбицкий Т. Невидимый духовный мир — мир ангелов и его бытие // Странник. 1896, II.

44. Вершинский Д., прот. Характер Ионафана // Христианское чтение. 1828. № 32. С. 318.

45. Вершинский Д., прот. Характер Мемфивосфея // Христианское чтение. 1828. № 32.

46. Ветхозаветный праздник Кущей // Христианское чтение. 1832. № 46.

47. Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. М., 1916.

48. Властов Г. Священная Летопись. СПб., 1875.

49. Воронцов Е.А. Воззрения ветхозаветных пророков на пастырство и их оценка недостатков современного им пастырского (левитского) служения // Вера и разум. 1908. № 5-7.

50. Он же. Языческий миф о Золотом веке и мессианские чаяния иудеев // Вера и разум. 1905. № 12.

51. Он же. Псалом 2 и пророчество Нафана // Вера и разум. 1907, №15.

52. Воскресенский. Древности Иосифа Флавия и Пятокнижие Моисеево // Православный собеседник. 1901. Т. I.

53. Галахов И., проф. Бог в природе // Вера и разум. 1912. №10-13; 1916. №6-7.

54. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. М., 1995.

55. Глаголев А. [Рецензия на:] Благонравов Е. Плен Вавилонский и значение его в истории иудеев. М., 1902 // Странник. 1902, III.

56. Он же. Древнееврейская благотворительность // Труды КДА. 1903. Т. III.

57. Глаголев А., свящ. Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской Церкви // Труды КДА. 1909. Т. III.

58. Он же. Закон ужничества, или левиратный брак у древних евреев // Труды КДА. 1914. Т. I, апрель.

59. Он же. Купина Неопалимая // Труды КДА. 1914. Т. I, февраль.

60. Он же. Левиты и Левино колено // Труды КДА. 1912. Т. I, январь.

61. Глаголев С., проф. Древность человеческого рода // Странник. 1904. I, январь.

62. Он же. [Рецензия на:] Солен. Палестина и ее история // Труды КДА. 1910. Т. III.

63. Глубоковский Н.Н., проф. Хронология Ветхого и Нового Завета // Труды КДА. 1910. Т. II.

64. Голубинский Д.Ф. Разбор и опровержение ложного мнения о кивоте Завета // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1862. № 21.

65. Григорович В. О воспитании еврейского юношества в Ветхом Завете // Вера и разум. 1898. № 10-12, 15.

66. Григорьевский М. Ложные пророки в Ветхом Завете в борьбе с истинными и их религиозно-политические воззрения // Странник. 1893, III, июнь-июль.

67. Гурий, иером. Ветхозаветная политика. Политические союзы израильтян и ветхозаветные пророки // Странник. 1905, II.

68. Гусев А. Единобожие ветхозаветной религии как доказательство божественного происхождения ее // Вера и разум. 1895. Т. I. Ч. II.

69. Дагаев Н. Вопрос о великой синагоге в его отношении к истории ветхозаветного канона // Христианское чтение. 1895, II.

70. Дмитриевский. Древне-иудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам // Православный собеседник. 1893. Т. I. С. 330-370; Т. II. С. 8-23.

71. Е.Ф. [Рецензия на:] Бланкенкорн М. Происхождение и история Мертвого моря // Христианское чтение. 1897, I.

72. Евсевий, архим. О приготовлении рода человеческого к принятию Спасителя мира // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1845. № 3.

73. Елеонский Ф. Г. О ветхозаветном священстве // Христианское чтение. 1879, II.

74. Он же. Разбор суждений критики о религиозных верованиях, какие имел израильский народ во времена, предшествовавшие так называемым первым пророкам-писателям // Христианское чтение. 1900, II.

75. Он же. Состояние израильтян в первую половину их пребывания в Египте // Христианское чтение. 1881, II.

76. Жузе П. К первоначальной истории Ханаана // Православный собеседник. 1914. Т. I, февраль, апрель.

77. Завьялов А. О браке и разводе у ветхозаветных евреев. Состояние вопроса в обычном праве до Моисея. Позднейшие правовые данные // Странник. 1891, III, ноябрь.

78. Зверинский С. Сирия и Палестина до исхода евреев из Египта, по египетским монументам // Странник. 1913, I, май.

79. И. [Рецензия на:] Тристрам. Восточные обычаи в библейских странах. Изд. 2-е. Импер. Прав. Палестинского Общества. СПб., 1906 // Странник. 1906, декабрь.

80. И.Т. [Рецензия на:] Поснов М. Идея Завета с израильским народом в Ветхом Завете // Христианское чтение. 1903, III.

81. Иваницкий В. К вопросу о рехавитах // Труды КДА. 1915. Т. II, май.

82. Иваницкий В. О происхождении иудейского эллинизма Александрии // Труды КДА. 1912. Т. I, февраль.

83. Он же. Письмо Аристея к Филократу // Труды КДА. 1916. Т. II-III, июль-октябрь, декабрь.

84. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке // Богословские труды. №29. М., 1995.

85. Иерархия Ветхозаветной Церкви // Христианское чтение. 1839, III.

86. Изъяснение пророчества Ноева о будущей судьбе потомства его // Христианское чтение. 1839, I.

87. Илия на Кармиле (3 Цар. 18:19-40) // Христианское чтение. 1834, IV.

88. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Т. 4. СПб., 1898.

89. Иона // Христианское чтение. 1829, 36.

90. Иосиф, иером. История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия // Богословский вестник. 1903. Т. III.

91. Искушение и грехопадение Адама и Евы (Быт. 3:1-6) // Христианское чтение. 1845, I.

92. К. Палестина и восточные страны во времена Иисуса Навина // Вера и разум. 1895. № 14.

93. Каиниты — изобретатели музыки // Христианское чтение. 1831, 41.

94. Каро Л. Происхождение первобытных культов // Христианское чтение. 1876, II.

95. Ключарев Г. История ветхозаветного священства до заключения ветхозаветного канона (второй половины X в. до Р. Х.) // Странник. 1904, июль.

96. Он же. Значение ветхозаветного священства // Труды КДА. 1904. Т. II.

97. Колечицкий Н. П. Древний Израиль и его потомки среди народов древней и новой Европы // Странник. 1898, II.

98. Он же. К вопросу о поселениях и судьбе 10-ти израильских колея в плену Ассирийском // Странник. 1900, II.

99. Он же. Современные десять израильских колен, по ветхозаветной «тени грядущего» // Странник. 1899, II.

100. Он же. Христианское значение царства Израилева // Странник. 1901, I.

101. Корсунский М. Египетские иудеи // Христианское чтение. 1870, III.

102. Кочетов И., прот. О состоянии веры во времена невинности первых людей // Христианское чтение. 1831, 45.

103. Кудрявцев-Платонов В. Д. О единобожии как первоначальном виде религии рода человеческого // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1857. №16.

104. Он же. О единстве рода человеческого // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1852, №11; 1853, №12; 1854, № 13.

105. Кулюкин С. Возмущение Корея против Моисея (Числ., 16 глава) // Христианское чтение. 1899, I.

106. Он же. Когда и как возникло ветхозаветное священство? // Христианское чтение. 1900, II.

107. Кустодиев, свящ. Из истории библейской женщины // Христианское чтение. 1868, I.

108. Лавров А.Ф. Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1856. № 15.

109. Лебедев А.П. Выводы материализма в вопросе о происхождении мира перед судом строго-научного естествознания // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1872. № 25.

110. Линский Н., свящ. О Ветхозаветном элементе в нашем богослужении // Вера и разум. 1906. № 18.

111. Ловягин Е., проф. Важность библейского сказания о сотворения видимого мира // Странник. 1863, II, июль.

112. Он же. Физическое происхождение и библейское значение радуги // Странник. 1865, IV, октябрь.

113. Он же. Чудесные солнечные явления при Иисусе Навине и пророке Исаии // Странник. 1861, III, сентябрь.

114. Лопухин А.П. [Рецензия на:] Сэйс А.Г. Египет евреев и Геродота // Христианское чтение. 1896, I.

115. Он же. Государственное управление по законам Моисея // Христианское чтение. 1879, I.

116. Он же. Государство и общество по законам Моисея // Христианское чтение. 1879, II-III.

117. Он же. Земля и собственность по закону Моисея // Христианское чтение. 1881, I.

118. Он же. Библейская история. Монреаль, 1986.

119. Он же. Толковая Библия. СПб., 1904-1913.

120. Лосев С. Религиозно-политические воззрения ложных пророков в Ветхом Завете // Вера и разум. 1898. № 20.

121. Лысогорский Н. Религиозно-политические воззрения ложных пророков в их борьбе с истинными пророками Иеговы // Вера и разум. 1907. № 19-20.

122. Ляшевский С., прот. Библия и наука М., 1996.

123. Макарий, еп. Учреждение царской власти в народе Божьем // Странник. 1868, III, август-сентябрь, ноябрь.

124. Маккавейский. Воспитание у ветхозаветных евреев // Труды КДА. 1901. Т. II.

125. Он же. Древнееврейская школа // Труды КДА. 1903. Т. III.

126. Малицкий И. Собственные имена у древних евреев и их религиозно-историческое значение // Христианское чтение. 1882. Т. I. С. 284; Т. II. С. 598, 321, 623; 1883. Т. I. С. 27, 579.

127. Маслов И. Левиратный брак у древних евреев // Православный собеседник. 1879. Т. III.

128. Масперо. Древняя история народов Востока. М., 1903.

129. Матвеевский П., свящ. О Вавилоне в отношении к Священному Писанию // Странник. 1862, I, январь.

130. Он же. [Рецензия на:] Притчи Соломона, пер. с евр. прот. Г. Павского. СПб., 1862 // Странник. 1863, январь.

131. Он же. Об открытиях в Ниневии в отношении к Священному Писанию // Странник. 1861, IV, октябрь.

132. Он же. Свидетельство науки в пользу повествования Священного Писания о творении мира и всемирном потопе // Странник. 1863, II, май.

133. Милеант А., прот. К познанию Библии. Рига, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

134. Морошкин И., свящ. Прогресс и цивилизация допотопного мира // Странник. 1876, III.

135. МуретовМ. Внешний вид ветхозаветного храма // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1890. № 45-46.

136. Мухин. Состояние Палестины и Финикии в XV веке до нашей эры в связи с вопросом об успехах изучения древнеисторического Востока в истекшем столетии // Труды КДА. 1899. Т. III.

137. Мышцин В. Сущность ветхозаветного прообраза и значение его для ветхозаветных верующих // Вера и разум. 1894. № 10.

138. Н. [Рецензия на:] Келлог А. Авраам, Иосиф и Моисей в Египте. Нью-Йорк, 1896 // Христианское чтение. 1896, II.

139. Н.Т. [Рецензия на:] Попов В. Возвращение иудеев из плена вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры в Иерусалим (458). Киев, 1905 // Странник. 1905, ноябрь.

140. Н.С. [Рецензия на:] Поснов М. О судьбах библейского Израиля // Христианское чтение. 1907, I.

141. На развалинах Самарии // Православный собеседник. 1911. Т. II, ноябрь-декабрь.

142. Невзоров Н. Иудейские пророки, языческие прорицатели и поэты // Странник. 1874, IV.

143. Некрасов. Предсказания о Мессии в Пятикнижии Моисеевом // Православный собеседник. 1899. Т. I.

144. Никитин П. Воспитание и образование у древних евреев // Странник.

1879, ^п.

145. Он же. Синагоги иудейские как места общественного богослужения // Труды КДА. 1890. Т. I. С. 471-482, 637-73; Т. II. С. 442-457, 564-606; Т. III. С. 62-80, 439-480, 611-664; 1891, Т. I. С. 527-579; Т. II. С. 250-282,

436-495.

146. Николай, иером. Еврейские имена и их религиозно-нравственное значение // Богословский вестник. 1912. Т. I, апрель.

147. О жилищах древних иудеев // Христианское чтение. 1849, II.

148. О религии патриархальной // Христианское чтение. 1847, III.

149. О религии подзаконной // Христианское чтение. 1847, III.

150. О судьбе 10-ти колен Израильского народа после рассеяния их за Евфратом // Христианское чтение. 1855, II.

151. Олесницкий А.А. [Рецензия на:] Соколов В. Обрезание у евреев, историко-богословское исследование // Христианское чтение. 1894, II.

152. Он же. Гробница Аарона на горе Ор // Труды КДА. 1879. Т. I.

153. Он же. Древнееврейская музыка и пение // Труды КДА. 1871. Т. III.

154. Он же. Святая земля // Труды КДА. 1875. Т. I. С. 215-372, 481-569; Т. II. С. 98-192, 511-587; Т. III. С. 107-160; Т. IV. С. 375-350; 1876. Т. I. С. 50-111. Т. II. С. 336-409; Т. III. С. 249-276; Т. IV. С. 17-72.

155. Оссиев. Древне-еврейский обряд праздника Пасхи и его символическое и преобразовательное значение // Православный собеседник. 1900. Т. I.

156. П.А.В. Клинообразные надписи в отношении к Библейской ветхозаветной истории // Православный собеседник. 1873. Т. III.

157. Павлович А. Библейская космогония по учениям отцов и учителей Церкви // Странник. 1898. I-III.

158. Пальмов М.С. Научные мнения о происхождении идолопоклонства у древних евреев // Христианское чтение. 1897, II.

159. Переверзев. Отношение Ветхого Завета к браку и девству // Христианское чтение. 1903, III.

160. Петровский А., прот. Прежнее (ришонот) и новое (ходашот) второй части книги пророка Исаии // Христианское чтение. 1917, II.

161. Петровых. Самуил и Саул в их взаимных отношениях // Богословский вестник. 1900. Т. III.

162. П-ий А. [Рецензия на:] Миролюбов А. Из древнееврейской жизни. Быт еврейских царей. Библейско-археологическое исследование. Казань, 1898 // Странник. 1899, I.

163. Покровский А. Библейский профетизм и языческая мантика // Богословский вестник. 1909. Т. III.

164. Он же. Ветхозаветный профетизм как основная типическая черта библейской истории Израиля. // Богословский вестник. 1908.

165. Он же. Военачальник Давидов Иоав // Труды КДА. 1903. Т. II.

166. Он же. Разделение еврейского царства на царство иудейское и израильское // Труды КДА. 1885. Т. II. С. 3-48, 209-236, 339-379; Т. III. С. 22-48, 614-670; Т. IV. C. 231-274, 373-428, 515-570.

167. Полянский Е. Деньги древних евреев // Православный собеседник. 1912. Т. I, апрель-июнь.

168. Он же. О погребении Адама на Голгофе // Православный собеседник. 1908. Т. II.

169. Он же. Теории касательно Салима, города царя Мелхиседека // Православный собеседник. 1907. Т. III.

170. Попов В. Ездра-Неемия или Неемия-Ездра // Христианское чтение. 1904, III.

171. Попов Е., прот. Следы Священного Писания во Святой земле // Странник. 1871, IV.

172. Попович Г. Ефод // Труды КДА. 1914. Т. III, сентябрь-октябрь.

173. Попович Г. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной теократии // Труды КДА. 1913. Т. III, декабрь.

174. Он же. Положение женщины в библейской семье и обществе // Труды КДА. 1916. Т. I, январь.

175. Поснов М. [Рецензия на:] Попов В. Возвращение иудеев из плена вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры в Иерусалим // Христианское чтение. 1906, III.

176. Он же. Взаимодействие двух факторов в истории израильского народа — Божеского и человеческого // Труды КДА. 1903. Т. II.

177. Он же. К характеристике внутренней жизни послепленного иудейства // Труды КДА. 1904. Т. II. С. 314-413; Т. III.

178. Он же. Мессия и мессианское царство по изображению апокрифов и пророческих книг // Труды КДА. 1906. Т. I. С. 389-448; Т. II. С. 177-214.

179. Потоцкий И. Особенные причины неверия саддукеев в Иисуса Христа как Мессию // Вера и разум. 1900. № 24.

180. Приклонский. Ветхозаветное священство // Православный собеседник. 1901. Т. II.

181. Прозоровский Д. Библейская метрология // Странник. 1863, II, апрель.

182. Пророчества Валаама // Христианское чтение. 1830, 40.

183. Пророчество Иакова, касающееся его сынов, и в особенности Иуды // Христианское чтение. 1830. № 39.

184. Пророчества Моисея об иудеях // Христианское чтение. 1831. № 41.

185. Пророчества об Иакове и Исаве // Христианское чтение. 1829. № 36.

186. Пророчество Моисея о Пророке, подобном ему // Христианское чтение. 1831. № 41.

187. Пророчество об Измаиле // Христианское чтение. 1829. № 33.

188. Протасов Н. Первобытный человек Библии // Вера и разум. 1910. № 13.

189. Протопопов В. Еврейские патриархи // Православный собеседник. 1903. Т. II. С. 243-285; Т. III. С. 413-440, 561-589.

190. Он же. Период Судей // Православный собеседник. 1902. Т. II.

191. Протопопов И. Волхвы египетские, вавилонские и вифлеемские // Вера и разум. 1902. № 23-24.

192. Он же. Переход евреев через Чермное море // Православный собеседник. 1895. Т. II. С. 302-355; Т. III. С. 3-22, 93-148, 280-293.

193. Путешествие израильтян в землю Обетованную // Христианское чтение. 1830. № 39.

194. Рождественский А.П. Видение пророка Иезекииля на реке Ховар // Христианское чтение. 1895, I.

195. Рыбинский В. Вавилон и Библия // Труды КДА. 1903. Т. II.

196. Он же. Исторический очерк лжемессианских движений в иудействе // Труды КДА. 1901. Т. III.

197. Он же. [Рецензия на:] История Израильского народа // Труды КДА. 1902. Т. III.

198. Он же. Ветхозаветные пророки // Труды КДА. 1907. Т. III.

199. Он же. Древнееврейская суббота // Труды КДА. 1891. Т. III. С. 398-434, 545-595; 1892. Т. I. С. 230-278, 337-404, 546-587; Т. II. C. 304-342; Т. III. С. 116-141.

200. Он же. Очерк истории самарян // Труды КДА. 1895. Т. I. С. 425-472; Т. III.

С. 387-427.

201. Он же. Религиозное влияние иудеев на языческий мир в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства // Труды КДА. 1898. Т. III.

202. Сабинин К. С. Авраам и его потомки // Христианское чтение. 1829. № 35.

203. Сабинин К., прот. О состоянии иудеев в плену Вавилонском // Христианское чтение. 1839, III.

204. Савваитийский М. Египетские казни и исход израильтян из Египта // Христианское чтение. 1890, I.

205. Савич А. Боговидение пророка Илии при Хориве // Странник. 1915, II, август-сентябрь.

206. Сапожников А. О царской власти с Библейской точки зрения // Странник. 1899, III.

207. Светляков А., свящ. О местоположении земного рая // Странник. 1880, II.

208. Святой пророк Илия // Христианское чтение. 1851, II.

209. Семейные отношения по закону Моисея // Христианское чтение. 1878, II.

210. Скабалланович М. Что такое рай? // Труды КДА. 1907. Т. III.

211. Смирнов А.П. Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1887. № 40.

212. Смирнов А., проф., прот. Завет двенадцати патриархов сыновей Иакова. Введение и русский перевод. Казань, 1911 // Странник. 1912, февраль.

213. Соколов. Обрезание у евреев // Православный собеседник. 1890. Т. I. С. 21-292, 397-414, 464-502; Т. II. С. 237-283, 372-382; Т. III. С. 71-97, 212-225; 1891. Т. I. С. 140-154, 347-359, 466-479; Т. II. С. 125-223, 276-298; Т. III. С. 73-83, 114-131, 209-239, 267-296.

214. Соломин В. Жестокость Соломона и ее мотивы // Христианское чтение. 1911, I, апрель.

215. Соломон, его жизнь и время. Из книги английского писателя Фарара / Пер. А. Лопухина // Странник. 1888, I, январь-февраль; III, октябрь-ноябрь.

216. Стеллецкий, свящ. Брак у древних евреев // Труды КДА. 1891. Т. II. С. 511561; Т. III. С. 3-57, 171-210, 492-544; 1892. Т. II. С. 387-404; Т. II. С. 365-415, 567-628; Т. III. С. 225-260.

217. Стоянов И. Художественный натурализм в области библейских повествований // Вера и разум. 1890. Т. II.

218. Сысуев. Быт патриархов еврейского народа // Православный собеседник. 1900. Т. I. С. 419-463, 703-752; Т. II. С. 127-136; Т. III. С. 223-245, 388-428.

219. Тареев М. Законническое иудейство // Богословский вестник. 1907. Т. II.

220. Терновский С. Различные названия Иерусалима в Библии // Православный собеседник. 1912. Т. I, июнь.

221. Он же. Топография Иерусалима библейских времен // Православный собеседник. 1912. Т. II, ноябрь.

222. Он же. Значение имени Иерусалим // Православный собеседник. 1907. Т. II.

223. Он же. Праздник кущей у евреев // Православный собеседник. 1890. Т. III.

224. Титов Г., свящ. Заключительные объяснения по вопросу о ветхозаветном священстве // Христианское чтение. 1880, II.

225. Тихомиров П. Иудейство в V веке до Рождества Христова // Богословский вестник. 1903. Т. III.

226. Тихон, иером. Опыт изъяснения Ветхозаветных книг Священного Писания. Из записок на книгу Исход // Православный собеседник. 1861. Т. I. С. 3-47, 113-142, 148-217, 345-381; Т. II. С. 3-128, 205-240, 323-356; Т. III. С. 3-30, 109-139, 227-238; 1874. Т. I. С. 135-159.

227. Токаревский И. О полноте мессианского времени по свидетельству всемирной истории // Странник. 1876, I.

228. Троицкий В. Ветхозаветные пророческие школы (библейско-исторический этюд) // Вера и разум. 1908. № 18-20.

229. Троицкий И.Г. Чермное море // Христианское чтение. 1868, II.

230. Троицкий С. Новейшие открытия в области библейской истории // Странник. 1910, I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

231. Он же. Еврейский храм в Египте // Христианское чтение. 1908, I.

232. Он же. Пустыня // Христианское чтение. 1868, III.

233. Уманец С. Мусульманское сказание о библейском фараоне // Странник. 1892, II.

234. Филарет (Дроздов), архим. Начертание Церковно-Библейской истории. М., 1886.

235. Флавий Иосиф. Иудейские древности. Минск, 1994. Т. 2.

236. Фоменко. Города и села в Святой земле // Труды КДА. 1884. Т. III.

237. Он же. Заметки о гробе царя Давида // Труды КДА. 1898. Т. III.

238. Он же. Колодези и цистерны в Святой земле // Труды КДА. 1886. Т. III.

239. Фотий, архим. О явлении Бога Моисею на горе Хориве // Христианское чтение. 1862, II.

240. Хвольсон Д. А. О влиянии географического положения Палестины на судьбы древне-еврейского народа // Христианское чтение. 1875, I.

241. Херасков М., прот. Обозрение исторических книг Ветхого Завета. Владимир,

1879.

242. Хрисанфий, еп. Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на божество в древних языческих религиях // Христианское чтение. 1845, II.

243. Хронология книги Бытия от сотворения мира до Авраама // Христианское чтение. 1844, III.

244. Шингарев В., свящ. Ложные пророки в Ветхом Завете // Вера и разум. 1897. № 12, 14-16.

245. Юнгеров П. А. Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в книге пророка Даниила // Православный собеседник. 1888. Т. I.

246. Он же. Книга Есфирь и внебиблейские памятники // Православный собеседник. 1891. Т. II. С. 258-275; Т. III. С. 132-158.

247. Юрикас А., свящ. Чудесное превращение жезла Ааронова в змею. Опыт комментария к Исх. 7:10-12 // Странник. 1905, I.

248. Я.Б. Об идолопоклонстве евреев в период Судей // Православный собеседник. 1871. Т. II.

249. Яворский В. Отношение в Ветхом Завете институтов — пророческого и священнического // Вера и разум. 1903. № 22-23.

250. Якимов И.С. Где находился земной рай? // Христианское чтение. 1882, II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.