Научная статья на тему 'Жив ли архив? Актуальность архивных исследований на примере изучения неопубликованных манускриптов сэра Исаака Ньютона'

Жив ли архив? Актуальность архивных исследований на примере изучения неопубликованных манускриптов сэра Исаака Ньютона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
469
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЬЮТОН / НЬЮТОНИАНСТВО / АРХИВ / НЬЮТОНОВСКИЙ АРХИВ / АРХИВНАЯ РАБОТА / ЯХУДА / КЕЙНС / НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИЗРАИЛЯ / ИЗРАИЛЬ / ГРАФОЛОГИЯ / ТЕОЛОГИЯ / NEWTON / NEWTONIANISM / ARCHIVE / NEWTONIAN ARCHIVE / ARCHIVAL WORK / YAHUDA / KEYNES / NATIONAL LIBRARY OF ISRAEL / ISRAEL / GRAPHOLOGY / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаров К.С.

В статье изучена судьба ньютоновского архива, от смерти мыслителя до современности. Упомянуто, что основные архивные коллекции рукописей Ньютона в наши дни-это: 1) Кембриджский архив, библиотека Кембриджского университета, Великобритания; 2) Коллекция Яхуды, Национальная библиотека Израиля, Иерусалим, Израиль; 3) Коллекция Джона Мейнарда Кейнса, библиотека Королевского Колледжа, Кембриджский университет, Великобритания; 4) Коллекция Тринити-колледжа, библиотека Тринити-Колледжа, Кембриджский университет, Великобритания; 5) Оксфордская коллекция, библиотека Нового Колледжа, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания; 6) Национальные архивы в Кью, Лондон, Великобритания; 7) Коллекция библиотеки Джеймса Уайта, Университет Эндрюса, Беррьен-Спрингс, Мичиган, США; 8) Бодмеровская коллекция, библиотека Фонда Мартина Бодмера, Колоньи (под Женевой), Швейцария; 9) Бабсоновская коллекция, библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США; 10) Коллекция Сент-Эндрюс, библиотека Университета Сент-Эндрюс, Сент-Эндрюс, Великобритания; 11) Массачусетская коллекция, библиотека Массачусетского Технологического Института, Бостон, Массачусетс, США; 12) Техасская коллекция, библиотека Университета Техаса, Остин, Техас, США. Проанализирована история распродажи ньютоновских рукописей на аукционе Sotheby’s в 1936 г. Рассказано о работе автора данной статьи по исследованию ньютоновского архива в Национальной библиотеке Израиля (Иерусалим, Израиль). Показана эвристическая и когнитивная ценность архивной работы в век электронных технологий на примере работы с архивом Ньютона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THE ARCHIVE ALIVE? THE RELEVANCE OF ARCHIVAL STUDIES IN MODERN WORLD WITH THE INSTANCE OF NEWTON’S UNPUBLISHED MANUSCRIPTS RESEARCH

The article explores the fate of the Newtonian archive, from the death of the thinker to the present day. It is mentioned that the main archival collections of Newton’s manuscripts currently are: 1) Cambridge archive, Cambridge University Library, UK; 2) Yahuda Collection, National Library of Israel, Jerusalem, Israel; 3) The John Maynard Keynes Collection, King’s College Library, Cambridge University, UK; 4) Trinity College Collection, Trinity College Library, Cambridge University, UK; 5) Oxford Collection, New College Library, Oxford University, UK; 6) National Archives in Kew, London, UK; 7) Collection of the James White Library, Andrews University, Berrien Springs, Michigan, USA; 8) Bodmer Collection, Library of the Martin Bodmer Foundation, Cologny (near Geneva), Switzerland; 9) The Babson Collection, Huntington Library, San Marino, California, USA; 10) St. Andrews Collection, St. Andrews University Library, Scotland, UK; 11) Massachusetts Collection, Library of the Massachusetts Institute of Technology, Boston, Massachusetts, USA; 12) Texas collection, Library of the University of Texas, Austin, Texas, USA. The history of the sell-off of Newtonian manuscripts at the Sotheby’s auction in 1936 is analysed. The work of the author of this article on the research of the Newtonian archive in the National Library of Israel (Jerusalem, Israel) is described. The heuristic and cognitive value of archival work at the age of electronic technologies, is shown on the example of scientific research in Newtonian Yahuda’s archive.

Текст научной работы на тему «Жив ли архив? Актуальность архивных исследований на примере изучения неопубликованных манускриптов сэра Исаака Ньютона»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 091

К. С. Шаров

Кандидат философских наук, старший преподаватель философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова E-mail: const.sharov@ mail.ru

Konstantin S. Sharov

PhD (Philosophy), Senior Lecturer of Philosophy Department, M. V. Lomonosov Moscow State University

ЖИВ ЛИ АРХИВ? АКТУАЛЬНОСТЬ АРХИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ МАНУСКРИПТОВ СЭРА ИСААКА НЬЮТОНА

В статье изучена судьба ньютоновского архива, от смерти мыслителя до современности. Упомянуто, что основные архивные коллекции рукописей Ньютона в наши дни—это: 1) Кембриджский архив, библиотека Кембриджского университета, Великобритания; 2) Коллекция Яхуды, Национальная библиотека Израиля, Иерусалим, Израиль; 3) Коллекция Джона Мейнарда Кейнса, библиотека Королевского Колледжа, Кембриджский университет, Великобритания; 4) Коллекция Тринити-колледжа, библиотека Тринити-Колледжа, Кембриджский университет, Великобритания; 5) Оксфордская коллекция, библиотека Нового Колледжа, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания; 6) Национальные архивы в Кью, Лондон, Великобритания; 7) Коллекция библиотеки Джеймса Уайта, Университет Эндрюса, Беррьен-Спрингс, Мичиган, США; 8) Бодмеровская коллекция, библиотека Фонда Мартина Бодмера, Колоньи (под Женевой), Швейцария; 9) Бабсоновская коллекция, библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США; 10) Коллекция Сент-Эндрюс, библиотека Университета Сент-Эндрюс, Сент-Эндрюс, Великобритания; 11) Массачусетская коллекция, библиотека Массачусетского Технологического

Как цитировать статью: Шаров К. С. Жив ли архив? Актуальность архивных исследований на примере изучения неопубликованных манускриптов сэра Исаака Ньютона // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1, №3(50). С.98-119.

Института, Бостон, Массачусетс, США; 12) Техасская коллекция, библиотека Университета Техаса, Остин, Техас, США.

Проанализирована история распродажи ньютоновских рукописей на аукционе Sotheby's в 1936 г.

Рассказано о работе автора данной статьи по исследованию ньютоновского архива в Национальной библиотеке Израиля (Иерусалим, Израиль). Показана эвристическая и когнитивная ценность архивной работы в век электронных технологий на примере работы с архивом Ньютона.

Ключевые слова: Нютон, ньютонианство, архив, ньютоновский архив, архивная работа, Яхуда, Кейнс, Национальная библиотека Израиля, Израиль, графология, теология

Talia monstrantem justis celebrate Camœnis, Vos qui cœlesti gaudetis nectare vesci, Newtonum clausi reserantem scrinia Veri, Newtonum Musis carum1.

Эдмунд Галлей. «Ода Ньютону»

Введение

Зря говорят, что в современном мире Интернета, социальных сетей, передачи информации со скоростью света, а также электронных портативных «думающих телефонов», не осталось места чудесам архивов и забытых источников.

Автор данной работы почувствовал на себе всю магию и волшебство работы в архивах Национальной библиотеки Израиля в Иерусалиме весной-летом 2017 года, а также зимой 2018 года, когда исследовал неопубликованные рукописи английского ученого, богослова и философа Исаака Ньютона, касающиеся религии, химии, истории, права, образования и политики.

Конечно, в современном мире мы знаем о «другом» Ньютоне гораздо больше, чем знали до 1991 года. Под словом «другой» я имею в виду не Ньютона-ученого, гения математики и экспериментальной науки,

1 О вы, которые питаетесь небесным нектаром, Придите со мною вместе исполнить гимн

В честь Ньютона, открывшего спрятанные сокровища Истины, В честь Ньютона, дорогого Музам (перевод с латинского - К.Ш.).

а Ньютона-богослова, историографа, экзегета и герменевтика — словом, того Ньютона, который, по словам знаменитого британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, был «не первым из просветителей, а последним из магов, последним из вавиловян и шумеров» [11]. Да, именно в 1991 году, после череды непрекращающихся судебных тяжб, израильские власти пошли на некоторое «рассекречивание» (если здесь употребимо это слово) ньютоновских архивов из Национальной библиотеки Израиля в Иерусалиме. Ряд рукописей был снят на микрофильмы и предоставлен для просмотра научным коллективам и отдельным исследователям, изучавшим творчество Ньютона. Сейчас неизвестный Ньютон открылся миру еще в большей степени: некоторые манускрипты и дневники переведены на современный английский язык, отредактированы, систематизированы, а к некоторым можно даже получить доступ по Сети!

Но, во-первых, Сеть все еще не позволяет получить доступа к большинству работ. А во-вторых, и это, с моей точки зрения, самое главное, она не позволяет «прочувствовать» Ньютона — то, что дает работа в архиве.

Подержать в руках (правда, под надзором работников архива!) дневники, записные книжки и листы пожелтевшей от времени бумаги, «вдохнуть» саму атмосферу XVII века вместе с пылью ньютоновского дома в Кембридже, увидеть резкий, отрывистый, с большим наклоном, но отчетливый до мелочей почерк гения — что может быть лучше? Что может быть более аутентичным? По моему мнению, нам, в наш век суррогатов, простирающихся от заменителя сливок до заменителя ума, как раз очень не хватает магии прикосновения к подлинному!

Краткая историческая справка о Ньютоне

Что мы увидим, если обратимся к исторической справке об английском мыслителе?

Исаак Ньютон (1642-1726) (Комментарий 1), один из величайших умов человечества, заложивший фундамент современной физики, математики, оптики и научного метода, талантливый богослов и христианский проповедник, родился в городке Вулсторпе в Линкольншире в канун Рождества 1642 г. Ньютон окончил Тринити-колледж в Кембридже в 1661 г., получив степень бакалавра (1665 г.) и степень магистра богословия (1668 г.). Он стал членом колледжа в 1667 г., и всего лишь за один год подготовил докторскую диссертацию [1; 5].

Крайне парадоксально, что в 1669 г., в возрасте двадцати шести лет, после защиты докторской по богословию он был назначен профессором математики (Комментарий 2)! Был избран членом Королевского научного общества в 1672 г. В 1696 г. Ньютон перебрался в Лондон, где стал служащим, а затем — директором Королевского монетного двора. Был избран президентом Королевского общества в 1703 г.; в 1705 г. был посвящен в королевские рыцари (получил право использовать титул «сэр»).

Однако восприятие Ньютона широкой аудиторией как апологета детерминированного и чисто механического космоса, атеистического и рационалистического сторонника теории механистической Вселенной наподобие Декарта или Демокрита глубоко ошибочно. Откуда же взялось это заблуждение? Оно берет начало в работах многих авторитетных деятелей Просвещения, которые решили изобразить Ньютона защитником их собственных воззрений (Гольбаха, Вольтера, Дидро и прочих) [4, с. 20]. На самом деле натурфилософ и богослов Ньютон — скорее универсальный мыслитель, близкий по духу к великим умам Ренессанса: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Кардано, Николаю Кузанскому и Марсилио Фичино. Его натурфилософия не просто неотделима от его богословия, она базируется на его естественном богословии (Комментарий 3).

Нужно отметить, что около 96% ньютоновских работ по теологии так и остаются до сих пор неопубликованными, и, возможно, отчасти по этой причине широкой общественности Ньютон совершенно неизвестен как религиозный мыслитель. Почему же подавляющее большинство его работ до сих пор остаются уделом архивов?

Судьба ньютоновского архива

Удивительно, но история ньютоновских работ — это пример того, как можно пренебречь до самой предельной степени творениями одного из самых великих умов человечества.

После смерти Ньютона в 1726 г. оценщики его имущества Коминс и Уорд сочли, что только работы, опубликованные позднее в «Хронологии древних царств», достойны печати, и они оценили весь архив в 250 £ [23, с. 294]. В период с 20-го по 26 мая 1727 года Томас Пеллет составил список, в котором перечислялась 81 фундаментальная рукопись, из которых, как он посчитал, только пять могут быть напечатанными, а именно «рукописи № 33 (De motu corporum secundus на 56 листах фолио); № 38 («Парадоксальные вопросы, касающиеся Афанасия» на 31

листе фолио); № 61 («Незаконченный математический трактат»); № 80 (аннотация «Хронологии» на 12 листах фолио, а сама «Хронология» — на 92 листах фолио»), и № 81 («История пророчеств в 10 главах и 11-й незавершенной» — на 40 листах фолио)» [12, с. 38].

Как видно из ряда рукописей Ньютона с заметками и комментариями Джона Кондуитта, например рукописи «Исторический отчет о двух известных искажениях Писания в письме к другу» (теперь хранится в Новом колледже в Оксфорде под номером М8. 361.4), сам Кондуитт серьезно интересовался документами, которые получил по наследству, и предпринимал шаги по их публикации — в основном безуспешные. После 1740 году, как я опишу подробно в следующей главе, коллекция Кондуитта стала достоянием графов Портсмутов (Уоллопов) [9, с. 140-142].

Учитывая уникальную прижизненную славу Ньютона, а также его известную религиозность, значительное количество современников Кондуитта (с разной степенью знания о реальном содержании ньютоновского архива) продолжали спекулировать о ньютоновских богословских взглядах, даже не видя самого архива. Однако в сборе средств для публикации самих трудов Ньютона, похоже, никто не был заинтересован.

Показателен следующий пример небрежного обращения с теологическими сочинениями Ньютона после его смерти — с теми сочинениями, которые он сам считал главным достижением своей жизни [15, с. 236]!

В 1755 году собрание богословских и исторических рукописей было отправлено семьей Уоллопов ньютонианцу Артуру Эшли Сайксу, который скомпоновал их перепись в соответствии с завещанием племянницы Ньютона Кэтрин Кондуитт, составленным в 1737 году, за два года до ее смерти. В завещании Кэтрин ясно указывается, что «исполнитель ее воли должен выложить все трактаты Ньютона, относящиеся к Божественности, перед доктором Сайксом... в надежде, что он подготовит их к опубликованию. И все документы, как я распоряжаюсь, должны быть выверены, напечатаны и опубликованы, и эта работа должна быть произведена с большой ответственностью, осторожностью и точностью» [2, т. 2, с. 280-284]. Однако Сайкс ничего такого не сделал. За исключением рукописи «Два примера искажений», печатная версия которой появилась в 1754 году, Сайкс посчитал, что почти ни одна из рукописей, присланных ему, не пригодна для публикации! Затем эти документы перешли в руки преподобного Джеффри Экинса, чья семья,

в свою очередь, передала их в Новый колледж, Оксфорд, в 1872 г., в том самом году, когда граф Портсмут передал свою коллекцию в Кембридж.

В отличие от теологических сочинений Ньютона, к которым сразу было выказано такое предельное пренебрежение, ряд философских, физических и математических его статей, а также большое количество писем некоторое время циркулировали среди знатоков, хотя работы по химии и общественным наукам оставались полностью неизвестными, за исключением лишь очень немногих близких Ньютону людей, таких как Кондуитт, Уильям Уистон или Фатио де Дюйе.

В частности, математик Уильям Джонс, который выпустил сборник ряда математических работ Ньютона еще в 1711 году, имел доступ ко многим документам Ньютона, а также к копиям его ранних работ, сделанным Джоном Коллинзом [21]. Многие ученые, такие как, например, Томас Берч, обращались к Джонсу для доступа к этим документам, которые, учитывая относительную сложность просмотра материала Кондуитта, отлично обеспечили бы фактуальным материалом исследование математических работ Ньютона. Точно так же, в свете различных намеков, отраженных в «Вопросах» — приложениях к изданиям книги «Оптика» (1704, 1706 (латинская версия) и 1717), естествоиспытатели-физики, исходя из неопубликованных рукописей, стремились понять истинные взгляды Ньютона на природу материи, эфира, пространства, времени и гравитации. Итак, математики и физики всячески стимулировали публикацию ньютоновских текстов по естественным наукам и математике, но не по богословию, химии или социальным наукам. Так, существенный материал из научных рукописей Ньютона появился в издании Томаса Берча в конце 1730-х годов.

Видя непреклонный рост общественного интереса к философским, физическим и математическим работам Ньютона, будущий епископ Рочестера Самюэль Горслей отредактировал и издал якобы «Полное собрание сочинений Ньютона» (1779-1785), которое, хотя было не полным даже на пятую часть, на протяжении более века свидетельствовало для многих исследователей об удивительно широком интеллектуальном поле, в котором работал Ньютон [16]. В рамках подготовки данного издания епископ Горслей и Уильям Манн Годсколл составили рукописный каталог документов Ньютона в Херстборн-парке (доме семьи графов Портсмутов и, соответственно, месте хранения их ньютоновской коллекции) в 1777 году, отметив некоторые рукописи звездочкой, пред-

положительно, чтобы показать их пригодность для публикации [22, с. 115]. Несмотря на утверждения Горслея о полноте его издания (как он писал, «здесь собраны все работы сэра Исаака Ньютона, которые только существуют в мире»), кампания по публикации была чрезвычайно консервативной и в основном сосредоточена на повторной публикации материала, который уже был в общественном достоянии. В частности, Горслей уклонился от публикации каких-либо доказательств химических интересов Ньютона, а также полностью отбросил теологические тексты! Тем не менее, несмотря на несколько претенциозное заявление редактора, работа Горслея и Годсколла во многом удовлетворяла требованиям научной аудитории и побудила, например, знаменитого историка Эдуарда Гиббона начать поиск различных ньютоновских рукописей, относящихся к ранней церковной истории, в рамках подготовки его монументального произведения «Закат и падение Римской империи» [22, с. 120].

В течение сотни лет после визита Горслея и Годсколла в Херстборн для исследования манускриптов Ньютона к графам Портсмутам не обращался никто из ученых, хотя такие исследователи, как Джозеф Эдлстон, использовали другие архивы, в первую очередь в библиотеке Королевского общества и библиотеках Кембриджского университета и Тринити-колледжа в Кембридже [23, с. 264].

В XIX в. Дж. Х. Монк, Фрэнсис Бейли и Дэвид Брюстер имели доступ к коллекции Херстборна после того, как Генри Феллоуз, племянник третьего графа Портсмута, предоставил им разрешение на ознакомление с ньютоновским архивом для подготовки книг о жизни и работах Ричарда Бентли, Джона Флемстида и Ньютона [23, с. 266].

Библиотека графа Портсмута

Остановимся чуть подробнее на том, как архив Ньютона попал в Херстборн — в частную коллекцию графов Портсмутов.

Когда, не дожив двух недель до Пасхи, Ньютон умер 20 марта 1726 г. (Комментарий 4), он, как мы знаем, не оставил завещания, и было совершенно непонятно, что делать с его огромным архивом и библиотекой. Детей у Ньютона не было (он никогда не был женат). Как я уже упомянул, по праву наследования все рукописи были переданы его племяннице Кэтрин и ее мужу Джону Кондуитту, преемнику Ньютона на посту директора Монетного двора. В 1740 г. дочь Кондуитта и Кэтрин, Кэтрин младшая, вышла замуж за Джона Уоллопа, который стал виконтом

Лимингтоном, когда король Джордж пожаловал его отцу титул первого графа Портсмута. Этот Уоллоп стал со временем вторым графом Портсмутом, и рукописи Ньютона таким окольным путем перешли ко всем последующим поколениям семьи графов Портсмутов.

В 1872 г. пятый граф Портсмут, будучи человеком сознательным, передал все рукописи Ньютона, которые были в его частном архиве, Кембриджскому университету, где они были систематизированы и оценены, при этом был составлен их подробный каталог. Любопытно, что одна лишь подробная систематизация и перепись рукописей Ньютона, которыми руководил астроном Адамс (да-да, тот самый, который открыл планету Нептун!) заняла в Кембридже более десяти лет [7, с. 37]. Основываясь на этом каталоге, можно утверждать, что граф любезно представил все математические и физические рукописи Университету, и именно они сейчас образуют библиотеку «Портсмутская коллекция» (MSs Add. 3958-Add. 4007). Однако большую часть рукописей граф оставил в своей частной коллекции — это рукописи Ньютона по теологии, химии, политике, праву, экономике и финансам, а также педагогике.

Его потомок, будучи, наоборот, человеком крайне несознательным и испытывая финансовые затруднения, решил с помощью великого наследия Ньютона поправить расшатавшееся после Первой мировой благополучие собственной семьи. Бесценные рукописи Ньютона пошли с молотка на аукционе Sotheby's в Лондоне в 1936 году и были проданы большому количеству библиотек и частных коллекционеров!

Где сейчас находятся архивы Ньютона?

Наверное, найдется мало великих умов человечества, если найдется вообще, рукописи которых были бы столь разбросаны по свету, как манускрипты Ньютона. В настоящее время нет даже подробного каталога владельцев всех до последней рукописей. Известно местоположение основных, наиболее известных его работ, однако чуть ли не каждый год всплывает какая-нибудь новая рукопись в какой-нибудь частной коллекции, о существовании которой все успели забыть или никто это не документировал в свое время [7, с. 217]. Экспертиза показывает, что, несмотря на большое количество подделок со стороны людей, желающих прославиться на имени Ньютона, настоящих находок очень много.

Ниже я перечислю самые известные библиотечные ньютоновские архивы на сегодняшний день, однако нужно помнить, что их коллекциями

полное собрание ньютоновских сочинений далеко не исчерпывается.

1. Кембриджский архив, библиотека Кембриджского университета, Великобритания.

2. Коллекция Яхуды, Национальная библиотека Израиля, Иерусалим, Израиль.

3. Коллекция Джона Мейнарда Кейнса, библиотека Королевского колледжа, Кембриджский университет, Великобритания.

4. Коллекция Тринити-Колледжа, библиотека Тринити-Колледжа, Кембриджский университет, Великобритания.

5. Оксфордская коллекция, библиотека Нового колледжа, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания.

6. Национальные архивы в Кью, Ричмонд, Суррей, Великобритания.

7. Коллекция библиотеки Джеймса Уайта, Университет Эндрюса, Беррьен-Спрингс, Мичиган, США.

8. Бодмеровская коллекция, библиотека Фонда Мартина Бодмера, Колоньи (под Женевой), Швейцария.

9. Бабсоновская коллекция, библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США.

10. Коллекция Сент-Эндрюс, библиотека Университета Сент-Эндрюс, Сент-Эндрюс, Великобритания.

11. Массачусетская коллекция, библиотека Массачусетского технологического института, Бостон, Массачусетс, США.

12. Техасская коллекция, библиотека Университета Техаса, Остин, Техас, США.

Помимо этих больших библиотек, в которых хранится от нескольких десятков до нескольких сотен работ, множество манускриптов Ньютона разбросано по библиотекам, которые насчитывают всего лишь несколько рукописей. К сожалению, много манускриптов осело после лондонской распродажи 1936 г. в частных руках и поэтому они, по сути, закрыты для научного исследования. И, что самое печальное, много работ, похоже, потеряно — если не навсегда, то, по крайней мере, на неопределенный срок.

Таков итог печального мероприятия в Sotheby's, когда жадность человеческая проэксплуатировала наследие гения. Любопытно, что деньги, полученные семьей Уоллопа, графа Портсмута, давно потрачены, а ущерб архиву Ньютона нанесен колоссальный, последствия его будут ощущаться еще не одну сотню лет. Причем дополнительную парадок-

сальность ситуации придает тот факт, что при жизни самого Ньютона семья Уоллопов вообще была с ним не знакома! И эта семья спустя двести лет распродала его интеллектуальную собственность, которая явно должна принадлежать всему миру [7, c 48].

Стоимость рукописей Ньютона сегодня

Сегодня рукописи Ньютона оцениваются крайне высоко. Для того чтобы оценить уровень, приведу несколько цифр. Оригинал первого издания «Математических начал натуральной философии» сейчас в Великобритании можно купить/продать примерно за полмиллиона фунтов стерлингов. За отдельную законченную рукопись библиотеки могут предложить до 200 000 фунтов. Даже за клочок бумаги с черновыми пометками Ньютона, не составляющими отдельной рукописи, можно получить 20-30 тысяч фунтов — парадоксально, но полный архив Ньютона в 1936 г. был распродан за много меньшие деньги!

Великая распродажа 1936 года

Итак, очередной Уоллоп, виконт Лимингтон, выставил «Портсмутские документы» (так именовался ньютоновский архив в каталогах аукциона Sotheby's ) на продажу летом 1936 года (Комментарий 5). С одной стороны, это событие, конечно, разрушило архив, но с другой — наконец раскрыло всю полноту интересов Ньютона, и человечество поняло, что, в сущности, вообще не знало истинного Ньютона в течение более чем 200 лет после его смерти.

Сам аукцион проходил в торговом доме Sotheby's 13 и 14 июля 1936 г. Задача организации каталога выставляемых на продажу работ в чрезвычайно сжатый период легла на плечи Дж. К. Тейлора, главного каталогиста Sotheby's в отделе книг и рукописей. Хотя работа по систематизации проводилась в сверхсжатые сроки, каталог Тейлора во многих отношениях является настоящим достижением, и на протяжении более шести десятилетий эта перепись была самым значительным ресурсом для ученых, пытающихся отслеживать отдельные рукописи, разошедшиеся по миру при Великой распродаже. Любопытно, что Тейлор за один месяц сделал больший объем работ по классификации и переписи работ Ньютона, чем открыватель Нептуна Адамс за пятнадцать лет (Комментарий 6) [3, с. 130]!

Сама распродажа была подпорчена конкурирующим лондонским

аукционным домом Christie's, где в эти же числа на продажу была выставлена коллекция картин импрессионистов Генри Оппенгеймера. Продажа всего архива Ньютона собрала чуть более 9 000 £ — существенно меньше, чем 18 000 $, оплаченных неизвестным покупателем за один помятый черновой лист с чернильными кляксами, прилагавшийся к рукописи «Парадоксальные вопросы», на аукционе в 2001 году!

Кейнс и Яхуда

Будучи предупрежденным своим братом о распродаже в самый последний момент (за полтора дня), знаменитый британский экономист Джон Мейнард Кейнс, как он сам потом признавался, не смог осознать ценности ньютоновского архива до тех пор, пока торги не были полностью завершены [7, с. 4].

Поняв это, он немедленно приступил к скупке разлетевшихся во всех направлениях рукописей Ньютона как у отдельных лиц, так и у дилеров, наиболее известными из которых были братья Мэггс в Лондоне. Как указано в примечаниях к отдельным рукописям в каталоге распродажи, на самом аукционе Кейнс после отсеивания мелких покупателей вскоре столкнулся лицом к лицу с еврейским антикваром, ученым и бизнесменом Абрахамом Шаломом Иезекиилем Яхудой (1877-1951), человеком широкого профиля, который особенно интересовался богословским наследием Ньютона. И основной бой за работы Ньютона развернулся как раз между Кейнсом и Яхудой.

Хотя Кейнс также интересовался историко-религиозными и богословскими сочинениями Ньютона, ему пришлось в конечном счете сосредоточиться в основном на скупке алхимических бумаг, поскольку он не мог себе позволить купить все просто в силу нехватки средств. По сути, Кейнс к аукциону был явно не подготовлен из-за того, что событие в Sotheby's нигде не освещалось, и каталоги были сформированы лишь за какой-то месяц до аукциона. Кейнс впоследствии часто переписывался с Яхудой, и они обменялись рядом рукописей: Кейнс передал Яхуде некоторые теологические сочинения, а Яхуда взамен отдал химические работы. В 1946 году Кейнс завещал свою коллекцию библиотеке Королевского колледжа Кембриджа, и так широкая научная общественность получила доступ к химическим и социально-научным творениям великого английского ученого, однако за исключением одного «но»: его теологические работы, ушедшие к Яхуде, оставались закры-

тыми для исследователей. А если принять во внимание, что этих работ Ньютона в три раза больше, чем всех других вместе взятых, к тому же на ньютоновских теологических воззрениях во многом базируются его взгляды в философии и науке, то очевидно, что это было большим «но».

История архива Яхуды сложнее. До Яхуды доходили слухи о том, что работы Ньютона могут оказаться полезными для дела сионизма. После смерти Яхуды в 1951 г. судьба архива была решена только после ряда судебных тяжб между прямыми наследниками Яхуды, библиотеками и государством Израиль. В конечном итоге документы были переданы в Еврейскую национальную и университетскую библиотеку (сейчас она называется Национальной библиотекой Израиля), и именно эти архивы Ваш покорный слуга исследовал на протяжении последних полутора лет.

Хотя в других библиотеках, перечисленных в данной статье чуть выше, есть крайне важные документы, в частности огромная теологическая рукопись со множеством примечаний и черновиков в библиотеке Фонда Мартина Бодмера под Женевой или уникальная коллекция богословских работ, собранная американкой Грейс К. Бабсон, сейчас хранящаяся в библиотеке Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния, США, ясно, что удивительный и бесценный материал в коллекции Яхуды в Иерусалиме безусловно является самым значительным для понимания религиозных воззрений Ньютона.

Если с Кейнсом и его интересом к работам Ньютона все достаточно понятно, то возникает вопрос: зачем еврейскому антиквару и бизнесмену теологические работы английского богослова? Конечно, можно было бы предположить, что, будучи востоковедом, историком и филологом, Яхуда просто хотел пополнить собственную коллекцию интересным персонажем европейской науки, который, по слухам, писал что-то о Востоке. Но такая точка зрения будет в корне неверной.

Яхуда был страстным сионистом; он был в числе тех евреев, которые в период между мировыми войнами активно возрождали государство Израиль, курсировав между Британским мандатом Палестиной, британским правительством и банковским домом Ротшильдов, предоставлявшим финансовую поддержку для реставрации Израиля [7]. Яхуда участвовал в торжествах 1948 г., когда Израиль был воссоздан, а некоторые из его родственников были в числе первых израильских депутатов и членов израильского правительства. Явно, что такой человек не мог просто так биться до последнего с Кейнсом на аукционе из-за каких-то непонятных

работ, ценности которых он не понимал. Наоборот, есть все основания полагать, что, в отличие от Кейнса, Яхуда как раз отлично осознавал всю ценность теологических сочинений Ньютона — ценность не только для себя, но и для всего еврейского общества.

Так как же Ньютон связан с воссозданием Израиля?

Библиотека Ньютона и гебраистика

У Ньютона с ранней молодости был глубокий интерес к еврейскому вопросу. Его библиотека сама по себе дает этому достаточные доказательства. В ней хранились пять работ Маймонида [10, №№ 1018-1022], на которые Ньютон делал множество ссылок в своих рукописях. У него также хранились «Толковая каббала» Кристиана Кнорра фон Розенрота (Комментарий 7) и работы иудейского философа I в. Филона [9, с. 89-103; 10, №№ 873, 1300]. Рукописи Ньютона показывают, что он часто использовал Талмуд [10, № 206] для сравнения с Ветхим Заветом Библии и был хорошо осведомлен о талмудической маймонидовской экзегезе [15, с. 46, 68]. Хотя на иврите Ньютон не говорил и не писал так же свободно, как на латинском и греческом языках, он изучил древнееврейскую грамматику и исследовал многие иудейские источники в оригинале [10, №№ 321, 351, 1470]. Большое внимание в сочинениях Ньютона уделяется изучению Иерусалимского Храма и его ритуалов [14, с. 268]. Его увлечение этой темой во многом было обусловлено важностью понимания как сложностей иудейских религиозных ритуалов, так и архитектуры Храма для интерпретации пророчеств [17, ч. 3с, л. 6г]. В ньютоновской библиотеке также хранились некоторые работы по этим предметам [10, №№ 842, 1469, 1714]. Еще одно свидетельство его исследований о Храме — его октаво-Библия (Библия маленького формата), страницы которой сильнее всего загрязнены на страницах пророчества Иезекииля в разделе, посвященном архитектуре Храма [10, №№ 188].

Несколько ученых указывали на то, что Ньютон использовал ряд элементов еврейского богословия для своей собственной теологической системы. Хотя вряд ли можно согласиться с Кейнсом, который после ознакомления с рукописями, доставшимися ему после распродажи, охарактеризовал Ньютона как «иудейского монотеиста школы Маймонида» [19, с. 30]. Необходимо признать, что Ньютон действительно в ранний период своего творчества почерпнул некоторые идеи не только из Маймонида, но и из других иудейских богословских источников.

Хотя, с моей точки зрения, другие богословские традиции, такие как соционизм, были даже более важны для формирования его исходного взгляда на Единого Бога, ряд важных исследований о влиянии философии Маймонида на Ньютона помогает до определенной степени понять высказывание Кейнса [20, с. 216-229].

Доказательства интереса Ньютона к истории еврейского народа также присутствуют в его библиотеке, в которую вошли несколько историй еврейской нации, в том числе две работы еврейского историка Иосифа Флавия [10, №№ 132, 133, 749, 1348]. Ссылки на Иосифа Флавия встречаются во многих манускриптах Ньютона, а современный исследователь Ньютона Фрэнк Мануэль убедительно показывает, что Ньютон был сильно впечатлен защитной аргументацией Иосифа в пользу евреев [14, с. 92-93]. Действительно, посмертно опубликованная ньютоновская работа «Исправленная хронология древних царств» (The Chronology of Ancient Kingdoms Amended) — по сути, аргументация религиозного и богословского приоритета древнееврейской цивилизации над языческими народностями [14, с. 108; 18, с. 35-39].

Кроме того, среди ньютоновских литературных сборников о путешествиях присутствуют четыре подробных отчета о Ливане и Палестине [10, №№ 918, 1041, 1322]. Сюда же можно добавить книгу Ланселота Аддисона «Современное состояние евреев» (1675) [10, № 11]. Эти источники предоставили Ньютону достаточно точные и современные на тот момент данные о состоянии как Земли Обетованной, так и еврейской диаспоры.

С другой стороны, в библиотеке Ньютона поразительна относительная скудость, если не сказать — почти полное отсутствие — комментариев на пророчества и других книг, посвященных возвращению евреев в Палестину.

Похоже, что, изучив лишь классические произведения Мида (и в меньшей степени Генри Мора), Ньютону, в основном, пришлось исследовать проблему рассеяния и возвращения еврейской нации самостоятельно, без какого-либо существенного задела до него, ибо, хотя такой задел был, Ньютон, по-видимому, был категорически не согласен с большинством «традиционных» англиканских богословов по поводу еврейского вопроса. Тем более в этом контексте велика роль самого Ньютона. Ньютонианец Уильям Уистон в своем опубликованном обзоре знаменитой книги Ньютона «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна Богослова» сделал аналогичный вывод [24, с.

270]. Хотя прямые ссылки на современников редко встречаются в работах Ньютона, у него, безусловно, были сильные разногласия со многими современными ему экзегетическими тенденциями — в первую очередь англиканскими, что ставило его в двусмысленное положение по отношению к Церкви Англии.

Основные характеристики трактовки Ньютоном еврейского вопроса

1. Первое, что можно сказать о неопубликованных ньютоновских исследованиях судьбы и будущего еврейской нации, это то, что он — решительный сторонник премилленаристской эсхатологии. Ньютон отстаивал идею о необходимости буквальной трактовки пророчеств.

2. Во-вторых, он был столь же ревностным реставрационистом, т.е. отстаивал идею о возвращении евреев в Палестину и создании ими нового государства Израиль.

3. В-третьих, ясно, что Ньютон работал над интерпретацией возвращения евреев на протяжении практически всей жизни. Самые ранние примеры исследования им еврейского вопроса относятся к его первому апокалиптическому трактату начала 1670-х гг. и продолжаются до конца его жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В-четвертых, Ньютон не посвящает ни одного трактата исключительно возвращению евреев, а скорее распределяет эту тему на многие свои рукописи, от небольших и часто повторяющихся комментариев до подробных параграфов и глав — это обстоятельство делает необходимым исследование многих работ Ньютона, чтобы понять его основные идеи, связанные с еврейским вопросом.

5. Наконец, в-пятых, Ньютон считал, что Священное Писание изобилует пророчествами, связанными с изгнанием, рассеянием, возвращением и обращением евреев, особенно в пророческих книгах Ветхого Завета.

Изо всего этого становится понятным крайний интерес Яхуды к архиву Ньютона. Еврейский антиквар и бизнесмен планировал извлечь безусловную практическую пользу из сочинений Ньютона для возрождения государства Израиль — и, я уверен, извлек.

Не будем забывать, что Ньютон крайне точен в своем расчете возвращения еврейской нации на Святую Землю и воссоздания государства Израиль. Его последняя калькуляция дает 1944 год вместо 1948 года в действительности. Если учесть, что Ньютон в своих расчетах исходил из библейских пророчеств и исторических данных и произвел вычисления

более чем за 250 лет до возрождения израильской государственности, то его предсказание может быть названо одним из наиболее точных в истории человеческой мысли — его точность составляет 99,7%!

Другой вопрос: нет ли обратной связи между калькуляцией Ньютона и датой воссоздания израильской государственности? Мы принимаем как данность, что никто из политиков, финансистов и общественных деятелей, принимавших участие в возрождении Израиля, не подгонял дату этого события под вычисления Ньютона. А если, в самом деле, была некая обратная связь? Ведь после того, как Яхуда ознакомился с ньютоновскими вычислениями сам и, естественно, ознакомил с ними многих лидеров еврейского движения, могло произойти некоторое ускорение и даже изменение политических процессов, приведших в итоге к воссозданию Израиля?

Так или иначе, думаю, на этот вопрос дать прямой ответ практически невозможно. Ясно одно — если обратная связь и была, то ее роль не стоит преувеличивать, поскольку политические круги в Великобритании серьезно задумались о воссоздании государства Израиль на территории бывшей турецкой Палестины в 1917 г., когда Яхуда еще не купил на аукционе труды Ньютона.

Моя работа в Национальной библиотеке Израиля

Исследуя теологическое творчество Ньютона, я пришел к выводу, что без очного посещения израильского архива Яхуды в Национальной библиотеке Израиля не обойтись.

Попасть в библиотеку легко, а вот получить разрешение на работу с ньютоновским архивом — задача не из простых. Заявление на имя директора библиотеки с приложением обосновывающих документов надо подавать как минимум за полгода. Лично мне, например, для получения допуска понадобилось ходатайство Русской Православной Церкви о разрешении на работу с богословскими рукописями Ньютона.

Библиотека — место вполне современное, но, попадая в нее, сразу чувствуешь, что находишься на стыке цивилизаций — Восток и Запад сходятся здесь как в некоем эпицентре, оставляя в душе непреодолимое ощущение тайны — я бы даже сказал, мистерии. Именно здесь рождались истории о Ларе Крофт и Индиане Джонсе, о том, как они искали забытые человечеством манускрипты с целью понять и возродить древние традиции.

Итак, чувствуя себя немножко Индианой Джонсом, захожу в библи-

отеку первый раз в жизни. Все документы на руках, разрешение от директора получено, персонал в курсе. Вроде бы, что может случиться? Но в Израиле может случиться что угодно и когда угодно, так что чуть-чуть, конечно, волнуюсь. Обращаюсь к приветливого вида распорядительнице. Она понимающе кивает, предлагает немного подождать и звонит по телефону дальше по инстанции. Пока я любуюсь открывающимися из окон живописными видами на распускающиеся акации и рододендроны, сзади почти неслышно приближаются двое вооруженных до зубов молодых человека и подозрительно осматривают мою и без того подозрительную личность. Правда, стоило мне заговорить на бойком английском, как те тут же смягчились, а когда мы перешли на русский (один из этих двоих охранников знает его в совершенстве), так дело и вовсе пошло отлично.

Проверив документы и разрешение директора библиотеки, а также осмотрев меня на предмет отсутствия бомб, ракет, гранат, огнестрельного и холодного оружия, парни повели меня на встречу с главным архивариусом — очень приятной моложаво выглядящей женщиной, как выяснилось, заслуженным израильским историком и членом Академии наук, а архивариусом она работает только на полставки.

Сидим, пьем кофе и мило беседуем, охрана ждет за дверью, но далеко не уходит. Тут создается некий конфуз, поскольку главный архивариус думала, что я хочу посетить отдел холокоста и, в том числе, взглянуть на список Шиндлера, который в тот момент был временно перевезен из Яд-Вашема. Правда, когда она узнала об истинной цели моего посещения, она была не менее любезна и приветлива и даже предложила всяческую посильную помощь в моей дальнейшей работе по Ньютону, а я взамен обещал после окончания работы над ньютоновским архивом посмотреть список Шиндлера.

Сам архив Яхуды, как и многие другие архивы, расположен на цокольном этаже (то ли на минус первом, то ли еще глубже): лифт везет плавно и без рывков, но скорость спуска неясна, а на кнопки в нем никто не дает нажимать — мы едем впятером: меня сопровождают ребята из охраны и два помощника главного архивариуса. Даже поездка впятером стала возможной только после личного звонка архивариуса директору и подтверждения им моей истории и всех верительных грамот. Прибываем на нужный этаж в подвале, меня еще раз проверяют на предмет спичек и зажигалок. Оно и не удивительно, ведь меня собираются допускать

к бумагам, общая стоимость которых превышает 50 миллионов фунтов стерлингов.

И наконец я попадаю в сам архив — через три часа после прибытия в само здание библиотеки! Справедливости ради надо сказать, что мои сетования по поводу скорости доступа остались в прошлом уже на следующий день. Все последующие сессии моей работы в архиве начинались спустя пять-десять минут после входа в библиотеку.

Свет в архиве приглушенный и исходит только от ламп накаливания — оказывается, их свет наименее деструктивен для старой бумаги и пергамента. Фотографировать манускрипты нельзя во избежание порчи при засветке от вспышки, но телефон не отбирают, веря на слово, поскольку со мной все время находятся два ассистента, работника архивов. Если нужно сделать копию рукописи, можно заказать это за определенную не очень большую плату, и документ отсканируют на специальном сканере для древних артефактов (тоже, как мне объяснили, с лампами накаливания).

Для работы с документами выдают медицинский халат, бахилы, шапочку и перчатки. Самое интересное — эти мягкие белые перчатки; материал перчаток разный в зависимости от рукописи, степени ее сохранности и загрязненности: от льна и синтетики до шерсти и шелка. Главное — они идеально белые, я бы сказал, снежно-белые, и, похоже, выбрасываются, как и бахилки, после одного дня работы, по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Перед самой работой просят снять перстни и кольца и сдать их в сейф — у меня таковых нет, поэтому и проблемы не возникает. Женщин еще просят сдать косметички и стереть помаду с губ. Последнее требование меня весьма позабавило: в самом деле, женщины могут расцеловать рукописи, что ли?

Впечатление от работы с манускриптами волшебное: рукописный текст оставляет ощущение разговора с самим Ньютоном. После месяца работы я уже был уверен, что являюсь современником Ньютона и вхож в его дом!

Ежедневная работа (за исключением суббот) протекает неспешно, без суеты. Везде царят полумрак и прохлада; за специальным столом сижу и делаю выписки из Ньютона, словно беседую с самим гением. Из-под матового зеленого абажура выбивается рассеянный уютный свет, и я ловлю себя на мысли, что здесь я ощущаю полную гармонию, гармонию с собой, с миром, с Богом. Здесь я прикасаюсь к подлинному,

к реальному, а круговорот жизни остается за стенами библиотеки. Здесь, в этих иерусалимских архивах — не суррогаты жизни, здесь сама жизнь, запечатленная в миллионах строк мудрости.

Ассистенты первое время неотступно дежурили со мной, потом, со временем, увидели, что я не замаскированный террорист или вор, и стали предоставлять мне больше самостоятельности, в перерывах беседуя со мной на различные темы: от творчества Ньютона и до существования жизни в созвездии Персея.

Почерк Ньютона и его личность

В заключение я суммирую некоторые особенности почерка Ньютона, на которые я обратил внимание при работе в архиве Яхуды и которые могут пролить некий дополнительный свет на характер британского ученого.

1. Почерк мелкий.

2. Буквы резкие, с острыми краями, много углов и скосов, нет плавности и округлости букв.

3. Буквы не отделены друг от друга, текст последовательный.

4. Наклон сильный вправо.

5. Написание обычно было очень быстрым — об этом свидетельствуют петли в строчных b, h и l, частое отсутствие перекладин в t, невыписанные окружности в строчных a и о, иногда попадающиеся удвоения согласных (например, «ffor» вместо «for»), оттого что на первой согласной заканчивались чернила на пере, а иногда и описки — явно не от безграмотности, а от скорости (например, «shal» вместо «shall»).

6. Заглавные I очень большие и по-настоящему прописные каллиграфические, не печатные.

7. Некоторые заглавные написаны как печатные, например, А, F или D.

8. Каллиграфии, за исключением пункта 6, как таковой нет, текст простой и невычурный.

9. Первые (а иногда даже промежуточные) в слове строчная и прописная е и E написаны как греческий «эпсилон» е.

10. Строчная r написана как печатная r, а не рукописная ч.

11. Определенный артикль the Ньютон часто пишет, как в старой книгопечатной английской традиции до времен Генри VIII, уе,

желая, вероятно внести в свои рукописи элемент пиетета перед стариной.

12. Скорее всего, по той же причине Ньютон часто добавляет немую e в конце многих слов — это тоже традиция доелизаветинских времен, которая в конце XVII в. была практически мертва в английской лингвистике.

13. Местоимение which сокращает до wch.

14. Очень часто Ньютон английское слово «and» и латинское «et» (союз «и») пишет значком амперсанда &.

15. В тексте много зачеркиваний.

16. На одном листе часто вписаны разные блоки текста под разными углами.

О каких чертах характера могут свидетельствовать данные особенности? Я консультировался с британским графологом Трейси Трасселл, профессором Британского института графологии, по поводу особенностей почерка Ньютона. Она помогла мне сделать следующие выводы.

Ньютон — человек уверенный в себе, подчас даже слишком, до самоуверенности. У него обостренное эго и гипертрофированное чувство собственного достоинства, однако он раним и предпочитает тщательно скрывать это от посторонних глаз. Он резок в обращении с окружающими и подчас презрителен, он может проигнорировать обычную мелкую просьбу знакомых и нелегко дает обещания, но, дав их, доводит дело до конца. С другой стороны, эти резкость и колкость — свидетельства не грубости или черствости характера, а слишком большой и болезненной замкнутости, нежелания допускать никого в свой внутренний мир. Ньютон — не педант и не зануда, но он подчас желчен и язвителен; он нетерпелив и легко выходит из себя; у него холерический темперамент. Он не стремится к дешевой известности, но большую славу он обожает; он любит купаться в ее лучах и втайне очень тщеславен. Он очень неохотно впускает в свой близкий круг новых людей, но впустив, крайне привязывается к ним, а потом неимоверно страдает, если они предают его (как, например, в ситуациях с Николасом Фатио де Дюйе, Эдмондом Галлеем и Уильямом Уистоном) — это делает его еще более замкнутым и подозрительным по отношению к окружающему миру, по сути, настоящим мизантропом.

Вот такой персональный портрет сэра Исаака Ньютона, рыцаря Ее Величества королевы Англии, Шотландии и Ирландии Анны, директора

Монетного двора, члена Палаты общин и, возможно, самого великого ученого человечества, нарисовала доктор Трасселл на основе исследования его почерка и особенностей его письма. Думаю, портрет очень точен, если вспомнить все документальные источники о характере Ньютона и его личности.

Комментарии

1. В Англии тогда был в употреблении юлианский календарь. По григорианскому календарю годы его жизни 1643-1727.

2. Скорее всего, это связано с религиозными потрясениями в Англии во времена короля Чарльза II. Ньютон в условиях диктата католиков и прокатолических законов не пожелал занять кафедру богословия и принять сан англиканского священнослужителя.

3. Естественное богословие — это условное обозначение той части богословия, которая имеет дело с раскрытием Бога и божественного Провидения через изучение природы и общества.

4. По старому стилю, т.е. юлианскому календарю.

5. Когда его впоследствии спросили, почему он совершил подобное, он сам сказал: «Я сделал этот шаг по ряду причин».

6. Похоже, что не только Тейлор работал денно и нощно, но и Адамс ленился.

7. Однако никаким каббалистом Ньютон близко не был. В ряде своих сочинений он критиковал каббалу как искажение истинной религии.

Литература / References

1. Andrade E. N. C. Isaac Newton. New York, 1950. 458 p.

2. Brewster D. Memoirs of the Life, Writings, and Discoveries of Sir Isaac Newton, in 2 vols. Edinburgh, 1855.P. 280-284.

3. Carter J. Taste and Techniques in Book Collecting: A Study of Recent Developments in Great Britain and the United States. Cambridge, 1949. 203 p.

4. Cohen I. B., Smith G. E. (eds). Newton: Texts, Backgrounds, Commentaries. New York, 1995. 488

p.

5. Cohen I. B., Smith G. E. (eds). The Cambridge Companion to Newton. Cambridge, 2016. 530 p.

6. Cohn-Sherbok D. Dictionary of Jewish Biography. London, 2005. 315 p.

7. Dry S. The Newton Papers: The Strange and True Odyssey of Isaac Newton's Manuscripts. Oxford, 2014. 238 p.

8. Fauvel J. et al. (ed). Let Newton Be! Oxford, 1988. 338 p.

9. Goldish M. Newton on Kabbalah // The Books of Nature and Scripture: Recent Essays on Natural Philosophy, Theology, and Biblical Criticism in the Netherlands of Spinoza's Time and

the British Isles of Newton's Time / Force J. E., Popkin R. H. (eds).. Dordrecht, 1994. P. 89-103.

10. Harrison J. The Library of Isaac Newton. Cambridge, 1978. 286 p.

11. Keynes J. m. Newton, the Man // Newton Tercentenary Celebrations. Cambridge, 1947. P. 30.

12. Leshem A. Newton on Mathematics and Spiritual Purity. Dordrecht, 2003. 240 p.

13. ManuelF.E. Isaac Newton, Historian. Cambridge, Mass., 1963. 307 p.

14. Manuelf. e. The Religion of Isaac Newton. Oxford, 1974. 141 p.

15. McGuire J. E. Tradition and Innovation: Newton's Metaphysics of Nature. Dordrecht, 1995. 312 p.

16. Newton I. Isaaci Newtoni Opera quae extant Omnia. In 5 vols. / ed. by Rev. Samuel Horsley. London, 1779-1785.

17. Newton I. Miscellaneous Drafts and Fragments on Prophecy. Yahuda Ms. 7. National Library of

Israel, Jerusalem, Israel. 1709.

18. Newton I. The Chronology of Ancient Kingdoms Amended. London, 2017. 96 p.

19. Newton I. Two incomplete treatises on prophecy. Keynes Ms. 5, King's College, Cambridge, UK, 1709.

20. Popkin r. Newton and Maimonides // A Straight Path. Studies in Medieval Philosophy and Culture / Link-Salinger R.et al. (eds). Washington, D.C., 1988. P. 216-229.

21. Rothman P. William Jones and his Circle: The Man who invented Pi // History Today [Электронный ресурс], URL: https://www.historytoday.com/patricia-rothman/william-jones-and-his-circle-man-who-invented-pi (дата обращения: 06.04.2018).

22. Westfall R. S. Newton's marvellous years of discovery and their aftermath: myth versus manuscript // Isis. 1980. Vol. 71. P. 109-121.

23. WestfallR. S. The Life of Isaac Newton. Cambridge, 1993. 353 p.

24. Whiston W. Six dissertations. London, 1734. 533 p.

IS THE ARCHIVE ALIVE? THE RELEVANCE OF ARCHIVAL STUDIES IN MODERN WORLD WITH THE INSTANCE OF NEWTON'S UNPUBLISHED MANUSCRIPTS

RESEARCH

The article explores the fate of the Newtonian archive, from the death of the thinker to the present day. It is mentioned that the main archival collections of Newton's manuscripts currently are: 1) Cambridge archive, Cambridge University Library, UK; 2) Yahuda Collection, National Library of Israel, Jerusalem, Israel; 3) The John Maynard Keynes Collection, King's College Library, Cambridge University, UK; 4) Trinity College Collection, Trinity College Library, Cambridge University, UK; 5) Oxford Collection, New College Library, Oxford University, UK; 6) National Archives in Kew, London, UK; 7) Collection of the James White Library, Andrews University, Berrien Springs, Michigan, USA; 8) Bodmer Collection, Library of the Martin Bodmer Foundation, Cologny (near Geneva), Switzerland; 9) The Babson Collection, Huntington Library, San Marino, California, USA; 10) St. Andrews Collection, St. Andrews University Library, Scotland, UK; 11) Massachusetts Collection, Library of the Massachusetts Institute of Technology, Boston, Massachusetts, USA; 12) Texas collection, Library of the University of Texas, Austin, Texas, USA.

The history of the sell-off of Newtonian manuscripts at the Sotheby's auction in 1936 is analysed.

The work of the author of this article on the research of the Newtonian archive in the National Library of Israel (Jerusalem, Israel) is described. The heuristic and cognitive value of archival work at the age of electronic technologies, is shown on the example of scientific research in Newtonian Yahuda's archive.

Keywords: Newton, Newtonianism, archive, Newtonian archive, archival work, Yahuda, Keynes, National Library of Israel, Israel, graphology, theology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.