Научная статья на тему '2010. 01. 038-040. Вывоз китайского капитала за рубеж'

2010. 01. 038-040. Вывоз китайского капитала за рубеж Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ КАПИТАЛА КНР / ИНВЕСТИЦИИ ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР / СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мозиас П. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 038-040. Вывоз китайского капитала за рубеж»

ЭКОНОМИКА

2010.01.038-040. ВЫВОЗ КИТАЙСКОГО КАПИТАЛА ЗА РУБЕЖ.

2010.01.038. ЧЖАН СИНЬЛЭ, ВАН ВЭНЬМИН, ВАН ЦУН. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ВЫВОЗ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ИЗ КИТАЯ.

ЧЖАН СИНЬЛЭ, ВАН ВЭНЬМИН, ВАН ЦУН. Вого дуйвай чжиц-зе тоуцзы цзюэдин иньсу дэ шичжэн яньцзю // Гоцзи маои вэньти. -Пекин, 2007. - № 5. - С. 91-95. - Кит. яз.

2010.01.039. ЧЖАН ВЭЙФУ, У ЦИ. Анализ и эмпирическая проверка теории прямых инвестиций китайских предприятий за рубежом.

ЧЖАН ВЭЙФУ, У ЦИ. Вого цие дуйвай чжицзе тоуцзы дэ лилунь фэньси юй шичжэн сяньянь // Там же. - С. 96-102. - Кит. яз.

2010.01.040. У Ф., Ши А. Китайская инвестиционная корпорация сталкивается с фундаментальными вызовами.

WU F., SEAH A. China investment corporation faces formidable challenges // China bus. rev. - Wash., 2008. - N 4. - Р. 56-59.

Новой тенденцией в развитии внешнеэкономических связей КНР является активизация зарубежных инвестиций китайских предприятий. Как отмечают Чжан Синьлэ, Ван Вэньмин и Ван Цун (экономический факультет Нанкинского университета) (1), китайское правительство побуждает компании к участию в стратегии «Идти вовне».

В экономической теории для объяснения мотивов, побуждающих компании осуществлять прямые инвестиции за рубежом, предложены различные подходы: концепция «монополистических преимуществ» С. Хаймера; концепция «цикла жизни продукта» Р. Вернона; концепция интернализации П. Бакли - М. Кассона; «эклектическая» концепция Дж. Даннинга и др. Однако все они разработаны применительно к ситуации вывоза капитала из развитых стран и поэтому нуждаются как минимум в уточнениях, если речь идет об экспорте капитала из развивающейся страны. Американский экономист Л. Уэллс связывает конкурентные преимущества транснациональных компаний развивающихся стран с обладани-

ем специфическими технологиями, предполагающими небольшие объемы производства на предприятиях; с возможностью закупать на местных рынках уникальные товары; с экономией на издержках обращения. Английский специалист С. Лалл утверждает, что трудоемкие, стандартизованные технологии, которые используются фирмами в развивающихся странах, в наилучшей степени приспособлены к удовлетворению спроса на местных и зарубежных рынках продукции аналогичного технологического уровня. Дж. Даннинг выделил определенные стадиальные закономерности, связывающие уровень экономического развития страны и масштабы вывоза капитала из нее: по мере роста доходов на душу населения страна из нетто-импортера капитала превращается в его нетто-экспортера.

В случае с Китаем на специфику развивающейся экономики накладываются еще и особенности экономики переходной, и мотивация зарубежного инвестирования еще более усложняется. В качестве рабочей гипотезы авторы выделяют четыре макроэкономические переменные, способные повлиять на приток китайского капитала в экономики зарубежных стран.

1. Масштабы внутреннего рынка принимающей инвестиции страны. Теории прямых инвестиций (особенно «эклектическая» концепция Дж. Даннинга) утверждают, что фирма пойдет на вложения в зарубежную экономику, если это сулит ей прибыль, большую, чем при работе на внутреннем рынке и на других зарубежных рынках. Эмпирические исследования подтверждают, что этот мотив весьма выражен у определенной группы инвесторов из развитых стран. Но выявлено и то, что для многих западных компаний более существенно, чем масштабы внутреннего рынка, - каков уровень оплаты труда в принимающей стране. Если же говорить о зарубежных инвестициях китайских предприятий, то для них емкость рынка тем более не единственный определяющий фактор: многое зависит от географической и языковой близости принимающей страны к Китаю, от состояния политических отношений КНР с этой страной и т.д.

2. Возможности наращивания экспорта. Р. Вернон и его последователи считают, что прямые экспортные поставки товара и инвестиции в его производство за рубежом - это взаимодополняющие стратегии, выбор между которыми зависит от конкретных

обстоятельств. Но в долговременной перспективе сказывается то, что, осуществляя экспорт в зарубежную страну, фирма акуммули-рует знания о местном инвестиционном климате, и это создает предпосылки для последующих инвестиций.

3. Динамика курса национальной валюты принимающей страны. Капитал может перетекать из страны с более сильной валютой в страну с более слабой валютой, так как подобные вложения обеспечивают экономию издержек благодаря более низким относительным ценам в принимающей стране, а условия для этого создаются высокой покупательной способностью денег капитало-вывозящей страны, которая позволяет ее инвесторам скупать зарубежные производственные мощности и другие активы.

4. Уровень заработной платы в принимающей стране. Неоклассическая теория международной торговли утверждает, что направления потоков капитала управляются доходностью инвестиций, а последняя прямо зависит от возможности экономить издержки на оплату труда. Однако новая теория международной торговли, разработанная П. Крагманом, уточняет, что концентрация производств в определенных странах может происходить под влиянием соображений о реализации эффекта масштаба, а не об использовании дешевых трудовых ресурсов (1, с. 91-92).

Гипотеза проверяется путем эконометрических расчетов с использованием данных за 2003-2004 гг. о китайских инвестициях в нефинансовые предприятия в 51 зарубежной стране. По результатам анализа подтверждается предположение о заинтересованности китайских инвесторов в емких рынках сбыта за рубежом. Однако не выявлено позитивной связи между ускорением экономического роста в принимающей стране и вывозом туда китайского капитала. Это может быть связано с тем, что достаточно большая часть китайских инвестиций за рубежом политически мотивирована. Сказанное относится, в частности, к вложениям в Африке и Латинской Америке, соображения емкости тамошних рынков во многих случаях в расчет не берутся. Китайские инвестиции в азиатских странах часто совершаются с ориентацией на культурную и языковую близость этих стран к Китаю. В целом в развивающихся странах китайские капиталовложения часто совершаются как элемент политической стратегии по тайваньскому вопросу. Большое значение имеет и желание установить контроль над местными источниками

сырьевых ресурсов. Что же касается вложений в развитых странах, то они затруднены из-за низкой конкурентоспособности китайских предприятий на этих рынках.

Выявлена позитивная взаимосвязь между китайским товарным экспортом в определенную страну и вывозом туда китайского капитала. Тем самым подтверждается, что экспорт и прямые инвестиции являются взаимодополняющими элементами в освоении рынка зарубежной страны.

Не подтвердились предположения о том, что китайский капитал направляется в страны с более слабыми, чем юань, валютами. Это может быть связано с тем, что сильная валюта принимающей страны способствует увеличению покупательной способности ее населения, и это выгодно инвесторам, ориентирующимся на освоение местного рынка. Кроме того, многие компании вывозят капитал за рубеж ради ухода от рисков, а в таком случае инвесторы как раз заинтересованы во вложениях в странах с твердыми валютами.

Не подтвердились предположения о позитивной взаимосвязи низкого уровня доходов в стране и притока туда китайского капитала. Это может быть связано с заинтересованностью китайских инвесторов в более состоятельных потребителях. Кроме того, это может свидетельствовать о постепенном отходе китайских инвесторов от модели вертикального разделения труда, предполагающей использование дешевой зарубежной рабочей силы, к модели горизонтального разделения труда, основанного на выпуске дифференцированной продукции (1, с. 92-95).

Чжан Вэйфу (Нанкинский университет экономики и финансов) и У Ци (Пекинский университет внешнеэкономических связей и торговли) (039) выделяют следующие мотивы китайских прямых инвестиций за рубежом:

1) удержание за собой экспортных рынков, прежде всего путем создания совместных предприятий, где китайский партнер отвечает за производство, а местный партнер - за реализацию продукции и ее послепродажное обслуживание;

2) использование местных производственных ресурсов, главным образом через создание предприятий, полностью находящихся под контролем китайских инвесторов, реализующих их финансовые возможности;

3) использование культурной и языковой близости; это предполагает создание совместных предприятий с местными компаниями;

4) минимизация рисков размещения средств.

Активизация вывоза китайского капитала за рубеж, с одной

стороны, отражает позитивные изменения в экономике КНР - накопление капитала, повышение конкурентоспособности собственных товаров, а с другой стороны, она связана с воздвигнутыми зарубежными государствами протекционистскими барьерами на пути китайской продукции, а также с ростом цен на факторы производства в самом Китае. К китайским инвесторам, таким образом, вполне применима классификация Дж. Даннинга, подразделившего компании, осуществляющие зарубежную инвестиционную деятельность, на «ресурсоориентированные», «рыночноориентирован-ные», «ориентированные на повышение эффективности» и «реализующие глобальную стратегию» (2, с. 100).

Динамике вывоза инвестиций из Китая в 1990-2000-е годы были свойственны значительные колебания. По-видимому, это связано с недостатком у китайских предприятий естественных конкурентных преимуществ, с зависимостью их инвестиционных решений от предоставления государственных преференций. Присоединение КНР к ВТО в 2001 г. улучшило для китайских инвесторов условия доступа в зарубежные экономики. В то же время в связи с переводом многих протекционистских торговых барьеров в иностранных государствах из тарифной в нетарифную форму для китайских предприятий еще больше возросло значение инвестиционной деятельности как средства освоения зарубежных рынков (039, с. 100-101).

Значительная доля китайских инвестиций направляется в офшорные зоны: в Сянган (Гонконг), на Каймановы и Виргинские острова, что свидетельствует о доминировании у инвесторов мотива ухода от налогов. Причем немалая часть таких средств китайского происхождения затем реимпортируется в Китай в качестве псевдоиностранных инвестиций, с тем чтобы воспользоваться установленными законодательством льготами для инвесторов из-за рубежа. Вложения в странах Африки, Латинской Америки, Центральной Азии осуществляются главным образом ради получения контроля над месторождениями полезных ископаемых. В странах

Европы и Северной Америки китайские инвесторы ищут прежде всего пути к современным технологиям.

В отраслевом разрезе китайские капиталовложения сосредоточены в основном в сферах с низкой добавленной стоимостью, большая их часть пока приходится на оптовую и розничную торговлю. Но постепенно увеличиваются и показатели вложений в добывающие отрасли и обрабатывающую промышленность зарубежных стран.

Основными субъектами вывоза капитала являются государ -ственные предприятия центрального подчинения, которых подталкивает к этому государственная политика «Идти вовне». Внутренних стимулов к такой деятельности у предприятий пока недостаточно (039, с. 101-102).

Экспорт капитала из КНР приобрел новое измерение после того, как в 2007 г. в стране был создан собственный суверенный фонд - Китайская инвестиционная корпорация (КИК), которой были переданы в управление 200 млрд. долл. из государственных валютных резервов. Ф. У (Наньянский технологический университет, Сингапур) и А. Ши (Денежная администрация Сингапура)1 (040) подчеркивают, что по размерам первоначального капитала КИК сразу заняла 5-е место в мире - после суверенных фондов Абу-Даби, Норвегии, Сингапура и Кувейта (039, с. 56).

Изначально деньги предполагалось использовать следующим образом. Одна треть из 200 млрд. долл. была сразу же потрачена на приобретение государственной холдинговой компании «Хуэй-цзинь», контролировавшей значительные пакеты акций в китайских банках, страховых и брокерских компаниях. Ранее «Хуэй-цзинь» находилась под управлением Государственного управления валютного контроля, входящей в структуру Народного банка Китая. Еще одну треть активов КИК планировалось использовать для рекапитализации государственных Сельскохозяйственного банка Китая и Китайского банка развития. Оставшаяся треть должна была пойти на капиталовложения за рубежом. Однако затем было решено, что для наращивания капитала банков достаточно будет и

1 Так называется учреждение, которое в Сингапуре выполняет функции Центрального банка. - Прим. реф.

меньших средств, и в конечном счете сумма, предназначенная для зарубежных инвестиций, возросла до 90 млрд. долл. США.

Зарубежные вложения КИК осуществляются следующими путями: через подписку на акции в ходе первичных размещений акций (IPO); через передачу части средств под внешнее управление; через вложения в финансовые компании, пострадавшие от ипотечного кризиса. Первой крупномасштабной сделкой, осуществленной КИК на рынке IPO, стала покупка на 3 млрд. долл. неголо-сующих акций американской инвестиционной компании «Blackstone Group». После этого КИК приобрела за 100 млн. ам. долл. пакет акций китайской государственной строительной компании «China Railway», прошедшей биржевой листинг1 в Гонконге.

В управление иностранным финансовым менеджерам были переданы активы КИК на 30 млрд. долл., их предполагается вкладывать главным образом в ценные бумаги инвестиционных и хед-жевых фондов. С помощью такой модели инвестирования КИК, с одной стороны, обходит ограничения, которые западные правительства устанавливают для прямых покупок акций суверенными фондами развивающихся стран, а с другой - страхуется от возможной критики внутри Китая на тот случай, если инвестиции окажутся неудачными.

5 млрд. долл. были потрачены на покупку 10% капитала американского инвестиционного банка «Morgan Stanley», испытывавшего острую нужду в ликвидности. Но при этом КИК не получила доступа в управленческие структуры «Morgan Stanley»: изначально КИК приобрела не акции, а конвертируемые облигации американского банка, по которым вне зависимости от текущей ситуации на рынках должен выплачиваться доход в 9% годовых, и только в августе 2010 г. облигации будут обменены на пакет обычных акций американского банка (040, с. 57).

Авторы прогнозируют, что КИК в ближайшие годы неизбежно столкнется с целым рядом проблем. Состояние мировых финансовых рынков в условиях кризиса таково, что любые инвестиции выглядят как высокорискованные, а менеджеры КИК ограничены в своем праве на ошибку, они испытывают значительное давление со

1 Включение акций данной компании в список биржевых котировок. -Прим. реф.

стороны контролирующих инстанций. Для формирования первоначального капитала КИК Министерство финансов КНР эмитировало специальные облигации, которые были обменены на часть валютных резервов страны. Теперь, чтобы обеспечить выплату процентов по таким облигациям, а также компенсировать издержки, связанные с инфляцией и ревальвацией юаня, КИК должна обеспечить среднегодовую доходность не менее чем в 14%. Между тем китайский Национальный фонд социального страхования, который тоже имеет право вкладывать средства в финансовые активы, пока смог добиться доходности только в 11%. В условиях кризиса повысить доходность тем более сложно. Первые же платежи Минфину по облигациям КИК просрочила - во многом из-за того, что ее активы деноминированы в обесценивающихся американских долларах, а проценты она должна платить в китайских юанях.

На деятельности КИК могут сказаться противоречия интересов государственных ведомств, которые имеют представительство в ее совете директоров: Министерства коммерции, Государственной комиссии по развитию и реформам, Народного банка Китая, Министерства финансов. Одни ведомства настроены в пользу передачи средств КИК во внешнее управление. Другие, напротив, рассматривают корпорацию как инкубатор для выращивания собственных финансовых менеджеров или даже как агентство для финансирования зарубежной экспансии китайских государственных предприятий. С правовой точки зрения положение КИК уязвимо, так как она была создана решениями органов исполнительной власти, а не Всекитайского собрания народных представителей. Внутри китайской бюрократической иерархии у КИК имеется сильный конкурент в лице Государственного управления валютного контроля, которое тоже может размещать часть валютных резервов в зарубежные ценные бумаги.

За рубежом КИК испытает на себе ужесточение контроля в отношении деятельности суверенных фондов, а возможно, столкнется и с протекционистскими ограничениями со стороны принимающих государств. Франция, Германия и США уже разрабатывают меры для защиты национальных компаний от поглощений суверенными фондами. В частности, в США предполагается предоставить Комитету по иностранным инвестициям право вето на все вложения капитала, чувствительные с точки зрения националь-

ной безопасности. Все члены Совета директоров и высшие менеджеры компании-инвестора должны будут обнародовать информацию о своей предшествующей работе в правительственных и военных структурах.

Правда, в самих США пока нет единого мнения о том, как должна выглядеть политика в отношении суверенных фондов. Многие конгрессмены настаивают на установлении жестких стандартов их деятельности, с тем чтобы обеспечить транспарентность и, по существу, свести инвестиции суверенных фондов к пассивным, миноритарным вложениям. Представители же исполнительной власти настроены скорее в пользу выработки добровольного Кодекса поведения суверенных фондов путем международных переговоров. Такие чиновники утверждают, что суверенные фонды -это долгосрочные, предсказуемые инвесторы и их инвестиции не должны отвергаться. Но и сторонники этой точки зрения склонны ограничить право суверенных фондов влиять на принятие решений в тех компаниях, куда они вкладывают средства.

Кодекс поведения суверенных фондов уже разрабатывается МВФ с одобрения стран «большой семерки» и Европейского союза. КНР, в свою очередь, заявила, что в разработке таких правил должны участвовать все заинтересованные стороны, и в мае 2008 г. присоединилась к соответствующей рабочей группе МВФ. Судя по всему, Китай готов на следующие компромиссные условия: если суверенные фонды соглашаются работать по более строгим нормам, то им должен быть гарантирован доступ к покупке акций западных компаний без протекционистских эксцессов (040, с. 58-59).

П.М. Мозиас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.