янный контракт. Программа была рассчитана на людей моложе 40 лет, затем максимальный возраст был увеличен до 451.
В 2012 г. ДПЯ приняла собственную программу по поддержке трудоустройства молодежи. Она ставила амбициозные цели по сокращению числа фурита до 1 240 000 человек, а также вывести на рынок труда 100 тыс. ни:то, однако действовала она всего несколько месяцев до поражения партии на очередных выборах. Сформированное после этого правительство ЛДП сделало основной упор на общее улучшение экономической ситуации, а не на адресную поддержку финансово уязвимым слоям населения. Унаследовав на декларативном уровне поддержку молодежи в трудоустройстве, ЛДП после возвращения к власти редко обращалась в официальных документах к конкретным мерам по реализации этого намерения. В 2015 г. было издано два закона, призванные способствовать переходу на постоянный контакт временных работников, но ощутимого эффекта они не принесли, да и вообще, вероятно, не были на него рассчитаны, оставаясь чисто популистской мерой.
А.А. Новикова
ЭКОНОМИКА
2019.02.013-019. П.М. МОЗИАС. УЧАСТИЕ КИТАЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБМЕНЕ ПРЯМЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ. (Обзор).
2019.02.013. ЛИ ХУНИН. СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И КО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ОТТОКА И ПРИТОКА КАПИТАЛА В КИТАЙ.
ЛИ ХУНИН. Чжунго дуйвай тоуцзы юй вайшан тоуцзы бянь цзе-гоу сечжэн фэньси // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2015. - № 8. -С. 104-111. - Кит. яз.
2019.02.014. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА И ВЫВОЗ ИНВЕСТИЦИЙ ЗА РУБЕЖ: ТЕСТИРОВАНИЕ ОПЫТА МОДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА БАЗЕ ДАННЫХ ПО КИТАЮ, БРАЗИЛИИ, ЯПОНИИ
1 Не совсем понятно, почему автор относит эту программу к молодежной политике. Процент собственно молодежи - до 25/30/35 лет - участвовавших не указывается. - Прим. реф.
И ЮЖНОЙ КОРЕЕ / ЧЭНЬ ТАОТАО, ЛЮ ШИЧАН, ЧЭНЬ СЯО, ЧЭНЬ ЧЭНЬ.
Сиинь вайцзы юй дуйвай тоуцзы: дяньсин гоцзя дэ цзинянь сянь-янь - цзиюй Чжун Ба Жи Хань сы го шуцзюй дэ бицзяо яньцзю / Чэнь Таотао, Лю Шичан, Чэнь Сяо, Чэнь Чэнь // Гоцзи цзинцзи хэцзо. - Пекин, 2017. - № 3. - С. 20-30. - Кит. яз.
2019.02.015. Е ШЭНХУН, ВАН КАЙЮЙ, СУНЬ ИПИН. ВЛИЯНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТРАНЫ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ ДАННЫ1Х ПО КИТАЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Е ШЭНХУН, ВАН КАЙЮЙ, СУНЬ ИПИН. Куаго бингоу дуй дун-даого цие цзинчжэнли дэ инсян яньцзю - цзиюй Чжунго чжицзаое цие шуцзюй дэ шичжэн фэньси // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2016. - № 1. - С. 50-59. - Кит. яз.
2019.02.016. ГЭ ШУНЬЦИ, ЛЮ ЧЭНЬ, ЛО ВЭЙ. СВЯЗАННЫМ С ПРЯМЫМИ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ ЭФФЕКТ СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ: МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.
ГЭ ШУНЬЦИ, ЛЮ ЧЭНЬ, ЛО ВЭЙ. Вайшан чжицзэ тоуцзы дэ цзянь пинь сяоин: цзиюй людун жэнькоу дэ вэйгуань фэньси // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2016. - № 1. - С. 82-92. - Кит. яз.
2019.02.017. СЮЭ МАНЬТЯНЬ. ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В КИТАЕ: ПРИБЫЛИ ПЕРЕВОДЯТСЯ ИЗ СТРАНЫ ИЛИ В СТРАНУ?
СЮЭ МАНЬТЯНЬ. Цзай Хуа вайцзы цие дэ чжуаньи динцзя: чжу-аньчу лижунь хайши чжуаньжу // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2016. - № 1. - С. 145-154. - Кит. яз.
2019.02.018. Е ЦЗЯО, ЧЖАО ЮНЬПЭН. ПРЯМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ВОЗВРАТНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСТЕРНАЛИИ: АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Е ЦЗЯО, ЧЖАО ЮНЬПЭН. Дуйвай чжицзэ тоуцзы юй нисян цзи-шу ичу - цзиюй цие вэйгуань тэчжэн дэ фэньси // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2016. - № 1. - С. 134-144. - Кит. яз.
2019.02.019. ЯН ЯПИН, У ЧЖУХУН. ПРИВОДЯТ ЛИ ПРЯМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ К «ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ» КИТАЯ? ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ДАННЫХ О МОТИВАЦИИ К ИНВЕСТИРОВАНИЮ.
ЯН ЯПИН, У ЧЖУХУН. Чжунго чжицзаое цие ОРБ1 дайлай «цюйчжицзаое» ма - цзиюй вэйгуань шуцзюй хэ тоуцзы дунцзи дэ шичжэн яньцзю // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2016. - № 8. -С. 154-164. - Кит. яз.
Ключевые слова: Китай; прямые иностранные инвестиции; вывоз капитала; экстерналии; прямые зарубежные инвестиции.
Успехи Китая в подключении иностранного капитала к процессам реформирования и модернизации национальной экономики общеизвестны. Уже в начале 1990-х годов приток в китайскую экономику прямых иностранных инвестиций (ПИИ) стал измеряться десятками миллиардов долларов. С 1993 г. КНР постоянно является лидером среди развивающихся стран по объемам привлекаемых ПИИ, а в отдельные годы она выходила на первое место по этому показателю и среди всех стран мира.
Что же касается прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) самих китайских предприятий, то еще в начале 2000-х годов масштабы легального вывоза китайского капитала были весьма скромными. По данным ЮНКТАД, в 2000 г. китайские ПЗИ составили всего 0,9 млрд долл., тогда как приток ПИИ в китайскую экономику достигал тогда 40,8 млрд долл.1. Однако в течение 2000-х годов зарубежная инвестиционная активность китайских компаний последовательно усиливалась. В 2010 г. ПЗИ достигли 68,8 млрд долл. - на фоне притока ПИИ в 114,7 млрд долл.2.
В 2014 г. эти показатели практически сравнялись: ПИИ -128,5 млрд долл., а ПЗИ - 123,1 млрд долл. А в 2015 г. вывоз прямых инвестиций из КНР (145,7 млрд долл.) впервые превысил их ввоз (135,6 млрд долл.). Тем более наглядно эта тенденция про-
1 UNCTAD. World investment report 2003. FDI policies for development: national and international perspectives. - New York; Geneva, 2003. - P. 251, 253.
2 UNCTAD. World investment report 2013. Global value chains: investment and trade for development. - New York; Geneva, 2013. - P. 214.
явилась в 2016 г., когда ПЗИ составили 196,1 млрд долл., а ПИИ -133,7 млрд долл. Правда, в 2017 г. экспорт ПЗИ заметно сократился - до 124,6 млрд долл., а приток ПИИ немного вырос - до 136,3 млрд долл.1
Китайские специалисты активно обсуждают возникшую за последние годы принципиально новую ситуацию, когда Китай является уже не только одним из главных реципиентов ПИИ в мире, но и одним из глобальных лидеров по вывозу капитала. Они много пишут и о различных аспектах влияния ввоза и вывоза капитала на развитие экономики КНР.
Ли Хунин (факультет менеджмента Пекинского индустриального университета) [013] отмечает, что статистика Министерства коммерции КНР включает в состав ПЗИ и реинвестиции (т.е. капиталовложения за счет полученных прибылей), осуществленные в Сянгане, Аомэне и на Тайване. Если исходить из этих данных, то Китай стал чистым экспортером прямых инвестиций (т.е. их вывоз превысил ввоз) еще в 2014 г. [013, с. 104]. Автор задается вопросом, существует ли долгосрочное равновесие между оттоком и притоком капитала в Китай. Надо также установить, какое воздействие оказали на потоки капитала внешние шоки. К их числу Ли Хунин относит радикальные прорыночные высказывания Дэн Сяопина в ходе поездки на Юг Китая в начале 1992 г. и последовавшее за ними ускорение экономических реформ; структурную корректировку политики привлечения ПИИ в 1996 г.; мировой финансовый кризис 2008 г.
В экономической теории ставшая уже почти классической трактовка взаимосвязей между притоком капитала в страну и его оттоком за рубеж была дана в концепции «траектории инвестиционного развития (ТИР, investment development path)», предложенной Дж. Даннингом и Р. Нарулой. Эта модель увязывает динамику ввоза и вывоза прямых инвестиций с общими закономерностями процесса развития национальных экономик. Согласно Даннингу и Наруле, страны последовательно проходят пять стадий, на каждой из которых их способность выступать в качестве импортеров и экспортеров прямых инвестиций меняется.
1 UNCTAD. World investment report 2018. Investment and new industrial policies. - New York; Geneva, 2018. - P. 185.
Первая стадия свойственна слаборазвитым экономикам. Они получают совсем небольшие объемы ПИИ, которые вкладываются преимущественно в сырьевые отрасли. А ПЗИ у таких стран практически нет.
На второй стадии ПИИ в стране начинают расти. Они осуществляются теперь не только в добывающем секторе, но и в трудоемких отраслях обрабатывающей промышленности. Во многом этому способствует проводимая властями развивающихся стран политика импортозамещения и экспортной ориентации. На этой стадии возникает и вывоз ПЗИ - отчасти тоже под воздействием их поощрения государством. Но в целом чистый вывоз прямых инвестиций (ЧВПИ, т.е. ПЗИ за вычетом ПИИ) не просто остается отрицательной величиной, а уходит еще дальше в «минусовую» зону под влиянием растущего притока ПИИ.
На третьей стадии ЧВПИ начинает расти. Дело в том, что приток ПИИ в трудоинтенсивные отрасли слабеет из-за ухудшения конкурентоспособности последних в связи с ростом зарплат в национальной экономике. Лишь с определенного момента возникшая заминка с привлечением ПИИ компенсируется их притоком в технологически более продвинутые отрасли. В то же время ПЗИ из страны увеличиваются, и идут они преимущественно в менее развитые страны, где еще имеется запас дешевой рабочей силы.
Четвертая стадия наступает тогда, когда накопленные ПЗИ страны превышают или равны накопленным ПИИ в самой стране. Теперь для национальных компаний ПЗИ становятся средством реализации их технологических преимуществ на рынках других стран. А субъектов ПИИ интересуют теперь прежде всего стратегические активы, сложившиеся благодаря становлению в данной стране национального предпринимательского класса.
На пятой стадии ЧВПИ приближается к нулю, т.е. потоки ввоза и вывоза прямых инвестиций балансируются, хотя абсолютные их объемы продолжают расти. Причем перемещение капитала теперь происходит главным образом внутри ТНК, созданных как резидентами данной страны, так и их зарубежными собратьями1.
1 Dunning J.H., Narula R. Foreign direct investment and governments: catalysts for economic restructuring. - London; New York: Routledge, 1996. - 38 p.
Общий смысл концепции Даннинга и Нарулы состоит, таким образом, в том, что по мере роста своего подушевого ВВП страна обретает способность осуществлять ПЗИ. По существу, это и есть одна из граней процесса экономического развития. Ли Хунин отмечает, что рядом китайских экономистов уже была выявлена динамическая взаимосвязь между потоками ПИИ и ПЗИ: приток капитала из-за рубежа в конечном счете стимулировал вывоз капитала китайскими предприятиями.
Автор использует данные ЮНКТАД и метод коинтеграци-онного анализа для того, чтобы выяснить, имело ли место равновесие притока ПИИ в китайскую экономику и вывоза ПЗИ из Китая в 1982-2013 гг. [013, с. 105]. На протяжении этого временного интервала им выявлено две точки перелома тенденции: 1993 и 1997 гг. Соответственно, весь этот временной промежуток можно разделить на три периода: 1982-1992, 1993-1996 и 1997-2013 гг.
Выявлено, что в 1982-1992 гг. приток ПИИ в Китай стимулировал вывоз капитала китайскими предприятиями. Объяснить это можно тем, что рыночные реформы тогда находились на начальном этапе, привлечение ПИИ отчасти компенсировало нехватку у Китая собственных капиталов и технологий и тем самым стимулировало экономический рост, а это в конечном счете усиливало и способности предприятий госсектора осуществлять инвестиции за рубежом. На каждый 1 п.п. прироста ПИИ тогда приходилось 1,45 п.п. прироста ПЗИ.
Однако на протяжении второго периода (1993-1997) каждое увеличение прироста ПИИ в Китае на 1 п.п. сопровождалось уменьшением ПЗИ на 1,83 п.п. По-видимому, это объясняется тем, что после южной поездки Дэна китайские власти активизировали привлечение ПИИ, используя мотивацию инвесторов к освоению внутреннего рынка КНР. А китайский национальный капитал тогда охотнее участвовал в создании совместных предприятий в самом Китае, чем уходил за рубеж.
В течение третьего периода (с 1997 г.) каждый 1 п.п. прироста привлеченных ПИИ оборачивался приростом ПЗИ на 3,71 п.п. [013, с. 109]. В это время китайская инвестиционная политика стала уделять больше внимания не количественным, а качественным параметрам ПИИ. Приход инвесторов более высокого уровня способствовал накоплению капитала самими китайскими предпри-
ятиями, распространению по экономике технологических экстер-налий1, повышению конкурентоспособности национальных предприятий, в том числе и благодаря ужесточению конкуренции на внутреннем рынке страны. В результате национальные предприятия стали активнее осуществлять ПЗИ. Благотворно сказались на этом процессе и поощрение ПЗИ государством в рамках провозглашенной в 1999 г. политики «Идти вовне», и присоединение Китая к ВТО в 2001 г.
В условиях мирового финансового кризиса прирост ПИИ в Китае был отрицательным с октября 2008 по июль 2009 г. Но благодаря антикризисной политике государства, не жалевшего денег на поддержку экономического роста в стране, у китайских предприятий были возможности финансировать зарубежные инвестиционные проекты. Они воспользовались произошедшим в ходе кризиса удешевлением активов и осуществили многочисленные слияния и поглощения (СиП) за рубежом. А вклад КНР в поддержание экономического роста в мире в условиях кризиса достаточно быстро был оценен иностранными инвесторами, и это проявилось в виде восстановления положительной динамики ПИИ уже в середине 2009 г. Так что в целом в условиях финансового кризиса поддерживался баланс притока и оттока капитала, точек перелома тенденции в течение кризисного времени исследование Ли Хунина не выявило.
В целом, между ПИИ и ПЗИ существует долгосрочное стабильное равновесие, констатирует Ли Хунин. Тем самым подтверждается правильность китайской инвестиционной политики, сочетающей в себе принципы «Приглашаем - приходите» и «Идти вовне». Периодически происходящие краткосрочные нарушения этого равновесия в ту или иную сторону обусловлены прежде всего институциональными сдвигами в китайской экономике и изме-
1 Под экстерналиями (внешними эффектами) в экономической науке понимаются издержки и выгоды от рыночных сделок, не получающие непосредственного отражения в ценах. В данном случае имеется в виду то, что взаимодействие национальных предприятий с иностранными инвесторами приводит к внедрению зарубежных технологий и навыков их использования не только в том секторе экономики, где они непосредственно применяются. Этот эффект через цепочки межотраслевых связей распространяется и на другие сферы национальной экономики. - Прим. реф.
нениями в политике государства. В течение первого и третьего из рассмотренных периодов приток ПИИ с разной степенью интенсивности стимулировал вывоз ПЗИ китайскими предприятиями, а в течение второго периода приток ПИИ сдерживал инвестиционную деятельность китайских предприятий за рубежом.
Государству не нужно уделять чрезмерное внимание таким краткосрочным колебаниям и отвечать на них изменениями политики, считает Ли Хунин. Судя по всему, в ближайшие десять лет вывоз ПЗИ из Китая все еще будет расти высокими темпами. Но исходя из теории Даннинга и Нарулы можно предположить, что с определенного момента прирост вывоза капитала начнет замедляться. В конечном счете равновесие притока и оттока капитала установится на высоком уровне, но государству при этом придется позаботиться о качественных параметрах вывоза ПЗИ с тем, чтобы обеспечить стабильность нового равновесия [013, с. 110].
Чэнь Таотао, Лю Шичан, Чэнь Сяо и Чэнь Чэнь (факультет экономики и менеджмента Университета Цинхуа, Пекин) [014] отмечают, что развитие событий в КНР в период реформ вроде бы подтверждает концепцию Даннинга-Нарулы: в последние 40 лет Китай и привлекал, и вывозил капитал, а в 2015 г. ПЗИ стали больше, чем ПИИ. Но в мире есть и очевидные отклонения от предсказаний концепции ТИР. Бразилия, другая крупная развивающаяся страна, привлекает много ПИИ, но сама вывозит мало капитала. Япония и Южная Корея, которые справедливо считаются странами, успешно осуществившими догоняющее развитие, привлекают мало иностранных инвестиций, но при этом являются крупными странами-инвесторами.
Соответствует ли тогда теория ТИР действительности или же нужно какое-то другое объяснение динамики капитальных потоков, в которых участвуют развивающиеся страны? До сих пор в большинстве эмпирических исследований и западных, и китайских экономистов общие закономерности, описываемые моделью ТИР, находили подтверждение, хотя при этом было выявлено немало случаев запаздывания или, напротив, досрочного выхода той или иной страны на определенную стадию ТИР. Но даже на теоретическом уровне все еще остаются неясными конкретные механизмы и факторы, которые способствуют переходу от одной стадии ТИР к другой. Многие исследователи считают, что объяснить такие пе-
реходы можно, адресуясь к экстерналиям, порождаемым ПИИ: они усиливают потенциал национальных капиталовложений за рубежом. Но эмпирических подтверждений этой гипотезы пока очень мало, констатируют Чэнь Таотао и его коллеги [014, с. 21].
Авторы провели эмпирическое исследование влияния ПИИ на возможности экспорта национального капитала за рубеж и конкретных механизмов такого влияния на примерах Китая, Бразилии, Японии и Южной Кореи. В КНР быстрый рост ПИИ происходил после 1992 г., он несколько застопорился в конце 1990-х годов, но после присоединения страны к ВТО в 2001 г. приток капитала снова ускорился. А зарубежные капиталовложения китайских компаний стали особенно быстро расти после 2008 г. ЧВПИ с 1992 г. был отрицательной величиной, и только к концу 2000-х годов он стал приближаться к нулевому значению.
В Бразилии показатели и ПИИ, и ПЗИ очень волатильны. В 1980-е годы ПИИ сокращались на фоне кризиса внешней задолженности, охватившего тогда всю Латинскую Америку. В 1990-е годы ПИИ стали расти благодаря проводившейся тогда политике внешнеэкономической либерализации. Рост ПЗИ ускорился с конца 1990-х годов, и в этом, очевидно, проявился общий позитивный эффект от экономических реформ, проведенных в то десятилетие.
ЧВПИ в 1990-е годы был отрицательной величиной, он стал приближаться к нулю в начале 2000-х годов в условиях роста мировых цен на сырьевые товары бразильского экспорта и активизации бразильских ПЗИ вследствие улучшившихся финансовых возможностей компаний. Но в последнее время ЧВПИ снова стал негативной величиной - из-за того, что процентные ставки в Бразилии слишком высокие, и бразильский капитал поэтому мигрирует из-за рубежа обратно в национальную экономику.
В Японии много ограничений на ПИИ, и объемы их невелики - даже несмотря на некоторую либерализацию инвестиционного режима в 1990-е годы. В то же время японское государство поддерживает вывоз капитала, и еще в 1980-е годы Япония стала одним из мировых лидеров по объемам ПЗИ. У Японии ЧВПИ устойчиво держится в «позитивной» зоне, особенно эта тенденция усилилась после мирового финансового кризиса.
Южная Корея ограничивает ПИИ, предпочитая им импортные закупки технологий, хотя надо сказать, что приток ПИИ не-
сколько усилился после азиатского финансового кризиса конца 1990-х годов и проведенной в качестве реакции на него некоторой либерализации инвестиционной политики. Корейские ПЗИ традиционно велики. В 1990-е годы по каналам прямого инвестирования из Южной Кореи за рубеж выводились трудоемкие производства, потерявшие конкурентоспособность из-за роста стоимости рабочей силы в стране. А после 2008 г. корейские фирмы наращивали ПЗИ, используя возможности купить в других странах активы, подешевевшие из-за финансового кризиса. ЧВПИ долго балансировал около нуля, после 1998 г. этот показатель стал у Южной Кореи отрицательным, но с 2006 г. он перешел в «плюсовую» зону [014, с. 23].
Гипотезы исследования Чэнь Таотао, Лю Шичана, Чэнь Сяо и Чэнь Чэня состоят в том, что приток ПИИ увеличивает способность национальных предприятий к осуществлению ПЗИ. Это происходит благодаря распространению технологических экстер-налий, общему улучшению инвестиционного климата в стране и усилению конкуренции в соответствующих отраслях. Однако способность национальной экономики абсорбировать ПИИ может быть ограниченной. Например, если накопленного в стране человеческого капитала недостаточно для освоения зарубежных технологий, то это может сказываться и на конкретной величине эффекта стимулирования ПЗИ благодаря притоку ПИИ.
Кроме того, многое зависит от емкости внутреннего рынка страны - реципиента ПИИ. Если она велика, то у иностранных инвесторов есть стимулы устанавливать кооперационные связи с местными предприятиями, что и способствует распространению позитивных экстерналий. На крупном рынке есть место и для предприятий с иностранными инвестициями, и для национальных предприятий. Первые не будут вытеснять вторых с рынка, а будут в ходе конкуренции и кооперационного взаимодействия способствовать обретению теми способности к совершению ПЗИ.
Возможности рационально использовать ПИИ определяются также уровнем развития страны, в том числе наличием в ней развитых институтов рыночной экономики, разветвленной инфраструктуры, глубиной ее финансовых рынков. Важно также откуда именно привлекаются ПИИ. Инвестиции из развитых стран обычно привносят с собой технологии более высокого уровня, и это
укрепляет потенциал ПЗИ национальных предприятий. Если ПИИ привлекаются из развитых стран, то и ПЗИ после этого направляются в большей степени именно в такие страны. А ввоз ПИИ из развивающихся стран приводит к последующему вывозу ПЗИ тоже прежде всего в развивающиеся страны.
Для проверки этих гипотез авторами построена регрессионная модель. В ней объем ПЗИ национальных фирм ставится в зависимость от притока ПИИ, величины национального дохода страны, ее экспорта в расчете на душу населения, курса национальной валюты, а также охвата населения высшим образованием (этот показатель характеризует накопление человеческого капитала в стране), величины ВВП (характеризует масштабы экономики), подушевого ВВП (характеризует уровень развития страны). Причем в модели отдельно учитываются ПИИ из развитых и развивающихся стран и вывоз ПЗИ в обе эти группы стран. В расчетах по модели использованы базы данных ЮНКТАД, Всемирного банка и ОЭСР [014, с. 23-25].
Количественная проверка гипотез показала, что только в Китае и Бразилии приток ПИИ оказывает общее стимулирующее воздействие на вывоз национального капитала, а в других экономиках этот эффект статистически не выражен. Причем в Китае этот эффект проявляется сильнее, чем в Бразилии, и это, очевидно, связано с тем, что китайские власти сочетают внешнеэкономическую либерализацию с протекционизмом в отношении национальных предприятий. В Бразилии же с конца 1980-х годов проводилась радикальная либерализация, и в результате многие национальные предприятия были поглощены или вытеснены с рынка иностранными инвесторами, что в итоге ослабило потенциал для ПЗИ.
В Японии и Южной Корее власти традиционно проводят жесткую политику в отношении ПИИ, защищают национальный рынок и национальные предприятия протекционистскими методами, предпочитают покупать иностранные технологии, а не привлекать ПИИ. Поэтому относительно небольшой приток ПИИ слабо сказывается на потенциале зарубежного инвестирования национальных фирм.
Но опыт Японии и Южной Кореи показывает, что потенциал зарубежных капиталовложений может быть усилен не только привлечением ПИИ, но и другими методами. Закупки иностранных
технологий могут решать эту задачу даже более эффективно [014, с. 25-26].
Итак, стимулирующее влияние ПИИ на ПЗИ действительно существует, но оно проявляется не всегда, это зависит от действия целого ряда факторов. Расчеты по всем четырем экономикам показали, что более высокий уровень накопленного в стране человеческого капитала усиливает эту взаимосвязь. В Японии и Южной Корее даже небольшие ПИИ благодаря высокому уровню человеческого капитала могут оказывать позитивное влияние на ПЗИ, усиливая соответствующие экстерналии.
В то же время выявилось, что размеры рынка страны и уровень ее развития не оказывают существенного влияния на величину такого стимулирующего эффекта. Возможно, это связано с комбинацией конкретных страновых факторов. В Южной Корее дело не только в относительно небольшом рынке, но и в ограничениях на ПИИ, и разделить действие этих факторов трудно. В Японии рынок крупнее, но потенциал ПЗИ велик и без этого, так что стимулирующее влияние ПИИ не слишком важно. В Бразилии рынок большой, но приток ПИИ привел к вытеснению с него национальных предприятий, что подавило их способности к осуществлению ПЗИ.
Только в Китае наличие крупного рынка сочетается с протекционизмом, что ведет к укреплению потенциала ПЗИ. И если при этом количественный анализ не выявил позитивной корреляции между масштабами рынка, ПИИ и ПЗИ, то проблема тут, очевидно, в качестве использованных баз данных, в которых компилируется информация о слишком разных экономиках, предполагают авторы [014, с. 27].
Расчеты выявили также, что приток ПИИ из стран ОЭСР, т.е. из развитых стран, оказывает заметное стимулирующее воздействие на рост национальных капиталовложений за рубежом, а воздействие притока ПИИ из развивающихся стран на ПЗИ статистически не выражено. Но в разных экономиках эта закономерность проявляется опять-таки по-разному.
В Японии и Южной Корее технологический потенциал национальных фирм и так высок, он может быть усилен только благодаря притоку ПИИ из других развитых стран и соответствую-
щим технологическим экстерналиям, это и может способствовать росту ПЗИ местных компаний.
В Бразилии из-за избыточного либерализма внешнеэкономической политики приток ПИИ из развитых стран не столько ведет к распространению по экономике позитивных экстерналий, сколько влечет за собой уход национальных предприятий с рынков, что не может стимулировать ПЗИ.
Но в случае с Китаем исследование выявило, что существенное стимулирующее влияние на вывоз капитала оказывают и ПИИ, происходящие из развивающихся стран. По мнению авторов статьи, это объясняется тем, что под вывеской ПИИ из Сянгана (на него и сейчас приходится значительная доля поступающих ПИИ) в китайскую экономику фактически вкладываются европейские и американские капиталы, а они вызывают сильные позитивные экс-терналии [014, с. 27-28].
Применительно ко всем четырем экономикам подтвердилось, что ПИИ из развитых стран оказывают значимое стимулирующее влияние на вывоз капитала как раз в эти страны. Что же касается стимулирующего воздействия ПИИ из развивающихся стран на возвратный экспорт ПЗИ в эти страны, то такой эффект выявлен только применительно к Китаю.
Само наличие таких двусторонних потоков капитала, по-видимому, связано с тем, что ПИИ привносят с собой информацию о возможностях освоения рынков стран их происхождения, а это особенно значимо для национальных фирм, желающих выйти на рынки развитых стран. Но понятно, что конкретные направления вывоза капитала определяются не только притоком ПИИ, но и сложившимися традиционными связями и характером политических отношений с другими государствами. Японским, корейским и бразильским фирмам заведомо легче совершать ПЗИ в США и Европе, чем китайским предприятиям [014, с. 28].
Общий вывод Чэнь Таотао и его коллег состоит в том, что страна двигается по ТИР не только благодаря привлечению ПИИ, но и в силу других закономерностей, а связь между ПИИ и зарубежными капиталовложениями страны сложна и противоречива [014, с. 29].
Е Шэнхун (факультет менеджмента Цзинаньского университета), Ван Кайюй (факультет промышленно-торгового менеджмен-
та Южнокитайского университета финансов, экономики, политологии и права) и Сунь Ипин (факультет промышленно-торгового менеджмента Хубэйского экономического института) [015] исследуют конкретные механизмы влияния ПИИ на конкурентоспособность китайских предприятий обрабатывающей промышленности. Они отмечают, что в мировой экономической науке нет консен-сусного мнения о том, способствует ли приток ПИИ повышению технологического уровня национальной промышленности.
Исследования на материалах разных стран дают противоречивую картину: где-то гипотезы о позитивном влиянии подтверждаются, а где-то выявлен «эффект вытеснения» с рынков национальных предприятий и результатов их НИОКР. Работы китайских экономистов на эту тему тоже дают неоднозначные результаты. Одни ученые обнаружили существенное стимулирующее влияние ПИИ на рост производительности китайских предприятий, другие специалисты считают такой эффект незначительным [015, с. 52].
По мнению Е Шэнхуна, Ван Кайюя и Сунь Ипина, для выяснения истины по данному поводу принципиально важно учитывать то, что ПИИ бывают разные. Они могут осуществляться как через создание новых производственных мощностей, этот вариант обычно называют «инвестициями на зеленом лугу (greenfield investment)», так и через трансграничные СиП, т.е. покупки иностранными инвесторами уже существующих национальных предприятий. Влияние ПИИ двух этих типов на экономику принимающей страны может быть разным.
В Китае создание иностранными инвесторами принципиально новых предприятий во многих случаях связано с осуществлением операций по поручительской обработке. Иначе говоря, вновь создаваемое предприятие выступает в качестве субподрядчика зарубежной фирмы: оно выполняет заказы из-за границы на производство экспортной продукции из импортных материалов и сырья или сборку изделий из деталей и узлов, поставленных зарубежным контрагентом.
Основным мотивом к инвестированию в данном случае является возможность использования дешевой китайской рабочей силы ради экономии на издержках и последующего сбыта товара на международных рынках по низким ценам. А трансферт техно-
логий в пользу расположенных в КНР предприятий в таких случаях весьма незначительный.
Мотивация же СиП более разнообразна. Такие сделки обычно предполагают установление длительных связей с давно существующими китайскими предприятиями, передачу им стандартизованных технологий, осуществление долгосрочной стратегии сбыта на внутреннем рынке Китая. Порождаемый тем самым эффект усиления конкуренции способствует модернизации китайских предприятий. Но нужно иметь в виду и то, что ключевые технологии и права интеллектуальной собственности, как правило, не передаются и в рамках сделок СиП. Проникновение на внутренний рынок продукции, произведенной на купленных иностранцами китайских предприятиях по иностранным технологиям, может тормозить формирование китайских товарных брэндов [015, с. 5051].
Е Шэнхун, Ван Кайюй и Сунь Ипин сосредоточили свое внимание как раз на влиянии транснациональных СиП на конкурентоспособность китайских торговых марок. Они построили регрессионную модель, в которой объясняемой переменной выступает конкурентоспособность торговой марки предприятия, измеряемая соотношением отпускной цены товара и предельных издержек его производства.
Объясняющими переменными в модели являются:
- факт совершения / несовершения сделки СиП;
- уровень совокупной факторной производительности (СФП)1 на предприятии;
- капиталовооруженность (подушевая обеспеченность работников предприятия капиталом);
- средний уровень зарплаты на предприятии;
- рентабельность (измеряется соотношением прибыли и выручки от реализации);
- соотношение между используемыми факторами производства (капиталом и трудом);
1 Совокупная факторная производительность - это разность между приростом выпуска продукции и приростом затрат использованных факторов производства. С помощью расчета СФП устанавливается, в какой степени на увеличение объема производства повлияло повышение эффективности использования ресурсов, в том числе благодаря научно-техническому прогрессу. - Прим. реф.
- соотношение вложенных предприятием инвестиций в основные фонды и объема промышленной продукции предприятия (его высокое значение может говорить о том, что для получения большего выпуска продукции надо вкладывать много инвестиций, а это может свидетельствовать о низком технологическом уровне и низкой конкурентоспособности предприятия);
- доля государства в уставном капитале предприятия (присутствие государственных инвестиций часто подразумевает собой наличие государственных субсидий и преференций данному предприятию, а они могут помочь предприятию удерживать позиции на рынке и наращивать выпуск продукции, но их влияние на конкурентоспособность чаще всего угнетающее).
Под трансграничными СиП авторы имеют в виду сделки, в результате которых доля инвесторов из зарубежных стран или из Сянгана / Аомэня / Тайваня стала превышать 25% фактического капитала предприятия. Влияние СиП на конкурентоспособность предприятия оценивается как напрямую, так и косвенно - через отслеживание изменений в структуре отрасли, т.е. воздействия СиП на остроту конкуренции в ней [015, с. 52-54].
Вычисления по модели выявили, что трансграничные СиП в краткосрочной перспективе не оказывают заметного прямого воздействия на конкурентоспособность национальных предприятий -ни прямого, ни косвенного. Возможно, это связано с тем, что привносимые иностранными инвесторами технологии и управленческий опыт не могут сразу привести к повышению производительности китайских предприятий. Более того, трудности адаптации китайских и иностранных партнеров друг к другу могут вызывать в краткосрочном плане снижение производительности и конкурентоспособности предприятий.
В долгосрочной же перспективе трансграничные СиП оказывают дифференцированное прямое влияние. Они угнетают конкурентоспособность небольших китайских предприятий, а у крупных предприятий она в результате СиП сначала растет, но в долгосрочном плане тоже снижается [015, с. 55-57].
Косвенное воздействие трансграничных СиП в краткосрочном плане статистически не выражено, но в долгосрочном плане оно становится умеренно позитивным. По-видимому, так проявляются эффекты усиления конкуренции и вертикальной интегра-
ции, приводящие к распространению технологических экстерна-лий [015, с. 57].
В целом, таким образом, в краткосрочном периоде времени СиП не оказывают значимого прямого либо косвенного влияния на конкурентоспособность китайских предприятий. В длительном периоде ощущается незначительный положительный эффект косвенного воздействия. Но если принять во внимание масштабы предприятий, то выясняется, что СиП угнетают конкурентоспособность малых китайских предприятий прямо и косвенно. В случае с крупными китайскими предприятиями СиП сначала усиливают конкурентоспособность, но в долгосрочной перспективе они оказывают на нее угнетающее влияние. Так что ожидать от притока ПИИ чудодейственных результатов не приходится, резюмируют Е Шэнхун, Ван Кайюй и Сунь Ипин [015, с. 58].
Гэ Шуньци, Лю Чэнь и Ло Вэй (Нанькайский университет, Тяньцзинь) [016] задаются вопросом, насколько приток ПИИ способствует искоренению бедности в Китае. В экономической теории позитивное влияние ПИИ на уровень доходов в принимающей стране обычно связывают с тем, что на предприятиях с иностранными инвестициями (ПСИИ) создаются рабочие места со сравнительно высоким уровнем оплаты труда.
Авторы различных теоретических моделей, объясняющих поведение ТНК, как правило, указывают на то, что компании западных стран переносят в развивающиеся экономики трудоемкие производства и в результате там увеличивается спрос на местную рабочую силу. Росту зарплат способствует также распространение позитивных технологических экстерналий, которое ведет к накоплению в стране человеческого капитала за счет профессиональной подготовки местного персонала. А вертикальная интеграция предприятий с иностранными инвестициями и национальных компаний тоже способствует распространению современных технологий по экономике и создает дополнительный спрос на местные трудовые ресурсы [016, с. 83].
Однако многочисленные эмпирические исследования, выполненные на материалах разных стран, далеко не всегда подвер-ждают эти теоретические предположения. Где-то позитивное влияние ПИИ на доходы бедного населения подтверждается, а где-то нет. Такие же противоречивые результаты получены и отдель-
ными авторами, исследовавшими эту проблему применительно к Китаю. Но в тех работах задействуется преимущественно макроэкономический подход: анализируется влияние ПИИ на уровень бедности или в городах, или на селе.
Гэ Шуньци, Лю Чэнь и Ло Вэй используют приемы микроэкономического анализа, они сосредоточили внимание на воздействии ПИИ на бедность среди сельских мигрантов (СМ) - крестьян, нашедших работу в городах и поселках, т.е. среди пограничной категории населения. Логика здесь следующая: ПИИ вкладываются преимущественно в промышленные предприятия в городах, там и могут трудоустроиться СМ, бегущие от деревенской бедности.
Авторы использовали результаты выборочного обследования СМ, проведенного в 2008 г. китайским НИИ распределения доходов в 15 городах девяти провинций КНР. Всего тогда было обследовано 4940 домашних хозяйств [016, с. 84-85].
В построенной авторами регрессионной модели уровень среднедушевого дневного потребления в городских домохозяйст-вах СМ ставится в зависимость от наличия ПИИ в экономике города и от особенностей сферы деятельности, в которой заняты СМ. Присутствие ПИИ оценивается по доле чистых активов предприятий с иностранными инвестициями в совокупных основных фондах обрабатывающей промышленности города. В качестве критерия бедности взят показатель, используемый в соответствующих методиках Всемирного банка: дневное потребление на сумму в 1,25 долл. США, пересчитанную в юани по курсу, действовавшему в соответствующем году.
Для характеристики особенностей домохозяйств использованы данные о числе иждивенцев в семьях, о располагаемых активах, недвижимости, товарах длительного пользования. СМ работают главным образом на индивидуальных предприятиях (ИП) и частных предприятиях (ЧП)1. Поэтому для описания особенностей хозяйства того или иного города использованы данные о степени маркетизации местных экономик (долях ИП и ЧП в совокупном объеме продукции местных предприятий национального капита-
1 Согласно китайскому законодательству, индивидуальными считаются предприятия, принадлежащие частным лицам, с числом наемных работников до восьми человек Если этот количественный порог превышен, то предприятие считается частным. - Прим. реф.
ла); о подушевом ВВП в городе (характеризует уровень жизни в данном месте) и о средней продолжительности обучения среди местного населения (характеризует накопленный человеческий капитал) [016, с. 86].
Эконометрическое исследование показало, что и уровень образования, и экспансия национального частного сектора позитивно воздействуют на доходы домохозяйств. Но и при учете этих факторов прирост ПИИ на 1% вызывает увеличение дневных потребительских расходов домохозяйств на 0,10%. Если чертой бедности считать дневное потребление на 1,25 долл., то прирост ПИИ на 1% вызывает снижение доли людей, живущих за чертой бедности, на 0,032 п.п. Если же переместить черту бедности до уровня дневного потребления на 2 долл., то такой же прирост ПИИ приводит к уменьшению доли бедных на 0,06 п.п. [016, с. 87-89].
В то же время увеличение доли ЧП в местной экономике на 1 п.п. вызывает более существенное снижение доли бедных: на 0,41 и 0,29 п.п. соответственно. Сокращению бедности способствуют и распространение образования, и развитие городской инфраструктуры.
Из отдельных категорий ПСИИ наибольшее влияние на снижение числа бедных оказывает деятельность предприятий, работающих только на внутренний рынок КНР. Повышение их доли в общем числе ПСИИ на 1 п.п. вызывает снижение бедности среди СМ на 0,069 п.п. Для сравнения, повышение на 1 п.п. доли ПСИИ, у которых на экспорт приходится более 90% продаж, приводит к снижению доли бедных на 0,018 п.п., а сопоставимое повышение доли предприятий с удельным весом экспорта от 0 до 90% приводит к снижению доли бедных на 0,037 п.п. [016, с. 89].
Объяснить это можно тем, что экспортные ПСИИ работают в основном по схемам поручительской торговли. Они создают спрос на дешевую китайскую рабочую силу, но они мало связаны с собственно китайской экономикой, так как материалы для обработки они ввозят по импорту. А вот ПСИИ, ориентированные на импортозамещение, больше интегрированы во внутреннюю экономику, они часто используют местное сырье, а соответственно и больше способствуют преодолению бедности.
По-разному влияют на бедность и инвестиции из Сянгана / Аомэня / Тайваня, с одной стороны, и из зарубежных стран - с
другой. Увеличение накопленных инвестиций первой категории на 1% влечет за собой снижение бедности на 0,03 п.п., а аналогичное увеличение инвестиций второй категории - на 0,076 п.п. [016, с. 90].
Больше, таким образом, способствуют сокращению бедности ПИИ из зарубежных стран. По-видимому, это обусловлено тем, что инвестиции из Сянгана, как и из других офшорных зон, обычно мало интегрированы в вертикальные производственные связи внутри китайской экономики. Такие ПИИ совершаются по разным мотивам, но все-таки преобладает среди них желание минимизировать торговые барьеры и транзакционные издержки. Тогда как вертикально интегрированные ПСИИ с участием инвесторов из западных стран в большей степени способствуют росту занятости и доходов местного населения.
Все это означает, что для реализации потенциала сокращения бедности за счет сотрудничества с иностранным капиталом государству нужно стимулировать интеграцию ПСИИ в цепочки кооперационных с связей китайскими предприятиями, считают Гэ Шуньци, Лю Чэнь и Ло Вэй [016, с. 91].
Практически во всех странах мира иностранных инвесторов упрекают в том, что, стремясь к максимизации своих доходов, они выводят из-под налогообложения часть прибыли, полученной в принимающей стране, и используют для этого трансфертные цены, т.е. цены, по которым осуществляются поставки товаров и услуг между подразделениями компании, расположенными в разных странах.
В экономической литературе склонность инвесторов к манипулированию трансфертными ценами обычно объясняют меж-страновыми различиями в ставках налога на прибыль. Сюэ Мань-тянь (факультет экономики и менеджмента Юго-Восточного университета) [017] выясняет, насколько эта проблема актуальна для Китая.
У Китая на ПСИИ приходится более половины внешнеторгового оборота, и значительная часть экспортных и импортных операций, осуществляемых иностранными инвесторами, включает в себя составляющую трансфертного ценообразования. Внешне трансфертное ценообразование проявляется в том, что сильно различаются между собой цены на одни и те же товары в торговле
между взаимосвязанными фирмами, с одной стороны, и между независимыми друг от друга компаниями - с другой. Но из-за недостатка информации количественные оценки такой деятельности строятся обычно на основе косвенных признаков - с помощью данных макроэкономической статистики, в частности показателей платежного баланса и статистики сбора фискальных платежей.
Столь распространенная в китайской практике поручительская торговля как раз и является разновидностью сделок между связанными друг с другом компаниями, отмечает Сюэ Маньтянь. Министерство торговли США еще в 2006 г. оценивало удельный вес такой торговли в структуре китайского экспорта в США в 24,6% [017, с. 146]. А в экспорте ПСИИ, созданных в Китае сян-ганскими и тайваньскими инвесторами, эта доля предположительно еще выше, так как эти инвесторы часто используют торговые потоки как прикрытие для движения «горячих денег», т.е. спекулятивных инвестиций, перемещающихся из страны в страну в поиске высокодоходных финансовых активов.
В построенной автором регрессии уровень декларируемых ПСИИ цен на экспортные товары ставится в зависимость от мотивации к трансфертному ценообразованию, а она оценивается исходя из разницы ставок корпоративного налога на прибыль в стране-экспортере и стране-импортере, а также величин импортных пошлин и нормативов возврата НДС экспортерам по отдельным товарам. Другими объясняющими переменными являются размеры абсолютного и подушевого ВВП в стране-импортере и географическое расстояние от страны-импортера до Китая.
В расчетах по модели использованы данные по 28 916 ПСИИ, совершавших экспортные поставки в 112 стран мира, причем это были только производственные предприятия, подпадавшие под действие системы возврата НДС экспортерам [017, с. 148].
Исследование показало, что мотивация к трансфертному ценообразованию, связанная с желанием снизить налоговую нагрузку, у ПСИИ в Китае действительно существует. Она проявляется как при совершении обычных внешнеторговых операций, так и при осуществлении поручительской обработки. Но оказалось при этом, что потоки доходов направлены преимущественно в Китай, а не из него. Отчасти эти переводы доходов воплощены в положительном сальдо торгового баланса КНР, которое поддерживается
уже несколько десятилетий, оно не сократилось существенно ни в условиях ревальвации юаня, ни в период замедления экономического роста в Китае после 2011 г.
Объяснить использование трансфертных цен для перевода прибылей в Китай можно тем, что в КНР инвесторам предоставляются значительные налоговые льготы, а налоговое администрирование относительно мягкое. Но возможна и другая трактовка, считает Сюэ Маньтянь: просто трансфертное ценообразование используют преимущественно рентабельные компании, в которых иностранным владельцам есть чем делиться с китайскими партнерами по совместным предприятиям [017, с. 150, 153].
Позитивные технологические экстерналии могут распространяться по экономике не только вследствие притока ПИИ, но и благодаря вывозу ПЗИ. Ведь один из мотивов к поглощениям зарубежных компаний у китайских инвесторов - это получение тем самым доступа к более совершенным технологиям. Е Цзяо и Чжао Юньпин (факультет экономики и менеджмента Даляньского технологического университета) [018] исследуют, какие факторы определяют эффективность заимствования технологий через ПЗИ и распределения их внутри китайской экономики.
Базовая гипотеза авторов заключается в том, что ПЗИ оказывают позитивное влияние на технологическое развитие предприятий-инвесторов. Но при этом Е Цзяо и Чжао Юньпэн считают нужным учесть, что в различных отраслях экономики соотношение используемых факторов производства разное, не одинаковы и уровни применяемых технологий. Значит, и воздействие инвестиций за рубежом на технологическое развитие китайских предприятий будет дифференцировано по отраслям.
Тем более нужно принять во внимание региональные различия по линии «Восток - Центр - Запад». Производительность предприятий, расположенных в восточных приморских провинциях - самая высокая в КНР. Соответственно, ее увеличение, согласно закону падающей предельной отдачи, будет самым медленным. А предприятия в Центре и на Западе потенциально могут гораздо активнее, чем восточные предприятия, отреагировать на позитивные шоки увеличения производительности, связанные с совершением ПЗИ.
По такой же логике, на усвоение технологических экстерна-лий, порождаемых зарубежными инвестициями, должен влиять и уже достигнутый уровень производительности на предприятиях-инвесторах. Предположительно значимыми для этого процесса являются и уровень капиталовооруженности предприятия, и возможности реализации им эффекта масштаба [018, с. 136].
В качестве количественного показателя, отражающего влияние технологических экстерналий, связанных с зарубежными капиталовложениями, авторы используют СФП. В построенной ими регрессионной модели уровень СФП на предприятии ставится в зависимость от совершения / отсутствия ПЗИ, производительности труда на предприятии, капиталовооруженности, размера предприятия, продолжительности его существования, рентабельности, доступности кредита, интенсивности экспортной деятельности предприятия, наличия государственных средств в его уставном капитале, а также доли расходов на НИОКР в выручке предприятия от реализации продукции.
Для учета отраслевой специфики предприятия обрабатывающей промышленности авторы поделили на три группы: предприятия текстильной промышленности; предприятия, занимающиеся переработкой ресурсов; предприятия, выпускающие товары машиностроения и электроники. При этом регрессионный анализ по отраслям ведется по отдельности для подгрупп предприятий, представляющих три макрорегиона Китая. В расчетах по модели использованы данные о 238 китайских предприятиях, осуществивших ПЗИ в 2005 г., 232 - в 2006, 241 - в 2007 г. [018, с. 137, 139, 141].
По результатам расчетов выявлено, что в наибольшей степени технологические экстерналии от ПЗИ ощущают предприятия ресурсообрабатывающих отраслей, в машиностроении это воздействие слабее, а в текстильной промышленности оно незначительно. Но в любом случае такой эффект присутствует во всех группах предприятий. Иными словами, ПЗИ приводят к позитивным результатам с точки зрения заимствования технологий вне зависимости от специфики набора факторов производства и изначального уровня производительности в отрасли.
В региональном разрезе наибольшее позитивное влияние испытывают на себе предприятия западных провинций, а наи-
меньшее - предприятия на Востоке. Очевидно, общий технологический уровень на Западе настолько низок, что его в любом случае можно достаточно быстро повысить за счет технологических заимствований через ПЗИ. Но этому способствует и осуществляемая еще с 1999 г. государственная программа «Освоение Запада», стимулирующая увеличение расходов предприятий на НИОКР и их вложения в человеческий капитал.
На Востоке же вклад капиталовложений за рубежом в прирост СФП невелик потому, что уровень применяемых технологий там и так сравнительно высок, и предельное увеличение его за счет ПЗИ подвержено сокращению со временем.
Выяснилось также, что зарубежные капиталовложения в сильной степени стимулируют рост СФП на тех предприятиях, где она и так уже велика или где она, напротив, особенно мала, а предприятия со средним изначальным уровнем СФП испытывают относительное слабое воздействие. Дело тут, очевидно, в том, что предприятия с низкой изначальной СФП могут быстро ее повысить путем имитации продуктов, разработанных зарубежными партнерами по инвестиционным проектам, заимствования у них технологий. Речь идет в основном о предприятиях в ресурсообра-ботке и текстильной промышленности.
А компании с высокой изначально СФП - это лидеры китайского машиностроения, такие как «Хуавэй», «Ланчао», «Чжун-синь». У них уровень применяемых технологий уже достаточно высок, и им относительно несложно выйти на зарубежные рынки активов и вступить в сотрудничество с фирмами, способными передать им еще более современные технологии.
Выяснилось также, что усвоению технологических экстер-налий способствуют рост расходов предприятий-инвесторов на НИОКР, а также повышение рентабельности предприятий. А вот реализация эффекта масштаба и доступность кредита в этом процессе малозначимы [018, с. 142-143].
В середине 2010-х годов, когда экономический рост в КНР существенно замедлился под давлением товарного перепроизводства на внутреннем рынке, у китайских властей появился дополнительный мотив к стимулированию ПЗИ: вывоз капитала должен помочь экономике избавиться от излишних производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Но практически
сразу же некоторые китайские экономисты заговорили о том, что перенос национальными компаниями производственных площадок за рубеж чреват деиндустриализацией страны. Сторонники этой точки зрения считают, что осуществление СиП за рубежом ведет к замещению экспорта продукции, производимой в Китае, на продукцию зарубежных филиалов китайских компаний и соответствующему сокращению занятости в самой китайской экономике. Обоснованность таких опасений оценивают Ян Япин и У Чжухун (экономический факультет Цзинаньского университета) [019].
Они напоминают, что под деиндустриализацией обычно имеется в виду вызванное выносом производств за рубеж уменьшение удельного веса обрабатывающей промышленности в национальном ВВП. О реальности такой угрозы свидетельствует японский опыт: общепризнанно, что массированный вывоз японского капитала в 1980-е годы стал одной из причин последовавших затем деиндустриализации и стагнации экономического роста в самой Японии [019, с. 154].
Многие представители экономической науки утверждают, что ПЗИ «горизонтального типа» (т.е. вложения в производства тех же товаров и услуг, которые компании-инвесторы производят в собственной национальной экономике) могут вести к уменьшению экспорта из страны происхождения инвестиций, к сокращению занятости в ее экономике. К уменьшению национального экспорта могут приводить и ПЗИ «вертикального типа» (т.е. капиталовложения в звенья производственных цепочек, сопряженные с производствами фирмы-инвестора в стране его базирования).
Но возможна и контртенденция: за счет использования более дешевых ресурсов в стране - реципиенте ПЗИ фирма-инвестор снижает свои издержки, а это благоприятно отражается на ее производственной деятельности и экспорте. В многочисленных эмпирических исследованиях на материалах разных стран, в том числе и Китая, было показано: то, какая из этих тенденций перевешивает, зависит от степени взаимодополняемости производств в стране происхождения инвестиций и в принимающей ПЗИ стране.
Ян Япин и У Чжунхун изучают эту проблематику через призму мотивации китайских предприятий к зарубежному инвестированию. Как раз от мотивации, считают они, во многом и зависит, какого типа ПЗИ осуществляет компания - «вертикальные»
или «горизонтальные». Кроме того, воздействие ПЗИ на производственную деятельность фирмы-инвестора определяется еще и спецификой отрасли и региона, где вкладываются средства. Отталкиваясь от такой постановки вопроса, Ян Япин и У Чжухун подразделяют ПЗИ на три типа и высказывают предположения о возможном влиянии инвестиций каждого из них на объемы производства, экспорта и занятости в китайской обрабатывающей промышленности.
Первый тип - это ПЗИ, содействующие торговой деятельности компании. Речь идет о капиталовложениях, призванных расширить присутствие фирмы-инвестора на рынке страны-реципиента инвестиций и рынках третьих стран. А именно: в зарубежной стране создаются торговые компании, которые занимаются в том числе и торговлей сырьем и полуфабрикатами, используемыми в производстве конечной продукции фирмы-инвестора. По идее такие ПЗИ могут способствовать росту экспорта товаров и услуг фирмы-инвестора, а также снижению постоянных издержек на ее зарубежных производственных филиалах.
В действительности к такой стратегии зарубежного инвестирования обычно прибегают китайские предприятия, у которых нет выраженных конкурентных примуществ, связанных с более высокой производительностью, обладанием передовой технологией или популярной торговой маркой. При «горизонтальных» инвестициях в экономики развивающихся стран такие китайские предприятия не могут рассчитывать на емкий рынок сбыта или снижение издержек за счет использования дешевого местного сырья и местной рабочей силы.
Иначе говоря, у них нет возможностей реализовать эффект масштаба или уменьшать переменные издержки. Поэтому они снижают постоянные издержки производства, транспортные издержки и расходы на уплату импортных таможенных пошлин, и делают они это, как раз создавая за рубежом свои филиалы, занимающиеся оптовой и розничной торговлей товарами, производимыми в самом Китае. Предположительно такие ПЗИ не вызывают «эффекта вытеснения» инвестиций компаний в саму китайскую экономику. Напротив, они могут стимулировать рост экспорта из Китая и увеличение занятости в китайской промышленности.
Второй тип - это ПЗИ, предполагающие производственную деятельность за рубежом с последующим сбытом продукции и в стране происхождения инвестиций, и в стране-реципиенте, и в третьих странах. Компании-инвесторы преследуют при этом как цели снижения издержек за счет использования зарубежных дешевых ресурсов, так и цели проникновения на рынок принимающей страны, преодоления протекционистских барьеров с помощью ПЗИ.
Теоретически такие ПЗИ могут замещать собой экспорт из страны происхождения инвестиций. Так происходит, если они не сопровождаются поставками товаров производственного назначения в страну, куда выносится производство. Если же такие поставки осуществляются, то экспорт от этого только увеличивается.
В последние годы, по мере роста в экономике КНР зарплат, цен на земельные участки и энергоресурсы, китайские предприятия все активнее осуществляют ПЗИ этого, второго, типа в развивающихся странах Юго-Восточной Азии и Африки. Есть свидетельства того, что вынос производственных площадок за рубеж действительно порождает «эффект вытеснения» китайского экспорта, а расходы на капитальное строительство и найм персонала за рубежом замещают собой инвестиции в саму китайскую экономику.
Но есть и другое. Зарубежные предприятия, основанные на китайских ПЗИ, нуждаются в китайских же специалистах по осуществлению НИОКР, дизайнерах, маркетологах. Поэтому занятость представителей таких профессий в фирме-инвесторе может возрастать, и при этом качество нанятого китайской компанией персонала в целом улучшается.
Третий тип - это ПЗИ, ориентированные на развитие научно-технологического потенциала предприятия-инвестора. Оно может происходить как за счет обретения доступа к технологиям страны - получателя инвестиций, так и путем задействования ее человеческого капитала в собственных НИОКР компании-инвестора. Дополнительным мотивом для совершения таких ПЗИ может быть желание приспособиться ко вкусам потребителей на зарубежных рынках.
Реализуя такие цели, китайские предприятия прибегают к СиП с зарубежными фирмами, имеющими популярные бренды, ключевые технологии и сильные исследовательские подразделе-
ния, или же они сами создают центры НИОКР на своих филиалах в развитых странах. Но такая деятельность предполагает крупные расходы, а значит, она может вызывать «эффект вытеснения» инвестиций в самом Китае в краткосрочной перспективе. В долгосрочном же плане повышение технологического уровня и производительности на китайских предприятиях-инвесторах должно позитивно сказаться на их производственной деятельности и экспорте [019, с. 156-157].
Для проверки этих гипотез авторы построили эконометриче-скую модель. Она характеризует влияние ПЗИ китайского предприятия на его показатели капиталовооруженности (величину основных фондов в расчете на одного занятого), среднесписочную численность сотрудников, наличие / отсутствие экспортной деятельности, структуру собственности. В расчетах по модели были использованы данные по 1273 китайским предприятиям обрабатывающей промышленности, совершавшим ПЗИ в 2003-2008 гг. [019, с. 157-159]. Они были сгруппированы в соответствии с вышеприведенной типологией, исходя из специфики мотивов к зарубежному инвестированию. Кроме того, было специально отслежено, в каких странах совершают ПЗИ компании той или иной группы - в развитых или развивающихся.
Большинство компаний в выборке (61,4%) относятся к совершающим ПЗИ в целях содействия торговой деятельности фирмы. 78,6% из них осуществили ПЗИ в развитых странах. В отраслевом разрезе среди них преобладают предприятия, использующие трудоемкие технологии.
ПЗИ, предполагающие производственную деятельность за рубежом, совершили 27,8% предприятий из выборки. При этом 63,6% из них вложили инвестиции в развивающихся странах. Доля компаний, использующих трудоемкие технологии, среди них составляет 70,3%.
ПЗИ, ориентированные на развитие научно-технологического потенциала, осуществили 10,8% компаний из выборки, 78,6% из них сделали это в развитых странах [019, с. 158].
В целом по выборке расчетами обнаружено, что ПЗИ оказывают на производственную деятельность предприятий-инвесторов стимулирующее воздействие, но оно склонно к затуханию с течением времени. Стимулирующее влияние оказывается и на инве-
стиционную деятельность предприятий в самом Китае, причем оно усиливается со временем и достигает максимума на третий год после совершения ПЗИ. Растет на китайских предприятиях компании - субъекта ПЗИ и занятость, этот эффект ярко выражен, он начинает слабеть только на третий год после осуществления ПЗИ.
Стимулирующее воздействие ПЗИ на экспорт вкладывающих их китайских компаний действительно есть. Но поначалу оно слабое, по-настоящему оно начинает сказываться на второй и третий годы после совершения ПЗИ. По выборке в целом, таким образом, «эффект деиндустриализации» выявлен не был [019, с. 160].
В разбивке по типам ПЗИ ситуация выглядит следующим образом. Среди предприятий, осуществляющих ПЗИ ради содействия торговой деятельности, выявлено стимулирующее воздействие ПЗИ и на объемы продаж китайской компании, и на совершение ею новых инвестиций в Китае, и на занятость, и на экспорт. По-видимому, именно рост экспорта (в том числе поставок оборудования, запчастей, послепродажных услуг) приводит к улучшению и других показателей. В общем, о последствиях в виде деиндустриализации применительно к ПЗИ первого типа говорить не приходится. Наоборот, они способствуют улучшению структуры китайской обрабатывающей промышленности.
В группе предприятий, осуществляющих ПЗИ, ориентированные на производственную деятельность за рубежом, выявлено негативное воздействие вывоза капитала и на инвестиции в Китае, и на экспортную деятельность предприятий-инвесторов. Тем самым подтвердились предположения о том, что такие ПЗИ требуют значительных капитальных затрат и потому совершающие их компании вынуждены экономить на инвестиционной деятельности в самом Китае. А угнетение экспорта, по-видимому, объясняется тем, что сам мотив к осуществлению ПЗИ у большинства таких компаний заключается в использовании дешевых зарубежных ресурсов, а не в наращивании реализации на рынке страны, принимающей инвестиции.
Но при этом негативного воздействия ПЗИ второго типа на масштабы производства и занятости на китайских предприятиях фирмы-инвестора обнаружено не было. Так что применительно к таким ПЗИ гипотеза о деиндустриализации подтверждается, но лишь частично.
Среди предприятий, вывозящих капитал ради наращивания своего научно-технологического потенциала, выявлено угнетающее воздействие ПЗИ на инвестиции компаний в самом Китае. Судя по всему, связано это с тем, что такие ПЗИ совершаются в основном в развитых странах. Там высоки инвестиционные барьеры «входа» в соответствующие отрасли, и нужны значительные затраты на оплату труда местного инженерно-технического и управленческого персонала. Поэтому у компаний средства и отвлекаются от инвестиций в Китае в пользу ПЗИ.
Но при этом оказалось, что ПЗИ третьего типа оказывают стимулирующее воздействие на объемы производства, экспорта и на занятость на предприятиях компаний-инвесторов, расположенных в КНР. По-видимому, это объясняется тем, что такие ПЗИ не предполагают выноса за рубеж собственно производственных процессов. А в долгосрочном плане заимствование технологий у компаний-объектов поглощений ведет к повышению конкурентоспособности китайских предприятий-инвесторов, а соответственно и к росту продаж их продукции, в том числе и на экспортных рынках [019, с. 161-162].
Итак, при определенных условиях ПЗИ действительно могут иметь побочным следствием деиндустриализацию, но этот эффект имеет структурную природу. Он возникает, когда ПЗИ нацелены на развертывание производственной деятельности за рубежом ради использования местных ресурсов. Но и тут надо иметь в виду, что такая деиндустриализация может означать не что иное, как избавление китайской экономики от излишних производственных мощностей и устаревших производств.
А ПЗИ других типов (нацеленные на расширение торговой деятельности и на укрепление научно-технического потенциала китайских компаний) не только не ведут к деиндустриализации, но и способствуют расширению экспортной деятельности китайских предприятий-инвесторов, заключают Ян Япин и У Чжухун [019, с. 163].
П.М. Мозиас