под постоянным вниманием с точки зрения их легитимности и эффективности.
И.Г. Минервин
2009.04.043. МЕЙН Э. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ НАНОТЕХ-НОЛОГИИ: ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ.
MAINE E. Radical innovation through internal corporate venturing: Degussa's commercialization of nanomaterials // R a. D management. -Oxford, 2008. - Vol. 38, N 4. - P. 359-371.
Создание внутренних предпринимательских подразделений является эффективной формой преодоления организационных барьеров и реализации радикальных инноваций в рамках крупных фирм, действующих на зрелых рынках. По сравнению с внешними внутренние венчуры несут как максимальные риски, так и максимальные потенциальные выгоды. Канадская исследовательница (Simon Fraser University, Ванкувер) рассматривает связанные с ними управленческие проблемы и стратегии на примере процесса создания и коммерциализации нанотехнологии в крупной химической фирме.
Нанотехнологии, применяемые в области создания новых материалов (наноматериалов), обладают потенциалом существенного повышения качества и экономической эффективности производства материалов и одновременно открывают пути для инноваций в целом спектре отраслей и производств. Согласно прогнозам, мировой рынок наноматериалов к 2020 г. достигнет объема порядка 90 млрд. долл. (с. 361). В то же время особые характеристики этих технологий определяют также высокий уровень неопределенности, технологического и рыночного риска в процессе их освоения, что требует особой компетентности и значительных долгосрочных инвестиций. В этом плане определенными преимуществами обладают и крупные действующие фирмы, и новые венчуры.
В настоящее время, хотя значительный объем работы ведут и мелкие компании, основная доля расходов на НИР по наномате-риалам приходится на крупные фирмы в отраслях химической, и фармацевтической промышленности, микроэлектроники. Примерами служат такие фирмы, как «Degussa», DSM, BASF, «DuPont», GE, «Dow», «Mitsubishi», которые ведут масштабные программы
НИР, используя свои достижения в области передовых материалов, физики, химии, биотехнологии. Крупные фирмы обладают преимуществом в ресурсах, но при разработке новых продуктов ориентируются, как правило, на имеющиеся технологии, производственные мощности и существующих потребителей, а их культура не способствует экспериментаторству, необходимому для радикальных нововведений.
Крупные фирмы стремятся преодолеть эти ограничения двумя способами. Во-первых, они создают в своей структуре подразделение, отвечающее за создание, инвестирование и мониторинг внешних венчурных предприятий. Так, в фирме DSM такое подразделение («Venturing and Business Development Group») осуществляет прямые инвестиции в стартовые предприятия (они составляют до 30% их акционерного капитала), а также инвестиции в фонды венчурного капитала, которые затем инвестируют в капитал стартовых предприятий (2-3%) (с. 362). Однако такие внешние инвестиции решают проблему лишь частично. Во-вторых, крупные фирмы используют метод внутрифирменного предпринимательства, отделяя с его помощью рискованные НИР от не готовой к риску организационной культуры зрелой отрасли и одновременно обеспечивая доступ к имеющимся у фирмы ресурсам и потребительским рынкам. Например, крупная немецкая химическая фирма «Degussa AG» (с 2007 г. «Evonik Degussa») создала сначала специализированное подразделение для осуществления долгосрочных рискованных проектов, а затем на его базе внутренний венчур «AdNano», который проводит НИР по наноматериалам, разрабатывает новые продукты и направления бизнеса.
Автор положительно оценивает опыт «Degussa» по целому ряду направлений. С точки зрения организационной структуры преимущество самостоятельного подразделения фирмы, отвечающего за более рискованные разработки, состояло в его освобождении от организационного давления со стороны существующих подразделений бизнеса. Организационная стратегия подразделения основывалась на принципах работы инкубатора, относительно более долгосрочном горизонте планирования и подчинении руководящему комитету на высоком уровне корпоративной иерархии.
Особое значение было придано также методам и стратегии менеджмента. Прежде всего, были сформированы междисципли-
нарные команды специалистов, имеющих опыт в области материаловедения, химии, физики, промышленного проектирования, производства и маркетинга, разработаны соответствующие системы стимулирования и создан климат, благоприятный для коммуникации и инновационных экспериментов. Одновременно проводились исследования рынка, позволяющие определить перспективные возможности для роста.
Важнейшую роль сыграло управление технологическими и рыночными рисками с учетом сложности технологических изменений и множественности потенциальных рынков. Применяемая здесь стратегия включала: широкое использование имеющегося опыта и компетенции в области производства и сбыта; разработку продукции с учетом как новых, формирующихся, так и сложившихся, существующих, рынков; тестирование новых продуктов на базе существующей клиентской базы. Руководство определяло контрольные финансовые ориентиры по таким критериям, как объемы капитальных затрат, продаж и прибыли, и нефинансовые ориентиры в таких областях, как формирование ресурсов, технические характеристики и внешнее восприятие новых продуктов.
Главными преимуществами организации внутреннего венчурного подразделения в фирме «Degussa» по сравнению с внешним венчуром автор считает прямой доступ к необходимым дополнительным исследовательским и производственным ресурсам, достаточный уровень финансирования и мощную поддержку в случае успеха. Соответствующие затраты фирмы за семилетний период составили 38 млн. евро (с. 368). Внешний венчур не смог бы получить такую поддержку даже при наличии сильных инвестиционных партнеров. Кроме того, в случае успеха внутреннего венчура возникают преимущества с точки зрения масштабов трансферта знаний и финансовых выгод. В то же время отмечаются и слабости рассматриваемой организации внутреннего венчура, состоящие в ограниченных возможностях разработки дополнительных продуктов для существующего бизнеса и более масштабных потерях в случае неудачи проекта по сравнению с внешним венчуром. Если независимые внешние венчуры не испытывают ограничений в проведении НИР и служат источником многих нанотехнологических инноваций, то внутрифирменные венчуры обладают значительными финансовыми ресурсами, опытом и компетенциями в области
НИР, производства, маркетинга, системами сбыта и связями с потребителями, позволяющими с большей эффективностью эксплуатировать радикальные инновации.
Основной результат исследования состоит, по мнению автора, во-первых, в доказательстве существенного влияния нанотехно-логических инноваций, носящих радикальный и капиталоемкий характер, на создание и организацию внутрифирменных венчурных подразделений; во-вторых, в выявлении эффективных стратегий управления, направленных на преодоление существующих в крупной фирме организационных барьеров для инновационного предпринимательства. Опыт показывает, что наибольшие выгоды от освоения нанотехнологии извлекают фирмы, способные выделить это направление, придать ему самостоятельность и долгосрочный горизонт планирования, наделить необходимыми ресурсами, в том числе за счет действующих производств, найти нишу на развивающемся рынке.
И.Г. Минервин
2009.04.044. ШАПИРА Ф., ЮТИ Я. НАНОТЕХНОЛОГИИ В США: ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ. SHAPIRA Ph., YOUTIE J. Emergence of nanodistricts in the United States // Econ. development quart. - Newbury Park, 2008. - Vol. 22, N 3. - P. 187-199.
Американские специалисты (Технологический институт штата Джорджия, г. Атланта) отмечают, что нанотехнологии во всем мире рассматриваются как важнейшее новое направление высокотехнологичного бизнеса и фактор экономического роста. По мере ее бурного развития встают вопросы о том, как и где она должна развиваться. С одной стороны, как технология общего применения, она может размещаться в широком пространстве на базе действующих и новых институтов, компаний и отраслей. С другой стороны, исследовательские и производственные подразделения, работающие в этой сфере, могут быть сосредоточены в виде кластеров в небольшом числе регионов с использованием уже существующего потенциала высоких технологий.
Глобальный объем инвестиций в научные исследования и разработки (НИР) в области нанотехнологий составляют свыше 4,6 млрд. долл. в год (с. 188). При этом велика доля государствен-