Научная статья на тему '2009. 04. 029. Сидиропулос Э. Южноафриканская внешняя политика после правления Мбеки. Sidiropoulos E. South African foreign policy in the post-Mbeki period // South Afr. J. of Intern. Affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, n 2. - p. 107-120'

2009. 04. 029. Сидиропулос Э. Южноафриканская внешняя политика после правления Мбеки. Sidiropoulos E. South African foreign policy in the post-Mbeki period // South Afr. J. of Intern. Affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, n 2. - p. 107-120 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Олишевко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 029. Сидиропулос Э. Южноафриканская внешняя политика после правления Мбеки. Sidiropoulos E. South African foreign policy in the post-Mbeki period // South Afr. J. of Intern. Affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, n 2. - p. 107-120»

мибия, Ботсвана и Свазиленд подписали соглашение о создании таможенного союза в 2010 г., общего рынка в 2015 г.

По мнению автора, «велосипедная стратегия» ЮАР должна заключаться в следующих принципах. Участие в многосторонних миротворческих операциях только под эгидой ООН, что исключит обвинения в империализме и перенапряжение сил страны; эффективность таких миссий доказана работой многонациональных кон-тингентов ООН в Кот-д'Ивуаре, Либерии, Бурунди, ДРК и Судане. Исходя из опыта отношений с Нигерией, ДРК, Танзанией и Зимбабве, «любая деятельность ЮАР должна быть экономически обоснована и иметь конечной целью основательное экономическое присутствие в стране» (там же). Правительство ЮАР должно способствовать созданию как можно большего числа совместных предприятий в африканских странах с участием как государственного, так и частного капитала. Благотворным является опыт создания торговой зоны Мапуто с участием Мозамбика. Со всеми пятью ведущими региональными странами и десятью младшими региональными партнерами «следует создать на регулярной основе полноценные двусторонние комитеты по всем важным направлениям сотрудничества» (с. 133). ЮАР должна бороться с ксенофобией, предотвращая ее всплески во имя поддержания внешнеполитического авторитета, поскольку проявления насилия к гражданам Мозамбика, Зимбабве и Нигерии в значительной степени осложнили отношения с этими странами.

В.С. Олишевко

2009.04.029. СИДИРОПУЛОС Э. ЮЖНОАФРИКАНСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕ ПРАВЛЕНИЯ МБЕКИ. SIDIROPOULOS E. South African foreign policy in the post-Mbeki period // South Afr. j. of intern. affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, N 2. - P. 107-120.

Автор (национальный директор Южноафриканского института международных отношений, Йоханнесбург) рассматривает «изменения во внешней политике ЮАР, которые неизбежно произойдут при приемнике Табо Мбеки и их предполагаемые результаты» (с. 107). Правительство Мбеки активно участвовало в разработке Нового партнерства во имя развития Африки (НЕПАД). В частности, был разработан ряд программ по возрождению и раз-

витию мелкособственнического сектора в нескольких странах, проходящих через послевоенное восстановление экономики, в первую очередь Демократической Республики Конго (ДРК).

По мнению автора, первоначально наиболее провальной оказалась политика, проводимая по отношению к Зимбабве. Потоки зимбабвийских беженцев в ЮАР не уменьшились, как и число столкновений этих беженцев с южноафриканской беднотой, с которой они жестко конкурировали за работу. Вопреки многочисленным призывам соратников Мбеки отказался от ввода крупных войсковых контингентов в Зимбабве, Конго или Анголу, так как «не желал "вьетнамского синдрома" для молодой страны, у которой трудностей все еще больше, чем поводов для спокойствия и амбиций» (с. 111). На конференции АНК в г. Полокване важнейшими задачами внешней политики были объявлены: борьба с бедностью, в первую очередь в рамках НПРА; мирное урегулирование конфликтов; поддержание влияния в мировом масштабе. Также особо подчеркивалась и «экономическая самодостаточность любых международных проектов, поскольку последние не должны финансироваться только ЮАР, даже с учетом того, что она является самый экономически развитой страной Тропической Африки» (с. 113).

По мнению правительства Мбеки, американское Африканское командование США (АФРИКОМ) «в наименьшей степени учитывало политические особенности Африки и интересы африканских стран», поскольку стремилось к изолированным двусторонним проектам, без уведомления прекращало сотрудничество и являлось полукоррупционной организацией, курирующей экономические интересы США, часто в ущерб сложившимся политическим связям африканских стран.

Среди южноафриканской элиты растет уверенность в том, что «для страны предпочтительнее прямое участие во внешней политике, что предполагает будущий рост экономического и политического влияния ЮАР на дела других стран Тропической Африки» (с. 114). Автор прогнозирует рост непосредственного участия военных страны в ликвидации африканских конфликтов. «Демократия и экономическое развитие должны защищаться на дальних подступах, желательно упреждающими методами. Только переговоры и призывы к африканскому единству не заставят врагов сложить оружие, а нейтралам внушат мысль о слабости ЮАР» (с. 115).

Китай является не только новым выгодным партнером для ЮАР, но и жестким экономическим конкурентом, так в 2000-2005 гг. текстильная промышленность страны пережила глубочайший кризис в результате появления на рынке китайской продукции. В то же время «Китай на порядок чаще, чем западные страны, предлагает самые разнообразные варианты сотрудничества... Китайские фирмы обеспечивают значительную долю заказов промышленного производства» (там же).

Во внешней политике будущее правительство вынуждено провести следующие изменения: усилить финансирование крупнейших инфраструктурных проектов за счет значительного уменьшение помощи проектам развития малого бизнеса, так как это дает основательную экономическую отдачу и означает большую политическую выгоду. Сократить или временно полностью исключить участие южноафриканских миротворцев в операциях вне Африки, предпочтительно сосредоточившись на создании максимального числа зон безопасности, в первую очередь в ДРК, находящейся в стадии «отложенной гражданской войны» (с. 117).

Для ЮАР жизненно необходимо обладать «достойными миротворческими силами с приемлемыми навыками как войсковых, так и полицейских операций, поскольку это исключит потоки беженцев в страну и необходимость проводить полицейские операции на собственной территории» (с. 118). Политические и экономические отношения необходимо развивать, в первую очередь, с ключевыми странами регионов: Анголой, Кенией, Нигерией и Египтом. Наиболее вероятный кандидат на пост президента Зума должен постоянно расширять личные контакты с лидерами этих стран и обеспечивать «оживление связей элит этих стран с элитой ЮАР» (с. 118).

В.С. Олишевко

2009.04.030. ЗИММЕРМАН Д. ИРАН И КИТАЙ: ПРОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?

ZIMMERMAN D. Iran and China, an enduring relationship? // J. of South Asian a. Middle Eastern studies. - Villanova, 2008. - Vol. 36, N 3. - P. 1-23.

Автор (Университет Кентукки, США) анализирует отношения Ирана с Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.