Научная статья на тему '2009. 04. 027. Франке Б. , эсменжо Р. Кто владеет Африкой? Африканизация безопасности и ее пределы Franke B. , esmenjaud R. Who owns African ownership? The Africanisation of security and its limits // South Afr. J. of intern. Affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, n 2. - p. 137-158'

2009. 04. 027. Франке Б. , эсменжо Р. Кто владеет Африкой? Африканизация безопасности и ее пределы Franke B. , esmenjaud R. Who owns African ownership? The Africanisation of security and its limits // South Afr. J. of intern. Affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, n 2. - p. 137-158 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МИРОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олишевко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 027. Франке Б. , эсменжо Р. Кто владеет Африкой? Африканизация безопасности и ее пределы Franke B. , esmenjaud R. Who owns African ownership? The Africanisation of security and its limits // South Afr. J. of intern. Affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, n 2. - p. 137-158»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2009.04.027. ФРАНКЕ Б., ЭСМЕНЖО Р. КТО ВЛАДЕЕТ АФРИКОЙ? АФРИКАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ПРЕДЕЛЫ FRANKE B., ESMENJAUD R. Who owns African ownership? The Africanisation of security and its limits // South Afr. j. of intern. affairs. -Johannesburg, 2008. - Vol. 15, N 2. - P. 137-158.

Авторы (Институт международных отношений и развития, Женева, Швейцария) рассматривают проблемы африканской безопасности. Африканский союз (АС), созданный в 2002 г. взамен Организации африканского единства (ОАЕ), был призван «везде и всюду принимать только практически выгодные для Африки решения, в том числе и в области безопасности, эпоха громких лозунгов и масштабных затратных проектов с сомнительной отдачей должна была уйти в прошлое» (с. 137).

Начиная с массового обретения независимости африканскими странами и по настоящее время, «Африка в вопросах безопасности наталкивается как на структурные, так и на ресурсные ограничения» (с. 138). 1960-е годы были годами всеобщей эйфории и веры в африканское братство. Большинство политических деятелей охотно исповедовали убеждения первых африканских националистов, согласно которым «независимым странам Африки следует иметь многочисленные, хорошо вооруженные армии, предназначающиеся в первую очередь для отражения агрессии бывших метрополий, которая, несомненно, произойдет в случае обретения независимости» (с. 138).

В 1970-х эйфория братства сменилась «амбициями, старательно подогревавшимися странами-патронами как социалистического, так и капиталистического лагеря» (там же). Активное военное присутствие СССР, США, Англии, Франции, а затем и Китая позволяло «иметь многочисленные армии с тяжелым вооружением, быстро подавлять любые восстания и часто проводить агрессивную внешнюю политику» (с. 139).

В 1963-1983 гг. Франция участвовала в 20 конфликтах на территории Западной и Центральной Африки. Исключение составляла Южная Африка, где ЮАР фактически аннексировала Намибию, неоднократно вторгалась на территорию Анголы, а также использовала Ботсвану, Мозамбик и Зимбабве для «транзитных

рейдов, предотвращающих угрозу со стороны полубандитских формирований в сопредельных странах» (с. 143), как официально объясняло свои действия южноафриканское правительство. Провал миротворческой операции с участием неафриканских сил в Сомали, Руанде и Бурунди заставил африканские страны «осознавать африканское возрождение как высокий уровень собственной ответственности за безопасность» (с. 144). В 1978 г. во время посещения Мали и открытия Франко-Африканского саммита в Парижа президент Франции Валери Жискар Д'Эстен подчеркнул, что «Африка не может принадлежать кому-либо, кроме самой себя... Таким образом, именно африканцы и их организации отвечают за безопасность на континенте» (с. 146).

Снижение цен на сырье в 1980-х годах, распад СССР и уменьшение интереса со стороны западных государств сократили число международных соглашений по безопасности с участием африканских стран со 178 до 39 (с. 141). Франция предпочитала присылать инструкторов, постоянно сокращая свое присутствие в Западной Африке, Англия активно предоставляла свои военные учебные заведения для обучения и также старалась свести военное присутствие к минимуму, США после неудачи в Сомали в 1993 г. не проявляли большой активности. В 90-е годы США создали новое Африканское командование (АФРИКОМ), действия которого ограничивались усиленной охраной посольств и немногочисленным присутствием наблюдателей при проведении миротворческих операций.

Китай начал постепенно заполнять нишу «старшего партнера и третейского судьи при ликвидации и предотвращении международных конфликтов, китайские инструкторы активно обучали местных военных, оружие китайского производства, в первую очередь стрелковое, стало во все больших объемах поступать на вооружение» (с. 142).

В 90-е годы произошло формирование первого значимого, действующего регионального объединения африканской безопасности - ЭКОВАС. Ведущую роль в этой организации играют военнослужащие Нигерии, эта же страна является и основным финансовым донором организации. Крупные контингенты миротворцев ЭКОВАС численностью от 500 до 10 тыс. человек принимали участие в разграничении враждующих сторон во время внутренних и международных конфликтов в Западной Африке на территории

Сьерра-Леоне, Либерии, Чада, Нигера и Кот-Д'Ивуара. По словам президента Уганды И. Мусевени, 90-е стали для Африки «десятилетием пробуждения», постепенно африканские политики осознавали, что только их собственная инициатива и ограниченные ресурсы позволят им ликвидировать очаги напряженности в Африке.

Табо Мбеки и Муаммар Каддафи в начале 2000-х годов призывали к «широкой кооперации всех силовых структур Африки при предпочтении полицейских мер» (с. 145). В этот период в многочисленных международных протоколах неоднократно подчеркивалось, что «разъединенность африканских стран порождается в первую очередь высокой степенью некомпетентности государственных силовых структур, предпочитающих обеспечивать покой и порядок в столицах и административных центрах провинций при помощи колючей проволоки, танков и пулеметных вышек» (с. 146). Впервые за несколько десятилетий независимости было признано, что «работа органов безопасности в отдаленных провинциях должна заключаться в изощренной эффективной системе работы с осведомителями, а не в рейдах на джипах с пулеметами, как это происходит на деле» (с. 147). Такие рейды эффективны только пока они проводятся, после ухода военизированной полиции «бандитские группировки продолжают обирать мирное население, часто при прямом участии местной коррумпированной полиции» (с. 149).

В феврале 2008 г. президент Франции Николя Саркози заявил в Кейптауне: «.основная цель французского военного присутствия в Африке - это помощь в создании коллективной системы безопасности» (с. 147). Германия выделила 20 млн. евро на финансирование Отдела миротворческих операций АС. Китай выделил 100 млн. долл. на строительство штаб-квартиры АС.

АС обеспечивал безопасность при проведении выборов на Коморских островах, заставил соблюдать закон и провести в соответствии с законом выборы президента в Того. Около 7 тыс. африканских военнослужащих постоянно находятся в Дарфуре, разграничивая враждующие стороны и предоставляя коридоры для беженцев, при этом это только 35% от планировавшейся численности африканских миротворцев в регионе. Условная ликвидация гражданского конфликта в Сомали воплотилась во вводе эфиопских войск численностью до дивизии и немногочисленных угандийских подразделений в столицу г. Могадишо и прилегающие провинции,

что несколько укрепило центральную официальную власть в южных и центральных провинциях.

С 2005 г. АС получил на нужды безопасности 300 млн. евро от ЕС и 660 млн. долл. от США. При этом, по мнению авторов, «если уровень подготовки африканских миротворцев значительно вырос и стал приемлемым по стандартам ООН, то вооружение до сих пор соответствует скорее регулярным армейским подразделениям, предназначенным для полномасштабных военных действий с применением тяжелого оружия» (с. 150); это помогает быстро сокрушить непримиримые террористические армии, но ведет к большим потерям среди мирного населения и совершенно не подходит для полицейских операций. Грамотное массовое применение нелетального оружия до сих пор невозможно в силу его малочисленности, недостатков навыков и полного непонимания личного состава целей его применения. Согласно официальным данным АС, почти все 53 африканские страны «испытывали затруднения при финансировании программ безопасности» (с. 151). «Часто страны, участвуя в международных миротворческих программах, видят в них только способ усилить собственные вооруженные силы при внешнем финансировании» (с. 153).

По мнению авторов статьи, страны Запада не вмешиваются в вопросы африканской безопасности в следующих случаях: 1) если они не совпадают с их текущими интересами; 2) у них есть прямые интересы, но они не желают прямого или одиночного участия; 3) требуется длительное участие на высоком организационном уровне, которого они не желают осуществлять. Среди африканских стран постоянную готовность предоставить войска для проведения миротворческих операций демонстрируют только Нигерия, Кения, Ливия и Эфиопия.

В.С. Олишевко

2009.04.028. АДЕБАЖО А. «ВЕЛОСИПЕДНАЯ» СТРАТЕГИЯ ЮАР В АФРИКАНСКИХ ДВУСТОРОННИХ СВЯЗЯХ . ADEBAJO A. The bicycle strategy of South African's bileteral relations in Africa // South Afr. j. of intern. affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, N 2. - P. 121-136.

Автор (Центр анализа конфликтов, университет Кейптауна, ЮАР) полагает, что для «правильного эффективного развития дву-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.