что несколько укрепило центральную официальную власть в южных и центральных провинциях.
С 2005 г. АС получил на нужды безопасности 300 млн. евро от ЕС и 660 млн. долл. от США. При этом, по мнению авторов, «если уровень подготовки африканских миротворцев значительно вырос и стал приемлемым по стандартам ООН, то вооружение до сих пор соответствует скорее регулярным армейским подразделениям, предназначенным для полномасштабных военных действий с применением тяжелого оружия» (с. 150); это помогает быстро сокрушить непримиримые террористические армии, но ведет к большим потерям среди мирного населения и совершенно не подходит для полицейских операций. Грамотное массовое применение нелетального оружия до сих пор невозможно в силу его малочисленности, недостатков навыков и полного непонимания личного состава целей его применения. Согласно официальным данным АС, почти все 53 африканские страны «испытывали затруднения при финансировании программ безопасности» (с. 151). «Часто страны, участвуя в международных миротворческих программах, видят в них только способ усилить собственные вооруженные силы при внешнем финансировании» (с. 153).
По мнению авторов статьи, страны Запада не вмешиваются в вопросы африканской безопасности в следующих случаях: 1) если они не совпадают с их текущими интересами; 2) у них есть прямые интересы, но они не желают прямого или одиночного участия; 3) требуется длительное участие на высоком организационном уровне, которого они не желают осуществлять. Среди африканских стран постоянную готовность предоставить войска для проведения миротворческих операций демонстрируют только Нигерия, Кения, Ливия и Эфиопия.
В.С. Олишевко
2009.04.028. АДЕБАЖО А. «ВЕЛОСИПЕДНАЯ» СТРАТЕГИЯ ЮАР В АФРИКАНСКИХ ДВУСТОРОННИХ СВЯЗЯХ . ADEBAJO A. The bicycle strategy of South African's bileteral relations in Africa // South Afr. j. of intern. affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, N 2. - P. 121-136.
Автор (Центр анализа конфликтов, университет Кейптауна, ЮАР) полагает, что для «правильного эффективного развития дву-
сторонних связей, созданных ЮАР за последние 14 лет в Африке, необходимо придерживаться "велосипедной" стратегии» (с. 121). В соответствии с этой стратегией у ЮАР есть пять ключевых региональных африканских партнеров, к ним относятся Мозамбик в Южной Африке, Нигерия в Западной Африке, Демократическая Республика Конго (ДРК) в регионе Великих Озер, Эфиопия в Восточной Африке и Алжир в Северной Африке. Также в каждом регионе есть два менее значимых, но также важных младших партнера: Зимбабве и Ангола в Южной Африке, Бурунди и Руанда в регионе Великих Озер, Гана и Кот-д'Ивуар в Западной Африке, Судан и Танзания в Восточной Африке, Египет и Ливия в Северной Африке. Таким образом, налаживая связи по необходимости с этими 15 ключевыми партнерами, ЮАР будет иметь «наибольшую выгоду во внешней политике без распыления ресурсов» (с. 121). Непосредственно управлять «велосипедом» внешней политики должен президент ЮАР, «сменными водителями» должны стать МИД, Министерство торговли и промышленности (МТП), Корпорация промышленного развития (КПР), Южноафриканский банк развития (ЮБР), а также частный сектор ЮАР, инвестирующий в африканскую экономику.
Пять из 15 стратегических партнеров - Нигерия, Ангола, Алжир, Ливия и Судан - производят 80% африканской нефти и располагают 90% ее разведанных запасов. Отчисления четырех партнеров - Нигерии, Алжира, Ливии и Египта - с отчислениями самой ЮАР формируют бюджет Африканского союза (АС) на 75%. Помешать «велосипедной» стратегии могут активизировавшиеся в последние 10 лет отношения Китая с Анголой, Зимбабве, ДРК, Суданом, Нигерией и Танзанией, а также региональные амбиции Египта и Нигерии.
Важнейшим экономическим партнером ЮАР в Южной Африке является Мозамбик. В 1997 г. был создан собирающийся ежеквартально двусторонний экономический форум на уровне глав государств и министров. В 2002 г. Мозамбик стал главным торговым партнером ЮАР в Африке, обогнав Зимбабве; 27% его импорта приходится на ЮАР, 13% экспорта ЮАР в африканские страны приходится на Мозамбик. В 1994-2001 гг. инвестиции ЮАР составили 4,6 млрд. долл. В 2000 г. был построен комбинат по выплавке алюминия стоимостью 2,3 млрд. долл., завершено строительство
трубопровода длинной 865 км стоимостью 1,2 млрд. долл. В том же году было подписано соглашение о строительстве гидроэлектростанции на р. Замбези стоимостью 1,3 млрд. долл. При активном участии ЮАР создается и модернизируется множество мелких и средних пищеперерабатывающих и мебельных предприятий. К середине 90-х годов 320 тыс. мозамбикцев жили в ЮАР, двустороннее соглашение от 2003 г. обеспечило работой 60 тыс. горняков и 12 тыс. сельскохозяйственных рабочих из Мозамбика. В то же время в мае 2008 г. в ЮАР местные безработные совершили многочисленные нападения на выходцев из Мозамбика и Зимбабве; по мнению автора, «это может серьезно ухудшить отношения двух стран, если Тсване не озаботится быстрой и эффективной ликвидацией этих событий, отрицательно повлиявших на восприятие ЮАР на континенте» (с. 122).
В отношениях Анголы и ЮАР конец 90-х годов стал периодом относительной нормализации отношений. Визит Манделы в Анголу в 1998 г. в большой степени способствовал этому, но покупки алмазов у УНИТА южноафриканской компанией «Де Бирс» снова осложнили их. С 2000 г. отношения вновь активизировались: бывшие военнослужащие ЮАР приняли активное участие в восстановлении государственности Анголы. В 2004 г. Луанду посетил вице-президент Зума. Несмотря на некоторые политические разногласия, торговля выросла с 97 млн. долл. в 1995 г. до 460 млн. долл. в 1998 г. В 2002 г. 12% ангольского импорта приходилось на ЮАР. В 2003 г. была создана Южноафриканско-ангольская торговая палата. Неравномерно развивались отношения и со вторым младшим партнером в Южной Африке. В 1994-1998 гг. между Зимбабве и ЮАР неоднократно возникали разногласия по экономическим вопросам, Хараре обвинял Тсване «в использовании агрессивной экономической политики и ввел 100%-ные «ввозные пошлины» (с. 124). В 2001-2003 гг. президент ЮАР неоднократно посещал Зимбабве, в 2005 г. стране был предоставлен кредит в 500 млн. долл. с условием покупки нефтепродуктов и сельскохозяйственной техники в ЮАР.
ДРК является богатейшей страной Африки по предполагаемым минеральным запасам, но при этом представляет собой «лоскутный набор территорий, который скорее иногда разбавлен зонами стабильности, чем зонами анархии и насилия» (там же).
Южноафриканская элита заинтересована в прекращении военных действий и активной эксплуатации природных богатств этой страны. В 1997 г. ЮАР, ранее активно вооружавшая армии Руанды и Уганды, потребовала вывести войска из ДРК. В 2002 г. соглашение о мире в ДРК было подписано именно в ЮАР. Из 17 тыс. миротворцев, запланированных к размещению на территории этой страны, ЮАР должна была предоставить 1,4 тыс. человек. Через месяц после подписания соглашения ангольцы вновь вторглись на территорию страны, поскольку «посчитали кредит, предоставленный ЮАР, недостаточно большим для таких больших уступок» (там же).
Помимо ДРК в 1999-2006 гг. ЮАР активно участвовала в нормализации обстановки в центральноафриканских Руанде и Бурунди, «оплачивая значительную часть миротворческих миссий, обеспечение выборов и строительство лагерей для беженцев, часто при активном сопротивлении большой части южноафриканской элиты, считавшей расходы несоизмеримыми с результатами программ» (с. 126).
Западноафриканская политика ЮАР в большой степени должна проводиться с учетом интересов Нигерии, рассматривающей регион как естественную сферу своего влияния. В 1999-2007 гг. Табо Мбеки и Олусегун Обасанджо сотрудничали под эгидой АС и ЭКОВАС при ликвидации конфликтов в Либерии, Судане и Бурунди, но в большинстве случаев «страны обвиняли друг друга в недостаточной финансовой поддержке миротворческих миссий, постоянном уклонении от посылки достаточно многочисленного и опытного военного контингента» (с. 127). В настоящее время лидеры этих стран и воюющих группировок предпочитают, чтобы урегулирование конфликтов проходило под прямым руководством ООН, поскольку «разочарованы в медлительности и непрофессионализме африканских миротворцев, их неспособности выполнять взятые обязательства и стремлении сделать политический капитал на бедствиях соседей» (там же). Экономическое сотрудничество ЮАР и Нигерии более плодотворно. В августе 2001 г. на территории Нигерии начала работать система сотовой связи стоимостью 1,4 млрд. долл., принадлежащая ЮАР. К июню 2004 она насчитывала 1,65 млн. абонентов. Торговля между двумя странами выросла с 730 млн. долл. в 1998 г. до 4,9 млрд. долл. в 2003 г. В ЮАР постоянно проживает не менее 100 тыс. нигерийцев.
Гана является «важным политическим партнером ЮАР в Западной Африке, поскольку всегда с готовностью предоставляет своих военных для миротворческих операций» (с. 129) и активно идет на экономическое сотрудничество. В 2003 г. ЮАР купила 50% крупнейшей золотодобывающей компании в Гане «Ашанти Голд-филдс», работающей помимо Ганы в восьми африканских странах. В 1997 г. были куплены 69% акций пивоваренного завода в Аккре, после чего убыточное предприятие стало прибыльным.
Восточная Африка, по мнению автора, является для ЮАР регионом, где «приходится много заниматься миротворческой деятельностью и тратить деньги на поддержание политического авторитета» (там же). В 2000-2008 гг. 10 офицеров из ЮАР являлись международными наблюдателями в зоне конфликта Эфиопии и Эритреи. В 2007 г. по просьбе эфиопского правительства в Аддис-Абебе Университетом Южной Африки был создан студенческий городок и курсы углубленной подготовки для абитуриентов. Тсва-не также председательствует в Комитете послевоенного восстановления Судана.
Отношения со странами Северной Африки во многом осложняются их принадлежностью к Лиге арабских государств и большими по сравнению со странами Тропической Африки экономическими возможностями. Так, Алжир имеет крупные эксплуатируемые и разведанные запасы нефти и газа, активно перевооружает армию и постоянно получает инвестиционные предложения как со стороны богатых мусульманских стран, так и со стороны Запада. Наиболее ровными среди стран Северной Африки, хотя и не всегда соответствующими заявленным целям, являются отношения ЮАР и Ливии. Муаммар Каддафи взял на себя роль «Брата-лидера, постоянно призывающего в духе Кваме Нкрумы к созданию федерального африканского государства и общеафриканских вооруженных сил» (с. 131). В то же время, после того как он выплатил 4,5 млрд. долл. долгов стран АС, «авторитет Каддафи среди африканских лидеров вырос и по значимости практических дел почти приблизился к авторитету Манделы» (там же). В 2002 г. между ЮАР и Ливией возникли острые разногласия относительно места проведения учредительного саммита АС: Каддафи вместо Дурбана предлагал Сирт, в окрестностях которого он родился. Непросто складывались отношения ЮАР и Египта. Последний (как и ЮАР, и Нигерия) претен-
дует на место постоянного члена СовБеза ООН от Африки. Если отношения Манделы и Мубарака «можно было назвать сердечными, несмотря на явную демократичность правления Манделы в сравнении с 27-летним пребыванием у власти Мубарака», то при Мбеки они осложнялись дважды. В 2004 г. Египет оспаривал у ЮАР право на проведение сессии Панафриканского парламента, а позднее был ее соперником при выборе места проведения мирового чемпионата по футболу 2010 г. В 2008 г. после визита Мубарака отношения относительно стабилизировались: Каир предоставил Тсване право на открытие торгового представительства (с. 132).
Основной угрозой для развития отношений ЮАР с африканскими странами станет активная роль в регионе Китая. В 2006 г. Табо Мбеки предупреждал об опасности возникновения «колониальных отношений» с Китаем. Китай с 6,6 млрд. долл. инвестиций является третьем в Африке инвестором после США и Европы и постоянно расширяет свое участие в строительстве автомобильных и железных дорог, электростанций и ЛЭП, также он импортирует треть энергосырья из Африки. Наибольшее столкновение интересов произошло в ДРК, ей, согласно оглашенным китайцами в сентябре 2007 г. планам, предназначается 8 млрд. долл. инвестиций. Активная скупка нефтедобывающих и строительство нефтеперерабатывающих мощностей в Нигерии, сверхбыстрый рост китайского влияния в Танзании, расширение влияния Китая в Анголе, Зимбабве и Судане могут «создать сферу китайского влияния, в которой амбициозной элите ЮАР с ее ограниченными экономическими возможностями останется роль младшего или приглашённого партнера» (с. 132). Указывая на соперничество двух стран, автор упоминает о покупке 20% акций южноафриканского «Стэндард банка» за 5,5 млрд. долл. в 2007 г., что значительно укрепило финансовый авторитет ЮАР и позволило ей свободнее распоряжаться инвестиционными средствами.
Примером успешной региональной политики ЮАР является реструктуризация «по инициативе президента ЮАР долгов стран ближнего зарубежья для оживления политических и экономических отношений и снятия постоянных обвинений с ЮАР в применении жестких мер в африканской политике» (с. 125). В августе 2008 г. на саммите в Йоханнесбурге ЮАР, Зимбабве, Лесото, На-
мибия, Ботсвана и Свазиленд подписали соглашение о создании таможенного союза в 2010 г., общего рынка в 2015 г.
По мнению автора, «велосипедная стратегия» ЮАР должна заключаться в следующих принципах. Участие в многосторонних миротворческих операциях только под эгидой ООН, что исключит обвинения в империализме и перенапряжение сил страны; эффективность таких миссий доказана работой многонациональных кон-тингентов ООН в Кот-д'Ивуаре, Либерии, Бурунди, ДРК и Судане. Исходя из опыта отношений с Нигерией, ДРК, Танзанией и Зимбабве, «любая деятельность ЮАР должна быть экономически обоснована и иметь конечной целью основательное экономическое присутствие в стране» (там же). Правительство ЮАР должно способствовать созданию как можно большего числа совместных предприятий в африканских странах с участием как государственного, так и частного капитала. Благотворным является опыт создания торговой зоны Мапуто с участием Мозамбика. Со всеми пятью ведущими региональными странами и десятью младшими региональными партнерами «следует создать на регулярной основе полноценные двусторонние комитеты по всем важным направлениям сотрудничества» (с. 133). ЮАР должна бороться с ксенофобией, предотвращая ее всплески во имя поддержания внешнеполитического авторитета, поскольку проявления насилия к гражданам Мозамбика, Зимбабве и Нигерии в значительной степени осложнили отношения с этими странами.
В.С. Олишевко
2009.04.029. СИДИРОПУЛОС Э. ЮЖНОАФРИКАНСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕ ПРАВЛЕНИЯ МБЕКИ. SIDIROPOULOS E. South African foreign policy in the post-Mbeki period // South Afr. j. of intern. affairs. - Johannesburg, 2008. - Vol. 15, N 2. - P. 107-120.
Автор (национальный директор Южноафриканского института международных отношений, Йоханнесбург) рассматривает «изменения во внешней политике ЮАР, которые неизбежно произойдут при приемнике Табо Мбеки и их предполагаемые результаты» (с. 107). Правительство Мбеки активно участвовало в разработке Нового партнерства во имя развития Африки (НЕПАД). В частности, был разработан ряд программ по возрождению и раз-