МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2009.04.006. НАКОПЛЕНИЕ ВНЕШНИХ АКТИВОВ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩИМСЯ РЫНКОМ.
L'accumulation d'avoirs extérieurs par les autorités des économies de marché émergentes // Bull. mensuel de la BCE. - Francfort-sur-Main, 2009. - Janv. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/eurosys/ bce/bm012009.pdf.
В настоящее время мировые валютные резервы оцениваются в 7 трлн. долл. В условиях нынешнего финансового кризиса влияние этих резервов и деятельности суверенных фондов на мировую экономику и финансы предугадать трудно. Традиционно формирование валютных резервов объяснялось необходимостью обеспечить такие операции центральных банков, как временное финансирование импорта, интервенции на валютных рынках и компенсация оттока капиталов. Накопление резервов связано также со страхованием от последствий внезапного притока капиталов. Финансовые кризисы, наблюдавшиеся в 1990-х годах в странах Азии и Латинской Америки, продемонстрировали значение валютных резервов, заставив эти страны усиленно накапливать их.
В экономической литературе последнего времени накопление валютных резервов объясняется «логикой меркантилизма», в соответствии с которой страны, желающие повышать конкурентоспособность своего экспорта, поддерживают режим управляемого обменного курса национальной валюты. В последние годы финансовые кризисы стали обычным феноменом: в 1995-2003 гг. в странах с развивающимся рынком (СРР) произошло 36 финансо-
вых кризисов, связанных с притоком и массированным оттоком капиталов. Нынешний глобальный финансовый кризис затронул эти страны, вызвав в некоторых из них сокращение официальных валютных резервов (см. табл.).
Таблица
Рост официальных валютных резервов в 1999-2008 гг.
Страна Март 1999 г. | Июнь 2008 г. Прирост в 1999-2008 гг.
в млрд. долл. в млрд. долл. в %
Китай (континентальный) 146,6 1756,7 1610,0 1098
Япония 211,4 973,8 762,4 361
Россия 6,7 554,1 547,4 8200
Индия 29,5 302,3 272,8 924
Тайвань (провинция Китая) 93,0 290,1 197,1 212
Бразилия 31,2 199,8 168,6 540
Алжир 5,1 133,2 128,1 2490
Таиланд 28,9 103,0 74,1 257
Мексика 30,8 93,0 62,3 203
Турция 21,2 75,5 54,3 256
Главным источником накопления валютных резервов являются доходы от экспорта, а также активное сальдо платежных балансов по текущим операциям. Спецификой СРР является то, что активное сальдо по текущим операциям и накопление валютных резервов не сопровождаются вывозом за рубеж частного капитала, как это происходит в большинстве промышленно развитых стран (ПРС). Часть СРР богаты сырьевыми ресурсами и получали высокие доходы от их экспорта. Эти страны откладывали доходы для будущих поколений, поскольку сырьевые ресурсы постепенно истощаются. Другая группа СРР (в основном азиатских) накапливали резервы за счет несырьевого экспорта, поддерживаемого управляемым режимом обменного курса национальной валюты, что позволяло большинству из них сохранять заниженный курс своей валюты по отношению к доллару.
Объем мировых валютных резервов возрос с 1600 млрд. долл. в 1999 г. до более 7000 млрд. долл. на конец июня 2008 г. За тот же период мировая цена на нефть увеличилась с 12 долл. до
более 120 долл. за баррель в июне 2008 г. (за последующий год цена значительно снизилась), что позволило странам-экспортерам увеличивать валютные резервы. Эти резервы в СРР возросли в рассматриваемый период с 1000 млрд. до 5500 млрд. долл. При этом почти 70% прироста приходилось на долю трех стран - Китая, Японии и России. Это приводит к росту концентрации валютных резервов в отдельных странах: например, доля Китая возросла с 9% в 1999 г. до 31% в июне 2008 г. В последние годы валютные резервы увеличились и в сравнительно малых странах с открытой экономикой.
Накопление валютных резервов ставит вопрос об их оптимальных размерах с точки зрения экономики. В соответствии с большинством традиционных эмпирических правил размер валютных резервов в отдельных странах должен несколько превышать сумму, равную оплате трехмесячного импорта или 100% краткосрочного долга, или обоих этих элементов. Именно данные показатели чаще всего используются в качестве нормы при оценке адекватности валютных резервов.
Увеличение валютных резервов СРР привело к быстрому росту численности и экономической мощи суверенных фондов (СФ), которые представляют собой государственные инвестиционные фонды. Общими чертами СФ являются следующие: во-первых, они принадлежат государству; во-вторых, они не гарантируют поток постоянных платежей, как это делают, например, пенсионные фонды; в-третьих, они управляются отдельно от валютных резервов. Кроме того, СФ имеют некоторые особенности, вытекающие из их природы. Например, отсутствие постоянных платежей способствует реализации стратегий долгосрочных инвестиций.
По оценкам, СФ управляют активами в 2-3 трлн. долл. Для сравнения: хеджевые фонды управляют активами в 2 трлн. долл., а общая сумма управляемых частных активов равна 50 трлн. долл. Оценки активов СФ весьма приблизительны, так как большая их часть не сообщает детальных данных об объеме и распределении активов. Главные СФ управляют большими активами, чем самые крупные хеджевые фонды, тогда как их чувствительность к рыночным рискам меньше, чем у других управляющих международными активами. Инвестиционные портфели СФ характеризуются двумя чертами: 1) преобладанием зарубежных инвестиций у одних фон-
дов и национальных инвестиций - у других; 2) наличием рискованных активов. Возникает важный вопрос: какое влияние на международные потоки капиталов оказывает переориентация СФ с традиционных вложений на более диверсифицированные инвестиции? Усиление экономической мощи СФ может вызвать изменение потоков капиталов между различными регионами мира, повлиять на цены активов и уровни процентных ставок, что неизбежно скажется на состоянии валютных рынков. Весьма вероятно, что главные СФ - держатели зарубежных активов будут постепенно менять структуру своего портфеля, чтобы до минимума уменьшить влияние их стратегии на цены активов.
Поскольку системное влияние СФ постоянно усиливается, они становятся объектом пристального внимания со стороны многих международных организаций, включая МВФ, членов «семерки» (G7), результатом чего явилось создание Международной рабочей группы по СФ (Groupe de travail international sur les fonds souverains). В состав группы вошли представители 23 стран-инвесторов, ОЭСР и Всемирного банка. В конце 2008 г. группа в согласовании с представителями экономически развитых стран и МВФ сформулировала 24 принципа для СФ, которыми эти фонды должны руководствоваться при осуществлении своей инвестиционной стратегии. Подобные попытки направлены на то, чтобы повысить эффективность СФ, обеспечить прозрачность их финансовых целей и потенциально позитивное влияние на международные рынки капиталов. Они призваны способствовать расширению инвестиционной базы СФ за счет ценных бумаг, не эмитированных государством (таких как облигации и акции частного сектора, вложения в активы стран с развивающимися рынками, в сырьевые отрасли и т.д.), а также более эффективной диверсификации и распределению рисков в мировых масштабах. Однако все эти позитивные влияния деятельности СФ на мировую финансовую систему материализуются только тогда, когда инвестиции СФ будут направляться на достижение чисто финансовых, а не политических целей. Между тем меры, принимаемые в развитых странах по ограничению инвестиций СФ, могут скомпрометировать позитивное влияние экспансии этих фондов. От СФ требуется большая прозрачность и предоставление данных о составе и распределении
2009.04.007-008
их активов, так как пока более или менее достоверная информация имеется приблизительно по 2/3 фондов.
Л.А. Зубченко
2009.04.007-008. ВТО: ЗАСТОЙ БЕЗ ДВИЖЕНИЯ. (Сводный реферат).
1. KOOPMANN G. WTO: Stillstand ohne Abschluss // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2008. - Jg. 88, N 8. - S.488-490.
2. COTTIER Th. Eile mit Weile in der WTO // Wirtschаftsdienst. -Hamburg, 2008. - N 12. - S. 762-763.
Доха-раунд переговоров в рамках ВТО, несколько оживившийся летом 2008 г., затем снова затормозился, не принеся никаких результатов. Первый шаг назад в многосторонних торговых переговорах случился в июле 2006 г., когда под влиянием аграрного лобби США потребовали от всех торговых партнеров резкого снижения импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию. Это вызвало сопротивление со стороны Индии, Японии и большинства стран - членов ЕС, которые, со своей стороны, настаивали на решительном сокращении внутренних субсидий США для сельского хозяйства.
На конференции ВТО, состоявшейся в июле 2008 г. в Женеве в сокращенном составе (участвовали 30 министров из 153 стран-членов), в какой-то момент показалось, что наметился «прорыв» в переговорах. Но в конце переговоров снова всплыла аграрная проблема, на этот раз в виде дискуссии между США, с одной стороны, и Китаем и Индией - с другой, по поводу создания специального защитного механизма для мелких сельскохозяйственных производителей в РС.
В последнее время в политике отдельных стран появились тенденции к усилению протекционизма. Так, Бразилия объявила о мерах, направленных против предполагаемых субсидий и других торговых барьеров, устанавливаемых в США. В свою очередь США хотят принять меры против ЕС, который повышает таможенные пошлины на плоские экраны телевизоров, тем самым выступая против соглашения ВТО об информационных технологиях. Швейцария пытается отстаивать свои интересы, обращаясь к двусторонним преференциальным торговым соглашениям. Однако такой