2008.01.013. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И НЕФТЯНАЯ РЕНТА.
Principales caractéristiques structurelles, évolutions économiques et recyclage de la rente pétrolière des pays exportateurs de pétrole // Bull. mensuelle de la BCE. - Francfort-sur-le-Main, 2007. - N 7. - P. 77-89. -Mode of access: http://www.banque-
france.fr/fr/eurosys/telnomot/bce/bm072007.pdf.
В статье, опубликованной в ежемесячном бюллетене Европейского центрального банка (ЕЦБ), рассматриваются структура экономики и внешней торговли 10 стран - экспортеров нефти и финансовые потоки, связанные с рециклированием их нефтяных доходов, которые в последние годы значительно возросли в связи с повышением мировых цен на нефть.
Мировые цены на нефть возросли с 25 долл. за баррель в 2002 г. до 65,4 долл. (среднегодовая цена) в 2006 г. В 1993-2002 гг. средняя цена на нефть составляла 19,8 долл. за баррель; максимальная цена в этот период составляла 28,5 долл. в 2000 г. Мировое производство нефти увеличилось с 76,6 млн. барр. в день в 2002 г. до 85,2 млн. в 2006 г. В результате доходы стран-экспортеров от продажи нефти и газа существенно возросли. Для 10 крупнейших стран-экспортеров продажи нефти и газа составляют более 40% экспортных доходов, что делает их экономику весьма зависимой от этого экспорта. Перечень этих стран, ранжированных в зависимости от роли нефтяного экспорта, выглядит следующим образом: Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Иран, ОАЭ, Нигерия, Кувейт, Венесуэла, Алжир, Ливия. На долю этих стран приходится почти 70% мирового экспорта нефти, более 50 ее мирового производства и более 70% ее мировых резервов. В отношении газа их позиции следующие: около 45% мирового экспорта, почти 40 мирового производства и почти 60% мировых резервов.
Рост нефтяных цен способствовал повышению роли названных стран в мировой экономике: в 2002-2005 гг. их доля в мировом ВВП увеличилась с 3,6 до 5,5%, а в мировой торговле - с 2,4 до 3,5%. Эти страны являются не только поставщиками нефти и газа, но и начинают играть все большую роль в мировой экономике как важные инвесторы, вкладывающие нефтедоллары за рубежом. Кроме того, они используют нефтяные доходы на оплату растуще-
го импорта, что делает их рынки весьма привлекательными для других стран. Страны-экспортеры нефти имеют значительное положительное сальдо платежных балансов по текущим операциям, которое в 2006 г. достигло 420 млрд. евро.
Рассматриваемые страны - экспортеры нефти различаются между собой по численности населения, объему ВВП и душевому доходу. В четырех странах (Кувейте, ОАЭ, Норвегии и Ливии) из десяти численность населения не превышает 6 млн. человек; в трех странах (Саудовской Аравии, Венесуэле и Алжире) она составляет от 24 млн. до 34 млн. человек; в трех странах (Иране, России, Нигерии) совокупная численность населения составляет 360 млн. человек, или 80% общей численности всех 10 стран (465 млн.). Россия намного опережает рассматриваемые страны по объему ВВП (979 млрд. долл.), за ней следуют Саудовская Аравия (349 млрд.) и Норвегия (334 млрд.). При этом Норвегия и ОАЭ опережают другие страны по размеру душевого дохода. На последнем месте по этому показателю стоит Нигерия (около 1200 долл.).
Россия и Саудовская Аравия являются главными производителями и экспортерами нефти. Россия производит 9,7 млн. барр. в день, а ОАЭ - 9,3 млн., что более чем вдвое превышает соответствующий показатель Ирана (3,9 млн.), занимающего третье место по производству нефти. За исключением Норвегии во всех странах доходы от экспорта нефти и газа представляют не менее 50% государственных доходов, а в семи из десяти стран эти доходы составляют не менее 80% всех поступлений от экспорта. Чем большую долю представляют доходы от экспорта нефти и газа в государственных и экспортных доходах и ВВП, тем более уязвима экономика страны от колебаний на мировых рынках энергоносителей. В большинстве рассматриваемых стран нефтяной сектор находится под контролем государства. Только Норвегия и Россия имеют частично приватизированный нефтяной сектор. Однако в последнее время в России наблюдается тенденция к ренационализации нефтяных компаний.
За исключением Норвегии, где действует режим свободного плавающего курса национальной валюты, в рассматриваемых странах действуют валютные режимы так называемого контролируемого курса либо режимы фиксированного паритета, привязанные к доллару. Привязка валютного режима к доллару усиливает зависи-
мость стран-экспортеров от экономической конъюнктуры в США и уровня действующих в этой стране процентных ставок.
Рассматриваемые страны различаются между собой по географической структуре их внешнеторгового обмена. Доля зоны евро в экспорте рассматриваемых стран колеблется от 5,1% в Венесуэле до 74,1% в Ливии, составляя в среднем 27,4% (у России -37,4); доля экспорта в США колеблется от 0,3% у Ирана до 52,5% у Нигерии (в среднем - 13,9, у России - 3,1%). В импорте доля зоны евро в рассматриваемых странах составляет в среднем 29,2% (от 11,6% у Венесуэлы до 47,1% у Ливии), у России - 32,2%. Доля США в импорте стран - экспортеров нефти сравнительно невелика, составляя 6,8% (от 0,2 у Ирана до 31,6 у Венесуэлы), у России эта доля равна 4,7%.
С 2003 г. темпы роста ВВП рассматриваемых стран значительно ускорились, составляя за последние четыре года в среднем 6%. При этом главными двигателями роста стали повышение экспортных цен на нефть, сравнительно высокие темпы роста мировой экономики, обилие ликвидности и низкий уровень процентных ставок. Увеличение государственного потребления в странах - экспортерах нефти было в целом весьма быстрым, отражая подход к использованию нефтяной ренты. Исключение составляют Венесуэла, Саудовская Аравия, Алжир и Нигерия, где в 2004-2006 гг. государственные расходы росли в среднем на 7% в год. Ускорение экономического роста способствовало снижению уровня безработицы с 10,2% активного населения в 2003 г. до 7,9% в 2006 г., особенно сильным было это снижение в Алжире и Венесуэле. Вместе с тем для снижения общего уровня безработицы страны - экспортеры нефти должны диверсифицировать свою экономику за счет более интенсивного развития ненефтяного сектора.
В целом в рассматриваемых странах уровень инфляции, по данным МВФ, снизился с 41% в 1999 г. до 11,1% в 2003 г. и до 8,7% в 2006 г. В 2006 г. этот уровень колебался от 2,3% в Норвегии и Саудовской Аравии до 13,6% в Венесуэле и 14,6% в Иране (в России он составлял 9,7%). Как правило, официальные индексы потребительских цен преуменьшают уровень инфляции.
Удорожание нефти и связанный с этим рост государственных доходов способствовали тому, что отношение сальдо государственных бюджетов к ВВП 10 рассматриваемых стран возросло с (-
6,1%) в 1998 г. до 10,5% в 2006 г. Этот рост в известной мере связан с ограничением государственных расходов. Такое острожное поведение государственных властей объясняется осознанием ими опыта второй половины 1990-х годов, когда страны - экспортеры нефти столкнулись с бюджетными трудностями в период падения мировых цен на нефть. Наибольший профицит бюджета отмечается в Ливии, Кувейте и ОАЭ, а наименьший - в Иране; Венесуэла в 2006 г. свела бюджет с дефицитом.
Страны - экспортеры нефти стоят перед выбором: расходовать или накапливать нефтяные доходы. Расходы могут идти на финансирование потребления или инвестиций. Если выбор будет сделан в пользу сбережения нефтяных доходов, возможны два пути: накопление финансовых активов или погашение государственного долга. Накопление физических или финансовых активов за счет нефтяных доходов не увеличивает чистого богатства страны -экспортера нефти, так как эти активы замещают собой «нефтяную манну», являющуюся невозобновимым ресурсом для данной страны. Рециклирование нефтяной ренты осуществляется через каналы международной торговли, т.е. увеличение импорта, и через финансовые каналы, т.е. вывоз капитала из стран - экспортеров нефти.
В целом нефтяные доходы используются в 10 странах - экспортерах нефти следующим образом.
Погашение государственного долга. По данным МВФ, с 2001 г. средний показатель отношения совокупного государственного долга 10 стран - экспортеров нефти к их ВВП снизился более чем вдвое - с 43,7% до 18,6% в 2006 г. Значительных успехов в снижении государственного долга достигли Саудовская Аравия, Россия, Нигерия, Ливия и Алжир, которые использовали для этой цели доходы от повышения мировых цен на нефть. Долг, погашенный Саудовской Аравией, был в основном внутренним, тогда как остальные четыре страны погашали главным образом внешнюю задолженность. Из всех 10 стран только Норвегия не использовала свои нефтяные доходы для погашения государственного долга.
Увеличение импорта товаров и услуг. Совокупный импорт 10 стран возрос с 275 млрд. долл. в 1998 г. до 752 млрд. в 2006 г. При этом на долю трех стран - России, Саудовской Аравии и ОАЭ -приходилось около 2/3 общего импорта 10 стран за 1998-2006 гг. В рассматриваемый период процентное отношение импорта к ВВП
стран - экспортеров нефти возросло на 13 процентных пунктов, в том числе у Ливии на 68 пунктов, у ОАЭ - на 35 и у Нигерии - на 27 пунктов.
Накопление финансовых активов. Это накопление может осуществляться следующим образом: увеличение официальных валютных резервов и государственных инвестиционных фондов, частных активов, которые в основном вкладываются за границей. За два последних года вывоз капиталов из 10 стран - экспортеров нефти удвоился, достигнув в 2006 г. более 400 млрд. долл. Этот вывоз капитала приобрел форму накопления резервов (accumulation de réserves) и портфельных инвестиций государственных фондов. Главным импортером этих капиталов являются США: в 2006 г. американское казначейство зарегистрировало чистый приток финансовых средств в 60 млрд. долл., поступивших из 10 стран - экспортеров нефти, в основном в форме приобретения долгосрочных казначейских облигаций и ценных бумаг, эмитированных различными государственными агентствами и частными компаниями. Финансовые потоки из стран - экспортеров нефти проходят также через такие финансовые центры, как Лондон или офшоры. В 2006 г. через Великобританию и офшорные центры Карибского моря было приобретено более половины (на сумму в 506 млрд. долл.) долгосрочных ценных бумаг, эмитированных резидентами США.
Официальные валютные резервы рассматриваемых стран возросли с 430 млрд. долл. на конец 1998 г. до 519 млрд. в июле 2006 г., а их доля в мировых официальных резервах - с 5 до 11%. Наибольший прирост валютных резервов среди рассматриваемых стран наблюдался в России, где в начале 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, объем которого на конец 2006 г. составил 30% официальных валютных резервов страны. В странах Персидского залива и Норвегии финансовые активы накапливались главным образом в государственных инвестиционных фондах. Объем норвежского фонда возрос с 22,7 млрд. долл. в 1998 г. до 285,6 млрд. в 2006 г., объем фонда Управления инвестиций Абу Даби (Abu Dhabi Investment Authority) - с 250 млрд. до 500 млрд. долл.
Современный процесс рециклирования нефтяных доходов через финансовые потоки отличается от аналогичных процессов, осуществлявшихся в начале 1990-х годов, когда нефтяные доходы использовались в основном для увеличения официальных валют-
ных резервов и вкладов в международные банки, что позволяло последним расширять кредитование стран с формирующимся рынком. В конечном счете это привело к обострению кризиса внешней задолженности многих стран в конце 1990-х годов. Сегодня рециклирование нефтяных доходов через финансовые потоки принимает в основном форму портфельных инвестиций и погашения внешней задолженности и в меньшей степени банковских вкладов.
В целом отрицательные экономические последствия быстрого роста мировых цен на энергоносители компенсировались рециклированием возросших нефтяных доходов через каналы внешней торговли и финансовые потоки. В последние годы значение стран -экспортеров нефти для развития мировой экономики постоянно растет.
Л.А. Зубченко