Научная статья на тему 'Тенденции развития международной торговли нефтью в начале XXI в'

Тенденции развития международной торговли нефтью в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
970
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ НЕФТЬЮ / НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / INTERNATIONAL TRADE IN OIL / OIL INDUSTRY / WORLD OIL MARKET / GLOBAL ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ступин Владимир Владимирович

В статье содержится анализ нефтяной промышленности ведущих экспортеров и импортеров нефти. Кроме того, автор рассматривает динамику внешней торговли нефтью ключевых игроков на международном нефтяном рынке в 2000-е гг., в т.ч. географические изменения грузопотоков. В статье перечислены основные факторы, влияющие на эволюцию современного мирового рынка нефти. Отдельное внимание уделено рассмотрению влияния глобального экономического кризиса на развитие международной торговли нефтью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the analysis of national oil industries for both leading petroleum exporters and importers. In addition the author examines dynamics of key market player's external trade in oil in 2000's and outlines geographical changes in petroleum traffi c. The main factors infl uencing the evolution of the present world oil market are also given in the article. Special attention is paid to the infl uence of global economic crisis on international oil trade trends.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития международной торговли нефтью в начале XXI в»

Тенденции развития международной торговли нефтью в начале XXI в.

В начале XXI в. нефть остается одной из ключевых составляющих в глобальном топливно-энергетическом балансе, при этом в последние годы на нее приходится около 35% потребления энергоресурсов1. В структуре международных грузопотоков удельный вес нефти по тоннажу составляет примерно 20%, и по этому показателю она прочно занимает первое место2. Стабильное увеличение глобального потребления энергоресурсов в 2000-е годы способствовало расширению объема нефти, вовлекаемой в международную торговлю. Однако темпы роста мирового рынка данного сырья значительно меньше по сравнению с другими видами топлива (нефтепродукты, природный газ, уголь), что обусловлено, во-первых, динамичным ростом нефтеперерабатывающих мощностей в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). В результате отмечается достаточно быстрое увеличение емкости рынка нефтепродуктов в АТР, преимущественно за счет развития внутрирегиональной торговли. Во-вторых, строительство новых заводов по сжижению газа в странах с большими запасами природного газа (Катар, Нигерия и др.) существенно снижают ограничения по развитию международной торговли газом. В-третьих, увеличение спроса на уголь связано с сохраняющейся большей ценовой привлекательностью по сравнению с нефтью и природным газом.

На конец 2009 г. мировые разведанные запасы нефти в физическом выражении оценивались в 181,7 млрд т3, при этом их распределение по регионам мира весьма неравномерно. Наибольшие объемы нефти располагаются в странах Среднего Востока, на которые приходится 56,6% мировых ресурсов данного сырья. Также значительны запасы в Южной Америке (14,9%), преимущественно в Венесуэле, в Африке (9,6%), прежде всего, в Ливии и Нигерии, и в государствах на постсоветском пространстве (9,2%), главным образом в России и Казахстане.

1 BP Statistical Review of World Energy June 2010. London: BP p.l.s., 2010. 50 p.

2 Мировая торговля и международные грузопотоки в 2009 г. [Электронный ресурс] / ООО «Влант». Режим доступа: http://www.vlant-consult.ru/projects/ world-trade/ (10.11.2010).

3 BP Statistical Review of World Energy June 2010. London: BP p.l.s., 2010. 50 p.

В.В. Ступин

УДК 339.5 ББК 65.428 С - 884

В странах с большими объемами внутренних потребностей в нефти, прежде всего в США, ее разведанные запасы, как правило, не столь существенны в мировом масштабе, кроме того, в некоторых государствах со значительными объемами нефтедобычи ресурсы стабильно уменьшаются (Норвегия, Мексика, Великобритания и др.), что обуславливает расширение международной торговли данным углеводородным сырьем4.

Основными поставщиками нефти на мировом рынке являются страны ОПЕК5, и такие независимые экспортеры, такие как Россия, Канада и Норвегия (см. таблицу 1).

Таблица 1

Экспорт нефти ведущими странами в 2000-2009 годах

Годы 2000 2003 2006 2008 2009

млн т % млн т % млн т % млн т % млн т %

Саудовская Аравия 308,3 15,8 321,6 16,3 350,0 15,8 361,0 16,3 309,0 15,0

Россия 144,4 7,4 223,4 11,4 248,5 11,2 243,1 11,0 247,6 12,0

Иран 124,9 6,4 120,1 6,1 119,1 5,4 122,2 5,5 111,8 5,4

Нигерия 98,0 5,0 106,7 5,4 110,9 5,0 103,5 4,7 106,6 5,2

ОАЭ 87,3 4,5 98,5 5,0 116,4 5,2 112,3 5,1 94,0 4,6

Канада 68,5 3,5 75,3 3,8 86,0 3,9 93,9 4,2 93,4 4,5

Ирак 97,3 5,0 18,5 0,9 70,0 3,2 88,5 4,0 90,9 4,4

Венесуэла 109,4 5,6 83,8 4,3 109,3 4,9 96,6 4,4 87,8 4,3

Норвегия 137,6 7,1 133,6 6,8 105,1 4,7 90,3 4,1 87,8 4,3

Ангола 34,3 1,8 41,1 2,1 67,6 3,0 90,3 4,1 85,5 4,2

Кувейт 61,9 3,2 62,9 3,2 86,7 3,9 87,4 3,9 67,8 3,3

Казахстан 24,7 1,3 44,3 2,3 54,7 2,5 60,7 2,7 67,3 3,3

Мексика 91,6 4,7 92,8 4,7 102,0 4,6 70,2 3,2 60,0 2,9

Ливия 48,3 2,5 54,1 2,7 68,5 3,1 67,4 3,0 56,3 2,7

Алжир 40,6 2,1 49,3 2,5 57,6 2,6 51,8 2,3 49,5 2,4

Великобри- тания 78,0 4,0 69,6 3,5 47,9 2,2 43,4 2,0 43,3 2,1

Азербайд- жан 5,5 0,3 9,1 0,5 23,5 1,1 36,4 1,6 40,0 1,9

Оман 44,7 2,3 38,0 1,9 31,9 1,4 29,6 1,3 34,0 1,7

4 Ступин В.В. Состояние мирового рынка нефти в 2000-е годы // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2008. №49-50. С. 17-19 ; №51. С. 13.

5 Annual Statistical Bulletin 2009. Vienna: OPEC, 2010. 104 p.

Годы 2000 2003 2006 2008 2009

млн т % млн т % млн т % млн т % млн т %

Катар 31,7 1,6 32,6 1,7 34,1 1,5 36,5 1,6 33,8 1,6

Бразилия 1,0 0,1 12,6 0,6 19,2 0,9 22,6 1,0 27,4 1,3

Мир в целом 1 946 100,0 1 968 100,0 2 222 100,0 2 218 100,0 2 060 100,0

Составлено автором по: Annual Statistical Bulletin 2009. Vienna: OPEC, 2010. 104 p.; External Trade [Electronic resource] / Eurostat. Mode of access: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/newxtweb/ (14.12.2010); United Nations Commodity Trade Statistics Database [Electronic resource]. Mode of access: http://unstats.un.org/db/ (15.12.2010); United States International Trade Commission [Electronic resource]. Mode of access: http://dataweb.usitc.gov/scripts/user_set.asp (05.12.2010).

На протяжении долгого времени Саудовская Аравия остается неоспоримым мировым лидером по поставкам нефти (в 2009 г. - 309 млн т, или 15% глобального экспорта). В целом в 2000-е годы для Саудовской Аравии было характерно увеличение объемов вывоза, однако, в 2009 г. она продемонстрировала отрицательную динамику, которая носит в большей степени конъюнктурный характер, обусловленный выполнением регулирующих функций в ОПЕК. В результате спада цен на нефть во второй половине 2008 г. в ряде государств были снижены квоты на нефтедобычу, и как следствие экспорт сократился. В 2009 г. объемы аравийской добычи уменьшились на 12,1% до 459,5 млн т. Однако ее нефтедобывающие мощности оцениваются примерно в 550 млн т в год, что позволяет данной стране при необходимости существенно увеличивать производство нефти6.

В Саудовской Аравии хорошо развита инфраструктура, обеспечивающая экспорт нефти, сформированная сетью нефтепроводов от месторождений до портовых комплексов, а также семью нефтеналивными морскими терминалами (НМТ). При этом три основных НМТ в 2009 г. перекрывали потребности страны в перевалке нефтеналивных грузов более чем на 50%:

- Рас-Таннура, Персидский залив (300 млн т);

- Янбу, Красное море (250 млн т);

- Рас-аль-Джуайма, Персидский залив (150 млн т).

В Саудовской Аравии добываются разные сорта нефти (от тяжелой до сверхлегкой ), при этом 65-70% приходится на легкие сорта, извлекаемые на континентальных месторождениях. Более тяжелые нефти тяготеют к морским месторождениям на шельфе Персидского залива. Около 97% объема нефтедобычи производится Saudi Arabian Oil Co. (Saudi Aramco), которая полностью является государственной компанией. Развитие нефтяной промышленности Саудовской Аравии в среднесрочной перспективе требует решения некоторых проблем:

6 Country Analysis Briefs [Electronic resource] / U.S. Energy Information Administration. Mode of access: http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/index.html (12.12.2010).

- обеспечение значительных инвестиционных средств на дополнительные геологоразведочные работы на месторождениях, где собираются вводить новые мощности по нефтедобыче;

- внедрение новых технологий бурения, которые ранее не использовались в Саудовской Аравии, что обуславливает необходимость привлечения иностранных сервисных компаний;

-дефицит мощностей бурового оборудования, в результате на него увеличиваются арендные ставки.

К числу основных покупателей аравийской нефти в 2009 г. относились страны АТР (преимущественно Япония, КНР, Республика Корея, Индия и Тайвань), США, в меньшей степени западноевропейские государства. В 2000-е годы в географической структуре экспорта нефти Саудовской Аравии стабильно увеличиваются поставки в АТР и сокращаются в Западную Европу, что обусловлено более благоприятной конъюнктурой азиатского рынка и удобной логистикой.

Увеличение российской нефтедобычи в начале 2000-х годов, а соответственно и расширение внешних поставок, позволило России прочно закрепиться на втором месте по экспорту нефти. В 2009 г. она обеспечила 12% мировых отгрузок (247,6 млн т). Более 90% российской нефти поставляется на внешние рынки по разветвленной сети нефтепроводов и морским транспортом.

В основном районе нефтедобычи России - Западной Сибири запасы нефти в значительной степени выработаны. Расширяются работы по освоению месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока (они уступают по запасам западносибирским). Положено начало использованию нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Охотского и арктических морей.

Ключевым рынком сбыта российской нефти выступает Европа (Германия, Нидерланды, Польша, Франция, Италия), страны СНГ (в основном Белоруссия и Украина), а также КНР и США. Строительство нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан) позволит российским компаниям существенно расширить свое присутствие на восточноазиатском рынке, прежде всего в КНР. Во-первых, транспортировка по ВСТО будет обходиться дешевле по сравнению с морскими перевозками стран Персидского залива (основные поставщики нефти на восточноазиатский рынок) - 0,7 долл. против 2,16 долл. за баррель (июнь 2010 г.), - и занимать примерно три-пять дней по сравнению с двумя-тремя неделями из государств Среднего Востока. Во-вторых, качество нефти новой марки ESPO (East Siberia - Pacific Ocean) выше среднего качества нефти, поставляемой государствами Персидского залива7.

Иран занимает третье место в мире по экспорту нефти (111,8 млн т в 2009 г.), при этом его доля в мировых поставках составляет 5,4%. В целом объемы вывоза в 2000-е годы сохраняются примерно на одном уровне, так же как и объемы нефтедобычи. Расширение экспорта ограничивается международной напряженностью,

7 Новая марка российской нефти - ESPO // Приложение к журналу МИНТОП. 2010. №7. С. 11-12.

вызванной иранской ядерной программой. Большая часть нефтедобычи приходится на континентальные месторождения, которые сетью нефтепроводов связаны с портовыми комплексами. Перевалка нефти на танкеры производится главным образом на НМТ, расположенных на островах Персидского залива (Харк, Лаван, Сир-ри и Рас Бахреган). При расчетах за экспорт нефти Иран с мая 2008 г. отказался от американского доллара и перешел на евро и японскую иену8.

Иранский нефтегазовый сектор полностью национализирован, что создает определенные сложности для привлечения иностранных инвестиций. Основными факторами, сдерживающими развитие иранского экспорта, являются:

- стабильное увеличение внутреннего потребления нефти при стагнации нефтедобычи;

- выход зарубежных инвесторов из ранее заключенных соглашений в условиях риска быть подверженными американским санкциям;

- нефтегазовый сектор нуждается в техническом переоборудовании, внедрении новых технологий, ранее не используемых в Иране, а также в значительных иностранных инвестициях.

Основными покупателями иранской нефти выступают страны АТР (преимущественно Индия, КНР, Япония и Республика Корея), в меньшей степени западноевропейские государства (Испания, Италия, Греция) и ЮАР. При этом в последние годы отмечается стабильное увеличение удельного веса экспорта в АТР при сокращении в Западную Европу.

В 2009 г. на четвертую позицию по экспорту нефти переместилась Нигерия с объемом внешних поставок 106,6 млн т (или 5,2% в относительном масштабе). В последние годы нигерийские внешние поставки весьма нестабильны, что обусловлено очень сложной внутриполитической обстановкой. Неправительственные вооруженные формирования осуществляют теракты на нефтегазовых инфраструктурных объектах, похищают иностранных специалистов, что в свою очередь сильно снижает привлекательность нефтяной отрасли для иностранных компаний. Нефтегазовый сектор национализирован и контролируется государственной компанией Nigerian National Petroleum Corporation (NNPC). Несмотря на это, NNPC тесно сотрудничает с международными нефтегазовыми ТНК, которые помогают разрабатывать нефтяные месторождения, осуществлять транспортировку и сбыт на внешние рынки нефти. Около половины нигерийской нефтедобычи контролируется Shell. Основные разрабатываемые месторождения находятся на шельфе. Добываемая нефть по трубопроводам поставляется в портовые комплексы, где на НМТ погружается на суда. При этом шесть действующих НМТ контролируются зарубежными компаниями: Форкадос и Бонни (Shell), Ескравос и Пеннингтон (Chevron Texaco), Ква Ибо (ExxonMobil), Брасс (Agip).

8 Country Analysis Briefs [Electronic resource] / U.S. Energy Information Administration. Mode of access: http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/index.html (12.12.2010).

Основными покупателями нигерийской нефти выступают США (свыше 40%), Индия (11%), Бразилия (10%), а также западноевропейские страны. В 2000-е годы в географической структуре экспорта уменьшается удельный вес США и западноевропейских государств при увеличении доли АТР (в основном Индии).

В 2009 г. эмиратский экспорт нефти уменьшился на 19,5% до 94 млн т ( или 4,6% мировых поставок), в результате ОАЭ переместились на пятое место в списке мировых лидеров. Вплоть до 2007 г. экспорт увеличивался в результате роста нефтедобычи, позднее динамика была разнонаправленной, что во многом обусловлено изменением квот ОПЕК на добычу в ОАЭ. Нефтегазовая промышленность этой страны полностью национализирована и контролируется Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC), которая отчасти сотрудничает с международными компаниями. Основные запасы нефти сосредоточены на морских месторождениях. Большая часть добываемой нефти приходится на легкие сорта с преимущественно низким содержанием серы. Для развития экспортной инфраструктуры с помощью иностранного капитала в этой стране в девяти портах были созданы свободные экономические зоны (СЭЗ). Географическая структура экспорта нефти ОАЭ в 2000-е годы была стабильной. Главным рынком сбыта выступает АТР, прежде всего, Япония (около 40%), а также Республика Корея, Таиланд и Индия.

Канада в 2009 г. экспортировала 93,4 млн т нефти, что составило 4,5% мировых поставок. В 2000-е годы отмечается стабильное увеличение канадской нефтедобычи, и как результат существенное расширение ее экспорта. Высокая конъюнктура мирового рынка нефти обеспечила экономическую целесообразность добычи нефтеносных битуминозных песков, запасы которых на территории Канады в провинции Альберта колоссальны, при этом они являются основной составляющей канадских ресурсов нефти. В последние годы возрастает интерес зарубежных нефтяных компаний к разработке битуминозных песков, особенно со стороны азиатских корпораций ввиду необходимости удовлетворять быстро растущие национальные потребности в нефти. В 2006 г. Korea National Oil Corporation (KNOC) выкупила права на разработку месторождения BlackGold. В 2007 г. Chinese National Petroleum company (CNPC) выиграла тендер на проведение разработки ряда месторождений в провинции Альберта. Кроме того, китайские компании стремятся к сотрудничеству с канадскими корпорациями по совместной разработке новых ме-сторождений9.Нефтедобыча ведется преимущественно в континентальной части Канады в провинции Альберта, при этом нефтепроводы от месторождений тянутся главным образом в США (район Чикаго), что обуславливает ориентированность канадского экспорта на американский рынок.

Основные районы потребления нефти в Канаде располагаются на восточном побережье страны. Ввиду значительной отдаленности провинции Альберта и малоразвитой внутренней инфраструктуры (недостаточная пропускная мощность нефтепроводов, соединяющих нефтяные месторождения Альберты с восточными

9 Там же http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/index.html (12.12.2010).

провинциями) Канада в крупных масштабах осуществляет закупки нефти зарубе-жом, прежде всего, у Алжира и Норвегии. Таким образом, страна является нетто-экспортером нефти, в 2009 г. ее импорт составил 43,6 млн т (или 2,1% глобального импорта).

Ирак - один из мировых лидеров по экспорту нефти, вплоть до начала военных действий в 2003 г. стабильно входил в первую десятку ведущих экспортеров. В результате военного конфликта с США была резко сокращена нефтедобыча (со 124 млн т в 2001 г. до 66 млн т в 2003 г.), в то же время существенно уменьшились объемы экспорта нефти. В последние годы наблюдается постепенное восстановление нефтедобывающей промышленности, а соответственно и рост экспорта. В 2009 г. иракские поставки нефти составили 90,9 млн т (седьмое место в мире), при этом они продолжают оставаться ниже предвоенного уровня. Нефтедобыча практически полностью приходится на три гигантских месторождения: Киркук, Северная и Южная Румайла.

Основным сдерживающим фактором развития иракского экспорта нефти является внутренняя политическая и экономическая нестабильность, а также непрекра-щающиеся диверсии на объектах промышленной и транспортной инфраструктуры. Кроме того, значительная их часть до сих пор находится в разрушенном состоянии, например, экспортно-ориентированный морской порт Фао. Все внешние отгрузки нефти контролируются государственной компанией SOMO.

Главные покупатели иракской нефти - страны АТР (главным образом Индия, Республика Корея, КНР и Тайвань), США, западноевропейские страны (прежде всего Италия). Географическая структура иракского экспорта нефти за 2000-е годы претерпела некоторые изменения: произошло увеличение удельного веса стран АТР при сокращении долей США и государств Западной Европы.

В Венесуэле в связи с политической нестабильностью в первой половине 2000-х годов наблюдались перебои в объемах добычи и, как следствие, экспорта нефти. Во второй половине 2000-х годов отмечалось сокращение нефтедобычи, в результате чего венесуэльские поставки на внешние рынки уменьшились до 87,8 млн (4,3% глобального экспорта). Основное сосредоточение ресурсов приходится на нефтяной пояс Ориноко. Венесуэльская нефть часто классифицируется как сверхтяжелая, что обуславливает сильную зависимость развития нефтяной промышленности от конъюнктуры мирового рынка, т.к. себестоимость производства такой нефти является весьма высокой. Нефтегазовый сектор Венесуэлы национализирован и контролируется государственной компанией Petroleos de Venezuela SA (PdVSA), на которую приходится около 60% добываемой в стране нефти. PdVSA тесно сотрудничает с международными нефтегазовыми ТНК, в частности совместно с BP, Total, StatOil и Chevron ведется нефтедобыча в поясе Ориноко. В последние годы также отмечается повышенный интерес китайской CNPC и индийской ONGC к разработке венесуэльских месторождений (заключаются контракты и со-

глашения с PdVSA). В Венесуэле имеется развитая инфраструктура, состоящая из сети нефтепроводов, соединяющих месторождения с нефтеперерабатывающими заводами и морскими портами, в которых расположены НМТ.

Основным импортером венесуэльской нефти остаются США, на которые приходится около 70% экспорта Венесуэлы. Кроме того, крупными покупателями выступают такие страны как КНР, Индия, Испания и Германия. В последние годы у венесуэльского правительства складываются непростые отношения с властями США, возникает политическая напряженность, в результате Венесуэла занимается поиском новых рынков сбыта с целью уменьшения экспортной зависимости от американского рынка. В частности, увеличивается удельный вес АТР, прежде всего, КНР и Индии.

В последние годы наблюдается сокращение объемов нефтедобычи в Норвегии, в результате чего происходит спад экспорта. За 2000-е годы внешние поставки уменьшились почти на 57% до 87,8 млн т в 2009 г. Норвежские ресурсы залегают в шельфовых месторождениях и характеризуются низким содержанием серы. Несмотря на существенное снижение объемов нефтедобычи в результате значительного истощения месторождений в Северном море, многие международные нефтегазовые компании продолжают демонстрировать высокий уровень активности в нефтяной промышленности Норвегии10.

В экспорте нефти Норвегией доминируют поставки на западноевропейский рынок (около 90%), прежде всего, в Великобританию (40%), а также в Нидерланды (17,7%), Францию (9%) и Германию (7,3%). Кроме того, в значительных объемах производятся отгрузки в Северную Америку (свыше 9%). За 2000-е годы в географической структуре норвежского экспорта укрепились позиции западноевропейского рынка, и снизилась доля североамериканского региона вдвое.

Вплоть до 2008 г. отмечалось стабильное увеличение нефтедобычи в Анголе, в результате чего происходило расширение ее экспорта. В 2009 г. из-за снижения квот ОПЕК внешние поставки данной страны уменьшились на 5,6% до 85,5 млн т, таким образом, Ангола замкнула десятку мировых лидеров с удельным весом 4,1% в глобальном экспорте нефти. Большая часть нефтяных ресурсов Анголы расположена на континентальном шельфе, при этом преобладают легкие и средние сорта нефти с низким содержанием серы. Нефтегазовый сектор страны контролируется государственной компанией Sociedade Nacional Combustiveis de Angola (Sonangol), которая в соответствии с принятым в 1978 г. законом о нефти является единственным концессионером поисково-разведочных работ и добычи углеводородов на территории страны. В настоящее время Sonangol располагает действующими соглашениями о разделе продукции (СРП) с рядом ведущих европейских нефтегазовых компаний (BP, Eni, Statoil, Maersk, Norsk Hydro, Total), американских (Chevron, Devon Energy, ExxonMobil, Occidental) и австралийской Roc Oil.

10 Там же http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/index.html (12.12.2010).

Основным рынком сбыта нефти для Анголы выступает АТР (48,8%), прежде всего, КНР (37,6%), в меньшей степени Индия (8,5%). Кроме того, к числу ведущих покупателей относятся США (26%), Франция (9%) и ЮАР (4,5%). За 2000-е годы в географической структуре ангольского экспорта нефти значительно укрепились позиции стран АТР и европейского региона, и снизилась доля США. В начале XXI в. крупнейшим импортером нефти выступает АТР (прежде всего, КНР, Япония и Индия). Кроме того, среди основных региональных рынков отмечается европейский и североамериканский регион. Географию импорта нефти отражают данные в таблице 2.

Таблица 2

Импорт нефти ведущими странами в 2000-2009 годах

Годы 2000 2003 2006 2008 2009

млн т % млн т % млн т % млн т % млн т %

США 464,8 24,4 513,0 25,4 529,4 24,0 506,9 22,9 467,2 22,0

КНР 70,3 3,7 91,0 4,5 145,2 6,6 178,9 8,1 203,8 9,6

Япония 212,0 11,1 204,4 10,1 208,7 9,5 202,4 9,2 177,3 8,4

Индия 80,6 4,2 88,6 4,4 106,6 4,8 125,8 5,7 148,6 7,0

Республика Корея 120,7 6,3 108,9 5,4 120,2 5,5 116,7 5,3 113,8 5,4

Германия 105,1 5,5 111,4 5,5 109,5 5,0 105,8 4,8 95,3 4,5

Нидерлан- ды 73,7 3,9 74,5 3,7 86,8 3,9 85,7 3,9 82,1 3,9

Италия 83,3 4,4 84,7 4,2 86,4 3,9 83,3 3,8 76,3 3,6

Франция 83,6 4,4 84,2 4,2 83,4 3,8 81,9 3,7 70,3 3,3

Испания 58,7 3,1 57,6 2,9 59,3 2,7 59,5 2,7 52,2 2,5

Велико- британия 36,3 1,9 44,3 2,2 55,7 2,5 52,1 2,4 50,7 2,4

Тайвань 38,9 2,0 46,6 2,3 52,2 2,4 46,1 2,1 45,1 2,1

Сингапур 40,8 2,1 38,8 1,9 52,8 2,4 50,3 2,3 44,2 2,1

Таиланд 27,9 1,5 32,6 1,6 41,0 1,9 39,7 1,8 41,3 1,9

Канада 45,6 2,4 45,2 2,2 42,4 1,9 44,7 2,0 43,6 2,1

Бельгия 33,1 1,7 39,9 2,0 34,5 1,6 35,1 1,6 32,4 1,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮАР 18,3 1,0 16,6 0,8 21,7 1,0 21,1 1,0 25,0 1,2

Белорус- сия 11,9 0,6 14,9 0,7 20,9 0,9 21,5 1,0 21,5 1,0

Австралия 20,0 1,0 20,3 1,0 20,6 0,9 21,0 0,9 21,5 1,0

Польша 18,0 0,9 17,4 0,9 19,5 0,9 20,9 0,9 20,0 0,9

Мир в целом 1 906 100,0 2 017 100,0 2 202 100,0 2 211 100,0 2 119 100,0

Составлено автором по: Annual Statistical Bulletin 2009. Vienna: OPEC, 2010. 104 p.; External Trade [Electronic resource] / Eurostat. Mode of access: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/newxtweb/

(14.12.2010); United Nations Commodity Trade Statistics Database [Electronic resource]. Mode of access: http://unstats.un.org/db/ (15.12.2010); United States International Trade Commission [Electronic resource]. Mode of access: http://dataweb.usitc.gov/scripts/user_set.asp (05.12.2010).

США долгое время остаются крупнейшим импортером и потребителем нефти в мире. В 2000-е годы динамика американских закупок была разнонаправленной: до 2006 г. включительно наблюдалось стабильное увеличение ввоза, а с 2007 г. отмечается постепенное сокращение импорта. В 2009 г. американские закупки уменьшились до 467,2 млн т нефти (22% глобального импорта). Такая динамика во многом обусловлена проведением энергосберегающей политики, расширением использования альтернативных источников энергии, а также увеличением глубины переработки нефтяного сырья наряду с постепенным сокращением загрузки существующих мощностей.

Нефтегазовый сектор США открыт для частного капитала, что обуславливает присутствие большого количества международных компаний на американском рынке (ExxonMobil, Chevron Texaco, ConocoPhillips, BP, Shell, Total, Statoil, Lukoil и пр.). Самообеспеченность США в нефти составляет порядка 40%, при этом в 2000-х годах этот показатель сокращался, а в 2009 г. впервые за долгое время продемонстрировал положительную динамику. С одной стороны, произошел существенный спад импорта нефти США, а с другой, впервые с 1991 г., в 2009 г. наблюдалось увеличение нефтедобычи, несмотря на сокращение объемов достоверных запасов в последние годы.

В 2009 г. географическая структура американского импорта выглядела следующим образом: Северная Америка (31,8%); Африка (22,1%), прежде всего Нигерия, Ангола и Алжир; Южная Америка (21,8%), в основном Венесуэла; государства Персидского залива (18,5%), преимущественно Саудовская Аравия и Ирак.

За 2000-е годы в поставках нефти на рынок США произошли следующие изменения:

- увеличился удельный вес североамериканского региона (усиление позиции Канады при ослаблении Мексики);

- на 5,5 процентных пункта выросла доля африканских стран (рост Анголы, Алжира, Чада, Конго, Ливии при спаде Нигерии и Габона);

- немного усилились позиции Южной Америки (расширение бразильских и эквадорских поставок, перекрывших спад венесуэльских и колумбийских);

- до 3,5% (+3,4 процентных пункта) расширилось присутствие стран СНГ (главным образом России и Азербайджана);

- поставки нефти странами Персидского залива уменьшились более чем на шесть процентных пунктов.

Быстрое развитие экономики КНР способствует динамичному расширению потребления топливно-энергетических ресурсов. В 2000-е годы происходил неуклонный рост китайского ввоза нефти, при этом в 2009 г. закупки составили 203,4

млн т или 9,6% глобального импорта. В результате, оттеснив Японию на третье место, КНР закрепилась на второй позиции в мире. В 1994 г. Китай превратился в нетто-импортера нефти, при этом самообеспеченность продолжает сокращаться (в 2009 г. - 49% против 73% в 2000 г.).

Добыча, переработка и импорт нефти КНР находятся под жестким контролем государства. В 1998 г. в результате реорганизации четырех государственных компаний были образованы две: China National Petroleum Corporation (CNPC) и China Petroleum & Chemical Corporation (SINOPEC). В сферу деятельности CNPC входит разведка, разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений, а также контроль импорта, а SINOPEC - добыча и переработка нефтяного сырья, производство и реализация продуктов нефтепереработки и нефтехимии. Обмен активами и раздел сфер влияния привел к тому, что CNPC контролирует западную и северную часть КНР, а SINOPEC - южную. Кроме того, существует еще одна компания -China National Offshore Oil Corporation (CNOOC), которая отвечает за разработку и эксплуатацию шельфовых нефтегазовых месторождений. В целом в Китае достаточно развита нефтепроводная система, обеспечивающая около 90% транспортировки нефти от месторождений до центров переработки. При этом НПЗ, расположенные на севере, ориентированы на трубопроводную нефть, южные - на импортное сырье, доставляемое морским транспортом, и лишь на малую часть заводов в центре страны поставки осуществляются железнодорожным транспортом.

Основные поставщики нефти на китайский рынок - страны Персидского залива (почти 48%), африканские государства (30%), в меньшей степени СНГ (менее 11%). На уровне стран лидерами выступают Саудовская Аравия, Ангола, Иран, Россия, Судан и Оман. В последние годы в китайском импорте нефти отмечается снижение роли стран Персидского залива при усилении позиций африканского региона и России, а также южноамериканских государств.

Резкий спад импорта нефти Японией в 2009 г. на 12,4% до 177,3 млн т обусловил перемещение страны в списке мировых лидеров по закупкам со второй на третью позицию. Однако быстрое уменьшение импорта в 2009 г. носит конъюнктурный характер. Под воздействием мирового экономического кризиса существенно сократилось потребление минеральных энергоресурсов Японией в целом. В 2009 г. уменьшился ввоз нефти, угля и природного газа. Такая динамика во многом обусловлена экспортной ориентированностью промышленности Японии, на продукцию которой во всем мире сократился спрос.

Снижение импорта Японией нефти обусловлено:

- принятием японским правительством в 2006 г. стратегии (New National Energy Strategy), направленной на увеличение энергоэффективности экономики. При этом, еще в 1970-х годах правительство Японии начали активно привлекать инвестиции в исследования и разработку энергоэффективных технологий, результат чего отчетливо виден в настоящее время;

- изменением структуры топливно-энергетического баланса страны в сторону увеличения удельного веса атомной и альтернативной энергетики, а также расширение использования природного газа. Например, в результате высоких цен на нефтепродукты в Японии уменьшился спрос на керосин при увеличении на природный газ, используемый в жилищном секторе;

- старением нации, сопровождающимся депопуляцией и увеличением доли пожилых людей, уровень потребления энергии которыми существенно ниже по сравнению с экономически активным населением.

Вплоть до 2004 г. нефтяной сектор Японии главным образом контролировался государственной компанией Japan National Oil Corporation (JNOC), затем был создан ряд новых небольших компаний, которые также стали участвовать как во внутренних так и внешних нефтяных проектах. Кроме того, на японский рынок были допущены такие зарубежные компании, как Chevron, BP, Shell, BHP Billiton и др., что с одной стороны способствовало усилению конкуренции внутри страны, а с другой - расширению возможностей японских компаний участвовать в зарубежных проектах по совместной разработке месторождений. Правительство Японии стремится около 40% импортных потребностей в нефти удовлетворять за счет зарубежной деятельности своих компаний. Большая часть проектов в настоящее время ведется в странах Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Географическая структура японского импорта нефти за 2000-е годы не претерпела сильных изменений. Страны Персидского залива (особенно Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар) остаются доминирующими поставщиками данного сырья (91% закупок Японии). При сокращении поставок из стран азиатско-тихоокеанского региона (Индонезии, КНР, Австралии, Брунея и Вьетнама) и Африки (Судана и Нигерии) отмечается появление российского экспорта, что во многом обусловлено активной разработкой нефтегазовых месторождений на сахалинском шельфе с долевым участием японских нефтяных компаний. Кроме того, окончание строительства нефтепровода ВСТО также должно благоприятно повлиять на расширение российских поставок.

В последние годы отмечаются высокие темпы роста экономики Индии, в результате динамично увеличиваются и потребности страны в энергоресурсах. Внешние закупки Индии в 2009 г. составили 148,6 млн т нефти (или 7% глобального импорта), при этом она переместилась на четвертое место, оттеснив Республику Корею на пятую позицию.

По оценке BP, разведанные запасы нефти Индии на конец 2009 г. составили 0,8 млрд т или 0,4% мировых ресурсов, что является весьма скромным показателем для страны с таким высоким уровнем потребления. Множество разрабатываемых месторождений в настоящее время характеризуются небольшими объемами извлекаемой нефти, при этом индийская нефтедобыча в основном приходится на шельфовые месторождения. Несмотря на прилагаемые усилия по увеличению производства нефти, нефтедобыча находится примерно на одном уровне (34-36 млн т в

год). В результате самообеспеченность Индии за 2000-е годы стабильно снижается (почти 31% в 2000 г. против 19% в 2009 г.).

Нефтегазовый сектор Индии контролируется министерством нефти и газа через крупнейшие государственные компании:

- Oil & Natural Gas Corporation Ltd. (ONGC), которая в 1991 г. была акционирована, и в настоящее время государству принадлежит 84% акций;

- Oil India Ltd. (OIL).

Кроме того, было создано дочернее предприятие ONGC Videsh Ltd. (OVL), которое занимается главным образом зарубежными проектами по совместной разработке нефтяных месторождений с иностранными компаниями. OVL располагает активами практически во всех основных нефтегазодобывающих регионах мира: в странах Персидского залива - Иран, Ирак, Катар; в АТР - Вьетнам, Мьянма; в Африке - Ливия, Судан, Египет, Конго; в Латинской Америке - Куба, Колумбия; на территории России.

Географическая структура индийского импорта нефти в целом в 2000-е годы была стабильной. Основными поставщиками выступают страны Персидского залива, прежде всего, Саудовская Аравия (18%), Иран (16%), Кувейт (10%), Ирак (9%) и ОАЭ (8%), а также Нигерия (8%), Ангола (5%) и Венесуэла (4%).

Республика Корея в 2009 г. импортировала 113,8 млн т нефти (или 5,4% глобального импорта). Динамика южнокорейских закупок в 2000-е годы была разнонаправленной и находилась на уровне 114-120 млн т в год, что во многом обусловлено замедлением темпов роста производственных мощностей по переработке нефти. Такая тенденция объясняется переходом на интенсивное развитие корейской нефтеперерабатывающей промышленности (углубление степени утилизации сырья, увеличение удельного веса вторичных процессов), в то время как в 1990-х годах происходило экстенсивное развитие (быстрый рост мощностей по первичной перегонке) и, как результат, увеличение импорта нефти. Республика Корея не располагает собственными нефтяными ресурсами, и соответственно их нефтеперерабатывающая промышленность целиком зависит от импорта.

Крупнейшей нефтяной компанией Республики Кореи является Korea National Oil Corporation (KNOC), которая совместно с иностранными компаниями осуществляет нефтедобычу на зарубежных месторождениях.

В настоящее время Республика Корея находится в сильной зависимости от поставок нефти из стран Персидского залива, на которые в 2009 г. приходилось почти 85% корейского импорта. На уровне стран к числу ведущих экспортеров данного сырья в Республику Корею относятся Саудовская Аравия (33%), ОАЭ (13,5%), Ку -вейт (12%), Иран (10%), Ирак (8%), Катар (6%) и в меньшей степени Австралия, Россия, Индонезия и Оман. За 2000-е годы уменьшился удельный вес поставок из африканского региона при увеличении доли стран Персидского залива, а так-

же усилилась роль российских отгрузок. С учетом стремления Республики Кореи к диверсификации внешних закупок ожидается существенное расширение присутствия России, особенно в условиях завершения строительства нефтепровода ВСТО.

Среди европейских импортеров нефти лидирует Германия, закупки которой в 2009 г. составили 95,3 млн т нефти (или 4,5% глобального импорта). До середины 2000-х годов германский ввоз стабильно увеличивался (до 114,6 млн т в 2005 г.), а затем начал снижаться. Постепенное сокращение импортных потребностей Гер -мании во многом объясняется результатами государственной политики, направленной на расширение использования энергосберегающих технологий, а также на замещение нефти природным газом в топливно-энергетическом балансе страны.

С учетом небольших объемов собственного производства нефти Германия находится в большой зависимости от импорта (94-98% в 2000-е годы)11. Германскую нефтяную инфраструктуру можно отнести к разряду одной из наиболее развитых. Значительная часть импортной нефти поступает посредством трубопроводного транспорта (в основном по северному ответвлению «Дружбы» из России), остальная принимается морскими портами, после чего доставляется во внутренние районы потребления. К числу ключевых поставщиков нефти на германский рынок относятся страны СНГ (более 46% импорта Германии), прежде всего Россия, европейские государства (27%), преимущественно Норвегия, африканский регион (почти 19%), в основном Ливия, а также в меньшей степени страны Персидского залива (менее 6%). В структуре германского импорта за 2000-е годы произошли существенные изменения:

- значительное увеличение удельного веса стран СНГ (на 14 процентных пунктов);

- ослабление позиций европейского региона (спад на 6 процентных пунктов), что обусловлено главным образом сокращением норвежского и британского экспорта в целом;

- уменьшение доли стран Персидского залива (на 7 процентных пунктов), экспорт которых постепенно увеличивается на рынок АТР, являющийся для них более интересным с точки зрения конъюнктуры и логистики.

В 2009 г. вслед за Германией в Европе в списке мировых лидеров по импорту нефти расположились такие страны как Нидерланды (82,1 млн т), Италия (76,3 млн т), Франция (70,3 млн т) и Испания (52,2 млн т). Динамика закупок нефти указанными странами во многом схожа с изменениями торговли Германии: небольшие положительные темпы роста до середины 2000-х годов, а затем их постепенное сокращение в результате снижения энергоемкости их национальных экономик, а в 2009 г. более резкий спад под воздействием мирового экономического кризиса. Для

11 Топливно-энергетический комплекс Германии // Приложение к журналу МИНТОП. 2009. №12. С. 2-12.

этих стран также характерны незначительные объемы собственной нефтедобычи и, как следствие, сильная зависимость от импортного сырья. Ввоз нефти главным образом осуществляется морским транспортом, затем проходит через перевалку в морских портах с НМТ, где часто расположены НПЗ, а с внутренними районами потребления они соединены нефтепроводами.

В географической структуре импорта нефти рассматриваемых стран за 2000-е годы было характерно значительное увеличение поставок из СНГ, которые замещали отгрузки стран Персидского залива и Норвегии. Динамика удельного веса африканских государств была разнонаправленная: Нидерланды и Франция увеличили импорт в относительном масштабе, а Италия и Испания напротив сократили.

Основными поставщиками нефти на нидерландский рынок выступают страны СНГ (33%), главным образом Россия, европейские государства (27%), преимущественно Норвегия и Великобритания, страны Персидского залива (22,5%), в основном Иран, Саудовская Аравия, Кувейт и Ирак, а также поставщики из Африки (15%) - Алжир, Нигерия, Ангола и др.

Италия в большей степени закупает нефть у африканских стран (36%), в основном у Ливии, у государств СНГ (34%), прежде всего, у России и Азербайджана, а также значительная часть приходится на поставки стран Персидского залива (26%), преимущественно на Ирак, Иран и Саудовскую Аравию.

Географическая структура французского импорта нефти выглядит следующим образом: африканский регион (33,5%), прежде всего, Ангола, Ливия и Нигерия; СНГ (33%), главным образом Россия и Казахстан; страны Персидского залива (18%), в основном Саудовская Аравия и Иран; европейский регион (16%), преимущественно Норвегия.

На испанский рынок нефти лидируют отгрузки африканского региона (36%), в основном Ливии и Нигерии, далее следуют поставки стран Персидского залива (29%), прежде всего, Ирана, Саудовской Аравии и Ирака, а также высока доля СНГ (17%), главным образом России.

В первой половине 2000-х годов развитие международной торговли нефтью происходило на фоне увеличения потребностей мирового хозяйства в энергоресурсах как со стороны развитых стран с высокоэффективной нефтепереработкой, так и развивающихся государств. Во второй половине 2000-х годов наметилась тенденция постепенного сокращения импортных потребностей в нефти в промышленно развитых странах в результате проведения политики, направленной на снижение энергоемкости их экономик, а также расширение использования природного газа как более экологически чистого топлива. Однако быстрое развитие стран азиатского региона, прежде всего, КНР и Индии, способствовало более динамичному приросту их закупок нефти по сравнению с темпами сокращения импорта развитых стран, что обусловило сохранение емкости мирового рынка нефти примерно на одном уровне. Таким образом, азиатский регион выступил локомотивом роста международной торговли данным сырьем.

На географическую структуру мировой торговли нефтью большое воздействие оказало стремление ведущих экспортеров оптимизировать свою с торговлю с точки зрения экономической целесообразности. Например, страны Персидского залива существенно снизили свое присутствие на европейском рынке, находящемся в стагнации, и расширили отгрузки на рынок АТР, который быстро развивается (более высокая конъюнктура, а также удобная логистика). Кроме того, за 2000-е годы заметно ослабли позиции таких крупных экспортеров как Норвегия, Мексика и Великобритания, что объясняется спадом объемов их нефтедобычи в результате истощения национальных нефтяных ресурсов. Следствием вышеперечисленных тенденций стало достаточно динамичное усиление позиций стран СНГ на европейском рынке нефти. Вместе с тем российские компании стремятся к расширению поставок на восточноазиатский рынок.

Политическая напряженность в некоторых основных странах-производителях нефти (Нигерия, Иран, Ирак, Венесуэла) серьезно снижает привлекательность их нефтегазовых секторов для иностранных инвестиций. Это может негативно отразиться в среднесрочной перспективе при восстановлении импортного спроса на нефть после экономического кризиса, т.к. возможности по быстрому расширению экспортного потенциала указанных стран в такой обстановке весьма ограничены.

К числу основных факторов, влияющих на развитие международной торговли нефтью, можно отнести:

-привлечение больших объемов иностранных инвестиций в ряде стран-ведущих производителей нефти, в т.ч. для разработки новых технологий бурения, ранее не используемых в этих государствах;

- регулирующие функции ОПЕК, серьезно влияющие на потенциал наращивания объемов производства нефти;

- усиление процессов международной кооперации нефтяных компаний (это увеличивает потенциал организаций для осуществления крупных проектов: строительство новой инфраструктуры, освоение более труднодоступных месторождений);

- постепенное ослабление государственного контроля на внутренних рынках отдельных стран, что в свою очередь усиливает конкуренцию между компаниями;

- высокую конъюнктуру мирового рынка нефти (позволила разрабатывать битуминозные пески Канады и начать добычу венесуэльской сверхтяжелой нефти).

Определяющим фактором развития международной торговли нефтью в 2009 г. стало сокращение глобального потребления. В развитых странах в условиях мирового экономического кризиса существенно снизились потребности в данном сырье, что обусловило уменьшение емкости мирового рынка нефти. При этом даже значительное расширение импорта КНР и Индии не смогло перекрыть такой спад.

В условиях резкого падения цен на нефть в течение второй половины 2008 г. страны ОПЕК были вынуждены значительно уменьшить квоты по нефтедобыче. В

результате именно они показали наибольшее снижение отгрузок по итогам 2009 г. Этим воспользовались независимые поставщики с развивающейся нефтедобычей, в первую очередь страны СНГ, а также Бразилия и Колумбия.

В последнее время отмечается волатильность мирового рынка нефти, а также происходит усиление конкуренции в азиатском регионе - одном из наиболее перспективных нефтяных рынков (динамичный рост емкости). Ввиду этого России необходимо развивать экспортную инфраструктуру в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, чтобы ускорить выход отечественных поставщиков на рассматриваемый рынок (в среднесрочной перспективе главным образом расширить свое присутствие в КНР). В условиях стагнации европейского рынка нефти, России необходимо проводить диверсификацию экспорта, при этом налаживать связь с более интересными импортерами с точки зрения конъюнктуры и динамики развития их внутренних потребностей. Кроме восточноазиатского направления, в долгосрочной перспективе российским поставщикам может быть интересен индийский рынок, в меньшей степени американский.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Брагинский О.Б. Нефтехимический комплекс мира. М.: Academia, 2009. 799 с.

2. Мировая торговля и международные грузопотоки в 2009 г. [Электронный ресурс] / ООО «Влант». Режим доступа: http://www.vlant-consult.ru/projects/world-trade/ (10.11.2010).

3. Олейнов А.Г. Топливно-энергетический комплекс мира. М.: Навона, 2008. 470 с.

4. Annual Statistical Bulletin 2009. Vienna: OPEC, 2010. 104 p.

5. BP Statistical Review of World Energy June 2010. London: BP p.l.s., 2010. 50 p.

6. Country Analysis Briefs [Electronic resource] / U.S. Energy Information Administration. Mode of access: http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/index.html (12.12.2010).

7. External Trade [Electronic resource] / Eurostat. Mode of access: http://epp.eurostat. ec.europa.eu/newxtweb/ (14.12.2010).

8. International Petroleum Encyclopedia 2007. Tulsa: PennWell Publishing Co., 2007. 484 p.

9. United Nations Commodity Trade Statistics Database [Electronic resource]. Mode of access: http://unstats.un.org/db/ (15.12.2010).

10. United States International Trade Commission [Electronic resource]. Mode of access: http://dataweb.usitc.gov/scripts/user_set.asp (05.12.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.