^оп^оси инсфс^ой жаЯсшшси
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ*
КВ. ВОРОНИНА, кандидат экономических наук, управление налогового учета и отчетности ОАО «ЛУКОЙЛ», Государственный университет управления
Особенности международной торговли нефтью и роль ОПЕК в ценообразовании на мировом рынке нефти
Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей. Несмотря на то, что товарная группа «Топливо», основу которой составляют нефть и нефтепродукты, по удельному весу в стоимости мировой торговли (8 -
10%) в последние годы весьма существенно уступает таким группам, как «Машины, оборудование и средства транспорта» (35 - 38%) и «Готовые изделия» (28 - 29%), а также группе «Химические товары» (9 -10%), в качестве конкретного индивидуального товара нефть уверенно занимает ведущее положение.
Объем мировой торговли нефтью в 2002 г. превысил 415 млрд дол. (импорт - 207,4 млрд дол., экспорт - 205,8 млрд дол.), что составило около 3,8% всего мирового товарооборота.
Экспорт и импорт нефти по регионам, млн т
Таблица 6
СТРАНА 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Импорт
США 390 442 470 495 519 528 555 581
Европа 509 522 524 521 551 534 554 577
Япония 246 279 284 287 263 267 266 260
Прочие 473 578 638 686 672 708 746 770
Всего... 1 617 1 821 1 916 1 989 2 005 2 036 2 120 2 188
Экспо ЦТ
США 50 47 49 49 51 48 45 46
Канада 56 70 74 75 80 76 85 90
Мексика 73 71 83 88 89 87 91 94
Центральная и Южная Америка 98 140 151 161 162 157 154 157
Колумбия 13 18 18 17 22 26 30 29
Эквадор 8 13 13 13 12 11 11 12
Венесуэла 108 100 105 111 112 96 100 98
Европа 11/а 74 77 73 67 93 98 97
Норвегия 123 135 138 142 136 148 145 149
Великобритания 68 73 78 75 80 85 87 82
Бывший СССР 93 137 162 171 178 201 214 234
Ближний Восток, в том числе 691 833 859 909 935 917 947 955
Иран 120 125 126 129 126 115 125 122
Ирак 25 34 34 37 71 107 102 86
Кувейт 44 54 54 57 60 47 62 61
Оман 26 40 40 43 42 45 45 46
* Окончание. Начало см.: Экономический анализ. - 2004. - № 1 (16).
Окончание табл. 6
СТРАНА 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Катар 16 22 23 23 29 29 31 30
Саудовская Аравия 252 303 305 309 320 286 313 302
Сирия 13 16 16 18 17 17 17 17
ОАЭ 61 88 94 97 102 96 91 89
Северная Африка, в том числе 139 135 138 137 136 136 137 136
Алжир 13 16 16 19 27 21 23 22
Ангола 21 33 33 33 35 35 33 33
Египет 3 4 5 6 3 3 3 3
Ливия 43 53 53 56 58 50 50 49
Западная Африка 125 136 146 155 155 149 165 159
Камерун 4 5 5 5 6 5 5 6
Конго 10 11 11 11 12 13 12 13
Габон 15 18 18 18 17 16 15 16
Нигерия 63 83 90 93 92 85 99 104
Азиатско-Тихоокеанский регион 113 129 140 137 125 133 138 144
Прочие 179 50 39 35 28 40 47 75
Всего... 1 617 1 821 1 916 1 989 2 005 2 036 2 120 2 188
Источник: OPEC annual bulletin, 2001.
В экспортно-импортных операциях с нефтью участвуют все, без исключения, страны мира. По каналам международной торговли в начале XXI в. проходит около половины добываемой в мире нефти. На ее долю приходится более 20% суммарной стоимости экспорта всех развивающихся государств. При этом для ряда крупнейших мировых поставщиков нефти ее удельный вес в экспорте был всегда весьма существенным и составлял, например, в Нигерии - 95 - 96%, Анголе -91%, Иране и Омане - 88 - 90%, ОАЭ - 78%, Саудовской Аравии - 73%, Ливии - 77%, Венесуэле -65%, Мексике - 33%, Индонезии - 24%. Характерно, что для перечисленных развивающихся стран доля нефти в общем экспорте имеет неуклонную тенденцию к росту.
Даже для такой экономически мощной промышленной державы, как Великобритания, вывоз нефти в последнее десятилетие имеет очень важное значение, принося более 4% экспортной выручки, а другому крупному европейскому экспортеру - Норвегии — еще больше - около 34%.
В последней четверти истекшего столетия международная торговля нефтью, оправившись от глубокого структурного кризиса в начале 1970-х гг., когда объем мирового экспорта сократился на греть, приобрела вполне устойчивую тенденцию к росту в среднем на уровне 5 - 6% в год за период 1975 - 2002 гг.
В 2001 - 2002 гг. ежегодно от 76 до 81% нефти поступает на мировой рынок из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки (включая Мексику), 10 - 15% - из промышленно развитых стран и 9% - из России и других стран СНГ.
В 1990 г. на долю СССР приходилось 11,6% мирового экспорта этого товара, однако последующие перестроечные процессы и глубокий экономический спад привели к сокращению советского экспорта почти на 60%. Лишь в 2001 г. России удалось увеличить добычу нефти и довести свою долю до 8%, заняв третье место в списке крупнейших стран-экспортеров.
Образовавшаяся в связи с этим в 1990-х гг. свободная ниша на мировом рынке нефти была немедленно заполнена другими поставщиками, имеющими резервные мощности, и прежде всего производителями из стран Ближнего и Среднего Востока, которые тем самым укрепили свои позиции на рынке. На долю стран из этого региона сегодня приходится около половины мирового экспорта нефти, в том числе почти 20% на долю Саудовской Аравии, 8% - Ирана, по 6% - Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. Еще около 14% нефти поступает на рынок из стран Африки (Нигерия - 5,5%, Ливия - 4%), 12% - из стран Латинской Америки (Мексика - около 5%, Венесуэла - более 5%). Среди промышленно развитых государств ведущими экспортерами выступают Норвегия (7%), Великобритания (около 3,5%) и Канада (около 3%).
В последние годы доля России и стран бывшего СССР в мировом экспорте нефти снова начала расти. Это происходит в основном за счет того, что при низких ценах на нефть страны ОПЕК целенаправленно снижали добычу нефти, и освобождающееся место на рынке нефти вновь занимали нефтяные компании России. Именно таким образом доля стран-членов ОПЕК на нефтяном
рынке Европы снизилась с 41 - 42% в 1998 г. до 39% в 2002 г. Ирак уже более 10 лет работает по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Эта программа осуществляется под надзором ООН и устанавливает максимально допустимый уровень иракских поставок нефти (сейчас - около 2 млн баррелей в сутки, что примерно равно 100 млн т в год). После завершения операции США в Ираке, вероятно, данная программа будет прекращена, и, возможно, будет увеличен экспорт нефти из Ирака более чем в 1,5 раза.
В 2002 г. мировой импорт нефти достиг примерно 2 200 млн т. По основным регионам он распределился следующим образом: Европа - 36,0% (по стоимости - 33,7%), Азия - 31,9% (33,7%), Северная и Центральная Америка - 26,5%, Южная Америка - 2,3% (по стоимости вся Америка - 28,8%), Африка - 2,2% (0,5%), Океания - 1,1% (1,3%).
Нефть покупают более 118 государств и территорий, из которых 70 стран импортируют более 1 млн т в год каждая. При этом лишь 30 государств выступают сравнительно крупными покупателями нефти, ввозя ежегодно свыше 10 млн т в год каждая. Вместе с тем решающим образом состояние спроса на нефть фактически определяют всего 10 промышленно развитых стран, каждая из которых закупает более 50 млн т в год.
Список крупнейших покупателей нефти возглавляют США (21,6% мирового импорта по количеству) и Япония (13,8%). В него также входят шесть стран Западной Европы (Германия, Италия, Франция, Испания и Великобритания), на долю которых суммарно приходится около 65%, и два представителя НИС Азии - Республика Корея (4,6%) и Сингапур (3,2%).
Особенно быстро увеличивается импорт нефти в США. Это связано с растущим внутренним спросом и продолжающимся сокращением внутренней добычи нефти. С тем чтобы снизить зависимость от поставок нефти из арабских стран, в последние годы США увеличивают число стран - экспортеров нефти из других регионов. Особенно заметно эта тенденция начала проявляться после известных событий 11 сентября 2001 г.
В Великобритании с увеличением собственной добычи, несмотря на существенный рост внут- * реннего потребления, зависимость от импорта нефти за последние пять лет снизилась с 60 до 50%, тогда как в большинстве других западноевропейских стран, исключая Норвегию, где собственная добыча невелика или отсутствует полностью, импорт по-прежнему покрывает 95 - 100% потребления нефти.
По-разному складывается положение в странах Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего
Востока. Такие крупные покупатели нефти, как Япония, Южная Корея и Сингапур, зависят от импорта на 100%, Индия - на 48 - 52%, тогда как Малайзия и Китай - всего лишь на 10%.
В Южной Америке зависимость от импорта у Бразилии достигает около 42%, Чили - 90% и более, в то время как Аргентина, напротив, полностью удовлетворяет свои потребности за счет внутреннего производства.
Главная причина возникновения серьезных сдвигов в мировых потоках нефти в обозримой перспективе представляется в том, что основное увеличение спроса ожидается со стороны стран Азии, а основной прирост добычи - в странах Африки и России. Вместе с тем это приведет к некоторому падению традиционной роли ведущих поставщиков нефти из стран Персидского залива. Ожидаемое увеличение добычи нефти в ближайшем будущем в странах Латинской Америки и Канаде вызовет рост поставок из этих стран в США на фоне сокращения импорта нефти в эту страну с Ближнего Востока. Кроме того, в самое последнее время США рассматривают возможности масштабного импорта нефти из России и стран Африки. Аналогичная тенденция станет главной и в Западной Европе. В сентябре 2002 г. США впервые произвели закупки нефти в России и в дальнейшем планируют увеличивать их объемы.
В складывающихся новых геополитических условиях странам Ближнего Востока, видимо, придется растущую часть добываемой нефти поставлять в страны Азии. Фактически этот процесс уже начался. Еще 2-3 года назад поставки стран Африки в страны Азии были весьма незначительными, но в 2000 г. они достигли почти 67 млн т, а в ближайшие годы могут существенно превысить 100 млн т.
В последние годы США ежегодно импортируют из стран Ближнего Востока около 75 млн т нефти, тогда как мощности их нефтеперерабатывающих заводов составляют около 700 млн т. По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2005 г. общий импорт США увеличится примерно на 100 млн т. Закупки нефти в странах Латинской Америки увеличатся на 135 млн т. Импорт из других государств, соответственно, уменьшится. С учетом ожидаемого увеличения поставок нефти из Канады падение закупок на Ближнем Востоке и в Африке будет еще значительнее.
Кроме того, в свете событий 11 сентября 2001 г. можно назвать еще одну немаловажную причину данного процесса - политическую. В конце 2002 г. США начали активно осуществлять политику
диверсификации поставок нефти из различных стран, целью которой является сокращение зависимости от поставщиков из региона Ближнего Востока.
В последние годы мировой рынок нефти испытал серьезную трансформацию, обеспечившую значительное повышение его диверсифицированное™ и увеличение многообразия и гибкости его механизмов функционирования. Перестройка рынка наиболее ярко проявилась в добавлении новых сегментов рынка к уже существующим: переход от долгосрочных контрактов к разовым сделкам с наличной нефтью (рынок «спот»), а далее к форвардным и, наконец, к фьючерсным сделкам, существенное расширение видов товарообменных сделок. На мировом рынке первоначально преобладали сделки с реальной нефтью, а затем стали все более практиковаться сделки преимущественно с «бумажной» нефтью. В итоге к концу 1980-х гг. была фактически сформирована, по существу, новая мировая система, базирующаяся на биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами, обслуживаемая в основном тремя центрами (Нью-Йорк - NYMEX, Лондон - 1РЕ, Сингапур - БШЕХ). Работает она круглосуточно в режиме реального времени (когда закрывается биржа в Нью-Йорке - открывается в Сингапуре, после закрытия которой открывается биржа в Лондоне и т.п.). Таким образом, мировой рынок нефти в конце прошлого - начале текущего столетия постепенно превратился в рынок преимущественно «финансовый» (торговля нефтяными контрактами) из рынка ранее преимущественно «физического» (торговля наличной нефтью).
Следует отметить, что на данный момент доля операций с фактической поставкой нефти и нефтепродуктов составляет менее 5% общего числа совершаемых на бирже сделок, тогда как преобладающая часть (около 95%) - это биржевые операции с фиктивным товаром и широко распространенные чисто спекулятивные сделки и контракты по хеджированию (страхованию от ценовых рисков). В итоге общий масштаб биржевых операций по нефти не только многократно превышает уровни их фактических реальных сделок, но в ряде случаев во много раз больше объемов мировой добычи нефти.
Три упомянутых выше ведущих центра биржевой торговли нефтью вместе с мощным развитием компьютеризации, телекоммуникации и информационных технологий обеспечили практически полную глобализацию мирового рынка нефти, его практическое функционирование в режиме реального времени, тесную взаимозависимость цен на нефть в разных районах земного
шара. Формирование единого информационного пространства обеспечения нефтяной отрасли в мире позволило серьезно увеличивать временные пределы фьючерсных контрактов. Если на начальных этапах биржевой торговли нефтью фьючерсные котировки производились на период от трех до шести месяцев, то сегодня сроки торговли фьючерсами на рынке нефти увеличились по отдельным товарным позициям до шести лет. Появилась реальная возможность целенаправленного заблаговременного формирования ожидания субъектов рынка в отношении перспективной динамики мировых цен на нефть и нефтепродукты и тем самым уменьшения рисков ценовых колебаний, повышения эффективности нефтяных операций, обеспечения их большей надежности и т.п.
При этом вследствие огромного масштаба операций на фьючерсном рынке можно утверждать, что сегодня этот рынок может чутко реагировать на малейшие конъюнктурные изменения, причем не только в нефтяной отрасли, но и в макроэкономике в целом в любой стране земного шара. И поскольку нефтяные биржи позволяют совершать операции в круглосуточном режиме, то на практике получается, что любое значимое изменение в мировой политике, экономике и социальной жизни планеты незамедлительно отражается на поведении нефтяного рынка.
Исходя из доминирующих на мировом рынке нефти механизмов ценообразования, начиная со второй половины XX в. можно выделить четыре основных характерных этапа его развития, что, естественно, нашло закономерное отражение и в общей динамике мировых цен (рис. 4).
Первый этап (до 1973 г.) - главенство нефтяных компаний («Семи сестер»).
Второй этап (с 1973 по 1986 г. - резкий рост влияния ОПЕК на мировом рынке нефти.
Третий этап (с 1986 до 2001 г.) - некоторое ослабление влияния ОПЕК в условиях появления других крупных независимых экспортеров и роста масштабов биржевой торговли и сделок с «бумажной» нефтью.
Четвертый этап (с 2001 г. до настоящего времени) - современный этап ускорения либерализации мирового рынка нефти, начала диверсификации поставок нефти основными импортерами в целях увеличения стабильности поставок, резкого преобладания фьючерсных и прочих срочных сделок в торговле нефтью в условиях глобализации мирохозяйственных связей.
Первые два этапа в целом характеризовались картельным принципом ценообразования, хотя и имели существенные различия. На первом этапе «ценообразующий» картель состоял из семи вер-
тикально интегрированных крупнейших международных нефтяных компаний (американские «Эксон», «Мобил», «Галф», «Тексако», «Стандард Ойл оф Калифорния» (СОКАЛ), английская «Бритиш Петролеум», англо-голландская «Ройял-Датч/Шелл»), которые в интересах потребителей нефти удерживали цены на устойчиво низком уровне, около 1,5 -3 дол. за баррель.
В период господствования на рынке МНК имела место в основном горизонтальная конкуренция между отдельными компаниями картеля, с одной стороны, и независимыми компаниями на рынках материнских стран, с другой стороны. Вертикальной конкуренции между отдельными подразделениями этих компаний практически не было.
Как уже упоминалось, до последней четверти 1973 г. мировой рынок делили между собой семь крупнейших нефтяных компаний из промышлен-но развитых стран. Добыча же нефти в основном производилась в развивающихся странах арабского региона (73%), тогда как основное потребление нефти опять же происходило в промышленно развитых странах - членах ОЭСР (72%). Дальнейшее развитие экономики в условиях ускорения науч-но-технического прогресса повсеместно привело к резкому увеличению потребления нефти при том, что монопольное положение нефтяных компаний позволяло держать цены на стабильном уровне, что обеспечивало всем нефте-экспортерам относительно невысокие, но стабильные прибыли. Высочайшая зависимость развитых стран от импортных поставок энергоносителей была очевидна. Поскольку цены на нефть МНК поддерживали на относительно низком уровне - около 3 дол. за баррель, производство нефти было рентабельно только в странах с себестоимостью добычи и последующей транспортировки ниже этого уровня, то есть преимущественно в странах Ближнего Востока.
На первом этапе доминировали, во-первых, трансфертные (внутримо-нопольные) цены, использовавшиеся вертикально интегрированными международными нефтяными компаниями для миними-
зации своих налоговых отчислений по месту добычи нефти. Во-вторых, справочные цены, применявшиеся для расчета налоговых отчислений в бюджеты тех развивающихся стран, где международные нефтяные компании являлись концессионерами. В-третьих, рыночные цены, которые применялись на том сегменте рынка, где работали действительно независимые субъекты. При этом доминировали долгосрочные сделки с реальным товаром, которые определяли как объемы торговли, так и уровень цен.
Вместе с тем развивающиеся страны - крупнейшие экспортеры нефти, обеспечивая почти три четверти добычи нефти в мире, были крайне недовольны сложившимся мировым порядком распределения доходов от реализации этой нефти и считали его исключительно несправедливым. В итоге 13 развивающихся стран - основных экспортеров нефти в целях отстаивания своих интересов на мировом рынке нефти организовали ОПЕК и чуть позднее национализировали добычу на своей территории. Эти события привели к так называемому нефтяному кризису, в итоге чего цены на нефть «взлетели» за 2 последующих года более чем в 5 раз, что совпало с общим сырьевым и валютно-финансовым кризисами, охватившими в этот период всю мировую экономику (см. рис. 4).
40 т
inr^as'-^mior-ON-Hcnior^-crv^ r-r^r^OOOOOOOOOOCNOsONONONO
O\O\osgSONO\O\ONONO\ONO\--O\©
годы
Рис. 4. Динамика мировых цен на нефть
Источник: World Energy Outlook 1995 - 2001.
Поскольку промышленно развитые страны не могли в одночасье существенно сократить потребление нефти, рост цен продолжался вплоть до начала 1980-х гг., когда он уже превысил уровень 35 дол. за баррель.
Таким образом, начало второго этапа сопровождалось установлением принципиально нового, более высокого уровня мировых цен на нефть, и продолжающийся высокий спрос на нее позволил ряду стран с более высокой себестоимостью нефти (например, Великобритании, России Мексике, странам Африки) существенно увеличить добычу и начать свой экспорт нефти, вследствие чего доля стран ОПЕК в поставках нефти на мировые рынки начала постепенно падать.
На втором этапе доминирующая роль в ценообразовании перешла к 13 развивающимся нефтедобывающим государствам - членам ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор, Индонезия).
Получив после 1973 г. серьезный и реальный контроль над огромными добывающими активами мировой нефтедобывающий отрасли, страны - члены ОПЕК стали основным поставщиком на рынке нефти. Как следствие, сменился и характер конкуренции на нефтяном рынке, так как стала доминировать вертикальная конкуренция между национальными (в основном государственными добывающими) компаниями стран ОПЕК и независимыми компаниями из промышленно развитых стран, действующими в сфере переработки и сбыта этой нефти из развивающихся стран. В итоге произошло взаимопроникновение многих компаний в смежные виды деятельности как в географическом, так и в технологическом плане. Более того, в последующие годы произошло не столько замещение одного вида конкуренции другим, сколько усиление и горизонтальной, и вертикальной конкуренции при их одновременном существовании. (Основная конкуренция развертывается на рынке между государственными (национальными) и международными (частными) нефтяными компаниями.) Вместе с тем разведка и добыча нефти в мире - преимущественно государственная сфера деятельности, в ней, безусловно, доминируют государственные (национальные) нефтяные компании, контролируя более 90% запасов и свыше 70% добычи нефти и газа.
На втором этапе картина основных принципов ценообразования несколько изменилась. Набор доминирующих цен остался тот же, что и на первом этапе, но поменялась их иерархия. На первое место вышли рыночные цены разовых сделок.
Институт справочных цен сохранялся по той причине, что наряду с существованием официальных отпускных цен ОПЕК (в основном до 1977 г. - до волны национализации в этих странах) продолжала существовать и практика установления справочных цен для исчисления налогов концессионеров, и, соответственно, трансфертные цены.
На следующем этапе, вплоть до 1986 г., начал активно развиваться рынок разовых сделок, который постепенно стал играть самостоятельную роль как доминирующий субъект в определении цены. До начала 1970-х гг. на него приходилось 3-5% международной торговли нефтью. В 1970-е гг. значение разовых сделок стало интенсивно возрастать: в первой половине десятилетия на них приходилось уже 5 - 8%, в середине - 10 - 15%, в середине 1980-х гг. - уже не менее 40 - 50% международной торговли нефтью. Таким образом, к началу 1990-х гг. именно рынок разовых сделок стал определяющим с точки зрения объемов мировой нефтяной торговли.
Только начиная с 1986 г. (третий этап) картельное ценообразование - назначение цен ограниченной группой участников постепенно уступило место рыночному биржевому принципу ценообразования. Цены на нефть преимущественно стали устанавливаться в результате конкурентной борьбы большого числа игроков по регламентированной и прозрачной процедуре и отражали в каждый момент времени текущий баланс спроса и предложения на мировом рынке с учетом комплекса конъюнктурообразующих факторов экономического и политического характера.
На этом этапе рынок разовых сделок продолжал доминировать в определении объемов торговли, тогда как рынок долгосрочных сделок переместился на второе место, т.е. они просто поменялись местами. В итоге эволюции характера и структуры сделок на нефтяном рынке именно к бирже перешла ценоустановительная и ценооб-разовательная функция на этом рынке.
При этом механизм справочных цен практически перестал действовать. Сохранились лишь рыночные и трансфертные цены, причем последние - в очень ограниченном применении.
В начале 1980-х гг. был зафиксирован кратковременный феномен снижения абсолютных объемов спроса на жидкое топливо. После нефтяного кризиса начала 1970-х гг. промышленно развитые страны - импортеры жидкого топлива были вынуждены искать адекватный ответ на резкий рост мировых цен на нефть в ослаблении зависимости от ее поставок путем диверсификации источников нефтеснабжения за счет наращивания отечественной добычи для хотя бы частичного
вытеснения поставок нефти ОПЕК из баланса энергоснабжения. Однако потребовалось очередное ценовое потрясение нефтяного кризиса 1979 - 1980 гг., вновь приведшее к многократному росту цен, прежде чем основные показатели энергоемкости ВВП промышленно развитых стран резко пошли вниз. Таким образом, с каждым последующим нефтяным кризисом, по мере нарастания остроты «нефтяных» проблем в мировой экономике, нарастало последовательное замещение нефти в общем объеме потребления энергоресурсов промышленно развитых государств по следующим направлениям:
• наращивание импорта нефти из других источников;
• увеличение собственной добычи нефти;
• расширение потребления других углеводородов, в частности газа;
• наращивание потребления других энергоресурсов (угля, электроэнергии, атомной энергии)
• активное внедрение энергосберегающих технологий.
В итоге с середины 1980-х гг. наблюдается все более замедленный рост мирового спроса на жидкое топливо по сравнению с темпами развития экономики в целом.
В 2001 г. стала наблюдаться все большая либерализация нефтяной торговли, что можно назвать началом четвертого этапа в развитии мирового рынка нефти. Известные теракты 11 сентября 2001 г. серьезнее всего повлияли на общее состояние деловой среды США, поведение американских инвесторов, да и на сознание американского общества в целом. Общий объем ущерба, вызванного этими событиями, сегодня оценивается примерно в 60 млрд дол. Авиатранспортной индустрии Америки потребовалось 5 млрд дол. федеральной помощи для того, чтобы вынести удар, нанесенный ей террористами, что фактически привело к серьезным изменениям и на мировом рынке нефти, которые, по нашему мнению, целесообразно выделить в новый, четвертый этап его развития. Для этого этапа характерны два важнейших обстоятельства: во-первых, изменение нефтяных потоков, связанное с диверсификацией поставок • нефти крупнейшими импортерами, и, во-вторых, возросшая роль биржевой торговли и увеличение оборотов «бумажной» нефти.
События 11 сентября наглядно продемонстрировали необходимость коренного пересмотра прежней стратегии стран Запада в отношении ближневосточных производителей нефти. В течение долгих лет США и другие промышленно развитые государства рассматривали поддержание
стабильности в этом регионе как неотъемлемый элемент своих геополитических интересов. Со временем усилия по поддержанию стабильности как военными, так и политическими методами требовали все больше ресурсов, зачастую не принося при этом желаемого положительного эффекта. В результате международные аналитики сегодня все чаще говорят о том, что Западу необходимо минимизировать свою зависимость от поставок нефти из стран Ближнего Востока, решительной толикой чему и послужили известные террористические акты в США.
В этой связи стоит привести мнение эксперта в области энергетической политики университета Райе (США) Э. Яффе о том, что «эта задача является одной из основных целей Вашингтона в отношениях с Россией». По мнению аналитика, инициатива по эксплуатации огромных нефтяных и газовых резервов России получила новый импульс в июле 2002 г., когда в Соединенные Штаты привезли первую партию нефти прямо из России. В настоящее время администрация США поддерживает эту инициативу и считает важной, чтобы «Россия играла стратегическую роль в диверсификации поставок нефти на мировые рынки».
Однако несмотря на поддержку на высоком уровне, сохраняются значительные трудности в реальной организации постоянных прямых поставок нефти из России в США, в их числе прежде всего высокие транспортные расходы и, соответственно, необходимость установления более высоких отпускных цен. Тем не менее российская компания «ЛУКОЙЛ» уже заявила о планах строительства морского нефтяного терминала для Тимано-Печорского месторождения, который даст ей серьезное транспортное преимущество при поставках нефти морем в США.
Кроме того, летом 2002 г. ЛУКОЙЛ представил планы строительства магистрального нефтепровода в Мурманск и нового нефтеналивного порта в Мурманске или вблизи него17. Проект предусматривал строительство трубопровода длиной 1,5 тыс. км с пропускной способностью 50 млн т в год. По нему должна транспортироваться нефть с западносибирских месторождений. Предполагается, что в новый порт смогут заходить супертанкеры водоизмещением свыше 300 тыс. т, при том, что Мурманск расположен гораздо ближе к США, чем порты стран Ближнего Востока. Реализация этого проекта потребует значительных капиталовложений. Стоимость только одного стро-
17 Васильченко Е. Премьер и море // Российская газета. 09.01.2003.
ительства нефтепровода оценивается в 1,5 - 2,5 млрд дол., и ЛУКОЙЛ, который ведет освоение новых месторождений на Каспии и на севере европейской части России, такие расходы не под силу. В сентябре ЮКОС, Сибнефть и Тюменская нефтяная компания сообщили о своих намерениях присоединиться к строительству экспортного терминала в Мурманске.
Немаловажным в этой связи является мнение Г. Купера, главного исполнительного директора американской компании «Тетон Петролеум», ведущей активную деятельность в России, который отметил, что «проблема расходов ничего не значит по сравнению с тем, сколько денег США потратили за многие годы, защищая свои источники снабжения на Ближнем Востоке»18.
Вместе с тем необходимо принимать во внимание и то, что даже если российская нефть пойдет в США, американская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще не в состоянии ее всю должным образом перерабатывать. Дело в гом, что в последние годы большая часть инвестиций американских компаний была вложена в оснащение предприятий страны оборудованием и технологиями для переработки тяжелой смеси, поставленной из Венесуэлы и Мексики, а не для легкой нефти с большим содержанием серы из России. Для этого необходима определенная реструктуризация нефтеперерабатывающих предприятий.
Касаясь в этой связи проблемы возможного роста зарубежных инвестиций в добычу российских энергоресурсов, эксперты ссылаются на мнение министра энергетики РФ И. Юсуфова о том, что «в ближайшие годы, чтобы поднять уровень добычи до 8 млрд баррелей, российской нефтяной промышленности необходимо ежегодно 1 млрд дол. инвестиций». Тем не менее эксперты указывают, что администрация Дж. Буша, понимая всю нестабильность ситуации на Ближнем Востоке, считает «американо-российское партнерство в сфере энергетики неизбежным».
Экспорт российской нефти в США, по-види-мому, будет возрастать, хотя этим планам может препятствовать одновременное стремление Москвы улучшить условия экспорта своей нефти на европейские рынки. По прогнозу МЭРТ, при благоприятных условиях экспорт нефти РФ в дальнее зарубежье может увеличиться со 152,8 млн т в 2002 г. до 180 млн т в 2005 г.; тогда как в 2010 г. он может составлять 249 млн т19. В то же время
18 Маклалти Ш. Российская нефть становится все более привлекательной»// Financial Times. 01.10.2002.
19 Александров Ю. Битва за военную премию // Financial
Times. 22.10.2002.
Россия, которая в настоящее время не способна конкурировать на американском рынке с другими странами, может помочь ввести мировые цены в приемлемый для РФ, США и МЭА коридор 20 - 25 дол. за баррель.
Другой пример: в настоящее время Япония, вторая по экономической мощи страна в мире, около 80% потребляемой ею нефти идет с Ближнего Востока. При этом в течение последних двадцати пяти лет ни одна японская компания ни разу не приобретала нефть в России. Компания Nippon Oil, крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие в Японии, уже заявила о своей заинтересованности в регулярных закупках российской нефти для того, чтобы снизить свою зависимость от нефтедобычи на Ближнем Востоке. «Мы стремимся диверсифицировать наши источники сырой нефти, соблюдая при этом наши экономические интересы», - заявил представитель Nippon Oil20.
Закупки нефти в России японская сторона рассматривает в качестве средства защиты своих интересов от угрозы перебоев в поставках в случае кризисных ситуаций в Персидском заливе. На текущий момент Nippon Oil сообщает о закупке 2 млн баррелей российской нефти сорта Urals, при этом цена сделки не оглашается. По словам представителя Nippon Oil, пока речь идет о разовой закупке, причем в качестве посредника выступает крупная западная нефтяная компания. Тем не менее в Nippon Oil не исключают возможности дальнейшего продолжения закупок российской нефти.
Интересно, что в январе 2003 г. АК «Транснефть» представила в правительство проект и ТЭО строительства магистрального нефтепровода Ангарск - Находка, по которому можно будет поставлять нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и в частности в Японию. Что примечательно, Япония уже согласилась выдать целевой кредит под строительство данного нефтепровода, что свидетельствует о ее серьезной заитересованнос-ти в стабильных поставках нефти из России.
Важную роль в ценообразовании на современном мировом рынке нефти продолжает играть ОПЕК. Она была создана 10 сентября 1960 г., когда в Багдаде собрались представители пяти наиболее богатых нефтедобывающих государств (Ирак, Иран, Кувейт, Венесуэла и Саудовская Аравия) и подписали договор о создании ОПЕК, целью которой является защита интересов своих членов в условиях постоянно растущей конкуренции. В 1960 г. пять стран - организаторов ОПЕК
20Дебет-Кредит// Версты. - 22.10.2002.
обеспечивали около 80% мирового экспорта нефти. Сегодня этот показатель снизился до 60%, однако число стран - членов ОПЕК увеличилось (теперь туда входят еще и Алжир, ОАЭ, Оман, Катар, Индонезия, Ливия, Нигерия). В сумме все они располагают 77% мировых запасов нефти и обеспечивают около 40% нефтедобычи. За прошедшие 40 лет эта организация, несомненно, стала самым влиятельным участником на мировом нефтяном рынке, от решений которой по сей день во многом зависит его конъюнктура.
Отношение к ОПЕК со стороны основных потребителей нефти - промышленно развитых стран на протяжении последних более чем 40 лет менялось, причем кардинально. Вначале на Западе к ней отнеслись скептически, настороженно и даже весьма враждебно. Ведь формировалась эта организация в период бурных перемен в мировой экономической системе, во времена распада колониальных систем, перехода контроля над важнейшими источниками стратегического сырья от международных нефтяных монополий к национальным правительствам и компаниям. Авторитет ОПЕК существенно окреп прежде всего в борьбе с пресловутыми «семью сестрами», входившими в Международный нефтяной картель.
В Советском Союзе в 1960-е гг. отношение к ОПЕК было изначально благосклонное - организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям «империалистов» в условиях активизации борьбы развивающихся стран за национальную независимость. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице «реакционных монархических режимов» ряда ближневосточных государств, то страны - члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по социалистическому пути. Этого, как показало будущее, не произошло. Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики в ходе первого энергетического кризиса 1973 - 1974 гг. Этот кризис вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран - союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию активно поддержала. Тогда мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок не- * фти на новый этап своего развития.
В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых экспортеров нефти, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние «друзья» Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Правда, до вступления дело>не дошло, и этому, скорее всего, помешал «неудобный» устав ОПЕК. Во-первых, стать членом «первого сорта» СССР не мог, поскольку не
числился в «основателях». Во-вторых, в уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой плановой экономики. Так, например, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти (читай - для стран Запада), а также гарантировать доходы и возврат капиталов.
ОПЕК быстро завоевала авторитет, и в первые 20 лет ее существования оба противоборствующих в то время политических лагеря, на которые тогда четко был разделен мир, не оставляли усилий по привлечению этой организации в качестве политического союзника. На самом деле ОПЕК создавалась в первую очередь не как политический союз, а как международная товарная организация, призванная блюсти экономические интересы своих членов, что четко записано в ее уставе. Там же обозначено, что цель организации - координация и унификация нефтяной политики участников с тем, чтобы наилучшим образом способствовать стабильности цен на мировом рынке.
Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 - 1,4 млрд т нефти в год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно регулировать цены. Но жизнь показала, что на самом деле не все так просто. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемого эффекта или даже приводят к неожиданным негативным последствиям.
Еще в 1960-х гг. началась трансформация мирового нефтяного рынка - переход от старой классической монополистической структуры к современной свободной системе. Закончилась эта эволюция только к середине 1980-х гг. Переход привел не просто к нестабильности, он сопровождался рядом серьезных кризисных потрясений, которые задели и ОПЕК. В декабре 1985 г. мировая цена на нефть была около 28 дол. за баррель, а через полгода, в середине 1986 г., она упала до 8 дол. за баррель.
Столь резкий обвал мировых цен побудил ОПЕК провести серьезную реорганизацию и отказаться от прежней схемы, когда ее члены продавали столько нефти, сколько могли производить, а балансировкой спроса и предложения на рынке занималась практически одна Саудовская Аравия. С сентября 1986 г. ОПЕК вернулась к практике ограничения собственной нефтедобычи путем жесткого установления квот для каждого ее члена. Правда, как показала практика, далеко не всегда страны - члены ОПЕК этих квот строго придерживались. Тогда же ОПЕК провозгласила
свое намерение добиваться стабилизации цен на уровне 20 - 22 дол. за баррель.
В марте 2000 г. уже на своей конференции в Вене ОПЕК опять вернулась к идее ценового коридора, но обозначила его границы в рамках 22 -28 дол. за баррель. И это вполне оправдано, поскольку с учетом инфляции доллара сегодняшние $28 практически равны $22 пятнадцатилетней давности. В настоящее время считается, что наиболее приемлемым для основных мировых производителей и потребителей нефти диапазоном цен является уровень 20 - 25 дол. за баррель. С одной стороны, этого вполне достаточно для стимулирования воспроизводства, поиска и разведки новых месторождений нефти. С другой стороны, цена не столь велика, чтобы позволить новым конкурентам задействовать нефтяные месторождения с очень высокой стоимостью добычи и транспортировки. Кроме того, считают, что при цене нефти ниже 30 дол. за баррель все-таки не появляется серьезного соблазна активно заменять ее альтернативными источниками энергии, как правило, еще более дорогостоящими. Совершенно очевидно при этом, что страны ОПЕК даже при этих умеренных ценах будут чувствовать себя гораздо комфортнее, чем нефтяники Северного моря или России из-за большой разницы в себестоимости добычи.
Кризисные ситуации на мировом рынке имели место и в 1990-е гг. Можно привести в качестве примера войну в Заливе в 1991 г., когда кратковременно североморский брент «зашкаливал» за 35 дол. за баррель, или экономический кризис 1998 г., в результате которого к началу 1999 г. цена на баррель одного из самых дорогих сортов - американской \УТ1, напротив, ре^ко упала до 10 дол.
Экспертами скептически был оценен и принятый ОПЕК новый механизм корректировки цен, который призван загонять их в обозначенные границы (22 - 28 дол. за баррель нефти так называемой «корзины цен ОПЕК»21) с помощью изменения объемов добычи. Предполагалось, что если цена этой «корзины» в течение 20 дней будет выходить за рамки этого ценового коридора, добыча стран - членов организации будет увеличена или уменьшена на 500 тыс. баррелей в день. Пока этот механизм никак себя не проявил, поскольку на практике еще не применялся, но в ОПЕК уже появились заметные разногласия от-
21 Под термином «OPEC Basket spot crude oil price» понимается средневзвешенная цена семи основных сортов нефти, производимой странами - членами ОПЕК, а именно: Arabian Light (Саудовская Аравия), Dubai (ОАЭ), Bonny Light (Нигерия), Saharan Blend (Алжир), Minas (Индонезия), 71а Juana Light и Isthmus (Венесуэла).
носительно трактовки условий, при которых этот механизм вообще следует включать.
В известной степени ОПЕК, принимая то или иное решение о регулировании уровня добычи, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен, тогда как многочисленные игроки на финансовых рынках, т.е. прежде всего те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.
В декабре 1985 г. Саудовская Аравия была вынуждена отказаться от роли замыкающего поставщика. Страны ОПЕК провозгласили отход от политики прямого поддержания высоких цен на нефть путем ограничения добычи, сменив ее курсом на восстановление «справедливой» доли стран ОПЕК на рынке нефти. В течение первого полугодия 1986 г. ближневосточные страны ОПЕК резко увеличили добычу. В условиях нарастающего избытка предложения борьба стран ОПЕК за увеличение своей доли на рынке вылилась в «войну цен» и привела к их дальнейшему обвалу в 1986 г.
В последующие год-два произошла в каком-то смысле «техническая коррекция» цен, и, как отмечалось выше, в течение десятилетия (1988 -1998 гг., за исключением короткого периода «войны в Заливе») большая часть ценовых колебаний происходила в относительно умеренном диапазоне 15-21 дол./баррель.
Мировой рынок нефти в целом характеризуется высокой степенью концентрации и монополизации: на долю 24 крупнейших нефтяных компаний (указанных выше 12 крупнейших «добывающих» и 12 крупнейших «перерабатывающих») в последние годы приходится около 61% мировой добычи и 45% переработки нефти. Данный факт не случаен: гигантские компании в нефтедобыче и нефтепереработке не только историческое наследство. Немаловажно также то, что крупнейшие компании имеют несравненно больше возможностей для осуществления необходимых крупномасштабных капиталовложений, финансируя их как за счет собственных средств, так и за счет привлеченного капитала. Можно утверждать, что сама специфика нефтедобычи требует от компаний укрупнения (которое, кстати, можно наблюдать в свете происходивших в последнее десятилетие слияний и поглощений), поскольку в противном случае, вследствие отсутствия возможности осуществления крупных капиталовложений, такие компании не в состоянии расширять свой бизнес (осваивать новые месторождения, модернизировать инфраструктуру и т.д.).
* # *
На начало XXI в. нефть остается важнейшим мировым энергетическим ресурсом и крупнейшим объектом международной торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом, и, по имеющимся относительно новым прогнозам, при текущем уровне добычи мировая обеспеченность нефтью составляет, по крайней мере, около 40 - 50 лет. Эти оценки, сделанные в последние 5-10 лет, несравненно более оптимистичные, чем те, что имели место в 1950 - 1970 гг. Новые представления о степени обеспеченности мировыми запасами нефти обусловлены тем, что вследствие продолжающегося открытия все новых месторождений, а также использования достижений научно-технического прогресса, позволяющих увеличить степень извлекаемое™ нефти из недр и обеспечивающих возможность добычи нефти из труднодоступных месторождений, расположенных в отдаленных, пока еще мало освоенных районах, а также на мировом шельфе, на обозримую перспективу не предвидится острого дефицита нефти в мире вследствие абсолютного истощения ее геологических запасов. По показателю обеспеченности нефтяными ресурсами лидируют страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Иран), а также Россия.
Мировая добыча нефти неуклонно растет, среднегодовые темпы роста за период 1970 -2002 гг. составили примерно 1,6%, причем этот показатель существенно меньше среднегодовых темпов роста ВВП. Лидерство по объемам добычи нефти делят Саудовская Аравия, Россия и США, причем в последние годы из-за истощения природных запасов добыча нефти в США неуклонно снижается. Наиболее высокие темпы прироста добычи нефти в рассматриваемый период отмечены в России, Мексике, Норвегии.
Мировой рынок нефти традиционно характеризуется высокой степенью монополизации: на 18 крупнейших нефтедобывающих компаний приходится около 60% мировой добычи нефти, причем только 5 из них являются частными компани-ями, а остальные - государственными. Характерно " при этом то, что крупнейшие государственные нефтедобывающие компании имеют, как правило, существенно более высокий уровень обеспеченности нефтяными запасами, тогда как у крупных частных компаний уровень обеспеченности составляет 8-13 лет, который является, с их точки зрения, более экономически оправданным.
Потребление нефти в мире на протяжении последних 30 лет в абсолютном выражении также неуклонно росло, среднегодовые темпы прироста за период 1970 по 2002 г. составили около 1,6%. Крупнейшими потребителями нефти являются США, страны Западной Европы и Япония. При этом следует отметить, что наблюдается постепенное, но неуклонное снижение удельного потребления нефти на единицу ВВП как про-мышленно развитыми, так и развивающиеся странами вследствие все более интенсивного использования новейших энергосберегающих экологически чистых технологий и увеличения использования других альтернативных источников энергии. В то же время наиболее вероятно, что в обозримую перспективу не предвидится сколько-нибудь существенного падения спроса на нефть за счет использования других углеводородов и альтернативных источников энергии.
Объемы международной торговли нефтью за последние 30 лет также неуклонно росли, причем вследствие уменьшения собственной добычи и увеличивающейся потребности импорт нефти в США только за последние 10 лет увеличился более чем на 65%. Крупнейшими мировыми странами-экспортерами являются Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Иран, суммарная доля которых в поставках нефти на мировой рынок составляет чуть менее 40% и в последние годы оставалась практически неизменной.
В течение последней трети прошлого и начала текущего столетия мировой рынок нефти существенно изменялся по своему характеру. Так, по результатам анализа трансформации форм и методов мировой торговли нефтью, изменения принципов ценообразования на мировом рынке нефти можно выделить четыре характерных этапа его развития.
ОПЕК продолжает играть исключительно важную роль на мировом рынке нефти, хотя деятельность этой организации за время ее существования постоянно трансформировалась. С момента создания и вплоть до 1973 г. ОПЕК практически не играл сколько-нибудь важной роли в ценообразовании, хотя его страны-члены и обеспечивали около 70% мировой добычи нефти, однако позднее, в 1973 - 1986 гг., ОПЕК, напротив, обеспечивал практически полный контроль над ценами, хотя после этого из-за появления новых крупных производителей и экспортеров нефти - Великобритании, Норвегии - роль ОПЕК заметно снизилась и на начало 2003 г. доля стран - ее членов на мировом рынке нефти уже составляла менее 40%.