2009.03.027. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ.
Bilan et perspectives des fonds souverains. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/supervi/ _nov_2008.pdf
По определению МВФ, суверенные фонды (СФ) представляют собой инвестиционные фонды, которыми владеет государство. Созданные государством в рамках макроэкономической политики СФ управляют активами с целью достижения определенных финансовых результатов, в том числе и за счет осуществления инвестиций за рубежом. СФ играют все большую роль на международных рынках капиталов. Непрозрачность инвестиционной стратегии СФ вызывает определенное беспокойство, особенно в связи с тем, что они могут повлиять на общую финансовую стабильность.
СФ создаются в основном за счет положительного сальдо платежных балансов и государственных бюджетов, доходов от приватизации и товарного экспорта. В зависимости от источников доходов СФ делятся на две категории: а) «сырьевые», или стабилизационные, фонды, формирующиеся за счет доходов от экспорта сырьевых товаров - нефти, газа, золота и др.; на долю этих фондов приходится 2/3 активов всех СФ; б) «несырьевые» фонды, финансируемые за счет положительного сальдо платежного баланса или других государственных доходов. Среди таких фондов можно выделить: 1) фонды, управляющие той частью официальных валютных резервов, которая превышает сумму, необходимую для управления обменным курсом национальной валюты; 2) фонды, которые управляют бюджетными доходами, связанными с приватизацией, продажей недвижимости и другими трансфертами государственных средств.
Активы СФ возросли с 500 млрд. долл. в начале 1990-х годов до 3 трлн. долл. на начало 2008 г. Этот рост объяснялся действием следующих факторов: повышение (до середины 2008 г.) мировых цен на сырье, особенно на нефть; совпадение макроэкономических конъюнктурных факторов и валютной политики, что привело к возникновению глобальных диспропорций, которые, в частности, выразились в росте положительного сальдо торговых балансов азиатских стран с формирующимися рынками, а также к накоплению значительных валютных резервов.
Совокупные активы СФ - 3 трлн. долл. - вдвое превышают активы, управляемые хеджевыми фондами (1,5-2 трлн. долл.), более чем в 10 раз займы, предоставленные МВФ (250 млрд. долл.); они составляют 1/7 часть активов, управляемых пенсионными фондами; 1/6 часть активов, управляемых страховыми компаниями; 1/6 часть совокупной биржевой капитализации компаний, котирующихся на нью-йоркской фондовой бирже «NYSE» и на европейской бирже «Euronext»; менее половины мировых валютных резервов (7 трлн. долл.). По прогнозам «Morgan Stanley», к 2015 г. активы СФ превысят совокупные активы центральных банков.
Инвестиционную стратегию СФ трудно анализировать из-за отсутствия надежной информации. Эта стратегия в целом зависит от общих целей, стоящих перед СФ: стабилизационные фонды, как правило, вкладывают средства в ликвидные и менее рискованные активы, тогда как «фонды сбережений для будущих поколений» - в более рискованные и доходные активы. Большая часть активов СФ вкладывается в ценные бумаги, котирующиеся на биржах. По данным МВФ, около 40% средств СФ инвестировано в фонды прямых инвестиций (private equity) и в недвижимость. Инвестиции прозрачных фондов распределяются следующим образом: 40% активов норвежского фонда вложено в облигации и 60% в акции; у сингапурского фонда GIC 30% активов вложено в облигации, 50 - в акции и 20% - в альтернативные активы.
Большинство СФ относятся к так называемым «пассивным» инвесторам», которые приобретают акции, не дающие права голоса, и миноритарные участия (менее 10% капитала), что не позволяет им участвовать в управлении соответствующей компанией. Иными словами, они осуществляют за рубежом не прямые, а портфельные инвестиции. Инвестиции СФ азиатских стран направляются в основном на национальные рынки и рынки соседних стран, однако в последние годы они все чаще интересуются вложениями в экономику США, Великобритании и других европейских стран. В последнее время растут инвестиции СФ в банки и другие финансовые учреждения стран Запада.
По прогнозам, до 2012 г. ежегодные темпы роста СФ составят 10-20%, а их активы достигнут 5-10 трлн. долл. С учетом нынешнего кризиса, вероятнее всего, будет реализована гипотеза с более низкими темпами роста. Вместе с тем шкала оценок перспектив роста
СФ достаточно широка, поскольку авторы прогнозов учитывают различные факторы изменения экономических и финансовых условий деятельности СФ, особенно эволюцию таких факторов, как мировые цены на нефть и сырьевые товары; замедление темпов роста мировой экономики; валютная политика стран с положительным сальдо платежного баланса и изменение обменного курса их национальных валют в отношении к доллару; распределение и использование официальных валютных резервов и положительных сальдо госбюджетов; так, недавние интервенции центральных банков на валютных рынках, чтобы поддержать свою валюту, ограничили возможности перевода средств в СФ; эволюция стоимости активов; появление новых СФ (в Японии, Бразилии и т.д.).
В последние месяцы 2008 г. СФ замедлили свои вложения в капитал западных банков по сравнению с концом 2007 г. и началом 2008 г. В условиях глобального финансового кризиса они стали предпочитать инвестиции в долгосрочные, менее рискованные и местные активы. Страны, в которые вкладывают средства СФ, стремятся разработать правила регулирования их деятельности, пытаясь сочетать принципы свободы инвестиций с защитой своих стратегических интересов. При этом страны используют различные подходы: Франция публикует список соответствующих отраслей; Германия и Япония устанавливают порог инвестиций и контроля (соответственно в 25 и 10%); в США блокируются приобретения, угрожающие национальной безопасности страны.
По инициативе МВФ в октябре 2008 г. был принят кодекс «хорошей практики» (Generally accepted principles and practices, GAPP), в соответствии с которым СФ должны:
- иметь прозрачную структуру управления, позволяющую обеспечивать действие механизмов оперативного контроля, управления рисками и ответственности;
- соблюдать все правила и обязательства в отношении предоставления финансовой информации в странах, где они осуществляют свои инвестиции;
- осуществлять свои инвестиции с учетом экономических и финансовых рисков и уровня доходности;
- способствовать поддержанию стабильности мировой финансовой системы, свободному обращению капиталов и реализации инвестиций.
СФ могут оказывать на финансовую стабильность как положительное, так и отрицательное влияние. Стабилизирующий эффект СФ связан с тем, что они: имеют долгосрочный горизонт инвестиций; обладают обильной ликвидностью; диверсифицируют свои портфели; не прибегают к заимствованию средств (не имеют задолженности); не подвержены риску внезапного и значительного изъятия капиталов своих клиентов.
Дестабилизирующие эффекты СФ связаны с тем, что они: непрозрачны; не подчиняются никакому регулированию; вызывают риск усиления финансового протекционизма у стран, импортирующих их инвестиции. СФ не подчиняются требованиям, связанным с предоставлением финансовой информации, которые соблюдают институциональные инвесторы. Они не обязаны публиковать годовые отчеты и сертифицированные счета, не сообщают данных о размерах активов, об использовании заимствованных средств, об аутсорсинге и т.д. В ответ на все требования СФ ссылаются на то, что и другие инвесторы (хеджевые фонды и фонды private equity) также не соблюдают эти требования.
Л.А. Зубченко