2009.03.059. ЛИ ФАНЬ, ВАН СЯОЦИН. ИСТОРИЯ КИТАЯ КОНЦА ЦИНСКОЙ ИМПЕРИИ В КИТАЙСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ КИНОФИЛЬМАХ С НАЧАЛА 80-х ГОДОВ ХХ в. ЛИ ФАНЬ, ВАН СЯОЦИН. 20 шицзи 80 нянь илай лиши иншиц-зюй чжун ды вань цин лиши // Тяньцзинь шэхуй кэсюэ. - Тянь-цзинь, 2008. - № 1. - С. 141-144. - Кит. яз.
Начиная с 80-х годов ХХ в., пишут Ли Фань (Тяньцзинский педагогический университет) и Ван Сяоцин, изучение истории конца Цинской империи (1644-1911) вступило в полосу подъема, сопровождавшегося появлением у китайских историков нового взгляда на историю Китая Нового времени.
Под влиянием этого процесса в китайском кинематографе возрос интерес к историческому кино, создатели исторических фильмов пытались, используя последние результаты исторических исследований, выразить новое прочтение истории позднего периода Цинской империи языком кино.
С начала 80-х годов историческое кино в Китае получило небывалое развитие, в сценариях затрагивались все важные события конца Цинской империи: японо-китайская война (1894-1895), восстание тайпинов (1851-1869), франко-китайская война (1894-1895), реформы 1898 г., Синьхайская революция (1911-1912) и такие заметные исторические персонажи, как вдовствующая императрица Цыси, император Гуансюй (правил с 1889 г.), Ли Хунчжан, Кан Ювэй (1858-1927), Лян Цичао (1873-1929), Сунь Ятсен (18661925).
Снятые на исторические сюжеты фильмы 80-х годов отличались от исторических фильмов прежних лет рядом особенностей.
Во-первых, в них присутствовала большая объективность в воспроизведении исторической обстановки, событий и в их оценке, преодолевались господствовавшие до начала 80-х годов под влиянием идеологии упрощенчество и односторонность.
Во-вторых, при создании кинообразов исторических персонажей стало уделяться больше внимания их человеческой сущности, что было одной из самых заметных перемен в исторической кинодраматургии. В 90-е годы эта тенденция проявилась более явно, особенно в изображении на экране таких персонажей, как императрица Цыси, китайские сановники Ли Хунчжан, Цзэн Гофань,
которым в более ранних китайских исторических фильмах отводилась классическая роль отрицательных героев.
В-третьих, в 90-е годы у создателей исторических фильмов появилось явное стремление к более глубокому раскрытию образов тех исторических персонажей, интерес к которым в обществе возрастал под влиянием современных политических событий. Так, в фильме, посвященном Тайваню, явно просматривалась связь с современными отношениями между континентальным Китаем и Тайванем. Таким же примером может служить выход на экран большого количества фильмов, посвященных торговле в поздний период Цинской империи.
Перенос внимания с политической истории на экономическую объясняется произошедшим в Китае в 90-е годы поворотом от политики к экономике.
Ли и Ван на примере вышедших в разное время трех исторических фильмов, посвященных реформам 1898 г., пытаются прояснить взаимосвязь между содержанием сценариев выходивших с середины 80-х годов исторических фильмов и новыми результатами проводившихся в это время исторических исследований.
Вышедший в 1985 г. и получивший несколько наград исторический фильм «Тань Сытун» - классический образец принятой в начале 80-х годов трактовки реформ 1898 г. как борьбы между могущественной, консервативной, отвергающей все иностранное и решительно настроенной против реформ группировкой вдовствующей императрицы Цыси и группировкой молодого императора Гуансюя, опиравшегося на вождей реформаторов Кан Ювэя, Лян Цичао, Тань Сытуна, члены которой видели отсталость Цинской империи и пытались путем реформ спасти страну.
Создание на экране художественных образов было тесно связано с описанием реформ 1898 г. в исторических работах начала 80-х годов, повторявших утвердившуюся в 50-е годы оценку реформ как политического движения во главе с Кан Ювэем и Лян Цичао. Последние представляли часть интеллигенции, подвергшейся влиянию западной идеологии и пытавшейся, используя силу политической власти в лице императора Гуансюя, добиться установления конституционной монархии. В тех исторических условиях это движение носило патриотический характер и имело прогрессивное значение, но оно было оторванным от широких народных
масс, не имевшим поддержки реформаторским движением, что и предопределило его неизбежное поражение.
В фильме «Тань Сытун» отчетливо прослеживалась присутствовавшая тогда в исторических работах и особенно в учебниках по истории тенденция разделять исторические персонажи по принципу их классовой принадлежности на положительных и отрицательных, создавать их упрощенный, поверхностный образ. Так, в образе Цыси подчеркивались ее коварство, безжалостность, бездушность, а образы Кан Ювэя, Тань Сытуна и других реформаторов укрупнялись и возвышались.
В вышедшем на экран в 1999 г. кинофильме «События 1898 г.» (Усюй фэнъюань) показываются глубокие противоречия между группировкой Цыси и группировкой реформаторов во главе с Гу-ансюем, но, по мнению создателей фильма, корень этих противоречий отнюдь не в полной непримиримости между консерваторами и реформаторами. Входящие в группировку Цыси сановники-консерваторы в изображении создателей фильма испытывали глубокую ненависть к агрессивным действиям западных держав против Китая, хотели найти путь к усилению мощи государства, смыть испытанный Китаем позор. Реформы были начаты с молчаливого согласия Цыси.
Группировка реформаторов была основной силой реформ Гуансюя, и они вначале направили острие борьбы против сановников-консерваторов, что обострило противоречие между двумя группировками и вызвало прямое вмешательство Цыси, прибегнувшей к репрессиям против реформаторов.
Большинство местных чиновников возлагало надежды на указы императора Гуансюя о реформах, но упорное нежелание Кан Ювэя считаться с их мнением вызвало раскол среди реформаторов, и продвижение реформ забуксовало. Когда возглавлявший основные военные силы Юань Шикай встал на сторону консерваторов, Цыси совершила политический переворот. Кан Ювэю и Лян Цичао удалось скрыться за границей. Они не захотели сотрудничать с Сунь Ятсеном и позже превратились в монархистов. Гуансюй был отстранен от власти и посажен под домашний арест, шесть лидеров реформаторского движения, включая Тань Сытуна, были казнены без суда и следствия.
В представленной в фильме трактовке событий 1898 г., отражающей результаты научных исследований того времени, и в создании художественных образов героев фильма проявилось стремление отойти от однобокости и упрощенчества, приблизиться к объективному воссозданию исторических событий.
Наступление с середины 80-х годов нового этапа в изучении историками реформ 1898 г. было связано с обнаруженными в музее Гугун докладами Кан Ювэя императору и его черновиками, что послужило толчком к широкому обсуждению реформ в свете идей движения просвещения, модернизации, реформирования, которое в ряде случаев сопровождалось ожесточенными спорами. Наиболее острая дискуссия развернулась по вопросу о том, можно ли относить связанное с европейским рабочим движением понятие «реформизм» (гайлянчжуи) к реформам 1898 г. Многие ученые заняли отрицательную позицию. Они характеризовали события 1898 г. как поднятое китайской буржуазией в конце XIX в. первое патриотическое движение с целью спасения государства, которое можно назвать политической реформой, но не реформистским движением. Постепенно эта точка зрения возобладала.
В 90-е годы изучение реформ 1898 г. продолжилось в рамках модернизационной концепции, оценка реформ в идеологическом просвещении китайцев, в осуществлении экономических реформ, в развитии образования была поднята на небывалую прежде высоту, повышалась общая положительная оценка исторического значения реформ.
Одновременно с положительной оценкой вклада Кан Ювэя, Лян Цичао в историю страны ученые отмечали их личные слабости и политические ошибки.
Выходившие в это время в большом количестве художественные произведения на исторические темы оказывали достаточно серьезное влияние на восприятие людьми истории периода поздних Цин, в том числе и на кинематографистов.
Вышедший в 2003 г. фильм «Путь к республике» (Цзоу сян гунхэ), содержавший новые оценки и новое понимание реформ и связанных с ними исторических личностей, широко обсуждался в китайском обществе. Тема реформ раскрывалась в фильме не прямо, а через изображение противоречий и столкновений между Цы-си и Гуансюем и Кан Ювэем. В фильме они все почти едины в
оценке необходимости реформ. Разногласия между ними возникают в том, как проводить реформы. Цыси разделяла позиции участников движения «самоусиления», одобряла умеренные реформы, тогда как Гуансюй отстаивал радикальные реформы, которые за три месяца, по мнению реформаторов, могли превратить Китай в могущественное государство.
Поведение Цыси в период реформ оправдывалось стремлением защитить величие Цинской империи, широко используя способных к проведению умеренных реформ сановников.
Поддерживавшие Гуансюя люди изображены как не имевшие никакого политического опыта идеалисты, не понимавшие особенностей Китая и пытавшиеся изменить судьбу Китая. Использовавший радикальные методы Кан Ювэй осуждается за то, что, выдвинув нереальные планы, нарушил проводившиеся во время «самоусиления» умеренные реформы, помешал развитию модернизации, что определило их неминуемое поражение.
Фильм был представлен его создателями как «концептуальный», источником «новой концепции» стало выдвинутое в последнее время в исторических кругах идейное течение «неоконсерватизма». «Неоконсерваторы» отвергают всякие «внесистемные» реформы и революции как проявления радикализма и одобряют все «внутрисистемные» реформы как «упрочивающие стабильность».
Следуя этой логике, в новой истории Китая положительно можно оценивать лишь движение «самоусиления» и «новую политику» в конце правления Цин, а реформы 1898 г., Синьхайскую революцию, движение за новую культуру «4 мая» 1919 г. вплоть до новодемократической революции следует рассматривать как проявление «романтического радикализма», поскольку именно эти события нарушили нормальный ход развития Китая, помешав модернизации.
Следуя той же логике, положительными героями в фильме изображены Цыси, Ли Хунчжан, Чжан Чжидун, Юань Шикай и другие носители государственной власти, тогда как по отношению к Кан Ювэю, Лян Цичао, Тань Сытуну и другим вождям реформаторов, поддерживавших реформы Гуансюя, а также в отношении Ван Тунхэ и Сунь Ятсена прослеживается тенденция к обвинению их в неподготовленности, к их уничижению и даже их очернению.
В кинофильме Цыси предстает как просвещенный, блестящий политик-патриот, тогда как Кан Ювэй изображается человеком, не обладавшим хорошими манерами, преисполненным больших, но нереальных замыслов, как несоразмеряющий собственные силы, несдержанный ученик, выпячиваются его упрямство, самоуверенность и стремление к безграничной власти над людьми.
В целом, с 80-х годов ХХ в. китайское историческое кино учитывает результаты последних исторических исследований. «Однако при отсутствии детального анализа отражение в кинематографе некоторых нездоровых тенденций в исторической науке как явление требует к себе внимания и осторожного отношения» (с. 144).
И. С. Ермаченко