Научная статья на тему '2009. 03. 029. Намазова А. С. Бельгия. Эволюция государственности в XVII-XX веках. - М. : Наука, 2008. - 391 с'

2009. 03. 029. Намазова А. С. Бельгия. Эволюция государственности в XVII-XX веках. - М. : Наука, 2008. - 391 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛЬГИЯ / XVII-XX ВВ. / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 03. 029. Намазова А. С. Бельгия. Эволюция государственности в XVII-XX веках. - М. : Наука, 2008. - 391 с»

2009.03.029. НАМАЗОВА А. С. БЕЛЬГИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ХУП-ХХ ВЕКАХ. - М.: Наука, 2008. - 391 с.

Ключевые слова: Бельгия, ХУП-ХХ вв., государственность, эволюция.

Книга д.и.н., зав. Отделом истории ХУШ-Х1Х вв. Института всеобщей истории РАН А.С. Намазовой подытоживает ее предыдущие работы по истории и современному состоянию данной страны1. Процитированные А.С. Намазовой в самом начале слова известного бельгийского историка Анри Пиренна задают тон всему повествованию. Они точно отражают положение страны: «Бельгия -в этом оригинальность и красота ее истории - является продуктом воли ее граждан. У них есть родина не потому, что ее нам дала природа, а потому что мы сами так захотели. Своеобразное положение страны между Францией и Германией, между романской и германской культурами сделало из нее своего рода "микрокосм" Западной Европы» (с. 11).

Монография основана на солидном круге источников, нередко впервые вводимых в научный оборот. Это результат долголетней работы как в отечественных архивах (АВПРИ, ГАРФ, РГАЛИ, ИМЛИ), так и зарубежных (Национальном архиве Франции, Главном королевском архиве Королевства Бельгии). Широко используются опубликованные архивные документы. Специальную группу источников составили материалы прессы за длительный период. Изучение трудов европейских историков позволило автору «воссоздать историю становления бельгийского государства на протяжении двух веков и дать ответ на вопрос, как удалось этой малой стране в условиях постоянной борьбы с более могущественными соседями отстоять свою независимость и самостоятельность, сохранить самобытность своей культуры» (с. 10).

Автор исследует протяженный исторический период. Первая глава посвящена истокам бельгийской истории «от римской провинции Белгика до Нидерландской революции ХУ1 века» (с. 11-53).

1 См., например: Намазова А.С. Бельгийская революция 1830 г. - М.: Наука, 1979; Ее же. Бельгия. Исторический опыт: Традиции и современность. - М.: ИВИ РАН, 2001 и др.

В главе второй «Бельгийские провинции в составе державы австрийских Габсбургов» освещаются положение бельгийских провинций после Раштаттского договора 1714 г., изменившие страну реформы Иосифа II, Брабантская революция 1787-1789 гг. и республика Соединенных бельгийских штатов, реставрация австрийского господства (с. 54-95). В третьей главе «Двадцать лет под властью Франции» рассматривается история страны в наполеоновскую эпоху, рассматриваются политика французских властей в бельгийских провинциях и экономические и политические последствия французского господства (с. 96-111). Согласно решениям Венского конгресса 1815 г., отмечает автор, Бельгия и Голландия объединились в Королевство Нидерландов, тем самым бельгийцы снова сменили хозяев, ими стали нидерландцы, но их господство было коротким, продолжалось лишь 15 лет «до революции 1830 г., которая дала бельгийцам долгожданную свободу и независимость» (с. 111) .

На следующую главу «Революция, свобода, независимость» (с. 112-193) приходится центр тяжести исследования. Автор придает «особое значение событиям июля-августа 1830 г., так как они сыграли решающую роль в становлении бельгийской государственности. Ведь только после революции 1830 г. бельгийцы обрели долгожданную независимость; третья попытка этого свободолюбивого народа увенчалась наконец успехом, и с этого момента можно говорить о существовании независимого бельгийского государства» (с. 113). В главе подробно рассмотрены главные события революции, политика великих держав Европы, согласовавших в ходе Лондонской конференции 1830-1831 гг. взаимоприемлемые позиции в отношении суверенитета Бельгии. Договоры, принятые конференцией, обеспечили бельгийцам «вечный нейтралитет», оказавшийся, как это показали события ХХ в., далеко не «вечным», напоминает автор (с. 193).

В последующих двух главах освещена дальнейшая история бельгийского государства, анализируется проблематика становления основных институтов власти и гражданского общества в стране в XIX в., проведенные экономические, политические и конституционные реформы - глава пятая (с. 194-213); характеризуется институт монархии, отображаются судьбы бельгийских королей и анализируется получившая распространение концепция Ж. Стен-

герса о прерогативах монархии и направлениях деятельности бельгийских монархов - глава шестая (с. 214-286).

В завершающей седьмой главе приводятся малоизвестные сведения и факты. Глава названа «Бельгия в ХХ веке. Переход от унитаризма к федерализму» (с. 287-352). Она имеет ряд разделов, в них отражена судьба бельгийского нейтралитета в годы двух мировых войн, рассматривается национальный вопрос и основные этапы его решения, парламентские и конституционные реформы 60-90-х годов ХХ в., дан анализ проблем регионализма и федерализма, исследуется роль институтов власти в современной Бельгии. Что касается бельгийского нейтралитета, грубо нарушенного одним из его гарантов - Германией и в Первой, и во Второй мировых войнах, то А.С. Намазова справедливо отмечает, что этот вопрос не привлекал пристального внимания отечественных исследователей.

Освещается и национальный вопрос, так как положение страны в этом смысле специфично. В Бельгии 55% жителей составляют фламандцы, они заселяют север страны и говорят на диалекте нидерландского языка, 35 - валлоны, говорящие по-французски, и около 10% живут в Брюсселе, имеющем двуязычный статус. Хотя классическими элементами неоднородности в многокультурных государствах выступают обычно раса, религия и язык, в Бельгии фактором дифференциации является язык. В бельгийском обществе присутствуют три оси конфликтов: между верующими и неверующими, католиками и протестантами, в социально-экономической сфере и в области лингвистических и коммунитарных отношений (с. 305).

До 1970 г. в обществе удавалось поддерживать известное равновесие. Но затем на первый план вышли лингвистические и коммунитарные проблемы, и три конфликта преобразовались в один, коммунитарный (там же). Фламандцы, составляющие большинство, рассматривали себя в качестве меньшинства, ущемленного в правах. Эта ситуация сложилась исторически, и автор поясняет, почему так произошло.

Предпринятые начиная с 70-х годов меры по восстановлению равновесия в бельгийском обществе к желаемым результатам не привели. Хотя политические и экономические элиты страны пытались постепенно изменить государственное устройство, проведя четыре этапа реформ, призванных примирить валлонов и фламанд-

цев, «положение центральной власти, которая растеряла свою некогда прочную опору в избирательном корпусе и оказалась между двух региональных «огней» как организатор переговоров и их непосредственный участник, довольно сложное» (с. 350). Конфликты между двумя сообществами могут решаться путем дальнейшего раздела компетенций, углубления автономии и ослабления федерального центра (с. 339).

История Бельгии доказывает, что для данного государства более эффективен эволюционный путь разрешения конфликтов -социальных, политических, национально-лингвистических, которые стали проявляться уже в середине Х1Х в., достигли особого накала в 60-70-е годы ХХ столетия, заключает автор. Действительно, на протяжении 180 лет истории страна прошла эволюционный путь развития, перейдя от унитарного к федеративному государственному устройству. И все же ныне в политических кругах и масс-медиа открыто обсуждается перспектива распада страны, а крайне правая партия Фламандский блок, за который во Фландрии голосует четверть населения, ставит целью развал бельгийского государства. Однако по опросам, недавно проведенным как на фламандском севере, так и на франкофонном юге, больше половины населения полагает, что страна сохранит единство в ближайшие 50 лет. И это показывает, что бельгийцы не намерены допустить окончательного развала своего государства (с. 354).

Книга посвящена памяти А.З. Манфреда, с которым автор на протяжении многих лет работала в Институте всеобщей истории, он и посоветовал ей заняться историей Бельгии.

Монография снабжена списком источников и использованной литературы и оснащена справочным аппаратом с разделами «Династия Саксен-Кобург Гота», «Премьер-министры Бельгии», «Хронологическая таблица», «Главы российских дипломатических представительств в Бельгии», «Бельгийские посланники в России» (с. 355-378).

В. П. Любин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.