2009.01.025. МЕРФИ М. ОПЫТ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВЕНСТВА ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ИНСТИТУТЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОНТЕРРЕЯ. MURPHY M. Experiences in the internationalization of education: Strategies to promote equality of opportunity at Monterrey Tech // Higher education. - Dordrecht etc., 2007. - Vol. 53, N 2. - P. 167-208.
Ключевые слова: Мексика; интернационализация образования; международные программы; равное право в образовании.
М. Мерфи - сотрудница отдела управления и социальных наук Института технологии и высшего образования Монтеррея (Instituto Tecnológico y de Estudios Superiores) (Мексика) - анализирует причины вступления вузов в процесс интернационализации предоставляемых ими услуг, ход этого процесса, состав его участников. «Сегодня... большинство учебных заведений по всему миру принимают идею о том, что познание культуры, отличающейся от культуры своей страны, - важный элемент образования, шаг к достижению идеалов гуманизма» (с. 168). Особенно четко эта тенденция наблюдается в высших учебных заведениях. Под давлением глобализации университеты и колледжи стремятся быстрее интернационализировать образовательные услуги, которые они предлагают.
К примеру, ЕС инициировал специальную программу ERASMUS, призванную расширить мобильность студентов, предоставить им возможность в течение по крайней мере одного семестра учиться в другой европейской стране. США этого не практикуют и подвергаются критике за то, что американские студенты плохо знакомы с культурами других стран и народов, а также за этноцентричную ограниченность стипендий. Во многом иммиграционная политика США объясняется событиями 11 сентября 2001 г., появлением нового сильного экономического конкурента - Китая и продолжающимся конфликтом на Ближнем Востоке. Однако важность интернационализации образования понимают не только в развитых странах; правительства развивающихся, а также освободившихся от социализма стран признают необходимость знакомить учащихся с культурой, идеями и знанием других народов.
Почему необходима интернационализация образования? Прежде всего интернационализация образования - это противоядие от ограниченности и субъективизма, характерных для национальных образовательных систем. Разумеется, ни одна образовательная система, ни одна дисциплина не могут быть свободными от влияния национальной культуры, основы которой закладываются еще в начальной и средней школе и призваны воспитывать национальную гордость и патриотизм. Однако одни и те же факты, например исторические, могут быть интерпретированы в учебниках разных стран по-разному. Автор приводит некоторые примеры. По-разному интерпретируются события 1492 г., т.е. период, когда испанцы открыли Америку, в учебниках истории для младших классов в Мексике и Испании. В то время как в мексиканских учебниках акцент делается на смешении и обогащении двух разных культур, испанцы рассматривают завоевание всего лишь как расширение сферы господства своей культуры. В испанских учебниках подчеркиваются выдающаяся роль Колумба, его необыкновенный ум и научные достижения. В Мексике, напротив, Колумба не считают исключительной личностью и большое место в учебных программах уделяют другим, не менее известным первооткрывателям - Америго Веспуччи, Фернану Магеллану.
В 1990-е годы японское правительство сделало изучение английского языка обязательным условием интернационализации японской системы образования всех уровней. Однако оно не разделяет западную концепцию интегративной глобальной культуры и всячески поддерживает все проекты изучения и сохранения своего исторического и культурного наследия и воспитания патриотизма у своих граждан. В сущности, «японский подход» к «английским наставлениям» заключается в том, чтобы граждане овладевали английским языком, но не особенно глубоко знали и понимали культуру англоязычных стран.
Зачастую в учебники попадает и вовсе неверная информация о тех или иных событиях. К примеру, в немецких учебных пособиях совершенно неправильно интерпретируется исламский термин «джихад», ислам ассоциируется с жесткостью, дисциплиной и наказанием, а хиджаб рассматривается всего лишь как признак религиозности женщин. Все это ведет к разобщению и непониманию.
Ученые и учителя полагают, что интернационализация образования может помочь решить многие важные проблемы, связанные с отношениями между нациями, предотвратить межнациональные конфликты, пропагандировать равенство и справедливость и разработать наилучшую стратегию экономического сотрудничества наций. Студенты, учащиеся в вузах, где принята концепция интернационализации, обладают более глубокими знаниями международных проблем, перспектив и тенденций. Они лучше подготовлены для того, чтобы внести свой вклад в местный, региональный, национальный и международный прогресс. Это специалисты, способные работать в условиях глобализации, поскольку они знают иностранные языки, культуры других стран, они могут быстро адаптироваться и завязывать международные контакты.
Сами студенты считают, что интернационализация очень важна для их личного роста и развития карьеры. В обследовании американских студентов, которые учились за границей в период с 1950 по 1999 г. в течение нескольких месяцев или одного года, отмечалось, что этот опыт оказал положительное влияние на всю их последующую карьеру и жизнь. 1/3 отмечали, что знание иностранного языка пригодилось им на протяжении всей жизни; 96% сообщали, что они стали более уверенными в себе; 95% отмечали, что благодаря учебе за границей они приобрели более широкий взгляд на все вопросы и проблемы; 76% говорили, что это благоприятно повлияло на их карьеру, и 94% были уверены, что опыт заграничной учебы помог им в течение всей жизни свободно общаться с представителями других народов и культур.
Однако, несмотря на широкое распространение идеи интернационализации, данные показывают, что не всегда вузы рассматривают интернационализацию образования в качестве одного из приоритетов своей политики. В 1998 г. на конференции ЮНЕСКО Международная ассоциация университетов опубликовала документ «На пути к веку сотрудничества: Интернационализация высшего образования», в котором прямо указывалось, что впечатление об уровне интернационализации вузов отображает реальность лишь частично. Вопросы, связанные с интернационализацией образования, широко дискутируются в обществе, причем необходимость ее не отрицается, а дискуссия концентрируется вокруг методов ее реализации.
Интернационализация образования в Мексике. Возможности и риски. По мнению автора, на процесс и цели интернационализации влияют три основных фактора: экономическая ориентация страны, потребности местного рынка рабочей силы и возможности национальных высших учебных заведений удовлетворить спрос. В Мексике интернационализация высшего образования началась в 1960-х годах, однако до 80-х годов, когда произошли радикальные изменения в экономической и политической системах страны, этим вопросом занимались не очень активно. Либерализация мексиканской экономики 80-х годов вызвала новый интерес к этой проблеме, поскольку основой новой экономической политики было провозглашено тесное сотрудничество с другими странами. Мексиканская экономика превратилась из закрытой и протекционистской в открытую экономику, основанную на знании. Вузы вынуждены были готовить специалистов, способных адаптироваться в новых условиях. Нужны были новая система финансовой подотчетности государственных университетов и введение международных стандартов качества. Такая система должна была отражать глобальные тенденции прозрачности, подотчетности и демократии в секторе образования.
Мексиканские университеты стали активно развивать международные связи с зарубежными вузами, особенно с университетами США, поскольку крупные американские корпорации (Chrysler, Ford) планировали расширение своих филиалов в Мексике и нужны были специалисты со знанием английского языка и американской культуры. К тому же Мексика всячески стремилась развивать свой внутренний научно-технический потенциал.
Однако интернационализация образования несет не только выгоды, но и большие риски: заимствование иностранной модели, потеря интеллектуального капитала и ослабление национальной системы высшего образования. Это характерно не только для Мексики, но и для других развивающихся стран. Риск заимствования иностранной модели заключается в том, что специалисты, особенно экономисты, получившие образование за рубежом, отрываются от действительности и не могут применить свои знания в родной стране. Очень часто различные международные агентства навязывают свои модели образования. К примеру, Мировой банк и Международный валютный фонд оказывали на Мексику давление,
предлагая реформирование образовательной системы в обмен на помощь. Сама страна иногда принимает решение заимствовать ту или иную зарубежную модель образования. Однако она чаще всего не может быть применима полностью.
Второй тип рисков заключается в том, что страна теряет свой интеллектуальный капитал. В период с 1982 по 1987 г. 1200 ведущих мексиканских ученых покинули страну навсегда. И эта тенденция продолжается и сегодня. 30% мексиканцев, имеющих докторскую степень, остались работать в Америке, и 79% студентов, получивших грант на учебу в США, не вернулись домой. Причины обычные - низкие зарплаты, ограниченный рынок труда и политическая нестабильность на родине.
Третий тип рисков связан с первыми двумя. Специалисты, получившие образование за рубежом, привозят малоподходящие для родной страны модели и технологии. Соответственно слабеет национальная система образования.
Однако, по мнению специалистов, эти риски можно контролировать. Например, можно прямо финансировать обучение за рубежом только в тех областях, которые необходимы для развития страны; в Мексике - это биомедицина и генетика - области, в которых мексиканские университеты не могут еще предоставить соответствующее мировому уровню образование.
В целом процесс интернационализации образования в Мексике тесно связан с экономической политикой страны, потребностями рынка труда, решением проблем развития. Как и другие развивающиеся страны, Мексика должна взвесить все преимущества и риски, прежде чем предоставлять студентам новые возможности.
Составные элементы процесса интернационализации образования. Прежде всего следует ответить на некоторые вопросы. Что такое процесс интернационализации? Следует ли изучать иностранные языки? Следует ли приглашать на работу зарубежных преподавателей и принимать иностранных студентов? Следует ли посылать своих студентов учиться за рубеж?
Автор делит процесс интернационализации на три взаимосвязанных элемента: внутренний, импортируемый и экспортируемый. Это не взаимоисключающие, а дополняющие элементы. Однако каждый требует разработки разных стратегий исполнения и
ставит различные препятствия и предоставляет разные возможности для студента.
Внутренний элемент менее всего влияет на мировоззрение студента. Он заключается в интернационализации содержания образования (использование учебников зарубежных авторов или книг, повествующих о событиях за рубежом, требование изучения иностранного языка), дискуссии на международные темы, приглашение зарубежных лекторов. В этом случае должны быть соблюдены некоторые условия: 1) наличие иностранных текстов, учебников, доступ к Интернету, на лекции приглашенных преподавателей; 2) студенты, преподаватели и администраторы должны иметь желание включать все это в свою работу. Студентов внутренний элемент обеспечивает удобным, последовательным и постепенным введением в международные проблемы и перспективы.
Импортируемый элемент заключается в том, что в вуз приглашаются зарубежные преподаватели и студенты на длительный срок, заимствуются зарубежные идеи. Можно использовать возможности интерактивного общения через Интернет. Для того чтобы этот компонент приносил свои плоды, должен быть налажен систематический контакт с приезжими. Приглашенные студенты и профессора должны быть доступны для общения. Однако, как показывает опыт США, несмотря на то что в университетах этой страны работают тысячи приглашенных ученых, они в основном занимаются исследованиями и практически не преподают. Поэтому студенты почти не имеют доступа к общению с ними. Второй компонент предоставляет массу возможностей для студентов, особенно для тех, кто не имеет средств учиться за рубежом. Могут завязываться контакты, которые затем будут осуществляться через Интернет, письма, совместные проекты. Даже если таких контактов нет, общение с иностранцем в аудитории обогащает студента новыми знаниями.
Экспортируемый элемент предоставляет возможность студенту длительного, устойчивого контакта с иностранной культурой и обогащает его знания. Студент может жить, учиться, путешествовать, работать в зарубежной стране и получать знания через личный контакт и каждодневное взаимодействие. Здесь тоже могут возникать препятствия: большинству учащихся вузов поездка за рубеж недоступна, могут возникать правовые проблемы (визы).
Однако этот элемент предоставляет учащемуся большие возможности изучить все перспективы выбранной профессии и дальнейшей работы, сравнить их, получить новую информацию. Опыт бытовой жизни в чужой стране (умение обменять деньги, найти продукты и т.д.), изучение новых правил и законов, общение на иностранном языке также обогащают новыми знанием и навыками. Студент познает культуру страны, читая газеты, просматривая телевизионные передачи, ежедневно общаясь с преподавателями и друзьями в аудитории.
Для конкретного ознакомления с реальной ситуацией автор провела экспериментальное исследование. В качестве объекта был выбран большой частный мексиканский университет - Институт технологии и высшего образования Монтеррея. Вуз был основан в 1943 г. группой бизнесменов из Монтеррея. С 1970-х годов университет стал расширяться, и сегодня он включает в себя 33 кампуса в Мексике и несколько отделений в других странах. Университет принимает активное участие в процессе интернационализации образования и в разной степени реализует все три элемента процесса. Он предоставляет большое количество учебных программ в зарубежных вузах, с которыми активно сотрудничает; одно из основных требований и к профессорам, и к студентам - хорошее знание английского языка; программы вуза проходят международную сертификацию; университет нанимает преподавателей-иностранцев на полный рабочий день; он организует совместные учебные программы с зарубежными вузами, по окончании которых выпускник получает два диплома - одного и другого университета и свободное владение двумя языками: английским и испанским. Широкой известностью и популярностью в Латинской Америке пользуется дистанционная программа университета «Виртуальный университет» (Virtual University).
Автор подробно анализирует международную летнюю программу, которую для своих студентов филиал университета в Сью-дад-Хуаресе (штат Чиуауа) (в статье обозначается как TCDJ) проводит в Польше. Программа ставит два основных вопроса: какие стратегии можно использовать в процессе интернационализации и что нужно сделать, чтобы международные программы стали доступными для всех учащихся? В своем исследовании автор использовала разные методы: опрос преподавателей с полным рабочим
днем; опрос студентов, отправляющихся в Польшу; обзор всех документов, связанных с этой программой; интервью с деканом колледжа, директором кампуса, директором программы, а также неформальные интервью с родителями студентов.
В июне 2004 г. по этой программе в Краков отправились 46 студентов: 19 учащихся от ТБС1, 23 студента от Университета Монтеррея и 4 студента из других кампусов университета. Программа предоставляла два курса по инжинирингу и международному бизнесу, что является специализацией студентов.
Студент должен был оплатить две суммы: одна сумма - это стоимость двух курсов, организованных мексиканским университетом, - 1373 долл. США; и другая - стоимость польской программы, включая перелет, проживание, медицинскую страховку и учебные курсы, которая составляла 1850 долл. США. Общая сумма на одного студента за месяц программы - 3223 долл. Разные студенты оплачивали программу по-разному, это зависело от того, получают ли они финансовую поддержку в университете и каков объем этой поддержки. Студенты, не получающие финансовую помощь, платили 1373 долл., те, кто получает стипендии, в зависимости от ее размера могли платить 140 долл. (90%-ная стипендия), 549 долл. (30%-ная стипендия) и 1236 долл. (10%-ная стипендия). 15 из 19 студентов ТОСТ, принявших участие в программе, получали финансовую помощь, которая состояла из стипендии и других видов финансовой поддержки. Опрос студентов показал, что стоимость программы -это основной фактор, влияющий на их решение поехать в Польшу.
Для того чтобы добиться баланса в ценах международных программ и сделать их доступными более широкому кругу студентов, вуз разработал специальную финансовую систему под названием «Робин Гуд». Она заключается в том, что студенты, способные платить, финансируют поездки тех студентов, кто платить не может. Это происходит двумя способами: из полной платы за обучение (часть их полной платы за обучение идет на покрытие оплаты учебы других студентов) и из полной платы за польскую программу. Основная проблема при этом заключается в том, чтобы найти разумный баланс между всеми участниками, и сделать это так, чтобы все остались довольны.
Таким образом, исследование автора показало, что вуз может найти пути обеспечения участия наибольшего количества учащих-
ся в процессе интернационализации и предоставить им возможность совершать поездки за рубеж. Подобные международные программы позволяют доставлять новые знания и технологии в Мексику, не допускать эмиграции научной элиты и ослабления образовательной системы страны. Для дальнейшей работы в этом направлении сохраняются широкие возможности.
В заключение автор отмечает, что, «несмотря на риски и негативные стороны процесса интернационализации образования, можно выделить три аспекта его позитивного влияния на развитие современных стран: распространение мирового знания и технологий; установление единых стандартов качества образования и перенос новых идей в страны, вступившие на новый политический, социальный и экономический путь. Интернационализация образования - это еще один способ сократить разрыв между развивающимися и развитыми странами и воспитать новое поколение граждан, способных действовать в многокультурной глобальной системе» (с. 198).
М.П. Булавинова