Научная статья на тему '2004. 02. 028. Кастаньос-ломниц X. эмиграция талантливых людей из Мексики. Castanos-lomnitz H. emigration of Mexican talent: what price development? - Science A. public policy. - Guildford, 2003. // Vol. 30, N1. - P. 41-45'

2004. 02. 028. Кастаньос-ломниц X. эмиграция талантливых людей из Мексики. Castanos-lomnitz H. emigration of Mexican talent: what price development? - Science A. public policy. - Guildford, 2003. // Vol. 30, N1. - P. 41-45 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТЕЧКА УМОВ / ВЫПЛАТА СТИПЕНДИЙ / ПРОГРАММА МЕКСИКАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рачкова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 028. Кастаньос-ломниц X. эмиграция талантливых людей из Мексики. Castanos-lomnitz H. emigration of Mexican talent: what price development? - Science A. public policy. - Guildford, 2003. // Vol. 30, N1. - P. 41-45»

2004.02.028. КАСТАНЬОС-ЛОМНИЦ X. ЭМИГРАЦИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ИЗ МЕКСИКИ.

CASTANOS-LOMNITZ H. Emigration of Mexican talent: What price development? - Science a. public policy. - Guildford, 2003. // Vol.30, N1. - P.41-45.

Ключевые слова: утечка умов, выплата стипендий, программа мексиканского Национального совета по науке и технологиям, интернационализация образования.

Автор статьи - профессор Научного института исследований экономики Национального автономного университета (Мексика) - поднимает вопрос об утечке умов из Мексики.

Мексиканские общественные фонды выделяют на стипендиальные гранты несколько миллионов долларов ежегодно. На сегодняшний день мексиканскую программу выплаты стипендий можно отнести к числу самых щедрых программ в мире, утверждает Х.Кастаньос-Ломниц. С 1971 г. свыше 100 тыс. стипендиальных грантов были предоставлены учащимся вузов Национальным советом по науке и технологии Мексики (Conacyt). В годовом бюджете Conacyt стипендиальные гранты занимают 40,9%. Еще одна большая статья расходов - гранты на научные исследования - 27,1%. На поддержку выдающихся ученых расходуется 19,7% бюджетных средств. Таким образом, Программа предоставления стипендий является основным звеном научной политики Мексики.

Цифры говорят сами за себя: в 1999 г. мексиканское правительство посредством Conacyt оказало материальную поддержку 3828 аспирантам-мексиканцам, обучающимся в зарубежных университетах. Из этого числа 42,5% получали образование в университетах США. В среднем 45 центов из каждого доллара, выделяемого на стипендию (т.е. 40 млн. долл. ежегодно), уходит на эти цели. Здесь автор задает правомерный вопрос: есть ли необходимость в таких затратах, оправдывают ли они себя?

Деятельность Conacyt в отличие от аналогичных учреждений в таких высокоразвитых индустриальных странах, как, например, Великобритания, целиком сосредоточена на поддержке науки и технологии в государственных университетах и национальных институтах. Получатели стипендии должны подписать обязательство, что по возвращении в Мексику из-за границы они отработают в университете или вузе, который их

спонсировал. Работа в частных университетах или частных компаниях в расчет не принимается.

Такую особенность мексиканской системы грантов можно понять, если проследить политическую историю страны. Церковь относилась враждебно к частному бизнесу, страна стала анти-клерикальной после новой конституции 1857 г. В 1944 г. ректор Национального университета Мексики А.Касо (Л.СаБо) объявил о сотрудничестве университета с частной промышленностью. Государственная политика по этому вопросу изменилась, когда в 2000 г. к власти пришла администрация, ориентированная на частный бизнес. Однако говорить о больших изменениях в политике выплаты стипендий было еще рано.

В мексиканских университетах используется латиноамериканская модель, которая заключается в четком разделении преподавания и научных исследований. Если ученый занимается в институте научными исследованиями, это не означает, что он автоматически становится преподавателем и может читать лекции. И наоборот, преподавателей поощряют за проведение научно-исследовательских работ, но это не входит в их обязанности.

Далее речь в статье идет о Мексиканском научном сообществе (Б№), которое представляет собой уникальную в своем роде организацию. Управление Б№ осуществляет Сопасу! Члены организации ежемесячно получают зарплату по самым высоким академическим меркам. Стать членом Б№ довольно сложно: периодически эта организация проводит строгую оценку качества академической продукции кандидата. Статус членства в Б№ пересматривается каждые три года, и любой член может быть уволен из организации, если его продукция окажется неадекватной. Обязательные требования - степень доктора философии, принад-леж-ность к известному мексиканскому университету или вузу, наличие научной продукции.

Мексиканская программа выплаты стипендий. Программа Сопасу! по выплате стипендий достаточно популярна и имеет в Мексике широкую поддержку. С 1995 г. общее число стипендиатов Сопасу! сокращалось, однако число стипендий, предназначенных на учебу за границей, удвоилось за счет внутренних стипендий. Таким образом, Мексика вкладывает огромные средства в получение образования за рубежом. Сопасу! утверждает, что 90% аспирантов, получающих образование за границей, успешно заканчивают обучение. По подсчетам, программа должна поставлять по меньшей мере 780 выпускников в год, на самом

деле количество членов SNI ежегодно увеличивается всего на 120 человек. Автор задает закономерный вопрос: где же остальные?

Предполагается, что вернувшиеся в Мексику молодые специалисты найдут работу в учреждении, спонсировавшем их учебу. Тех же, кто идет в частный бизнес, относят к «внутренней утечке умов» (internal brain drain). Трудно представить себе, как может принять Мексика в 6 раз больше выпускников, когда академическая система перестала развиваться несколько лет назад. К сожалению, зарплата в академических институтах Мексики невысокая, особенно остро вопрос денег встает у молодых ученых, имеющих семью. Так, например, «зарплата вернувшегося на родину доктора философии составляет в среднем 1000-1250 долл. США в месяц, это даже ниже, чем стипендиальный грант, который он получал, обучаясь за границей» (с. 42). Поэтому, отмечает автор, нет ничего удивительного, что часть ученых остается жить за границей, тем более что мексиканских аспирантов особо ценят в британских и американских университетах за их энергичность и способности.

Эмиграция специалистов, получавших стипендии. Многие исследователи, занимающиеся глобальной экономикой, считают, что «утечка умов» - выгодная вещь. Однако вопрос состоит в том, кому она выгодна, кто от нее выигрывает. Не увеличит ли односторонняя утечка талантливых людей из малоразвитой в высокоразвитую страну разрыв между бедными и богатыми? По данным социологов, за период с 1980 по 1998 г. 1678 мексиканских аспирантов получили в университетах США степень доктора философии. Из них лишь 363 стали членами SNI (меньше 22% !). Остальные, судя по всему, работают на благо чужой страны и частных фирм Мексики, не оправдывая вложенных в них затрат. Автор считает, что эти цифры являются важным показателем эффективности программы.

Вышеприведенные факты показывают слабые места в мексиканской системе выплаты стипендий и указывают на то, что ее, очевидно, следует пересмотреть и переработать.

Слабая система научной политики. Мексиканский аспирант, обучающийся за границей, получает, как уже было сказано, материальную поддержку в 1000-1250 долл. США в месяц. В эту сумму не входят медицинская страховка, расходы на путешествия и т. д. Программа, рассчитанная на получение степени доктора философии, обычно имеет продолжительность 4-5 лет. В целом за это время на одного учащегося приходится 200 тыс. долл. США. К тому же многие мексиканские аспи-

ранты предпочитают выбирать самые престижные вузы США, как, например, Техасский университет в Остине, Стэнфордский университет, Университет штата Висконсин, Калифорнийский университет и Гарвардский университет, плата за образование в которых может превышать 27 тыс. долл. в год! Специалисты подсчитали, что обучение аспирантов в американских вузах за период 1980-1998 гг. обошлось мексиканской казне в 330 млн. долл. США, не включая аспирантов-неудачников, которые не смогли доучиться до конца. За это время, сетует автор, только 363 человека стали членами Б№ вместо ожидаемых 1678. Меньше 3% выпускников заграничных вузов отрабатывают вложенные в них деньги. Можно заключить, что каждый мексиканский ученый, вступивший в обходится казне в 1 млн. долл. США. Интересно, что высокая стипендия была задумана Сопасу! специально для того, чтобы удержать мексиканских ученых от эмиграции.

Цена стипендий. Тридцать лет спустя после основания Сопасу! состояние науки в Мексике в значительной мере изменилось в лучшую сторону. Сегодня большая часть исследовательской работы финансируется федеральным правительством, которое оказывает материальную поддержку и научному сообществу - Б№. Мексиканские ученые пользуются уважением за границей. Нобелевский лауреат М.Молина (получавший стипендию Сопасу!, теперь преподает в Массачусетском технологическом институте, США) заслуженно стал национальным героем Мексики. Сопасу! всегда поддерживал ученых-иммигрантов, прибывающих частично и из Восточной Европы, а также принимал и принимает активное участие в создании новых исследовательских центров в провинциях страны. По данным 1999 г., мексиканские ученые опубликовали 4477 работ в журналах с индексом 181 (Институт научного фонда). Научная продукция Мексики составляет 0,63% от научной продукции всего мира, а ее объем вырос с 1990 г. на 13%.

Автор выражает сожаление, что проведенный не так давно международный рейтинг в области науки и технологии поместил Мексику на 47-е место из 49. Это явно указывает на недостаточное развитие научно-технических работ и научных исследований.

В заключение Х.Кастаньос-Ломниц подводит итоги.

1. Программа выплаты стипендий вносит свой вклад в интернационализацию образования: студенты получают опыт общения с другими народами, узнают культуру других стран, в то же время осознавая, что

они являются носителями своей, особой культуры как части мировой культуры.

2. Студенты также приходят к пониманию, что культурный вклад не играет особой роли в области науки и техники, и поэтому быстро адаптируются к технологиям и образу жизни другого народа.

3. Программа выплаты стипендий в значительной степени способствует модернизации, социальным и политическим изменениям в жизни Мексики. В последние годы число женщин и представителей национальных меньшинств, желающих получить высшее образование, неуклонно растет. Возвратившиеся из-за границы специалисты привозят на родину новые знания и навыки работы, причем часто они возвращаются не одни, а с мужем или женой - иностранцами. Сегодня столица Мексики Мехико стала космополитическим городом, с изменившей старым традициям культурной и социальной жизнью, и другие города стараются во всем ей подражать. Мексиканский бизнес адаптировался к международным стандартам и образу жизни.

В заключение автор полагает, что небольшая модернизация политики выплаты стипендий могла бы внести свой вклад в программу, не требуя при этом больших материальных затрат. Кроме того, не следует игнорировать потребность в высококвалифицированных кадрах коммерческих и промышленных предприятий. Также следует внести необходимые изменения в учебные программы мексиканских вузов, чтобы вывести их на мировой уровень. Необходимо развивать и совершенствовать научно-исследовательскую работу. Все эти меры могут остановить утечку талантливых мексиканцев за границу. Мексика является потенциально привлекательной страной для студентов и аспирантов из других стран. Положительные изменения помогут ей подняться на более высокое место в мировом рейтинге.

Е.Н.Рачкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.