ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. ТНК
2008.02.013-015. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ. (Сводный реферат).
1. L'essor des fonds souverains ravivr les protectionnnismes // Monde-économie. - P., 2007. - 2 oct. - P. 2-3.
2. L'énergie, symbole de tous les patriotismes // Monde-économie. - P., 2007. - 2 oct. - P. 2.
3. De discrètes cagnottes publiques aux ambitions mouvantes // Monde-économie. - P., 2007. - 2 oct. - P. 3.
По данным опубликованного в сентябре 2007 г. доклада МВФ, объем официальных валютных резервов в мире достиг 5600 млрд. долл. К этой сумме следует добавить активы, управляемые так называемыми суверенными (государственными) фондами (sovereign wealth funds), которые в основном финансируются за счет официальных валютных резервов. Эти активы оцениваются в 1900-2900 млрд. долл., в том числе агентством «Morgan Stanley» -в 2830 млрд. долл. Наиболее крупные из суверенных фондов созданы и действуют в азиатских странах: фонд ADIA (875 млрд. долл.) в ОАЭ, фонд GIC (330 млрд.) в Сингапуре, фонд RFFG (250 млрд.) в Кувейте и т.д. По прогнозам «Morgan Stanley», к 2015 г. активы суверенных фондов возрастут до 12 трлн. долл., т.е. будут равны общей стоимости акций предприятий, котирующихся сегодня на биржах Парижа, Лондона, Франкфурта, Милана, Мадрида, Брюсселя и Лисабона.
В последнее время суверенные фонды активно наращивают зарубежные инвестиции, приобретая акции и другие активы в про-мышленно развитых странах (ПРС). В сентябре 2007 г. катарский фонд QIA объявил о приобретении 20% акций Лондонской биржи, а государственный холдинг «Bourse Doubai» - о приобретении 19,9% капитала американской биржи НАСДАК. Среди других значительных приобретений, осуществленных в 2007 г., можно назвать покупку дубайским фондом «Istithmar» за 942,3 млрд. долл. сети крупных магазинов «Barneys» в Нью-Йорке. В июле 2007 г. китайский банк «China Development Bank» вместе с сингапурским фондом «Temasek» приняли участие в размере 13 млрд. евро в капитале английского банка «Barclays».
Экспансия суверенных фондов вызвала острую реакцию официальных кругов на Западе, усилив протекционистские тенденции. Президент США Дж. Буш призвал изучить последствия участия «Bourse Doubai» в капитале американской биржи НАСДАК с точки зрения его влияния на национальную безопасность. 10 сентября 2007 г. французский президент Н. Саркози и канцлер Германии А. Меркель заявили о том, что Европейский союз должен уделять особое внимание тем областям, где конкуренция искажается из-за действий суверенных фондов. А. Меркель при этом отметила, что Германия намерена создать государственный фонд для того, чтобы противостоять враждебным захватам немецких предприятий и банков. Во Франции Орган по регулированию финансовых рынков (Autorité des marchés financiers) имеет право запросить у иностранного инвестора, намерен ли он осуществить публичное предложение на приобретение акций французской компании. В случае отсутствия ответа на этот вопрос такая операция будет запрещена в течение шести месяцев.
Как считают некоторые эксперты, усиление протекционизма связано с боязнью того, что цели суверенных фондов, приобретающих зарубежные активы, выходят за пределы поиска высоких финансовых доходов. ПРС опасаются, что эти инвестиции могут затронуть такие важные вопросы, как условия конкуренции, утрата защищаемой технологии и стратегических активов в таких отраслях, как энергетика или финансовая система. Органы ЕС, в частности Еврокомиссия, предлагают разработать общую политику защиты европейской экономики, чтобы «единый рынок не был фрагментирован, если каждая страна - участница ЕС будет проводить собственную политику защиты от нашествия третьих стран».
В последнее время «символом экономического патриотизма» стал энергетический сектор, который в большинстве даже самых глобализированных стран защищен как стратегическая отрасль национальной экономики. Так, в США в 2005 г. конгресс не допустил приобретения нефтяной компании Unocal китайской компанией «Cnooc». Недавний пример: запрет на приобретение российским «Газпромом» немецкой компании EON под тем предлогом, что «Газпром» находится под контролем государства.
ПРС вряд ли смогут полностью закрыть двери перед инвестициями стран с формирующимся рынком, которые к тому же фи-
нансируют их дефициты. В 2006 г. США, Великобритания и страны зоны евро выпустили облигации государственных займов на сумму 461 млрд. долл., большая часть которых была приобретена инвесторами из стран с формирующимся рынком. Вместе с тем центральные банки этих стран стремятся к диверсификации активов, приобретаемых за счет растущих валютных резервов, что делает инструменты, обращающиеся на биржах ПРС, привлекательными для таких инвестиций.
Л.А. Зубченко