СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
2008.02.006. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.
ANIMAL DIVERSITIES / Medium Aevum Quotidianum. - Krems,
2005. - Bd. XVI. - 173 p.
Ключевые слова: Средневековье, люди и животные.
Очередной выпуск ежегодника «Medium aevum quotidianum» посвящен различным аспектам отношения людей к животным в Средние века. Тематика сборника и большинство проведенных авторами исследований тем или иным образом связаны с осуществляемым в настоящее время в Центрально-Европейском университете международным проектом по созданию электронной базы «Medieval Animal Database» (MAD).
Александр Пласковский (Кембридж, Великобритания) в статье «Волки и овцы с точки зрения средневековой семиотики, иконографии и экологии» рассматривает место этих двух видов животных в физическом окружении и мировосприятии англичан XI-XV столетий. Он прослеживает, каким образом символические образы, зафиксированные в церковных и светских текстах, а также в визуальных источниках, соотносились в сознании людей с теми реальными животными, с которыми они имели дело в повседневной жизни.
В статье «О чем рассказывают кости средневековых животных» исследователи из Будапешта Элис Чойке, Кира Люблюнович и Ласло Бартошевич анализируют археологические свидетельства, полученные при раскопках в Венгрии. Их интересуют как статистические данные о количестве костей различных видов животных, содержащихся в археологическом материале разных эпох, так и отдельные находки, такие как рог римского периода, обнаруженный в Аквинкуме (римское поселение на территории современного Будапешта), часть черепа леопарда из Сегесда и др. Авторы статьи также указывают на необходимость интерпретации археологического материала в свете свидетельств других источников. В этом плане, считают они, важным подспорьем могут стать изображения и тексты, поясняющие древние религиозные обряды, принципы
обращения с домашними животными, способы охоты, процесс выделки шкур, обработки кости и перьев и т.п.
Гржегорж Забински (Катовице, Польша) («Свиньи в обмен на жемчуг? Животные в цистерианских монастырях Хенрыкув и Могила в XIII в.») исследует на конкретных примерах роль животных в хозяйственной жизни позднесредневековых монастырей. Источниками для его работы послужили документы монастыря Могила, расположенного в 8 километрах к востоку от Кракова, и монастыря Хенрыкув в окрестностях современного Вроцлава. Г. Забински показывает, что материальное обеспечение двух монастырей изначально строилось на разных принципах: Хенрыкув по большей части жил за счет натуральной продукции, поступавшей из принадлежавших ему владений, а Могила - за счет ренты и десятины. Соответственно роль животноводства, охоты и рыболовства в хозяйственной жизни монастырей оказывалась разной: для монахов из Хенрыкува эти способы жизнеобеспечения являлись гораздо более важными, чем для обитателей монастыря Могила.
Кристина Фюгеди (Будапешт) («Богемские овцы, венгерские кони и польские кабаны: животные в центрально-европейских хрониках XII в.») рассказывает о своей работе по созданию электронной базы данных, включающей упоминания о животных в Хронике Галла Анонима, Хронике Козьмы Пражского и Gesta Hungarorum -венгерской хронике, реконструируемой на основе компиляции XIV в. Содержащиеся в хрониках отсылки исследовательница распределила по пяти категориям: упоминания о животных без дополнительного смысла, упоминания о животных как некоей ценности (символ богатства, добыча, подарок), животные как объект для метафоры, подразумевающей внешние характеристики (например, «стройная как лань»), животные, как объект для метафоры, подразумевающий внутренние качества (глупость, трусость, храбрость и т.п.), животные в качестве социо-культурных символов (животные как указание на определенный социальный статус, мифологические животные, сверхъестественные существа в облике животных и т.д.). Проведенный на основе этой предварительной работы анализ показывает, что в Хронике Галла Анонима и в Венгерской хронике животные чаще всего упоминаются без какого-либо дополнительного подтекста, в то время как у Козьмы Пражского отсылки к животным чаще всего имеют метафорический смысл. При этом на
втором месте по количеству упоминаний в Венгерской хронике стоят животные как ценный объект, а Галл Аноним чаще склонен использовать образы животных как метафоры. Другая особенность Венгерской хроники по сравнению с другими состоит в том, что в ней имеется больше всего отсылок к животным как к указанию на социальный статус или как к сверхъестественным существам. Автор объясняет эти различия тем, что в венгерском обществе XII в. еще живы были древние традиции, подразумевавшие почтение к животным и наделение их сверхъестественными способностями. Козьма, писавший для более образованных людей, опирался на латинские источники, в которых животные метафоры составляли основной пласт.
Источниками для Хилари Поуэла (Оксфорд, Великобритания) («Ходить и разговаривать со зверями: роль фауны в латинских житиях англосаксонских святых») послужили жития, написанные в Англии в период VIII—XII вв. Анализируя основные контексты, в которых фигурируют животные, исследователь выявляет два аспекта в трактовке взаимодействия животных, людей и Божественного. С одной стороны, животные могут служить орудием божественного вмешательства в жизнь людей. Часто они подтверждают святость святого, подчиняясь ему или выступая в качестве его помощников. Нередко они служат проводниками для людей, указывая им святые места, где должны быть основаны монастыри. С другой - животные, как низшие по отношению к человеку создания, порой трактуются как символ отверженности, дикости или как воплощение плотского в его противостоянии Божественному. Подобные представления нашли выражение в разнообразных сюжетах о том, как закоренелые грешники или преступники превращаются (часто - по воле святого) либо оказываются обречены на «звериный» образ жизни. Также своего рода «оборотная сторона» имеется у мотива поиска святых мест - иногда святое место обнаруживается по тому, что ни одно животное не смеет к нему приблизиться.
Герхард Яритц (Кремс, Австрия) («Волы и свиньи, мартышки и попугаи: обычная и необычная фауна в позднесредневековых изображениях») анализирует место животных в настенных росписях и книжных миниатюрах Центральной Европы и прослеживает связь между обиходными представлениями об обычной или экзотической фауне и ученой энциклопедической традицией.
В трех последних материалах сборника представлены проекты, связанные с изучением роли и места животных в средневековой культуре и обществе, находящиеся на стадии воплощения.
Сара Уэллс (Дарем, Великобритания) («База данных изображений животных на мизерикордах») описывает работу по систематизации и изучению резных изображений на мизерикордах - деревянных откидных скамьях, которые устанавливались на хорах монастырских церквей для старых и больных монахов. Основой для создания базы данных послужил «Каталог мизерикордов Великобритании», выпущенный в 1969 г., и другие печатные издания. В базе систематизированы сведения о полутора тысячах изображений животных на мизерикордах из разных областей Англии.
Таксиархис Колиас (Афины, Греция) кратко характеризует программу по изучению роли животных в обыденной жизни, мировосприятии, культуре Византии.
Ингрид Мацинег (Кремс) представляет этапы работы над созданием базы «Medieval Animal Database» (MAD).
З.Ю. Метлицкая