Научная статья на тему '2006.04.004. ЯРИТЦ Г. КОНТЕКСТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ, ИЛИ «АМБИВАЛЕНТНОЕ» ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРУДА В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. JARITZ G. DER KONTEXT DER REPRäSENTATION ODER: DIE «AMBIVALENTE» VERBILDLICHUNG VON ARBEIT IM SPäTMITTELALTER // ARBEIT IM MITTELALTER. VORSTELLUNGEN UND WIRKLICHKEITEN. - BERLIN, 2006. - S. 245-263'

2006.04.004. ЯРИТЦ Г. КОНТЕКСТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ, ИЛИ «АМБИВАЛЕНТНОЕ» ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРУДА В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. JARITZ G. DER KONTEXT DER REPRäSENTATION ODER: DIE «AMBIVALENTE» VERBILDLICHUNG VON ARBEIT IM SPäTMITTELALTER // ARBEIT IM MITTELALTER. VORSTELLUNGEN UND WIRKLICHKEITEN. - BERLIN, 2006. - S. 245-263 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АМБИВАЛЕНТНОЕ" ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРУДА В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006.04.004. ЯРИТЦ Г. КОНТЕКСТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ, ИЛИ «АМБИВАЛЕНТНОЕ» ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРУДА В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. JARITZ G. DER KONTEXT DER REPRäSENTATION ODER: DIE «AMBIVALENTE» VERBILDLICHUNG VON ARBEIT IM SPäTMITTELALTER // ARBEIT IM MITTELALTER. VORSTELLUNGEN UND WIRKLICHKEITEN. - BERLIN, 2006. - S. 245-263»

остается важным, сами правители перестают быть носителями и воплощением «нормандского духа» и начинают ориентироваться на другие культурные ценности. Кроме того, связи с предводителем или кровные связи с определенным народом отчасти утрачивают свое значение; на первый план выходит понятие «родины», patria, или своей земли. Именно эти процессы, заключает исследователь, привели к тому, что к 1054 г. нормандцы, хотя и не перестали существовать как народ, практически исчезли со страниц истории.

З.Ю. Метлицкая

2006.04.004. ЯРИТЦ Г. КОНТЕКСТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ, ИЛИ «АМБИВАЛЕНТНОЕ» ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРУДА В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

JARITZ G. Der Kontext der Representation oder: Die «ambivalente» Verbildlichung von Arbeit im Spatmittelalter // Arbeit im Mittelalter. Vorstellungen und Wirklichkeiten. - Berlin, 2006. - S. 245-263.

Ключевые слова: «амбивалентное» изображение труда в позднем Средневековье.

В настоящий момент Герхард Яритц работает в Институте исследований повседневности и материальной культуры Средневековья и раннего Нового времени (Кремс, Австрия), где он, в частности, издает альманах Medium Aevum Quotidianum; кроме того, он преподает в Центральноевропейском университете (Будапешт, Венгрия). Реферируемая статья дает представление как о стиле работы данного ученого, так и о круге проблем, которыми он занимается.

Статья, содержащая множество ссылок на обширный круг литературы, посвященной смежным проблемам (и, в частности, на работы самого автора), начинается с провозглашения необходимости анализировать контекст средневековых живописных изображений труда для того, чтобы постичь назидательное содержание этих изображений, их моральную нагрузку и социальную функцию. «Зафиксированный в изображениях, но оторванный от контекста “труд как таковой” лишен содержания, в лучшем случае, он может быть описан, но его восприятие и значение понять невозможно» (с. 245).

Определив методологические рамки, а также обозначив круг анализируемого материала (временные границы - XIV-XVI вв.), автор переходит к первому типу примеров. Сюда он относит ряд

изображений горняцкого труда: в частности, одно из них служит фоном на фреске святой Анны (1513) в церкви в словацком поселении Рожнава, другое взято из канционала1, созданного около 1490 г. в Кутной Горе (Чехия), знаменитой своими серебряными рудниками. Объединяет их, по мнению автора, идея «своего труда», когда религиозное содержание иллюстрации или фрески оказывается приближено к верующим через изображение привычной для них работы; другая, социальная функция этой идеи - укрепление идентичности данной общины верующих.

Разумеется, изображения любого труда, а не только горного дела могут использоваться в этом качестве. После изгнания из рая Адам рубит дрова, а Ева прядет на фреске из церкви Святой Троицы в Храстовлье (Словения, 1490); на росписи в одном из храмов в Клостернойбурге (Австрия, конец XV в.) изображен святой Леопольд, его основатель, в процессе его постройки. «Таким образом, -указывает Г.Яритц, - также и в приведенных примерах визуализация хорошо знакомого труда, процесса работы служит углублению и усилению общего и специфического, местного, общинного содержания» (с. 257).

Все обсуждавшиеся выше изображения принадлежат, по мнению автора, к разряду «правильной работы, которую в правильное время правильным образом исполняют правильные люди» (с. 258). Изображение такой работы может быть адресовано не только тем, кто ее совершает, но и высшим сословиям. Примером этого может служить цикл фресок с рисунками месяцев в замке Бу-онконсилио, принадлежавшем епископам Тренто (около 1400). Аристократия и крестьяне на этих фресках изображены рядом; все они заняты своими делами, и это, по мнению автора - попытка визуализировать идею «доброй власти» епископа: «Это моя земля, это наша земля, это хорошая земля» (с. 259).

Далее автор переходит к анализу собственно элементов контекста, которые необходимы для постижения истинного смысла любого изображения. Он указывает, что изображения труда могут подаваться отнюдь не только в положительном свете. На иллюстрации из календаря (Австрийская национальная библиотека, №. 3085; 1475) к месяцу июню мы видим посадку злаков и перекапы-

1 Канционал - сборник религиозных песнопений.

вание грядок: это правильная работа в правильный срок, однако люди, которые ее совершают, - отнюдь не «правильные крестьяне» (с. 260). Они носят одежду, приличествующую скорее молодым дворянам - модные чулки и камзолы, остроносые ботинки; у них длинные завитые волосы, однако эти волосы взъерошены, они - в беспорядке, а беспорядок и хаос - как раз те мотивы, которые чаще всего возникают в сатирах на крестьян. Это крестьяне, пытающиеся выйти за установленные им общественным порядком рамки, крестьяне, которые стремятся стать дворянами. Мораль данного изображения следующая: «Не поступай так, как эти “ложные” трудящиеся крестьяне; если ты будешь так поступать, ты будешь столь же смешон, как эти фигурки из календаря!» (с. 260). Кузнец, одетый в аристократически белые одежды, с длинными завитыми волосами (Австрийская национальная библиотека, №. 3049; 1479) -другой яркий пример такого внутреннего противоречия.

Амбивалентность изображений труда может раскрываться не только через исполнителей этого труда, но и через инструменты, замечает Г. Яритц. Так, в иллюстрации к стихам «Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне... и истребляют произведения земли» (Суд. 6:3-4) в СопсоМапйае Сай1ай8 (Лилиен-фельд) Амаликитян символизируют лошади, объедающие урожай, пока израильтяне его собирают. Однако израильтяне косят злаки косами, а не серпами: необходимо помнить, что такой способ сбора урожая оценивался в Средние века как максимально негативный, поскольку он был крайне убыточным. Таким образом, здесь мы имеем дело с «ложными инструментами»: через них изображение труда раскрывается как предельно негативное.

Затем автор переходит к последнему своему примеру, доказывающему, что любой труд, пусть даже исполняемый подходящими средствами и правильными людьми, может восприниматься отрицательно, будучи совершаем в «ложное время». Работая в воскресенье и праздники, люди помогают распинать Христа - в позднем Средневековье существовала богатая традиция изображения так называемого «воскресного Христа». Так, на росписи из церкви в Саак (Каринтия) Иисус изображен страдающим на кресте в окружении работающих фигурок и разнообразных сельскохозяйственных и ремесленных орудий: предполагается, что они-то и нанесли ему раны. Это «хороший труд, по крайней мере, во-

все не плохой» (с. 263), однако воспринимается он, разумеется, резко отрицательно.

Итак, труда как такового, труда вне контекста, в Средние века не существовало. Но автор не ограничивается этим выводом, а приходит к более широкому обобщению. «В целом следует заключить, - пишет Г. Яритц, - что феномен “труда” в его позднесредневековой живописной подаче формировался по тем же принципам, которые можно проследить в это время на примере многих других областей (материальной) культуры, повседневности и их живописных изображений. Эти образы в значительной степени были созданы на основе контекста и “контраста в контексте”: между идеалом и заблуждением, между правильным и неправильным» (с. 263).

Е.В. Глушко

2006.04.005. ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ВОСТОКА. - М., 2005. - (3). - 272 с.

Ключевые слова: вопросы изучения письменного наследия народов Востока.

В 2004 г. Санкт-Петербургским филиалом института востоковедения РАН было возобновлено издание журнал «Письменные памятники Востока». Как и выходивший в Москве с 1968 по 1982 г. его предшественник, журнал посвящен теоретическим и практическим вопросам изучения письменного наследия народов Востока и продолжает традиции российского классического востоковедения. Основные темы журнала представлены в рубриках: «Публикации», «Исследования», «Книжная культура», «Коллекции и архивы», «Реставрация и хранение», «Научная жизнь», «Рецензии». Третий выпуск журнала посвящен 200-летию со дня рождения академика Б.А. Дорна (1805-1881), директора Азиатского музея, предшественника института востоковедения, одного из первых отечественных арабистов, иранистов и специалистов по восточной нумизматике, археографии, а также основателя российского афгановедения.

Журнал открывается статьей А.И. Колесникова и Н.Л. Лужецкой «Выдающийся востоковед академик Б.А. Дорн». В ней сообщаются биографические данные Б.А. Дорна, в частности, рассказано об истории занятия Б.А. Дорном места директора Азиатского музея и его службе на этом посту. Статья О.В. Василь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.