Научная статья на тему '2008. 01. 018-019. Трудовая миграция из Центральной Азии'

2008. 01. 018-019. Трудовая миграция из Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ МИГРАНТОВ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ / МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 018-019. Трудовая миграция из Центральной Азии»

2008.01.018-019. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

2008.01.018. САДОВСКАЯ Е. Денежные переводы трудовых мигрантов и их роль в мигрантских домохозяйствах стран Центральной Азии // Центр. Азия и Кавказ. - Шеа, 2006. - № 3. - С. 130-144.

2008.01.019. КУРБАНОВ С. Процессы трудовой миграции из Таджикистана и их экономическое воздействие // Там же. - № 5. -С.70-80.

Елена Садовская (президент Конфликтологического центра, Алма-Ата, Казахстан) (018) констатирует увеличение потоков трудовой миграции в странах Центральной Азии (ЦА). Денежные переводы трудовых мигрантов (ТМ) во многих развивающихся странах мира играют значимую роль в сокращении бедности местного населения (к наиболее крупным получателям этих переводов относятся Индия, Мексика, Филиппины). В ЦА формируется региональная миграционная система, в которой Казахстан - страна, принимающая ТМ, а Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан -страны их исхода. Однако для СНГ в целом Россия остается основной принимающей страной.

Казахстан притягивает общим улучшением социально-экономической ситуации, повышением уровня оплаты труда, растущим рынком рабочей силы. Поскольку у него безвизовый режим со всеми членами СНГ (кроме Туркмении), ТМ прибывают сюда законно, но устраиваются на работу без трудовых договоров, становясь «незаконно занятыми». По различным экспертным оценкам, их численность в 2004-2005 гг. составляла от 300-500 тыс. до 1 млн. ежегодно; например, численность ТМ из Киргизии -120 тыс. (350 тыс. в России); ТМ, выезжающие из Киргизии и Таджикистана, составляют 25-35% их экономически активного населения (018, с. 133).

Денежные переводы ТМ на родину осуществляются через банки и неофициально (передача через знакомых и родственников, привоз самими ТМ и т.п.). Наибольшие объемы денежных переводов поступают из России, причем из 10 стран СНГ (исключение -Туркмения) по удельному весу в общем объеме отправленных переводов Узбекистан занимал в 2004 г. 2-е место, Таджикистан - 3-е, Киргизия - 7-е, Казахстан - 9-е (018, с. 135).

Казахстан является и получателем, и отправителем денежных переводов физических лиц. Их объемы трудно определить, учитывая распространенность коммерческой миграции: в 2003 г. «челноки» вывезли из Казахстана в Узбекистан, Киргизию, Россию товаров на 301 млн. долл., а ввезли из Китая, Турции и других стран на 1567 млн. долл. (оценка, 018, с. 136). По данным Национального банка (НБ), за 2000-2004 гг. переводы в республику составили 344 млн. долл. (там же), что показывает незначительность трудовой миграции казахстанских граждан и сохранение коммерческой миграции. Репрезентативные исследования по оценке денежных переводов ТМ, приезжающих в Казахстан на заработки, не проводились, тем не менее известно, что значительная часть всех переводов из республики осуществляется ими. Так, по данным НБ, в 2004 г. из Казахстана в Киргизию всего переведено 774 тыс. долл., в Узбекистан - 791 тыс., в Таджикистан - 312 тыс., в Азербайджан, Армению, Грузию - 3,9 млн., в Турцию - 92 млн. долл. (018, с. 136-137).

По данным социологического исследования, проведенного Е. Садовской в 2005 г., 41% ТМ предпочитают сами вывозить заработанные деньги, 24% отправляют их домой с друзьями, 15% - с родственниками и 18% прибегают к услугам почты; ее предварительная оценка ежегодных переводов ТМ в 2004-2005 гг. - до 1,0 млрд. долл. (018, с. 137-138).

В Киргизию (по официальным и неофициальным каналам) в 2005 г. ТМ отправили не менее 500 млн. долл., что равно около 25% ВВП республики (018, с. 139).

В Таджикистане в 2002 г., по оценке экспертов, поступления от ТМ достигали 200-230 млн. долл. (там же).

В Узбекистане в 2003 г., по оценке экспертов, общий объем поступлений от ТМ составил не менее 400 млн. долл. (018, с. 140).

Заработки ТМ играют большую роль в существовании их домохозяйств. Более бедные ТМ из Узбекистана и Киргизии тратят заработанные в Казахстане деньги на первоочередные повседневные нужды (питание, одежда и т.д.), ТМ из Таджикистана, уже много лет работающие в Казахстане, делают переводы на родину родственникам (47%), оплачивают лечение (35%) (018, с. 141-142).

В целом благодаря трудовой миграции в Киргизии смягчалась проблема безработицы, денежные переводы ТМ повышали уровень жизни оставшихся дома семей и даже способствовали на-

коплению стартового капитала для начала собственного мелкого бизнеса. В Узбекистане трудовые миграции смягчают напряженную обстановку на местном рынке труда, играют положительную стабилизирующую роль в республике.

Существуют и отрицательные последствия для стран приема и стран исхода: в Казахстане работодателям выгоднее нанимать дешевых ТМ, но бюджет недополучает налоги, в Таджикистане до 10% доходов от трудовой миграции уходит в наркобизнес.

Таким образом, для ЦА денежные переводы ТМ - серьезный фактор снижения бедности в странах исхода, особенно в Киргизии и Таджикистане, где, по данным ПРООН, в начале 2000-х годов бедные составляли соответственно 44,4% и 60% всего населения (018, с. 144). Эти деньги способствуют укреплению стабильности в регионе ЦА. Правда, пока мигрантские заработки - «преимущественно стратегия выживания, а не развития» (там же). В Казахстане, как принимающей стране, пока нет государственной программы по использованию трудовой миграции в интересах развития.

С. Курбанов (координатор экономических программ Швейцарского офиса по сотрудничеству в Таджикистане) (019) констатирует, что к 1991 г. занятость в экономике Таджикистана распределялась следующим образом: промышленность и строительство -21%, сельское хозяйство - 45%, остальные в непроизводственной сфере (019, с. 71). В процессе перехода к рыночным отношениям произошел резкий спад промышленного производства, занятость в госсекторе сократилась вдвое, при общем снижении уровня занятости и средней зарплаты в экономике; соответственно, в 90-е годы произошел отток высоквалифицированной русскоязычной рабочей силы (до 200 тыс. человек). По данным Госкомстата за 2001 г., занятость в промышленности сократилась с 21% до 9%, а в сельском хозяйстве увеличилась до 65%; развалилась система государственной поддержки незанятых слоев населения; спонтанно выросла трудовая миграция за пределы республики, оцениваемая, согласно официальной статистике, в 300-600 тыс. ТМ, тогда как оценка независимых экспертов - до 600-800 тыс. ТМ, т.е. в пиковые периоды 1/3 трудоспособного населения работает за рубежом (019, с. 72-73).

Приток капитала от заработков ТМ за пределами республики равен примерно 25-40% доходов ее бюджета (019, с. 75). Однако заработки ТМ идут в основном на потребление и покупку товаров

первой необходимости для поддержки их семей, а не на инвестирование в народное хозяйство. Согласно официальным данным, на конец 2005 г. страну покинули 412 тыс. ТМ, причем 400 тыс. нашли работу в России, 2 тыс. - в Казахстане; Международная организация по миграции сообщает о 620 тыс. человек уехавших (там же).

В 2005 г. переводы ТМ по банковским каналам составили 600 млн. долл., еще 400-500 млн. поступили в страну путем товарного импорта и прямой передачи денег через знакомых и родственников; все они заработаны благодаря занятости малоквалифицированным трудом: в строительстве (46% ТМ), торговле (29%), и лишь немногие смогли найти место в сфере образования и здравоохранения (8%); в среднем семьи получают от ТМ за рубежом 100 долл. в месяц (019, с. 76). Именно переводы ТМ, а не усилия правительства способствовали снижению уровня бедности в Таджикистане с 89% в 1999 г. до 63% в 2004 г. (там же).

Таким образом, краткосрочное воздействие переводов ТМ явно положительно, но они подвержены влиянию политических факторов в принимающей стране и потому неустойчивы. Правительство должно максимально заботиться о защите прав ТМ из Таджикистана в странах их пребывания.

С.И. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.