Научная статья на тему 'Денежные переводы трудовых мигрантов и их роль в мигрантских домохозяйствах стран Центральной Азии'

Денежные переводы трудовых мигрантов и их роль в мигрантских домохозяйствах стран Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3191
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ МИГРАЦИИ / ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ / КАЗАХСТАН / КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ТАДЖИКИСТАН / УРКМЕНИСТАН / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовская Елена

Современные трудовые миграции в государствах региона все более подвержены влиянию глобальных тенденций: диверсифицируются по направлениям, активнее смещая вектор переездов в развитые западные страны; включаются в мировые рынки труда; формируют их вторичные рынки в странах достижения, для чего используют неформальные "мигрантские" сети; приобретают другие универсальные черты. К таким глобальным тенденциям относятся, в частности, увеличение денежных переводов трудовых мигрантов и усиление их роли в повышении уровня жизни домохозяйств. За рубежом активно проводят исследования по денежным переводам и их значению в жизни мигрантских домохозяйств и сообществ. Так, в глобальных отчетах и в других материалах международных организаций (МОМ, МОТ, Всемирного банка и др.) последних лет есть разделы, в которых подчеркивается роль переводов мигрантов в национальных экономиках. В последние годы и в некоторых странах СНГ анализируют роль трудовых миграций и мигрантских заработков, но репрезентативных сравнительных исследований по этой теме в республиках Центральной Азии пока не проводили. В первую очередь это объясняется тем, что международная трудовая миграция новое явление, имеет нерегулируемый характер, учитывается слабо. Даже точная численность незаконно занятых не известна, ныне она определяется на основе социологических методов или пошаговой оценки ведомственной статистики. Слабое межгосударственное сотрудничество, в том числе в научной сфере, основная причина, не позволяющая реализовать подобный межстрановый проект. Как показывают отдельные исследования, в мигрантских домохозяйствах денежные переводы используют прежде всего для приобретения потребительских товаров. Поскольку потоки трудовых миграций в странах ЦА увеличиваются и объемы переводов растут, то все большую актуальность приобретает использование денежных переводов в целях развития, а не только потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Денежные переводы трудовых мигрантов и их роль в мигрантских домохозяйствах стран Центральной Азии»

№ 3(45), 2006 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Г" X

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ И ИХ РОЛЬ В МИГРАНТСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВАХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Елена САДОВСКАЯ

кандидат философских наук, президент Конфликтологического центра (Алматы, Казахстан)

В е е д е н и е

Современные трудовые миграции в государствах региона все более подвержены влиянию глобальных тенденций: диверсифицируются по направлениям, активнее смещая вектор переездов в развитые западные страны; включаются в мировые рынки труда; формируют их вторичные рынки в странах достижения, для чего используют неформальные эмигрантские» сети; приобретают другие универсальные черты. К таким глобальным тенденциям относятся, в частности, увеличение денежных переводов трудовых мигрантов и усиление их роли в повышении уровня жизни домохозяйств.

За рубежом активно проводят исследования по денежным переводам и их значению в жизни мигрантских домохозяйств

и сообществ. Так, в глобальных отчетах и в других материалах международных организаций (МОМ, МОТ, Всемирного банка и др.) последних лет есть разделы, в которых подчеркивается роль переводов мигрантов в национальных экономиках.

В последние годы и в некоторых странах СНГ анализируют роль трудовых миграций и мигрантских заработков, но репрезентативных сравнительных исследований по этой теме в республиках Центральной Азии пока не проводили. В первую очередь это объясняется тем, что международная трудовая миграция — новое явление, имеет нерегулируемый характер, учитывается слабо. Даже точная численность незаконно занятых не известна, ныне она определяется на основе социологических

методов или пошаговой оценки ведомственной статистики. Слабое межгосударственное сотрудничество, в том числе в научной сфере, основная причина, не позволяющая реализовать подобный межстра-новый проект.

Как показывают отдельные исследования, в мигрантских домохозяйствах де-

нежные переводы используют прежде всего для приобретения потребительских товаров. Поскольку потоки трудовых миграций в странах ЦА увеличиваются и объемы переводов растут, то все большую актуальность приобретает использование денежных переводов в целях развития, а не только потребления.

1. Денежные переводы трудовых мигрантов и их роль в развивающихся странах мира

За последние 30—40 лет численность трудовых мигрантов в мире увеличилась в 2,5 раза, и на начало 2005 года их количество, согласно данным Международной организации по миграции, составило 185—192 млн чел. (2,9% от населения планеты)1. Соответственно выросли объемы их денежных переводов. По оценкам Всемирного банка, такие средства, посылаемые в развивающиеся страны по официальным каналам, в 2004 году достигли 126 млрд долл., то есть занимают второе место после прямых иностранных инвестиций в экономику этих государств, в том же году составивших 165 млрд долл., значительно превышая ежегодные объемы международной помощи для развития. К ведущим получателям денежных переводов мигрантов относятся (по данным на 2004 г.) Индия —

23 млрд долл., Мексика —17 млрд и Филиппины — 8 млрд долл.2

Трудовые мигранты переводят деньги по двум каналам: официальному и неофициальному. В качестве официальных чаще всего используются специализированные международные и национальные системы переводов. Среди первых наиболее распространены «Вестерн Юнион», «Money Gram», «Travelex Worldwide Money Ltd» (TWML), «VIP Money Transfer» и некоторые другие, уже многие десятилетия самостоятельно работающие в глобальном масштабе. В каждой стране имеются и соответствующие национальные системы — банки и другие финансовые организации, которые осуществляют денежные переводы в страну и из страны.

К неофициальным способам доставки денег относятся привоз их самими мигрантами, передача со знакомыми и родственниками, проводниками и курьерами, а также покупка дорогостоящих товаров для их последующей продажи и другие каналы.

Согласно данным ООН, доля неофициальных переводов превышает 40% от мирового объема переводов мигрантов, а официальных (до последнего времени) составляет, например, в Пакистане — не более 20%, в других странах (Непал, Мексика, страны Африки) — от 10% до 50%3. В Афганистане, Таджикистане, по некоторым данным, и в Узбекистане многие мигранты передают заработанные деньги с помощью неформальной системы. Кстати, такие системы привлекли внимание мировой общественности после терактов 11 сентября 2001 года в США как канал переправки финансовых средств для подрывной и террористической деятельности.

1 См.: World Migration 2005. Costs and Benefits of International Migration. IOM, Geneva, 2005. Vol. 3. IOM World Migartion Report Series. P. 13.

2 См.: World Migration 2005. Costs and Benefits... P. 269.

3 См.: Глущенко Г.И. Денежные переводы — фактор инновационного развития мировой финансовой инфраструктуры // Вопросы статистики, 2004, № 8. С. 37.

По данным Центрального банка Российской Федерации, общие объемы официальных переводов физических лиц через банки России и системы переводов из РФ в 2003 году составили 3,233 млрд долл., из них от работающих — 1,306 млрд долл.4 В то же время, согласно заявлению министра финансов РФ, из России «.. .было вывезено 12 млрд долл., причем большую их часть составили денежные переводы рабочих-мигрантов, в основном в страны ближнего зарубежья. в Грузии они достигают 25% ее ВВП, в Молдавии этот показатель еще выше — 300%»5.

Согласно исследованию Всемирного банка, денежные переводы трудовых мигрантов, определяемые как доля средств в валовом национальном продукте (ВНП) развивающихся стран, играют статистически значимую роль в сокращении бедности: в среднем увеличение доли международных денежных переводов в ВНП на 10% приводит к сокращению на 1,6% доли живущего в бедности местного населения. По заключению ученых, увеличение на 10% числа международных мигрантов, определяемых как доля населения страны, живущая за рубежом, приводит к 1,9% уменьшению доли населения, живущего в бедности6.

2. Казахстан — региональный центр достижения трудовых мигрантов из других государств Центральной Азии

В 2000-е годы в странах Центральной Азии формируется региональная миграционная система, в которой Республика Казахстан (РК) — государство, принимающее трудовых мигрантов, а другие страны региона — Кыргызская Республика (КР), Республика Таджикистан (РТ), Туркменистан, Республика Узбекистан (РУз) — посылающие. Однако основной страной достижения для всех стран СНГ, центром постсоветской миграционной системы остается Российская Федерация.

Формирование региональной миграционной подсистемы в государствах ЦА обусловлено неравномерностью их экономического развития, дисбалансом на региональном рынке труда, разницей демографических потенциалов, либерализацией миграционных режимов, географической близостью и влиянием других факторов. Главные «притягивающие» причины в Казахстане: улучшение социально-экономической ситуации в республике, повышение уровня оплаты труда и растущая потребность в рабочей силе. Наряду с «выталкивающими» факторами в республиках Центральной Азии — избыточными трудовыми ресурсами, низкой оплатой труда, безработицей, бедностью — эти причины сделали РК региональным центром достижения трудовых мигрантов.

Поскольку у Казахстана сохранен безвизовый режим со всеми республиками Содружества (кроме Туркменистана), мигранты прибывают законно, но устраиваются на работу без трудовых договоров, то есть становятся незаконно занятыми или, по определению МОМ и МОТ, людьми с «неурегулированным статусом». Трудовая миграция в

4 См.: Независимая газета, 8 августа 2005.

5 См.: Глущенко Г.И. Указ. соч.

6 См.: Adams R.H. Jr., Page J. International Migration, Remittances, and Poverty in Developing Countries // World Bank Working Paper No. 3179, 19 December 2003.

Казахстане (и Центральной Азии в целом) имеет в основном нерегулируемый характер и, по различным экспертным оценкам, в 2004—2005 годах составляла от 300—500 тыс. до 1 млн чел. ежегодно. Так, в своем выступлении (сентябрь 2004 г.) президент республики Н. Назарбаев отметил, что «ежегодно в Казахстан прибывает около 1 млн нелегальных трудовых мигрантов из соседних стран»7.

Численность трудовых мигрантов из Кыргызстана, по мнению экспертов этой же республики, составляет от 500—700 тыс. до 1 млн чел., по данным ее МВД, — около 500 тыс. чел., из них: 350 тыс. — в России, 120 тыс. — в Казахстане8. В Узбекистане, по экспертным оценкам, в этот процесс вовлечено от 600—700 тыс. до 1 млн чел. (2003—2005 гг.)9, в Таджикистане — около 500 тыс. чел., примерно 85—90% из них направляются в Россию, остальные — в Казахстан (за исключением незначительного количества выехавших в другие страны СНГ). Численность трудовых мигрантов, выехавших из Кыргызстана и Таджикистана, — 25—35% их экономически активного населения10.

3. Системы и правовое регулирование денежных переводов в Казахстане и других странах региона

Как и во всех странах СНГ, в Казахстане и в других республиках Центральной Азии есть несколько систем денежных переводов: специализированные международные (о них мы упоминали выше), системы российских банков и национальные системы. Что касается РФ, то услуги по переводу денег оказывают «Анелик», «Contact», «MIGOM», «Быстрая почта», «ЮНИСТРИМ», «PrivatMoney» и другие. Они заключают договор с банковскими и небанковскими кредитными организациями страны и специализируются на переводах в республики СНГ. Среди таких крупных структур и их филиалов, осуществляющих трансграничные переводы в страны ЦА, отметим «Банк Москвы», Внешторгбанк, Европейский трастовый банк, ИМПЭКСБАНК, Росбизнесбанк, Росбанк, Промсвязьбанк и т.д. Например, Росбизнесбанк создал 740 сервисных пунктов в России, 166 — в Казахстане, 121 — в Кыргызстане, 75 — в Таджикистане и осуществляет переводы с помощью двух систем: «Contact» и «MIGOM». Альфабанк заключил договоры с «Вестерн Юнион» и «Анелик», к тому же имеет сеть сервисных пунктов: 65 — в Казахстане, 123 — в Кыргызстане, 125 — в Таджикистане, а также в других странах СНГ. Кроме того, переводами в Таджикистан занимаются ГЛОБЭКСБАНК, МДМбанк, Москомприватбанк, Промсвязьбанк, Росбанк и другие с помощью систем «Вестерн Юнион», «Анелик», «Contact», «MIGOM» и т.д.

Национальные системы переводов — банки, другие финансовые организации, государственные почтовые системы, осуществляющие денежные переводы из страны или в страну. Банки организуют эти системы сами, либо заключают договоры с соответствующими международными структурами. Услуги трансграничных переводов оказывают и организации Федеральной почтовой связи России.

7 Казахстанская правда, 8 сентября 2004.

8 [http://www.irinnews.org], 17 September 2004; источник: IOM TCC Bulletin, 17 September 2004.

9 См.: Максакова Л.П. Экспорт рабочей силы из Узбекистана. В кн.: Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты / Под ред. Ж.А. Зайончковской. М., 2003. С. 148.

10 См.: Sadovskaya E.Y. Labour Migration and Its Impact on Social Stability in Central Asia. В кн.: Towards Social Stability and Democratic Governance in Central Eurasia. Challenges to Regional Security / Ed. by I. Morozova. NATO Science Series. Leiden: IIAS, The Netherlands, 2005. P. 206—228.

Деятельность банков, как и международных систем переводов, регулируется национальными нормативно-правовыми актами: законами о валютном регулировании и валютном контроле, о национальной банковской системе, постановлениями правительства, указаниями и инструкциями национальных банков.

Основными правовыми актами в каждой стране устанавливаются правила проведения валютных операций, в том числе порядок осуществления платежей и переводов денег, согласно которым запрещается производить по банковским счетам физических лиц (резидентов/нерезидентов) валютные операции, связанные с предпринимательской деятельностью, осуществлением инвестиций, либо приобретением прав на недвижимость. Физические лица-резиденты (и нерезиденты) имеют право осуществлять текущие валютные операции с открытием и без открытия банковского счета в уполномоченных банках в виде разовых переводов. Максимальную сумму платежей и/или переводов денег физическими лицами-резидентами и нерезидентами каждое государство регулирует самостоятельно. В Казахстане, например, подобные платежи и/или переводы денег в сумме, не превышающей эквивалент 10 тыс. долл., можно проводить через банковские счета и без открытия такового. В России резиденты имеют право переводить иностранную валюту и валюту РФ из/в Россию без открытия банковского счета на сумму, не превышающую эквивалент 5 тыс. долл., а в Таджикистане она не должна быть выше 2 тыс. долл.

В 2005 году в Кыргызстане трансграничные денежные переводы осуществляли 16 коммерческих, в Таджикистане — 10 уполномоченных банков. Узбекские национальные банки — Хамкорбанк, Узжилсбербанк, Народный банк, НБ ВЭД РУз, Трастбанк, Бизнес-банк и другие — в сотрудничестве с «Вестерн Юнион» осуществляют переводы из/в Узбекистан. Кстати, международные системы переводов оперируют в РУз наряду с системами переводов российских банков («Анелик», «Contact» и др.).

В Казахстане услуги банковских переводов оказывают около 30 банков второго уровня. Среди них: АТФбанк, Альфабанк, Валют-транзит банк, Евразийский банк, Каз-Коммерцбанк, Банк Каспийский, Банк Китая в Казахстане, Народный сберегательный банк Казахстана, Нефтебанк, Texakabank, Банк ТуранАлем, HSBC Банк Казахстана и другие. Они организуют системы денежных переводов сами, либо заключают соответствующие договоры с международными системами переводов (см. выше) и системами переводов российских банков. По сообщениям СМИ, в РК оперирует 870 пунктов «Вестерн Юнион» (2005 г.).

Как в других странах СНГ, в соответствии с правилами проведения валютных операций в РК запрещается производить по банковским счетам физических лиц (резидентов/ нерезидентов) валютные операции, связанные с осуществлением инвестиций, предпринимательской деятельностью, приобретением прав на недвижимость. Платежи и/или переводы денег физических лиц разрешено проводить и без открытия банковского счета.

Увеличение систем переводов повышает конкуренцию, способствует улучшению качества обслуживания и снижению тарифов на перевод. Среди специализированных международных систем переводов тарифы в целом унифицированы (в среднем 1,5—3% и выше, в зависимости от суммы перевода), время на эту операцию — от 10—15 мин. до 3—

24 час.

4. Динамика и объемы

Как мы уже отмечали, Россия остается основной страной достижения для трудовых мигрантов из всех республик региона, так как именно из нее поступают наибольшие объе-

мы денежных переводов. По данным Центрального банка РФ, за 2005 год их общий объем из страны вырос на 71,4% (до 3,549 млрд долл.), в Россию — на 34% и составил 1,041 млрд долл. Средняя сумма одного перевода, отправленного из РФ по различным системам переводов и через Почту России в страны СНГ в апреле — декабре 2004 года составляла 391 долл., в четвертом квартале 2005-го — 498 долл.11

По данным систем денежных переводов и Почты России, основной объем переводов из РФ приходится на Украину, Узбекистан, Таджикистан, Армению, Азербайджан, Грузию и Молдову, за ними в этом списке следуют Кыргызстан и Казахстан (соответственно восьмое и девятое место)12 (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

10 основных стран-получателей денежных переводов из Российской Федерации в 2004 году

(в % к общему объему отправленных переводов)

Украина Узбекистан Таджикистан Армения Азербайджан Грузия

Республика Молдова Кыргызстан Казахстан Беларусь

0 3 6 9 12 15 18 21

Как видно из диаграммы 1, среди получателей денежных переводов — все страны СНГ, за исключением Туркменистана, что обусловлено, скорее, не отсутствием самих переводов, а неразвитостью систем денежных переводов в Туркменистане и ограниченным в этой стране доступом к информации.

Среди 10 основных стран, посылающих деньги в Россию, — Украина, Казахстан, Армения и Грузия, занимающие соответственно пятое, шестое, седьмое и девятое место (по доле) в общем объеме переводов в РФ. Наличие 10 стран СНГ среди получателей переводов из России и 4-х — среди отправителей переводов в РФ свидетельствует, что государства Содружества формируют постсоветскую миграционную систему, связанную дву-и многосторонне направленными потоками рабочей силы, капиталов, товаров и услуг.

В то же время все активнее проявляется действие «социальных» и «мигрантских» сетей, сформировавшихся из ранее мигрировавших граждан бывшего СССР, которые способствуют дальнейшему развитию и распространению миграций не только на постсоветском пространстве. Российские мигранты посылают деньги из США, Германии, Италии, Израиля — это первая четверка стран-отправителей переводов в РФ.

Диверсификация направлений миграционных потоков и денежных переводов, которая одновременно свидетельствует о проявлении глобализационных трендов, видна и на примере Казахстана: Китай, Россия, Германия, Турция, США составляют первую пятерку стран-получателей денежных переводов физических лиц из РК.

11 См.: Независимая газета, 8 августа 2005; Прайм-ТАСС, 27 февраля 2006.

12 [http://www.cbr.ru].

Объемы денежных переводов в нашей республике оценивают с 2000—2001 годов. Одна из трудностей определения объемов переводов мигрантов — в РК (как и в целом в СНГ) есть разные типы трудовых миграций, а наиболее распространенная — коммерческая (челночная). Коммерческие мигранты («челноки») не присылают деньги из другой страны, а, напротив, вывозят большие суммы, закупают на них товар и ввозят его для продажи и получения прибыли, то есть у них не всегда возникает необходимость в переводах. Если же «челноки» используют в своем бизнесе систему денежных переводов, то это нарушение законодательства Казахстана.

По данным Национального банка РК, в середине 1990-х годов «челноки» вывозили из страны в среднем по 5—6 тыс. долл. за одну поездку, а в 2000-м — до 10 тыс. долл.

В 2003-м челночный экспорт был оценен в 301 млн долл. — примерно на эту сумму коммерческие мигранты продали товаров в Узбекистане, Кыргызстане, России. Стоимость ввезенных «челноками» в Казахстан товаров из Китая, Турции и других стран, по некоторым данным, равна 1 567 млн долл.

Как видно, поквартальная динамика объемов денежных переводов из-за рубежа менялась незначительно. Согласно данным Национального банка, в 2000 году трансферты в РК составили 63,9 млн долл., в 2004-м —53,5 млн долл. и кумулятивно за 2000— 2004 годы — 344,5 млн долл.13 Это косвенно подтверждает мнение экспертов, что в первой половине 2000-х годов трудовая эмиграция граждан республики была небольшой по численности, хотя коммерческая миграция еще сохранялась. А денежные переводы резидентов/нерезидентов из РК в 2000 году составили 74,3 млн долл. и на протяжении пяти лет увеличивались в 1,5—2 раза по сравнению с предыдущим годом. В 2004-м объемы переводов достигли 805,8 млн долл., то есть за 2000—2004 годы выросли в 10,8 раз.

Из Казахстана значительную долю денег (около 58%) физические лица отправляют в Китай, Россию и Германию. По мнению экспертов Национального банка, часть переводов в КНР и Германию может быть связана с оплатой товаров, вывозимых из них в РК по каналам неорганизованной торговли, хотя согласно законодательству нашей республики валютные операции, имеющие отношение к инвестициям, предпринимательской деятельности и другим подобным целям, запрещены.

Среди отправителей переводов — граждане Казахстана, периодически высылающие деньги своим детям-студентам или престарелым родителям, бизнесмены и специалисты (в командировках), туристы, иные казахстанские и иностранные граждане, временно проживающие в РК, осуществляющие переводы в своих личных целях. Например, по данным Национального банка, около 500 тыс. долларовых денежных трансфертов из РК отправляют в РФ для оплаты образовательных и медицинских услуг в России.

В РК еще не проводят репрезентативные республиканские исследования по оценке объемов денежных переводов иностранных рабочих и специалистов, приезжающих в Казахстан на заработки. Тем не менее ежегодная динамика переводов по официальным каналам свидетельствует, что значительная часть трансфертов осуществляется именно ими. Динамика денежных переводов в страны СНГ и за пределы Содружества демонстрирует сезонные колебания, повышаясь в третьем квартале и достигая максимума в четвертом, то есть обычно в период завершения сезона трудовой деятельности и выплаты заработной платы, снижаясь в первом квартале — после возвращения трудового мигранта в страну исхода (см. график 1).

По данным Национального банка, в 2004 году резиденты и нерезиденты отправили из Казахстана в Кыргызстан — 774 тыс. долл., в Узбекистан — 791 тыс. долл., в Таджикистан — 312 тыс. долл. Около 3,875 млн долл. переведено в Азербайджан, Армению, Гру-

13 [http://www.nationalbank.kz].

График 1

Трансферты резидентов и нерезидентов в Республике Казахстан в 2000—2004 годах

ҐГ

счсчсчсчсчсчсчсчсчсчсчсчсчсчсчсчсчсч

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

ц

(0

I-

а

(0

т

Г о д ы

Трансферты из Казахстана Трансферты в Казахстан

П р и м е ч а н и е: Показатели на графике (по вертикали) выстроены по квартальным значениям 50 млн долл. Погодовые значения (по горизонтали) составляют 150 млн долл.

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зию, почти 3,3 млн долл. — в Украину, но в США и Турцию значительно больше (соответственно 78,2 млн долл. и 91,9 млн долл.).

При оценке объемов денежных переводов трудовых мигрантов в РК необходимо учитывать такие параметры, как численность и сферы занятости трудовых мигрантов, продолжительность работы, средняя заработная плата, периодичность переводов и средний размер каждого, географическая близость/отдаленность страны исхода, наличие диаспор и «мигрантских сетей», по которым можно передавать заработанные деньги, и многие другие факторы.

Рассмотрим только один из этих параметров — способы отправки. Согласно данным социологического исследования по трудовой миграции, проведенного автором этих строк в 2005 году, мигранты используют разные способы отправки денег домой (см. табл. 1).

Значительная их часть (41,2%) привозят заработанные деньги сами, либо отправляют с друзьями (23,9%), родственниками (14,9%). Лишь 17,6% используют в этих целях

Таблица 1

Как Вы отправляете заработанные деньги?

Абс % ]

Везу сам 105 41,2

Отправляю с друзьями 61 23,9

Отправляю с родственниками 38 14,9

Денежный перевод по «Вестерн Юнион» 24 9,4

Денежный перевод по почте 21 8,2

Не отправляю 12 4,7

На деньги покупаю товары и везу их сам 4 1,6

Еще не отправлял, так как приехал первый раз 4 1,6

Отправляю со специальным человеком 3 1,2

Затрудняюсь ответить / нет ответа 37 14,5

Выборка 255 100

[ П р и м е ч а н и е: Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, 1 1 поэтому сумма ответов больше 100%. \

услуги почты, что свидетельствует о большом потенциале системы денежных переводов в/из РК.

По данным Национального банка, в 2005 году из Казахстана физические лица — резиденты и нерезиденты — перевели 1,158 млрд долл. Учитывая все перечисленные выше факторы, осторожная предварительная оценка объемов ежегодных переводов трудовых мигрантов в 2004—2005 годах — до 1,0 млрд долл.

Как было указано выше, значительное число мигрантов прибывает в Казахстан из Кыргызстана, где пока не налажена статистика денежных переводов, однако, уже по первым оценкам (2003 г.), они превысили 120 млн долл.14 Член парламента КР К. Исабеков, посетивший города России, где работают многие его земляки, считает, что кыргызский рабочий посылает семье в среднем около 100 долл. в месяц, а некоторые — больше. Это весьма значительные суммы, если учитывать, что среднемесячная зарплата в республике — около 50 долл., а в сельской местности еще меньше. Таким образом, по мнению К. Исабекова, общая сумма переводов из России, Казахстана и других стран может составлять 384—420 млн долл. в год. Согласно же опубликованным данным, только по международной системе «Вестерн Юнион» в 2004 году из России в КР переведено 160 млн долл., за 6 месяцев 2005-го —124 млн долл., и можно предположить, что за 2005 год эта сумма составила около 200 млн долл., что приблизительно равно годовому государственному бюджету Кыргызстана. Через систему российских банков ЮНИСТРИМ в 2004 году переведено 4 млн долл., в 2005-м —100 млн долл.15 С 2001 по 2004 год объемы переводов в Кыргызстан увеличились более чем в четыре раза.

14 См.: Слово Кыргызстана, 27 января 2004.

15 [http://www.kabar.kg], 14 февраля 2006.

По данным Национального банка РК, в 2004 году резиденты и нерезиденты отправили из Казахстана в Кыргызстан 774 тыс. долл. Однако, по данным полевого исследования автора, даже малоквалифицированные рабочие из КР зарабатывают за сезон в табачных хозяйствах по 0,8—1,5 тыс. долл. и более. При этом большинство мигрантов передают заработанные деньги по неофициальным каналам, то есть привозят их сами или используя знакомых, родственников, проводников.

В целом, исходя из данных о переводах по официальным каналам и объемов средств, доставленных неофициальным путем, можно сказать, что в 2005 году мигранты отправили в Кыргызстан не менее 500 млн долл. Для сравнения: в 2004—2005 годах ВВП страны составлял около 2,0 млрд долл. Таким образом, денежные переводы мигрантов могут составить около 25% ВВП Кыргызстана. Динамика роста денежных переводов в республику в последние годы значительно превышает динамику ежегодных прямых зарубежных инвестиций и официальной международной помощи для развития (см. график 2).

График 2

Динамика ВВП, прямых иностранных инвестиций и денежных переводов в Республике Кыргызстан в 1999—2005 годах (в % к предыдущему году)

Гг

Валовой внутренний продукт Прямые иностранные инвестиции Денежные переводы

По данным Национального банка Таджикистана, в 2001 году денежные переводы в республику составили 300 тыс. долл. Снижение процентной ставки за эту услугу с 30% до 2—3% в 2003 году способствовало увеличению объема денежных переводов с 78,3 млн долл. (в 2002 г.) до 256 млн долл. (в 2003-м). А в целом поступления от мигрантов за 2002 год эксперты оценивали в 200—230 млн долл., что включает денежные переводы, самостоятельный привоз валюты и товаров, главным образом дорогостоящей бытовой техники, одежды и т.д. К тому же значительные суммы поступают в страну по неофициальным каналам. Согласно данным исследования 2003 года, 83,6% трудовых мигрантов направляли деньги своим семьям следующим образом: через банковскую систему — 54,8%, с родственниками и знакомыми — 33,2%, пользовались «перекидкой» — 5,2%, остальные везли их сами.

Согласно данным Государственного комитета статистики РТ, в 2003 году среднемесячная номинальная заработная плата работников предприятий и организаций в республике составляла 44,61 сомони (5,4 долл.; 1 долл. = 2,9 сомони), при этом в промышленности — 114,66 сомони, в сельском хозяйстве — 27 сомони, а ВВП страны, по официальным данным, был равен 3 205 млн сомони (1,105 млрд долл.)16. Таким образом, в 2003 году объем денежных переводов, присланных в РТ только по официальным каналам, составил 23,2% ВВП. По данным Национального банка, в 2004 году в Таджикистан перевели 260 млн долл. Если использовать оценку ООН, согласно которой доля неофициальных переводов в мире превышает 40% от всего объема средств, пересылаемых мигрантами, и учитывать результаты опросов, свидетельствующие, что свыше 50% таджикских мигрантов пользуются услугами банков, можно предположить, что реальная доля денежных переводов в ВВП республики значительно превышает официальные оценки. Однако эти данные нуждаются в тщательной проверке, то есть в дальнейших исследованиях.

По мнению экспертов, в целом очень трудно оценить объемы денежных переводов в Узбекистан. Согласно оценке, в 2003 году доходы от миграции, включая переводы, самостоятельный ввоз денег и товаров, составили не менее 400 млн долл.17

По итогам социологического исследования, проведенного российскими специалистами в Москве в 2001—2002 годах, трудовые мигранты из стран СНГ, работающие в столице РФ, ежемесячно посылали, как правило, от 50 до 150 долл. При этом приехавший из Узбекистана — в среднем 62 долл., из Таджикистана —50 долл. А за период последнего пребывания в России мигрант из Узбекистана послал на родину 682 долл., из Таджикистана — 803 долл. Для сравнения: мигрант из Грузии — 2 731 долл., из Украины —

1 423 долл., из Молдовы — 1 403 долл.18

Согласно исследованию, проведенному на юге Казахстана в 2004 году, заработок узбекских трудовых мигрантов в РК тогда составлял в среднем 152 долл. в месяц, но при этом строители получали 202 долл., а сельскохозяйственные рабочие — около 82 долл., что даже во втором случае гораздо выше официального минимума в Узбекистане — 7 400 сумов (7 долл.).

5. Роль денежных переводов в повышении уровня жизни мигрантских домохозяйств

Результаты отдельных социологических исследований, проведенных в странах ЦА в 2000-х годах, свидетельствуют о большой роли заработков мигрантов в жизни их домохозяйств.

В 1990-х годах, когда Казахстан был посылающей мигрантов страной, заработки выехавших на работу («миградоллары») позволили их оставшимся на родине семьям не только решить материальные проблемы, но и обеспечить более высокое качество жизни, особенно в сфере медицинских услуг, образования, рекреации. По данным социологического исследования автора, 56% респондентов Алматы и 66,5% Карагандинской области отметили, что эти заработки способствовали улучшению материального положения большей части их домохозяйств, соответственно 57% и около 45% регулярно или эпизо-

16 См.: Труд и занятость в Республике Таджикистан. Государственный комитет по статистике Республики Таджикистан. Душанбе, 2004. С. 69.

17 См.: Узбекистан: проблемы трудовой миграции и возможные подходы к формированию политики. Аналитический документ. Ташкент, 2004. С. 31.

18 См.: Тюрюканова Е. Мигранты на неформальном рынке труда в Москве. В кн.: Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования) / Междунар. орг. по миграции (МОМ), Бюро МОМ в России. М.: Гендальф, 2004. С. 187.

дически помогали своим родственникам, при этом около 10% всех респондентов практически их содержали. Кроме того, 16,0% опрашиваемых в Алматы и 14,5% — в Карагандинской области за счет работы на выезде открыли свое дело, помогли это сделать детям или другим родственникам.

В первой половине 2000-х годов Казахстан трансформировался в принимающую страну. Результаты опроса трудовых иммигрантов из республик региона показали, что «миградоллары», заработанные в РК, идут в основном на питание (таковых было 55,7% опрошенных) и на приобретение новой одежды (47,2%). А 30,3% респондентов считают, что эти средства позволяют им лишь обеспечивать себя самым необходимым, 22,5% — оплачивать лечение и покупать лекарства, 25,5% — помогать материально родителям и детям (см. диаграмму 2).

В этом контексте необходимо учитывать страновую специфику. Например, более бедные мигранты из Узбекистана и Кыргызстана тратят заработанные деньги в основ-

Диаграмма 2

Как мигрантские заработки используют в домохозяйствах стран исхода: Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане (2005 г.)

Гг-

70.0

60.0

50.0

40.0

30.0

20.0 10,0

0

63,3

I

54,1

7,1’ ИСК

41,2 40,9

35,3

10,2

■ 8,7-------------—

■ 5,9 5,9 7,1

І «.“Кім

5,9 1,6 1,0

5,5

7,1

3,1

Ф Ф .0 5

5 £ ф [5

2 С

Ф

о

2

>

со

о

X

.0

I-

сч

с

и ю о

я «

5 І

о Ф

а 7

З £

8 *

і_ оо (0 5

Е 7

> СЧ

о с с о

0^2

^>ф

«хі-

Ф5о

2 •г ф

п *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|

л

Е

о

о

а

И

а ф (0 ^ “ * * сч

П‘

і 4

Л

X

ф

Е

та

а

ю

о

а

л

е

5

Ю

О

г

о

н

со

та

5

Н

О

ф

а

ю

о

5

а

5 > Н * и 5 Ф X

а х ю ф О н 5 ? с* с ш

о

н

л

ю

о

а

£2

ф

Е

л

ф

Ф Ф

3 §

г £

7 5 > X

Ю X О Ф

4 ь

5 I-СЧ Е с О

л

Е

ф

ю

ф

г

2

>

ш

о

X

5

Н

О

ф

а

ю

о

5

а

>

ш

о

а

о

*

5

Е

5

С

>

з §

X ф

и *

* £ 5 О

3 Е

Ф С

а х

° 5

5 ^

4 > > X

® 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X °

та

н

ф

со

I-

о

н

ф

X

Узбекистан

Кыргызстан

Таджикистан

ном на первоочередные повседневные нужды: питание, соответственно 56,7% и 63,3%, и на покупку одежды — 46,5% и 54,1%. Мигранты из Таджикистана, уже много лет работающие в РК (согласно исследованию, 71% опрошенных выезжают на заработки более пяти лет), делают переводы для оказания материальной помощи родственникам (47,1%), на оплату лечения (35,3%) и на приобретение более дорогостоящих товаров.

В целом благодаря эмиграции граждан КР руководство страны частично решает проблему избытка трудовых ресурсов, смягчения безработицы, особенно на юге республики (Ошская и Джалал-Абадская области), откуда в основном выезжают мигранты. Их денежные переводы повышают уровень жизни оставшихся дома семей, способствуют накоплению стартового капитала для начала собственного бизнеса, повышению квалификации, то есть формированию новых навыков работы в рыночных условиях, которые могут быть использованы после возвращения на родину.

По данным исследования, проведенного в Кыргызстане, собственники 111 фирм, прежде были трудовыми мигрантами, благодаря чему накопили первоначальный капитал и создали свыше 3,7 тыс. рабочих мест, то есть в среднем по 33 на одну фирму19.

По данным исследования (2004 г.) трудовой миграции граждан Узбекистана в южном Казахстане, 75,8% респондентов отметили, что, до того как они уехали на заработки, их доходы были недостаточными для приобретения товаров первой необходимости, даже для нормального питания. Но когда они начали работать на выезде, их расходы на питание увеличились, появилась возможность покупать товары повседневного обихода, 17,8% могут позволить себе делать дорогостоящие покупки, 4,9% — откладывать деньги на приобретения автомобиля или отдельного жилья. Таким образом, трудовые миграции в Узбекистане играют положительную стабилизирующую роль, смягчая напряженную обстановку на местных рынках труда. Однако разрешение проблем предупреждения массовой трудовой эмиграции лежит в создании рабочих мест, развитии малого и среднего бизнеса в самой республике.

Вместе с тем такая миграция имеет и отрицательные последствия для стран приема и стран исхода. Например, работодателям в Казахстане выгодно использовать дешевую рабочую силу, не требующую социальных издержек, а самим этим мигрантам даже небольшие заработки позволяют поддерживать приемлемый уровень жизни в странах исхода. Однако неуплата налогов в бюджет РК (если учитывать всю численность трудящихся-миг-рантов, то это значительные отчисления), наносит экономический ущерб на макроуровне, так как капиталы и рабочие руки «перетекают» в сферу неформальной экономики. В трудовых миграциях сохраняется и криминальная составляющая: по экспертным оценкам, около 10% доходов от выездной деятельности в Таджикистане идет в наркобизнес.

«Утечка умов» всегда имеет негативные средне- и долгосрочные последствия для национальных экономик посылающих стран. Они же испытывают негативные демографические последствия в связи с тем, что в период выезда на заработки мужчины-мигранты надолго покидают семьи.

6. Денежные переводы в республиках региона: глобализация или «глокализация»?

Сам феномен международных трудовых миграций и увеличение денежных переводов мигрантов — глобализационный тренд. Одновременно мы наблюдаем процесс

19 См.: Максакова Л.П., Элебаева А. Выездные заработки как источник развития бизнеса и предпринимательства: пример Кыргызстана и Узбекистана. В кн.: Трудовая миграция и защита прав гастарбайтеров. Практика посткоммунистических стран / Ответ. ред. Ж.А. Зайончковская. Кишинев, 2003. С. 93.

«глокализации». Этот термин, предложенный английским социологом Р. Робертсоном, обозначает феномен неразрывности и взаимодополняемости внешне противоречивых процессов глобализации и локализации20. В 1990 году данную проблему обсуждали на Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде, где была подчеркнута необходимость при рассмотрении глобальных процессов учитывать органическую связь между локальным и глобальным.

Наглядный пример «глокализации» — республики Центральной Азии. С одной стороны, в государствах региона ускоряется проникновение капитала, технологий, услуг и товаров в их самые отдаленные уголки; с другой — увеличивается эмиграция рабочей силы, что, в свою очередь, стимулирует распространение системы коммуникаций, включая Интернет. Развитие международной электронной системы переводов позволяет этим мигрантам оказывать материальную помощь оставшимся домам семьям.

В самых бедных домохозяйствах стран ЦА «миградоллары» используют на покупку продуктов, одежды, лекарств, для материальной помощи родителям или детям и на удовлетворение других повседневных нужд. Переводы помогают накопить деньги на свадьбу, так как в сельской местности она нередко обходится родителям молодых в несколько годовых зарплат: по традиции на свадьбу дарят не только дорогие подарки, но приглашают всех родственников и соседей из села (аула, кишлака).

Если же мигранту удается накопить более крупные суммы, то он использует их на ремонт или покупку дома, квартиры, оплату обучения в вузе, колледже, школе. Однако доля таких инвестиций очень мала (см. диаграмму 2). Больше всего респонденты материально помогают своим родственникам на родине. В их числе из Таджикистана — 47,1%, из Кыргызстана —15,3%, из Узбекистана —14,2%.

Эти данные коррелируют с результатами исследования, проведенного в 2002— 2003 годах в РТ. Значительная часть денежных переводов в республику идет на помощь родственникам — им постоянно помогают 25,8% опрошенных, периодически — 46,3%. По мнению экспертов, нынешний характер трудовой миграции вписывается в родовые и семейные структуры таджикского общества: уехавшие на заработки оказывают помощь нескольким родственным домохозяйствам. Трудовые миграции стали «стратегией выживания» и сыграли стабилизирующую роль для страны. Как следствие долгого отсутствия мужчины — главы домохозяйства — в семейной экономике увеличивается роль женщин.

Изменение гендерных ролей при вовлечении женщин в трудовые миграции характерно для Узбекистана. По данным исследования, в 1999 году менее 2% женщин-трудо-вых мигрантов республики считали себя главами семейств, а в 2004-м уже 57,6% говорили о том, что именно они «кормят своих родственников», поэтому считаются главными в семьях.

В ы в о д ы и п р е д л о ж е н и я

В некоторых республиках Центральной Азии денежные переводы составляют значительную часть (25% и выше) их ВВП и, по некоторым оценкам, в последние годы превышают ежегодные объемы официальной международной помощи, выделяемой им на развитие, и зарубежные инвестиции.

Денежные переводы — серьезный фактор снижения бедности в странах исхода, особенно в Кыргызстане и Таджикистане, где, по данным ПРООН, в начале 2000-х годов

20 [http://www.idelo.ru/347/15.html].

бедные составляли соответственно 44,4% и 60% всего населения, то есть эти деньги играют положительную социально-политическую роль, способствуя укреплению стабильности в государствах ЦА и регионе в целом.

Исследование автора показало, что пока в республиках Центральной Азии трудовая миграция и мигрантские заработки — преимущественно стратегия выживания, а не развития. Но большинство трудовых мигрантов планируют продолжить такую деятельность, а значит, и суммы их денежных переводов будут расти. Поэтому необходимо более глубоко исследовать роль и разрабатывать программы эффективного использования денежных переводов в целях развития. Но в РК пока нет государственных программ по их оптимальному использованию, например для развития малого бизнеса, так как наша республика — принимающая страна и деньги переводят из Казахстана, а не в Казахстан.

Однако это не снижает роли трудовой деятельности мигрантов как для страны приема, так и стран исхода. В принимающей стране целесообразно изучать их вклад и создавать эконометрические модели оценки экономической эффективности. Это важно для понимания роли миграций и может быть компонентом программ развития бизнеса в самой РК, формирования толерантного отношения к иммигрантам.

Современные уровень банковских услуг в сфере денежных переводов — в первую очередь снижение тарифов, скорость соответствующих операций, возможность организовать этот процесс без открытия банковского счета, увеличение пунктов обслуживания — повысили доверие трудовых мигрантов к подобным услугам. Это способствует уменьшению «теневых» денежных потоков, увеличению транспарентности сектора банковских услуг.

В РК пока данным способом пользуется незначительное количество трудовых мигрантов, поскольку основная их часть — малоквалифицированные рабочие с общим средним или неполным средним образованием, которые никогда не обращались к услугам коммерческих банков. Поэтому необходимо совершенствовать системы переводов: увеличивать число пунктов переводов, удешевлять тарифы, проводить среди мигрантов и населения в целом соответствующую информационную работу, в том числе путем широкомасштабных рекламных кампаний.

Поскольку переводы составляют значительную долю ВВП, руководители стран исхода должны регулировать трудовые миграции, в частности разрабатывать систему эффективного использования денежных переводов в целях развития: поощрять инвестиции мигрантов в бизнес, выдавать кредиты на создание производства, предоставлять более низкие проценты для внедрения социальных и экономических проектов в местных сообществах. Одной из мер стимулирования инвестиций для целей развития могла бы стать организация перевода не наличными деньгами, а на банковский счет мигранта и поощрение взносов на медицинское страхование, образование, ипотеку и т.д.21

В 2005 году Международная организация по миграции (МОМ) совместно с ПРООН начала в Таджикистане пилотную программу по использованию денежных переводов в целях развития не только отдельных домохозяйств, но и сообществ. МОМ софинансиру-ет проекты по вложению этих средств в ремонт школ и мостов, строительство телефонной станции. Но, по нашему мнению, наиболее эффективными были бы программы, стимулирующие инвестиции в местный бизнес, над чем в республиках ЦА должны работать уполномоченные на то органы.

21 См.: World Migration 2005. Costs and Benefits... С. 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.