Научная статья на тему '2007. 04. 008-009. Принципы исламской экономики. 2007. 04. 008. Metwally M. M. economic consequences of applying Islamic principles in Muslim societies // J. of Islamic banking A. Finance. - Karachi, 2006. - Vol. 23, n 2. - P. 11-33. 2007. 04. 009. Billah M. M. Shariah model of on-line financial services // Ibid. - P. 34-54'

2007. 04. 008-009. Принципы исламской экономики. 2007. 04. 008. Metwally M. M. economic consequences of applying Islamic principles in Muslim societies // J. of Islamic banking A. Finance. - Karachi, 2006. - Vol. 23, n 2. - P. 11-33. 2007. 04. 009. Billah M. M. Shariah model of on-line financial services // Ibid. - P. 34-54 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ ИСЛАМСКИЕ / ИСЛАМ СНГ И ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 04. 008-009. Принципы исламской экономики. 2007. 04. 008. Metwally M. M. economic consequences of applying Islamic principles in Muslim societies // J. of Islamic banking A. Finance. - Karachi, 2006. - Vol. 23, n 2. - P. 11-33. 2007. 04. 009. Billah M. M. Shariah model of on-line financial services // Ibid. - P. 34-54»

2007.04.008-009. ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ.

2007.04.008. METWALLY M.M. Economie conséquences of applying Islamic principles in Muslim societies // J. of Islamic banking a. finance. -Karachi, 2006. - Vol. 23, N 2. - P. 11-33.

2007.04.009. BILLAH M.M. Shariah model of on-line financial services // Ibid. - P. 34-54.

М.М. Метвалли (университет Воллонгон, Австралия) (008) напоминает, что в мире более миллиарда мусульман, во многих странах они составляют до 90% населения, в других - половину, и даже в тех, где они в меньшинстве, как в Индии, на Филиппинах, в Великобритании или в странах СНГ, их численность достигает миллионов человек. Они соблюдают мусульманское учение с разной степенью строгости. «Однако в настоящее время нет ни одного мусульманского общества, где господствовала бы истинно мусульманская экономика, то есть такая, которая строго следует всем исламским предписаниям, и они поддерживаются гражданскими законами» (008, с. 11). Но ряд стран (например, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия) стремятся исполнять исламские законы в формировании образа жизни, включая экономическое поведение.

Мусульмане рассматривают различные производственные ресурсы как дары Бога для справедливого использования и приумножения в целях всеобщего благополучия и благоденствия. Такова основная идея собственности в виде богатства или средств производства. При этом интересам общества отдается предпочтение перед личными интересами. Этот принцип - хотя и очень трудно применимый - противостоит принципу собственнического интереса, который является краеугольным камнем свободной рыночной экономики.

Ислам признаёт частную собственность, но это право не является абсолютным и безусловным: во-первых, это предмет интереса сообщества, во-вторых, ислам полностью запрещает получать доход от производства или продажи алкоголя, свинины, от ростовщичества, азартных игр, чёрного рынка, споров, обмана и опасного для людей бизнеса. Также не разрешается любая форма накопительства. Согласно исламу, собственно дух товара, услуг или факторов производства - это сотрудничество, оно возможно при совместной организации производства, закупок или продаж и при других операциях.

Роль собственности в исламе уникальна. Производительный капитал обязан приумножать объём национального производства и поднимать уровень жизни народа. Наряду с распределительной природой исламских законов о наследовании ислам приводит в действие механизм постоянной благотворительности. «Таким образом, ислам препятствует накоплению богатства и его концентрации в руках немногих» (008, с. 13). Некоторые считают, однако, что это правило может иметь вредное влияние на желание работать и сберегать.

В то же время ислам утверждает общественную собственность. «Дух принципов Пророка требует, чтобы все добывающие производства, относящиеся к воде, сырью и даже к продовольствию, рассматривались как государственные предприятия. Также все виды топлива для бытовых или промышленных целей по закону не могут оставаться в руках частных предпринимателей» (008, с. 14). Результатом этого правила является большой государственный сектор во всех странах Персидского залива.

Каждый мусульманин обязан отдавать определенную долю своего богатства бедным и нуждающимся в форме религиозного налога - закят (буквально - очищение). Это краеугольный камень финансовой структуры в исламской экономике, одно из фундаментальных положений ислама. Его размеры точно не обозначены, в наше время он равен 2,5% (1/40) всех бездействующих активов, включая наличные на руках, бездействующие депозиты в банках, золото, серебро и драгоценности и 10% чистых доходов от инвестиций. Обозначен и минимум, освобожденный от обложения (008, с. 14-15). Закят не уплачивается с жилых домов, носильного платья, домашней утвари, верховых животных, действующего оружия, продовольствия, предметов украшения, орудий и механизмов производства, животных, используемых в сельском хозяйстве. Многие мусульмане утверждают, что закят - это единственное легитимное обязательство, которое может налагать мусульманское правительство. Это ошибочное утверждение, так как закят должен быть дополнен гражданскими законами.

Ислам запрещает всякие виды спекуляции, например, накопление запасов зерна в период его нехватки, завышение цены, закупку урожая на корню, то есть того, чего еще нет. Ислам запрещает уплату процента на все виды займов, ростовщичество называется «риба». Распространенная ошибка, особенно в запад-

ных представлениях, что ислам запрещает ростовщичество, т.е. чрезмерный процент, но не сам процент - средний или небольшой. На самом деле запрещается процент вообще, на все виды займов и на все дела, связанные с процентом. В то же время беспроцент-ность исламской экономики поднимает ряд вопросов, в частности, о цене при разделе ликвидности, о характере рынка, о возможностях денежного равновесия спроса и предложения, о банковском финансировании непроизводственных проектов.

Исламское учение содержит ряд серьезных положений по поводу потребительского равновесия, согласно которым мусульманский потребитель не получает удовлетворения от простого потребления и обладания продуктом, оно должно быть функцией «добрых дел», главным образом благотворительности. Расходы на благотворительность могут осуществляться в форме прямых платежей бедным и нуждающимся, или взносов на строительство больниц и школ для бедных, или мечетей с целью распространения исламского учения. Мусульманину запрещено употребление определенных продуктов (алкоголь, свинина) и некоторые виды деятельности (например, азартные игры).

Исламский предприниматель, согласно учению, должен заниматься бизнесом не с личной целью, а выполняя обязательства перед Богом. Целью исламского предприятия является не накопление богатства и максимизация прибыли, а скорее достижение «разумного» или «справедливого» ее уровня, чтобы делать добро во имя Бога. В частности, добрым делом может быть увеличение числа занятых в случае безработицы. Поскольку займы под процент в исламе запрещены, альтернативой реальным инвестициям становится держание бездействующих фондов. Закят с них тоже взимается, и это должно поощрять направление сбережений в реальные инвестиции.

Опыт беспроцентных банков уже существует и постоянно модифицируется в соответствии с потребностями совершенствующегося бизнеса. Основной механизм деятельности беспроцентного банковского института - раздел прибылей и убытков. В этом случае и кредитор, и заемщик разделяют риски, оба в выигрыше или оба несут убытки. Первый такой банк - Dubai Islamic Bank - был основан в ОАЭ в 1973 г. с капиталом в 14 млн. долл. За ним последовал Исламский банк развития в Джидде (Саудовская Аравия) в

1975 г. Сейчас действует около 100 беспроцентных банков в 45 странах. Пока еще немного людей обращается к услугам беспроцентных банков, однако началось проникновение таких институтов в Европу. Первый косвенный контакт большинства западных бизнесменов с такими банками происходит в ходе импортно-экспортных операций, и западным предпринимателям - экспортерам и импортерам - важно иметь некоторое понимание исламских банковских методов.

Инструменты беспроцентных банков совершенно отличны от инструментов традиционных банков. Наиболее важные из них:

- партнерство (мушарака): банк и возможный потребитель договариваются о партнерстве для осуществления определенных операций в определенное время; обе стороны вносят капитал в проект и соглашаются разделить доход в определенных пропорциях;

- заем без участия в управлении (мудараба): банк предоставляет взаймы весь капитал, а клиент полностью ответствен за управление; партнеры получают согласованную долю прибыли, а в случае потерь при условии нормальной предпринимательской деятельности все убытки несет банк;

- контракт на перепродажу (мурабаха): банк по просьбе клиента закупает какой-либо товар и перепродает его клиенту по цене, которая покрывает покупную цену товара плюс доход банка, согласованный обеими сторонами;

- товарный заем (кард хассан): заемщик обязуется возвратить кредитору заем и по своему усмотрению заплатить кредитору какую-либо сумму сверх занятой;

- аренда физического капитала/оборудования: банк закупает оборудование и сдает его в аренду клиенту, который ежегодно выплачивает арендную плату и в конечном итоге становится собственником оборудования;

- такафул: взаимная поддержка, основанная на концепции солидарности мусульман, альтернатива западному страхованию; участники вносят средства в фонд такафул, управляемый исламским банком, который действует как управляющая компания -принимает участников, собирает взносы, обеспечивает управленческие услуги, инвестирует средства в исламские проекты и выплачивает доходы;

- продажа после доставки (бай салам): банк закупает определенные товары и оплачивает сразу их стоимость и цену доставки, а затем продает их по цене товара, а оплата доставки откладывается на определенный срок. Большинство, если не все исламские банки, предпочитает метод мурабаха, поскольку здесь нет элементов риба. В действительности исламские банки не так беспроцентны, как они заявляют, поскольку часто вкладывают свои депозиты в бонды и другие процентные инструменты.

Применение исламских принципов в мусульманском обществе будет иметь далеко идущие последствия для развития экономики. Традиционные инструменты экономического анализа (классические, кейнсианские, неоклассические) не подходят для их изучения. Эти инструменты предполагают, что исламские общества должны столкнуться со многими проблемами, если примут полностью исламские принципы беспроцентности, закята, запрета всех форм спекуляции и другие. В то же время традиционные методы анализа оставляют без ответа много вопросов.

С другой стороны, первые шаги на пути применения исламских принципов экономики, а именно создание исламских банков и сбор закята не принесли больших успехов. Исламские банки не доказали, что они «беспроцентны» в полном смысле этого слова; за-кят не был подкреплен гражданским законом ни в одном мусульманском обществе; поведение различных экономических единиц в обществах, которые заявляют о приверженности исламским принципам, не представляется реально опирающимся на исламские ценности.

Это не означает, что исламские принципы не применяются в современной экономике; чтоб понять их применение полностью, необходимы новые инструменты анализа, способные иметь дело с этой особой социальной базой.

М.М. Билла (университет Камден, Австралия) (009) пишет, что Интернет прямо или косвенно изменил нашу жизнь. Для корпораций и бизнеса Интернет стал инструментом, а не только средством информации и рекламы их товаров и услуг. В частности, такие банковские услуги, как оплата счетов, заклад, займы, страхование осуществляются в режиме on-line. Например, Ambank Group, прежде известный как Arab Ma^sian Banking Group, пока-

зывает, как в ХХ1 в. можно применять исламское учение в мире бизнеса, предоставляя финансовые услуги в режиме on-line.

«Ввиду универсальности ислама во времени и пространстве его экономическая система должна быть гибкой. Она должна учитывать различия социально-политических факторов в разных мусульманских странах» (009, с. 35). Основные элементы исламской экономической системы установлены Кораном и сунной. Ученые мусульманских стран и опыт 14 столетий дают важное руководство, однако к нему надо относиться со вниманием и проявлять большую гибкость, учитывая огромные изменения в организации обществ за эти столетия. Мусульманские общества могут быть по преимуществу городскими или сельскими, самодостаточными или нет, с собственным производством средств существования или узкоспециализированной экономикой, недонаселенными или перенаселенными и т.д. Тип организации может быть отличным в отдельных чертах, но должен сохранять исламский характер.

Исламская экономическая система совершенна, иногда она лежит между капиталистической системой и коммунистически-социалистической. Хотя она делает упор на общественную ответственность, экономическую честность и справедливость, подобно коммунистически-социалистической экономической системе, она также признает индивидуальную потребность в богатстве и процветании, главной цели конвенционально-капиталистической системы. Вот почему ислам позволяет своим последователям стремиться к процветанию и богатству в этом мире и в то же время требует от них отдавать часть своего богатства сообществу, прежде всего бедным и нуждающимся, в виде закята.

Коран признает право каждого человека в любое время осуществлять торговлю или другую законную деятельность при соблюдении правил шариата; собственность сопровождается религиозными обязательствами, при этом запрещается любое незаконное посягательство на собственность другого человека. Собственник может использовать, продать или обменять свою собственность на другую; дозволены и внешняя, и внутренняя торговля и конкуренция, которая определяется естественным законом соотношения спроса и предложения. Ислам поощряет собственника инвестировать свой капитал и получать прибыль от законного бизнеса. Все операции должны осуществляться при обоюдном согласии.

Коран требует соблюдения справедливости и равенства при ведении дела, в нем содержатся предписания и правила защиты для договаривающихся сторон. В числе предписаний - выполнение обещаний, договоров и контрактов; точность мер и весов, правдивость и искренность, прямота и проверка. В правилах защиты -подписание контракта; участие свидетелей (двух взрослых мужчин или одного мужчины и двух женщин); залог в случае выдачи кредита; принцип индивидуальной ответственности. Запрещаются операции, приводящие к судебным спорам, зависящие от случая и спекуляции, несправедливого потребления. Есть ряд запрещенных занятий, три главных запрета - риба, обман и мошенничество. Риба -это плата за кредит, она прямо противоречит духу ислама и является грехом. Обман и мошенничество, согласно Корану, заслуживают тяжелейшего наказания в аду.

С точки зрения риба для исламских банков проблемными являются сберегательные депозиты и займы, поскольку они подвержены проценту. Если вкладчик отказывается от процента из религиозных соображений, то эта деятельность банка свободна от риба. Но, с другой стороны, банк имеет дело с заемщиком, а также несет расходы на сбор и выдачу фондов, ведение счетов, администрацию, обеспечение безопасности и т.д. «Если одни компоненты деятельности банка свободны от риба, то в других мы видим процент, свободный от риба» (009, с. 44). Он может содержать шесть компонентов: процент, выплачиваемый вкладчику, стоимость услуг, накладные расходы, премию за риск, прибыль и компенсацию за инфляцию. Здесь только первый компонент подпадает под определение риба, и исламский банк не может выплачивать процент вкладчику.

Деятельность исламских банков во всех странах будет встречать много трудностей, с которыми уже сейчас сталкиваются исламские банки в операциях международного бизнеса. Инвестиции on-line - это новая схема бизнеса, которая предоставляет легкую возможность зарабатывать деньги людям, находящимся в разных географических точках и не знающих друг друга. Эта форма инвестиций уже очень широко распространена в развитых странах. Исламские инвестиции - это объединенный пул для вложения свободных денег с целью получения разрешенной прибыли в строгом соответствии с предписаниями шариата. Документ об инвестициях

не должен фиксировать доход на вложенный капитал, а только пропорциональную долю реально полученной прибыли или пропорциональную долю убытков. Средства могут быть вложены только в деятельность, разрешенную шариатом.

Исламский фонд может быть акционерным или смешанным, то есть содержать разные виды инвестиций - акционерные, товарные, лизинговые и другие. Мушарака и мудараба - наиболее распространенные совместные предприятия, где партнеры участвуют в бизнесе с начала до конца и делят прибыль и убытки в соответствии с долей финансирования. Мушарака - вид финансирования, особенно подходящий для крупных инвестиций, которые не могут быть обеспечены небольшим числом участников. В случае on-line каждый участник получает сертификат мушарака, подтверждающий долю его пропорциональной собственности в общих активах. Этот сертификат может быть товарным инструментом и куплен и продан на вторичном рынке. Однако торговля этими сертификатами не разрешается до тех пор, пока все активы мушарака еще находятся в ликвидной форме.

Рынок акционерных фондов исламских инвестиций - один из наиболее быстро растущих секторов в исламской финансовой системе. Сейчас в мире существует приблизительно 100 исламских акционерных фондов, общие активы, управляемые ими, превышают 5 млрд. долл. и растут ежегодно на 12-15%. Ожидается, что число фондов будет расти. Некоторые крупные западные банки проявляют к ним интерес. В то же время закрылось довольно много фондов из-за того, что они делали акцент на продукт, а не на потребности инвесторов, и устанавливали высокий уровень минимальных инвестиций - от 50 тыс. до 1 млн. долл. (009, с. 50).

Исламские акционерные фонды действуют с начала 90-х годов, в настоящее время рассчитывается индекс Доу-Джонса исламского рынка, оказываются многочисленные услуги on-line на принципах шариата. Исламские фонды действуют чаще в странах Ближнего Востока, Персидского залива, в Малайзии. В действительности при оказании услуг on-line они еще опираются на обычные (off-line) услуги, применяющие правила и регулирования шариата. Перед высшим руководством этих финансовых институтов стоит очень важный вопрос, как приспособить систему, которая базировалась на физической деятельности банка, к киберпростран-

ству. Это вопросы, как внушить уверенность вкладчику, как управлять депозитами и фондами в соответствии с правилами шариата в киберпространстве и как применять эти принципы там, где соглашение физически не существует. Это вопрос времени, и новый финансовый механизм заменит нынешнюю систему.

С.М. Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.