Научная статья на тему '2005. 03. 004-005. Исламская финансовая система'

2005. 03. 004-005. Исламская финансовая система Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ ИСЛАМСКИЕ СТРАНЫ / ИСЛАМ И ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 004-005. Исламская финансовая система»

2005.03.004-005. ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.

2005.03.004. HAIRETDINOV R. Islamic finance // J. of Islamic banking and finance. - Karachi, 2004. - Vol. 21, N 2. - P. 7-23.

2005.03.005. SHAHUL HAMEED BIN H. M. From conventional accounting to Islamic accounting // Ibid. - P. 24-57.

Р.Хайретдинов (004) указывает, что главное отличие конвенциональной экономической системы от исламской в том, что последняя ставит определенные социальные цели и при этом гарантирует свободное предпринимательство и торговлю, а «конвен-циональный банкир не связан моральными соображениями относительного венчурного бизнеса, для которого заняты деньги» (004, с. 7).

Справедливость - центральное положение для исламского жизненного пути. По исламским понятиям, человек живет не только для себя, но и для блага общества в целом. В исламской экономической парадигме действуют три принципа: 1) человек - должен работать, чтобы получить свою долю даров земли, которой Бог наделил человечество; 2) он должен быть великодушен и использовать часть своего богатства к выгоде своих близких; 3) эти действия не должны быть во вред другим.

Исламский банкир несет гораздо большую ответственность, чем западный. Исламская финансовая система базируется на принципе равенства, в то время как конвенциональная система - на займе. Ислам не против получения денег, но запрещает получать деньги через несправедливую торговую практику и другую деятель-ность, социально вредную тем или другим образом. Более тысячи лет мусульманская экономика была свободна от рибы, т.е. ростов-щичества, но с увеличением западного влияния положение изменилось, ростовщичество глубоко укоренилось в обществе, экономика, основанная на проценте, стала считаться приемлемой. Попытки мусульманских государств запретить ростовщичество натолкнулись на множество препятствий.

В исламе деньги не ценятся сами по себе, поскольку реальный капитал существует только тогда, когда деньги наряду с другими ресурсами направляются в производительную деятельность. Такое узконаправленное использование денег приводит в действие фактор труда, включенный в процесс, выгодный для общества. Существует пять типов исламских финансовых инструментов: 1) требование денежных сумм для долговременных активов и соответствующих потоков наличными; 2) аренда с предсказуемым доходом и учетом векселей, передающая право на товары, а не на долг; 3) долгосрочные активы с

непредсказуемым доходом, с оценкой активов в конце согласованного срока (иджара, мудараба, мушарика); может исполь-зоваться на вторичном рынке, но без долгосрочного учета векселей; 4) ожидаемый доход от коммерческих операций, который оценивается через активы в конце согласованного периода (мурабаха, истизна и др.), может быть использован по его номинальной цене, объявляемой в конце каждого периода, но без учета векселей; 5) операции с драгоценными металлами или товарами, котирую-щимися на валюту, держатель может передавать активы, но не учитывать векселя.

Важную роль в экономике играют риски. Шариат признает следующие защитные меры: инвестирующая компания через своего банкира должна иметь приоритетное право на прибыль, разделенную по согласованным долям; прибыль должна быть выплачена из расчета месячной базы инвестирующей компании; окончательный расчет и урегулирование завершаются в конце срока, когда окончен подсчет прибылей и убытков. Чтобы избежать риска, создается фонд Такафул, в который инвестирующие компании выделяют часть своих средств, жертвуя 1% инвестируемой суммы в счет будущих прибылей; убытки возмещаются через фонд Такафул; баланс между инвесторами подводится в конце срока проекта.

Есть два фундаментальных принципа исламских финансов: прибыль возникает, когда «что-нибудь, имеющее полезность», продается или оставляется для использования; деньги не имеют присущей ценности и не могут сами по себе порождать прибыль, поэтому запрещена риба. На этих принципах шариата действуют различные виды контрактов: мушарака, мудараба, салам, истизна и др. Метод иджара используется для лизинга и означает сдачу в аренду. Есть два типа иджара - наем человека для услуг за зарплату и наем какого-либо актива за ренту. Эта вторая форма иджара обычно используется как форма инвестиций и как средство финансирования. Лизинг - это операция, во многом похожая на куплю-продажу: в обоих случаях актив передается другой стороне на ценовых условиях. Хотя лизинг не средство финансирования, финансовые институты - и исламские, и конвенциональные - используют его в таком качестве.

Наибольшие трудности, с которыми столкнулись исламские финансовые дома, - это отсутствие необходимой законодательной базы и инфраструктуры в банковском и инвестиционном деле. Современная банковская система базируется на принципе, что деньги должны

обращаться как любой другой фактор производства и должны давать прибыль. Банкам Пакистана законом была запрещена торговая или промышленная деятельность. Когда правительство Пакистана решило ввести банковскую систему, свободную от процента, этот запрет был отменен. В июне 1984 г. пакистанским банкам было разрешено иметь до 12 видов финансирования, из них только два были классифицированы как «финансирование путем займа» и разрешали заимствование без процента с надзором за реальными расходами. Все остальные виды деятельности были торговыми или инвестиционными моделями. Они включали покупки банками товаров и их продажу клиентам по повышенной цене (мурабиха). Другие виды финансирования - продажа в рассрочку, лизинг, мушарика или раздел-прибылей-и-убытков, равное участие, покупка доли и т.п. Поскольку мурабиха наиболее близка к заимствованию и не требует какой-либо экспертизы для покупки или продажи товаров, банкиры в основном использовали этот вид финансирования. В то же время банки не брали на себя роль торговцев, и мурабиха выродилась в займы по повышенной цене. Банки редко нанимали людей, знающих хотя бы основы торговли, и не обучали свой персонал этому делу, они даже не беспокоились, действительно ли их агенты покупали товары. Неспособность или нежелание банков и финансовых институтов сменить свои операции заимствования на торговые было серьезным препятствием для исламизации пакистанской экономики.

Упреки относятся не только к банкирам: вкладчики привыкли, что их деньги находятся в безопасности и еще приносят прибыль, и если банк реально рискнул торговать и понес небольшие убытки, вкладчики немедленно требовали назад свои деньги, и банк банкротился. Подобная психология вкладчиков была вторым препятствием для создания экономики, свободной от процента. Многие думали, что в нынешнем мире нет альтернативы проценту, некоторые под влиянием европейского образования считали, что процентное банковское дело не запрещено исламом или что новая система не отличается от существующей. Слабость системы без процента была в том, что люди не имели мотивации пожертвовать своими интересами только потому, что это угодно Аллаху. Большое препятствие для создания системы, свободной от процента, - это отсутствие собственной среды. Ничего нельзя сделать для создания надлежащего исламского климата правительственными или обще-ственными мерами. Усиление шариата, установление исламского

закона и укрепление принципа справедливости должно быть первой задачей исламского государства.

Очень важным для образования подходящей среды является свобода от инфляции, поскольку она «несправедлива и к народу, и к правительству» (под ее влиянием правительственный долг растет до неприемлемого уровня). Мушарика - наиболее желательная форма из исламских финансовых инструментов. Она предписывает, чтобы это было краткосрочное финансовое соглашение; все участвующие фонды, в том числе резервы и другие незаемные капиталы, включались в определение капитала, с которого рассчитывается прибыль; раздел прибыли осуществлялся путем переговоров по правилам, установленным Госбанком Пакистана; предполагаемая прибыль выплачивалась банку поквартально и исчислялась на базе действительных прибылей или убытков; был установлен резервный фонд, из которого осуществляются платежи банку; убытки были разделены пропорционально банковским инвестициям в общий капитал фирмы. Некоторые из этих правил подлежат критике, например, раздел прибыли не строго соответствует правилам шариата.

Мудараба - другая желательная форма исламского финансирования. Ее особенности в том, что: 1) ей могут соответствовать только зарегистрированные или созданные по соответствующим законам компании; 2) она может применяться для одной специ-альной цели или быть многоцелевой, может быть с фиксированным сроком или без его обозначения; 3) может использоваться на бирже; 4) каждая из форм мудараба является самостоятельным бизнесом, и ее деятельность должна удовлетворять требованиям шариата; 5) соответствие подобной деятельности требованиям шариата проверяет Религиозный совет.

Стратегия исламизации банковского дела предписывает, чтобы процесс управлялся базовым законодательством, охватывающим все элементы предложенных программ; законодательство должно дать определение риба и запретить связанные с ней операции; применение закона не должно иметь исключений и охватывать весь финансовый сектор, включая банковское дело, правительственные финансы и иностранные операции; нынешние финансовые отношения должны быть преобразованы в разрешенные исламом формы поэтапно по подходящей временной схеме; следует обеспечить конституцию совета шариата, который поможет Госбанку Пакистана сформулировать соответствующие финансовые инструменты.

М.И.Шахуль Хамид (005) утверждает, что исламская финан-совая отчетность (ФО) принимает в расчет социо-политико-природное окружение. Автор обосновывает необходимость ислам-ской ФО, ссылаясь на онтологию и эпистемологию исламского общества, которое имеет «целью справедливость, предписывает добро и отталкивает зло» (2, с. 46). Коран как жизненное руководство содержит непреложные законы и общие принципы. Пророк интерпретировал его принципы применительно к жизни, его поступки, высказывания и утверждения формируют хадисы или традиции и являются вторым источником закона ислама. Мусульманский закон, или шариат, - источник всех законов в исламском государстве, и ничто не может ему противоречить. Шариат осуществляется через применение аналогов, консенсуса, обычаев и соображений справедливости с точки зрения обще-ственного интереса, препятствуя злу.

Закон может удовлетворять требованиям различных сообществ в разных местах и в разные периоды, различие мнений и толкований привело к образованию по крайней мере четырех школ юрис-пруденции ислама. Мусульмане могут свободно выбирать одну из них без боязни быть отвергнутыми.

Колонизация привела в мусульманские страны финансовые институты, основанные на проценте, чуждые законы предпринимательства и расчетной практики и ограниченные возможности частной деятельности. Атрофия мусульманского закона не дала ему оживиться, когда «после усталости от социалистических и капиталистических экспериментов» началось исламское возрождение и мусульманским странам потребовалось исламское решение их проблем. Сейчас идет процесс исламизации знания, и ФО вовлечена в этот процесс. Мусульманские массы стремятся обратиться к исламским корням, чтобы разрешить свои проблемы.

Согласно шариату, движение к справедливости, благополучию -социальному и экономическому - и защита собственности являются целями исламской экономики, а следовательно, и ФО. Детальные разработки такого пути основываются на Коране и суннах. Например, сунна о том, что богатство должно широко циркулировать и не концентрироваться в руках немногих. Поэтому существует закят - 2,5%-ный религиозный налог, обязательный для всех мусульман, поступления от него должны распределяться между бедными и нуждающимися, инвалидами и странниками. Закят - это перераспределительный механизм,

сеть социальной безопасности для тех, кто неспособен работать, он распределяется государством и должен быть главным фокусом исламской ФО. Как добавление к закяту поощряется милосердие (инфак и садагах).

Процент полностью запрещен исламом. Это дает возможности роста исламскому банковскому делу, основанному на разделе прибылей и убытков. Положения Корана достаточно детальны, и это гарантирует распределение богатства. Инвестиции могут осуществляться в любую деятельность, не запрещенную Кораном (не допускаются азартные игры, алкоголь, порнография и все вредоносное для общества). Все контракты должны быть четкими и ясными, любой неопределенный контракт (например, покупка рыбы в водоеме) незаконен, во избежание убытков, конфликтов и споров. Займы и другие операции, которые требуют обязательств, т.е. взаимодействия партнеров совместного предприятия, должны быть зарегистрированы и засвидетельствованы. Спекулятивные операции запрещены, так же как и монополия. Цены акций определяются конкурентным рынком. Конвенциональный контракт, основанный на неопределенности, спекуляции и имеющий элементы азартной игры, запрещен и заменяется схемой Такафул, основанной на том, что доля капитала обычно вкладывается в объединенный капитал. Государственная и частная собственность имеют свои роли, и приватизация госсобственности не одобряется, хотя мусульманские страны и осуществляют ее.

Ислам имеет много общих ценностей с Западом. Однако принципиальный запрет процента, установление закята, запрещение азартных игр и неопределенных контрактов и т.п. показывают, что цели исламской ФО отличаются от конвенциональных. Необходимость исламской ФО основана на том, что ФО - это социальная конструкция. Конвенциональная ФО развивалась согласно потребностям западного капиталистического общества и могла подкреплять и оправдывать только либеральные демократии. Ее цель - максимизация богатства и удовлетворение собственного интереса. Мусульманское общество отличается (или должно отличаться) от западного тем, что оно основывается на духовном руководстве и шариате, имеет другие взгляды на жизнь и другую мотивацию: «радовать Аллаха, делая то, что он одобряет, и отказываясь от того, что он запретил». Аллах не одобряет максимизации прибыли, она не приводит к социальному благополучию, которое в исламе означает недопущение ссор при кооперировании,

солидарность, равное распределение дохода и богатства наряду с духовностью.

Ислам содержит специальные запреты жестокости по отно-шению к животному и растительному миру, предписывает охрану ресурсов, в первую очередь воды. Западная ФО - информационная система, которая своим воздействием на человеческое поведение ведет к концентрации богатства и, следовательно, к нестабильному обществу. Исламская ФО не может иметь такую цель.

Исламская экономическая система еще не полностью осуществлена, но начала образовываться вокруг исламских банков и институтов закята. Эти пионерные механизмы во многих случаях действуют по западным законам, на капиталистических рынках и по англо-американским расчетным правилам. Следовательно, в развивающихся странах существует несоответствие между целью системы и импортированными отчетными концепциями и стандартами. Поэтому необходима альтернативная расчетная система. Исламская ФО должна иметь наибольшую логическую опору на исламскую теорию. Способность к ФО мусульманских организаций (т.е. отчет-ность Аллаху) может быть восстановлена в мусульманском обществе легче, чем внедрение западных правил, по которым мусульманские страны идут к социальному разрушению и экологической деградации.

Способность к ФО в исламе шире, чем в обычной ФО, она начинается с создания ответственности за действие согласно религиозно/философски/социальным обычаям и этически/легальным ценностям и требованиям. Она дает действительное представление о предполагаемых действиях, а не просто доклад о существующем положении. Важным средством ФО становятся ежегодные доклады. Отчетная информация может играть решающую роль в поддержании гармоничных социальных отношений, которые являются целью, установленной Кораном. Информация должна быть использована для эффективного сокращения убытков, защиты природной среды, продвижения разрешенной исламом деятельности для достижения социально-экономической справедливости и равного распределения богатства в обществе.

С.М.Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.