Научная статья на тему '2007. 01. 016. Хуршид А. Исламское страхование: современный подход к исламскому банковскому делу. Khurshid A. islamic insurance: a modern approach to islamic banкing. - L. ; N. Y. : Routledge-Curzon, 2004. - XXIV, 230 p'

2007. 01. 016. Хуршид А. Исламское страхование: современный подход к исламскому банковскому делу. Khurshid A. islamic insurance: a modern approach to islamic banкing. - L. ; N. Y. : Routledge-Curzon, 2004. - XXIV, 230 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ ИСЛАМСКИЕ / СТРАХОВАНИЕ ИСЛАМСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 01. 016. Хуршид А. Исламское страхование: современный подход к исламскому банковскому делу. Khurshid A. islamic insurance: a modern approach to islamic banкing. - L. ; N. Y. : Routledge-Curzon, 2004. - XXIV, 230 p»

Так как Индия, Пакистан и Шри-Ланка географически и экономически далеки от Восточной Азии и их валюты почти независимы от иены (хотя в последние годы есть некоторое движение в эту сторону), в ближайшем будущем эти страны вряд ли будут участвовать в каком-либо региональном союзе, основанном на крупной азиатской валюте.

С.М. Макарова

2007.01.016. ХУРШИД А. ИСЛАМСКОЕ СТРАХОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИСЛАМСКОМУ БАНКОВСКОМУ ДЕЛУ.

KHURSHID A. Islamic insurance: A modern approach to islamic banrang. - L.; N.Y.: Routledge-Curzon, 2004. - XXIV, 230 p.

Консультант исламских банков на Ближнем Востоке и в Европе утверждает, что ислам предполагает мирное сосуществование и поддерживает такое общество, которое заботится о своих неимущих и бедствующих членах. Тем не менее в исламских государствах и обществах, согласно интерпретации правил Корана, страхование не только не считается необходимым, оно и в высшей степени незаконно. Главным аргументом является запрет Кораном риба (ростовщического процента) и харара (риска). Риба, согласно Корану, считается исключительно антиисламской операцией, а страхование - это признание риска. Люди на Западе охотно платят деньги страховым компаниям за спокойствие без гарантии, тогда как мусульмане считают все происходящее на Земле проявлением воли Бога, и потому страхование - это вызов Его воле. Однако «что такое пятикратная ежедневная молитва мусульманина, как не форма страхования в надежде на получение дивиденда, в том числе и после жизни? Вера сама по себе есть страхование». Поэтому страхование, осуществленное по-мусульмански и на основе равноправия, не заслуживает анафемы со стороны мусульман и может быть использовано для блага общества.

Банковское дело и страхование - это две параллельные отрасли, причем банковское дело может способствовать продвижению страхования. Изучение путей, какими исламское банковское дело (ИБД) преодолевает религиозные запреты, может облегчить введение страхования в легитимное русло исламской структуры.

В Коране действительно ничего не говорится о страховании, но «если учесть, что Корану более тысячи лет, неудивительно, что в нем нет такого упоминания» (с. Х11).

В наше время ИБД получило заметное развитие, исламские банки (ИБ) в арабских странах принимают депозиты на основе исламского принципа раздела прибылей и убытков и предлагают разные виды исламского финансирования, в основном мелких предпринимателей. Депозиты этих банков постепенно растут, они обеспечивают безопасный климат для мусульманских вкладчиков и инвесторов.

Выдвижение исламских альтернатив экономических теорий исламскими учеными и возникновение исламских финансовых институтов - относительно недавний феномен. Но уже более 45 банков и других финансовых институтов действуют на основе принципа раздела прибылей и убытков. Они используют технику мудараба, мушарика (в обоих случаях потребитель и банк направляют капитал для финансирования определенного предприятия), иджара (лизинговое финансирование) и мурабаха (финансирование бизнеса и торговли). Проблема исламских финансовых институтов, в том числе и ИБ, - отсутствие достаточной законодательной базы, регулирующей их деятельность. В некоторых странах предпринимаются важные шаги к ее смягчению. Это - Указ о мударабе в Пакистане, Исламский банковский акт (1983) и Такафул акт (1984) в Малайзии, Декрет № 83/7406 (1983) в Турции, выражающие концепцию исламского предприятия в легальных терминах шариата.

Необходимо развитие исламских банковских инструментов банкирами, экономистами и учеными-специалистами по шариату. «Хотя шариат устанавливает ключевые принципы для ведения бизнеса, он не дает детально кодированного содержания финансового закона» (с. 20). В частности, методы учета в ИБ разных стран разные, что мешает успешному развитию международных банковских отношений.

С начала 80-х годов ИБД стало многомиллионным бизнесом. Создание Исламского банка развития в 1975 г. было вехой для ИБД, он был первым институтом развития, объявившим финансовые требования мусульманских стран. Коммерческие ИБ появились в 70-х годах. Это Исламский банк Дубаи (1975), Финансовый дом Кувейта (1977) Исламский банк Бахрейна (1979). Наибольшее развитие ИБД

получило в Саудовской Аравии, чему способствовала ее огромная экономическая инфраструктура. Принц Мухаммад аль-Фейсал создал сеть исламских банков в мусульманском мире (в частности, в Египте и Судане) и банк Дар эль-Маль эль-Ислам в Женеве, который в настоящее время имеет 43 отделения в 20 странах и управляет более чем 3 млрд. долл. В 90-е годы исламские финансовые институты приумножались, хотя ИБ в странах Персидского залива терпели кратковременные убытки или давали низкие прибыли. Общие активы, контролируемые исламскими финансовыми институтами, включая активы за пределами Ближнего Востока, оцениваются в 80100 млрд. долл. (с. 43); по сравнению с обычными банками это относительно малая сумма, но общий спрос на исламские банковские продукты намного больше, чем они могли до сих пор удовлетворить.

Наибольшее развитие среди мусульманских стран ИБД получило в Саудовской Аравии и Малайзии, где оно началось в 70-е годы. «Возникновение исламского банковского дела часто относят к возрождению ислама и желанию мусульман во всех жизненных аспектах следовать учению ислама» (с. 113). В Малайзии исламское банковское законодательство и соответствующие регуляторы действуют наряду с обычной банковской системой. Легальной основой для ИБД стал Исламский банковский акт 1983 г., вступивший в силу в апреле 1987 г. Он предоставил ЦБ право надзора и регулирования ИБ. Долгосрочной целью ЦБ было создание исламской банковской системы, которая функционировала бы параллельно с обычной системой. Малайзия первая в мире выпустила правительственные облигации исламского характера; первый ИБ открылся в стране в июле 1983 г., и к 1993 г. он имел 52 отделения. Деятельность банка базировалась на исламских принципах банковского дела и кредитования, он осуществлял все банковские и финансовые операции на принципах мудараба и мушарика. Такафул акт 1984 г. - один из наиболее развитых (если не самый развитый) и всесторонних законодательных документов, нацеленных на создание страховой схемы в соответствии с правилами шариата. Малайзийская модель была признана многими исламскими странами как образец будущего финансового устройства, они проявили острый интерес к изучению и внедрению подобной системы. Саудовская Аравия заявила о желании создать систему исламского страхования. На самом деле коммерческие страховые компании не могли создаваться и регистрироваться в

Саудовской Аравии, и никакие страховые регуляторы не могли действовать здесь, кроме определенных ситуаций, например, в случаях морского страхования. Страховой рынок в Саудовской Аравии не был официально признан государством, хотя на практике он занимает достаточно большой сегмент, как и в других государствах Персидского залива. В Саудовской Аравии весь страховой бизнес контролировался коммерческими фирмами. В последние 20 лет многие новые страховые компании с преобладанием саудовских интересов были созданы и зарегистрированы за пределами Саудовской Аравии, хотя почти все их операции осуществляются на ее территории. Масштабы страховой деятельности здесь наиболее крупные не только среди государств Персидского залива, но и во всем арабском мире.

Есть надежда, что противоположность взглядов и интересов со временем будет преодолена. Блокирование механизма, который позволяет бизнесу экспериментировать и покрывать убытки, неблагоприятны для мира ислама, и многие юристы согласны с этим. Страхование не противоречит ни одному закону Корана, и оно должно стать частью мусульманской жизни.

Одним из идеалов ислама является торжество справедливости, и это не только мистическая, но и практическая этика повседневной жизни, пригодная для всего мира. Многие мусульманские экономисты считают необходимой перестройку основ экономического анализа и политики на принципах этого подхода.

Основные формы страхования в Коране - Аман (безопасность, мир, сохранность, надежность, защита) и Таамин (перестрахование, охрана, защита). Но их перевод в современную практику нужно оценить в свете юридических интерпретаций предписаний шариата. Корень антистраховой аргументации в исламском запрете риба, займа под процент. Хотя запрет риба указан в разных частях Корана, точное его определение и применение не дано. Различаются два вида риба, существуют различные школы законников, признающих этот запрет, однако каждая школа интерпретирует этот запрет по-разному. Одно из толкований относится к предмету страхования. Запрет харара - второй крупный элемент в исламском законе, означающий, что ни один элемент контракта не может быть неопределенным или неизвестным. Здесь специалисты расходятся в мнениях по поводу определения чрезмерного или небольшого риска, но мера

риска неизбежно варьируется в разных ситуациях, и невозможно определить однозначный критерий.

Чтобы обосновать соответствие страхования исламскому закону, сторонники страхования ссылаются на мударабу. Мудараба -одна из самых важных исламских концепций; это контракт, по которому одна сторона доверяет сумму денег другой стороне для торговли на условиях согласованной доли прибыли. Но этот довод очень уязвим, так как на практике страхование более сложно, чем, например, контракт о простом обмене товарами.

Часто в качестве исламской альтернативы страхования рассматривается закят (обязательный для мусульманина взнос в пользу бедных), его получатели перечислены в Коране. Закят и другие подобные формы распределения богатства, предписанные Кораном, играют важную роль в смягчении последствий рисков, однако закят не может заменить страхование, это обязанность мусульманина, а страхование в большинстве случаев добровольно; закят предназначен для нуждающихся, а страхование направлено на финансовую помощь в случае неудачи. Закят направлен на покрытие главным образом социальных рисков, он основывается на солидарности членов общества, продвигает социальную справедливость и рассматривается как значительная часть исламской системы социальной безопасности. Поэтому закят не может считаться альтернативой страхования, которое покрывает главным образом несоциальные иски.

Часто мусульманский аргумент против материального страхования заключается в том, что, поскольку общество обязано заботиться о своих слабых и несчастных членах, самозащита в виде страхования не нужна. Современные авторы пытаются изобрести экономическую систему, которая содержала бы ислам, признавала принцип частной собственности, но отличалась бы от капиталистического общества потребления. Это должна быть реальная альтернатива, а не формальное улучшение или исправление капиталистической системы. Но исламские экономические методы материализуются в основном в изолированных предприятиях и не становятся частью радикальной реформы существующей модели.

Формирование исламских страховых компаний, предполагаемых исламским законодательством, началось не раньше 1983 г. и в отличие от ИБД до сих пор оставалось нерегулируемым, за исключением отдельных случаев, особенно Малайзии. Даже в Саудовской

Аравии до сих пор сделано очень мало в этой области. Принципиальный аргумент против страхования - запрет Кораном и шариатом ростовщичества и других экономических операций, которые считаются непродуктивными или дают несправедливые преимущества одной стороне в ущерб другой. Исторически страхование в арабском мире традиционно было ограничено объединенным распределением общего риска. Исламская концепция страхования не является преимущественно экономической или материальной, но опирается на веру в Бога, ежедневное следование Его закону, который обеспечивает безопасность, благополучие и процветание в земной жизни и в загробной. Вся концепция пронизана принципами веры.

Цель исламского закона (шариата) - обеспечить безопасность и защиту от зла и трудностей для всех людей на земле независимо от их веры. Формальные законные предписания шариата содержат, таким образом, признание страхования жизни. Оно признается, когда соглашение заключено между страхуемым и страховой компанией, которая рассматривается как законная мудараба. Ряд публикаций описывает разные виды контрактов типа мударабы, но не все они могут быть применены к страхованию, например, страхование жизни нельзя считать видом мударабы, поскольку юристы идентифицируют его как контракт по разделу прибыли, если капитал обеспечивается одной стороной, а усилия - другой. Остается ряд невыясненных вопросов, рассуждения не дают ясной картины применения мударабы к страхованию.

Шейх Мухаммад Абду первым высказался о мударабе применительно к страхованию жизни, и хотя слово «страхование» не было упомянуто, многие модернисты уже приняли это положение как узаконенное, считая, что если страхование может доказать свою необходимость для ежедневной практики и не приносит никому ущерба, оно может рассматриваться как законное. Но из этого заявления не была очевидна законность страхования жизни, ряд исследователей с ним не согласились, считая страхование незаконной операцией. Тем не менее заявление шейха Мухаммада Абду было использовано немусульманскими страховыми компаниями для привлечения мусульманских потребителей.

Страхование, имеющее кооперативную природу, должно отличаться от любого рода спекуляций или заклада, в противном случае оно будет незаконным, поскольку не будет пропорциональности

между прибылью и убытком и справедливости в разделе прибыли. Сумма компенсации при страховании жизни основана на предполагаемой продолжительности жизни страхуемого. Это отличается от оценки пострадавших товаров, поэтому трудно достигнуть справедливости, что придает страхованию характер благотворительности. Страхование также содержит некоторый элемент искушения, которое исламом запрещено, и это делает контракт несовершенным, вызывает споры о его легальности.

Известно, что компании по страхованию жизни обычно используют свои средства в ростовщических целях. С этой точки зрения трудно отделить законные правила и регуляторы страховой системы от незаконных. Взгляды современных исламских юристов, высказанные в ряде публикаций, усилили давнюю путаницу и трудности интерпретации исламского закона. Существует несколько причин этой путаницы, но главная - малочисленность упоминаний о страховании в Коране и сунне. Это сдерживает инициативы ученых и специалистов и объясняет отсутствие соответствующего исламского закона о предмете. Ряд юристов, связанных с ежедневной практикой, склонны принципиально пренебрегать исламской идеей страхования. Некоторым ученым не хватает понимания природы контракта страхования и самих терминов, и поэтому они не могут быть объективны в оценке основных механизмов страхования. Мнения по поводу законности и разрешенности страхования исламом могут быть сгруппированы следующим образом: 1) отрицание всех видов страхования без исключения; 2) признание только коммерческого страхования, организованного на взаимной или кооперативной основе; 3) одобрение всех видов страхования; 4) отрицание только страхования жизни по коммерческим или взаимным контрактам; 5) признание страхования в принципе незаконным, но необходимым, а потому допустимым; 6) признание только некоторого возмещающего страхования, например страхование автомобиля. Большинство мусульманских юристов и ученых сходятся на том, что страхование недопустимо, если выгоды лиц или организаций получаются за счет других, но приемлемо, если подчинено принципам взаимности или сотрудничества, когда страхователь и страхуемый заключают контракт, зная, что он содержит взаимные обязательства.

Одним из главных аргументов, выдвигаемых исламом против законности страхования, является наличие харара, риска; противни-

ки страхования доказывают, что неопределенность - это известная черта страхования, она касается и платежа страхуемому, и соотношения платежа и убытка. Здесь усматривается элемент риска и, следовательно, страхование в терминах ислама не может быть разрешено. Другие интерпретаторы считают некорректным сравнивать страховой контракт с контрактом продажи, это не обычный контракт, по которому товары или услуги обмениваются на деньги. Каждая операция страхования, содержащая риск, должна рассматриваться полностью, чтобы оценить возможный урон. Неопределенность присуща страхованию. Его цель - обеспечить финансовую безопасность в обмен на справедливую премию при условии предварительного взноса в фонд. Обязательства поручителя по необходимости неопределенны, так как им полагается материализоваться только в случае неисполнения договора главным должником, что подобно страхованию, где неопределенность полностью справедлива и законна. Страхование содержит в себе харар, так как его цель -предоставить средства страхуемому при неблагоприятном случае. Если события не происходит, страхуемый не получает договорной суммы, она не становится его собственностью, поэтому харар в этом случае не имеет места.

Есть мнения, что страхование следует запретить, потому что это форма азартной игры, выплата страхуемому полностью зависит от удачи, как и в случае игровой прибыли, но автор считает эти аргументы слабыми и неквалифицированными. Против страхования выдвигаются следующие аргументы: 1) страховой контракт не признан шариатом; контраргумент - исламский закон не описывает все виды контрактов, но признает концепцию контрактной свободы и позволяет вводить новые операции, не нарушающие общих исламских принципов; 2) при страховании жизни страховая премия в случае смерти страхуемого не переходит его законным наследникам, а в нарушение исламских правил наследования выплачивается бенефи-циарию, назначенному застрахованным; этот аргумент идет от искаженного взгляда на контракт страхования, поскольку выплаты бе-нефициарию осуществляются не из состояния застраховавшего жизнь, а из фонда, созданного и управляемого страхователем, и не являются предметом для применения правил наследования. Противники страхования утверждают, что застраховавший жизнь таким обманным путем лишает наследников их преимуществ в пользу дру-

гих, но на деле, согласно шариату, мусульманин при жизни может свободно одаривать всех, кого хочет, так что нет необходимости с этой целью обращаться к страхованию жизни; 3) шариатом запрещены контракты в пользу третьей стороны, поэтому подобный страховой контракт должен быть запрещен. Такое утверждение может быть уместно, если следовать закону Ханафи, а закон Ханбали позволяет вводить дополнительные условия контракта, не противоречащие шариату, и тогда контракт страхования в пользу третьего лица следует разрешить; 4) судьба человека в руках всевышнего, а контракт страхования будет нарушать естественный ход событий, изменять его. Это аргумент, твердо опирающийся на закон ислама, но очевидно, что шариат не нарушается средствами предосторожности и безопасности, которые нацелены на обеспечение финансовой помощи в случае потерь; 5) инвестиционная политика страхователя может содержать элементы риба. Действительно, страховые компании инвестируют в фонды и предприятия, деятельность которых может относиться к запрещенным исламом, но незаконность идет от инвестиционного поведения страхователя, а не присуща самому страховому делу, которое имеет значительное пространство для маневра в этом вопросе; 6) страхование не базируется на подлинном сотрудничестве. Но сторонники законности страхования опираются на слова Корана, призывающие к взаимной помощи и сотрудничеству мусульман; независимо от того, существует у застрахованных намерение взаимной помощи или нет, ущерб, понесенный одним из них, они возмещают коллективно, поскольку сумма платежа выдается застрахованному из фонда, составленного их взносами. Следовательно, взаимопомощь, предписанная Кораном, существует на деле.

Есть еще много других аргументов, которые автор сводит в две группы. В первую входят аргументы, касающиеся условий страхового контракта, которые сами по себе оказываются слишком тяжелыми, несправедливыми и противоречащими шариату; их следует привести в соответствие с исламским законом. Вторая группа включает «сверхзаконные» аргументы, которые полностью субъективны и необоснованны. Среди них, например, такой: страхование ведет к нерадивости, так как страховые компании стремятся только к получению прибыли за счет общества и к отмене контроля со стороны правительства. Это рассуждение свидетельствует о враждебности к страхованию, которая происходит от полного непонимания его ме-

ханизма. Среди исламских ученых и юристов широко распространено мнение, что страховой контракт не может быть свободен от азарта, спекуляции, соблазна и ростовщичества; он должен быть заменен законной кооперативной страховой системой, свободной от ростовщичества и любых других пороков.

Часто обращают внимание на то, что страховые компании в контрактах используют термины и условия, которые защищают только их интересы, игнорируя интересы потребителей, и ситуация потенциально ведет к коррупции. Улучшить контракт, привести его в соответствие с исламским законом возможно путем исключения посредников, получающих прибыль от страховки, перейдя к кооперативной страховой системе, она уже продвигается самими участниками этого дела или под надзором правительств. Страхование не является исключительно коммерческим предприятием, «оно имеет альтруистическую направленность и... климат, в котором может процветать сообщество» (с. 68). Но большинство его критиков указывают на коммерческие аспекты современного страхования как причину, достаточную, чтоб его отвергнуть. Частично эти взгляды справедливы с точки зрения ислама, а частично являются заблуждением из-за непонимания места страхования в учении Мухаммеда, написанного тогда, когда эта отрасль еще не существовала. Но разрешительная форма финансовых рисков в его учении включает в себя получение прибыли от партнерства и возможность штрафа, если заемщик не вернул долг вовремя.

Кроме коммерческого страхования в мусульманских странах существует государственное социальное страхование, здесь государство играет роль страховщика. Однако это не является нормативным контрактом и не может уподобляться коммерческому страхованию. Государство предоставляет помощь определенным категориям населения, финансовые ресурсы которых недостаточны, чтобы устоять против ежедневных жизненных рисков. Многие исламские юристы считают, что страхование должно играть важную роль в социальном и экономическом развитии мусульманских стран и что можно извлечь важные уроки из истории очень успешного страхового дела на Западе. Автор подробно рассматривает особенности страхования в разных странах, различия в его структуре, подходах и законодательствах организацию взаимного страхования, управление рисками, валютные инвестиции страховых фондов, государственное

регулирование страхового дела, сходства и различия этих процессов в США и Европе, характеристики технического персонала и обмен информацией.

Хотя шариат провозглашен наивысшим и несомненным руководством законодательства страхового дела, практика его во многих аспектах отклоняется от этих принципов. Это противоречие отражает неудачу гармонизации капиталистической экономической структуры и среды с шариатом, как его обычно интерпретирует большинство действующих религиозных авторитетов. Тем не менее страхование не полностью запрещено шариатом; исламские финансы становятся большой силой в мусульманском мире и начинают играть значительную роль на Западе; их объем и влияние будут расти, хотя западные ученые не понимают, но и не игнорируют исламские контракты, построенные на шариате.

Число национальных и иностранных страховых компаний в государствах Персидского залива к 31 декабря 1985 г. (с. 136)

Страна Число национальных страховых компаний Число иностранных страховых компаний Всего

Кувейт 4 15 19

ОАЕ 8 139 147

Бахрейн 5 11 16

Саудовская Аравия 34 нет данных нет данных

Оман 1 16 17

Катар 3 4 7

Мусульманские юристы в основном рассматривают страхование жизни и негарантированное страхование с большей осторожностью, чем другие формы страхования, поскольку здесь страховка выплачивается независимо от масштаба ущерба, контракт не рассматривается как имеющий целью компенсацию; платеж суммы застрахованному есть условленное обязательство. Контракт страхования жизни подвергается критике с исламских позиций как несвободный от риба и харара. Ряд исламских финансовых институтов относит негарантированное страхование к справедливому и обоснованному.

По исламскому закону различаются две разные схемы страхования в зависимости от категории застрахованных людей:

1) профессиональные группы, такие, как, инженеры, подрядчики, врачи, т.е. люди без профессиональных знаний о страховании, они соглашаются на все условия страхователя, и их легко обмануть;

2) группы или компании с хорошими знаниями о страховании, они находятся в лучшем положении при заключении контракта.

Обязанность государства перед гражданами - защищать экономику и поддерживать баланс между государственным и частным секторами, способствовать выгоде отдельных индивидов и компаний. В исламском государстве государственная интервенция варьируется от простого контроля до патернализма и плотного надзора за страховым бизнесом; власть может вводить регуляторы ограничения с тем, чтобы гарантировать здоровый страховой сектор. С точки зрения государственного контроля страховая схема, принимаемая исламом, должна демонстрировать честность и гарантировать выполнение страхователем своих обязательств. Инвестиционная деятельность страховых компаний приемлема, когда соблюдается запрет риба, когда активы вкладываются законно, к выгоде застрахованного, в проекты, не запрещенные исламом. «Успешный менеджмент страховых схем требует опыта и знаний основных исламских запретов» (с. 164). Принимая во внимание высокотехнологичную и сложную природу страховых операций, исламские страны первыми признали реальную выгоду международной кооперации. Несмотря на ограниченный размер развивающихся рынков, она помогает сделать перестрахование доступным и на благоприятных условиях, обеспечивает практические возможности для роста страхового дела в развивающихся странах. Растущая международная торговля увеличивает необходимость международного признания развивающихся стран в системе коммерческого страхования. Страхование - это один из краеугольных камней конкуренции; его принципы и разрешенность исламом стали запутанными, оказались в лабиринте противоречий и неразберихи, и для их преодоления необходимо основательное понимание соответствующих исламских принципов. В конечном итоге страхование защищает средства существования и благополучие человека и сообщества - это не противоречит исламу и страхованию мусульман.

Дебаты мусульманских юристов по поводу страхования начались в последние 50 лет, появилось много путаницы и противоречий, поскольку большинство знающих шариат имели мало знаний о принципах и практике страхового дела, а многие из тех, кто защищал страхование, игнорировали исламские принципы. Одна из причин неприятия страхования мусульманскими учеными - в его инновационной и иностранной природе. В то же время исламский закон не ограничивается тем, что указано в Коране и сунне, их принципы поощряют инициативы, использующие аналогии и поддержку общественного блага. Но некоторые специалисты требуют очень жесткого подхода к исламскому закону, настаивая на строгом соблюдении исключительно названных правил. Такой нереалистический взгляд ставит в очень тяжелое положение мусульман, которые желают следовать учению, но неизбежно сталкиваются с жизненной практикой. Кроме того, такой педантизм создает в неисламском мире плохое представление об исламе как антизападном и антипрогрессивном, хотя общие принципы исламского страхования совпадают с западными.

Исламские страховые компании часто являются ответвлениями исламских банков, обеспечивая дополнительные услуги их клиентам и некоторые перекрестные субсидии. Они могут действовать и расширять свое присутствие на рынке акций. Другое преимущество исламских страховых компаний как филиалов исламских банков в том, что они гарантируют преимущества ликвидности и могут заключать контракты мудараба с исламским банком успешнее, чем на открытом рынке.

С.М. Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.