Научная статья на тему '2006. 04. 015-017. Исламское банковское дело'

2006. 04. 015-017. Исламское банковское дело Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ ИСЛАМСКИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ ИСЛАМСКИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 04. 015-017. Исламское банковское дело»

ется для устойчивого роста, не следует смешивать с тем, что требуется для его инициирования». Приспособление политики к изменяющимся обстоятельствам при сохранении конечной цели обеспечивает успех Китая, Южной Кореи и Вьетнама в последние 30 лет. Во всех трех странах будущие узкие места роста, вызванные недостатками человеческого капитала, инфраструктуры, экспертных знаний или инноваций, были идентифицированы заранее, и правительства исправляли возникающие ограничения.

Метод диагностики роста значительно улучшил аналитику роста в РС и помог проверить силу эмпирического доказательства, поддерживающего конкретную политику и институционные реформы, но применение метода потребует уточнения данных и организации и тщательного анализа различных сигналов экономической сферы.

С.М. Макарова

2006.04.015-017. ИСЛАМСКОЕ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО.

2006.04.015. TAHIR S. Future of islamic banking // J. of islamic banking and finance. - Karachi, 2005. - P. 21-33.

2006.04.016. MEMON N.A. Islamic banking: Present. Past and future challenges // Ibid. - P. 65-73.

2006.04.017. USMANI M.T. Principles of sharian governing Islamic investment funds // Ibid. - P. 9-21.

Профессор С. Тахир (Международный институт исламской экономики Международного исламского университета, Исламабад) (015) пишет, что исламское банковское дело (ИБД) и финансы прочно обосновались и в мусульманских странах, и в международном финансовом мире. Ведется преподавание соответственно их дисциплин на университетском уровне и на Востоке, и на Западе. В то же время ИБД сталкивается с рядом проблем - как консолидироваться и укрепляться дальше, отражать всякие опасности и при этом расти. Автор ставит вопросы: возродится ли ИБД, какую форму оно может принять в будущем, какие препятствия оно встретит в ближайшем будущем, какие изменения оно может внести в жизнь людей, действия бизнеса, общества и правительств, как оно может воздействовать на расчеты, управление и социальную и экономическую политику.

Возрождение ИБД зависит от его жизнеспособности, стабильности и утверждения его идентичности, от доверия вкладчиков. Жизнеспособность ИБД и надежность финансирования несомненна, так как это совсем другой способ ведения банковского дела, который предлагает лучшую финансовую архитектуру на экономических основаниях. Запрет риба (процента) помогает клиенту решить проблему ликвидности. Исламские банки (ИБ) всегда в состоянии учесть финансовые интересы клиента и предоставить ему выбор, а стоимость исламского финансирования не отличается от стоимости обслуживания в процентных банках. К тому же исламское финансирование прямо связывает финансовые потоки с реальными движениями в экономике.

Что касается стабильности ИБД, преимущество ИБ перед обычными в том, что банковские обязательства перед вкладчиком улаживаются автоматически и в фазе падения, и в фазе подъема благодаря принципу разделения прибылей и убытков. По словам доктора Т. Кхана из Международного банка развития, «поскольку исламский банковский принцип основан на разделении риска, он распределяет риск между вкладчиком и банковским капиталом, и это более стабильно. Если это присущее ему качество соединяется с благоразумным регулированием и надзором и применением международных стандартов риска менеджмента, прозрачности и корпоративного руководства, исламское банковское дело может практически стать идеальной альтернативой традиционной банковской системе в достижении равной стабильности и эффективности» (015, с. 24).

Идентичность ИБД автор поясняет на примере финансирования методом мурабаха, т.е. путем продаж на базе отложенного платежа. Процесс в основном не отличается от практики процентного банка, и это ставит вопрос об идентичности, поскольку незначительность различий вызывает в ней сомнения. Подобные сомнения вызывают и другие инструменты, применяемые ИБ. Это обстоятельство требует пристального внимания и работы, чтобы преодолеть кризис идентичности ИБД. Доверие вкладчиков ИБ зависит от того, насколько твердо они соблюдают свой шариатский мандат, в случае его нарушения вкладчики изымают свои вклады, и возможен крах банка.

ИБ станут полноценными финансовыми институтами, которые заполнят финансовые бреши, встав на путь реальных экономических операций, для этого ИБ должны действовать как экономические агенты. Но следует учесть, что они обеспечивают финансирование в качестве торговцев, арендодателей и партнеров, и в этом есть свои опасности. Например, если нет контроля над масштабами торговых операций ИБ, то крупные торговцы могут обогащаться за счет мелких торговцев и предпринимателей. Такая монополия может ограничивать роль ИБ в развитии финансирования.

ИБ более этичны по сравнению с процентными, так как подчиняются требованиям шариата о запрещении определенных видов деятельности, например, связанных с алкоголем; их операции с клиентами прозрачны, и они способствуют росту социального благосостояния. Следует учитывать, что ИБ занимаются благотворительностью, пользуясь разрешением вкладчиков.

Деятельность ИБ нуждается в стандартизации финансовых инструментов, это потребует консенсуса относительно фундаментальных принципов шариата для финансовых контрактов; пока это не произойдет, ИБД может стать ареной столкновения догм. Прогресс в ИБД будет зависеть, в частности, от инноваций в области финансовых инструментов, обеспечивающих стабильные доходы сиротам, вдовам, пенсионерам и другим социально незащищенным лицам, от инноваций в области финансовых инструментов для государственных финансовых потребностей, в области компенсации или страхования установленных шариатом штрафов за дефолты, в области формул оценки исламских финансовых продуктов. ИБ должны быть готовы к конкуренции не только между собой, но и с растущей конкуренцией с процентными банками.

Под влиянием ИБ будут лучше интегрироваться реальный и финансовый сектора экономики, чем при деятельности процентных банков. Денежный рынок и центральное банковское дело примут новую форму, но ИБД будет соответствовать международным стандартам, между ними и предписаниями шариата не должно быть конфликта, одновременно Базельские требования должны учесть исламский характер собственности, финансовых правил и инструментов. Когда полностью будет признано значение шариата, изменятся расчеты, финансовый и банковский менеджмент, маркетинг. Возникнет новая экономика с новой экономической структу-

рой и устройством, изменится деятельность правительств, правила международной торговли и ее финансирования. Если исламское финансирование будет принято на государственном уровне, межгосударственные финансовые потоки изменятся и по форме, и по объему, встанет вопрос относительно наличия риба. Новые финансовые механизмы будут развиваться вместе с социальной ролью государства. «Высоко этическая, хорошо регулируемая и выгодная исламская финансовая архитектура возможна» (015, с. 33) при большей прозрачности, эффективном корпоративном управлении и лучшем взаимодействии с соответствующими международными, региональными и национальными институтами.

Н.А. Мемон (Институт бизнеса и технологии, Карачи) (016) подчеркивает, что ИБД отличается от основанного на проценте банковского дела тем, что руководствуется духом и предписаниями ислама, действуя по правилам шариата, в основе его лежит философия Корана, опирающаяся на принцип справедливости. Ислам принимает основные принципы рыночной экономики, такие как право наследственной собственности, свобода предпринимательства и конкуренции, свобода ценовой конкуренции для балансирования спроса и предложения товаров в целях экономической справедливости, наибольшей пользы для общества и эффективного размещения ресурсов. Ограничения предписываются только некоторыми религиозными и культовыми правилами шариата.

Пакистан, став независимым мусульманским государством, пытался создавать экономику, свободную от процента. Конституции 1956, 1962 и 1973 гг. создавали возможности для полного исключения деятельности процентных институтов. В сентябре 1977 г. Президент Пакистана утвердил Совет исламской идеологии с задачей подготовить проект экономики, свободной от процента. Он был представлен в июле 1980 г., и с января 1981 г. всем местным коммерческим банкам было разрешено принимать вклады только на основе разделения прибылей и убытков (РПУ). В последние несколько лет были сделаны шаги для введения новых непроцентных финансовых инструментов для инвестирования, кредитования, аренды. С января 1985 г. всем финансовым институтам предписывалось действовать по исламским правилам. Тем не менее, государственные операции продолжали осуществляться по современным коммерческим правилам, государство финансировало продажу

и покупку бондов частным сектором, банковские кредиты государства облагались процентом. Но с апреля 1985 г. все существующие депозиты были переведены на правила РПУ за исключением иностранных депозитов и займов. «Такая практика, естественно, была фасадом шариатского банковского дела, потому что рядом продолжала существовать обычная система» (016, с. 67).

При исламской системе банки получают такую же долю прибыли, как и компании, получившие заем. Западные специалисты полагают, что система становится фантастически сложной, и для ее функционирования потребуется армия расчетных сотрудников и специалистов. Международные операции при нулевом проценте могут означать отрицательный уровень доходности займа с учетом инфляции. В последние несколько лет три страны - Пакистан, Иран и Судан - проводили эксперименты с ИБД и заявляли об успехах новой банковской системы, ее финансовой стабильности и эффективности их денежной политики. Одновременно они поощряли развитие международных стандартов ИБД. В Пакистане 11 банков и 60 отделений действуют по исламским правилам. По данным Госбанка страны, общие активы ИБД пакистанского происхождения составили 54 млрд. рупий, это только 1,6% всего банковского капитала, они растут - на 60 млн. рупий в год (016, с. 68).

Сейчас широко обсуждается мировое влияние ИБД. Оно было более или менее абстрактной концепцией в первой половине ХХ в., но с 60-х годов ИБД развилось в полноценную систему и дисциплину. ИБ устойчиво растут. В последние несколько лет финансовые инструменты ИБ развились и усовершенствовались, появились новые в виде сертификатов с коротким сроком платежа или бонды, ассигнующие определенные инвестиции. Неудивительно, что более 280 ИБ действуют в 48 странах (016, с. 69). В Малайзии, Бахрейне и нескольких других странах Персидского залива действуют параллельные системы - и исламская, и процентная. Ряд других исламских стран принял некоторые законодательные решения для поощрения исламских финансовых институтов. В США, Великобритании и ряде других европейских стран исламские институты какое-то время действовали слабо, некоторые международные конвенциональные институты пытались их использовать, открывая исламские банковские субсидии и окна.

ИБ в мусульманском мире и за его пределами предлагают разные исламские продукты и принимают активное участие в деятельности рынка капитала, действует индекс Доу Джонса исламского рынка капитала. В настоящее время масштаб мирового ИБД оценивается в 200-300 млрд. долл. при ежегодном росте в 20%, больше, чем у конвенциональных банков. Исламская система имеет дополнительные преимущества: она может обуздывать спекулятивную деятельность, поскольку все ее финансирование связано с коммерческими операциями; она способствует большей эффективности, чем процентная система, поскольку связана главным образом с кредитоспособностью заемщиков, а не с кредитным процентом. ИБ в основном хорошо капитализированы, эффективно используют свои ресурсы, их прибыльность сравнима с международными стандартами, хотя по отношению к своим активам она менее эффективна. ИБ заняты в сфере торговли (за наличные, в кредит, на базе отложенных платежей), лизинга, кредита и обслуживания долга. Все эти действия подчиняются предписаниям ислама.

Система, основанная на проценте, постоянно переносит богатство от потерпевших убытки собственникам капитала, закрепляя во времени несправедливое распределение богатства. Напротив, принцип РПУ утверждает справедливость и на микро, и на макроуровне: при высокой прибыли от производительной деятельности капитала доход и банка, и его вкладчиков также высок. Исламские международные финансовые операции, особенно помощь для развития, лучше организованы на основе участия и партнерства, доноры помощи получают свою долю от реальных результатов деятельности фондов развития, тогда как деятельность процентных фондов помощи в последние несколько десятилетий была абсолютно неэффективной, выросло долговое бремя и зависимость получателей помощи от этих фондов. В принципе ИБД тесно связывает финансы и реальный уровень дохода с эффективным размещением ресурсов, и к тому же без ущерба для эффективности позволяет ввести официальный надзор за посредничеством. Подчеркивается, что эффективная работа такой системы требует организации первичного и вторичного рынка капитала. Представление о том, что ИБ страдают из-за чрезмерной ликвидности, некорректно.

Различия между теорией и практикой ИБД, взглядов практиков и финансовых экспертов вызывают много вопросов. Доверие к

новой системе ослабляется и концептуальными расхождениями между шариатскими учеными и современными финансовыми экспертами, и значительными разногласиями в среде самих исламских специалистов по поводу использования исламских институтов и их инструментов. Есть опасения, что это может стать большим препятствием на пути роста ИБД. Западная банковская система, охватывающая почти весь мир, развивалась веками и опирается на прочный теоретический фундамент. Мусульманское общество не в состоянии подготовить достаточное число специалистов и ученых высокого уровня, которые смогли бы разработать альтернативную банковскую теорию для практической работы системы, свободной от риба.

М.Т. Усмани (017) определяет понятие «исламский инвестиционный фонд» как пул инвесторов, вкладывающих свои деньги в расчете на получение определенной прибыли при строгом следовании предписаниям шариата. Документ об их участии в фонде может называться сертификатом, акцией или иначе, но должен выполнять два основных условия: первое - вместо фиксированного дохода на вложенную стоимость он может принести доход, пропорциональный реально полученному фондом, поэтому никакая прибыль не может быть заранее гарантирована. Инвестор должен разделить с фондом и высокую прибыль, и убытки, получив или потеряв свою долю и в том, и в другом случае. Второе условие -средства пула могут быть инвестированы в бизнес в соответствии с правилами шариата, т. е. и каналы, и условия инвестирования должны соответствовать принципам ислама.

Обычно средства фондов вкладываются в совместные предприятия, и прибыль получается за счет покупки и продажи акций. Это должен быть дозволенный шариатом бизнес, и акционер дает компании разрешение на его ведение. Когда компания финансируется на основе процента или получает процент на некоторые свои депозиты и распределяет эти средства на акции, акционер также имеет отношение к нечистому бизнесу. Однако многие специалисты не разделяют такую оценку, считая, что совместные предприятия значительно отличаются от простого партнерства, которое зависит от консенсуса всех членов, и действия партнерства законно относятся к каждому его члену. В случае же совместного предприятия решения принимаются большинством голосов, а члены не имеют права вето. Поэтому, если компания занята в законном биз-

несе, но имеет доход в процентах в небольших размерах или иногда занимает деньги в процентных финансовых институтах, это не означает, что весь ее бизнес незаконный с точки зрения ислама. Согласно принципам ислама, процентные займы являются большим грехом, однако подобный бизнес не считается непозволительным.

Для инвестирования фондов в акции компании требуется соблюсти несколько условий: 1) главный бизнес компании не должен нарушать правила шариата о запрете процента, поэтому недопустимо приобретать акции конвенциональных банков, страховых компаний, а также компаний, занятых производством или продажей алкоголя и свинины, игорным бизнесом или порнографией; 2) если компания кредитует или занимает деньги под процент, акционеры должны выразить свой протест на годовом собрании акционеров; 3) доход от такой деятельности компании должен быть направлен акционером на благотворительность; 4) неликвидные активы компании должны быть не меньше 51% ее общего капитала, хотя и есть возражения против этой цифры, некоторые специалисты считают возможным снизить ее до 33% (017, с. 13). Подобные теоретические положения становятся практическим руководством для исламских акционерных фондов, члены которых рассматриваются шариатом как партнеры. Их прибыли поступают от повышения цен на акции. В тех случаях, когда они получаются с использованием процента, они должны быть направлены на благотворительные цели и считаются «очищением». Относительно его необходимости ученые-специалисты по шариату высказывают разные мнения.

Управление фондом может осуществляться двумя разными способами. Управляющие фондом могут действовать как мудари-бы, т.е. получать определенную долю годового дохода фонда, который может быть больше или меньше, а в случае убытков не получать ничего. Во втором случае менеджер является агентом акционеров и получает оговоренное вознаграждение за услуги. Разновидностью исламского фонда является фонд иджара, что означает лизинг. Его услугами обычно пользуются при покупке хозяйства, автомобиля или другого оборудования. При этом используются сертификаты, которые имеют хождение и на вторичном рынке. Но контракт на лизинг по условиям шариата отличается от обычного лизинга: арендованный актив должен иметь некоторый узуфрукт

(право пожизненного пользования чужим имуществом и доходом от него), и сумма арендной платы должна быть начислена только с того времени, когда узуфрукт передан арендатору; арендованный актив должен быть пригоден для использования; арендодатель должен обеспечить все условия для осуществления собственности актива; рентные платежи должны быть зафиксированы и известны сторонам при заключении контракта, управляющий получает свое вознаграждение. Большинство мусульманских юристов считает, что такие фонды не могут создаваться на базе мудараба, которые, по их мнению, должны ограничиваться только продажей товаров. Однако школа Ханбали полагает возможным использовать метод мудараба для предоставления услуг и для лизинга, и их поддерживает в этом большое число современных ученых.

Другим типом исламских фондов являются товарные фонды. Они занимаются покупкой разных товаров с целью их перепродажи, которая и дает доход фонду, и он распределяется между акционерами. По законам шариата товары на момент продажи должны принадлежать продавцу, запрещаются продажи на срок, нельзя иметь дело с запрещенными товарами (алкоголь, свинина), цена товара должна быть зафиксирована и известна сторонам в момент сделки. Условия современного и тем более будущего рынка не способствуют этим правилам, но такие фонды, тем не менее, могут создаваться. Специфический вид продаж мурабаха используется современными исламскими финансовыми институтами, в этом случае фонд покупает товары для своих клиентов и продает их на основе отложенного платежа с согласованной добавкой к стоимости товара. Товары поступают клиенту сразу после покупки, а отложенный платеж становится долгом, поэтому портфель фонда му-рабаха не является реальным материальным активом, скорее он сравним с ожидаемым долгом. Мусульманские юристы рассматривают вопрос о возможности продажи долга, традиционные юристы относятся к этому с позиций шариата отрицательно, и их поддерживает большинство современных специалистов. Однако некоторые ученые Малайзии разрешают этот вид продаж. Существуют также смешанные исламские фонды, инвестирующие и в акции, и в лизинг, и в покупку-продажу товаров.

С.М. Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.