Научная статья на тему '2007. 03. 038. Тейлор Я. Китайская нефтяная дипломатия в Африке. Taylor I. China's oil diplomacy in Africa // Intern. Аffairs. - L. , 2006. - Vol. 82, n 5. - P. 937-960'

2007. 03. 038. Тейлор Я. Китайская нефтяная дипломатия в Африке. Taylor I. China's oil diplomacy in Africa // Intern. Аffairs. - L. , 2006. - Vol. 82, n 5. - P. 937-960 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КНР АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 038. Тейлор Я. Китайская нефтяная дипломатия в Африке. Taylor I. China's oil diplomacy in Africa // Intern. Аffairs. - L. , 2006. - Vol. 82, n 5. - P. 937-960»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2007.03.038. ТЕЙЛОР Я. КИТАЙСКАЯ НЕФТЯНАЯ

ДИПЛОМАТИЯ В АФРИКЕ.

TAYLOR I. China’s oil diplomacy in Africa // Intern. а£Тат. - L., 2006. - Vol. 82, N 5. - P. 937-960.

В 2006 г. Китай стал третьим торговым партнёром стран Африки после США и Франции, опередив Великобританию. В 1999 г. объем торговли КНР с Африкой составлял 2 млрд. долл., к 2004 г. он вырос до 29,6 млрд. долл., а в 2005 г. достиг 39,7 млрд. долл. (с. 938). По прогнозу китайского министерства торговли, к концу десятилетия он достигнет 100 млрд. долл. Возросший интерес Китая к Африке вызван «неудержимым экономическим ростом крупнейшего по населению государства мира и объяснимым желанием Китая иметь новые источники сырья» (там же).

Помимо нефтяных контрактов, КНР в Африке проявляет интерес к поставкам медных, бокситовых, урановых, марганцевых и железных руд. Одновременно охотно предлагается размещение в Африке малых заводов по сборке несложного оборудования и механизмов, а также сбыт на африканском рынке китайских товаров, в первую очередь текстильной продукции и бытовой техники. Стратегически важным товаром остается нефть. В 2004 г. в тройке африканских стран - лидеров торговли с Китаем первое и третье место заняли именно нефтедобывающие страны. Показатели торговли этих государств с Китаем и их удельный вес в китайско-африканской торговле составили для Анголы 3,423 млрд. долл и 27,4% соответственно, для ЮАР 2,568 млрд. долл. и 20,6%, для Судана 1,679 млрд. долл. и 13,4 % (с. 941).

Усилив свою деятельность в Африке в 90-х годах, китайцы удачно заполнили нишу, освободившуюся после ухода оттуда СССР и уменьшения активности стран Запада. Для африканских лидеров в этот непростой период невмешательство китайцев во внутренние дела их стран, отсутствие давления со стороны Китая на внешнюю политику африканских стран и готовность предложить товары низко- и среднетехнологического уровня по приемлемым ценам стали возможностью стабилизировать экономики ряда государств.

Китайские политики, посещая Африку, неустанно подчеркивали «отсутствие негативного прошлого опыта в отношениях китайцев и африканцев и готовность китайских фирм работать где угодно, если это того стоит» (с. 941). Запад и ряд африканских интеллектуалов поспешили обвинить Китай в «политической неразборчивости при ведении бизнеса» (с. 943), но для китайцев не существовало «таких неуклюжих с их точки зрения понятий, как “страны-изгои”, “страны с неразвитой демократией”, “ось зла” и прочих тяжеловесных определений, которые позволительны лишь Западу с его развитой экономикой и рынками сырья во всем мире» (с. 944).

В Африке, стремясь получить доступ к нефти, работали следующие китайские государственные организации: Китайская государственная нефтяная корпорация (КГНК), Китайская нефтехимическая корпорация (КНК) и Китайская национальная морская нефтяная корпорация (КНМНК). В 1995-2005 гг. объем нефти, потребляемой КНР, увеличился в 2 раза и достиг 6,8 млн. барр. в день. К 2010 г. 45 % нефти, потребляемой Китаем, будет импортируемой. По данным американских экспертов, к 20025 году потребление нефти Китаем вырастет на 130 % и составит 12,8 млн. барр. в день (с. 945).

Чтобы обеспечить растущие потребности китайской экономики, КНК в 2002 г. подписала контракт на 525 млн. долл. на разработку месторождения в Алжире, в 2003 г. на сумму в 350 млн. долл. были куплены перерабатывающие установки в этой стране. По инициативе КГНК и КНК в 2005 г. китайским правительством был предоставлен кредит Анголе на сумму в 2 млрд. долл., в марте 2006 г. - новый кредит на 1 млрд. долл. Такая помощь была особенно важна для страны, только начавшей выходить из затяжного политического кризиса и делающей первые шаги в восстановлении экономики. Более того, при подписании договора в 2006 г. ангольское правительство просило 1,1 млрд. долл., китайцы же выплатили 1,4 млрд. долл., согласовав с ангольцами, что те продадут им 40% акций нефтяных месторождений, открытых к 2010 г.

Китайцы столь же активно действовали и в Западной Африке. В 2006 г. с Нигерийской национальной нефтяной корпорацией был подписан контракт на 800 млн. долл. на поставку 30 тыс. барр. сырой нефти в день. Также на сумму в 2,3 млрд. долл. были купле-

ны акции будущих нигерийских месторождений. КНМНК подписала договор на морские разработки на сумму в 4 млрд. долл. Китайцы купили контрольный пакет акций нефтеперерабатывающего завода в Кадуне мощностью в 110 тыс. барр. в день, и заявили о готовности построить в районе новые авто- и железные дороги, электростанцию и оплатить переселение нигерийцев из зоны отчуждения. В Кот-д’Ивуаре китайцам продали 27% акций новых нефтяных предприятий, также Китай заявил о готовности разрабатывать и покупать сырье новых месторождений марганца и золота, открытых при активном участии китайских геологов.

В 2006 г. КНМНК подписала контракт с Кенией на геологоразведку в шельфовой зоне на площади в 44,5 тыс. кв. миль. В том же году Шанхайская нефтяная компания начала геологоразведку в Западной Эфиопии и Эритрее. При этом «китайцы не выдвигали, подобно Западу, этим двум странам условий, согласно которым должно было пройти минимум 5 лет после завершения конфликта между ними, прежде чем Европа и США милостиво согласятся разрешить своим геологам работать в странах, которые западные правительства не устают называть «незрелыми демократиями и опасными друг для друга соседями» (с. 948).

В 2006 г. посол Сьерра-Леоне в Китае, описывая работу китайцев в Африке, отметил: «... китайцы не выдвигают никаких условий, они просто приходят со специалистами и деньгами, они не называют правительство коррупционным, а страну молодой или незрелой... они не начинают переговоры с требований соблюдения прав человека, экологических норм и прочих условий, которые, как они, так и их африканские партнеры, точно знают, могут быть абсолютно недостижимы в данный момент» (с. 948).

В ООН периодически звучали обвинения Китая в «особой беспринципности при проведении политики в Африке» (с. 949). Указывалось, например, что 40% стрелкового и 67% артиллерийского вооружения, использовавшегося суданскими войсками при бесчеловечном подавлении выступлений в Дарфуре, были китайского производства. Европейские дипломаты увязывали срочные поставки оружия Китаем Судану в середине и конце 90-х годов, а также массовое обучение суданских офицеров в Китае в 20002002 гг. как предварительное условие превращения к 2006 г. Китая в главного торгового партнера и инвестора Судана. Китайские ин-

вестиции в эту страну составили 4 млрд. долл. Также Китай в 2006 г. активно достраивал нефтяной терминал в Порт-Судане стоимостью 215 млн. долл. Китайские представители в ООН парировали обвинение тем, что они «всегда работают с законными правительствами, Дарфур - внутреннее дело Судана в той же степени, что и Ольстер - внутреннее дело Великобритании, связывать же использование китайских бомб при борьбе с повстанцами и контракт на строительство нефтепровода к побережью Красного моря стоимостью 930 млн. долл. значит проявлять бессильную зависть к инициативности и здоровому предпринимательскому духу китайцев» (с. 951).

Автор приходит к выводу, что китайцы «активно и удачно использовали свой опыт работы в Африке в 70-80-х годах» (с. 954), «маоизм в африканской политике Китая сменился оперативными предложениями сотрудничества странам, если не оказавшимися в политической изоляции, то явно столкнувшимся с рядом трудновыполнимых политических условий со стороны Запада, являющихся “пропуском” к экономическому сотрудничеству» (с. 957). Зависимость Китая от поставок нефти растет. «Чем больше будет эта зависимость, тем активнее и изобретательнее будет китайская политика в Африке, тем чаще КНР будет скромно называть себя “первым среди равных в числе развивающихся стран”, стремясь максимально увеличить свой доступ к африканским рынкам сырья» (с. 953).

В.С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.