Научная статья на тему '2007. 04. 025. Вайнс А. Схватка за ресурсы: Африка. Vines A. The scramble for resources: African case studies // South Afr. J. of Intern. Аffairs. - Johannesburg, 2006. - Vol. 13, n 1. - P. 63-78'

2007. 04. 025. Вайнс А. Схватка за ресурсы: Африка. Vines A. The scramble for resources: African case studies // South Afr. J. of Intern. Аffairs. - Johannesburg, 2006. - Vol. 13, n 1. - P. 63-78 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 04. 025. Вайнс А. Схватка за ресурсы: Африка. Vines A. The scramble for resources: African case studies // South Afr. J. of Intern. Аffairs. - Johannesburg, 2006. - Vol. 13, n 1. - P. 63-78»

ЭКОНОМИКА

2007.04.025. ВАЙНС А. СХВАТКА ЗА РЕСУРСЫ: АФРИКА. VINES A. The scramble for resources: African case studies // South Afr. j. of intern. аffairs. - Johannesburg, 2006. - Vol. 13, N 1. - P. 63-78.

Алекс Вайнс (Королевский институт международных отношений, Лондон) считает, что «китайские намерения относительно Африки имеют сложную природу и их нельзя выразить в простой торговой статистике» (с. 63).

В 1996 г. президент Китая Цзян Цзэминь представил в ходе поездки по Африке «Предложение из пяти пунктов», на котором должны основываться китайско-африканские отношения. В них вошли: надёжность в сотрудничестве, равноправие партнёров, невмешательство, развитие ко взаимной выгоде и международное сотрудничество.

Китайские государственные инвестиции составляют 1,18 млрд. долл. (6% от иностранных инвестиций в Африку). В 2000 г. Китай создал Китайско-Африканской форум сотрудничества, на котором каждые три года проводятся встречи с участием министров. В 2003 г. на форуме, помимо крупных государственных чиновников, присутствовали 250 африканских и 150 китайских предпринимателей. На этом форуме китайский премьер заявил о списании Китаем долгов 31 африканской страны на общую сумму в 1,3 млрд. долл. В 2005 г. Китай предоставил 899 миротворцев для участия в восьми операциях ООН в Африке (с. 71).

Китай воспользовался «паузой в международном политическом и экономическом интересе к Африке, в первую очередь со стороны Запада» (с. 63), и блестяще воплощает в жизнь проекты различного уровня. Сооружение моста через реку Ровума, который свяжет Мозамбик и Танзанию, и восстановление основных дорог в Анголе оказываются для китайцев такими же важными проектами, как строительство сети сельских школ в ЮАР или небольших железнодорожных станций в возрождающихся Либерии и Сьерра-Леоне. Китайцы не просто вкладывают деньги в имеющуюся инфраструктуру или восстанавливают её. Часто они строят с нуля самые современные объекты. Так, 12 июня 2006 г. Китай подписал с Зимбабве соглашение о добыче угля и строительстве двух электро-

станций, работающих на угле на сумму 1,3 млрд. долл. Экономисты считают, что китайцы, чтобы не допустить к проекту австралийскую фирму, заплатили слишком много. Политологи со своей стороны объясняют, что Китай закрепился в регионе по политическим соображениям и убытки есть лишь скромная плата за достигнутый успех, и в будущем получит политические дивиденды, которые несомненно покроют убытки от этого контракта. В Аддис-Абебе построен ангар стоимостью 11 млн. долл., а по стране летают самолёты, собранные в Китае по западным технологиям.

Основным африканским товаром, который интересует китайцев, является нефть. Западноафриканская нефть с низким содержанием серы - подходящее сырьё для китайских нефтеперегонных заводов, которые пока недостаточно оснащены, чтобы производить дешёвый бензин из низкокачественной нефти. Китайская государственная компания «Синопек» купила за рекордные 1,1 млрд. долл. 40% акций месторождения - 18 в Анголе, но при продаже месторождения - 17 «Синопек» была оттеснена французской «Тоталь», купившей за 670 млн. 40% акций, а «Синопек» удалось приобрести только 25,5%. По мнению автора, «непрерывно растущие китайские аппетиты не просто закачивают деньги в Африку, они меняют её геополитический ландшафт и будущие запросы африканской элиты в международной торговле» (с. 65).

Китай заинтересован во всех стратегических ресурсах, не только в нефти. Только в добычу меди в Замбии было вложено 170 млн. долл. В июне 2006 г. китайцы купили железнорудное месторождение Белинга в Габоне. По официальным китайским данным, в Африке в 2006 г. работали 900 китайских предприятий по заготовке и переработке древесины, развитию инфраструктуры и производству пищи, в первую очередь в Габоне и Экваториальной Гвинее (с. 67).

Автор указывает на то, что Китай, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, «активно использует право вето, если принимаемое постановление угрожает его интересам» (с. 69). Так, китайцы сумели смягчить санкции в отношении Судана за жестокое подавление восстания в Дарфуре до такой степени, чтобы они не помешали реализации их проектов - строительству нефтепроводов, сети плотин для электростанции и автодорог государственного значения.

Эфиопское правительство назвало Китай «самым надёжным торговым партнёром» (с. 67) после того, как Запад в течение почти 10 лет никак не развивал сотрудничество со страной, предпочитая критиковать её то за недостаточно демократично проведённые выборы, то за очередное обострение отношений с Эритреей. В мае 2006 г. китайская компания начала первые буровые работы в Гам-беле, на западе Эфиопии.

В 1996 г. Китайская государственная нефтяная компания (КГНК) купила 40% акций двух крупных месторождений в Судане. Помимо Китая, в реализации суданских проектов активно участвуют индийцы и малазийцы. За 2003-2006 гг., благодаря работе китайских геологов подтверждённые запасы суданской нефти троекратно увеличились и составили 5,63 млрд. баррелей, добыча нефти удвоилась и составила 500 тыс. баррелей в день.

В Нигерии в мае 2006 г. КГНК купила за 60 млн. долл. 35% акций новых месторождений в дельте Нигера. Также Китай планирует вложить 267 млн. долл. в создание зоны свободной торговли в Лагосе - первой такой зоны, которую он создаст вне Китая.

В 2004 г. китайский Эксимбанк предоставил кредит в 2 млрд. долл. Анголе. Кредит был предназначен для восстановления инфраструктуры страны. Так, для обновления оборудования железной дороги в Бенгеле предназначалось 500 млн. долл. Большая часть контрактов, как подчёркивает автор, выполнялась китайскими фирмами. Они также выиграли тендер на восстановление двух других железнодорожных линий, правительственных зданий, комплекса нефтепереработки в Лобито и строительство нового аэропорта в Луанде. Всё же крупнейшими владельцами акций ангольских месторождений остаются западные компании: «Шеврон Тексако» и «Эксон Мобил», каждая из которых добывает примерно по 500 тыс. баррелей в сутки (с. 71). Также вскоре будут заключены более крупные, чем китайские, проекты «БиПи» и «Тоталь». Тем не менее крупный китайский кредит и инвестиции были провозглашены правительством Анголы как крупнейший успех экономики страны.

Экспорт из Экваториальной Гвинеи за 2003-2004 гг. вырос на 138% с 374 млн. долл., но всё же крупнейшим инвестором в экономику страны остаются США с 11 млрд. долл. Экспорт Экваториальной Гвинеи в США достиг в 2004 г. 1,15 млрд. долл. Также в 2005 г. нефтяные компании убедили американскую администрацию

открыть посольство в Малабо, чтобы противостоять растущему китайскому влиянию.

В благодарность за признание прав Китая на Тайвань в 2004 г. Китай послал 600 миротворцев в Либерию, в их числе были инженерные, транспортные и медицинские подразделения. Китайское правительство предоставило либерийским бизнесменам право работать на китайском рынке без налогообложения. Также на сумму в 1 млн. долл. были предоставлены около 63 тыс. сельскохозяйственных инструментов, а в феврале 2005 г. 3 650 тонн риса. Однако признавая значительные деловые успехи Китая в Либерии, Комитет ООН по Либерии «находил многочисленные нарушения норм международной торговли при покупке Китаем железной руды в этой стране» (с. 73).

В одних странах (Анголе и Либерии) Китай оказал существенную помощь восстановлению экономики в послевоенный период, а в других странах (Экваториальная Гвинея и Эфиопия) помог правительствам избежать экономического давления Запада, подталкивающего проведение экономических и демократических реформ. По мнению автора, «поскольку у Китая нет длительного опыта качественной геологоразведки прибрежного шельфа, он вряд ли сможет противостоять в этой области Западу с его сложившимся преимуществом» (с. 74).

Автор полагает, что Китай вряд ли сумеет существенно потеснить Запад в экономике африканских стран, но при этом «его влияние будет расти, так как китайцы не требуют малоосуществимых реформ от африканцев, но предлагают деньги и сотрудничество без условий» (с. 75). Такое развитие китайско-африканских отношений в будущем заставит Запад «для удержания позиций в Африке отойти от политики патернализма и перейти к более деловым и равноправным отношениям с африканскими странами» (с. 77).

В.С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.