[ fl ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЭКСТЕРНАЛИИ В АФРИКАНСКОМ БИЗНЕСЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ КИТАЯ
А.Л. Сапунцов,
старший научный сотрудник центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН (г. Москва),
кандидат экономических наук, доцент andrew@sapuntsov.ru
В статье раскрывается специфика стратегии внешнеэкономической экспансии китайских ТНК в Африке, обусловленная объективной ситуацией в странах континента. Подчеркивается комплексный характер деятельности корпораций, ее экономическая и социальная эффективность.
Ключевые слова: ТНК, ПИИ, Китай, Африка, строительство, природные ресурсы, диверсификация, экстерналии.
УДК 334.726 ББК 65.5
Налаживание торгово-инвестиционных связей Китая с Африкой датируется 50-ми гг. ХХ в., когда ухудшились отношения с СССР и возникла необходимость поиска новых внешнеэкономических партнеров. Первым масштабным проектом, реализованным Китаем в Африке, стало строительство железной дороги «TAZARA» между Танзанией и Замбией (1970-1975 гг.) протяженностью 1860 км. Низкая платежеспособность стран Восточной Африки потребовала от Китая, ВВП которого на душу населения в 1970 г. только превысил 100 долл. против 427 долл. у Замбии, предоставления беспроцентного 30-летнего займа на крупную сумму в 500 млн долл., необходимого для выполнения строительства «под ключ», включая предоставление персонала и оборудования, возведение зданий, объектов инфраструктуры и образовательных учреждений для подготовки местного персонала по эксплуатации железнодорожного хозяйства [26].
Особенностью указанного проекта стало командирование в Восточную Африку 50 тыс. китайцев, преимущественно рабочих, для строительства в сложных географических условиях 320 мостов, 22 тоннелей и 2225 водопропускных труб [20]. Несмотря на наем 60 тыс. африканцев, строительство отличалось низкой фондовооруженностью и требовало высокой человеческой выносливости, но китайские менеджеры не располагали необходимым опытом управления иностранным персоналом. При организации работ регистрировался высокий уровень производственного травматизма, что привело к гибели более чем 160 строителей, включая 64 граждан Китая. Строительство Асуанской ГЭС качественно отличалось от китайского проекта структурой персонала: на объекте было занято 1,8 тыс. советских квалифицированных специалистов и порядка 30 тыс. египтян, однако они игнорировали технику безопасности и в первые годы работ жертвы составили 500 человек.
Для возведения железной дороги практически все строительные материалы и оборудование, а также еда и продовольствие были импортированы из Китая. После сдачи объекта в эксплуатацию выяснилось, что китайская сторона не смогла подготовить местных техников на должном уровне, возникли проблемы с подвижным составом, связанные с просчетами в определении мощности локомотивов при движении на крутых подъемах, и в управлении дорогой, для решения которых пришлось вновь пригласить китайских специалистов. В настоящее время пропускная способность «TAZARA» по грузоперевозкам используется на 4%, а Китай был вынужден списать часть долга за строительство, однако железная дорога до сих пор остается самой протяженной из построенных Китаем за рубежом, например, уступая проекту в Анголе, сданному в эксплуатацию в начале 2015 г. (протяженность 1344 км) [20].
После отхода от радикального маоизма и с началом проведения политики реформ и открытости в конце 70-х гг. центральные власти Китая законодательно разрешили своим компаниям осуществлять прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и учреждать предприятия за рубежом, однако в действительности подобные капиталовложения, вне зависимости от объемов и отраслевой принадлежности, контролировались непосредственно Госсоветом — проверялись им и подлежали обязательному утверждению. В 80-е гг. указанные полномочия были переданы Министерству внешней торговли и экономического сотрудничества, которое в индивидуальном порядке рассматривало
1 74
инвестиционные проекты на сумму более 1 млн долл. после их утверждения надзорными органами на региональном уровне и китайскими зарубежными торговыми представительствами, а на меньшую — разрешения местных властей не требовалось. Процедуры учреждения совместных предприятий в Сянгане и Аомыне регулировались в упрощенном порядке.
В середине 80-х гг. был разработан административный регламент по утверждению прямого зарубежного инвестирования, что стимулировало создание китайских транснациональных корпораций (ТНК): за 1984-1991 гг. годовые объемы вывоза ПИИ увеличились с 9,2 млн долл. до 200 млн долл. и в расчете на одну компанию составили 1,4 млн долл. [31, р. 38-39]. Позиция правительства КНР об ограничении вывоза «прямого» капитала за рубеж в целях наращивания валютных резервов, основанная на работах американских экономистов 60-х гг. и связанная с предпочтительностью осуществления капиталовложений в собственную экономику [19, р. 30-45], была заменена в 1999 г. на стратегию «Go Global». «Находясь под впечатлением от прогресса в западных странах и правомерно полагая, что подобный успех во многом связан с укреплением ведущих корпораций», власти начали стимулировать осуществление ПИИ крупными ТНК с государственным участием в капитале и предприняли меры для повышения уровня их конкурентоспособности на мировом рынке [5].
По данным ЮНКТАД глобальные накопленные ПИИ в 2014 г. составили 25,9 трлн долл., из которых 729,6 млрд долл. принадлежат Китаю, и в его экономике обращаются 1,1 трлн долл. таких инвестиций из-за рубежа [29, р. A3-A6]. Последний раз статистические службы этой страны регистрировали значение ПИИ КНР на уровне 660 млрд долл. (2013 г.), из которых 381 млрд долл. вложены в Гонконг и Макао (несмотря на то, что указанные регионы являются частью Китая, статистический учет организован раздельно), а также 76 млрд долл. — в Британские Виргинские Острова и Каймановы Острова, выступающие промежуточным местом следования капитала в пункты его продуктивного приложения [24]. Гонконг является крупным реципиентом ПИИ из указанных государств Карибского региона, объемы которых составили 425,6 млрд долл. в 2012 г., а также из Китая — 406,4 млрд долл., при этом сам располагает в указанных территориях 527,5 млрд долл. и 473,7 млрд долл. ПИИ соответственно, что составляет 86% запаса его инвестиций за рубежом, а вышеуказанные острова вложили в Китай 155,2 млрд долл. ПИИ.
Географическая структура китайских инвестиций за рубежом позволяет принять гипотезу о том, что указанные офшорные зоны преимущественно используются для возврата капитала в Китай под видом ПИИ. Несмотря на ликвидацию льгот для иностранных инвесторов после присоединения Китая к ВТО, сохраняются определенные конкурентные преимущества у компании с зарубежным статусом и расширяются возможности по оптимизации налогообложения, что позволяет ряду исследователей регистрировать 50%-е завышение объемов китайских ПИИ, связанное с репатриацией капитала [28, р. 12]. В отличии от Индии, у которой 99,6% вывоза ПИИ (2010 г.) и 93% их запаса (2012 г.) в Африке приходятся на Маврикий, откуда капитал поступает в такие «популярные» страны, как члены Восточноафриканского сообщества, Мозамбик, Малави, ЮАР, Намибию и Гану, либо возвращаются назад в Индию,
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
fi
Китай всячески стремится действовать в Африке от своего имени и пытается обеспечить инвестиционное присутствие в каждой стране континента.
Вначале 80-х гг. китайские предприниматели реализовали проекты по строительству, которые фактически представляли собой помощь правительства КНР и по завершению объекты передавались африканской стороне, а инвестиции поступали в форме участия в капитале совместных предприятий и лицензирования. Предприятия, участвующие во внешней торговле с Африкой, предприняли попытки учредить обрабатывающие производства для того, чтобы зафиксировать экономические интересы в регионе, т.к. возведение на донорские средства объектов «под ключ» с использованием китайских рабочих и материалов не может обеспечить долгосрочного присутствия в принимающей экономике вследствие анклавного характера хозяйствования, когда в экономический оборот не включаются местные трудовые ресурсы и производимая продукция не находит сбыт в лице массового африканского потребителя.
Однако в те годы китайские предприятия не располагали достаточным объемом активов и технологиями для осуществления такой экспансии: за период с 1979 г. по 1990 г. Китай реализовал в Африке 102 инвестиционных проекта на общую сумму 51,2 млн долл. [13].
Устойчивый экономический рост в Африке, а также накопление китайскими компаниями необходимого опыта работы за рубежом и начального капитала, интенсифицировало поток ПИИ из Китая в Африку. Позитивной тенденцией стало увеличение доли частных компаний — организаторов бизнеса, а также диверсификация направлений приложения инвестиций.
За последнее десятилетие наблюдалась бурная инвестиционная экспансия Китая в Африке, однако по абсолютному значению показателей ее интенсивность явно не отвечает экономическому потенциалу участников: на рассматриваемые регионы приходится порядка 35% населения мира [1, с. 30], тогда как доля африканских ПИИ КНР в глобальных инвестициях составляет 0,1%, но этот показатель интенсивно увеличивается, регистрируя 10-кратный рост (см. табл. 1). Учитывая, что доля африканских транзитных офшоров, таких как Маврикий, Либерия и Сейшельские Острова, в структуре ПИИ Китая незначительна, основной капитал концентрируется в ЮАР, которая после окончательного отхода от режим апартеида стала приоритетным направлением капиталовложений и, несмотря на некоторый отток капитала, опережает Замбию,
Нигерию, Зимбабве, Анголу, объемы капитала в которых удвоились за последнее время.
По последним данным китайской статистики в Африку поступило 3,4 млрд долл. ПИИ (2013 г.) и на конец периода наблюдений накопленные объемы такого капитала достигли 26,2 млрд долл., что сопоставимо с вложениями Китая в развитые страны: в Северную Америку — 28 млрд долл. ПИИ, причем из указанных стран показатель более 10 млрд долл. регистрируется только у Японии, Австралии и Великобритании [24]. Доля Африки в вывозе ПИИ из Китая увеличилась более чем в 2 раза за период наблюдений и достигла 5% (см. табл. 1).
КНР смогла потеснить развивающиеся страны на Черном континенте более чем с 3-кратным увеличением доли своих инвестиций в общем объеме ПИИ, которые обращаются в Африке, доля которых также превысила 5%.
Фиксируются существенные статистические расхождения между данными, представленными Китаем в ЮНКТАД, и информацией от
принимающих стран Африки. Нигерия как участник «Координированной переписи прямых инвестиций» МВФ, в которой Китай согласился регистрировать только ввоз капитала, представила данные о накопленных ПИИ Китая в объеме 13,5 млрд долл., Замбия — 1,3 млрд долл., Ботсвана — 718 млн долл., Мали — 24 млн долл. Также многократное завышение фиксирует Маврикий — 6,8 млрд долл., что позволяет рассматривать применение Китаем указанного острова в качестве транзитного пункта на пути инвестиций в континентальную Африку (см. табл. 1) [15].
Главной чертой организации деятельности предприятий КНР в Африке выступает комплексный характер разработки и имплементации экономической политики. Помимо направления крупных ПИИ в Африканский континент, выражающихся
Таблица 1
Сальдированные показатели ПИИ Китая в Африке (в млн долл.)
Страны 2003-2005 2006-2008 2009-2011 2012
I II I II I II I II
Африка 784 995 7585 4941 6724 12873 2517 21730
Северная Африка 361 292 446 1130 1772 2275 365 3178
в т.ч.: Алжир 99 70 287 383 529 916 246 1305
Судан 238 175 53 533 962 901 -2* 1237
Египет 21 23 48 121 252 342 119 459
Марокко 3 11 11 28 27 65 1 95
Африка к Югу от Сахары 423 703 7139 3811 4952 10598 2152 18552
в т.ч.: ЮАР 74 72 5303 1306 439 3507 -815 4775
Замбия 18 151 421 450 479 996 292 1998
Нигерия 123 67 621 547 554 1217 333 1950
Ангола - 3 54 62 182 316 392 1245
ДРК 17 14 118 92 539 579 344 970
Зимбабве 2 39 15 55 485 270 287 875
Маврикий 12 17 67 132 456 377 58 701
Эфиопия 6 14 47 110 205 359 122 607
Танзания 3 41 27 138 100 332 120 541
Гана 5 7 13 36 145 219 208 505
Конго 9 6 26 68 69 131 99 505
Экваториальная Гвинея 8 12 18 39 55 82 139 405
Кения 5 37 32 60 198 217 79 403
Мозамбик 4 8 16 31 36 83 231 337
Мадагаскар 14 40 76 92 99 227 8 275
Гвинея 32 28 22 74 61 145 64 235
Ботсвана 4 8 19 45 84 166 21 220
Мали 5 13 8 28 59 84 44 211
Либерия 9 9 -4 32 52 84 12 154
Уганда 1 2 -3 15 38 99 10 141
Габон 8 30 41 65 37 117 31 128
Нигер 7 16 109 101 288 331 -196 125
Мавритания 2 2 -1 20 32 51 31 106
Эритрея - 1 -0 7 6 12 2 104
Сенегал 1 2 4 6 30 39 4 102
Того 2 5 11 16 30 53 21 98
Доля Африки в ПИИ КНР в развивающиеся страны, в % 4,15 2,34 8,29 4,28 4,06 4,42 3,59 4,87
Доля Африки в совокупных ПИИ КНР, в % 3,80 2,21 7,58 3,93 3,36 3,91 2,87 4,08
Доля ПИИ КНР в Африку в ПИИ развивающихся стран, в % 0,30 0,10 1,01 0,24 0,72 0,43 0,70 0,55
Доля ПИИ КНР в Африку в глобальных ПИИ, в % 0,04 0,01 0,15 0,03 0,17 0,06 0,20 0,10
Доля ПИИ КНР в совокупных ПИИ в Африку, в % 1,20 1,50 2,18 5,32 5,24 5,79 4,60 5,26
Примечание: I — поток ПИИ; II — накопленные объемы ПИИ; данные представлены в среднем за период; * расчет отрицательных значений изложен автором, например, в [6, с. 10].
Источник: Составлено автором по [15].
175
[ fl ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Таблица 2
Отраслевая структура инвестиционных проектов Китая в Африке за 1970— 2013 гг. по виду деятельности головной компании ТНК (в ед.)
Производство изделий, оказание услуг Африка Нигерия dVCH Замбия Эфиопия Танзания <9 X г. Ангола Египет Кения * О. И Зимбабве Алжир Судан Мозамбик Уганда
Всего проектов 2642 286 193 172 138 135 134 110 109 107 94 92 86 86 66 63
Услуги строительства 601 32 10 27 24 25 26 46 2 39 20 11 28 18 11 17
Услуги торговли 390 64 33 15 22 17 17 19 23 13 11 14 8 10 15 11
Полезные ископаемые 216 11 7 44 9 18 9 3 - - 21 25 3 8 13 3
Текстиль 146 24 23 2 11 6 7 - 7 4 - 2 1 1 - 8
Химические продукты 142 16 9 3 2 8 1 4 7 9 5 2 2 15 2 5
Машиностроение 138 14 14 8 9 8 9 4 10 8 2 5 6 3 2 3
Электрическое оборудование 132 20 21 6 10 9 4 3 13 5 3 1 8 5 - 1
Техническое обслуживание 115 5 5 19 8 8 3 4 - 3 7 3 6 8 3 1
Услуги деловым предприятиям 108 5 6 9 7 5 - 3 8 2 - 5 2 5 2 2
Транспортное оборудование 73 14 7 1 5 3 4 5 6 6 2 - 7 2 1 1
Сельское и лесное хозяйство 59 1 2 11 1 3 2 1 - 1 - 4 1 2 9 3
Неметаллические минералы 53 9 10 - 5 4 3 3 3 1 1 2 1 2 - 1
Пищевые продукты 50 12 1 - 2 3 5 - 3 - - - 4 2 - -
Одежда 47 7 5 - 1 4 - - 9 3 1 - 5 - - -
Готовые металлические изделия 45 6 4 6 2 3 1 1 4 1 - 6 - - 1 1
Изделия металлургии 41 1 8 2 4 - 1 1 2 - - 6 - 2 - -
Изделия из дерева 39 7 3 3 1 - 3 - 4 - - - - - - -
Изделия из кожи 36 10 5 - 3 2 7 - 3 1 1 - 1 - - -
Резиновые и пластмассовые изделия 27 8 2 2 1 - 7 2 - - - - - 1 2 1
Прочее 184 20 18 14 11 9 25 11 5 11 20 6 3 2 5 5
Источник: Составлено автором по [11, р. 47-54].
в потоках капитала и внедрении новых подходов к организации производства и менеджмента, многие проекты все еще носят характер безвозмездного экономического содействия. Однако Китай действует подобным образом и с другими развивающимися странами, в частности в Азии, но именно на Черном континенте указанные меры помощи являются наиболее действенными.
Государственный банк «Eximbank» за 2001-2010 гг. ссудил странам Африки к Югу от Сахары 67,2 млрд долл. (что на 12,5 млрд долл. превышает объемы финансирования Всемирного банка)
[22], значительная часть которых была направлена на строительство дорожных, энергетических и подобных объектов китайскими ТНК, что не только улучшило условия жизни африканцев, но и сформировало в их глазах позитивный имидж КНР как страны, готовой придти на помощь в трудную минуту, солидаризировало их как жертв колониализма капиталистических держав Европы и японских милитаристов.
Учрежденный в 2000 г. «Форум по китайско-африканскому экономическому сотрудничеству» содействовал экспансии китайских компаний в Африке, а «Китайскоафриканский фонд развития» к началу 2010 г. мобилизовал 700 млн долл. ПИИ, которые были вложены в 30 проектов по развитию сельского хозяйства, машиностроения, энергетики, производства строительных материалов, добычи полезных ископаемых, развитию промышленных зон. В настоящее время объемы инвестиций достигли 2,3 млрд долл., а количество проектов — 80 в 30 странах [10]. К концу года планируется увеличить объем активов фонда до 5 млрд долл. и использовать опыт передовых инвестиционных проектов, как, например, в Эфиопии, где успешно функционирует китайская фабрика с годовой мощностью 2 млн пар обуви и 3,5 тыс. занятых африканцев, учрежденная на деньги указанного фонда.
Отраслевая принадлежность ТНК КНР в Африке указывает на доминирование в стратегии выхода на внешние рынки специализации на оказании услуг строительства и инжиниринга (в ряде случаев на безвозмездной основе, как с «TAZARA»), а также мотивов к поиску природных ресурсов — капитал поступает в государства, богатые минеральным сырьем, где реализуются масштабные инвестиционные проекты: Нигерия, Замбия, ДРК и Зимбабве (см. табл. 2). Капитал функционирует во всех странах Африки, и его присутствие также заметно в ЮАР, Нигерии, Замбии, Судане, Алжире и Египте.
Решения «сырьевых» компаний об осуществлении ПИИ определяются не только внутрифирменными мотивами, но и институциональными факторами, такими как политика энергетической безопасности, проводимая китайским правительством, и стремление вложить государственные активы в зарубежные месторождения полезных ископаемых [2, с. 140]. Учитывая высокие темпы экономического роста и недостаточные (для удовлетворения потребностей национальной обрабатывающей промышленности) залежи полезных ископаемых в КНР, государство ориентировано на снижение уровня неопределенности в поставках минерального сырья, для чего организует через собственные ТНК добычу нефти, металлических руд и иного минерального сырья за рубежом.
В африканской нефтедобыче наиболее заметна ТНК «China National Petroleum Corporation», которая работает в Нигерии, Уганде, Экваториальной Гвинеи, Конго и Габоне — на эти страны приходится 19% зарубежного выпуска этого сырья [16, р. 43]. Нефтехимическая компания «SINOPEc» представлена в 16 странах Африки, однако неправомерно безапелляционно указывать на единство задач правительства КНР и коммерческих интересов ТНК, т.к. для реализации последних государственные средства «приватизируются» и используются чиновниками. Например, за последние несколько лет один из руководителей указанной фирмы был приговорен к смертной казни за взяточничество, а в отношении другого — ведутся следственные действия [9, р. 34].
Китайские ТНК по добыче руд активизировали деятельность в Африке — крупная государственная «China Minerals» разрабатывает месторождения минерального сырья в ЮАР, а «CITIC Group» осуществляет деятельность по добыче марганцевых руд в Габоне [21]. В Африке эта компания также занимается выполнением подрядных строительных работ, причем доля континента в общем объеме выручки фирмы составила 74% (2014 г.) [8, р. 40-42]. Китаем предпринимались усилия по выходу на рынки финансовых услуг. Например, в 2008 г. Коммерческий банк Китая приобрел в ЮАР «Standard Bank of South Africa» за 5,5 млрд долл., который стремится приблизиться к выполнению местных требований по организации кредитования, однако выход на рынки других стран Африки, в частности Судана, возможен только при соблюдении требований Высшего шариатского совета при Центральном банке этой страны, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью исламских финансовых институтов [4, с. 142]. В центре внимания также находится сельское хозяйство Африки, которое выступает в качестве приоритетного направления инвестирования [12, р. 6-8].
1 76
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
fi
Официальные органы КНР публикуют положительные отчеты о том, что инвестиции в Африку не только позволяют улучшить экономическое положение ТНК, но также обеспечивают технологическое перевооружение африканской промышленности, способствуют улучшению состояния занятости населения, увеличивают объемы валютной выручки и стимулируют социально-экономическое развитие. Более того, китайцы обращаются к работам мусульманских богословов из Египта и Британской Индии для выявления закономерностей функционирования исламских банков в Африке, необходимых при соблюдении местных подходов к организации финансирования [3, с. 228]. В частности, китайский капитал обеспечил развитие нефтяной промышленности Судана, включая организацию геологоразведки, добычи и переработки нефти. Китайско-эфиопская компания организовала первое фармацевтическое производство в этой стране, которое осуществляет экспорт препаратов в сопредельные государства, принося годовой доход в объеме 200 тыс. долл. Совместное предприятие Китая с Мали «SUKALAS A» производит 35 тыс. т сахарного тростника в год, для чего было создано порядка 10 тыс. рабочих мест и ранее бедная деревня превратилась в богатый город [13]. К числу крупнейших подобных проектов относят электростанцию в Гане, СЭЗ в Египте, цементные заводы в ЮАР и Эфиопии, плантацию сизаля в Танзании, сборочный завод тяжелых грузовых автомобилей в ЮАР
В международных организациях Китай выступает за списание внешнего долга Африки и пытается выстроить межгосударственные отношения таким образом, чтобы стимулировать военно-техническое сотрудничество, осуществлять культурный, научный и образовательный обмен, в том числе в сфере здравоохранения. Как следствие активной дипломатии, правительства многих стран континента в приоритетном порядке выдали КНР лицензии на разведку и добычу минерального сырья. Китай выигрывает в концепции внешней инвестиционной экспансии в Африке относительно своих конкурентов (например, Индии) по системности подхода: инвестиционные решения принимаются исходя из интернальных технико-экономических обоснований ТНК, когда проводится оценка экономической ситуации за рубежом. В этой связи инвестиционную политику Китая в Африке следует трактовать как своеобразный второй «большой скачок» — в капитале крупных ТНК участвует государство, что выгодно отличается от индийского предпринимательства, в котором обращаются частные активы, и государственное стимулирование, реализуемое косвенным образом (несмотря на то, что в последние годы эта страна начала налаживать инвестиционные форумы и кредитует Африку на льготных условиях), не может обеспечить успех на зарубежных рынках.
Повышение уровня жизни африканцев мотивирует ТНК КНР к осуществлению капиталовложений в Африку, направленных на освоение местных рынков сбыта: во-первых, организация производств, использующих местное сырье, добытое собственными ТНК (химическая и нефтехимическая промышленность), и, во-вторых, выпуск потребительских товаров и оказание услуг, в том числе высокотехнологичных, а также организация предприятий по выпуску бытовой техники, металлургических производств и сетей мобильной связи. В 1993 г. китайская компания «Hisense» начала поставки черно-белых телевизионных приемников в ЮАР и в 1996 г. стала первой китайской торговой маркой, организовавшей обрабатывающие производства в этой стране. Не располагая возможностью создать производство самостоятельно, у корейской «Daewoo» за 4 млн долл. была приобретена фабрика с годовой производственной мощностью в 200 тыс. цветных телевизионных приемников и 100 тыс. цифровых устройств для аудио- и видео-воспроизведения [23, p. 79]. Позже компания учредила производства в Алжире и Египте, построила новый завод в ЮАР
В 1997 г. китайская «Worldbest Group» купила 80% капитала крупнейшего текстильного предприятия «SONITEXTIL» в Нигере за 3 млн долл. и вскоре переименовала его в «ENITEX», проведя модернизацию и перевооружение производства. Отношения между китайскими менеджерами и нигерскими рабочими не складывались, они жаловались на грубость и резкость китайского подхода к организации труда, бастовали. Сторонам удалось придти к компромиссному решению проблемы, однако выяснилось, что фирма несет финансовые потери из-за бизне-
са азиатских конкурентов, в том числе от поставок текстиля из КНР, для минимизации которых правительство Нигера ввело в 2005 г. антидемпинговые пошлины, однако они не дали непосредственного эффекта и компания сократила 2/3 из 715 рабочих [17, р. 211-212]. Однако такие предприятия, ориентированные на африканские рынки, осуществляют преимущественно сборку продукции из импортных комплектующих китайского производства, как это делают продуценты бытовой техники, в том числе на рынке электроники: компании «Haier» и вышеуказанная «Hisense», изготовитель портативных телефонных аппаратов — «Bird», мотоциклетов — «Jincheng» и т.д. Повторяя закономерности в транснационализации деятельности компаний крупных развивающихся стран, китайские фирмы организовали строительство сетей сотовой связи и поставили комплекты оборудования — «Huawei» и «ZTE». Более того, китайская ТНК «NFC», оперирующая на рынке цветной металлургии, учредила финансово-промышленную группу в Африке, которая помимо «традиционной» деятельности по экскавации руд и металлоплавлению, диверсифицирует свой бизнес и оказывает услуги по разведке полезных ископаемых, строительству, финансовому планированию, а также торгово-сбытовым процессам [23, р. 85].
Крупнейшая транспортная ТНК «China National Shipping Company» организовала зависимую фирму «COSCODOM EGYPT», которая оказы вает услуги по фрахту судов, перевозке грузов, внешнеторговому посредничеству и т.д., осуществляет управление портовыми объектами в Суэцком канале [7]. Диверсификация наблюдается и у компаний добывающих отраслей экономики, как, например, химическая фирма «SINOCHEM» организовала каучуковую плантацию в Камеруне [18].
Несмотря на предпринимаемые усилия по совершенствованию форм инвестиционного сотрудничества Китая и Африки, требуется предпринять решающие шаги для привлечения африканцев на работу в местные филиалы китайских ТНК. По состоянию на конец 2013 г. в таких предприятиях трудились 169 тыс. китайцев, что составляет 46% от общей численности персонала, командированного за рубеж и явно не соответствует 5% от совокупных накопленных инвестиций [25]. Более того, 66% от численности персонала КНР в Африке были направлены туда в указанном году, что свидетельствует о доминировании рабочих, а не менеджеров.
Китайские ТНК в Африке становятся объектами критики в связи с плохими условиями труда африканцев и нарушениями их гражданских прав. «Банановая резня» 1928 г., когда было подавлено восстание колумбийских рабочих, жестко эксплуатируемых «United Fruit Company» (США), привело к постепенно смягчению условий занятости. Однако в китайском бизнесе в Африке аналогичные ситуации все еще встречаются, например, в 2012 г. африканские рабочие подняли восстание на угольной шахте, требуя соблюдения новых положений законодательства о минимальной оплате труда, в результате чего был убит китайский бригадир [30]. По информации «Human Rights Watch» условия труда в китайских шахтах, несмотря на определенные улучшения, остаются самыми худшими среди ТНК.
В целях достижения ценовой конкурентоспособности, отделения китайских ТНК в Африке стремятся снизить производственные издержки, для чего местный персонал нанимается не столь активно, а также подвергается интенсивной эксплуатации. Например, в ДРК африканцы, выполняя тяжелую физическую работу, работают на китайцев в среднем 9 часов в день при 6-дневной рабочей неделе за 80 долл. в месяц. Рабочие называют иностранных менеджеров «настоящими диктаторами», которые не реагируют на критику и отвечают: «мы — китайцы» [14, p. 10.]. Более того, вскрылись факты нанесения ущерба окружающей среде в Анголе, когда китайские ТНК добывали нефть и уделяли слабое внимание ее разливам, а также активно сжигали попутный газ. Подобные случаи фиксировались при строительстве плотины в Гане, в результате чего пострадали дикие животные и речные экосистемы, в худшую сторону изменился привычный образ жизни местных жителей, а также африканцы допускались к работам с грубейшими нарушениями техники безопасности.
Активисты по защите прав человека критикуют Китай за подрыв демократических устоев и нарушение гражданских прав африканцев, т.к. для финансирования деятельности своих
177
[ fl ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТНК Пекин заключает сделки с правительствами Судана, Анголы и Зимбабве, где регистрируется высокий уровень коррупции и наблюдается выделение правящих элит, сопровождающееся углублением имущественного неравенства и общественным расслоением по уровню дохода. Китайская сторона уделяет мало внимания вопросам финансового контроля при расходовании средств африканскими правительствами, которые причитаются им в рамках контрактов. Например, в Анголе инвестиционное сотрудничество Китая при добыче нефти «сводит на нет» усилия западных стран и международных организаций по внедрению транспарентных методов ведения бухгалтерского учета, организации общественного контроля над государственным бюджетом, а также раскрытию финансовой информации частными компаниями [27, p. 5].
Повышение уровня жизни африканцев сопровождается стремлением к улучшению условий занятости, сокращению времени рабочего дня. Однако макроэкономические просчеты и высокий уровень безработицы среди африканцев вынуждают их устраиваться на работу на китайские предприятия, где они не могут работать наравне с китайцами, которые приехали в Африку исключительно ради заработка и готовы работать вахтовым методом, абстрагируясь от творческих занятий в свободное время.
При получении сиюминутной прибыли в Африке, сопровождающейся эксплуатацией африканцев, причинением ущерба
окружающей среде, косвенной поддержкой авторитарных режимов с засекреченной финансовой информацией и распространенной коррупцией, а также стремлением использовать в строительстве и на предприятиях максимальное количество китайских работников, материалов и комплектующих, китайские ТНК руководствовались цитатой Дэн Сяопина: «Не важно, какого кот цвета — черный он или белый. Хороший кот такой, который ловит мышей», которая в 80-е годы стала девизом Пекина при проведении экономических реформ.
Решение задач по диверсификации деятельности ТНК Китая в Африке подчинено императивам организации производств по выпуску продукции для местных рынков, в особенности готовых изделий и услуг, а также активизацией использования местных факторов производства в бизнесе, включая отход от методов хозяйствования, которые применялись при строительстве «TAZARA» и повышение уровня качества выполняемых работ. Достижение поставленных задач связано с наймом африканцев на должности специалистов, закупкой на местном рынке товаров и услуг, в том числе размещением заказов на выполнение научно-практических исследований, а также внедрением программ корпоративной социальной ответственности, выстраиванием отношений с властями на основе международных антикоррупционных стандартов и соблюдением природоохранных норм.
Литература
1. Абрамова И.О. «Демографический дивиденд» и будущее Африки // Азия и Африка сегодня. — 2014. — № 11. — С. 23-30.
2. Абрамова И.О. Мировая экономика в начале XXI века и ее «африканская составляющая» // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3. — С. 139-145.
3. Беккин РИ. «Деньги обладают... магической силой» // Ученые записки Казанского ун-та. Сер.: гуманитарные науки. — 2014. — № 4. — С. 223-228.
4. Беккин Р.И. Исламское финансовое право и его роль в регулировании исламских финансов // Ученые записки Казанского ун-та. Сер.: гуманитарные науки. — 2013. — № 3-2. — С. 134-144.
5. Китай — курс на создание компаний мирового класса // БИКИ. — 2005. — № 22.
6. Сапунцов А.Л. Транснациональные корпорации США в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. — 2007. — № 7. — C. 3-10.
7. About us. Company profile [electronic resource]. — URL: http://www.coscodom.com/en/
8. Annual Report. — 312 p. — URL: http://www.citic.com/Managed/Resources/docs/FinancialReports/ENG/ar2014e.pdf
9. Annual Report. — 68 p. — URL: http://www.sinopecgroup.com/group/en/Resource/pdf/2014group_e.pdf
10. China’s Africa equity fund to reach $5b in 2015 // China Daily Africa. — 03.07.2015. — URL: http://africa.chinadaily.com.cn/ business/2015-07/03/content_21170005.htm
11. China’s Outward Foreign Direct Investment Data. ISS Contemporary Chinese Research [University of Tokyo]. — 2014. — No. 15. — 173 p.
12. China-Africa Economic and Trade Cooperation (2013) / Information Office of the State Council, the People’s Republic of China. — 16 p. — URL: http://images.mofcom.gov.cn/rw/201308/20130830175534058.pdf
13. China-Africa Trade and Economic Relationship Report 2010 [electronic resource]. — 22.06.2011. — URL: http://www.focac.org/ eng/zxxx/t832788.htm
14. Chinese mining operations in Katanga Democratic Republic of the Congo / RAID. — 09.2009. — 6 p. — URL: http://www.raid-uk.org/ sites/default/files/drc-china-summary.pdf
15. Coordinated Direct Investment Survey [electronic resource]. — URL: http://cdis.imf.org
16. Form 20-F. — 119 p. — URL: http://www.sec.goV/Archives/edgar/data/1095595/000095010315003108/dp55155_20f.htm#i3a p.
17. Historical Dictionary of Niger. — Plymouth, U.K.: Scarecrow Press, 2012. — 514 p.
18. http://english.sinochem.com/g834/s1775/t9070.aspx
19. Hufbauer G.C., Adler F.M. Overseas Manufacturing Investment and the Balance of Payments / U.S. Treasury Department Tax Policy Research Study No. 1. — Wash. D.C.: U.S. Government Printing Office, 1968. — 92 p.
20. Mills G. Tazara: Buggered, but can be fixed // Daily Maverick. — 08.06.2015. — URL: http://www.dailymaverick.co.za/article/2015-06-08-tazara-buggered-but-can-be-fixed/#Va8q6LXW0lQ
21. Overseas operations [electronic resource]. — URL: http://www.minmetals.com/english/Business/OverseasOperations
22. Rabinovitch S. China: A new way of lending // Financial Times. — 23.09.2012.
23. Rongping K. The Internationalization process of Chinese Multinationals // Chinese Multinationals. — World Scientific: Singapore, 2009. — 269 p.
24. Table 11-19. Overseas Direct Investment by Countries and Regions. — URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm
25. Table 11-22. Overseas Direct Investment by Countries and Regions. — URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm
26. Tanzania-Zambia Railway Authority. Our History [electronic resource]. — URL: http://tazarasite.com/?page_id=131
27. The China Monitor. — 07.2006. — 22 p. — URL: http://www.ccs.org.za/wp-content/uploads/2009/04/ccs-china-monitor-july-
06.pdf
28. World Investment Report 2006. FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development / UNCTAD. — N.Y.; Geneva: U.N., 2006. — 252 p.
29. World Investment Report 2015. Reforming International Investment Governance / UNCTAD. — N.Y.; Geneva: U.N., 2015. — 277 p.
30. Zambian miners kill Chinese manager during pay protest // BBC News. — 05.08.2012. — URL: http://www.bbc.com/news/world-africa-19135435
31. Zhaoxi L. Chinia’s Go Global Policy // Chinese Multinationals. — World Scientific: Singapore, 2009. — 269 p. 1
1 78